УДК 378.4:005.332.4(470.344)
Повышение конкурентоспособности образовательной организации высшего образования как фактор ее инвестиционной привлекательности
Александров А.Ю.
Кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой публичного права
Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова
В статье предложена адаптивная модель формирования конкурентоспособности образовательного учреждения высшего образования. Дано авторское определение понятия «конкурентоспособность вуза».
Ключевые слова: образовательная организация высшего образования, конкурентоспособность, модель, инвестиционная привлекательность, рынок труда.
В глобальном рыночном пространстве конкурентоспособность инновационно развивающейся экономики Российской Федерации всё в большей степени определяется качественным уровнем подготовки профессиональных кадров, осуществляемой учреждениями высшего образования страны [1-3 и др.]. При решении данной задачи возникают сложности в развитии высшего образования, связанные с лимитированием финансовых средств, поступающих из федерального и регионального бюджетов, объемы которых не соответствуют реальным потребностям вузов. В этих условиях становится важным изыскание новых подходов, обеспечивающих решение дефицита финансирования высших учебных заведений, одним из которых является привлечение внешних инвестиций. Сегодня объектами инвестирования в вузах являются результаты новых научно-исследовательских разработок, новые патенты, лицензии, а также полезный эффект в виде повышения конкурентоспособности их выпускников. Следует отметить, что в настоящее время наблюдается низкий уровень поступления инвестиций в подготовку вузовских специалистов, который определяется не только недостаточностью финансовых средств у инвесторов различной формы собственности, но относительно низкой инвестиционной привлекательностью учреждений высшего образования.
Одним из направлений инвестиционной привлекательности образовательных учреждений высшего образования является формирование высокого уровня их конкурентоспособности [4]. Реализация
активной инвестиционной политики привлечения вложений в вузы включает в себя в первую очередь широкую рекламу тех конкурентных преимуществ, которые гарантируются инвестору при внедрении инвестиционных проектов и программ. Главное конкурентное преимущество инвесторов заключается в том, что они получают квалифицированных молодых специалистов, способных освоить новые технологии наукоемких производств экономики регионов.
Стремление вузов к повышению своей конкурентоспособности ведет к поиску новых управленческих решений, анализу передовой практики в отечественном и зарубежном образовательном пространствах, а также изучению опыта, наполненного бизнесом. Инвестирование в подготовку специалистов, выпускников учреждений высшего образования должно стать престижным направлением для бизнес-сообщества, которое подкрепляется поведением самих вузов.
При существующей в настоящее время конкуренции учреждений высшего образования на рынке образовательных услуг их конкурентоспособность становится одним из главных императивов инновационного развития. Для вуза, как субъекта конкурентного соперничества, повышение его конкурентоспособности дает возможность, с одной стороны, повысить свою инвестиционную привлекательность и увеличить объемы вложений в инновационное развитие процесса подготовки квалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда, а с другой стороны, обеспечить превосходство перед
конкурентами по всем показателям, определяющим эффективность его деятельности: выполнение госзаказа подготовки специалистов по соответствующим специальностям, развитие учебной и научно-исследовательской базы, экономической, научно-исследовательской деятельности, подготовки научных кадров и т.п. При этом важную роль приобретает совершенствование и развитие методологии формирования понятия «конкурентоспособность вуза».
В экономической литературе известны определение этого понятия [5-7 и др.]. Так, авторы работы [5] формируют его как комплексную характеристику за определенный период времени в условиях конкретных рынков образовательных услуг, отражающих превосходство перед вузами-конкурентами по качеству образовательных услуг, способность успешно реализовывать существующие и внедрять новые образовательные программы, использовать современные технологии и своевременно реагировать на изменяющиеся внешние условия. Как следует из вышеприведенной трактовки, конкурентоспособность вуза является сложным понятием, которое может изменяться в зависимости от целей, задач и других факторов. Не акцентируя внимание на раскрытии содержания данного определения другими авторами, отметим, что в экономической науке пока ещё не сформировался единый методологический подход к понятию «конкурентоспособность вуза». В условиях конкуренции отсутствие единого подхода к определению этой категории затрудняет разработку стратегических целей и стратегий долгосрочного конкурентоспособного развития образовательных организаций высшего образования, а также методик количественной оценки их конкурентоспособности.
По нашему мнению, понятие «конкурентоспособность вуза» должно определяться с позиций его системного представления и включать в свое содержание такие системообразующие компоненты, как стратегическая цель инновационного развития образовательной организации высшего образования на «входе» системы, инструменты, ресурсы, процессы и методологию в её замкнутом контуре, внешнюю среду и ожидаемые результаты на «выходе».
Целью формирования высокого уровня конкурентоспособности вуза, как участника рынка образовательных услуг, является подготовка высококвалифицированных, конкурентоспособных выпускников (бакалавров, магистров, специалистов), востребованных на рынке труда и способных удовлетворить потребности современной инновационно развивающейся экономики Российской Федерации и ее субъектов [8; 9]. Следует отметить, что в настоящее время наблюдается недостаточная востребованность молодых специалистов работодателями производственной сферы, что является следствием невысокого уровня их конкурентоспособности [10].
В современных условиях вузовское образование является производственной отраслью, в которой создается образовательный продукт в виде дипломированного высококвалифицированного выпускника, обладающего потенциалом профессиональных знаний, умений и практических навыков, дающих ему возможность конкурировать на рынке труда среди реальных конкурентов на свободную вакансию. В конкурентном соперничестве выигрывает тот, кто в наибольшей степени отвечает требованиям работодателей. Практика показывает, что работодателей не удовлетворяет только высокий уровень теоретических знаний. Для быстрой адаптации молодых специалистов к практической деятельности в условиях современного высокотехнологичного производства и полноты полезного использования имеющегося потенциала, кроме теоретических знаний, в равной степени необходимы личностные характеристики, такие как: инициативность, деловитость, готовность к постоянному креативному повышению своего профессионального уровня, предприимчивость, организованность и пунктуальность, коммуникабельность и мобильность, способность работать в команде, вести здоровый образ жизни.
В условиях рыночной экономики комплексным показателем качества подготовки специалистов является именно их конкурентоспособность, которая отражает его способность побеждать соперников в конкурентных условиях и является главным фактором успеха как при трудоустройстве, так и в дальнейшей трудовой деятельности. Следовательно, формирование конкурентоспособности будущего специалиста в процессе обучения студентов является главной задачей вуза как субъекта предоставления образовательных услуг.
Решение задачи повышения условия конкурентоспособности вуза с позиции подготовки конкурентоспособных, востребованных рынком труда специалистов ставит новые проблемы обучения студентов. Особо остро они обозначены при подготовке специалистов для наукоемких отраслей экономики, требующих не только высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава, новейшего лабораторного оборудования для учебных и научно-исследовательских целей, но и динамического обновления содержания всего процесса обучения.
Повышение конкурентоспособности вузов связано с модернизацией всего образовательного процесса, оптимизацией способов и технологий обучения студентов, переосмысливанием целей и результатов подготовки конкурентоспособных специалистов для наукоемких и высокотехнологичных производств. Для обозначенных целей модернизации необходимо разработать новые инновационные образовательные программы обучения студентов, результатом реализации которых станут конкурентоспособные специ-
алисты, востребованные рынком труда. Основными участниками разработки и реализации инновационных образовательных программ должны выступать выпускающие кафедры вузов и бизнес-сообщество. Вышеперечисленное позволит сформировать у молодых специалистов профессиональные компетенции и высокий уровень личностных характеристик, обеспечивающие им конкурентоспособность и возможность быстрой адаптации к практической деятельности после окончания вуза.
Таким образом, основываясь на результатах системного анализа взаимосвязи основных компонентов, образующих понятие «конкурентоспособность вуза», предлагается её следующая формулировка, заключающаяся в его способности добиваться успехов в конкурентном соперничестве на рынке образовательных услуг путем подготовки конкурентоспособных специалистов, имеющих не только высокий уровень профессиональных знаний, умений и практических навыков, но и большой набор личностных характеристик, на
действии органа управления на все процессы его деятельности для достижения поставленной цели. При реализации предложенного механизма у вуза, как конкурентоспособного субъекта рынка образовательных услуг, появляются такие новые возможности конкуренции по сравнению с другими конкурентами, как:
• обеспечение более высоких темпов перевода процессов обучения на новые инновационные программы обучения студентов за счёт повышения инвестиционной привлекательности и дополнительных инвестиций;
• осуществление подготовки специалистов с высоким уровнем профессиональных компетенций и личностных характеристик, что делает их более конкурентоспособными и востребованными на рынке труда.
Федеральная и региональная политики подготовки квалифицированных специалистов на основе концепции социально-экономического развития страны на отчетный период
Орган управления формирования конкурентоспособности вуза, организующий достижение
стратегической цели, организационная структура которого формируются вузом
I
ИНСТРУМЕНТАРИИ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ
основе разработки и использования новых инновационных методов обучения, способных конкурировать на рынке труда и быть лидерами в борьбе с конкурентами, пользоваться спросом работодателей разных сфер экономики.
Результаты анализа содержания понятия «конкурентоспособность вуза» как системы позволяют разработать модель механизма формирования конкурентоспособности учреждения высшего образования (рис. 1), сущность которого заключается в целенаправленном воз-
Государственная поддержка федерального и регионального уровней стратегии формирования конкурентоспособности вузов
Стратегическая цель управления: формирование конкурентоспособного вуза, обеспечивающего подготовку конкурентоспособных и востребованных на рынке труда и удовлетворяющих потребности инновационной экономики специалистов
Основные направления процессов формирования конкурентоспособности вуза
Совершенствование законодательных и правовых актов, направленных на повышение конкурентоспособности вузов
Оптимизация федеральных и региональных органов управления подготовкой кадров в целях повышения их конкурентоспособности
Совершенствование и развитие государственно-частного партнерства в сфере образовательных
услуг для повышения конкурентоспособности вузов
Осуществление льготного налогообложения при финансировании инвестиционных проектов в сфере образования
Ресурсы достижения конкурентоспособности вуза
Разработка и внедрение комплексных инновационных
образовательных программ обучения студентов на основе требований инновационно развивающейся экономики
Профессорско-преподавательский состав вуза, способный креативно вести подготовку специалистов требуемой квалификации
Внедрение современных методов и технологий передачи знаний формирующие как профессиональные компетенции, так и личностные характеристики специалистов
Государственное и региональное финансирование вуза для выполнения государственного заказа на подготовку специалистов
Финансовые средства от студентов, обучающихся на коммерческой основе
Осуществление непрерывной подготовки и переподготовки научно-педагогических кадров через аспирантуру, докторантуру, а также стажировку в передовых отечественных и зарубежных вузах
Средства государственно-частного партнерства
Инвестиции от нуждающихся в конкурентоспособных на рынке труда специалистов
Создание современной учебно-лабораторной и научно-исследовательской базы
Методология формирования конкурентоспособности вуза
Формирование инфраструктуры учебного заведения, обеспечивающей здоровый и культурный образ жизни студентов и профессорско-преподавательского состава
Использование современных научных подходов к формированию конкурентоспособности учебных заведений: системного, процессного, инновационного, кластерного и т.д.
I
Результаты достижения поставленной цели: конкурентоспособность вуза, способного обеспечить подготовку конкурентоспособных специалистов, востребованных на рынке труда работодателями и отвечающих современным требованиям наукоемких и высокотехнологичных производств, которая становится в современных рыночных условиях ключевым фактором его инвестиционной привлекательности
Готовность инвесторов участвовать в финансировании подготовки квалифицированных конкурентоспособных специалистов вуза в рамках государственно-частного партнерства или кластерных интеграционных объединений для удовлетворения потребностей инновационно развивающейся экономики Российской Федерации
Рис. 1. Модель механизма формирования конкурентоспособности вуза
Разработанная модель механизма управления формированием конкурентоспособности вуза является инструментом, позволяющим эффективно решать задачу удовлетворения потребностей инновационно развивающейся экономики страны в квалифицированных специалистах.
Реализацию предложенного механизма вузы могут осуществить в рамках государственно-частного партнерства или участия в кластерном территориально-отраслевом объединении как одном из ведущих организационно-структурных элементов, выполняющем роль лидера его инновационного развития.
Литература:
1. Ленчук Е.Б. Кадровое обеспечение российской экономики в условиях перехода к инновационной модели развития проблемы управления в экономике знаний. - М.: ГУУ, 2010. - 170 с.
2. Александров А.Ю. Управление опережающим развитием образовательного пространства // Вестник НГИЭИ. - 2016. - № 3 (58). - С. 7-13.
3. Киченко Л.П., Попова Е.С. Роль системы высшего образования в повышении конкурентоспособности и развитии стержневых компетенций региона // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. - 2012. - № 3.1. - С. 13-21.
4. Александров А.Ю. Актуальные проблемы совершенствования институтов развития конкуренции и поддержки отраслей // Научное обозрение.
- 2015. - № 17. - С. 318-323.
5. Беляева Ю.В., Говорухина Е.Г., Двойных Т.В., Чекмарёв В.В. Конкурентоспособность вузов как результат инновационной деятельности // Вестник Тамбовского университета (серия гуманитарных наук). - 2009. - № 4(72). - С. 373-385.
6. Баталова О.С. Конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг // Молодой ученый. - 2010. - №10. - С. 53-58.
7. Голик А. Система внешних факторов конкурентоспособности вуза // Высшее образование в России. - 2007. - № 7. - С. 131-135.
8. Гулин К.А. Социально-экономическая модернизация России: региональный аспект: монография. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2012. - 330 с.
9. Распоряжением Правительством Российской Федерации от 17.11.2008 г. №1662-р. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
10.Шлычков В.В. От конкурентоспособной экономики к эффективному государству // Вестник экономики, права и социологии. - 2015. - № 2.
- С. 89-96.
Improving Competitiveness of the Educational Organization of Higher Learning as a Factor of its Investment Attractiveness
Aleksandrov A.Yu. Chuvash State University
The paper presents an adaptive model of competitiveness for educational organizations of higher learning. The definition of the concept «competitiveness of a university» is proposed.
Key words: educational organization of higher learning, competitiveness, model, investment attractiveness, labour market.