УДК 378 ББК 74.5
Перевозова Ольга Владимировна
кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой менеджмента и маркетинга Челябинский филиал Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
г. Челябинск Кузнецова Татьяна Сергеевна экономист - эксперт ЗАО «Жемчужина» г. Челябинск Возилова Елена Владимировна кандидат педагогических наук, доцент
кафедра менеджмента и маркетинга Челябинский филиал Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
г. Челябинск Perevozovа Ol'ga Vladimirovna candidate of pedagogical sciences head of the Department of management and marketing Chelyabinsk branch of the Finance Academy under the Government of the Russian Federation
Chelyabinsk Kuznetsova Tatiana Sergeevna economist - expert of JSC «Zhemchuzhina» Chelyabinsk Vozilova Elena Vladimirovna candidate of pedagogical sciences, senior lecturer Department of management and marketing Chelyabinsk branch of the Finance Academy under the Government of the Russian Federation
Chelyabinsk vozilova@gmail.com Роль вузов в укреплении конкурентоспособности предприятий The role of universities in strengthening the competitiveness enterprises В современных условиях развития общества всё большую популярность приобретают интеграционные процессы. Интеграция является неотъемлемой частью модернизации общества. Сегодня неактуально рассматривать «автономную» экономику, «автономное образование», «автономные» процессы
бизнеса. Все чаще речь идет о социально-экономических предпосылках интеграции бизнеса и вузов, вузов и рынка труда, вузов и потребностей работодателя, вузов и конкурентоспособности предприятий. В связи с этим выбрана тематика исследования и вопрос, представленный в статье.
In modern conditions of development of a society becoming increasingly popular integration processes. Integration is an integral part of the modernization of society. Today irrelevant to consider the "Autonomous" the economy, "Autonomous education", "offline" business processes. Increasingly, we are talking about the socioeconomic preconditions of integration of business and universities, higher education institutions and the labour market, universities and the needs of employers, universities and enterprise competitiveness. In this regard, selected topics of research and the question presented with the article.
Ключевые слова: современный вуз, рынок труда, экономические процессы, конкурентоспособность предприятий, образование и бизнес, конкурентоспособность специалистов.
Key words: modern institution, the labour market, economic processes, the competitiveness of enterprises, education and business, competitiveness specialists.
Актуальность заявленного вопроса заключается в том, что развитие
современной экономики невозможно без участия системы профессионального образования в этих процессах. Во главу угла встает вопрос о роли конкурентоспособных выпускников в развитии конкурентоспособности предприятий. Роль вузов приобретает новые смыслы и содержание. В настоящее время основной стратегической задачей любого предприятия является поддержание его конкурентоспособности. Чтобы выжить в конкурентной борьбе, организации разрабатывают новые формы бизнеса, новые услуги, внедряют инновационные технологии производства, борются за каждого клиента, изучают и анализируют рынок и многое другое. Но главным механизмом работы любого предприятия являются его сотрудники. Именно они определяют качественную основу функционирования организационной деятельности, именно их потенциал, знания и умения обеспечивают высокий уровень конкурентоспособности предприятия в условиях современного рынка и составляют его интеллектуальный потенциал. Проведя опрос среди работодателей региона, мы отметили, что практически 64% респондентов остаются недовольны уровнем подготовки выпускников вузов и уже в первый год их профессиональной работы отправляют их на повышение квалификации
или даже переподготовку. Почти 30% работодателей считают, что вузы уделяют недостаточное внимание формированию компетенций, сохраняя формальный подход, ориентированный на накопление знаний [1,2]. Возникает противоречие между потребностями предприятий в подготовке компетентных специалистов и вузами, обеспечивающими данную подготовку на формальном, оторванном от практике уровне. Сегодня роль вузов становится ключевой в многоступенчатой системе образования и в условиях жестких требований работодателя. Даже образовательные стандарты делают акцент на конкурентоспособности как ключевом и итоговом качестве выпускника [2,3,4]. Более того, сохраняя внимание к конкурентоспособности, образование, включенное в экономику знаний и систему инновационного бизнеса, продолжает нарабатывать новые модели и механизмы развития образовательной среды для обеспечения не только конкурентоспособности, но и конкурентоустойчивости выпускников вуза во времени [3,4]. В виду нового понимания значимости конкурентоспособности, как профессионального качества выпускника вуза и результата обучения по новым формам ФГОС, мы отмечаем, что роль вузов в укреплении конкурентоспособности региональных предприятий с позиции подготовки бизнес-образования во многом зависит от политики государства, региона, отрасли.
Мы выяснили, что теоретические и практические проблемы конкурентоспособности и конкурентоустойчивости, их оценки на уровне государства, региона, отрасли, предприятия, товара давно находят отражение в трудах многих зарубежных и российских авторов [2]. Нами было отмечено, что наиболее существенный вклад в изучение и развитие конкурентоспособности внесли такие зарубежные ученые: М. Портер, И. Ансофф, А. Гутман, Дж. Робинсон, П.Самуэльсон, Р. Хайес и др. В нашей стране исследованию проблем конкурентоспособности посвящены работы таких ученых, как В.И. Андреев, В.Д.Андрианов, М.В.Бойко, Ю.Б.Рубин и др.
Однако столь широкий и глобальный вопрос как формирование конкурентоспособности предприятий и конкурентоустойчивость кадров не может быть исчерпан даже такими фундаментальными трудами. Мы попытались рассмотреть такой многоплановый вопрос лишь с позиции выявленной проблемы. Суть проблемы: отсутствие интеграции экономических и педагогических методов при оценке компетентности выпускников в условиях инновационного развития экономики и рынка труда приводит к снижению роли вузов в формировании конкурентоспособности предприятий и вызывает негативные отклики со стороны общественности по поводу качества профессионального образования [1,2,3].
Мы предположили, что одним из важнейших признаков рынка является конкуренция как форма взаимного соперничества субъектов рынка, т.е. это реальная и потенциальная возможность превосходить своих соперников в самых разных условиях, постоянно совершенствуя ключевые бизнес-процессы. Конкурентоустойчивость же заключает в себе способность организации надежно сохранять свою конкурентоспособность [4]. Если рассматривать взаимоотношения между предприятиями и отраслью экономики, которая предоставляет услуги в сфере образования, то в данном случае организации (предприятия) будут являться заказчиком и потребителем, а вузы, в свою очередь, производителем и поставщиком таких услуг, товаром, в данном случае, является образовательная услуга. Говоря о роли вузов в развитии современной экономики, рассмотрим две интерпретации их деятельности. Первая представляет собой трактовку вуза как своего рода «супермаркета», предлагающего готовых специалистов и образовательные программы. В данном случае университет или институт чаще всего являются агентами, выступающими в интересах тех или иных предприятий. Второй взгляд на деятельность вуза подразумевает, что результатом его трудов является новое знание, которое создается совместно с преподавателями и студентами в процессе обучения. Это новое знание в случае его внедрения может
поспособствовать развитию новых направлений в экономике. При передаче таких знаний может произойти освоение новых социально-экономических ниш, что позволит предприятиям усилить свои конкурентные преимущества, если они, в свою очередь, смогут грамотно и вовремя ими воспользоваться. Студенты-выпускники являются конечным продуктом деятельности вузов и становятся основным носителем знаний, которые так необходимы предприятиям для осуществления и поддержания своей деятельности [4].
По данным ведущих статистических сайтов, компаний и организаций, конкурентоспособность современных менеджеров, выходящих из стен высших образовательных учреждений, остается неустойчивой и имеет отрицательную динамику во многих отраслях [2,3,4]. Мониторинг образовательных и трудовых траекторий выпускников показывает, что до 74% из них, устраиваясь после вузов по специальности, выбывают из компаний в последующие 2-3 года. По данным научно-исследовательского университета высшей школы экономики, руководители российских предприятий ежегодно тратят на цели образования порядка 500 млрд. рублей, или 85% от государственного бюджета [1]. Высшие учебные заведения являются ключевым звеном в этом процессе, поскольку именно вуз непосредственно влияет на развитие личности менеджера и осуществляет взаимодействие с предприятиями-работодателями. Взаимодействие профессионального образования с рынком труда и доминирование компетентностного подхода в профессиональной подготовке специалистов в экономических отраслях обозначило важнейшие тенденции в развитии рыночных и образовательных отношений. Мы установили, что роль вуза, в первую очередь, заключается в том, что имеет возможность полноценно обеспечить формирование конкурентоориентированности студентов и конкурентоспособности, а предприятия на этой подготовленной основе уже могут достигать конкурентоустойчивости своих сотрудников.
В ходе ранее изложенных результатов исследований, нам удалось сформулировать ряд определений, которые мы положили в основу дальнейшего
исследования. Мы определили, что конкурентоспособность в своем общем понимании - это социально-ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха, определяющая адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром. Логичным этапом нашего дальнейшего исследования стало уточнения понятия «конкурентоспособность вуза» как показателя качества вузовской подготовки и возможность реализации профессиональных и личностных качеств выпускника вуза в интересах современного производства (организации, учреждения). Далее нами был проделан еще ряд уточнений по ключевым определениям, используемым в проведении исследования. Так, например, мы подчеркнули, что конкурентоспособный специалист - это выпускник, владеющий творческой активностью, новейшими технологиями, способный обеспечить высокое качество быстро меняющейся по своим характеристикам и технологически всё более сложной продукции, стремящийся к совершенствованию и расширению своих знаний, умений, способностей постоянно учиться.
Таким образом, наша идея заключается в том, что конкурентоспособность является результатом конкурентоориентированности и основополагающим этапом при переходе к новому уровню развития профессиональной компетентности - конкурентоустойчивости. При этом совокупность конкуренто-ориентированности и конкурентоспособности как профессиональной характеристики выпускника-менеджера обеспечивает ему конкурентную привлекательность (конкурентоспособность) на рынке труда. Исходя из вышеизложенных авторских понятий, стоит сделать вывод, что желание быть конкурентоспособным для выпускников требует более проработанной концепции личностного развития. Как правило, если молодой специалист хорошо подготовлен в психологическом и социальном плане, то он легко входит в работу. Поэтому в период обучения в вузе и после него следует уделять особое внимание
своей подготовке, в том числе самоподготовке (самообразованию). Роль вуза как раз таки и заключается в том, чтобы вызвать мотивацию у выпускника учиться дальше. То есть уйти от подхода «образование на всю жизнь», а научить его самостоятельно и постоянно учиться, переходя на концепцию «образование через всю жизнь». В связи с этим в настоящее время в России выявлены две основные популяции вузов, которые могут влиять на укрепление конкурентоспособности предприятий, - это федеральные университеты и региональные вузы. Федеральные вузы, безусловно, более конкурентоспособны, чем региональные, и занимают больший сегмент образовательной системы. Но находясь с государством в довольно консервативных отношениях, федеральные университеты временами теряют свою гибкость в постоянно меняющихся условиях рынка. Тогда на выручку приходят региональные и частные вузы, именно они предоставляют недостающие дополнительные образовательные услуги, тем самым не только активизируя и заполняя появившуюся свободную нишу на рынке, но мобилизируя свою деятельность в условиях жесткой конкуренции.
Библиографический список
1. Абдразаков Р.И. Многокритериальный подход к оценке конкурентоспособности организации / Р. И. Абдразаков // Менеджмент в России и за рубежом. - 2010.- № 2. - С. IIIS.
2. Беспалов М.В. Анализ процесса формирования и развития российской инновационной экономики в современных экономических условиях / М. В. Беспалов // Экономический анализ: теория и практика. - 2010.- № 6. - С. 25-32.
3.Миляева Л.И. Конкурентоспособность выпускников в системе современного социально-экономического пространства // Управление качеством. - 2008. - № 4. - С.16-28.
4.Остервальд Я., Взаимодействие между университетом и бизнесом // Проблемы теории и практики управления. 2010. № 6. С. 65 - 69.
Bibliography
1. Abdrazakov R.I. (2010) [Multi-criteria approach for evaluating the competitiveness of the organization ]. Menedzhment v Rossii i za rubezhom [Management in Russia and abroad]. № 2, pp.11-15.
2. Bespalov M.V. (2010) [Analysis of the formation and development of the Russian innovation economy in today's economic environment]. Ekonomicheskij analiz: teorija i praktika [Economic Analysis: Theory and Practice]. № 6, pp. 25-32.
3. Miljaeva L.I. (2008) [Competitiveness of graduates in the system of modern socioeconomic space]. Upravlenie kachestvom [Quality management]. № 4, pp.16-28.
4. Osterval'd Ja. (2010) [The interaction between the university and business ]. Problemy teorii i praktiki upravlenija [Problems of the theory and practice of management]. № 6, pp. 65 - 69.