РОЛЬ СЕМЬИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
С.С. Селиванова, младший научный сотрудник
Институт социально-экономических исследований - обособленное структурное подразделение Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук (Россия, г. Уфа)
Б01: 10.24411/2500-1000-2019-11776
Исследование выполнено в рамках государственного задания ИСЭИ УФИЦ РАН на 2019 г.
Аннотация. В данной статье рассматриваются основные теоретические подходы к роли семьи в системе социализации. Именно семья определяет процесс становления личности, формирует основы ее сознания и мировосприятия. От практик семейного воспитания непосредственно зависит передача и воспроизводство культурных норм и ценностей конкретного общества. В статье приводятся результаты социологического исследования, проведенного в Республике Башкортостан, характеризующие роль семьи в процессе социализации современной молодежи. Анализируется влияние практик семейного воспитания на некоторые аспекты социальной идентичности молодёжи в современных условиях.
Ключевые слова: семья, социализация, воспитание, этническая социализация, межнациональная семья.
Человек рождается в семье, как правило, это его самое близкое и значимое социальное окружение в течение долгих лет жизни. Здесь закладываются основы сознания и мировосприятия личности. Семья является важнейшей институтом воспитания новых членов общества, она отвечает не только за воспроизводство населения, но и за функционирование и воссоздание свойственных конкретному обществу норм, ценностей, установок, образа жизни.
Для О. Конта семья это «начало общества», «истинная социальная единица», «клеточка социальности». То есть это первичный элемент, сумма которых создает общество в целом. Именно семья, обладая наиболее тесной взаимосвязанностью элементов, обеспечивает принцип равновесия, гармонии общества [1]. Семья является первичной ячейкой общества, осуществляющей социализацию личности. Согласно Ч. Кули, первичная группа выступает в качестве источника моральных норм, которые индивид соблюдает в течение всей своей жизни, и в качестве поддержки и стабилизации человека, то есть оказывает
психологическую помощь своим членам. То, в какой семье рождается и живёт ребенок, в каких условиях воспитывается, в значительной мере предопределяет его жизненный путь. Одновременно целенаправленное воспитание и стихийное воздействие отражаются в его чертах личности [2]. Дж. Локк считал, что душа ребенка подобна «чистой доске», на которой написанное однажды никогда не сотрешь [3]. Так, например, вкусы, материальные и нравственно-этические понятия конкретной личности становятся чаще всего такими, какими их прививает его семья. Состояние семьи, в конечном счёте, определяет состояние государства [4]. Вместе с тем, в современном обществе влияние семьи на воспитательный процесс ослабевает. Часто обязанности по воспитанию детей принимают на себя государство, средства массовой коммуникации и другие социальные институты. Тем не менее, семья остается главным фактором социализации личности [5].
Составной частью социализации является этническая социализация. В процессе
этнической социализации семья играет первостепенную роль, так как именно практики семейного воспитания непосредственно влияют на развитие этнической идентичности, успешного усвоения норм и ценностей этноса, институт семьи отвечает за их воспроизводство в обществе. Пионером в изучении проблематики влияния семьи на этничность стала М. Мид, осуществлявшая этнографические исследования практик воспитания детей у различных народов [6]. В отличие от других социальных институтов, разделяющих воспитательные функции подрастающего поколения, семья в большей степени обеспечивает становление духовной составляющей этноса в сознании детей. Именно в семье ребенок обучается родному языку, усваивает социальные отношения и ценности, выраженные через лингвистические средства, которые передаются в процессе воспитания новых поколений в нормах, традициях, нравах определенного народа. Понимание первостепенной роли семьи в вопросах этнической социализации разделяется не только большинством социологов, но и самим населением. Так, социологические опросы, проводимые в Республике Башкортостан, Марий Эл и Алтай, показали, что респонденты чаще выбирают семью и родителей в качестве фактора, повлиявшего на их выбор этнической принадлежности [7].
Особую область изучения влияния семьи на процесс этнической социализации и, как следствие, становление этнической идентичности составляет анализ особенностей самоидентификации детей, воспитывающихся в национально-смешанных семьях. Национально-смешанная семья -это тип семейной организации, в которой супруги и/или родители являются представителями разных этносов, народов и наций. Принято считать, что процесс этнической социализации в моноэтнической и межнациональной семье протекает по-разному, формируется особая этнокультурная среда для формирования этнично-сти детей [8]. К специфическим функциям межнациональной семьи ряд авторов относят воспроизводство и трансляцию норм и образцов этнической толерантности в
отношениях с другими этносами [7]. Дети из таких семей могут проявлять свою идентичность по-разному: она может быть гибридной, когда ребенку недостаточно одного самоопределения, и он ощущает себя представителем двух групп; возможно игнорирование этнической принадлежности одного из родителей; также он может выбрать третью национальность для самоидентификации.
Особой сложностью этнической социализации в национально-смешанных семьях становится проблема передачи традиций только своей этнической группы, поэтому нередко фактор этничности во внутрисемейном общении могут минимизировать. Но даже если этого не происходит, процесс этнической идентификации детей из таких семей все равно значительно затруднен [7]. В современном обществе важно стремиться минимизировать влияние негативных факторов на процесс семейного воспитания и создавать благоприятные условия для успешной этнической социализации в семье.
В 2108 году было проведено авторское исследование с целью описания процесса этнической социализации в национально-смешанных и в моноэтнических семьях. В качестве метода получения данных было выбрано стандартизированное открытое интервью среди семейных пар с детьми от 14-ти лет. Стратегия анализа полученных данных - перекрёстный анализ. Также в исследовании было выделено два типа национально-смешанных семей: полиэтниче-ски интегрированные и полиэтнически не-интегрированные. Первый тип объединяет национально-смешанные семьи между постоянно проживающими этносами в Республике Башкортостан. К ним относятся русские, башкиры, татары, чуваши, мордва, марийцы, удмурты и др., то есть народы России. Второй тип представляет собой национально-смешанные семьи, состоящие из представителей постоянно проживающих этносов и мигрантов из бывших советских республик и других стран.
По данным проведенного социологического исследования выяснялось, что в национально-смешанных семьях гражданское самосознание доминирует над этни-
ческим. Так, на вопрос «Кем Вы ощущаете себя в большей степени - человеком определенной национальности или россиянином?» большинство респондентов назвали себя россиянами.
Сравнительный анализ типов семей показал, что в национально-смешанных семьях чаще фактору этничности не придается значение, на первый план выходят другие виды идентичности, например, религиозная. Так, на вопрос «Как Вы считаете к какой национальности относит себя ваш ребёнок (дети)?» в отличие от супругов из моноэтнических семей, большинство респондентов из смешанной семьи не смогли дать точный ответ.
Опрос показал, что в межэтнических семьях, где есть представители нерусских этносов, хотя бы один из супругов владеет языком своего происхождения. Вместе с тем, родители целенаправленно обучали детей национальному языку только в моноэтнической нерусской семье. Как правило, дети из межнациональной семьи могут только примерно понимать речь на национальном языке, либо вовсе им не владеют. Также выяснилось, что во всех межнациональных семьях для общения дома используется русский язык. Однако на вопрос «Должен ли знать ребёнок язык обоих родителей, если воспитывается в межнациональной семье?» большинство опрошенных дали положительный ответ или сказали, что ребёнок должен «иметь представление» о языке, «знать азы» языка, «хотя бы понимать» его. Во всех опрошенных семьях каждый второй респондент хотел, чтобы ребёнок владел национальным языком одного из родителей. Это свидетельствует о наличии некоторого противоречия между установками и реальным пове-
дением респондентов, так как большинство хотят, чтобы ребёнок владел национальным языком, но при этом не обучают его самостоятельно.
Анализ полученных социологических данных показал, что в основном в межэтнических и моноэтнических семьях нет какого-то определенного национального воспитания. На вопрос «Каким образом Вы передаете ребенку правила, традиции, культуру Вашей нации?» некоторые респонденты, в основном матери, отвечали, что водили детей в театры, музеи, читали определенные книги, кто-то в этом вопросе полагался больше на школьное воспитание. В полиэтнически неинтегрирован-ных семьях отцы в качестве ознакомления со своей культурой возили детей на Родину. Также выяснилось, что в семьях, где родители исповедуют ислам, акцент смещается на религиозное воспитание.
На вопрос «Проявлял ли Ваш ребенок самостоятельный интерес к вопросам, связанным с этничностью?» супруги из одной семьи иногда давали разные ответы, причем женщины отвечали «да», а мужчины «нет». Возможно, опять сыграл роль тот фактор, что женщины больше заняты воспитанием детей, следовательно, могли это заметить. Однако большинство дало отрицательный ответ или затруднились ответить.
Результаты исследования показали, что в национально-смешанных семьях в основном у супругов доминирует гражданская идентичность, что проявляется в предпочтении интернациональной модели воспитания. Этничности придается меньшее значение, что подтверждает обозначенные проблемы этнической социализации в межнациональных семьях.
Библиографический список
1. Поликанова Е. П. Социализация личности // Философия и общество. - 2003. - № 2. -С. 84-108.
2. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. - М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. - 320 с.
3. Локк Дж. Сочинения в 3-х т. Т. 1. Опыт о человеческом разумении. (Философское наследие. Т. 93). - М.: Мысль. 1985. - 627 с.
4. Семья и дети в России: современное состояние и перспективы развития. - Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2016. - 212 с.
5. Социальная устойчивость региона: диагностика и проблемы развития. - Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2017. - 188 с.
6. Кон И.С. Ребенок и общество. - М., Академия, 2003. - 336 с.
7. Бурханова Ф.Б., Мухамадеева Р.Р. Этническое самосознание подростков, воспитывающихся в мононациональных и межнациональных семьях // Вестник ВЭГУ. - 2017. -№ 1 (87). - С. 30-43.
9. Ананьина В.Т. Влияние межнациональных семей на этническую толерантность в российском обществе // Автореф. дис. на соискание уч. ст. канд. социол. наук. - Екатеринбург, 2015. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cheloveknauka.com/vliyanie-mezhnatsionalnyh-semey-na-etnicheskuyu-tolerantnost-v-rossiyskom-obschestve (дата обращения: 15.11.2019).
THE ROLE OF THE FAMILY IN THE SOCIALIZATION OF MODERN YOUTH IN
THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN
S.S. Selivanova, Junior Researcher
Institute of Social and Economic Researches - Subdivision of the Ufa Federal Research Centre of the Russian Academy of Sciences (Russia, Ufa)
Abstract. This article discusses the main theoretical approaches to the role of the family in the socialization system. The family determines the process of personality formation, forms the basis of its consciousness and worldview. The transfer and reproduction of cultural norms and values of a particular society directly depends on the practice of family education. The article presents the results of a sociological study conducted in the Republic of Bashkortostan, characterizing the role of the family in the process of socialization of modern youth. In addition, the article analyzed the influence of family education practices on some aspects of youth social identity in modern conditions.
Keywords: family, socialization, education, ethnic socialization, interethnic family.