Научная статья на тему 'Роль симуляционно-тренингового центра в подготовке кадров в акушерстве и неонатологии'

Роль симуляционно-тренингового центра в подготовке кадров в акушерстве и неонатологии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
119
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Малышкина А. И., Панова И. А., Чаша Т. В., Харламова Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль симуляционно-тренингового центра в подготовке кадров в акушерстве и неонатологии»



Тезисы конференции с международным участием

«Инновационные образовательные технологии в медицине» (Москва, 27-28 сентября 2012 г.)

упор делался на теоретическую подготовку, то, в соответствии с концепцией ФГОС-3, в настоящее время до 70% объема подготовки составляет имитационное обучение. На I этапе студенты проходят теоретические занятия, на которых знакомятся с техникой выполнения различных манипуляций на основе четкого алгоритма. II этап включает освоение навыка под руководством преподавателя. На этом этапе широко используются инновационные методы обучения: мастер-классы, учебные игры, включающие элементы практической деятельности у постели больного. В дальнейшем студенты отрабатывают навыки самостоятельно до ликвидации ошибок. III этапом подготовки является учебная практика.

В задачи учебной практики в медицинском вузе входят: 1) закрепление монокомпонентных навыков; 2) формирование сложных поликомпонентных навыков; 3) формирование коммуникативных навыков в условиях профессиональной среды (навыки взаимодействия медсестра — пациент, медсестра — врач, медсестра — родственники пациента), навыков ас-сертивного поведения, толерантности, деонтологических навыков; 4) умение работать в команде (распределение обязанностей, определение лидерских качеств, соответствие занимаемой должности). По окончании учебной практики проводится зачет с использованием стандартизированных бланков наблюдений, который, по сути, является допуском в клинику и позволяет поставить задачи для производственной практики по отработке практических навыков и выведению их на уровень владения. Производственная практика проводится на клинических базах академии, где студенты под руководством базовых руководителей выполняют должностные обязанности медицинской сестры, закрепляют полученные навыки при работе с реальными пациентами, приобретают опыт практической работы. Зачет после производственной практики является заключительной формой контроля по дисциплине, где преподаватель получает обратную связь по освоению дидактических единиц дисциплины, на основании которой проводится последующая методическая корректировка преподавания.

Выводы. 1. В структуре преподавания дисциплины «Сестринское дело» ведущее значение придается освоению практических навыков. 2. Основой практической подготовки по дисциплине является использование имитационных методов обучения в Центре непрерывной практической подготовки обучающихся. 3. Особое внимание в преподавании дисциплины уделяется формированию коммуникативных навыков. 4. Важной составляющей организации учебного процесса является система контроля и обратной связи для корректировки системы преподавания

А.И. Малышкина, И.А. Панова, Т.В. Чаша, Н.В. Харламова Роль симуляционно-тренингового центра в подготовке кадров в акушерстве и неонатологии

ФГБУ«Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства им. В.Н. Городкова»

Одним из критериев, характеризующих качество оказания медицинской помощи, является квалификация специалистов. Тезис «кадры решают все» не потерял и не потеряет никогда своей актуальности. Реализация приоритетного Национального проекта «Здоровье», переход субъектов Российской Федерации на новые критерии регистрации

Медицинское образование и профессиональное развитие №3 (9) 2012

М

ПРИЛОЖЕНИЕ

рождений, рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения, и на современные технологии выхаживания детей, родившихся с низкой и экстремально низкой массой тела, предъявляют особые требования к квалификации медицинского персонала. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2010 принято решение о создании и финансировании обучающих симуляционных центров в федеральных государственных учреждениях, имеющих в своем составе клинические подразделения, которые оказывают медицинскую помощь женщинам в период беременности и родов, а также новорожденным детям. Уникальность симуляционного центра, открытого на базе Ивановского научно-исследовательского института материнства и детства им. В.Н. Городкова, состоит в том, что в одном здании находятся система симуляционного обучения, лекционные залы, операционные, палаты, родильные залы и отделения новорожденных (в том числе отделение реанимации и интенсивной терапии новорожденных). Аналогичные центры в России созданы в Москве, Санкт-Петербурге, Томске и Челябинске.

Симуляционные центры принципиально отличаются от обычных вузов: на их базе врачи получают не только теоретические знания, но и совершенствуют практические навыки, отрабатывают модели поведения медицинского персонала (работа в команде) при ведении родов и возникновении критических ситуаций в акушерской практике, при развитии неотложных состояний у новорожденных различного срока гестации, в том числе при проведении первичных реанимационных мероприятий в родовом зале. Акушерство и гинекология, анестезиология и реаниматология, неонатология, в отличие от других специальностей, наиболее часто связаны с оказанием помощи при возникновении различных критических ситуаций. Эти знания и навыки невозможно приобрести и отработать на реальных пациентах (в связи с угрозой для их жизни, а также по этическим соображениям). Клинические ситуации, которые в практике встречаются достаточно редко, при помощи манекена можно воспроизводить с любым необходимым количеством повторов в условиях, полностью соответствующих реальности. В нашем симуляционном центре врачи акушеры-гинекологи, неонатологи и анестезиологи-реаниматологи, работающие в медицинских организациях акушерско-гинекологического профиля, практикуются на высокотехнологичных виртуальных медицинских тренажерах, симуляторах, муляжах, манекенах и человекоподобном роботе-имитаторе (единственном в стране), которые подключены к электрической сети и системе подачи дыхательных газов. На симуляторах можно принимать роды, делать кесарево сечение. Симуляционный центр имеет в своем составе не только манекены-симуляторы роженицы и плода, но и следящую аппаратуру. Робот-симулятор обладает физиологией человека — при тех или иных внешних воздействиях, манипуляциях медперсонала или введении лекарств автоматически измененяются жизненные параметры. При этом симуляторы могут издавать звуки, разговаривать, отвечать на вопросы. Манекены новорожденных имеют высокий уровень реалистичности, соответствуют параметрам доношенных и глубоко недоношенных новорожденных. Симуляторы издают звуки, способны двигать конечностями, изменять цвет кожных покровов, производят дыхательные движения, имитируют сердечную деятельность. На манекенах новорожденных можно воспроизвести различные нарушения со стороны дыхательной, сердечно-сосудистой, центральной нервной систем. При обучении врачей используется самая современная медицинская аппаратура, включая аппара-

м

Медицинское образование и профессиональное развитие №3 (9) 2012

Тезисы конференции с международным участием

«Инновационные образовательные технологии в медицине» (Москва, 27-28 сентября 2012 г.)

ты искусственной вентиляции легких, открытые реанимационные системы, мониторы слежения, инкубаторы и др. Все, что происходит в учебных комнатах, записывается на видеоноситель, что крайне важно и необходимо для проведения последующего разбора клинических ситуаций (дебрифинга) и позволяет курсантам видеть то, что они делают, и слышать то, что говорят. Врачи, составляющие команду, погружаются в обстановку, наполненную реалистическими визуальными, звуковыми и тактильными сигналами. В центре проходят обучение врачи из Рязанской, Ивановской, Тамбовской, Костромской, Тюменской, Ульяновской, Белгородской и Пензенской областей и Дальневосточного округа. География обучаемых территорий постоянно расширяется. Преподавателями си-муляционного центра являются ведущие специалисты Ивановского НИИ материнства и детства — акушеры-гинекологи, неонатологи, анестезиологи-реаниматологи, доктора и кандидаты медицинских наук, которые одновременно являются высококвалифицированными врачами с большим опытом практической работы. Обучение проводится в рамках 72-часовой программы тематического усовершенствования по разделам: «Клиническое акушерство (практический курс с использованием симуляционных платформ и тренажеров родов)», «Интенсивная терапия в неонатологии — практические навыки и умения», «Анестезия, интенсивная терапия и реанимация в акушерском и гинекологическом стационарах» (на базе обучающего симуляционного центра).

Необходимо, чтобы каждый российский врач с определенной периодичностью (1 раз в 3—5 лет) имел возможность отрабатывать и совершенствовать свои профессиональные навыки на тренажерах. Предлагаемый подход к подготовке врачей разных специальностей позволит более эффективно обучать новейшим перинатальным технологиям и внедрять их в деятельность учреждений родовспоможения, что, в свою очередь, приведет к повышению эффективности мероприятий, направленных на снижение материнской и младенческой смертности.

Г.С. Кемелова, Р.С. Досмагамбетова, А.С. Кусаинова Повышение потенциала преподавателя вуза — гарантия качества повышения образования

РГП «Карагандинский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Республики Казахстан

Основной задачей медицинского образования является передача знаний, опыта, культуры, традиций новым поколениям. Одним из показателей высокого уровня развития страны является конкурентоспособность в сфере образования на международном рынке, поэтому на данном этапе образование в Республике Казахстан (РК) является общенациональным приоритетом. В ежегодном Послании Президента народу РК уделяется большое внимание образованию и подготовке высококвалифицированных специалистов, способных удовлетворять потребности и ожидания общества. Возрастающие требования общества к качеству оказания медицинской помощи и профессиональному уровню медицинских специалистов, темп развития и внедрение новейших технологий в медицину повышает ответственность медицинских вузов за подготовку выпускников.

Медицинское образование и профессиональное развитие №3 (9) 2012

м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.