Л. П. Рассказов, В. Л. Рассказов
РОЛЬ ШАРИАТА И АДАТА В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ, СОВЕТСКИЙ И ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОДЫ
В данной статье рассматривается правовое регулирование общественных отношений на Северном Кавказе. Проанализировав исторический опыт, автор приходит к выводу, что включение отдельных норм и принципов мусульманского права и адата в российскую правовую систему -вполне вероятная перспектива развития законодательства ряда республик в составе России.
Ключевые слова: мусульманское право, адат, шариат, Северный Кавказ, ислам, Коран, законодательство.
Ислам, как известно, зародился на Аравийском полуострове. Вместе с данной религией возникло и огромное мусульманское государство -Арабский халифат [1, с. 24]. Арабы завоевали значительную часть территории Кавказа, внедряя в общество шариат. Однако на Северном Кавказе, наряду с нормами шариата, применялись и обычные нормы (нормы адата).
В связи с этим следует отметить, что и до Кавказской войны, и в ходе ее сторонники ислама пытались изъять из жизни горцев нормы адата и заменить их нормами шариата. Особенно настойчив был в этом первый имам (полубожественный правитель мусульманского теократического государства) имамата, созданного на территории Дагестана и Чечни в конце 20-х годов XIX века, - Гази-Мухаммед. Он считал, что адат - это дьявольское наваждение, а шариат -божья благодать. После Гази-Мухаммеда имамом стал Гамзат, после смерти которого имамом был избран Шамиль - третий и последний имам теократического мусульманского государства на Северном Кавказе [2, с. 4-6].
Шамиль, как и предыдущие имамы, пытался силовыми методами ввести законы шариата. Об этом говорят следующие документы: «Письмо Шамиля чеченскому народу о подчинении шариату под угрозой наказания» (1836 год), «Воззвание Шамиля к жителям Анкртальского общества о присоединении к его полчищам под угрозой мести» (1836 год), «Письмо Шамиля и Хаджи Ташова князьям общества Кенак с предложением подчиниться власти Шамиля (Шамиль -ставленник султанской Турции и английских колонизаторов. - Авт.) под угрозой строжайшего наказания» (1836 год) [3].
Шамиль был твердо убежден, что горцами можно управлять только жесткими мерами [4, с. 25, 26]. В связи с этим он выработал целый
ряд указаний и правил, так называемые низа-мы, в которых содержались различного рода предписания. Их можно условно разделить на две части. Первая - не имеющая прямого отношения к шариату, но основанная на религиозно-этической базе. К ней относились правила государственного управления и военного дела, предписания общего гражданского характера (например, запрет на расчистку и вырубку леса без особого разрешения, запрет на общение с русскими, требование не принимать при денежных расчетах русские монеты, отчеканенные в Тифлисе, и так далее).
Вторая часть предписаний была напрямую связана с шариатом. В них излагались отдельные его положения, давалось их толкование (например, объяснялись предписания шариата щадить сдавшегося противника и убивать тех, кто не желает склониться перед знаменем ислама, правила шариата по заключению брака, разводу супругов, калыму, наследованию и другие). В предписаниях содержалась и новая трактовка некоторых положений шариата, расширяющих его применение по принципу «от меньшего к большему». Главным образом это казалось наказаний за преступления. Так, если за воровство по шариату полагалось отсечение правой руки, то по предписаниям Шамиля за первые два случая кражи вор наказывался трехмесячным лишением свободы, смертью - за третий.
Большое внимание Шамиль обращал на борьбу с пьянством. Как известно, пить вино и другие алкогольные напитки мусульманская религия считает величайшим грехом. Даже сидеть за столом, где пьют вино, и при этом есть что-либо считалось грехом. Запрет на употребление алкогольных напитков в исламе не является случайным, ибо у арабов алкоголизм был известен за много веков до возникновения ислама (термин
«алкоголь» арабского происхождения - алъ-Ку-хул - «яд, спирт»), что и предопределило борьбу с пьянством. Кроме того, запрещение шариата употреблять вино из опасения, что это окажет отрицательное влияние на нравственные и религиозные устои.
Шамиль ужесточил требования ислама по борьбе с пьянством. Так, шариат предусматривает нанесение 40 палочных ударов за каждый случай пьянства. По решению Шамиля, число ударов увеличено вдвое. Кроме того, имам запретил продавать виноград тем, кто умеет делать вино. Совершение преступления в состоянии опьянения считалось отягчающим обстоятельством и нередко наказывалось смертной казнью [5]. Иногда пьяниц окунали в чан с вином, пока они не начинали захлебываться, при этом остальные осыпали грешников грязью и коровьим навозом. Были и более унизительные наказания, о чем свидетельствует письмо Шамиля: «...Провези ее по всему селению, посадив верхом на осла и вымазав ей лицо сажей, прикажи бить ее без пощады ногами, а затем прогони из села, как подлую собаку, - без всякого снисхождения» [6, с. 57].
Боролся Шамиль и с курением. К курильщикам применялись также позорящие наказания. В частности, в носу виновного проделывали дырку, в которую продевали веревку, и на нее нанизывали трубку или табачные листья. С такой трубкой курильщиков возили по селам верхом на осле задом наперед. Такая борьба Шамиля с курением имела место, несмотря на то, что прямых запретов на курение в шариате нет, так как во времена пророка Мухаммеда и его сподвижников табака в Аравии не было.
Строго следил Шамиль за тем, чтобы мусульмане не владели так называемыми «нечистыми вещами», к которым относили вино, свинину, книги, противоречащие исламу. В Коране говорилось: «Люди! Из тех благ, какие есть на земле, ешьте только разрешенные в пищу, Бог запрещает вам в пищу мертвечину, кровь, свиное мясо» [7, с. 47].
Шамиль боролся против адатов, которые, по его мнению, являлись вредными. Одним из самых вредных адатов Шамиль считал калым (выкуп за невесту), который был широко распространен в горах. Вследствие требования от жениха большого калыма (от 80 до 200 рублей серебром) значительная часть молодых людей не могла вступить в брак. Множество горцев до старости оставались холостяками. Поэтому молодые горцы зачастую вынуждены были похищать девушек. На этой почве совершались убийства, которые, в свою очередь, приводили к кровной мести [8, с. 38]. Шамиль резко уменьшил размер калыма - до 20 рублей за девушку и до 10 рублей за вдову и разведен-
ную. При этом Шамиль ссылался на пример пророка Мухаммеда, который именно такую цену платил за своих будущих жен. Кроме того, Шамиль предоставил право еще уменьшать калым по взаимному согласию сторон.
После резкого уменьшения калыма Шамиль обязал юношей после 17 лет и девушек, достигших необходимого возраста, вступать в брак. За нарушение этого правила юношу сажали в темницу и брали с него штраф за каждый день, пока он не решался вступить в брак. При этом имам полагал, что безбрачие как нарушение законов природы могло увлечь джигитов на греховный путь. Кроме того, холостой воин, по мнению Шамиля, - воин не совсем настоящий, если ему не надо защищать собственную семью.
Следует отметить, что меры по внедрению шариата оказались весьма действенными. Так, в 1842-1843 годы русские отмечали большое «исправление» в поведении и моральном состоянии горцев, прежде всего чеченцев [9, с. 327].
Как мы уже знаем, после пленения Шамиля имамат распался. После окончания войны Правительство России решило использовать для установления миропорядка в этом сложном регионе такую систему управления, которая сочетала бы в себе нормы шариата, адата и законов Российской империи. В связи с этим в Положении об управлении Дагестанской областью было установлено: «Судопроизводство отправляется по адату и шариату и по особым правилам постепенно составляемым, на основании опыта и развивающейся в них потребности» [10, с. 10-14].
Данным Положением разграничивались дела, судопроизводство по которым осуществлялось по адату и шариату.
По адату должны были рассматриваться следующие преступления: 1) убийство и кровная месть; 2) ранения; 3) ссоры и драки; 4) сватовство и увоз женщин; 5) изнасилования; 6) разврат; 7) воровство; 8) грабеж с насилием и угрозами, не представляющими опасности для жизни и здоровья ограбленного; 9) поджог и порча чужого имущества; 10) поземельные споры, жалобы поселян на владельцев, нарушение различных общественных постановлений и т. п.
По шариату должны были разбираться семейные и наследственные споры, а также споры по имуществу и другие споры гражданско-правового характера.
Кроме того, действовало и имперское законодательство. Так, за измену, разбой, хищение казенного имущества и другое жители Дагестанской области могли предаваться суду по военно-уголовным законам.
Следует отметить, что нормы шариата сыграли положительную роль в деле уменьшения уровня преступности на Кавказе, поскольку нормы адата, в отличие от норм шариата, не мешали распространению пьянства, грабежей и своеволия. Поэтому царская администрация поддерживала шариат, считая его приемлемым для мусульман правом. В то же время признавались и нормы адата. Адатское право было систематизировано, рационализировано и отредактировано сообразно российским правовым понятиям. Признание адата и шариата элементами системы права России в XIX веке, инкорпорация их в правовую систему империи обусловили зарождение в унитарной России правового плюрализма, что сыграло положительную роль в обеспечении правопорядка и эволюции правосознания в мусульманских регионах России, в частности на Северном Кавказе.
После Октябрьской революции 1917 года определенный период времени обычное и мусульманское право мирно сосуществовали с советским правом. Большевики, захватив власть, не могли оставить без внимания исламский фактор. Численность мусульман на территории России к этому времени составляла около 30 млн человек. 20 ноября 1917 года советским Правительством было принято «Обращение ко всем трудящимся мусульманам России и Востока». В нем отмечалось: «.. .Отныне ваши верования и обычаи, ваши национальные и культурные учреждения объявляются свободными и неприкосновенными. Устраивайте свою жизнь свободно и беспрепятственно. Вы имеете право на это. Знайте, что ваши права, как и права всех народов России, охраняются всей мощью революции и ее органов, Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов... Вы сами должны быть хозяевами вашей страны! Вы сами должны устроить свою жизнь по образу своему и подобию» [11, с. 66].
Для работы с мусульманским населением большевики создавали соответствующие органы, среди которых можно выделить Центральный мусульманский комиссариат Наркомнаца и Центральное бюро коммунистических организаций народов Востока при ЦК РКП(б). Довольно часто проводились съезды мусульман.
В первые годы советской власти была легализована шариатская юстиция там, где она фактически сохранилась. С поддержкой судов шариата для мусульман выступали С. М. Киров, руководивший партийной работой в Закавказье, и И. В. Сталин, отвечающий за национальную политику большевиков. 13 ноября 1924 года на Чрезвычайном съезде народов Дагестана И. В. Сталин отметил, что власть не запрещает шариат, так как считает его «правомочным обычным правом», а обычаи она
признает [12, с. 394-397]. В связи с этим следует отметить, что И. В. Сталин, по сути, свел шариат до адата, что, конечно, было неправильно.
Таким образом, в первые годы советской власти официально сохранялось судопроизводство на основе шариата. В целом в Советском государстве в 20-е годы XX века нормы шариата использовались во многих мусульманских регионах страны. При этом большевики пропагандировали то общее, что было свойственно и исламу, и социализму: коллективизм, приоритет интересов общины, свободу от рабства, равенство и социальную справедливость, обязанность помогать бедным.
Однако в конце 20-х годов в политике руководства страны происходят кардинальные изменения. Как известно, эти изменения коснулись всех сфер жизнедеятельности общества. Так называемый коренной перелом не обошел стороной и сферу отношений государства с церковью. Началось широкое наступление власти на все религиозные конфессии в СССР. Атеистическое государство вело борьбу против всех религий, в том числе и против ислама. Закрывались мечети и медресе, их имущество конфисковывалось, шариатские суды заменялись светскими. Мусульманское судопроизводство было ликвидировано. С этого времени прекратилось и легальное существование шариата в СССР.
Но нелегально он продолжал функционировать. В некоторых случаях спорные вопросы рассматривались неофициально советами старейшин, аксакалами, главами рода или клана. Многие установления шариата люди исполняли добровольно. Об этом свидетельствуют, в частности, данные научных изысканий доктора юридических наук В. Н. Фадеева. Им в процессе научной работы проводился опрос различных групп населения регионов Средней Азии. На вопрос: «Какими нормами Вы руководствуетесь в личной жизни и во взаимоотношениях с людьми?» - абсолютное большинство респондентов ответило: «По-мусульмански, по заветам отцов, по заветам пророка Мухаммеда». Положительные стороны религии опрошенные видят, прежде всего, в том, что она удерживает от «дурных» поступков [13, с. 5-7].
В конце 80-х - начале 90-х годов происходят кардинальные изменения. В 1991 году прекратил существование СССР. После его распада центробежные тенденции проявились и в России. В некоторых регионах велика была роль сепаратистов. Некоторые республики (например, Саха (Якутия) перестали платить налоги в федеральный бюджет. Руководство всех республик заявило об их суверенитете.
Особенно сложным было положение в Чечне. Ее руководство заявило о намерении постро-
ить независимое исламское государство. Руководитель сепаратистов Джохар Дудаев сделал ставку на возрождение иерархии тейпов (родовых кланов), что отличало его от Шамиля, который, наоборот, пытался их роль нивелировать и уничтожить эту иерархию. Новая элита за счет различных средств, в том числе полученных преступным путем, «поднимала» родные тейпы. Все это усугубляло и без того сложную ситуацию. В этот момент на политической арене в Чечне появляется ваххабизм. Его сторонники рьяно взялись за установление новых порядков преступными методами. Так, распространенным явлением стали захваты заложников, убийство «неверных», погромы магазинов, продающих спиртные напитки, а за их употребление следовало наказание в виде ударов палками (обычно 40 ударов). Следует отметить, что во второй половине 90-х годов в Чечне фактически утвердилось безвластие. Международные террористы, заботясь в том числе о финансовых интересах, использовали ваххабизм как ширму, за которой скрывались деяния, не имеющие ничего общего с нормами ислама.
В то же время делалась попытка создать судебную систему на шариатской основе. В 1996 году был принят Уголовный кодекс Чеченской Республики Ичкерия. Он был создан на основе предписаний мусульманского права и его основного источника - Корана. Согласно этому Кодексу шариатские суды выносили приговоры, которые приводились в исполнение, например, путем расстрела или побивания камнями, нередко публично. В первые годы после принятия Кодекса его нормы применялись достаточно часто.
В это время Чечня практически вышла из правового поля России. Помимо вооруженного конфликта между Российской Федерацией и сепаратистами Чечни, возник также конфликт правовых систем - российской, основанный на принципах светского государства, и чеченской, вобравшей в себя нормы и принципы шариата и адата.
Следует отметить, что федеральные власти России не признавали чеченский Уголовный кодекс, рассматривая его принятие и применение как прямое нарушение законодательства Российской Федерации.
Как известно, в начале нового XXI столетия в Чечне, как, впрочем, и по всей стране, постепенно политическая ситуация улучшается. «Парад суверенитетов» был прекращен. Положение на Северном Кавказе вообще и в Чечне в частности стабилизировалось. Был проведен целый ряд мероприятий по восстановлению законности и правопорядка, основанных на российском законодательстве. В силу этого применение норм Уголовного кодекса Чеченской Республики Ичкерия было запрещено, как и некоторых одиозных норм
шариата, противоречащих российскому законодательству.
Однако следует отметить, что многие народы Северного Кавказа веками жили по нормам шариата и адата. К этому следует добавить, что для людей, исповедывающих мусульманскую религию, ислам - не только религия, но и мораль, право и образ жизни. Это касается не только Северного Кавказа, но и ряда других регионов России со сходными культурными, религиозными и правовыми традициями, особенностями национальной психологии.
Отметим, что в различных регионах России существуют различные направления, прежде всего суннитского, ислама. Это объясняется этническими особенностями, тесным переплетением с местными обычаями и традициями и несовпадением толков мусульманского права, исторически утвердившихся в разных регионах. Так, в Поволжье преобладает хани-фитское направление ислама, на Северном Кавказе - шафиитское.
С учетом исторического опыта можно предположить, что включение отдельных норм и принципов мусульманского права и адата в российскую правовую систему - вполне вероятная перспектива развития законодательства ряда республик в составе Российской Федерации, в частности на Северном Кавказе. Представляется, что возможность использования мусульманского права и адата в России касается главным образом частноправовых отношений. Вместе с тем необходимо отметить, что недопустимо под видом возрождения мусуль-манско-правовой культуры легализовывать неправовые обычаи и традиции, а также нормы шариата, которые нарушают нормы и принципы российского права.
Следует отметить, что ислам в целом демонстрирует законопослушание и лояльность по отношению к власти, готовой уважать разделяемые им ценности. Поэтому внедрение в сознание российских мусульман истинных ценность ислама будет способствовать борьбе с международным терроризмом. Пацифистская направленность религиозных мусульманских организаций, развенчание исламистских мифов делают их союзником государства в борьбе с терроризмом и представляют значительный интерес, так как являются мирной альтернативой воинствующему исламизму.
Литература
1. Рассказов Л. П., Кангезов М. Р. Мусульманское право как разновидность религиозного права // Общество и право. 2010. № 1.
2. Мухаммед Тахир ал-Карахи. Три имама. Махачкала, 1990.
3. Сборник документальных материалов / под ред. Ш. В. Цогарейшвили. Тбилиси, 1953.
4. Насардинов С. Чечня: мифы о религии и политическая практика. Россия и мусульманский мир // Бюллетень реферативно-аналитической информации. 1996. № 4(46).
5. Покровский Н. И. Кавказские войны и имамат Шамиля. М., 2009.
6. Шамиль. Иллюстрированная энциклопедия. М., 1977.
7. Коран. Сура 2, аяты 163, 168. М., 1990.
8. Леонтович Ф. И. Адаты кавказских горцев. Одесса, 1882-1883.
9. Гаммер М. Шамиль. Мусульманское сопротивление царизму. Завоевание Чечни и Дагестана. М., 1998.
10. Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1868. Вып. 1.
11. История советской Конституции (в документах), 1917-1956 годы. М., 1957.
12. Сталин И. В. Сочинения. М., 1946-2006. Т. 11.
13. Фадеев В. Н. Криминологические аспекты традиционализма и профилактика совершаемых на его почве преступлений. М., 1992.
А. Ю. Мордовцев
ОСОБЕННОСТИ И ТЕХНИКА СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ТОЛКОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОРМ В УСЛОВИЯХ ГОСУДАРСТВА ПЕРЕХОДНОГО ТИПА
В статье исследуются особенности историко-политического толкования Конституции России в рамках широкого правокультурного и исторического дискурсов, выявляются юридико-техни-ческие и методологические особенности его проведения, ставится вопрос о соотношении фактической и юридической Конституции на рубеже ХХ-ХХ1 веков.
Ключевые слова: историческое толкование, конституция, юридическая техника, правовая культура, государственная власть, права, обязанности, элиты.
Ясно, что в период постоянного совершенствования юридической техники проблема толкования нормативных правовых актов также получает новое видение и различные варианты решения. В общеисторическом контексте техника толкования права, наверное, в большей мере, чем искусство правотворчества и правоприменения, привлекала внимание разных субъектов правовых отношений. Свои исследования ей посвящали как античные мыслители и средневековые экзегетики, так и современные специалисты в области философской и юридической герменевтики, занимающиеся не только определением методов толкования «писаных» законов, но и в целом интерпретацией должного и сущего в национальном и международном правовом пространстве.
Трудно спорить и с тем, что разные виды интерпретации нормативно-правовых актов являются (или, по крайней мере, должны быть таковыми) неотъемлемым компонентом и правотворчества, и правоприменения, причем не только в западных правовых семьях, но и в иных типах организации правового пространства. Так, уже в ХХ веке мусульманский судья руководствовался не предписа-
ниями (канонами) [1] Корана как таковыми, но прежде всего их доктринальным истолкованием.
В целом проблема толкования права - это многомерное явление, сопряженное с содержанием правового сознания, правового мышления, общей и правовой культуры индивида, особенностями его деятельности в условиях конкретной правовой и политической жизни. Полагаем, следует согласиться с Т. В. Кашаниной в том, что «способы толкования - это совокупность мыслительных операций или специальных приемов выяснения воли правотворческого субъекта, содержащейся в нормативном акте» [2, с. 347].
И если такие способы толкования содержания нормативно-правового акта, как грамматический, логический, систематический, стоят на «твердых» научных (лингвистических и формально логических) основаниях, то вряд ли это же можно утверждать относительно исторического, телеологического и функционального вариантов интерпретации «воли правотворческого субъекта».
В частности, Т. В. Кашанина считает, что «историческое толкование предполагает уяснение смысла нормы права с опорой на знание фактов, связанных с историей возникновения толкуемых