Научная статья на тему 'РОЛЬ СФЕРЫ УСЛУГ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА'

РОЛЬ СФЕРЫ УСЛУГ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сфера услуг / туристический мультипликатор / социально-экономическое развитие / индикатор социально-экономического развития / экономико-математическая модель туристического мультипликатора / service sector / tourism multiplier / socio-economic development / indicator of socioeconomic development / economic and mathematical model of the tourism multiplier

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Надежда Николаевна Давидчук, Екатерина Валерьевна Мейдер

В статье представлены результаты исследования роли сферы услуг в социально-экономическом развитии государства. В работе выделены основные аспекты, которые способствуют развитию отрасли услуг, такие как разнообразие предлагаемых услуг, доступность услуг для различных слоев населения, создание благоприятных условий для предпринимателей, предоставляющих услуги. Ключевыми тенденциями развития сфера услуг являются цифровизация услуг, персонализация, устойчивость и экологичность. В работе отмечено, что развитие сектора услуг оказывает положительное влияние на туристическую отрасль, и это в свою очередь, способствует укреплению финансовой устойчивости страны и снижению зависимости от других отраслей экономики. Разработаны экономико-математические модели туристского мультипликатора по пяти областям Российской Федерации, из которых видно, какое влияние оказывают различных социально-экономические факторы на развитие сферы туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE SERVICE SECTOR IN THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE STATE

The article presents the results of the study of the role of the service sector in the socioeconomic development of the state. The work highlights the main aspects that contribute to the development of the service industry, such as the variety of services offered, the availability of services for various strata of the population, and the creation of favourable conditions for entrepreneurs providing services. The key trends in the development of the service sector are: the digitalization of services, personalization, sustainability and environmental friendliness. The work notes that the development of the service sector has a positive impact on the tourism industry, and this, in turn, helps to strengthen the financial stability of the country and reduce dependence on the other economy sectors. Economic and mathematical models of the tourism multiplier have been developed for five regions of the Russian Federation, from which it is clear what influence various socio-economic factors have on the tourism development.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СФЕРЫ УСЛУГ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

УДК 338.46:004 ББК 65.206.2 Д 13

DOI: 10.53598/2410-3683-2024-2-340-41-48

РОЛЬ СФЕРЫ УСЛУГ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА

(Рецензирована)

Надежда Николаевна ДАВИДЧУК

Донецкий национальный университет экономики и торговли

имени Михаила Туган-Барановского, г. Донецк, Донецкая Народная Республика, Россия e-mail: nndavidchuk7@gmail. com

Екатерина Валерьевна МЕЙДЕР

Донецкий национальный университет экономики и торговли

имени Михаила Туган-Барановского, г. Донецк, Донецкая Народная Республика, Россия e-mail: ev@mejder.ru

Аннотация. В статье представлены результаты исследования роли сферы услуг в социально-экономическом развитии государства. В работе выделены основные аспекты, которые способствуют развитию отрасли услуг, такие как разнообразие предлагаемых услуг, доступность услуг для различных слоев населения, создание благоприятных условий для предпринимателей, предоставляющих услуги. Ключевыми тенденциями развития сфера услуг являются цифровизация услуг, персонализация, устойчивость и экологичность. В работе отмечено, что развитие сектора услуг оказывает положительное влияние на туристическую отрасль, и это в свою очередь, способствует укреплению финансовой устойчивости страны и снижению зависимости от других отраслей экономики. Разработаны экономико-математические модели туристского мультипликатора по пяти областям Российской Федерации, из которых видно, какое влияние оказывают различных социально-экономические факторы на развитие сферы туризма.

Ключевые слова: сфера услуг, туристический мультипликатор, социально-экономическое развитие, индикатор социально-экономического развития, экономико-математическая модель туристического мультипликатора.

Для цитирования: Давидчук Н. Н., Мейдер Е. В. Роль сферы услуг в социально-экономическом развитии государства // Вестник Адыгейского государственного университета, серия «Экономика». 2024. Вып. 2 (340). С. 41-48. DOI: 10.53598/2410-3683-2024-2-340-41-48.

ORIGINAL RESEARCH PAPER

THE ROLE OF THE SERVICE SECTOR IN THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE STATE

Nadezhda N. DAVIDCHUK

Donetsk National University of Economics and Trade

named after Mikhail Tugan-Baranovsky, Donetsk, Donetsk People's Republic, Russia e-mail: nndavidchuk7@gmail. com

Ekaterina V. MEJDER

Donetsk National University of Economics and Trade

named after Mikhail Tugan-Baranovsky, Donetsk, Donetsk People's Republic, Russia e-mail: ev@mejder.ru

Abstract. The article presents the results of the study of the role of the service sector in the socioeconomic development of the state. The work highlights the main aspects that contribute to the development of the service industry, such as the variety of services offered, the availability of services for various

strata of the population, and the creation of favourable conditions for entrepreneurs providing services. The key trends in the development of the service sector are: the digitalization of services, personalization, sustainability and environmental friendliness. The work notes that the development of the service sector has a positive impact on the tourism industry, and this, in turn, helps to strengthen the financial stability of the country and reduce dependence on the other economy sectors. Economic and mathematical models of the tourism multiplier have been developed for five regions of the Russian Federation, from which it is clear what influence various socio-economic factors have on the tourism development.

Key words: service sector, tourism multiplier, socio-economic development, indicator of socioeconomic development, economic and mathematical model of the tourism multiplier.

For citation: Davidchuk N. N., Mejder E. V. The role of the service sector in the socio-economic development of the state // Bulletin of the Adyghe State University, series "Economics". 2024. No. 2 (340). P. 41-48 (in Russian). DOI: 10.53598/2410-3683-2024-2-340-41-48.

Введение. Современная экономика характеризуется интенсивным развитием новых технологических способов производства, усилением роли и значения творческого труда, распространением новых форм социально — экономических отношений и взаимодействий. Все это привело к доминированию сферы услуг в системе общественного воспроизводства. Сектор услуг играет важную роль в формировании современной экономики, так как обеспечивает множество различных видов услуг, начиная от финансовых и туристических, и заканчивая медицинскими и образовательными.

Одной из наиболее эффективных в плане развития экономики государства является сфера туризма, мультипликативный эффект, который оказывает сфера туризма на экономику напрямую отражается на развитии государства. В основе туристского мультипликатора лежит концепция положительной обратной связи, где развитие туристического сектора стимулирует рост других сфер экономики.

Целью исследования является определение роли сферы услуг в социально-экономическом развитии государства, в построении экономико-математических моделей туристического мультипликатора.

Методы исследования. На этапе проведения исследования использовались методы теоретического обобщения и сравнения, анализа и синтеза, экономико-математического моделирования.

Результаты и обсуждение. Одной из основных причин, почему сектор услуг играет важную роль в экономике, является то, что он способствует созданию рабочих мест. Во многих странах количество рабочих мест в сфере услуг превышает количество рабочих мест в других отраслях экономики, это позволяет снизить уровень безработицы и улучшить социальное благополучие населения, привлечь инвестиции. Также важно отметить, что услуги могут стимулировать развитие других отраслей экономики, таких как транспорт, логистика, строительство и пр.

Таким образом, туристическая и гостиничная индустрии тесно взаимодействует с авиационной, ресторанной и другими отраслями, что создает множество рабочих мест и стимулирует экономику в целом. Сферы образования и здравоохранения также играют важную роль, обеспечивая подготовку высококвалифицированных специалистов и улучшение здоровья населения, что способствует развитию человеческого капитала и социальной сферы.

Необходимо отметить, что сектор услуг создает рабочие места не только в больших городах и столицах, но и в отдаленных регионах, что способствует развитию местных экономик и снижению неравенства между различными регионами. Кроме того, услуги могут быть экспортированы и предоставляться за рубежом, что способствует привлечению внешних инвестиций и развитию международной торговли.

Согласно статистическим данным [1] увеличение доли сектора услуг в ВВП может означать большую стабильность и устойчивость экономики страны, поскольку

услуги часто имеют более высокую эластичность спроса и могут адаптироваться к изменениям рынков более гибко, чем другие секторы (рис. 1).

Рис. 1 — Топ-10 экономик мира, доля сферы услуг в ВВП [1 ]

Темпы социально-экономического развития региона и государства в целом напрямую зависят от производительности сферы услуг. Исследование процессов, происходящих в этой сфере, помогает выявить новые возможности для улучшения качества предоставления услуг, а также повышения конкурентоспособности компаний.

Анализ взглядов ведущих мировых и отечественных экономистов на проблему развития сферы услуг позволил выделить основные аспекты, которые способствуют развитию отрасли услуг. Так по мнению ученых [2-3], повышение качества и уровня сервиса способствует развитию отрасли услуг, добавляет ценности для потребителей. В работах [4-5], ученые подчеркивают, что важным фактором развития сферы услуг является разнообразие предлагаемых услуг, которые могут удовлетворить различные потребности и предпочтения клиентов, что способствует привлечению большего числа потенциальных потребителей и, соответственно, росту спроса, а развитие инновационных и непривычных услуг с большим учетом потребностей клиентов считается одним из ключевых факторов успеха.

Следует отметить, что развитие сферы услуг должно быть направлено на то, чтобы люди с различными доходами и социальными статусами могли воспользоваться предоставляемыми услугами. Для этого необходима разработка эффективных механизмов социальной поддержки и регулирования цен на услуги.

Важным аспектом является поддержка и стимулирование предпринимательства в сфере услуг, что способствует развитию конкуренции, инноваций и росту качества услуг. Создание благоприятных условия для предпринимателей, со стороны государства должно основываться на упрощение процедур открытия бизнеса, предоставлении финансовой поддержки и обеспечении доступа к рынку.

Компаративный анализ научных источников [2-6] показал, что развитие сферы услуг определяется сочетанием ключевых тенденций современной экономики (табл. 1).

Таблица 1

Ключевые тенденции развития современной экономики

Тенденции современной экономики Особенности развития современной экономики

Цифровая трансформация Онлайн-платформы и приложения позволяют заказывать услуги удаленно, экономить время и получать необходимую информацию в режиме реального времени.

Социально-экономические процессы Гуманитарные нормы и принципы, ответственное ведение бизнеса приводят к развитию новых видов услуг. Направленность на экологическую устойчивость и социальную ответственность становится неотъемлемой частью предоставления услуг во всех сферах.

Развитие сервиса, появление гибридных продуктов В условиях современного рынка потребители все больше ценят удобство и индивидуализацию в предоставлении услуг. Это приводит к появлению гибридных продуктов, которые объединяют несколько видов услуг в одном предложении. Например, комбинированные путевки, сочетающие отдых на пляже с экскурсиями или спортивными мероприятиями.

Развитие экономики совместного потребления и экономики сотрудничества. Платформы, основанные на принципах совместного использования ресурсов и участия в различных проектах, стали популярными во многих сферах услуг. Такие модели бизнеса позволяют пользователям получать доступ к широкому спектру услуг без необходимости приобретения собственных активов, что стимулирует развитие экономики и способствует повышению качества предоставляемых услуг.

Развитие экономики впечатлений В условиях высокой конкуренции предприятия и организации, помимо типовых услуг, также предлагают клиентам уникальные услуги, отличающиеся оригинальностью и индивидуальностью. Это создает дополнительную ценность для потребителей и способствует общему развитию сферы услуг.

Для понимания и оценки динамики и достижений в таких областях, как экономика, занятость, социальная сфера, инфраструктура, образование, здравоохранение и другие существует система индикаторов социально-экономического развития региона, что позволяет выявлять проблемные зоны, определять потребности и установить стратегические приоритеты для последующих реформ, а также повысить эффективность управленческих решений и программ государственного развития.

По мнению автора [7], применение системы социально-экономических индикаторов дает возможность сравнивать различные регионы, выявлять лидеров и отстающих в разных отраслях экономики и социальной сферы. Такой подход также позволяет определять причины успеха или отставания отдельных территорий. Полученные результаты помогают разрабатывать целенаправленные меры для поддержки развития более слабых регионов, перераспределять ресурсы и оптимизировать управленческие решения.

Важно отметить, что главным индикатором социально-экономического развития сферы услуг является доля данного сектора в структуре ВВП (валового внутреннего продукта) государства. Этот показатель позволяет оценить вклад услуг в экономику государства и определить уровень развития отрасли. Увеличение доли сектора услуг в ВВП свидетельствует о росте экономической активности в этой сфере, а также об увеличении числа рабочих мест и доходов граждан.

Целесообразно считать, что организация хозяйственных процессов в сфере услуг требует особого подхода и важным аспектом является умение анализировать и понимать потребности клиентов, чтобы предлагать релевантные услуги, необходимо быстро адаптироваться к изменяющимся требованиям потребителей, внедрение инновационных подходов, таких как автоматизация и цифровизация процессов, чтобы повысить эффективность и удобство предоставления услуг.

Проведенные исследования по пяти областям Российской Федерации относительно влияния различных социально-экономических факторов (табл. 2) на туристический мультипликатор за 2014-2018 годы показали, что заработная плата (Ростовская, Белгородская, Курская и Саратовская области), оборот розничной торговли (Ростовская, Белгородская, Курская и Воронежская области) являются значимыми факторами [8].

С целью продолжения исследования и подтверждения ранее полученных выводов, были разработаны экономико-математические модели туристского мультипликатора по пяти областям Российской Федерации (Ростовская, Белгородская, Курская, Воронежская и Саратовская области). Модели были получены на основании матричного метода приоритетности факторов и статистических данных, которые взяты из официальных сайтов [9-13] за период 2018-2023 гг. (табл. 3).

Таблица 2

Социально-экономические факторы

Обозначение фактора Описание социально-экономического фактора

Инвестиции в основной капитал (млн. руб.)

Х2 Индекс потребительских цен на товары и платные услуги населению, декабрь в % к декабрю предыдущего года

Х3 Оборот розничной торговли (млн. руб.)

Х4 Оборот общественного питания, млрд. руб.;

Х5 Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц), руб.;

Х6 Введено в эксплуатацию общей площади жилых домов всего, тыс. кв. метров;

Х7 Численность населения, чел.;

Х8 Среднемесячная начисленная заработная плата работников предприятий и организаций, руб.;

Среднегодовой размер назначенных месячных пенсий, рублей.

Поведенные исследования показали, что оборот розничной торговли является значимым фактором для всех областей при формировании мультипликативного эффекта в туристической сфере. Оборот общественного питания оказывает влияние на туристский мультипликатор четырех областей (Ростовская, Белгородская,

Курская, и Саратовская области) Российской Федерации. Значимыми также являются среднемесячная начисленная заработная плата работников предприятий и организаций для четырех областей (Ростовская, Белгородская, Курская, и Воронежская области) Российской Федерации.

Таблица 3

Экономико-математические модели туристского мультипликатора по пяти областям Российской Федерации

Область РФ

Экономико-математические модели туристского мультипликатора

Значимые факторы

Ростовская область

' Xj 5X4 ,Xg Х9

=865,4-

/

1 + 0,024-

V

d +d + d + d

*3 ] "4 ; *8 [ "9 |

V *™i *mi„ *,mn J

x3, x4, x8, x9

Белгородская область

X3, X4, x8, x9

Курская область

xi; хз, X4,

x,x8

Воронежская область

Xj, x3, x7 x8

Саратовская область

X'j,X4,Xg Xg

= 1029,7-

1 + 0,00021-

/ >

d +d + d +d

Ч _] 1 х8 1 х9 j

\ Х1Ш1 х пил ximn xmin /

X1'X3'X7.X9

Значение роста туристической отрасли сложно переоценить. Предоставляемые услуги в сфере туризма генерируют дополнительный спрос на инвестиции в строительство и модернизацию объектов туристической инфраструктуры, таких как отели, рестораны и развлекательные комплексы. Более того, развитие туризма способствует появлению новых технологий и концепций, что стимулирует инновации в рекреационном секторе, а также в экономике региона и страны в целом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение. Таким образом, сектор услуг играет ключевую роль в развитии экономики. Он способствует созданию рабочих мест, стимулирует внутреннее потребление и международную торговлю, а также повышает качество жизни населения. Для полного понимания состояния и перспектив развития страны необходимо анализировать не только долю сектора услуг в ВВП, но и другие экономические показатели. Комплексный подход к оценке сферы услуг позволит учесть все факторы и разработать эффективные стратегии для достижения социально-экономического развития государства.

Развитие сферы услуг в настоящее время определяется цифровой трансформацией, глобализацией, гуманизацией и устойчивым развитием, экономикой совместного потребления, а также экономикой впечатлений. Использование современных технологий, учет социальных и экологических аспектов, индивидуализация предложений и предоставление уникальных эмоциональных впечатлений являются основными трендами, ведущими к дальнейшему развитию сферы услуг.

Туристский мультипликатор — это важный инструмент для оценки влияния туризма на экономическое и социальное развитие региона. Он позволяет определить степень усиливающего воздействия, когда положительные изменения в туристической сфере приводят к дальнейшему развитию всего региона. Таким образом, туристский мультипликатор помогает понять, как туризм оказывает комплексное влияние на экономику и социальную сферу территории.

Примечания:

1. Информационное агентство Credinform. Доля услуг в ВВП Топ-20 экономик мира. URL: https://credinform.ru/publications/6d99e95blld8 (дата обращения: 5.04. 2024).

2. Ватолкина Н. Ш. Управление качеством в сфере услуг в условиях цифровой трансформации экономики. М. : Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2019. 179 с.

3. Возиянова Н. Ю., Дещенко А. Ю. Анализ институционализации развития предпринимательства и услуг в экономике знаний: виртуализация рынков и реальность знаниевых услуг // Экономика и управление: проблемы, решения. 2024. Т. 6, № 2 (143). С. 160-170. DOI 10.36871/ek.up.р.г.2024.02.06.021.

4. Ватолкина Н. Ш. Услуга как социально-экономический феномен и объект управления // Проблемы теории и практики упр. 2011. № 3. С. 101-109.

5. Давидчук H. Н. Интегрированная модель оценки уровня инновационное™ рекреационной услуги // Вестник Донецкого национального университета. Сер. : Экономика и право. 2019. № 3. С. 24-32. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42355970_70053689.pdf. (дата обращения: 5.04. 2024).

6. Мейдер Е. В. Теоретические аспекты категории «услуга» // Торговля и рынок. 2022. № 2 (62). С. 290-298.

7. Антошина К. А. Концептуальные основы развития индикаторной системы социально-экономического развития страны в контексте маркетинговой науки // Инновации и инвестиции. 2023. № 8. С. 430-432.

8. Давидчук H. Н. Оценка конкурентных возможностей рекреационных территорий // Торговля и рынок. 2019. № 2 (50), т. 1. С. 70-80. URL: https://www.elibrary.ru/download/ elibrary_54411407_14269235.pdf (дата обращения: 10.04. 2024).

9. Саратовстат : офиц. сайт. URL: https://64.rosstat.gov.ru/statistic (дата обращения: 10.04. 2024).

10. Ростовстат. URL: https://61.rosstat.gov.ru/statistic (дата обращения: 10.04. 2024).

11. Белгородстат : офиц. сайт. URL: https://31.rosstat.gov.ru/statistic (дата обращения: 10.04. 2024).

12. Воронежстат : офиц. сайт. URL: https://36.rosstat.gov.ru/statistic (дата обращения: 10.04. 2024).

13. Курскстат : офиц. сайт. URL: https://46.rosstat.gov.ru/statistic (дата обращения: 10.04. 2024).

References:

1. Credinform Information Agency. Share of services in GDP of the Top 20 economies of the world. URL: https://credinform.ru/publications/6d99e95blld8 (access date: 5.04.2024).

2. Vatolkina N.Sh. Quality control in the service sector in the context of the economy digital transformation. M.: Publishing house of MSTU named after N.E. Bauman, 2019. 179 p.

3. Voziyanova N.Yu., Deshchenko A.Yu. Analysis of the institutionalization of the development of entrepreneurship and services in the knowledge economy: virtualization of markets and the reality of knowledge services // Economics and management: problems, solutions. 2024. Vol. 6, No. 2(143). P. 160-170. DOI 10.36871/ek.up.p.r.2024.02.06.021.

4. Vatolkina N.Sh. Service as a socio-economic phenomenon and management object 11 Problems of theory and practice of management. 2011. No. 3. P. 101-109.

5. Davidchuk N.N. Integrated model for assessing the level of recreational services innovation // Bulletin of Donetsk National University. Ser.: Economics and Law. 2019. No. 3. P. 24-32. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42355970_70053689.pdf. (access date: 5.04. 2024).

6. Meider E.V. Theoretical aspects of the "service" category 11 Trade and Market. 2022. No. 2(62). P. 290-298.

7. Antoshina K.A. Conceptual foundations of the development of the indicator system of the socio-economic development of the country in the context of marketing science // Innovations and Investments. 2023. No. 8. P. 430-432.

8. Davidchuk N.N. Assessment of competitive capabilities of recreational territories // Trade and Market. 2019. No. 2 (50), Vol. 1. P. 70-80. URL: https://www.elibrary.ru/download/ elibrary_54411407_14269235.pdf (access date: 10.04.2024).

9. Saratovstat: official website. URL: https://64.rosstat.gov.ru/statistic (access date: 10.04.2024).

10. Rostovstat. URL: https://61.rosstat.gov.ru/statistic (access date: 10.04. 2024).

11. Belgorodstat: official website. URL: https://31.rosstat.gov.ru/statistic (access date: 10.04.2024).

12. Voronezhstat: official website. URL: https://36.rosstat.gov.ru/statistic (access date: 10.04.2024).

13. Kurskstat: official website. URL: https://46.rosstat.gov.ru/statistic (access date: 10.04.2024).

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 07.06.2024; одобрена после рецензирования 14.06.2024;

принята к публикации 21.06.2024.

The authors declare no conflicts of interests.

The paper was submitted 07.06.2024; approved after reviewing 14.06.2024; accepted for publication 21.06.2024.

© H. H. Давидчук, E.B. Мейдер, 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.