Научная статья на тему 'Особенности генезиса ислама на Северном Кавказе и вхождения его в правовое пространство России'

Особенности генезиса ислама на Северном Кавказе и вхождения его в правовое пространство России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
213
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСЛАМ / ISLAM / ПРАВОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / LEGAL SPACE / ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / CENTRALIZED STATE POWER

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рассказов Леонид Павлович

В статье рассматриваются некоторые особенности генезиса ислама на Северном Кавказе в связи с его вхождением в правовое пространство России. Автор отмечает, что шариат в данном регионе, объединившись с местными правовыми обычаями (адатами) и затем с законодательством России, создал уникальную систему регулирования общественных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ISLAM GENESIS IN THE NORTH CAUCASUS AND ITS BECOMING A PART OF THE LEGAL SPACE OF RUSSIA

This article discusses some features of the Genesis of Islam in the North Caucasus in connection with its entry into the legal space of Russia. The author notes that the Sharia in the region, together with local legal customs (ADAT) and then with Russian legislation, has created a unique system of regulation of social relations.

Текст научной работы на тему «Особенности генезиса ислама на Северном Кавказе и вхождения его в правовое пространство России»

Россия - многоконфессиональное государство. В нашем государстве число жителей, исповедующих ислам, всегда было и остается значительным. Так, к концу XIX в. на территории Российской империи имелось 18 млн мусульман. Такое же количество их было в Османской империи [1, с. 107]. На начало XXI в. в Российской Федерации около 20 млн россиян относятся к мусульманской конфессии. Следует также отметить, что шесть республик бывшего Советского Союза (Узбекистан, Туркменистан, Кыргызстан, Казахстан, Таджикистан, Азербайджан) имеют преимущественно мусульманское население. При этом многие из мусульман приезжают в Россию законно на временное проживание, а многие и в качестве незаконных мигрантов, количество которых также значительно.

В основном ислам в России распространен в Среднем и Нижнем Поволжье, Приуралье, Северном Кавказе. Значительная часть российских мусульман проживает в Москве и других крупных городах страны. Следует отметить, что нормы мусульманского права функционировали в России всегда. Да и сегодня во многих мусульманских регионах России, особенно на Северном Кавказе, при регулировании некоторых отношений фактически действуют нормы шариата [2].

При этом на территории нашей страны ислам существовал вначале (X-XVI вв.) в составе мусульманских государств, затем (XVI - начало XX вв.) в составе русского православного государства и, наконец, в XX - начале XXI вв. в составе атеистического советского государства и светского государства Российской Федерации.

Основные центры ислама в России: 1. Поволжье и Приуралье; 2. Северный Кавказ.

В Поволжье и Приуралье ислам возник и развивался в трех мусульманских государственных образованиях: Булгарии, Золотой Орде и Казанском ханстве (Х-ХУ! вв.).

В состав Московского царства территории Поволжья и Приуралья с мусульманским населением были включены в XVI в. Иваном Грозным. Вслед за покорением Казанского (1552) и Астраханского (1556) ханств в состав России вошли Большая Ногайская Орда, а затем - Башкирия, ранее находившаяся в подчинении у казанского ханства. В конце XVI в. к Московскому царству присоединилось также Сибирское ханство преимущественно с мусульманским населением.

На Северном Кавказе имелись свои особенности принятия ислама и взаимоотношения территорий региона с Россией. Одной из особенностей принятия ислама явилось то, что этот процесс затянулся более чем на тысячелетие. Ислам на Северный Кавказ проник в VII в., вскоре после своего возникновения.

В связи с этим следует отметить, что возникновение ислама связано с эволюцией арабской государственности от небольших протогосударств в начале VII в. до одной из крупнейших империй VШ-X вв. - Арабского халифата. Арабы создали огромное государство в том числе и путем захвата других территорий [3, с. 24]. Арабы завоевали и часть территории Кавказа, внедряя в общество шариат.

Однако процесс исламизации Северного Кавказа был длительным и завершился только в конце XIX в. Это происходило и насильственным путем (завоевание арабов) и в результате миссионерской деятельности проповедников.

Другой особенностью принятия и функционирования ислама на Северном Кавказе является еще и то, что шариат здесь, объединившись с местными правовыми обычаями (адатами) и затем - с законодательством России, создал уникальную систему регулирования общественных отношений. Использование адата наряду с шариатом объясняется рядом причин. Прежде всего, это связано с тем, что использование мусульманского законоведения, довольно запутанного, представляло затруднение даже для людей образованных, а суд по адату особых познаний не требовал. Отметим, что по шариату, как правило, решали дела, касающиеся гражданско-правовых и семейных отношений. Уголовные же дела часто продолжали решать по адату. И это тоже можно объяснить. Слишком строгие наказания, определяемые Кораном за преступления, считавшиеся, по понятиям многих горцев, маловажными (воровство, грабежи, употребление спиртных напитков) не могли нравиться народу. Кроме того, для внедрения в жизнь жестких норм шариата нужна была сильная централизованная власть, которой на Кавказе не было, да и вольное кавказское общество не принимало этого.

Отметим, что следующей особенностью принятия и функционирования ислама на Северном Кавказе является длительный процесс его вхождения в Российскую империю и адаптации народов к единой централизованной власти. Следует сказать, что вопрос присоединения Северного Кавказа к России является очень сложным. Среди кавказоведов существуют самые разнообразные мнения на сей счет. Многие из них считают, что Кавказ был присоединен силой оружия. При этом некоторые из них насильственное включение Кавказа в состав России считали «наименьшим злом».

С этой точкой зрения можно согласиться частично, ибо не все области Кавказа были присоединены насильственным путем. Правители владений, попавших в экстремальные условия, обращались к России за помощью и покровительством, что и делала Россия во многих случаях.

Следует подчеркнуть, что Кавказ был издавна исторически связан с Русью. Еще в Х в. русские освободили Северный Кавказ от хазарского ига, а в ХГГГ—ХГУ вв. народы Кавказа и Руси боролись против общего врага - монгольских ханов. С образованием русского централизованного государства в

XV—ХVГ вв. оно оказалось заинтересованным в установлении своего влияния на Северном Кавказе.

В то же время Кавказ становится ареной ожесточенной борьбы Турции и Ирана. Кроме того, в

XVI—ХVШ вв. на Северный Кавказ делают постоянные набеги крымские ханы, которые, в свою очередь, выполняли волю Турции, стремившейся покорить горцев Кавказа. Все это приводило к разорению территории Кавказа, к истреблению населения и обращению многих тысяч жителей в рабство. К таким же печальным результатам приводила экспансия Ирана.

В своей борьбе против турецкой и персидской агрессии, набегов крымского хана народы Кавказа часто искали помощи и защиты у Русского государства. Катализатором в этом процессе явилась победа русских войск над Казанским ханством, союзным Крыму и Турции. После этого в Москву прибыли черкесские князья с просьбой, чтобы Иван IV принял их в свое подданство и тем самым оградил их от агрессоров (в первую очередь от крымского хана).

В это же время в русское подданство добровольно вступили также абазины и кабардинцы. Следует отметить, что чеченцы, ингуши, карабулаки также не раз просили русского монарха принять их в свое подданство. Более того, они присягали на верность и отдавали аманатов (заложников). Так, в 1780 г. на верность России присягнули почти все общества Чечни.

Однако не следует идеализировать процесс добровольного вхождения народов Кавказа в состав России. В связи с этим отметим, что находясь под постоянной агрессией со стороны крупных государств Востока, экономически и политически раздробленные, раздираемые социальными противоречиями, междоусобной борьбой, феодальные владения Кавказа, в зависимости от конкретной ситуации и личной выгоды правителей, ориентировались то на одну, то на другую державу. В то же время имеющиеся документы свидетельствуют о том, что с конца XVI в. наряду с правителями Северного Кавказа и царями Грузии уже и народные массы все чаще обращались в сторону России [4, с. 90].

Но, как мы отметили выше, на Кавказ претендовали также Турция и Иран, с которыми Россия вела продолжительные войны. Еще в 1722 г. Петр Г присоединил к России значительную часть прикаспийской территории Дагестана и Азербайджана. Впоследствии была череда войн между Россией, с одной стороны, и Ираном и Турцией, с другой. Россия, как правило, выходила победительницей в данных войнах, что способствовало международному признанию присоединения Кавказа посредством серии договоров России с Ираном и Турцией: Кучук-Кайнарджийского в 1774 г., Ясского в 1791 г., Бухарестского в 1812 г., Гюлистанского в 1813 г., Туркманчайского в 1828 г. и Андрианопольского в 1829 г. [5].

Однако и Иран, и особенно Турция не переставали в XIX в. поддерживать сепаратистские силы на Северном Кавказе, что явилось одной из причин так называемой Кавказской войны. Под Кавказской войной понимается подавление царской властью религиозно-патриотического движения некоторых кавказских народов, завершившихся окончательным присоединением Кавказа к России. Безусловно, Кавказскую войну нельзя представить без военного противоборства России, с одной стороны, и Турции и Ирана, с другой стороны. Турция и Иран, претендующие на Кавказ, помогали в войне сепаратистским силам.

Кавказская война продолжалась несколько десятилетий (1817—1864 гг.). Отметим ее причины.

1. После присоединения в начале XIX в. к России Грузии, а также части Армении и Азербайджана территории обитания многочисленных народов Северного Кавказа оказались окруженными российскими владениями. До этого горцы совершали набеги на соседей, захватывали пленников и торговали ими. По свидетельству как грузинских, так и осетинских историков, экономический упадок Грузии в XVIII в. объяснялся длительностью и постоянством набегов горцев Северного Кавказа. После вхождения Закавказья в состав Российской Империи установление мира и правопорядка в этих регионах являлось обязанностью царского правительства. А значит, следовало пресечь попытки горцев совершать набеги на территорию Закавказья.

2. До вхождения Северного Кавказа в состав России все наши отношения с мелкими кавказскими владениями носили характер бесконечных мирных переговоров и договоров, которые, как правило, не выполнялись представителями горских народов. В то время широкое распространение на Северном Кавказе получило «наездничество» - постоянные набеги отдельных ханов и князей, аулов и просто небольших отрядов горцев на казачьи станицы и русские селения с целью грабежа и захвата пленных для получения выкупа. Таким образом, наряду с войнами против Ирана и Османской империи, России приходилось вести постоянную войну с горцами, для которых подобное состояние было привычным и нормальным [1, с. 108].

Россия являлась в этих отношениях как бы данницей не только дагестанских и иных ханов, но даже чеченских старшин, которые, по сути, являлись разбойниками. Россия платила им жалование, а в действительности - дань. То же самое можно сказать и о других мелких государственных образованиях Северного Кавказа. Так, маленькое Анцуховское общество (территория Дагестана), уже во времена Ермолова считало себя обиженным, не получая от России денег. Анцуховцы обещали жить в мире с русскими только в том случае, если будут получать дань, какую платили им грузинские цари. К этому следует добавить, что на выкупе пленных, в том числе русских офицеров, горцы зарабатывали большие деньги, и царская администрация решила с этим покончить.

В связи с этим перед руководством страны встала задача замены пассивной политики задаривания врагов политикой деятельной, имеющей своей целью не временный мир, а полное покорение враждебных земель [7, с. 18, 19].

Нужно было прекратить набеги организованных банд и предотвратить проникновение криминалитета на территорию России.

3. Одной из причин Кавказской войны явилось и имперское соперничество великих держав. Правила имперского поведения, которые во многом определяли мировую политику XIX в., на Востоке вообще и на Кавказе в частности приводили к столкновению интересов Британии и России. Иран и Турция использовались Британией для вытеснения России с Кавказа.

4. У продвижения России на Кавказ были и экономические мотивы. Кавказ нужен был и как рынок сбыта, и как дорога к богатствам Востока.

Следует отметить, что в самый разгар Кавказской войны на территории Чечни и Дагестана возникло военно-теократическое государство - имамат. В него вошли часть Дагестана, почти вся Чечня, другие районы Северо-Западного Кавказа. На этой большой территории проживало много горских народов, каждый из которых говорил на своем языке. Каждый из горских народов имел свои обиды на соседей, связанные, прежде всего, с пользованием землей и водой.

Трудную задачу по объединению в единое государство многих народов взял на себя Шамиль. Он родился в 1797 г. (некоторые источники называют 1799 г.) в семье аварского кузнеца в дагестанском ауле Гимры. Талантливый и способный от природы, он к тому же получил хорошее образование. Источники отмечают фанатичную преданность Шамиля исламу с юных лет. Свидетельством тому являются несколько случаев из его жизни. Первый случай связан с решением Шамиля отучить отца от пьянства. Он заявил отцу, что если тот не оставит дурной и греховной привычки в самое ближайшее время и не перестанет позорить семью в глазах соплеменников, то он, Шамиль, заколет себя прямо у него на глазах. Отец, зная характер сына, не сомневался в том, что так и будет. Поэтому пить он бросил [8, с. 44].

Другой фанатичный поступок Шамиля связан с его матерью. В 1843 г. делегация чеченцев, добиваясь разрешения Шамиля на некоторое время перейти в стан русских, стала действовать через его мать. Когда она пришла к нему с этой просьбой, имам три дня молился, после чего вышел к

народу и объявил, что Пророк повелел наказать человека, пришедшего к нему с такой просьбой, то есть собственную мать, 100 ударами палкой. Приговор тут же начали приводить в исполнение. После пятого удара пожилая женщина потеряла сознание. Шамиль склонился над ней в молитве и тут же с радостью вознес хвалу Пророку, объявив, что пророк Мухаммед разрешил ему принять самому остальные 95 ударов палкой. Решение было тут же приведено в исполнение, после чего он велел ошарашенным чеченцам возвращаться по домам и рассказать всем, что они видели [9, с. 103—105].

Создание единого и независимого государства горцев от Каспийского моря до Черного было мечтой Шамиля.

В какой-то период времени горцы, ведомые Шамилем, перешли от партизанской войны к открытым и организованным выступлениям. Борьба против русского владычества на Кавказе получила свое религиозно-идеологическое обоснование — «мюридизм» («путь к спасению»). Одним из положений мюридизма считалось участие в священной борьбе против неверных.

Кавказская война была самой длительной и изнурительной в истории России. Затяжной характер войны объясняется несколькими обстоятельствами.

1. Поддержка сепаратистских сил извне.

2. Во многом затяжной характер военных действий обусловлен менталитетом народов, заселявших Северный Кавказ. Большинство из них проживало в горах, лесах, в которых земледелием заниматься было трудно. Поэтому многие из горцев занимались нападением на соседей, разбоями. В силу этого они были воинственны. Война для многих горцев была образом жизни. В своих записках генерал Ермолов так описывал жизнь чеченцев: «Ниже по течению Терека живут чеченцы, самые злейшие из разбойников, нападающие на линию. Общество их весьма малолюдно, но чрезвычайно умножилось в последние несколько лет, ибо принимались дружественно злодеи всех прочих народов, оставляющие землю свою по каким-либо преступлениям. Здесь находили они сообщников, тотчас готовых или отмщевать за них, или участвовать в разбоях, а они служили им верными проводниками в землях, им самим не знакомых. Чечню можно справедливо назвать гнездом всех разбойников.

Народонаселение в Чечне, с присоединившимся обществом качкалыков, считается более нежели 6000 семейств. Земли пространством не соответствуют количеству жителей или, поросшие лесами непроходимыми, недостаточны для хлебопашества, отчего много народа никакими трудами не занимающегося и снискающего средства существования едиными разбоями» [10].

К этому можно добавить, что на Кавказе получило развитие такое явление, как абречество. Абрек — это человек, принявший на себя обряд кровной мести и отчуждения от общества под влиянием какого-либо сильного горя или несчастья. Чаще всего человек становился абреком по причинам кровной мести. Слово «абрек» значит заклятый. «Абрек поистине есть самый страшный зверь гор, опасный для своих и чужих: кровь — его стихия, кинжал — неразлучный спутник, сам он — верный и неизменный слуга шайтана. Абреки нередко составляли небольшие партии или шли во главе партий, перенося всю силу своей ненависти на русских. И встреча с ними войск неизбежно вела за собою кровопролитные схватки. Абреков можно было перебить, но не взять живыми» [11, с. 39].

Что такое абрек, лучше всего видно из клятвы, которую давал чеченец, вступая в число абреков: «Я сын такого-то, сын честного и славного джигита, клянусь святым, почитаемым мною местом, на котором стою, принять столько-то летний подвиг абречества, — и во дни этих годов не щадить ни своей крови, ни крови всех людей, истребляя их, как зверей хищных. Клянусь отнимать у людей все, что дорого их сердцу, их совести, их храбрости. Отниму грудного младенца у матери, сожгу дом бедняка, и там, где радость, принесу горе. Если же я не исполню клятвы моей, если сердце мое разобьется для кого-нибудь любовью или жалостью, пусть не увижу гробов предков моих, пусть родная земля не примет меня, пусть вода не утолит моей жажды, хлеб не накормит меня, а на прах мой, брошенный на распутье, пусть прольется кровь нечистого животного» [12, с. 146].

3. Затяжной характер войны связан был и с географическими условиями местности: большая часть территории была горной, при этом покрыта густым кустарником и лесами. Все это создавало идеальные условия для ведения партизанской тактики, скрытого перемещения, нанесения внезапных ударов, засад и т. д.

Открытая война горцев и русских войск началась в 1817 г. В 1818 г. на реке Сунже была основана крепость Грозная, с которой началось планомерное продвижение русских к горам. Вначале военными

действиями русских руководил Главноуправляющий войсками на Кавказе А. П. Ермолов (1815-1827 гг.). Он составил план, который состоял в переходе к активным наступательным действиям в глубь территорий горских народов для создания там укрепленных крепостей с русскими гарнизонами. Данные крепости связывались между собой дорогами, вокруг которых для безопасности на сотни метров вырубался лес. Ермолов осуществлял первую в истории регулярную контрпартизанскую стратегию, предусматривающую перенос основного удара с неуловимого противника на поддерживающее его население. Однако результаты карательных экспедиций не привели к победе. В силу этого после одиннадцатилетней безуспешной военной кампании Ермолов был отозван.

Вместо него покорением Кавказа стал заниматься граф Воронцов, который использовал и элементы ермоловской тактики борьбы с горцами, и политику переговоров с «высшим руководством» [13, с. 47].

Постепенно русские войска сокращали территорию имамата, в котором усилились внутренние противоречия, 26 августа 1859 г. Шамиль сдался в плен князю Барятинскому. В Петербурге имама дружелюбно и ласково встретил император. Приказал определить ему содержание 20 тыс. ежегодно и поселил в Калуге, где Шамиль с семьей прожил до 1869 г., потом уехал в Киев, а оттуда - в Мекку, где в скором времени умер [6]. В 1864 г. были ликвидированы последние очаги сопротивления на Кавказе. Имамат же после пленения Шамиля распался, и никто не предпринял попытки его восстановления. Население Чечни и Дагестана частично отказалось от шариата и вернулось к адату.

Последствия войны весьма противоречивы. С одной стороны, есть много положительных моментов. Прекратились междоусобицы, работорговля. Ушли в прошлое набеги персидских и турецких войск. На Кавказ продвигается светское образование. Экономическое и культурное развитие народов региона получило мощный позитивный импульс. С другой стороны, Кавказская война - это трагедия. Она принесла беды как коренным жителям Кавказа, так и русским людям, многие из которых тогда погибли.

Литература

1. Ланда Р. Г. Ислам в истории России. М., 1995.

2. Старостина С. А. Шариат в истории Российского государства: объективная закономерность или парадокс. Калининград, 2002.

3. Рассказов Л. П., Кангезов М. Р. Мусульманское право как разновидность религиозного права // Общество и право. 2010. № 1.

4. Россия и Восток: проблемы взаимодействия: сб. науч. трудов института востоковедения РАН / под ред. С. А. Панарина. М., 1993. Ч. 1.

5. Юзефович Т. Договоры России с Востоком, политические и торговые. СПб., 1869.

6. Шамиль. Иллюстрированная энциклопедия. М., 1997.

7. Потто В. А. Кавказская война. Ставрополь, 1994. Т. 1.

8. Магомедов Р. М. Юность Шамиля. Махачкала, 1941.

9. Один из фанатических поступков Шамиля // Кавказ. 1853. № 40.

10. Записки А. П. Ермолова. 1798-1826. М., 1991.

11. Гаммер М. Шамиль. Мусульманское сопротивление царизму. Завоевание Чечни и Дагестана. М., 1998.

12. Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис. 1868. Вып. 2.

13. Працко Г. С. Порядок общества: теоретико-правовые основания. Ростов н/Д, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.