Научная статья на тему 'Роль семьи в воспитании детей'

Роль семьи в воспитании детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3011
374
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА / СЕМЬЯ / СЕМЕЙНЫЙ КОЛЛЕКТИВ / ВНУТРИСЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова В. В.

В статье анализируется роль семьи, родителей в процессе воспитания ребенка, становления его личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль семьи в воспитании детей»

Иванова, В. В.,

воспитатель,

ГБОУ детский сад № 659

Ivanova, V. V.,

РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Аннотация. В статье анализируется роль семьи, родителей в процессе воспитания ребенка, становления его личности.

THE ROLE OF FAMILY IN CHILD REARING

SUMMARY. The article examines the role of the family, the parents in the upbringing of the child, the formation of his personality.

Ключевые слова: воспитание ребенка, семья, семейный коллектив, внутрисемейные отношения.

Keywords: Children, family, family group, family relations.

Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению и холодности - все эти качества личность приобретает в семье.

В сущности, о семье можно говорить лишь при наличии в ней ребенка. «Семья начинается с детей», - справедливо заметил А. И. Герцен. Именно появление ребенка по-настоящему скрепляет брачный союз женщины и мужчины, объединяет их общими заботами и радостями, одухотворяет великой и благородной целью воспитания нового гражданина. В детях как бы продолжают себя: они имеют возможность воплотить в них свои идеалы, реализовать собственные неосуществленные надежды.

С другой стороны, рождение ребенка в семье - это появление нового члена общества, будущего труженика, деятеля, защитника Родины, продолжателя рода человечества. Здоровые, хорошо воспитанные и образованные дети составляют главное богатство государства, обеспечивают в дальнейшем материальное, духовное и нравственное развитие общества.

Воспитательное влияние семьи на ребенка обусловлено материальными и бытовыми условиями ее жизни, численностью и структурой семейного коллектива, характером взаимоотношений его членов, определяющими морально-психологическую и трудовую атмосферу семьи. Существенное значение имеют образование и жизненный опыт старших членов семьи, особенно родителей, их общая и педагогическая культура.

Для семейного воспитания характерна своя специфика. Она выражается в том, что воспитание здесь осуществляется главным образом не как специальный процесс, а в результате повседневной жизни. Семейное воспитание строится на эмоциональной основе, так как воспитателями выступают

родные и самые близкие ребенку люди, оно, по существу, непрерывно продолжается до полной самостоятельности детей и сугубо индивидуально. Наконец, в семейном воспитании преобладают акценты на нравственном и трудовом воспитании подрастающего поколения.

Успешное семейное воспитание детей в большей мере зависит от семейного коллектива, от наличия в нем отца и матери. Обеспечивая естественную атмосферу внутрисемейных отношений, умножая воспитательное влияние на ребенка, отец и мать создают необходимые условия для нормального развития и, в частности, в плане взаимоотношений между полами, готовят к общению с представителями мужского и женского пола.

Воспитание в семье, как правило, более плодотворно, если в ней растет не один ребенок, а несколько. Наличие нескольких детей в семье существенно облегчает их задачи воспитания: старшие выступают помощниками родителей, младшие берут с них пример, формируются отношения дружбы и взаимопомощи между людьми - в семье из всех человеческих отношений они бывают наиболее глубокими и прочными. Они включают четыре основных вида отношений: психофизиологические, психологические, социальные и культурные.

Психофизиологические - это отношения биологического родства и половые отношения.

Психологические - это открытость, доверие, забота, взаимная моральная и эмоциональная поддержка.

Социальные содержат распределение ролей, материальную зависимость в семье, а также статусные отношения: авторитет, руководство, подчинение и пр.

Культурные - внутрисемейные связи и отношения, обусловленные традициями, обычаями, сложившимися в условиях определенной культуры (национальной, религиозной и т. п.), внутри которой данная семья возникла и существует. Вся эта система отношений оказывает влияние на семейное воспитание детей. Внутри каждого из видов отношений могут существовать как согласие, так и разногласия, которые положительно или отрицательно сказываются на воспитании.

Совместная жизнь требует от супругов постоянной готовности к компромиссу в каждом из названных видов отношений, умения считаться с личными интересами и потребностями партнера, уважать друг друга, доверять друг другу, находить взаимопонимание друг с другом.

Нормальные воспитательные отношения складываются при взаимной удовлетворенности супругов, их соответствии друг другу во всех видах внутрисемейных отношений. Особое положительное значение для воспитания детей имеют доверительные отношения в семье, а также социально-психологическая готовность супругов к браку, включая усвоение элементарных норм и правил человеческого общения, принятие взаимных обязательств по отношению друг к другу, соответствующих их семейным ролям: супруга, супруги, отца, матери и т. п.

Сила семейного воспитания, отмечал Песталоцци, в том, что оно происходит в процессе жизни - в отношениях близости, в делах и поступках, которые совершает ребенок. Из своих отношений к отцу, матери, он усваивает первые обязанности перед обществом. В семье ребенок рано приучается ку труду. Под влиянием семейных принципов и всего семейного уклада воспиты-

вается твердость характера, гуманизм, сосредоточенный ум. Именно в семье ребенок наблюдает и испытывает чувство любви к родителям и сам получает от них эту любовь и ласку. В семье осуществляется индивидуальный подход. Не противопоставляя общественного воспитания семейному, Песталоцци указывал, что в общественном воспитании следует использовать те преимущества, которыми обладает домашнее воспитание.

Сам Песталоцци обладал исключительным даром педагогического воздействия, умел подойти к душе ребенка, увлечь и овладеть ею. Песталоцци не только любил детей, но и верил в них и этим больше всего способствовал тому, чтобы школьную рутину живым воздействием при живом общении с детьми.

Задача семьи - воспитывать не только потребителей, созерцателей прекрасного, но и активных участников его создания во всех возможных областях и сферах. У родителей как воспитателей ничего не получится, если они не будут знать особенностей своего ребенка. В целях воспитания требуется постоянное и глубокое изучение ребенка, специальное выявление его интересов, запросов, увлечений, склонностей и способностей, положительных и отрицательных черт. Только тогда отец и мать получат возможность целенаправленно и обоснованно, а следовательно, и плодотворно влиять на формирование личности растущего человека, акцентируя внимание на ее позитивных сторонах и развивая их, а с другой стороны, настойчиво преодолевая негативные черты.

В изучении ребенка родителям помогут непринужденные беседы по интересующим вопросам, наблюдая за его поведением как дома, так и на улице, в общественных местах, в школе - в общении с товарищами, во время труда, отдыха.

Что читает ребенок, как проводит свободное время, с кем дружит, в какие игры играет - ответы на эти вопросы родители должны знать. На какие-то вопросы ответят учителя. Но оценка посторонних людей может быть и необъективной неверной. Доверие - вот главная линия поведения отца и матери. Очень важно, чтобы ребенок тоже доверял своим родителям.

Чтобы правильно судить о ребенке, - считает Пирогов, - необходимо переселиться в его духовный мир. Дитя живет в собственном мире, созданным его духом, и действует, следуя законам этого мира. Потому воспитание не должно торопиться с тем, чтобы перенести его из его атмосферы в нашу.

Самое большое право родителей и воспитателей, - как отмечает Пирогов, - заключается в том, чтобы развивать всецело и всесторонне все благое, что есть в ребенке от природы, без посягательства на личность, которая одинаково неприкосновенна и во взрослом, и в детях. Человек легко ослепляется собственными достоинствами и недостатками. Поэтому с детства необходимо развивать в ребенке самосознание, пробуждать совесть.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.