Научная статья на тему 'Место шариата и адата в исламе, их сходство и различие'

Место шариата и адата в исламе, их сходство и различие Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
6648
359
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Место шариата и адата в исламе, их сходство и различие»

двойным терактом в Норвегии 22 июля 2011 г., пишет, не стесняясь в выражениях: «Европа получила по своей толерантной морде. И не от "Аль-Каиды", а от собственного гражданина Андерса Беринга Брейвика, который, без сомнения, уже стал героем для тысяч и тысяч нацистов»1.

Итак, при том, что нормой для отношений между диаспорами и принимающим обществом остается режим сосуществования во взаимопонимании, по мере роста и структуризации иммигрантских общин, организации коллективных действий они всё настойчивей требуют, чтобы общество учитывало их специфический интерес, что всё чаще создает для него конфликтные ситуации и трудноразрешимые проблемы.

«Страны Востока: Социально-политические, социально-экономические, этноконфессиональные и социокультурные проблемы в контексте глобализации», М., 2012 г., с. 163-170.

М.-С. Магомедов, П. Магомедова,

(Пятигорск)

МЕСТО ШАРИАТА И АДАТА В ИСЛАМЕ, ИХ СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ

Ислам - это не только определенное религиозно-этическое учение. Это особая культура, цивилизация, образ жизни. Формирование такого образа жизни, регулирование различных ее сторон осуществляются шариатом. В переводе с арабского «шариат» означает «путь», «следование». По утвердившемуся в исламской литературе мнению, шариат определяется как совокупность обращенных к людям предписаний, установленных Аллахом и переданных им через Пророка.

Шариат - это тщательно разработанный кодекс поведения, или канон, содержащий в себе обрядовые нормы богопочитания, нравственные законы семейной и общественной жизни, различные разрешения, предписания и запреты, призванные урегулировать отношение мусульманина к Богу, к обществу в целом и к человеку в частности. Шариат нельзя отождествлять с мусульманским правом. В действительности шариат шире - он охватывает жизнь и деятельность мусульманина от колыбели до могилы. В шариате

1 Московский комсомолец. 23.06. 2011.

освещаются как светские, так и религиозные проблемы. В нем сведены в единую систему законы, регулирующие хозяйственную жизнь, нормы морали и этики, мусульманские обряды, праздники и многое другое. Источниками шариата и мусульманского права являются Коран, Сунна, иджма и кияс.

Что касается статуса адата в исламе, то по этому вопросу имеются противоречивые мнения. Адат - это неписаный закон, основанный на обычном праве, в котором отразились нормы доисламских правовых комплексов и реалии правовой жизни, не отраженные шариатом. Поскольку адаты - это обычаи и местные традиции народов, то соотносить и проводить параллель между адатом и шариатом невозможно. Некоторые ученые мусульманского мира настаивают на вытеснении адата шариатом, а некоторые правоведы отводят адату определенную роль в регулировании общественных отношений, оговаривая, что адаты не должны противоречить шариату. Адаты, противоречащие исламскому праву, попадают в разряд отвергнутых.

В Коране даже содержится указание прибегать к дозволенному шариатом обычаю как к способу решения отдельных вопросов. Например, в суре 2, аяте 234 сказано: «А на том, у кого родился ребенок, лежит обязанность обеспечивать пропитание согласно обычаю... А если вы пожелаете просить выкормить ваших детей, то нет греха над вами, если вы вручите то, что даете согласно обычаю».

Обычай как таковой не отвергается исламом, При этом адат не должен канонизироваться (как часто, к сожалению, бывает) и его предписания не могут носить абсолютного характера. В основе правильного адата - соответствие шариату и здравому смыслу.

В более поздние доисламские времена существовали обычаи, противоречащие нравственным нормам и здравому смыслу, как, например, закапывание новорожденных девочек. А у древних булгар, судя по описанию ученого Ибн Фадлана, у мужчин и женщин была привычка купаться в реке в неприглядном виде, не допуская, однако, чего-то лишнего. Естественно, что такие обычаи вступали в прямое противоречие с исламским образом жизни, в результате чего они постепенно были искоренены.

Но среди адатов были и не противоречащие исламу обычаи, которые были сохранены и имеют место до сих пор. Таковым, к примеру, является ношение чадры (или никаба). Возможно, для кого-то это станет открытием, но это действительно так - ношение чадры не является обычаем, привнесенным исламом. Стоит заме-

тить, что данный обычай был характерен для многих народов, включая и европейские, наглядным примером чего является вуаль. Что касается арабов, то ношение никаба также присутствовало в традиции этого народа. После прихода Пророка Мухаммада (мир ему и благословение!) женщины не стали поголовно закрывать свое лицо. Напротив, в некоторых случаях Пророк Мухаммад (мир ему и благословение!) говорил о необходимости открытия лица, например, когда женщина совершает молитву, выступает в качестве свидетеля или заключает какой-нибудь договор. Покрывать голову мусульманке - не обычай, а обязанность по шариату.

Ислам не предписывает закрывать лицо женщины, но одновременно с этим и не запрещает ей это, при одном условии - если женщина сама этого желает, поскольку в исламе не предусмотрено обязательное соблюдение этой национальной традиции.

Возвращаясь к адатам, нельзя не отметить, что порой некоторые мусульмане за Сунну принимают сугубо национальные арабские обычаи. Например, ношение элементов арабской мужской одежды, таких как обручи с платками, является адатом. И хотя некоторые арабские обычаи максимально приближены к Сунне, тем не менее многие из них являются продуктами национальной арабской традиции.

Несомненно, что часть практикуемых сегодня обычаев являются несовершенными, в связи с чем их соблюдение является либо предосудительным, либо бесполезным. Как уже было сказано выше, в основе адата должен лежать принцип соответствия шариату и здравому смыслу. Если обычай противоречит закону Аллаха, он отвергается сразу, точно так же, если он со временем утратил реальную основу в жизни ввиду изменившихся условий, следует от него отказаться, а не превращать в пустую формальность. С другой стороны, при осмыслении, а вернее переосмыслении некоторых адатов многие из них можно наполнить новым, исламским, монотеистическим содержанием, приведя их, таким образом, в соответствующее положение, Например, почти в каждой стране, включая мусульманские, существует праздник, связанный с датой обретения независимости. Несомненно, что ни во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!), ни во времена праведных халифов такого праздника не существовало. Однако даже в Саудовской Аравии эта дата отмечена красным цветом, поскольку данный день несет в себе патриотическое содержание и ни в коей мере не противоречит духу ислама. Здесь также необходимо отме-

тить, что в современном виде адат не остался неизменным, а испытал широкое и многогранное влияние ислама.

Противоречия между шариатом и адатом заключаются в том, что обе системы права регулируют одни и те же отношения, только адат - из области практики, а шариат - как божественный закон.

В шариате есть правило, которое гласит: «Не запрещается изменение нормы с изменением времени». (Это касается бытовых вопросов, а не религиозных.) Пророк Мухаммад (мир ему и благословение!) в начале своей пророческой миссии запрещал посещать могилы, боясь, что люди могут обожествлять или поклоняться усопшим. А когда вера окрепла в их сердцах и сознании, он сказал: «Раньше я запрещал вам посещать могилы, а теперь посещайте их, ибо они напоминают вам о будущей жизни (ахирате)»,

Шариат также демонстрирует уважение к обычаям и традициям мусульман, которые должны учитываться при решении некоторых вопросов. Не случайно среди правовых принципов шариата выделяются те, в которых проводится эта идея: «Обычай имеет значение нормы», «То, что применяют люди, является критерием, которому надлежит следовать», «Установленное обычаем равносильно предусмотренному нормой права». Признание авторитета обычая есть и в хадисе (от Ибн Мас'уда): «То, что мусульмане считают хорошим, - то хорошо и перед Аллахом, а что они считают плохим - плохо и перед Аллахом».

Кто полагает, что в мусульманских странах всегда применялись и продолжают действовать лишь нормы, взятые непосредственно из шариата (Корана и Сунны), а всё остальное безусловно отвергается, тот глубоко заблуждается. На самом деле шариат и основанное на нем мусульманское право никогда не были единственным законом. В исламском мире всегда сосуществовали самые различные традиции и обычаи.

В этой связи немаловажное значение приобретает вопрос о соотношении шариата и адата.

Как было отмечено выше, под адатом понимают обычаи, правила поведения, принятые той или иной группой мусульман, утвердившиеся и действующие в определенном регионе распространения ислама и соблюдаемые главным образом в силу привычки. В качестве специального термина, употребляемого в научном исламоведении, адат означает обычаи и традиции, регулирующие образ жизни мусульман наряду с шариатом. Теоретически шариатские принципы и нормы признаются обязательными

к исполнению и стоящими выше любых иных правил поведения, в том числе адата. Однако некоторые мусульманско-правовые толки рассматривают обычай в качестве одного из субсидиарных источников мусульманского права, не урегулированного Кораном и Сунной. В частности, они допускают широкое использование обычаев в торговых и иных сделках. Обычаи также играют заметную роль в регулировании брачно-семейных отношений мусульман, например при установлении брачного калыма.

Но в целом мусульманская правовая наука допускает использование адата лишь при условии его непротиворечия шариату. Вместе с тем на практике в жизни многих исламизированных народов продолжают преобладать обычаи, которые не всегда совпадают с предписаниями ислама и нередко противоречат им. Более того, нормы шариата часто реализуются только тогда, когда становятся неотъемлемой частью местных обычаев и принимаются ими.

Адат широко действовал и в районах традиционного распространения ислама. Например, на Северном Кавказе адат по существу безраздельно господствовал в Дагестане и Чечне, где он представлял собой разветвленную систему социальных норм, основу которой составляли местные обычаи преимущественно неисламского происхождения.

Адатам, сформировавшимся в доисламский период, пусть и негласно, отдавалось и отдается предпочтение перед шариатом, а национальным традициям и обычаям - перед нормами ислама. Большинство из них сложилось еще в условиях преобладания ро-доплеменных отношений и языческих верований. Причем жизнь относительно автономных горских обществ зачастую регулировалась собственными адатами, которые не были едиными для всего Северного Кавказа. О силе этих обычаев говорит тот факт, что даже утверждение здесь ислама не привело к полной замене их шариатом.

До Шамиля шариат действовал на Северном Кавказе в очень скромных рамках: он регулировал лишь исполнение сугубо религиозных обязанностей, а также до некоторой степени брачно-семейные и наследственные отношения, которые испытывали глубокое влияние адатов. Известно, например, что вопросы, связанные с наследованием, с общего согласия истца, ответчика и самого судьи нередко решались по адату, но могли быть пересмотрены на основе шариата. Что же касается ответственности за правонарушения, прежде всего наиболее опасные, то она практически полностью определялась обычаями, В оправдание отхода от шариата в

этой области горцы часто ссылались на то, что ислам предусматривает слишком строгие наказания за некоторые преступления, которые по адату считались малозначительными.

В результате многие из адатов, веками применявшиеся на Северном Кавказе (в частности, широко распространенный обычай кровной мести), не только не укладывались в рамки ислама, но и решительно им осуждались. Иными словами, адаты были основным препятствием, с которым в этом регионе сталкивался ислам.

Также в качестве примера можно привести обычай, распространенный и действующий по сей день среди карачаевцев, балкарцев, кабардинцев, черкесов, чеченцев и ингушей, - невозможность выходить замуж или жениться на однофамильцах или двоюродных братьях и сестрах, хотя это полностью противоречит закону шариата.

Еще в свои времена предшественники Шамиля - первые два имама Дагестана и Чечни Гази-Магомед и Гамзат-бек, - проповедуя шариат, стремились всячески ограничить действие обычаев. Однако им так и не удалось серьезно изменить традиционный образ жизни горцев.

В свою очередь, Шамиль объективно оценивал силу обычаев и отдавал себе отчет в том, что категорическое их отрицание не будет поддержано его соотечественниками и религиозными авторитетами. Он лучше других понимал, что адаты - не просто обычаи, а стержень образа жизни горцев. Отказаться от них означало поколебать сложившиеся на протяжении веков традиционные формы общественных и личных связей, подорвать сами основы существования горских обществ. Единственной силой, способной потеснить адаты, был шариат. Но и его предписания могли претворяться в жизнь лишь при условии их тесного взаимодействия с обычаями.

Шамиль стремился вытеснить одни адаты при сохранении других. Некоторые обычаи были модифицированы с учетом шариатских принципов. Так, вопрос, связанный с наследованием, согласно шариату уравнял в правах всех сыновей наследодателя, тем самым отменялся обычай, по которому с помощью завещания одни наследники по закону получали преимущество перед другими. Одновременно предусматривалось, что все споры о наследстве должны решаться исключительно по шариату, подробно регулирующему этот круг вопросов.

Шамиль настойчиво вытеснял адаты, противоречащие идеалам шариата и требованиям справедливости. В то время значительно сократилась сфера действия обычая кровной мести.

Традиционный уклад жизни горцев оказался очень прочным, и после падения имамата прежние обычаи быстро восстановили свои позиции. Но деятельность Шамиля как реформатора адатов не прошла бесследно для Северного Кавказа, накопившего за годы имамата богатый практический опыт борьбы с архаичными традициями, в результате чего через приобщение к мусульманско-правовой культуре горцы приближались к усвоению идеи права.

В заключение хотелось бы отметить, что ислам никак не умаляет достоинства традиционной культуры того или иного этноса, а лишь аннулирует те народные традиции, которые противоречат законам Аллаха.

Великий ученый Абу Ханифа, в отличие от других правоведов ислама, считая Коран и изречения Пророка Мухаммада (мир ему и благословение!) - хадисы - главными источниками мусульманского права, требовал все аргументы перевести через разум (личное мнение юриста - (ра'й) и учитывать веления времени и местные обычаи.

Когда Абу Ханифу спросили: не достаточно ли того, чем ограничивались сподвижники Пророка Мухаммада, он ответил: «Конечно, было бы мне достаточно того, чем ограничивались они, если бы я жил в их эпоху. В мое же время происходит то, что не было при них». Великий имам Абу Ханифа был прав. В эпоху, когда жили Пророк Мухаммад и его сподвижники, ислам был распространен лишь на Аравийском полуострове. А Абу Ханифа жил в то время, когда под властью ислама были Египет, Иран, Испания, Сицилия и другие регионы - очаги древнейших цивилизаций, И Абу Ханифа требовал от мусульманских богословов и правоведов учитывать этот важный фактор местных условий.

«Взаимодействие государства и религиозных организаций в деле духовного просвещения и решения социальных проблем современного общества», Пятигорск, 2013 г., с. 62-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.