Научная статья на тему 'Роль системы менеджмента качества в формировании цифровых предприятий России'

Роль системы менеджмента качества в формировании цифровых предприятий России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
252
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / DIGITALIZATION / PRODUCT QUALITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гугелев Александр Владимирович, Можаев Олег Александрович

В статье показаны задачи СМК организации в пространстве цифровой экономики. Цифровизация и обновление СМК необходимы при переходе к системам менеджмента следующего поколения - системам, которые предстоит перестроить от формального соответствия стандартным и нормативным требованиям по принципу «соответствует / не соответствует» к оценке СМК, в первую очередь по тому, как система обеспечивает динамичный, устойчивый, эффективный рост качества продукции. СМК следующего поколения должны найти компромиссные, оптимально возможные варианты, чтобы снять противоречия между интересами заказчиков (потребителей) и необходимостью товаропроизводителей обеспечивать постоянный рост качества продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гугелев Александр Владимирович, Можаев Олег Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF QUALITY MANAGEMENT SYSTEMS IN THE DEVELOPMENT OF DIGITAL BUSINESS IN RUSSIA

The article reveals major goals and objectives of the QMS in the era of digital economy. The authors argue that digitalization and modernization of the QMS are necessary for the transition to the next generation of management systems that will have to be rebuilt from the principle of formal compliance with standard and regulatory requirements to the assessment of the QMS primarily on how it facilitates dynamic, sustainable, and efficient improvement in product quality. The next generation of the QMS should help find compromise, optimal solutions to mitigate contradictions between the interests of customers (consumers) and the duty of producers to ensure constant growth in product quality.

Текст научной работы на тему «Роль системы менеджмента качества в формировании цифровых предприятий России»

Alexander Vladimirovich Gugelev,

Doctor of Economics,

professor of the department of management, Saratov socio-economic institute (branch) Plekhanov Russian University of Economics

Oleg Aleksandrovich Mozhaev,

PhD in Technical Sciences, quality assurance director, head of the certification body for management systems, ANO "InIS VVT"

Александр Владимирович Гугелев,

доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

а.gugelevitfyandex.ru

Олег Александрович Можаев,

кандидат технических наук, директор по качеству, руководитель Органа по сертификации систем менеджмента, АНО «ИнИС ВВТ»

УДК 338.24

РОЛЬ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ЦИФРОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИИ

В статье показаны задачи СМК организации в пространстве цифровой экономики. Цифровизация и обновление СМК необходимы при переходе к системам менеджмента следующего поколения - системам, которые предстоит перестроить от формального соответствия стандартным и нормативным требованиям по принципу «соответствует / не соответствует» к оценке СМК, в первую очередь по тому, как система обеспечивает динамичный, устойчивый, эффективный рост качества продукции. СМК следующего поколения должны найти компромиссные, оптимально возможные варианты, чтобы снять противоречия между интересами заказчиков (потребителей) и необходимостью товаропроизводителей обеспечивать постоянный рост качества продукции.

Ключевые слова: система менеджмента качества, цифровизация, качество продукции.

ROLE OF QUALITY MANAGEMENT SYSTEMS IN THE DEVELOPMENT OF DIGITAL BUSINESS IN RUSSIA

The article reveals major goals and objectives of the QMS in the era of digital economy. The authors argue that digitalization and modernization of the QMS are necessary for the transition to the next generation of management systems that will have to be rebuilt from the principle of formal compliance with standard and regulatory requirements to the assessment of the QMS primarily on how it facilitates dynamic, sustainable, and efficient improvement in product quality. The next generation of the QMS should help find compromise, optimal solutions to mitigate contradictions between the interests of customers (consumers) and the duty of producers to ensure constant growth in product quality.

Keywords: quality management system, digitalization, product quality.

Вся история формирования и развития систем менеджмента качества убеждает нас в том, что успешное решение проблемы обеспечения и повышения качества любого объекта (продукции, процесса, системы или отношений) возможно лишь при согласовании и гармоничном комплексном взаимодействии всех технологических, технических, социальных, организационных и экономических рычагов для основной системы, являющейся смыслом и моделью этого объекта, т.е. на основе применения системно-комплексной методологии.

В настоящее время наблюдается повсеместное снижение эффективности СМК, созданных на базе как СРППВТ, так и международных стандартов ИСО серии 9000, что для предприятий оборонно-промышленного комплекса стало серьезной и проблемой и опасной тенденцией. Аналогичная проблема наблюдалась в 1970-х и 1980-х гг. с эффективностью комплексных систем управления качеством продукции (КС УКП), однако это не привело к их ликвидации, а только к совершенствованию

на основе применения информатизации. Практически все специалисты сходятся в мнении, что СМК -главная система на предприятии, готовая к решению задач гармоничного комплексного взаимодействия различных CALS- и ERP-решений, применяемых для управления бизнес-процессами различных предприятий оборонно-промышленного комплекса [1; 2; 8].

С учетом опыта предприятий оборонно-промышленного комплекса обновление СМК задает вектор развития процессов менеджмента в системном плане, изменяя результативность и действенность сертификации от формального соответствия нормативным требованиям и стандартным в критериях «соответствует - не соответствует» к действительно комплексной оценке СМК, представлению, как она обеспечивает устойчивый и оптимальный уровень качества продукции. Система менеджмента качества нового поколения должна быть компромиссной, компенсирующей противоречия интересов потребителей и целей товаропроизводителя обеспечивать конкурентоспособность за счет

постоянного роста качества своей продукции. По своей сути СМК следующего поколения призваны быть системами непрерывного развития, что невозможно без применения информационных технологий современного уровня, являющихся решающим фактором современности, оказывающих возрастающее воздействие на разные стороны нашей жизни, включая экономику государства. Под информационными технологическими процессами следует понимать совокупность производственных действий, методик, технических и программно-технических средств, увязанных в единую технологическую цепочку сбора, обработки, сохранения, распространения и отражения информации для серьезного сокращения трудоемкости стандартных действий, используя информационные ресурсы в СМК, с целью повышения ее результативности (R) и эффективности (W).

В национальном стандарте ГОСТ РВ 0015—002— 2012, включая международный стандарт ISO 9001:2015 и национальный ГОСТ Р ИСО 90012015, рассмотрены одни из наиболее важных показателей систем менеджмента качества - результативность СМК. То есть можно констатировать, что эта система отвечает за деятельность организации, включая регулирование взаимоотношений подразделений, и ставит своей основной задачей соблюдение определенного уровня качества и его постоянное повышение (ГОСТ РВ 0015-002-2012 СРППВТ. Системы менеджмента качества. Общие требования; ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Системы менеджмента качества. Требования).

В суть требований ГОСТ РВ 0015-002-2012 заложены принципы:

1. Ориентация на покупателя (удовлетворение запросов потребителя и желание их превзойти).

2. Лидерство со стороны высшего руководства предприятия (регулирование и контроль со стороны высшего руководства).

3. Содействие абсолютно всех работников (вовлеченность и ответственность персонала).

4. Системный подход как к качеству, так и к СМК (СМК как множество взаимодействующих процессов).

5. Постоянная процедура улучшения СМК (в условиях конкурентной борьбы предприятий оборонно-промышленного комплекса успеха достичь можно только предлагая наиболее отвечающую запросам и неосознанным нуждам заказчика продукцию).

6. Изменение политики и принятие передовых решений (постоянный сбор и анализ информации с предоставлением руководству информации для принятия решения о дальнейшей стратегии в работе).

7. Взаимовыгодные отношения с поставщиками (влияние на СМК поставщиков повышает качество продукции и снижает совокупные затраты).

Согласно стандарту ГОСТ РВ 0015-002-2012, включая международный стандарт ISO 9001:2015 и национальный ГОСТ Р ИСО 9001-2015, в любом

из предприятий оборонно-промышленного комплекса должны быть следующие документы:

1) документированные положения политики и целей в области качества;

2) руководство по качеству;

3) документированные процедуры и записи;

4) документы и записи, необходимые для эффективного планирования, управления и контроля процессов.

Процедуры формирования СМК на предприятии предусматривают:

1) создание службы качества в организации (предприятии) или же направление ответственных лиц на осуществление этой деятельности;

2) анализ имеющейся СМК на предприятии;

3) обучение назначенных сотрудников (в первую очередь), а при надобности и всего персонала;

4) регулярное проведение внутреннего аудита системы менеджмента качества в организации;

5) по результатам аудитов - проведение корректирующих мероприятий, направленных на создание и развитие на предприятии СМК, отвечающей требованиям стандартов;

6) готовность и проведение сертификации СМК внешним аудитом.

Создание документации СМК является трудоемким делом, занимающим немало времени, а обязательный и полный набор документов содержит:

1) политику и цели в области качества;

2) руководство по управлению СМК организации;

3) управление документацией;

4) управление записями;

5) внутренние аудиты;

6) корректирующие действия;

7) регламенты процессов взаимодействия в области деятельности;

8) управление несоответствующей продукцией;

9) управление рисками.

Внедрение систем менеджмента качества подталкивает организации и предприятия подвергать анализу запросы потребителей, предопределять процессы, содействующие созданию продукта, оптимальной для покупателей, а кроме того, поддерживать данные процессы в мониторируемом состоянии (нет эффективного управления без мониторинга). СМК становится базой непрерывного усовершенствования с целью роста увеличения удовлетворенности как потребителей (заказчиков), так и иных заинтересованных сторон. Наличие данной системы дает гарантию организациям и заказчикам полной уверенности в соответствии продукции исходным (заявляемым) требованиям.

Стандарт ГОСТ РВ 0015-002-2012, включая международный стандарт ISO 9001:2015 и национальный ГОСТ Р ИСО 9001-2015, определяет, каким именно способом и в каких принципах должны быть созданы информационные потоки на предприятии, а поскольку СМК в основном привязана к структуре управления предприятием, то должна быть максимально обеспечена данными с использованием всех находящихся в компании информационных ресурсов и информационных технологий.

Рис. 1. Примерная схема ИТ-обеспечения ПЖЦП Источник: составлено авторами.

С целью решения задач информационного обеспечения СМК для одних предприятий лучше подойдут PDM-системы (Product Data Management -системы управления сведениями о изделии), для других - АСУТП, для третьих - системы класса ERP (Enterprise Resource Planning - системы планирования ресурсов компании). С целью интеграции информационных процессов и формирования интегрированных информационных систем (ИИС), применяемых на разных стадиях жизненного цикла продукции (ЖЦП), выпускаемой предприятиями, в свое время и были предложены CALS-технологии. Характерная черта CALS-технологий: ни одну из сфер (PDM, АСУТП, ERP) невозможно анализировать в отрыве от других. Исключительно при совместном их применении могут быть выполнены главные принципы CALS-технологий и достигнуты нужные результаты [6].

CALS-технологии (от англ. Continuous Acquisi-tionand Lifecycle Support - непрерывная информационная поддержка поставок и жизненного цикла) -это совокупность базовых принципов, управленческих и информационных технологий, обеспечивающая поддержку жизненного цикла продукции (преимущественно машиностроительной) на всех ее стадиях жизненного цикла. CALS-решения базируются на использовании интегрированной информационной среды (единого информационного пространства), это современный подход к проектированию и производству высокотехнологичной и наукоемкой продукции, заключающийся в использовании современных информационных технологий на всех стадиях жизненного цикла выпускаемой продукции (рис. 1). За счет непрерывной информационной поддержки обеспечиваются единообразные способы управления процессами и взаимодействия всех участников этого цикла: заказчиков продукции, поставщиков (производителей) продукции, эксплуатационного и ремонтного персонала. Информационная поддержка реализуется в со-

ответствии с требованиями системы международных стандартов, регламентирующих правила указанного взаимодействия преимущественно посредством электронного обмена данными, - это совокупность процессов, выполняемых от момента выявления потребностей заказчика в определенной продукции до момента удовлетворения этих потребностей и утилизации этой продукции.

Развитие CALS-технологий должно привести к появлению так называемых виртуальных производств - «цифровых двойников» предприятий, в которых процесс создания спецификаций с информацией для программно управляемого технологического оборудования, достаточной для изготовления продукции, может быть распределен во времени и пространстве между многими организационно-автономными проектными организациями. Среди несомненных достижений CALS-технологий следует отметить легкость распространения передовых проектных решений, возможность многократного воспроизведения частей проекта в новых разработках и др.

Построение открытых распределенных автоматизированных систем для проектирования и управления в промышленности составляет основу современных CALS-технологий. Главная проблема их построения - обеспечение единообразного описания и интерпретации данных, независимо от места и времени их получения в общей системе, имеющей масштабы вплоть до глобальных. Структура проектной, технологической и эксплуатационной документации, языки ее представления должны быть стандартизированными. Тогда становится реальной успешная работа над общим проектом разных коллективов, разделенных во времени и пространстве и использующих разные CAD/ CAM/CAE/PDM/.. .-системы [2]. Стандартность и унифицированность конструкторской документации позволяет использовать ее многократно и в разных проектах, а унифицированность технологи-

ческой документации, адаптированной к разным производственным условиям, позволяет существенно сократить и удешевить общий цикл проектирования и производства. Кроме того, унифицированный подход упрощает эксплуатацию любых систем.

В последнее время при обеспечении информационной интеграции CALS активизировались работы по изданию национальных CALS-стандартов (ГОСТ 15871; Р 50.1.031-2001; ГОСТ ИСО 10303; Р 50.1.028-2001; ГОСТ Р 34.10 и др.), разработан ряд стандартов серии ГОСТ Р ИСО 10303 на основе аутентичного перевода соответствующих международных стандартов.

На российских предприятиях и в организациях -исполнителях и участниках государственного оборонного заказа (ГОЗ) концепция CALS и стандарты по CALS-технологиям пока не нашли широкого применения. В настоящее время большинство отечественных предприятий оборонно-промышленного комплекса не осознают актуальности неотложного введения CALS-технологий в промышленное производство, да и в целом в отечественной промышленности информационные технологии применяются в основном только для решения разрозненных задач конструирования, проектирования или технологических разработок, при планировании процессов, для подготовки производства и т.п. В то же время некоторые ведущие НИИ предприятий оборонно-промышленного комплекса уверены, что они занимаются CALS-технологиями давно и успешно. Однако применяемые ими ИТ, как правило, не соответствуют международным CALS-стандартам (ISO 10303 STEP), поскольку у них не решены вопросы интероперабельности в гармоничном комплексном взаимодействии ERP- и CALS-решений, внедренных на предприятии [3; 4]. Кроме того, для предприятий оборонно-промышленного комплекса при использовании ИТ на разрозненных этапах жизненного цикла продукции недооценивается сложность перехода к работе в интегрированной информационной среде. Не учитывается ведущая роль практически внедренных на предприятиях России СМК, отвечающих требованиям национального стандарта ГОСТ РВ 0015-002-2012, включая международный стандарт ISO 9001:2015 и национальный ГОСТ Р ИСО 9001-2015.

Базовое ядро любого предприятия постепенно обрастает множеством процедур, правил, корпоративных политик и ИТ-решений. Предприятия переходят к использованию новых источников информации, форматов ее представления и способов обработки. Со временем весь комплекс цифровых бизнес-процессов становится многослойным, разнородным и неэффективным, причем перенос данных между различными системами, как правило, ручной.

Сегодня назрела потребность в формировании единой структуры для совершенствования связей и кооперации между сторонами, управляемыми современными системами с целью оптимизации согласованного функционирования.

В основе такой парадигмы цифрового управления лежит и использование, наряду с СМК, сложных имитационных математических моделей

(ИММ) с высоким уровнем адекватности реальным предприятиям как объектам цифровизации. Создание подобных моделей требует использования всей доступной достоверной информации о предприятии, а совокупность таких многослойных комплексов цифровых бизнес-процессов, которые отображают все этапы ЖЦП, становится базовой для формирования «цифрового двойника» предприятия - «цифрового» предприятия.

В настоящее время на типовом предприятии, как правило, уже создана, внедрена и сертифицирована современная, интегрированная в процессы и процедуры разработки, производства и обслуживания выпускаемой продукции СМК, соответствующая требованиям национальных и международных стандартов (ГОСТ РВ 0015-002-2012, включая ГОСТ Р ИСО 9001-2015), построение и функционирование которой основывается на принципах управления качеством на всех этапах жизненного цикла продукции (ЖЦП) с учетом выбранной стратегии развития (в рамках заявленной деятельности) типового предприятия [5].

Данные этой СМК могут быть использованы для построения «цифрового двойника» предприятия с параллельным решением вопросов интероперабельности в задаче комплексирования ERP- и CALS-решений в контуре автоматизированного мониторинга качества и надежности выпускаемой продукции цифровых предприятий. АНО «ИнИС ВВТ» и Консорциум «Интегра-С» (Соглашение о сотрудничестве от 17.02.2020 г.) разработали проект «Типовое цифровое предприятие: «Интегра-планета-4Б» («ТЦП: «И-П-4Б»).

Основу проекта «ТЦП: «И-П-4Б» (заявка в ФИПС № 2019102821/08(005142) составляет цифровая автоматизированная система на базе отечественной интеграционной платформы «Интегра-планета-4Б» (патент на изобретение № 2667793), где используемый в проекте ряд программно-технических систем (ПТС) предназначен для сбора, хранения, обработки и отображения аналитической информации объектов, оборудования и процессов всех этапов ЖЦП, а также для управления контролируемыми устройствами и системами с возможностью просмотра накопленной базы данных в различном временном масштабе в режимах «анализ» и «прогноз».

Структура типового цифрового предприятия (ТЦП) представлена на рис. 2, в состав которой входят: интеграционная платформа «И-П-4Б», ЦКСАМиМ - цифровая комплексная система автоматизированного мониторинга и менеджмента (развернутая схема представлена на рис. 3), СОИБ -система обеспечения информационной безопасности, ЦКиУК - центр координации и управления компетенциями, ЦХОД - центр хранения и обработки данных, САОС - система автоматизированной оценки соответствия, КПТС - комплекс программно-технических систем, СИМ - система имитационного моделирования, ССИД - система съема информационных данных, КПТС++ - адаптированные под задачи ЦКСАМиМ приложения КПТС (рис. 4).

сим

Требования:

ISO/IEC 27001, ISO 45001, ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001, ГОСТ Р ИСО 14001, ГОСТ Р ИСО 5001, ГОСТ Р ИСО 56404, ГОСТ Р 54934, ГОСТ 12.0.230, ГОСТ Р 55062, ГОСТ Р 53893, ГОСТ Р 57193

| БЕЗОПАСНОСТЬ

| ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ

процессы: Информационная ¡безопасность, ' ^ Экологическая безопасность, ' Энергетическая I безопасность, | Объектовая безопасность, I Промышленная ¡безопасность, | Безопасность труда и здоровья

ССИД

КПТС

X.

ЦКСАМиМ

СОИБ

КПТС++

т

КАЧЕСТВО

Интеграционная платформа «H-n-4D»

ЦХОД

САОС

ЦКиУК

Требования: ГОСТ РВ0015-002 | ГОСТ Р ИСО 9001 ГОСТ Р ЕН 9101...

ОСНОВНЫЕ процессы менеджмента качества (область деятельности предприятий):

- технологические процессы;

- имитационные модели специальных и особо ответственных процессов;

- процессы проектирования;

- процессы разработки и подготовки производства;

- процессы поставки продукции и ее утилизации;

- процессы метрологического обеспечения;

- процессы управления персоналом;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- процессы взаимодействия с ВП;

- имитационные модели поведения персонала;

- процессы тренажерной подготовки персонала;

- процессы управления оборудованием;

- процессы проведения испытаний;

- процессы ремонта и обслуживания (в том числе гарантийного);

- процессы аутсорсинга.

Рис. 2. Структура типового цифрового предприятия Источник: составлено авторами.

Рис. 3. Структура цифровой комплексной системы автоматизированного мониторинга и менеджмента

(ЦКСАМиМ) Источник: составлено авторами.

Алиптирянаиные приложении

КПТС к «I1-11-4D»: «Инг сгра -Ввдео++»; «Инте I ра-СКАДА-Н-»; «Интегра Контрог»ь++»; «Интегра СКД++»; «Интегра -Ввдео-РЛ+-н»

Рис. 4. Структура формирования адаптированных приложений КПТС++ Источник: составлено авторами.

Входящая в состав структуры типового цифрового предприятия (рис. 2) ЦКСАМиМ обеспечивает управление на всех перечисленных этапах ЖЦП, замыкая на себя ветки «Безопасность» и «Качество», которые формируют обеспечивающие процессы (информационная безопасность, экологическая безопасность, энергетическая безопасность, объектовая безопасность, промышленная безопасность, безопасность труда и здоровья) в соответствии с требованиями ISO/IEC 27001, ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001, ГОСТ Р ИСО 14001, ГОСТ Р ИСО 5001, ГОСТ Р ИСО 56404, ГОСТ Р 54934, ГОСТ 12.0.230, ISO 45001, ГОСТ Р 55062, ГОСТ Р 53893, ГОСТ Р 57193 и основные процессы менеджмента качества (область деятельности предприятий) - технологические процессы, имитационные модели специальных и особо ответственных процессов, процессы проектирования, процессы разработки и подготовки производства, процессы поставки продукции и ее утилизации, процессы метрологического обеспечения, процессы управления персоналом, процессы взаимодействия с ВП, имитационные модели поведения персонала, процессы тренажерной подготовки персонала, процессы управления оборудованием, процессы проведения испытаний, процессы ремонта и обслуживания (в том числе гарантийного), процессы аутсорсинга в соответствии с требованиями ГОСТ РВ 0015-002, ГОСТ Р ИСО 9001, ГОСТ Р ЕН 9101.

Кроме того, в состав структуры типового цифрового предприятия (рис. 2) входит интеграционная платформа «И-П-4Б», представляющая собой отечественную разработку консорциума «Интегра-С» кросс-платформенного приложения с поддержкой функционирования системы на операционных системах (ОС) семейства «Linux» и ОС «Заря». Технология «И-П-4Б» - применение ОС с открытыми исходными кодами («Linux», «Заря» и др.), использование открытых протоколов обмена данными устройств и программных продуктов, визуализация состояния промышленных предприятий и их территорий в 3D ГИС исполне-

нии с привязкой всех компонентов системы автоматизированного мониторинга(видеокамер, датчиков и приборов технологических процессов, имитационных моделей управленческих и технологических процессов и моделей поведения персонала на особо ответственных технологических участках производства и испытаний и мн. др.) к географическим координатам и времени (GLONAS, GPS) и « прокачкой» по времени сформированных 3Б-данных в режиме 4D (режимы «анализ» и «прогноз») [7].

ЦКСАМиМ предназначена для автоматизированного мониторинга и управления процессами качества и надежности на всех этапах ЖЦ выпускаемой на предприятии продукции. ЦКСАМиМ входит в состав структуры «цифрового» предприятия (рис. 2) и принимает участие в формировании исходных данных для постоянной актуализации в соответствии с постоянным улучшением и развитием СМК приложений КПТС к интеграционной платформе «И-П-4D» адаптивных приложений КПТС++ (рис. 4).

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. На предприятиях сформированы и функционируют СМК в соответствии с требованиями ГОСТ РВ 0015-002-2012, включая ГОСТ Р ИСО 90012015. Для повышения результативности СМК необходим перевод их в категорию цифровых и автоматизированных.

2. Внедренные на предприятиях CALS- и ERP-решения необходимо комплектовать вокруг двух взаимодействующих систем менеджмента: СМК и СМИБ (требования ГОСТ Р ИСО/МЭК 270012006).

3. Перевод предприятий и организаций - участников и исполнителей ГОЗ в категорию цифровых предприятий («цифровых двойников») целесообразно проводить на основе ЦКСАМиМ с применением интеграционной платформы «И-П-4D» проекта «ТЦП: «И-П^».

4. Для развертывания проекта «ТЦП: «^-Q^D» на предприятиях и в организациях - участниках и

исполнителях ГОЗ необходима проработка дорожной карты с позиционированием в предлагаемый, в содружестве «АНО «ИнИС ВВТ» - Консорциум «Интегра-С», национальный проект «Безопасность и качество».

5. Для детальной проработки проекта «ТЦП: «И-П-4Б» необходима организация НИОКР.

1. Братухин А.Г., Давыдов Ю.В., Суворов В.И., Брату-хин В.А. CALS - необходимое условие высокого качества конкурентоспособной техники // Качество и HŒH(CALS)-технологии. 2004. № 2. С. 25-32.

2. Бриндиков А.Н., Барабанов В.В. Проблемы развития ИПИ-технологий как средства кардинального повышения качества продукции и эффективности производства // Качество и ИПи(cALS)-технологии. 2005. № 2. С. 28-32.

3. Бушуев А.Н., Гугелев А.В. Применение ISO/IEC 17021:2011 при сертификации корпоративных стандартов // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2014. № 2 (51). С. 38-42.

4. Гугелев А.В. Формирование систем менеджмента качества предприятий наукоемких отраслей // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2005. № 10. С. 27-31.

5. Гугелев А.В. Цифровизация в системе менеджмента качества // Перспективы развития отечественных предприятий в условиях формирования цифровой экономики: материалы Междунар. (очно-заочной) науч.-практ. конф. Саратов, 2018. С. 158-161.

6. Иванов C.B. Технология применения PDM-систем для управления конструкторскими данными // Информационные средства и технологии: труды междунар. конф.: в 3 т. (г. Москва, 12-14 октября 2004 г.). М.: Янус-К, 2004. Т. 3.

7. Интеграционная платформа «Интегра-Планета-4D» // Перспективные информационные технологии (ПИТ 2015): труды Междунар. науч.-техн. конф. / под ред. С.А. Прохорова. Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН, 2015.

8. Концепция развития CALS-технологий в России. М.: Министерство промышленности, науки и технологий РФ, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.