ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
2012 ЭКОНОМИКА Спец. выпуск
УДК 332.158:378
РОЛЬ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И РАЗВИТИИ СТЕРЖНЕВЫХ
КОМПЕТЕНЦИЙ РЕГИОНА
Л.П. Киченко, к. экон. наук, доц. кафедры менеджмента
Электронный адрес: [email protected]
Е.С. Попова, асп. кафедры менеджмента
Электронный адрес: [email protected]
Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15
В статье рассматриваются такие понятия, как конкурентоспособность и стержневые компетенции региона, анализируется роль системы высшего профессионального образования в регионе в их развитии. Предложены схема взаимодействия региональной социально-экономической системы и системы ВПО, методика оценки вклада системы высшего образования в повышение конкурентоспособности региона.
Ключевые слова: высшее образование; конкурентоспособность региона; стержневые компетенции.
Университетское образование в своем историческом развитии претерпевало ряд внутренних изменений, обусловленных его возрастающей ролью в обществе. Академическая миссия изменяется в зависимости от задачи сохранения знания (образование) и начинает включать в себя создание знания (исследования), распространение и затем использование этого знания (предпринимательство). Каждая последующая миссия дает университету дополнительные возможности для самостоятельного формирования стратегии своего развития. В
историческом процессе эволюции модели университета как собирательного образа высшего учебного заведения выделяют четыре стадии (рис. 1): образовательный университет, исследовательский университет, массовый университет, предпринимательский университет. В то же время практика показала, что последовательное прохождение всех стадий не является обязательным и возможен переход от стадии образовательного университета сразу к предпринимательскому или возвращение на предшествующую стадию.
Образовательный университет
Миссия: сохранение знания
I Академическая рево люттия_______________
Исследовательский университет
Миссия: создание знания
II Академическая революция
Массовый университет
Миссия: распространение знания
III Академическая революция
Миссия: использование знания
Предпринимательский университет
Рис. 1. Эволюция развития моделей университета (составлено авторами, с использованием по
[8, с. 62-68])
© Киченко Л.П., Попова Е.С., 2012
Задача европейского университета в Средние века заключалась в сохранении и передаче знания. Первая академическая революция середины XIX века представляла собой трансформацию из образовательного университета в исследовательский и была связана с Гумбольди-анской реформой (Humboltdian reform) начала XIX века (связана с публикацией В. фон Гумбольдтом в 1810 г. меморандума «О внутренней и внешней организации высших научных заведений в Берлине» [21]), которая определила взаимосвязь между образованием и исследованиями, которые ранее развивались образовательными колледжами и научными кругами по отдельности. Она обусловлена промышленным переворотом и появлением фабрик и заводов, для которых необходимо готовить исследователей и специалистов. Возрастает роль научных исследований, получивших практическое применение и новой миссией университетов становится создание знаний.
Вторая академическая революция характеризовалась принятием университетами миссии экономического и социального развития и связана с мировым экономическим кризисом 30-х гг. XX в. и Второй мировой войной, когда университеты из замкнутых, обособленных организаций превратились в центры распространения передовых научных достижений. Вторая промышленная революция, базирующаяся на развитии науки, обеспечила переход к IV технологическому укладу, связанного с двигателем внутреннего сгорания и массовым производством. Высшее образование также приобретает массовый характер, для этой стадии характерен значительный рост численности студентов и расширение университетов.
С 80-х гг. XX века начинается Третья академическая революция, опирающаяся на процессы перехода к постиндустриальному обществу [19]. Зарождается «экономика знаний», основанная на производстве особого продукта -информации или знаний. Университеты становятся важной стержневой компетенцией любого региона, формируя ядро национальных инновационных систем. Роль университета расширяется, он становится центром разработки и внедрения инноваций, создания новых рабочих мест, экономического роста. При этом особое значение приобретают экономика и наука управления, обучение которым включается в учебные планы всех вузов и на всех факультетах. Университеты выступают поставщиками новых управленческих технологий, обеспечивая конкурентоспособность предприятий, регионов и национальной экономики в целом.
Проводя параллели с развитием российской системы образования, можно сделать вывод, о том, что на всем протяжении XX века университет рассматривался исключительно в
рамках его первой миссии - образовательной, тогда как наука была передана Академии наук и отраслевым институтам. Об этом свидетельствует и такой показатель, как соотношение аудиторных и самостоятельных часов в процессе обучения, с преобладанием аудиторной нагрузки, доминирование передачи информации, а не участия студентов в обработке и производстве нового знания. Только в начале XXI века у нас начался переход к модели исследовательского университета, а отдельные вузы предпринимают попытки реализации предпринимательского университета (например, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет).
Система высшего образования, так или иначе, оказывает влияние на все аспекты повышения конкурентоспособности региона, а также может выступать одной из главных стержневых компетенций. Уровень жизни населения, инвестиционная и культурная привлекательность региона, основываясь на развитии экономической сферы, неразрывно связаны с повышением региональной конкурентоспособности, конкретизирующейся путем выделения и развития ряда стержневых компетенций региона, в своей совокупности присущих только данному конкретному региону. Для более точной оценки вклада системы ВПО определим, что мы понимаем под конкурентоспособностью и стержневыми компетенциями региона.
Конкурентоспособность региона - это сложное понятие, на данный момент не имеющее общепринятого определения. В научной литературе она рассматривается как:
• эффективное использование ресурсов и его отражение через систему показателей, характеризующих положение региона (Портер М. [11]; Чуб Б.А. [17]; Селезнев А.З. [14]);
• способность производить конкурентоспособные товары (услуги) (Васильева
З.А. [3]); наличие конкурентоспособных отраслей (Смирнов В.В. [15]) и отдельных товаропроизводителей региона, способность региональных органов власти создать условия предприятиям для достижения и удержания конкурентного преимущества (Ермишина А.В. [7]);
• способность обеспечивать высокий уровень жизни населения региона (Уш-вицкий Л.И., Парахина В.Н. [16]; Шорохов В.П., Колькин Д.Н. [18]; Васильева З.А. [3]).
По аналогии с конкурентоспособностью отрасли и экономики (Азоев Г.Л., Челенков А.П. [1]) конкурентоспособность региона достигается за счет конкурентных преимуществ элементов, входящих в его экономику, условий для их эффективного взаимодействия, а также способности региона обеспечить устойчивое,
динамичное развитие региональной экономики и одновременно поддерживать высокий и стабильный уровень жизни своего населения.
М. Портер в своей работе «Международная конкуренция» выделяет четыре стадии (уровня) развития конкурентоспособности ре-
гиона (как и страны в целом), каждой из которых соответствуют свои конкурентные преимущества (табл. 1). Первые три стадии обеспечивают экономический рост, последняя - обусловливает застой и спад.
Таблица 1
Стадии развития конкурентоспособности региона (по М. Портеру [11])
Стадия Конкурентные преимущества региона
1. Конкуренция на основе факторов производства Факторы производства: природные ресурсы, благоприятные условия для производства товаров, квалифицированная рабочая сила
2. Конкуренция на основе инвестиций Агрессивное инвестирование в образование, технологии, лицензии
3. Конкуренция на основе нововведений Создание новых видов продукции, производственных процессов, организационных решений и других инноваций
4. Конкуренция на основе богатства Уже созданное богатство
Как можно увидеть, система образования обусловливает конкурентные преимущества региона на всех стадиях развития его конкурентоспособности, начиная от обеспечения потребности в квалифицированной рабочей силе и уровня квалификации и закачивая созданием и внедрением инноваций, путем развития исследовательского компонента образования. На 4-й стадии богатство концентрируется преимущественно у образованной части населения, что также свидетельствует о важности системы высшего образования. В современных условиях наиболее эффективной представляется конкуренция между регионами на основе внедрения нововведений всеми участниками региональной экономики, что способствует росту производства и улучшению качества выпускаемой продукции. Это свидетельствует о том, что «основой инновационной деятельности в регионе должно быть создание благоприятных институциональных условий для создания и внедрения новых технологий, развития образования и науки» [10].
Повышение конкурентоспособности экономики региона связано прежде всего с выявлением территориальных конкурентных преимуществ и последующим развитием их в стержневые компетенции региона. По своему происхождению конкурентные преимущества делятся на основные, или естественные (природные и климатические ресурсы, дешевая рабочая сила, выгодное географическое положение), и развитые, искусственные (высококвалифицированные кадры, передовые технологии, высокий уровень качества продукции, развитый менеджмент,
высокоэффективные институты и др.), которые и могут перейти в стержневые компетенции региона.
Стержневые компетенции определяют наиболее перспективные направления развития
региона, с помощью которых он способен занять лидирующие позиции. Этот термин впервые был введен К. Прахаладом и Г. Хэмелом в работе «The Core Competence of the Corporation» [22]. Под стержневыми компетенциями ими понимаются «коллективные знания организации, направленные на координирование разнотипных производственных навыков и связывание воедино множественных технологических потоков. Стержневые компетенции организации практически не воспроизводимы ее конкурентами, поскольку они представляют собой сложное взаимодействие индивидуализированных технологий и навыков». П. Дойль [6] выделяет не только технические, но и маркетинговые навыки, благодаря которым осуществляется инновационное развитие компании, повышается ценность компании и ее продукта для инвесторов и потребителей.
Стержневые компетенции выступают результатом «коллективного обучения организации», т.е. координации и постоянного обновления различных навыков и компетенций, а также интеграции всех реализующихся бизнес-процессов. Они основаны на коммуникациях между сотрудниками, их вовлеченности в работу и преданности организации. Компетенции являются связующим звеном между различными направлениями деятельности компании. Кроме того, они выступают движущей силой развития новых видов бизнеса компании.
Стержневые компетенции позволяют организации получить базовые долгосрочные конкурентные преимущества по отношению к другим организациям, работающим на том же рынке. Их наличие обеспечивает организации потенциальный доступ к различным рынкам и позволяет более полно учитывать запросы потребителей продукции.
В то же время они обязательно предусматривают механизмы защиты от копирования конкурентами. «Какие-то технологии, входящие в состав стержневых компетенций, конкурент, конечно же, может получить, но копирование более-менее исчерпывающей схемы внутренней координации и обучения должно представлять для него значительные трудности» [22, с. 84].
Согласно одному из подходов к пониманию сущности региона [4; 5; 12], регион можно рассматривать как квазикорпорацию, обладающую чертами экономической организации. В связи с этим мы считаем возможным применение понятия стержневых компетенций к экономике региона. Далее под стержневыми компетенциями региона будет пониматься набор уникальных конкурентных преимуществ региональной экономической системы, трудновоспроизводимый другими регионами и позволяющий организациям, расположенным в регионе, занять и удержать лидирующие позиции на внутреннем рынке страны, а при определенных условиях и на международном рынке.
«В основе стратегических конкурентных способностей (стержневых конкурентных компетенций) региона лежат, во-первых, уникальные природные и производственные ресурсы, которыми он располагает, его географическое положение, во-вторых (и это главное), сложные нематериальные (интеллектуальные) активы» [9, с. 10]. Таким образом, стержневые компетенции, по сути, приравниваются к естественным и искусственным конкурентным преимуществам региона, что, на наш взгляд, не совсем верно, поскольку не в полной мере обеспечивается выполнение основного требования -трудновоспроизводимости конкурентами. Вместе с тем нельзя не согласиться с мнением о доминирующей роли нематериальных активов, в которые входят результаты интеллектуальной деятельности физических и юридических лиц, находящихся в определенном регионе.
Согласно другому подходу, в целях разработки региональной стратегии выбирают 1 -2 стержневые компетенции, к которым относят «институциональное знание, сосредоточенное в региональных организациях, организационно -информационную систему взаимодействия региональных предприятий, репутацию и т.п.» [2, с. 49].
При практической деятельности по разработке концепций социально-экономического развития регионов бытует мнение, что стержневые компетенции можно приравнять к сильным сторонам региона в матрице SWOT-анализа При этом не учитывается главная характеристика стержневых компетенций - их уникальность и трудновоспроизводимость конкурентами, что не может быть распространено на все сильные стороны региона.
Оценка стержневых компетенций региона должна происходить в несколько этапов. Первый этап - качественная оценка наличия стержневых компетенций и возможностей их использования, составление перечня региональных стержневых компетенций. Второй этап - количественная стоимостная оценка, для которой могут использоваться методы оценки стоимости нематериальных активов, если компетенции связаны с уникальными знаниями и технологиями, а также оценка по рыночной стоимости для уникальных ресурсов с учетом оцениваемой величины их запасов.
Стержневой компетенцией региона также может стать создание ведущего образовательного и научного центра по одному или нескольким из приоритетных направлений развития экономики, превращающегося в «полюс роста» для экономики региона и источник формирования новых стержневых компетенций, основанных на знаниях. Так, это может быть рекомендовано для Пермского края, на территории которого расположены 3 научно-исследовательских университета (включая филиал НИУ ВШЭ), составляющие базу развития научного потенциала региона. Другими областями, в которых существует задел для превращения в стержневые компетенции, для Пермского края, могут выступать информационные технологии, life science, авиадвигателестрое-ние, машиностроение и порошковая металлургия.
В целом, можно отметить, что понятие стержневых компетенций региона и их состава на данный момент разработано недостаточно и может быть предметом дальнейших исследований.
Увеличение экономического потенциала региона связано с развитием системы образования, являющейся одной из его составных частей. Высшее профессиональное образование - многофункциональная система, включающая в себя образовательную, научную, просветительскую, хозяйственную, финансовую и предпринимательскую деятельность. Оно включено как в экономическую, так и в социальную сферы жизни общества, выступая источником и развития, и сохранения, стабилизации этих сфер. С точки зрения экономического потенциала ВПО способствует инновационному развитию, а также обеспечивает экономику трудовыми ресурсами. Внешний эффект образования1 выражается в повышении благосостояния общества в целом, вызванном повышением совокупного уровня образованности общества, что ведет к лучшей адаптации к условиям постиндустриального общества и выступает одним из факторов обеспечения социальной стабильности.
1 Внутренний эффект образования заключается в пользе для самого человека, повышении его уровня образования, а также в культурном и духовном развитии.
Другие его составляющие: социализация членов общества, увеличение продолжительности жизни и комфортности проживания.
Схема взаимодействия системы высшего образования с экономикой региона показана на рис. 2. На входе в систему образования поступают стандарты осуществления образовательной деятельности и ее нормативно-правовое регулирование, а также федеральное бюджетное финансирование; региональная социально -экономическая система поставляет человеческие
ресурсы (в первую очередь студентов), дополнительное финансирование научной деятельности, предлагает приоритеты и цели исследований. Главным продуктом системы образования выступают знания, в той или иной форме (профессиональная квалификация и компетенции выпускников, новые теории и изобретения, экспертизы и т.д.), которые, взаимодействуя с экономикой региона, превращаются в стержневые компетенции, обеспечивающие рост ее конкурентоспособности.
Федеральное финансирование, стандарты
Система ВПО в регионе
сЗ
н
СО
ы
с
Л
с
е
Рч
Региональная социальноэкономическая система
Стержневые компетенции региона
Рост конкурентоспособности
Рис. 2. Принципиальная схема взаимодействия социально-экономической системы
и системы ВПО в регионе
Рассмотрим подробнее, как влияют друг на друга система высшего профессионального образования и социально-экономическая система региона. Здесь можно выделить 5 основных направлений, по которым происходит прямое взаи-
модействие2: инновационный, трудовой и финансовый потенциалы региона, развитие малого бизнеса, а также повышение уровня жизни населения.
2 Косвенное взаимодействие происходит между всеми элементами региональной социально-экономической системы и системы высшего образования, но количественно и качественно его оценить в рамках данного исследования не представляется возможным.
1. Инновационный потенциал региона связан с развитием научных школ, увеличением числа ученых, развитием связей между ними как в рамках региона, так и на международном уровне. Все это способствует увеличению количества научных открытий и разработок, созданию региональной инновационной системы. Именно инновационный потенциал через развитие и внедрение инноваций наиболее выражен-но влияет на повышение конкурентоспособности региона. При этом регион может выступать заказчиком проведения исследований, направляемых на решение каких-либо стоящих перед регионом задач.
2. Трудовой потенциал региона. В рамках данного блока выделяется 2 направления воздействия высшего образования:
• подготовка кадров для экономики региона (реализация программ первого и второго высшего образования, переподготовка и повышение квалификации);
• обеспечение занятости населения, которое осуществляется через отсрочку выхода на рынок труда выпускников школ, создание рабочих мест для профессорско-преподавательского состава и других категорий сотрудников вузов, в обслуживающих отраслях.
Регион, в свою очередь, обеспечивает вузы студентами.
Развитие вузовской науки и инноваций также может выступать в роли антикризисной программы развития как относительно развитых, так и депрессивных регионов, позволяющей увеличить количество рабочих мест в регионе, перейти из региона с низкими технологиями в категорию высокотехнологичных регионов.
3. Финансовый потенциал региона. Сюда можно отнести налоговые поступления от системы образования в бюджет региона как доходную статью и развитие инфраструктуры образования (материально-технические и информационные ресурсы, обеспечивающие учебный процесс и научные исследования) в качестве расходной части.
Исследование, проведенное ОЭСР [20, с. 13], показало, что налоговые отчисления от лиц, получивших высшее образование, выше, что не только окупает инвестиции государства в образование, но и дает чистую прибыль, в том числе региональному бюджету. При этом с экономической точки зрения система ВПО является отраслью-донором регионального и муниципальных бюджетов, так как расходы этих бюджетов на учреждения высшего профессионального образования практически равны нулю.
4. Развитие малого бизнеса осуществляется через:
• развитие обслуживающих отраслей, что способствует увеличению количества малых предприятий, работающих в сфере услуг (жилищно-коммунальные услуги, общественное питание, транспорт и др.);
• инициирование создания собственного бизнеса, преимущественно в сфере инноваций, в т.ч. с помощью бизнес-инкубаторов.
5. На повышение уровня жизни населения влияют: повышение уровня образования и культуры населения, социализация населения в процессе получения образования, рост уровня доходов и качества жизни людей с высшим образованием. Таким образом, уровень жизни населения региона напрямую зависит от доли лиц, имеющих высшее образование.
Указанные 5 блоков тесно взаимодействуют между собой, поэтому эффекты, связанные с каждым из них, отражаются на всей системе.
Оценить вклад системы высшего образования в повышение конкурентоспособности региона можно с помощью предлагаемой нами методики:
1. Определяется система индивидуальных показателей, характеризующих каждое из выделенных нами направлений взаимодействия (табл. 2).
Таблица 2
Показатели результативности работы высшего образования в регионе по направлениям ______взаимодействия с региональной социально-экономической системой_________________
Название оцениваемого блока Показатель Значение показателя для целей анализа
1. Инновационный потенциал региона Доля инновационной продукции в общем объеме ее выпуска в регионе Характеризует инновационность региональной экономики, через объем инновационной продукции.
2. Трудовой потенциал региона Численность лиц с высшим образованием, занятых в экономике региона Определяет качество трудового потенциала региона, через отношение числа занятых с высшим образованием к общему числу занятых.
3. Повышение уровня жизни населения Численность выпускников вузов на 1000 чел. Рассматривается как одна из ключевых характеристик, использующихся для определения уровня жизни населения.
4. Финансовый потенциал региона Расходы консолидированных бюджетов на высшее образование в регионе Характеризует затраты региона на высшее образование.
2. Методом экспертных оценок каждому ние конкурентоспособности региона (табл. 3).
из показателей присваивается весовой коэффициент, отражающий его вклад в общее повыше-
Таблица 3
__________________________Весовые коэффициенты показателей результативности__________________________
Показатель Условное обозначение Весовой коэффи- 3 циент Коэффициент вариации
Доля инновационной продукции в общем объеме ее выпуска в регионе Дип 0,34 25
Численность лиц с высшим образованием, занятых в экономике региона ЧЗво 0,36 15
Численность выпускников вузов В 0,14 35
Расходы консолидированных бюджетов на высшее образование в регионе Рво 0,16 49
Для оценки достоверности мнений экспертов был рассчитан коэффициент вариации, позволивший сделать вывод о достаточной согласованности мнений экспертов, за исключением последнего показателя, разброс мнений относительно которого был достаточно велик.
3. На третьем этапе рассчитывается интегральный показатель результативности взаимодействия по формуле
Ипр=(0,34 Дип+0,36 ЧЗво +0,14
В)*100/0,16 Рво.
4. Проводится сравнение полученного значения для изучаемого региона с результатами других регионов, на основе чего делается вывод о
сравнительной эффективности взаимодействия высшего образования и социально-экономической системы в регионе.
Факторный анализ по каждому из индивидуальных показателей позволяет выявить «узкие места», по которым происходит отставание от регионов-лидеров. Вклад конкретного вуза может быть оценен через расчет его доли в формировании каждого показателя.
Рассчитаем результативность работы системы высшего образования в Пермском крае, а также Свердловской области и регионах Приволжского федерального округа. Данные для расчета показателей представлены в табл. 4.
3Данные весовые коэффициенты определены в результате опроса 8 экспертов, работающих в сфере высшего образования и имеющих ученую степень не ниже кандидата экономических наук. Опрос проведен авторами в апреле-мае 2012 г.
Таблица 4
Статистические данные и расчет показателей результативности работы высшего образования в регионе
(составлено на основании данных [13] и расчетов, проведенных авторами)
Регион Доля инновационной продукции в общем объеме ее выпуска в регионе, % Среднегодовая численность занятых в регионе, тыс. чел. Численность занятых с высшим образованием, % Расходы консолидированных бюджетов субъектов, млн. руб. ,е и н а в о з а р б о. а уб. « а и 5 оин мл г е р ы д о х с а еь Доля расходов на образование в общих расходах региона ВРП региона, млн руб. Доля расходов на образование в ВРП региона, % Число выпускников, тыс. чел. .ле ч .с ы т а? и н е еле еас п Число выпускников на 1000 чел. Итоговый индекс Место среди рассматриваемых региона
Пермский край 10,9 1304,8 21,9 104872,2 25282,1 24,11 544541,3 4,64 18,9 2636 7 8,52 9
Свердловская область 5,8 2064,1 23,1 156203,3 42739,8 27,36 823833 5,19 42,3 4298 10 6,97 12
Республика Башкортостан 5,5 1770,6 22,7 122253,4 33689,1 27,56 645526,3 5,22 32,6 4072 8 6,62 15
Республика Марий Эл 2,9 318,1 24,8 20660,9 4844,7 23,45 68768 7,04 5,8 696 8 7,72 10
Республика Мордовия 23,1 385 28,3 38323,9 5164 13,47 92855,1 5,56 9 835 11 23,66 1
Республика Татарстан 15,6 1810,5 25,4 193850,1 33461,2 17,26 884232,9 3,78 45,2 3786 12 15,24 3
Удмуртская Республика 4 759,2 23,8 49408,2 13419,9 27,16 229369,1 5,85 15,9 1523 10 6,86 13
Чувашская Республика 8,9 574,6 27,2 35126,4 8078,3 23,00 139481,8 5,79 14,9 1252 12 10,29 6
Кировская область 6,6 664,2 18,9 47446,7 10678,8 22,51 144989,1 7,37 11,4 1341 9 7,43 11
Нижегородская область 10,2 1710,9 27,2 119241,4 25787,1 21,63 545940,1 4,72 40,4 3310 12 11,31 5
Оренбургская область 2,7 1070,9 21,5 73183,8 17268,9 23,60 414537,2 4,17 16,1 2033 8 6,76 14
Пензенская область 4,9 667,3 24,9 42730,9 9324,9 21,82 150851 6,18 10,7 1386 8 8,76 8
Самарская область 14,2 1509,4 33,6 121103,8 23524,1 19,42 579023,2 4,06 33,9 3216 11 15,45 2
Саратовская область 7 1209 27,1 75249,4 18136,3 24,10 327181,1 5,54 24,8 2522 10 9,16 7
Ульяновская область 17,6 602,6 26 37839,4 8450,7 22,33 152627,4 5,54 11,4 1292 9 12,10 4
Таким образом, можно сделать вывод о том, что Пермский край по результативности работы системы высшего образования региона находится примерно на одном уровне с такими регионами, как Свердловская область, Республика Марий Эл, Удмуртская Республика, занимая 9-е место среди рассмотренных регионов. Имея хороший показатель доли инновационной продукции, мы значительно отстаем по числу выпускников и доле занятых с высшим образованием. Полученные результаты говорят о том, что система высшего образования в Пермском крае пока не исчерпала резервов экстенсивного роста по сравнению с соседними регионами и необходимо увеличивать численность студентов, обучающихся в вузах, а также количество и размеры самих вузов.
В данной работе впервые публикуются следующие результаты: предложено определение региональных стержневых компетенций, выделены основные направления взаимного влияния системы высшего профессионального образования и социально-экономической системы региона (инновационный, трудовой и финансовый потенциалы региона, развитие малого бизнеса, повышение уровня жизни населения), разработана методика оценки результативности взаимодействия этих систем, приведены расчеты эффективности взаимодействия для регионов Приволжского федерального округа и Свердловской области.
Список литературы
1. Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. М.: ОАО «Типография НОВОСТИ», 2000. 256 с.
2. Белых Н.Ю. Роль инвестиционных стратегий в повышении инвестиционной привлекательности региона // Инновации. 2009. №2. С. 47-49.
3. Васильева З.А. Иерархия понятий конкурентоспособности субъектов рынка // Маркетинг в России и за рубежом. 2006. №2 (52). С. 83-90.
4. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 239 с.
5. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. 4-е изд. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. 495 с.
6. Дойль П.Н. Маркетинг менеджмент и стратегии / пер. с англ.; под ред. Ю.Н. Капту-ревского. 3-е изд. СПб.: Питер, 2003. 544 с.
7. Ермишина А.В. Конкурентоспособность региона. ПЯЬ: http://www.cfin.ru/management/ strategy/cornpetitiveness.shtml (дата обращения: 09.04.2012).
8. Ицковиц Г. Тройная спираль. Универ-ситеты-предприятия-государство. Инновации в
действии / пер. с англ.; под ред. А.Ф. Уварова. Томск: Изд-во Томс. гос. ун-та систем управления и радиоэлектроники, 2010, 237 с.
9. Ощепков В.М. Нематериальные корпоративные активы субъекта федерации как фактор повышения региональной конкурентоспособности: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Пермь, 2011. 23 с.
10. Полякова Г.П. Конкурентоспособность региона и инновацинная деятельность // Вестн. Нижегор. ун-та им. Н.И. Лобачевского. Сер.: Экон. науки. 2010. №3 (2). С. 566-569.
11. Портер М.Э. Международная конкуренция / пер. с англ.; ред. и предисл. В. Д. Щетинина. М.: Междунар. отношения, 1993. 896 с.
12. Региональный менеджмент (Управление экономикой региона): монография / В.Г. Прудский, А.М. Елохов; Перм. гос. ун-т. Пермь, 2011. 328 с.
13. Регионы России. Социальноэкономические показатели. 2011: стат. сб. / Росстат. М., 2011. 990 с.
14. Селезнев А.З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России. М.: Юрист, 1999. 384 с.
15. Смирнов В.В. К вопросу повышения конкурентоспособности региона в условиях нестабильной экономики // Аудит и финансовый анализ. 2008. №2. С. 146-162.
16. Ушвицкий Л.И., Парахина В.Н. Конкурентоспособность региона как новая реалия: сущность, методы оценки, современное состояние // Сб. науч. тр. СевКавГТУ. Сер.: Экономика. 2005. №1. С. 64-85.
17. Чуб Б.А. Управление инвестиционными процессами в регионе. М.: Буквица, 1999. 186 с.
18. Шешукова Т.Г., Сергеева Н.В. Формирование системы показателей для оценки эффективности научной деятельности научно -исследовательских университетов // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 4(259). С. 53-63.
19. Шорохов В.П., Колькин Д.Н. Оценка конкурентоспособности региона // Проблемы прогнозирования. 2007. №1 . С. 92-101.
20. Education at a Glance 2010: OECD Indicators - France: OECD Publications, 2010. 472 р.
21. Humboldt W. von. О внутренней и внешней организации высших научных заведений в Берлине (пер. с нем.) // Университетское управление. 1998. №3 (6). С. 27.
22. Prahalad and Hamel, The Core Competence of the Corporation // Harvard Business Review. 1990. Vol. 68, №3. P. 79-91.