Научная статья на тему 'РОЛЬ СФЕРЫ УСЛУГ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ МОСКВЫ'

РОЛЬ СФЕРЫ УСЛУГ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ МОСКВЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
516
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА УСЛУГ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ И ОБЩЕСТВЕННО-ДЕЛОВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / "ЭКОНОМИКА УСЛУГ" / "ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ" / СЕРВИСНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ТИПЫ ОБЪЕКТОВ / SERVICE SECTOR / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / SOCIAL AND SOCIAL AND BUSINESS INFRASTRUCTURE / LIFE QUALITY / HUMAN CAPITAL / SERVICE ECONOMY / KNOWLEDGE ECONOMY / SERVICE MODEL OF DEVELOPMENT / POST-INDUSTRIAL ECONOMY / TYPES OF OBJECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Страшнова Юлия Геннадьевна, Страшнова Людмила Федоровна, Макарова Ирина Евгеньевна

В статье показана определяющая роль сферы услуг в экономическом и социальном развитии Москвы. Рассмотрена динамика изменения доли сферы услуг в структуре занятости населения, общего фонда застройки, производства валового регионального продукта, доходах и расходах городского бюджета. Проведен сравнительный анализ уровней развития сферы услуг в Москве и за рубежом по показателям доли «экономики услуг» в структуре занятых, производстве валового регионального продукта. Определяется взаимосвязь динамики и структуры сферы услуг с формированием новой модели занятости населения, повышением качества жизни, развитием «человеческого капитала». Оценивается роль сферы услуг в социально-экономическом развитии Москвы для учета в прогнозировании, проектировании и принятии управленческих решений по развитию социальных и административно-деловых объектов в городе, созданию мест приложения труда в отраслях сервисной экономики в условиях перехода к «экономике знаний», информационных технологий. Исследование выполняется на основе данных официальной статистики (Росстат, Мосгорстат), отраслевых департаментов и управлений г. Москвы. Используются статистические, социологические, аналитические методы исследования, сравнительного анализа, аналогий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE SERVICE SECTOR IN THE SOCIOECONOMIC DEVELOPMENT OF MOSCOW

The article shows the determining role of the service sector in the economic and social development of Moscow. The dynamics of changes in the share of services in the structure of employment, the general building fund development, the production of gross regional product, the income and expenditure of the city budget are examined. The levels of the service sector development in Moscow and abroad in terms of the share of the service economy in the structure of employment and the production of gross regional product are compared. It is concluded that the service sector development in Moscow corresponds to that in the economically developed foreign countries. The service sector affects the social development of society, the growth of human potential, determines the lifestyle of the population, the model of consumer behavior. A developed service sector creates a comfortable urban environment, provides a high quality of life. The role of the service sector in the socioeconomic development of Moscow is studied. The growth of the share of the services economy in the structure of the socioeconomic complex is revealed; it is typical for the stage of transition to post-industrial development. The relationship between the dynamics and structure of the service sector, the formation of a new model of employment, life quality improvement, and human capital development is determined. The main components of the quality of life that determine the needs for the development and placement of service facilities in the city are considered. The role of the service sector in the socioeconomic development of Moscow for accounting in forecasting, design and management decisions in the development of social, administrative and business facilities in the city, the creation of jobs in the service economy in the transition to the knowledge economy and information technology is assessed. The research is carried out on the basis of official statistics (Rosstat, Mosgorstat), branch departments and directorates of Moscow. Statistical, analytical, sociological methods of research, expert assessments, analogies, field survey, mathematical modeling are used. The tendency is noted of the increasing role of the service sector in the socioeconomic development of Moscow, characteristic of the transition to the post-industrial type of economy: the growth of the share of the service economy in the structure of the economic complex, the growing impact on the level and quality of life, the reproduction of human capital, the formation of a comfortable environment. The tasks and main directions of the development of social infrastructure, an important component of the service sector, are formulated. The role of the service sector in the socioeconomic development of Moscow consists in (1) influencing the economic growth, the structure of the city’s economic complex, the increase in the share of the service economy, and qualitative changes in the industries that are characteristic of the transition to post-industrial development, and (2) in influencing the social development of the city: maintaining the reproduction of human potential, improving the life quality of the population. In recent years, the service sector, including its most important component - social infrastructure, is becoming a priority sector of the economy, which corresponds to global trends in the transition to a knowledge economy.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СФЕРЫ УСЛУГ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ МОСКВЫ»

УДК 338.28

Б01: 10.17223/19988648/52/14

Ю.Г. Страшнова, Л.Ф. Страшнова, И.Е. Макарова

РОЛЬ СФЕРЫ УСЛУГ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ МОСКВЫ

В статье показана определяющая роль сферы услуг в экономическом и социальном развитии Москвы. Рассмотрена динамика изменения доли сферы услуг в структуре занятости населения, общего фонда застройки, производства валового регионального продукта, доходах и расходах городского бюджета. Проведен сравнительный анализ уровней развития сферы услуг в Москве и за рубежом по показателям доли «экономики услуг» в структуре занятых, производстве валового регионального продукта. Определяется взаимосвязь динамики и структуры сферы услуг с формированием новой модели занятости населения, повышением качества жизни, развитием «человеческого капитала». Оценивается роль сферы услуг в социально-экономическом развитии Москвы для учета в прогнозировании, проектировании и принятии управленческих решений по развитию социальных и административно-деловых объектов в городе, созданию мест приложения труда в отраслях сервисной экономики в условиях перехода к «экономике знаний», информационных технологий. Исследование выполняется на основе данных официальной статистики (Росстат, Мосгорстат), отраслевых департаментов и управлений г. Москвы. Используются статистические, социологические, аналитические методы исследования, сравнительного анализа, аналогий.

Ключевые слова: сфера услуг, социально-экономическое развитие, социальная и общественно-деловая инфраструктура, качество жизни, человеческий капитал, «экономика услуг», «экономика знаний», сервисная модель развития, постиндустриальная экономика, типы объектов.

Введение

Статья посвящена осмыслению роли сферы услуг в структуре социально-экономического комплекса Москвы, взаимосвязи «экономики услуг» с развитием «человеческого потенциала», повышением качества жизни населения. Приведена статистика, иллюстрирующая большой вклад сферы услуг в производство ВРП, занятость населения, доходы бюджета города. В структурах валового регионального продукта по видам экономической деятельности, занятости, доходов и расходов бюджета по основным отраслям экономики долевые показатели сферы услуг являются доминирующими. Важнейшими составляющими качества жизни населения, способствующими развитию человеческого потенциала, являются социально значимые отрасли сферы услуг, представляющие социальную инфраструктуру: образования, здравоохранения и социального обеспечения, спорта, культуры и досуга, торговли и услуг. Определены цели, задачи, перспективные

тенденции развития социальной инфраструктуры. Показана сложившаяся и перспективная структура фонда застройки территории Москвы объектами социальной инфраструктуры.

Обзор литературы. Роль сферы услуг в экономике городов и регионов, социальном развитии общества определена в исследованиях отечественных и зарубежных экономистов, социологов, ученых различных специальностей. В работах рассматриваются общие проблемы состояния и развития сферы услуг, ее вклад в модернизацию технологий, инновации, повышение качества жизни населения городов и регионов, формирование «человеческого капитала». Зарубежными исследователями вопросам развития сферы услуг как важнейшему сектору экономики уделяется большое внимание, начиная с середины прошлого столетия. Так, теоретико-методологическим аспектам сферы услуг посвящены работы Д. Белла, Э. Тоффлера, Дж. Диксона, Дж. Гэлбрейта, И. Ансоффа, Ф. Котлера, М. Паркинсона, М. Портера и др. Авторы предлагают свои модели организации и управления экономикой, сферой услуг в новых условиях «постиндустриальной» экономики [1— 9]. Проблемы анализа и прогнозирования, стратегического управления социально-экономическим развитием регионов отражены в научных трудах И.В. Бестужева-Лады, Т.И. Заславской, Н.М. Римашевской, В.Л. Иноземцева, В.Л. Глазычева, А.Г. Гранберга, В.Н. Лексина, А.С. Новоселова и ряда других ученых [10-17]. Зарубежными и отечественными исследователями отмечается, что «социальная инфраструктура создает предпосылки для воспроизводства рабочей силы, следит за здоровьем и образованием, обеспечивает продовольственными и промышленными товарами, поддерживает культурно-нравственный потенциал людей» [18]. В работах современных отечественных экономистов и социологов, - А. В. Седякиной, А.А. Волковой, Н.А. Диесперовой, Л.А. Ждановой, Е.А. Разомасовой, Н.А. Ворониной, С.А. Лифановой, Л.В. Соловьевой, Г. Санофф и др. оценивается вклад отрасли в социально-экономический результат деятельности города, региона и страны в целом, в формирование качества и комфорта жизнедеятельности современного человека [19-27]. Отмечается, что «... сфера социальных услуг в процессе развития превращается в сферу инвестиций в человеческий капитал» [19]. Подчеркивается доминирующее развитие в перспективе в структуре экономики наукоемких, информационных и социальных услуг, определяющих повышение качества человеческого капитала. Обосновывается необходимость преимущественного развития наукоемких услуг в условиях постиндустриальной экономики для успешного выхода на мировой рынок и сопровождения российской конкурентоспособной продукции [20].

Материалы и методы

Роль сферы услуг в структуре социально-экономического комплекса Москвы определяется: анализом динамики изменений доли сферы услуг в структуре мест приложения труда, общей площадью фонда застройки,

производством ВРП города. Изучаются сложившиеся и намечающиеся на перспективу тренды изменения показателей занятости по видам экономической деятельности, фонда застройки по типам объектов. Основными источниками данных о количестве мест приложения труда являются органы официальной статистики (Росстат и его территориальные подразделения -Мосгорстат), Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы, специальные исследования. Сведения об общей площади фонда сети объектов сферы услуг предоставляются МосГорБТИ, о новом строительстве объектов - Департаментом строительства г. Москвы. Потребности территорий города в развитии и размещении различных типов объектов определяются проведением опроса населения, местной администрации (управ районов, администрации поселений).

Исследование выполняется с использованием статистических, аналитических, социологических методов, экспертных оценок, аналогий, натурного обследования, математического моделирования. Так, анализ и прогноз развития мест приложения труда и занятости населения осуществляются балансовым методом (на базе показателей существующего баланса трудовых ресурсов).

Результаты исследования

Роль сферы услуг определяется, с одной стороны, увеличением доли «экономики услуг» в структуре социально-экономического комплекса Москвы, что характерно для этапа перехода к постиндустриальному развитию, с другой - влиянием на социальное развитие города: поддержанием процессов воспроизводства «человеческого потенциала», повышением качества жизни населения. Сфера услуг является частью социально-экономической системы, участвующей в экономической деятельности и обеспечивающей социальную привлекательность города, направленной на формирование и развитие его трудовых ресурсов и человеческого капитала.

Уровень развития сферы услуг в Москве существенно превышает российский и соответствует самому высокому уровню передовых стран Запада, о чем свидетельствует доля сферы услуг в производстве ВРП Москвы -79,2%. Для сравнения: в России данный показатель составляет 56%, в развитых зарубежных странах 75-85%' (рис. 1).

Доля «экономики услуг» в структуре макроэкономических показателей (производства валового регионального продукта (ВРП), доходов и расходов бюджета, занятости) в последние годы (2010-2016 гг.) характеризуется ростом. Так, в табл. 1 представлена динамика изменения доли сферы услуг в производстве ВРП, показатель колеблется на уровне 77-81% (табл. 1).

1 В настоящее время, по оценкам Мирового банка, вклад сервисного сектора составляет около 70% мирового ВВП. К странам-лидерам, доля доходов от сферы услуг которых превышает 75% ВВП, относятся, в частности, Люксембург (85%), Франция (77%), США (76%), Бельгия (75%), Великобритания (75%).

Рис. 1. Роль сферы услуг в структуре социально-экономического комплекса Таблица 1. Суммарная доля сферы услуг в ВРП Москвы за 2010-2016 гг., %

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017* 2018*

Валовая добавленная стоимость в основных ценах 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Суммарная доля сферы услуг 81,1 80,8 79,7 77,0 80,6 79,7 79,2 79,3 79,5

Источник: Московский статистический ежегодник, 2017: стат. сб. М., 2018. С. 9. * Оценка на основе данных Правительства Москвы.

В отраслевой структуре ВРП за период 2010-2018 гг. уменьшается доля торговли и услуг (с 37,3 до 28,6%), увеличивается доля операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг (с 20 до 27,4%), что свидетельствует о реструктуризации экономики в направлении развития наукоемких видов деятельности. В настоящее время доля отраслей социальной инфраструктуры в структуре ВРП составляет 37%, административно-деловой - 42% (табл. 2, рис. 2).

В доходах бюджета Москвы на социальную и общественно-деловую инфраструктуру приходится 68,6%. Наибольшая доля доходов поступает в бюджет от деятельности в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений (26,4%), торговли (21,1%), финансовой и страховой деятельности (16,1%) (рис. 3).

Отраслевая структура валового регионального продукта (ВРП) Москвы _э процентах к итогу_

МОСКВА

2010 2011 2012 2013 2014 2015 201В

Валовая добавленная стоимость в

основных ценах 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Сельское хозяйство, охота илесное

ХОЗЯЙСТВО 0,0 0.1 0.1 0,0 0.1 0.1 0.1

Рыболовство, рыбоводство 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0

добыча полезных ископаемых 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0

Обрабатывающие производства 12,8 12,3 12,6 14 9 11,5 12,5 12,0

Производство и распределение

электроэнергии, газа и воды 3,5 4,0 3,4 3,5 3,2 3,4 4 1

Строительство 2,6 26 42 4,6 4,6 4,3 4,6

Оптовая и розничнаяторговля; ремонт

автотранспортных средств, мотоциклов,

бытовых изделий и предметов личного

пользования 37,3 38 9 32 8 33,6 37,0 32 4 25,6

Гостиницы и рестораны 0,9 0,8 0,8 0 9 1,0 0,8 0 9

Транспорт и связь 10,3 10,0 10 2 5,4 8,4 57 5,5

Финансовая деятельность 1 2 1 3 1 3 1 2 1,3 1 2 1,5

Операции с недвижимым имуществом,

аренда и предоставление услуг 20.1 19,0 21.1 19 5 20,1 23 9 27,4

Государственное управление и

обеспечение военной безопасности;

социальное страхование 3,3 32 4.9 52 5,3 5,0 4,7

Образование 2,4 2,2 2,5 2,4 2,3 2,2 2,1

Здравоохранение и предоставление

социальных услуг 3,0 3,0 34 3,3 3,3 32 3.1

Предоставление прочих коммунальных,

социальных и персональных услуг 2,6 2,4 2,7 2,5 1,9 2,3 2,4

Деятельность домашних хозяйств 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0

Суммарная доля сферы услуг в ВРП 81,1 80,8 79,7 77,0 80,6 79,7 79,2

Рис. 2. Структура производства валового регионального продукта по видам экономической деятельности

Вкладывая инвестиции в развитие инфраструктуры, благодаря которой население получает необходимый комплекс социальных услуг, набор социальных прав и гарантий, город обеспечивает социально-экономическое благополучие в будущем. В структуре расходной части бюджета города в настоящее время доля социальной и общественной инфраструктуры составляет 56%, в том числе социальной инфраструктуры - 38%, общественно-деловой - 18% (рис. 4).

Развитие сферы услуг обеспечивает занятость населения. В Москве доля занятых в сфере услуг за период 2010-2016 гг. имела тенденцию к росту. Изменение в отраслевой структуре занятости населения Москвы в пользу непроизводственного сектора экономики свидетельствует о позитивной тенденции перехода экономики города на инновационный путь развития в соответствии с мировым трендом. В настоящее время в экономике города занято 7,2 млн чел. (100%), в том числе в сфере услуг - 5,6 млн чел. (78%), в

сфере производства - 1,6 млн чел. (22%). Занятость наибольшей части экономически активного населения (свыше 70%) в производстве услуг свидетельствует о принципиально новом этапе в общественном разделении труда, росте интереса к сфере услуг. В развитых странах эта доля превышает 80%.

Структура производства валового регионального продукта по видам экономической деятельности (%)

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

шит

III

обрабатывающие производства

■ производства н распределение электроэнергии, газа н ходы

— огггое гд и розничная торговля; ремонт автотранспортных

средств, мотоциклов^ бытовых изделий и предметов лсчноп пользования ■ гостиницы »рестораны

транспорт л связь

■ финансовая деятельность

■ операизш с недвижимым имуществом, аренда н предоставление услут

государственное управление и обеспечение военной безопасности; ссадильное страхование

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

■ здравоохранение и предоставление социальных услуг

предоставление прочих коммунальных, социальных н персональных услуг

Рис. 3. Структура доходов по отраслям экономики по г. Москве

Сведения о расходах бюджета по разделам и подразделам бюджетной классификации на 2018 год

15,9%

28,4%

0 национальная экономика

■ социальная политика

8,7%_

■ образование

жилищно-коммунальное хозяйство

здравоохранение

17,9%

16,1%

прочие

13.0%

Рис. 4. Расходы бюджета по разделам бюджетной классификации

Социальная инфраструктура представлена местами приложения труда в социально значимых отраслях - здравоохранении (6,5% мест), образовании (5,9%), социальной защите, культуре и спорту (5%), торговле и услугах (22,8%). Операции с недвижимостью, аренда и предоставление услуг составляют 21,3% мест (рис. 5).

В настоящее время в экономически развитых странах формируются два типа структур (моделей) занятости:

- информационная модель занятости, характерная главным образом для стран Северной Америки и Европы, в которой ключевой является сфера производственных услуг и услуг населению (70% рабочей силы в Англии, 73% - в США и Канаде). Высокотехнологические услуги являются гарантией прироста занятых не только в настоящее время, но и в обозримом будущем;

- информационно-индустриальная модель, характерная для стран Западной Европы. Уровень занятости в обрабатывающих отраслях промышленности сокращается, а в сфере услуг растет.

В сфере услуг развиваются важные отрасли, обусловливающие экономический рост: наука и научное обслуживание, информационные технологии и т.п. Соответственно, большую значимость приобретают научно-технические, качественные и структурные изменения в отраслях сферы услуг. Новые модели занятости появляются в связи с развитием информационных телекоммуникационных технологий. Информационная сеть приводит к появлению нового вида высококвалифицированных работ - дистанционного (надомного). Во всех странах мира растет численность экономически активного населения, занятого непосредственно умственным трудом (инженеры, ученые, управленцы и т.п.). В середине 1990-х гг. эти категории работников составляли более одной трети экономически актив-

ного населения в Англии, США, Канаде, Германии, Италии, Франции, Японии и др.

Рис. 5. Структура экономики Москвы по видам экономической деятельности (места приложения труда)

В перспективе структура занятости населения Москвы будет значительно больше отвечать столичным требованиям и характеризоваться преимущественным увеличением занятых в сфере услуг. Перспективные тенденции изменения потребностей населения в местах приложения труда соответствуют требованиям повышения эффективности экономики города, качества мест приложения труда с развитием сферы услуг. Преимущественное развитие получат отрасли социальной инфраструктуры: образование, здравоохранение, культура, спорт, туризм и гостиничное хозяйство. В административно-деловой инфраструктуре будут развиваться наукоем-

кие инновационные и высокотехнологичные виды экономической деятельности и соответствующие места приложения труда в сфере «инжиниринга», компьютерных, информационных, юридических, маркетинговых, финансовых, консалтинговых услуг (аудит, бухгалтерское дело), страхования, логистики. Согласно прогнозу, разработанному в составе Генерального плана Москвы, к 2035 г. численность занятых составит 8,5 млн чел., в том числе в сфере услуг - 6,4 млн чел., в сфере производства - 2,1 млн чел. В структуре мест приложения труда уменьшится доля сферы услуг (на 3% за счет торговли и услуг) до 75%. Доля социальной инфраструктуры составит 23%, общественно-деловой - 21%, коммерческо-деловой - 20%, административной - 11%. Увеличится доля мест приложения труда в социально значимых отраслях: здравоохранении (до 8,5%), образовании (до 7,8%) (см. рис. 5).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Потребности в развитии услуг выходят за рамки экономики, поскольку в данной сфере формируются показатели развития человеческого потенциала: продолжительность жизни (здравоохранение), уровень образования (образование) и др. Расширение комплекса услуг обусловливает повышение качества жизни населения: рост его интеллектуальных и физических возможностей, удовлетворение культурных и социальных запросов. Экономический рост сопровождается расширением комплекса услуг, направленных на совершенствование человека, его интеллектуальных и физических возможностей, удовлетворение его культурных, духовных и социальных потребностей. В динамике изменения структуры услуг отмечается рост доли наукоемких видов и социальных услуг, обеспечивающих качество экономического роста, социальное развитие и гуманизацию экономики. Особую важность приобретает определение перспектив развития отраслей, участвующих в создании потребляемых населением жизненных благ, в том числе услуг социальной инфраструктуры.

Сфера услуг является важной составляющей качества жизни населения. Качество жизни населения включает: обеспеченность населения жильем, объектами социальной инфраструктуры (образования, здравоохранения, спорта, культуры и досуга), общественными пространствами, благоприятной экологической обстановкой, рекреационной инфраструктурой, необходимой для отдыха и досуга на открытом воздухе, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, комфортного общения между людьми, обмена информацией и т.п. Перечисленные условия может обеспечить только развитая сфера услуг, создающая комфортные условия жизни населения, обеспечивающая его здоровье, уровень образования, квалификации и являющаяся ведущим фактором экономического роста. Развитая сфера услуг способствует поддержанию процессов воспроизводства населения, росту «человеческого потенциала». Так, развитие услуг здравоохранения и социального обеспечения обусловливает улучшение состояния здоровья населения, повышение рождаемости, снижение смертности, увеличение продолжительности жизни. Услуги образования и культуры способствуют повышению образовательного и культурного уровней насе-

ления. Продолжительность жизни и уровень образования населения являются показателями Индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП), который ежегодно определяется ООН-Хабитат для сравнения состояния городских систем различных стран и регионов по уровню жизни, образования и долголетия.

Развитие социальной инфраструктуры направлено на формирование комфортной среды жизнедеятельности населения, обеспечивающей полноценные условия для воспроизводства здорового, творчески активного поколения, повышения образовательно-культурного и духовного развития москвичей. Задачами развития социальной инфраструктуры являются:

- достижение нормативного уровня обеспеченности социально значимыми объектами обслуживания, права или гарантии на пользование которых в соответствии с Конституцией РФ гражданам предоставляет государство;

- обеспечение пространственной доступности всех видов объектов;

- формирование системы однопрофильных объектов и многофункциональных общественных комплексов, сети специализированных объектов обслуживания с особыми условиями размещения;

- развитие инновационных форм обслуживания;

- формирование комплексной жилой среды со строительством в пешеходной доступности объектов повседневного и периодического спроса, приближение объектов эпизодического спроса с широким спектром услуг к местам массового проживания населения;

- ликвидация некомплексного развития социальной инфраструктуры в периферийных районах с низкой (менее 30%) обеспеченностью объектами повседневного и периодического спроса;

- приоритетное развитие объектов образования, культуры, физкультуры и спорта, здравоохранения и социальной защиты;

- преимущественное размещение крупных объектов эпизодического спроса в периферийных районах города в составе ТПУ с целью сокращения потоков внутригородской миграции, снижение нагрузки на транспортную сеть города;

- развитие социальной инфраструктуры на основе результатов социологических опросов населения с выявлением потребительских ориентаций.

Развитость сферы услуг обеспечивают объекты социальной и административно-деловой инфраструктуры, представляющие общественный фонд застройки. В настоящее время в структуре общего фонда застройки Москвы (общая площадь - 450 млн кв. м) емкость общественного фонда составляет 30%, в том числе сети объектов социальной инфраструктуры 16%, административно-деловой - 14%, производственного - 14% (рис. 6). Наибольшую долю в структуре фонда социальной инфраструктуры имеют объекты торговли и услуг (39%), учебно-воспитательные (34%). Объекты здравоохранения составляют 10%, гостиницы - 9%, культуры - 4%, спорта и социального обеспечения - по 2%.

Рис. 6. Структура фонда застройки (общая площадь, млн кв. м)

В перспективе до 2035 г. предусматривается увеличение общего фонда застройки до 7 540 млн кв. м (в 1,7 раза), в том числе общественного в 2,4 раза (почти в 2 раза за счет сети объектов социальной инфраструктуры и в 3 раза - административно-деловой). Согласно Генеральному плану Москвы предусматривается увеличение доли емкости объектов здравоохранения (до 13%), культуры (до 10%), спорта (до 8%) за счет уменьшения доли объектов торговли (см. рис. 6).

В соответствии с градостроительной документацией (разработанной и планируемой к разработке) на период до 2035 г. (табл. 2), объем строительства объектов социальной инфраструктуры Москвы составит 62 млн кв. м общей площади, в том числе объектов повседневного и периодического спроса 26 млн кв. м общей площади, объектов эпизодического спроса - 36 млн кв. м общей площади. Планируемое развитие объектов социальной инфраструктуры направлено на достижение нормативного уровня обеспеченности объектами социальной сферы повседневного и периодического спроса на территориях сохраняемой жилой застройки; комплексное развитие объектов социальной инфраструктуры повседневного и периодического спроса на территориях перспективного жилищного строительства; повышение обеспеченности социальными функциями срединной и периферийной зон города за счет развития объектов эпизодического спроса в составе формируемых транспортно-пересадочных узлов, на территориях, прилегающих к МК МЖД, к МКАД, Москве-реке, расположенных в зонах влияния станций МЦК, ТПК, за счет развития сети специализированных объектов (рис. 7).

Комплексность обслуживания предусматривает размещение по зонам города:

- в центральной части города: приоритетное размещение объектов культурно-образовательного назначения, инфраструктуры туризма, прежде всего за счет реконструкции существующего фонда без увеличения плотности застройки (гостиницы категории 3-4*, хостелы, музеи, художественные гале-

реи, выставочные центры), размещение на первых этажах формируемых ту-ристско-рекреационных зон объектов торгово-досугового назначения (кафе, супермаркеты и специализированные магазины, художественные салоны, объекты сопутствующего туристического обслуживания и др.);

Таблица 2. Объем нового строительства объектов социальной инфраструктуры по видам на территории г. Москвы в ранее установленных границах в соответствии с городскими программами до 2035 г. (разработанными и планируемыми к разработке)

№ п/п Городская программа Объем нового строительства, млн кв. м Доля в общем объеме нового строительства, %

1 Документации по планировке территории (проекты планировки, проекты межевания, ГПЗУ) 9,7 25

2 Территориальные схемы развития территорий, прилегающих к МКАД 1,8 4

3 Концепция развития территорий, прилегающих к Москва-реке 8,8 22

4 Концепция развития территорий в зонах влияния станций МЦК 7,0 17

5 Концепция развития территорий в зонах влияния станций ТПК 4,9 12

6 Концепция развития территорий в зонах влияния станций основных направлений МЖД 3,1 8

7 Кварталы реновации (за исключением расположенных в границах разработки иных городских программ) 5,0 12

ВСЕГО 40,3 100

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПО ЭТАПАМ

ВСЕГО 62,0 млн.кз.м общей площади

I ЭТАП 20)8-2028

■ РАЗВИТИЕ СЕТИ ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОВСЕДНЕВНОГО И ПЕРИОДИЧЕСКОГО СП РОСА В КВАРТАЛАХ РЕНОВАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ МОСКВЫ В СТАРЫХ ГРАНИЦАХ

■ ДОСТИЖЕНИЕ НОРМАТИВНОГО УРОВНЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ОБЪЕКТАМИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОВСЕДНЕВНОГО И ПЕРИОДИЧЕСКОГО СПРОСА НА ТЕРРИТОРИЯХ НОВОГО ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В ТИНАО 1

■ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЛЕКСНОСТИ ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ СЛОЖИВШИХСЯ РАЙОНОВ СОХРАНЯЕМОЙ ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ НА1ЕРРИТОРИИ МОСКВЫ

В СТАРЫХ ГРАНИЦАХ

"РАЗВИТИЕ СЕТИ ОБЪЕКТОВ ЭПИЗОДИЧЕСКОГО СПРОСА В СИСТЕМЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РЕГИОНАЛЬНЫ* МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЦЕНТРОВ В СООТВЕТСТВИИ С ДОКУМЕНТАЦИЕЙ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО НА ТЕРРИТОРИИ ГИНАО

II ЭТАП 2029-2035

■ ДОСТИЖЕНИЕ НОРМАТИВНОГО УРОВНЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ОБЪЕКТАМИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОВСЕДНЕВНОГО И ПЕРИОДИЧЕСКОГО СПРОСА НА ТЕРРИТОРИЯХ СОХРАНЯЕМОЙ ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ

■ КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ | ПОВСЕДНЕВНОГО И ПГРИОДИЧЕСКОГО СПРОСА НА ТЕРРИТОРИЯХ ПЕРСПЕКТИВНОГО ЖИЛИЩНОГОСТРОИТЕЛЬСТВА

■ ПОВЫШЕНИЕ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫМИ ФУНКЦИЯМИ СРЕДИННОЙ

И ПЕРИФЕРИЙНОЙ ЮН ГОРОДА ЗА СЧЕТ РАЗВИТИЯ ОБЪЕКТОВ ЭПИЗОДИЧЕСКОГО СПРОСА В СОСТАВЕ ФОРМИРУЕМЫХ ТРАНОЮРГНО-ПЕРЕСАДОЧНЫХ УЗЛОВ. НА ТЕРРИТОРИЯХ. ПРИЛЕГАЮЩИХ К МК К МКАД МОСКВЕ-РЕКЕ. В ЗОНАХ ВЛИЯНИЯ С1АНЦИИМЦК ТИК ЗА СЧЕТ РАЗВИТИЯ СЕТИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ОБЪЕКТОВ

15,4

24,3

10,6

11,7

£5 £ §

о

х

& О

Рис. 7. Этапы развития социальной инфраструктуры Москвы

- в срединной зоне города: размещение объектов торгово-бытового, культурно-досугового, лечебно-оздоровительного и спортивного назначения для обслуживания работающих, жителей срединной и периферийной зон города, транзитных потоков в составе формируемых транспортно-пересадочных узлов;

- в периферийной зоне города: развитие локальных общественных центров с размещением объектов культурно-досугового, спортивно-рекреационного назначения для обслуживания жителей, в том числе маломобильных групп населения.

Выводы

Таким образом, изменения, происходящие в сфере услуг в мировом масштабе, настолько существенны, что современную экономику определяют как «сервисную», или «экономику услуг». Роль сферы услуг обусловлена, с одной стороны, ростом доли «экономики услуг» в социально-экономическом комплексе Москвы, с другой - поддержанием процессов воспроизводства «человеческого потенциала», повышением качества жизни населения. Составляющими качества жизни населения являются: качество жилья, доступность и разнообразие объектов социальной инфраструктуры (образования, здравоохранения, спорта, культуры и досуга, торговли и услуг), наличие общественных пространств для общения между людьми, обмена информацией, рекреационная инфраструктура для отдыха и досуга, благоприятная экологическая обстановка.

Повышение роли сферы услуг в экономике означает переход к постиндустриальному этапу развития, при котором сфера услуг выступает систе-мообеспечивающим сектором хозяйства. Развитие сферы услуг в Москве превышает уровень Российской Федерации и соответствует самому высокому уровню развития передовых стран Западной Европы - доля в ВРП и структуре занятости занимает более 70%.

Важной составляющей сферы услуг является социальная инфраструктура, включающая социально значимые объекты: образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, спорта, торговли и услуг. Основными направлениями развития социальной инфраструктуры являются: формирование комфортной среды жизнедеятельности населения, обеспечивающей полноценные условия для воспроизводства здорового, творчески активного поколения, повышения образовательно-культурного и духовного развития москвичей; формирование столичной городской среды, обеспечивающей расширение межрегиональных и международных функций Москвы, с размещением новых уникальных объектов преимущественно в срединной и периферийной зонах города, в том числе развитие туристско-рекреационных зон.

Литература

1. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. М. : Прогресс, 1986. С. 330-342.

2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М. : Академия, 1999.

3. Белл Д., Иноземцев В.Л. Эпоха разобщенности. М. : Центр исследований постиндустриального общества, 2007.

4. Тоффлер Э. Третья волна, 1980. М. : АСТ, 2010. 784 с.

5. Тоффлер Э., Тоффлер Х. Революционное богатство, 2006. М. : АСТ, 2007. 576 с.

6. Гэлбрейт Дж.К. Новое индустриальное общество : пер. с англ. М .: Новости, 1967.

7. Ансофф И. Стратегическое управление : пер.с англ. М. : Экономика, 1989. 358 с.

8. Котлер Ф., Джайн Д.К., Мэйсинси С. Маневры маркетинга. Современные подходы к прибыли, росту и обновлению М. : Олимп-Бизнес, 2003. 224 с.

9. Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость : пер. с англ. 2-е изд. М. : Альпина Паблишер, 2008. 720 с.

10. Бестужев-Лада И.В. Социальное прогнозирование. М. : Знание, 1969.

11. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. Новосибирск : Наука, 1991.

12. Овсянников А.А., Пегай И.И., Римашевская Н.М. Типология потребительского поведения. М. : Наука, 1989.

13. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы : учеб. пос. М. : Логос, 2000. 302 с.

14. Глазычев В.Л. Город без границ. М. : Территория будущего, 2011.

15. Движение регионов России к инновационной экономике / под ред. А.Г. Гран-берга, С.Д. Валентея. М. : Наука, 2006.

16. Лексин В.Н. «Региональные столицы» в экономике и социальной жизни России // Вопросы экономики. 2006. № 7. С. 84-93.

17. Стратегическое управление региональным и муниципальным развитием / под ред. А.С. Новоселова, В.Е. Селиверстова. Новосибирск : Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2018. 495 с.

18. Доклад о человеческом развитии 2014 года. URL: http://hdr.undp.org/sites/default/ files/hdr14-summary-ru.pdf (дата обращения: 01.12.2018).

19. Седякина А.В. Зарубежный опыт исследования проблем развития объектов социальной инфраструктуры // Экономика. Право. Менеджмент : сборник трудов молодых исследователей БГУ. Иркутск, 2015.

20. Волкова А.А. Воздействие сферы услуг на социальную сферу и качество экономического роста // Технико-технологические проблемы сервиса. 2015. № 3 (33). С. 89-93.

21. Диесперова Н.А., Жданова Л.А. О роли сферы услуг в современной экономике // Вестник РУДН. Серия: Экономика. 2009. № 3. С. 19-25.

22. Разомасова Е.А. Сфера услуг: теория, состояние и развитие. Новосибирск, 2011. 136 с.

23. Воронина Н.А. Роль и значение сферы услуг в оценке уровня жизни населения // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2012. T. 12, № 1. С. 36-40.

24. Лифанова С.А. Настоящее и будущее сферы услуг в обществе // Экономические науки. 2007. № 6.

25. Соловьева Л.В. Сфера услуг и ее влияние на качество жизни населения: теоретико-методологические основы, методический инструментарий оценки и концепция развития : автореф. дис. ... д-ра эконом. наук. Белгород, 2009.

26. Санофф Г. К архитектуре, озабоченной человеком. О проектировании людей, с людьми и для людей. URL: http://archvestnik.ru/node/2124 (дата обращения: 01.12.2018).

27. Починок Н.Б., Виноградова М.В. Структурные сдвиги в сфере услуг: социально-экономический аспект // Социальная политика и социология. 2015. Т. 14, № 5 (112). С. 102-113.

28. Свод принципов комплексного развития городских территорий. М. : Минстрой, 2018. Кн. 1.

The Role of the Service Sector in the Socioeconomic Development of Moscow

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika — Tomsk State University Journal of Economics. 2020. 52. pp. 233-249. DOI: 10.17223/19988648/52/14 Yulia G. Strashnova, Research and Project Institute of General Planning for the City of Moscow (Moscow, Russian Federation). E-mail: ustrashnova@genplanmos.ru Lyudmila F. Strashnova, Research and Project Institute of General Planning for the City of Moscow (Moscow, Russian Federation). E-mail: ustrashnova@genplanmos.ru Irina E. Makarova, Research and Project Institute of General Planning for the City of Moscow (Moscow, Russian Federation). E-mail: imakarova@genplanmos.ru Keywords: service sector, socioeconomic development, social and social and business infrastructure, life quality, human capital, service economy, knowledge economy, service model of development, post-industrial economy, types of objects.

The article shows the determining role of the service sector in the economic and social development of Moscow. The dynamics of changes in the share of services in the structure of employment, the general building fund development, the production of gross regional product, the income and expenditure of the city budget are examined. The levels of the service sector development in Moscow and abroad in terms of the share of the service economy in the structure of employment and the production of gross regional product are compared. It is concluded that the service sector development in Moscow corresponds to that in the economically developed foreign countries. The service sector affects the social development of society, the growth of human potential, determines the lifestyle of the population, the model of consumer behavior. A developed service sector creates a comfortable urban environment, provides a high quality of life. The role of the service sector in the socioeconomic development of Moscow is studied. The growth of the share of the services economy in the structure of the socioeconomic complex is revealed; it is typical for the stage of transition to post-industrial development. The relationship between the dynamics and structure of the service sector, the formation of a new model of employment, life quality improvement, and human capital development is determined. The main components of the quality of life that determine the needs for the development and placement of service facilities in the city are considered. The role of the service sector in the socioeconomic development of Moscow for accounting in forecasting, design and management decisions in the development of social, administrative and business facilities in the city, the creation of jobs in the service economy in the transition to the knowledge economy and information technology is assessed. The research is carried out on the basis of official statistics (Rosstat, Mosgorstat), branch departments and directorates of Moscow. Statistical, analytical, sociological methods of research, expert assessments, analogies, field survey, mathematical modeling are used. The tendency is noted of the increasing role of the service sector in the socioeconomic development of Moscow, characteristic of the transition to the post-industrial type of economy: the growth of the share of the service economy in the structure of the economic complex, the growing impact on the level and quality of life, the reproduction of human capital, the formation of a comfortable environment. The tasks and main directions of the development of social infrastructure, an important component of the service sector, are formulated. The role of the service sector in the socioeconomic development of Moscow consists in (1) influencing the economic growth, the structure of the city's economic complex, the increase in the share of the service economy, and qualitative changes in the industries that are characteristic of the transition to post-industrial development, and (2) in influencing the social development of the city: maintaining the reproduction of human potential, improving the life quality of the population. In recent years, the service sector, including its most important component - social infrastructure, is becoming a priority sector of the economy, which corresponds to global trends in the transition to a knowledge economy.

References

1. Bell, D. (1986) Sotsial'nye ramki informatsionnogo obshchestva [The social framework of the information society]. Translated from English. In: Gurevich, P.S. (ed.) Novaya tekhnokraticheskaya volna na Zapade [New technocratic wave in the West]. Moscow: Progress. pp. 330-342.

2. Bell, D. (1999) Gryadushchee postindustrial'noe obshchestvo [The coming of postindustrial society]. Translated from English. Moscow: Akademiya.

3. Bell, D. & Inozemtsev, VL. (2007) Epokha razobshchennosti [The era of disunity]. Moscow: Tsentr issledovaniy postindustrial'nogo obshchestva.

4. Toffler, A. (2010) Tret'ya volna [The Third Wave]. Translated from English. Moscow: AST.

5. Toffler, A. & Toffler, H. (2007) Revolyutsionnoe bogatstvo [Revolutionary wealth]. Translated from English. Moscow: AST.

6. Galbraith, J.K. (1967) Novoe industrial'noe obshchestvo [The New Industrial State]. Translated from English. Moscow: Novosti.

7. Ansoff, I. (1989) Strategicheskoe upravlenie [Strategic Management]. Translated from English. Moscow: Ekonomika.

8. Kotler, F., Jain, D.C. & Meysinsi, S. (2003) Manevry marketinga. Sovremennye podkhody k pribyli, rostu i obnovleniyu [Marketing Moves: A New Approach to Profits, Growth, and Renewal]. Translated from English. Moscow: Olimp-Biznes.

9. Porter, M. (2008) Konkurentnoe preimushchestvo: Kak dostich' vysokogo rezul'tata i obespechit' ego ustoychivost' [Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors]. Translated from English. 2nd ed. Moscow: Al'pina Pablisher.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Bestuzhev-Lada, I.V. (1969) Sotsial'noe prognozirovanie [Social Forecasting]. Moscow: Znanie.

11. Zaslavskaya, T.I. & Ryvkina, R.V (1991) Sotsiologiya ekonomicheskoy zhizni [Sociology of Economic Life]. Novosibirsk: Nauka.

12. Ovsyannikov, A.A., Pegay, I.I. & Rimashevskaya, N.M. (1989) Tipologiya potrebitel'skogopovedeniya [Typology of Consumer Behavior]. Moscow: Nauka.

13. Inozemtsev, VL. (2000) Sovremennoe postindustrial'noe obshchestvo: priroda, protivorechiya, perspektivy [Modern Postindustrial Society: Nature, Contradictions, Prospects]. Moscow: Logos.

14. Glazychev, V.L. (2011) Gorod bez granits [A City Without Borders]. Moscow: Territoriya budushchego.

15. Granberg, A.G. & Valentey, S.D. (eds) (2006) Dvizhenie regionov Rossii k innovatsionnoy ekonomike [Russian Regions Movement to an Innovative Economy]. Moscow: Nauka.

16. Leksin, VN. (2006) "Regional Capitals" in Russian Economic and Social Life. Voprosy ekonomiki. 7. pp. 84-93. (In Russian). DOI: 10.32609/0042-8736-2006-7-84-93

17. Novoselov, A.S. & Seliverstov, V.E. (eds) (2018) Strategicheskoe upravlenie regional 'nym i munitsipal 'nym razvitiem [Strategic management of regional and municipal development]. Novosibirsk: Institute of Economic and lndustrial Production Organizing, SB RAS.

18. UNDP. (2014) The 2014 Human Development Report. [Online] Available from: http://hdr.undp.org/sites/default/files/hdr14-summary-ru.pdf (Accessed: 1.12.2018). (In Russian).

19. Sedyakina, A.V. (2015) Zarubezhnyy opyt issledovaniya problem razvitiya ob"ektov sotsial'noy infrastruktury [Foreign experience in researching the problems of developing social infrastructure facilities]. In: Muzychuk, T.L. (ed.) Ekonomika. Pravo. Menedzhment: sbornik trudov molodykh issledovateley BGU [Economics. Law. Management: Collection of Works of young researchers of Baikal State University]. Vol. 1 (3). Irkutsk: Baikal State University.

20. Volkova, A.A. (2015) Impact of the Services Sector on the Social Sphere and Quality of Economic Growth. Tekhniko-tekhnologicheskie problemy servisa. 3 (33). pp. 89-93. (In Russian).

21. Diesperova, N.A. & Zhdanova, L.A. (2009) O roli sfery uslug v sovremennoy ekonomike [On the role of the service sector in the modern economy]. VestnikRUDN. Seriya Ekonomika — RUDN Journal of Economics. 3. pp. 19-25.

22. Razomasova, E.A. (2011) Sfera uslug: teoriya, sostoyanie i razvitie [Service sector: theory, state and development]. Novosibirsk: SibUPK.

23. Voronina, N.A. (2012) Rol' i znachenie sfery uslug v otsenke urovnya zhizni naseleniya [The role and importance of the service sector in assessing the living standard of the population]. Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Economics. Management. Law — Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya Ekonomika. Upravlenie. Pravo. 12 (1). pp. 36-40.

24. Lifanova, S.A. Nastoyashchee i budushchee sfery uslug v obshchestve [The present and future of the service sector in society]. Ekonomicheskie nauki - Economic Sciences. 6.

25. Solov'eva, L.V (2009) Sfera uslug i ee vliyanie na kachestvo zhizni naseleniya: teoretiko-metodologicheskie osnovy, metodicheskiy instrumentariy otsenki i kontseptsiya razvitiya [The service sector and its impact on the quality of life of the population: Theoretical and methodological foundations, methodological assessment tools and the concept of development]. Abstract of Economics Dr. Diss. Belgorod.

26. Sanoff, G. (2010) Toward a Humanely Concerened Architecture. Designing People, with People and for People. Arkhitekturnyy vestnik. 1. pp. 96-101. (In Russian).

27. Pochinok, N.B. & Vinogradova, M.V. (2015) Strukturnye sdvigi v sfere uslug: sotsial'no-ekonomicheskiy aspekt [Structural changes in the service sector: A socioeconomic aspect]. Sotsial'naya politika i sotsiologiya. 14:5 (112). pp. 102-113. (In Russian). DOI: 10.17922/2071-3665-2015-14-5-102-113

28. Minstroy. (2018) Svodprintsipov kompleksnogo razvitiya gorodskikh territoriy [Principles for the integrated development of urban areas]. Book 1. Moscow: Minstroy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.