УДК 371.398 ББК 74.9 А-50
Алиева Дияна Курмановна, кандидат педагогических наук, доцент кафед-ры педагогики Карачаево-Черкесского государственного университета имени У.Д. Алиева, т.: 89283871570.
РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ (рецензирована)
Семья с древнейших времен выступала культурным, ценностным и информационным полем для развития подрастающих поколений. Естественно, она является пространством воспитательным, педагогическим.
Ключевые слова: семья, семейное воспитание, социализация, ценностные ориентации.
Alieva Diyana Kurmanovna, Candidate of Pedagogy, associate professor of the Department of Pedagogy of Karachay-Cherkessia State University named after U.D. Aliyev, tel.: 89283871570.
THE ROLE OF FAMILY IN THE FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS IN YOUNGER GENERATION
(reviewed)
Family has been cultural, value and information field for the development of younger generations since ancient times. Naturally, it is educational and pedagogical space.
Keywords: family, family education, socialization, values.
Семья - форма реализации человека его бытия. Эта реализация осуществляется через определенные виды отношений: социально-биологические, хозяйственно-экономические, юридические, психологические, нравственные, эстетические. Сущность семьи проявляется в ее основных функциях - репродуктивной, коммуникативной, социально-экономической, воспитательной. В условиях родительского дома осуществляется умственное, физическое, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание, а также социализация личности растущего человека, то есть его вхождение» в общество на условиях равноправия в процессе усвоения культуры данного социума.
Семья является функционирующим социальным институтом, осуществляющим в значительной мере интеграцию детей в коллективы, молодежные организации, трудовые и культурные объединения посредством создания условий для освоения ими определенного уровня культурных ценностей, духовно-нравственных норм и реализации своей активности, саморазвития.
Семья - это мини-модель общества, в которой личность отрабатывает общественно важные (нравственные, коммуникативные и иные) качества.
Как показывает многовековая история развития человечества, сформировать ребенка полноценным членом общества возможно только в условиях семьи, т.к. опыт коммуникации и процесс включения культурных социальных норм и ценностей во внутренний мир человека изначально закладывается и отрабатывается личностью в семейной практике определяет ее «как исторически конкретную систему взаимоотношений между родителями и детьми, как малую социальную группу, члены которой связаны брачными и родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью, общностью в физическом и духовном воспроизводстве населения». Он отмечает, что семья не только «воспитывает сама», но и «удобряет» или, наоборот, «истощает» почву для последующего общественного воспитания» [4].
Семья - единственный воспитательный институт, сугубо личностно ориентированное нравственное воздействие которого человек испытывает на протяжении всей своей жизни. Поэтому следует говорить не об утрате влияния семьи на ребенка, а
лишь об утрате монопольного влияния: семья начинает разделять свою воспитательную функцию с другими институтами. И чем сильнее взаимосвязь и преемственность между семейным и общественным воспитанием, тем значительнее результат воспитания как единого целенаправленного процесса.
Изучение развития и формирования личности ребенка как процесса усвоения им культуры в семейном контексте требует рассмотрения семьи как целостной системы межличностных взаимодействий, основанных на различного рода межличностных отношениях. Эта система, с одной стороны, является замкнутой консервативной: она подчиняется внутрисемейным правилам поведения, функционирует сообразно собственной логике развития, имеет семейные тайны, передает образцы взаимоотношений и, как правило, модель семьи из поколения в поколение. С другой стороны, семья представляет собой открытую, динамичную систему: ее существование и развитие зависят от связей культурой окружающего мира, частью которой она является. По каналам этих связей семья интериоризирует материальные и социокультурные схемы общества, но также и экстериоризирует свои собственные паттерны. В свою очередь, для ребенка семья является одним из важнейших источников присваиваемого им внешнего опыта, а его индивидуальные способы усвоения семейных ценностей оказывают влияние на их формирование. Опосредующая роль семьи в отношениях ребенка с миром делает систему семейных отношений одним из основных источников формирования ценностных ориентаций личности [1].
Современная семья, являясь фактом культуры цивилизации, ее прямым продуктом, выступая ведущим фактором развития и социализации личности, в настоящее время находится в глубоком кризисе. Кризис общества не может не деформировать семью: ценностный вакуум, социальная апатия, нигилизм свидетельствуют о том, что саморазрушение общества неизбежно касается семьи. О том, что семья в нашей стране является лишь декларируемой ценностью и не находит должной государственной поддержки, говорят многие реалии: расслоение общества как результат перехода к рыночным отношениям, снижение уровня жизни семей; расширение безнадзорности и появление беспризорности как социального явления; рост подростковой преступности, вовлечение детей и подростков во взрослые преступные группировки; приобщение молодежи к наркотикам и токсическим веществам; распространение подростковой и юношеской проституции; увеличение количества случаев подросткового и юношеского суицида; падение авторитета родителей и педагогов, обострение конфликтности в школе и семье и др.
Формирующий потенциал семьи в целом определяют как степень ее возможностей в формировании личности, реализующихся через все стороны ее деятельности, функций. Приоритет в формировании многих качеств личности принадлежит семейному окружению. Независимо от любой модификации, семья является источником накопления и стабилизации физических и духовных сил человека, в ней каждый член этой малой группы удовлетворяет свои жизненно важные интересы и потребности независимо от возраста [1].
Важнейшей функцией семьи в формировании личности ребенка является закладка нравственного фундамента его личности: усвоение простых норм нравственности (доброжелательности, правдивости, отзывчивости), эмоционально-ценностных представлений, формирование нравственных чувств. В семье у ребенка складываются первые представления о хорошем и плохом, прекрасном и безобразном, добром и злом, закладываются основные (базовые) потребности личности. Именно в семье он приобретает навыки общения с близкими людьми, получает уроки любви к старшим, сочувствия, взаимопонимания, иными словами, проходит школу непосредственного практического гуманизма во взаимоотношениях с людьми. И если на ранних этапах становления семья что-то недодала в этом плане, несформированность нравственных ценностей и
нравственных чувств может сказываться на протяжении всей последующей жизни, выражаясь в неспособности к глубоким чувствам дружбы, любви, сострадания.
Нормальный процесс семейного влияния требует гармоничного развития всех функций семьи и помогает воздействовать на формирование личности ребенка всеми сторонами жизнедеятельности, всем стилем своей жизни. Основной характеристикой семейного климата являются эмоциональные взаимоотношения между членами семьи, в которых ведущая и определяющая роль принадлежит отношениям между супругами-родителями, поскольку именно они определяют общую организацию семейной жизни и особенности семейного влияния. Психологический климат семьи формирует у ребенка гуманистические свойства личности и определенный стиль взаимоотношений с другими людьми, который проявляется в его повседневном поведении, в контактах с товарищами и др. Положительные эмоциональные отношения между членами семьи способствует развитию сотрудничества между ними, а, следовательно, и более высокой организации различных сторон жизни семьи, которые, в свою очередь, оказывают воздействие на ребенка. Особенно сильное влияние на развитие его личности оказывает правильно организованный досуг.
Каждая семья пытается отыскать основные ценности и ориентиры воспитания ребенка с малых лет. Бесспорно, любая семья обладает большим или мень-шим воспитательным потенциалом, а конечный успех и результат воспитания детей зависит от того, насколько целенаправленно и обоснованно родители используют эти возможности.
Современная семья оказалась дезориентированной относительно своей роли и возможностей воспитания в новых условиях. Вместо абстрактного противопоставления «благополучных» и «неблагополучных» семей в современных науках - социологии, криминологии, психологии и педагогике - выделяют семьи с типличным воспитательным потенциалом. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросреда, образ жизни в целом. Воспитательный потенциал семьи и эффективность его реализации обусловлены многими социальными (политическими, экономическими, демографическими, психологическими) факторами объективного и субъективного характера. К ним относятся:
- факторы микросреды и те изменения, которые в ней происходят;
- структура семьи (нуклеарная или многоколенная, полная или неполная, многодетная или малодетная);
- материальные условия ее жизнедеятельности (уровень доходов, жилищные условия, благоустроенность быта и др.);
- личностные характеристики родителей (социальный статус, уровень образования, общая и психолого-педагогическая культура, ценностные ориентации и установки на воспитание и образование детей);
- психологический климат в семье, система и характер взаимоотношений между ее членами, их совместная деятельность;
- помощь семье со стороны общества и государства в образовании и воспитании детей, социализация подрастающего поколения.
Современная педагогическая наука рассматривает семью в качестве особой среды социализации человека как формирования черт личности, задаваемых культурой социума и требуемых социумом. В результате социализации и воспитания формируется конкретная личность, человек обретает свою «культурно наполненную» социальную сущность. Социализация личности, ее взаимосвязь с формированием ценностных ориентаций -жизненно важная проблема отечественной педагогики и смежных наук. От успеха ее решения во многом зависит социальное воспроизводство поколений новой, демократической России: подготовка личности, способной к самостоятельному выбору ценностей, основанной на гуманистических идеалах, выработка отношения к Человеку как
к наивысшей ценности, наиболее полное раскрытие способностей личности, ее самореализации.
Формирование ценностных ориентаций личности - процесс многогранный. В него органично вплетена задачи подготовки ее в плане личной, семейной и социальной жизни, осуществляемой в условиях действия макро-, микро- и мезофакторов.
Среди последних центральное место занимает семья, в которой формируются базисные черты характера будущего гражданина.
На наш взгляд, признания об исключительной роли семьи в формировании ценностных ориентаций подрастающего поколения недостаточно. Важно проанализировать сложнейшие современные процессы, определить роль семьи в современной социокультурной ситуации.
В настоящее время наблюдается тенденция изменения менталитета населения в целом и семьи в частности, ибо рыночные условия резко меняют привычные условия жизни. Семья приняла на себя ответственность за свое социально-культурное и материальное положение, меняется внутрисемейная система распределения и разделения труда, повысился уровень требовательности и ответственности родителей за воспитание своих детей. Самым главным условием положительного разрешения этих проблем является жизнедеятельность семьи, т.е. динамический процесс, многофункциональный по своей сути и охватывающий различные сферы социального бытия, Особое место в этой сфере занимает воспитание детей и организация социализации их в современной реальной обстановке, подготовка к активно-творческой жизни в целях максимально самореализации и самосовершенствования.
В связи с этим очень важно понимание семьи как социокультурного феномена, функцией которого является трансляция и воспроизводство культурно-нравственных норм, ценностей, идей. Неоценимую роль в этом процессе играют такие факторы, как общечеловеческие и национально-ментальные ценности, семейные традиции и обычаи, общий уровень культуры и образованности самих родителей [2].
Очень часто дети испытывают определенные трудности в правильном выборе тех или иных поступков и действий, им зачастую не достает знаний в определении; что такое хорошо и что такое плохо. Надо заметить также, что сделать правильный нравственный выбор в жизни сложно не только детям, но взрослым. А как можно правильно ориентировать детей, развивать их социальную активность, если родители сами нуждаются в психолого-педагогической просвещенности и образованности? Родителям сегодня как никогда нужны воспитательные ориентиры, вызванные новыми социокультурными условиями. Эти условия ставят перед ними новую задачу -формирование у детей таких качеств, как практичность, самостоятельность, предприимчивость, расчетливость и др. В то же время мы знаем, какое влияние оказывают эти качества на нравственную сторону воспитания. В этой ситуации очень сложно найти разумный подход к воспитанию детей в семье. Каждый родитель закрепляет в своем сознании те нравственные нормы, знания, ценности, которые считает приемлемыми и нужными.
Тем не менее общие фразы в форме нравоучений являются зачастую пустыми и недейственными лишь потому, что, не осознавая степень своей антипедагогичности, родители являют собой яркий отрицательный пример. Нередко родители и взрослые выступают носителями антиценностей, псевдокультуры, источником бездуховности. Что могут сегодня дать своим детям молодые родители, которые даже не представляют, какой это важный этап в жизни семьи - формирование ценностных ориентаций и какая ответственность лежит на них за будущее своего ребенка.
Современные рыночные условия вызывают новые ориентации воспитания, предполагающие безболезненное «вживание в общество» и «выживание в рынке». Это и подготовка детей с самого раннего возраста к выбору профессиональной деятельности, и формирование осознанного отношения детей к себе как самоценности, несущей
определенный образ жизни и стремящейся к определенному конкретному социальному положению. Поэтому семья должна быть открытой системой для позитивно воздействующих сил на личность и закрытой - для привносимых извне отрицательно влияющих негативных явлений.
Несмотря на все это необходимо в детях зародить основы норм поведения и морали, освоения ценностей - личностных, семейных, общенациональных и общечеловеческих. Это значит создать в них «тот базисный духовный компонент, определяющий сущность внутреннего мира ребенка, направленность воплощающуюся в мировоззрении, убеждениях, знаниях, умениях, навыках в отношениях, в деятельности и общении» [4].
Литература:
1. Батчаева Х.Х. Этнопедагогическое пространство семьи. / Сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф. Т. 1. Майкоп, 2004.
2. Гранкин А.Ю. Педагогические аспекты современной семейной педагогики как составляющей личностно ориентированного образования // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы современной педагогики и системы образования. Т. 1.
3. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. - М., 2001. 607 с.
4. Харчев А.Г. Современная семья и ее проблемы. М., 1979. 149 с.