Научная статья на тему 'Роль Санкт-Петербургской портовой таможни в таможенной системе российской империи xviii века'

Роль Санкт-Петербургской портовой таможни в таможенной системе российской империи xviii века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
388
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННАЯ СИСТЕМА / САНКТ-ПЕТЕРБУРГ / ПОРТОВАЯ ТАМОЖНЯ / ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / ОПЛАТА ТРУДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ST.-PETERSBURG / CUSTOMS SYSTEM / SEAPORT CUSTOMS / CUSTOMS SERVICE / RUSSIAN EMPIRE / WAGE SYSTEM / PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Балковая Валентина Григорьевна

В статье рассмотрена роль Санкт-Петербургской портовой таможни в становлении таможенной системы Российской империи. Раскрыты вопросы, связанные с оплатой труда и профессиональным обучением

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF ST-PETERSBURG SEAPORT CUSTOMS IN THE RUSSIAN EMPIRE CUSTOMS SERVICE OVER XVIII CENTURY

The article deals with the role of St.-Petersburg seaport customs in establishment and development of the Russian Empire customs service. The issues related to payment mechanism and professional training are considered

Текст научной работы на тему «Роль Санкт-Петербургской портовой таможни в таможенной системе российской империи xviii века»

роль санкт-петербургской портовой таможни

к

£ в таможенной системе российской империи

о xviii века

ö

g Балковая В.Г.

В статье рассмотрена роль Санкт-Петербургской портовой таможни в становлении таможенной системы Российской империи. Раскрыты вопросы, связан-^ ные с оплатой труда и профессиональным обучением

О

л н

Е Т К

с

The article deals with the role of St-Petersburg seaport customs in establishment and development of the Russian Empire customs service. The issues related to payment mechanism and professional training are considered

Ключевые слова: таможенная система; Санкт-Петербург; портовая таможня; таможенная служба; Российская империя; оплата труда; профессиональное

обучение

Keywords: customs system; St-Petersburg; seaport customs; customs service; Russian Empire; wage system; professional training

В 2013 году город Санкт-Петербург отметит свой очередной юбилей. За время своего существования этот город внёс значительный вклад в историю России в самых различных областях жизни. В настоящей статье сделана попытка определить роль и значение Санкт-Петербургской портовой таможни в становлении таможенной системы Российской империи.

В развитии внешней торговли любого государства важную роль всегда играло наличие у неё выходов к морю: морская перевозка позволяет достаточно быстро перемещать значительные партии товаров и, вследствие этого, формировать устойчивые торговые связи не только с сопредельными, но и достаточно отдаленными странами.

Россия длительное время не имела выходов к морям, однако уже первый русский царь Иван IV Грозный осознавал важность морской торговли, именно поэтому неудачная для России Ливонская война (1558-1583) была наиболее значительным мероприятием его внешней политики. И хотя Россия на тот период не смогла закрепиться на берегах Балтики, именно в правление Ивана IV удалось наладить стабильную торговлю с Англией через Белое море. В течение ста последующих лет особое место в системе российских таможен занимала Архангельская таможня, расположенная в единственном морском порту.

В XVIII веке начался новый этап истории внешней торговли России, где важнейшую роль сыграл порт Санкт-Петербурга. Этот город был основан в мае 1703 года, а уже в ноябре того же года сюда прибыл первый торговый корабль из Голландии, его капитан был награжден Петром I щедрым

подарком - 500 дукатами1. Именно с этого момента ведет свой отсчёт внешняя морская торговля Санкт-Петербурга.

Основание нового города-порта положило начало переориентации морской торговли России на порты Балтики, что было оправдано и климатически - эти порты не перемерзают, в отличие от Архангельска, и географически - они расположены значительно ближе к странам Западной Европы. Вместе с тем были моменты, которые поначалу отпугивали иностранных купцов. Во-первых, это был фактор политический - Россия ещё в течение двадцати лет продолжала находиться в состоянии войны со Швецией, а торговым кораблям на пути в Россию приходилось проходить мимо шведских берегов. Ежегодно с 1703 по 1706 год, а также в 1708 году шведы атаковали Петербург с моря и суши и вплоть до 1713 года блокировали его с суши. Через шведскую блокаду прорывались лишь отдельные английские суда2. Вторым фактором, сдерживавшим развитие балтийской торговли, был экономический - новые порты не имели причалов, складов, опыта разгрузки.

Можно утверждать, что переориентация российской морской торговли с Архангельска на Санкт-Петербург была объективно необходима, но без планомерных политических мероприятий со стороны правительства происходила бы постепенно, в течение длительного исторического промежутка. А Пётр I не желал ждать, почему и взялся за развитие Санкт-Петербургского порта с присущей ему энергией практически сразу после устранения непосредственной военной угрозы в 1713 году.

Прежде всего, он подключил властный ресурс, обязав отечественных купцов привозить исключительно в Санкт-Петербург широкий перечень традиционных экспортных товаров, прежде всего пеньки и юфти3. Далее он продумал ряд мероприятий, призванных сделать для иностранных купцов заход в порты Балтики более выгодным за счёт более низких торговых пошлин по сравнению с Архангельском4 и удобным за счёт обустройства берега. Достаточно подробно этот вопрос изучен в работах Н.Н. Репина5.

1 Таможенная служба Санкт-Петербурга (1703-2003) / сост. И.И. Мушкет, Н.С. Нижник, Н.В. Симонова; под ред. В.И. Вьюнова. - СПб.: Сатис, 2003. - С. 20.

2 Там же. С. 22.

3 ПСЗРИ. - Т. V. - № 2 732. - С. 66; № 2 737. - С. 67-69; № 2 760. - С. 77.

4 О сбавке пошлин с товаров, привозимых на иностранных кораблях в Санкт-Петербург, о привозе мелочных товаров корабельщикам и о продаже оных беспошлинно: указ Правительствующего Сената от 15 июня 1722 г. // ПСЗРИ. - Т. VI. - № 4 038. - С. 423-424.

О взимании в Архангельском порту с привозных иностранных товаров четвертою долей больше против Санкт-Петербургского порта: именной указ от 15 февраля 1724 г. // ПСЗРИ. - Т. VII. -№ 4 475. - С. 264-265.

5 Репин Н.Н. От дискриминации к фритредерству: правительственная регламентация торговли через Архангельск в 20-60-е гг. XVIII в. и её результат // Архангельск в XVIII в. - СПб., 1997. -С. 228-449; Он же. Внешняя торговля через Архангельск и внутренний рынок России во второй половине XVII - первой четверти XVIII в.: автореф. дис... к.и.н., - М., 1970; Он же. Внешняя торговля России через Архангельск и Петербург в 1700 - начале 1760-х гг. XVIII в.: автореф. дис.

Важная роль в развитии морской внешней торговли через Санкт-Петербург изначально отводилась портовой таможне, чье становление также шло под прямым контролем Петра I6.

Переориентация товарных потоков в морской торговли России в течение XVIII века привела к изменениям штатной численности Архангельской и Санкт-Петербургской портовой таможен, в чём можно убедиться из табл. 1, составленной на основе архивных фондов: 17247, 17548, 17769, 179910 годы.

Таблица 1

Сравнительный анализ изменения численности штатов Архангельской и Санкт-Петербургской портовых таможен

Год Санкт-Петербургская портовая таможня (чел.) Архангельская портовая таможня (чел.)

1724 Собственный штат - 154 Штат подчиненных таможен - 20 Собственный штат - 54 Штат подчиненных таможен - 19

1754 Собственный штат - 208 Штат подчиненных таможен - 53 Собственный штат - 53 Штат подчиненных таможен - 14

1776 Собственный штат - 338 Штат подчиненных таможен - 42 Собственный штат - 116 Штат подчиненных таможен - 26

1799 Собственный штат - 567 Штат подчиненных таможен - 55 Собственный штат - 102 Штат подчиненных таможен - 26

Таким образом, благодаря личному покровительству Петра I и проводимым им мероприятиям, уже к 1724 году порт Санкт-Петербурга занял лидирующее положение среди морских портов России, а Санкт-Петербургская портовая таможня стала ведущим таможенным учреждением России. Этому способствовало также то, что она была расположена в том же городе, что и орган ведомственного управления таможенным делом - Коммерц-коллегия.

Не случайно именно на базе Санкт-Петербургской портовой таможни началась комплексная реформа в сфере организации таможенной службы -в 1724 году впервые была сделана попытка отказаться от укомплектования

... д.и.н. - Л., 1986; Он же. Торговые связи Архангельска в начале 40-х гг. XVIII в.: по материалам таможенных документов // Проблемы исторической географии России. - Вып. 1. - М., 1982. -С. 51-62.

6 ПСЗРИ.

7 РГАДА. 181 об.

8 РГАДА.

9 РГАДА.

10 РГАДА.

Т. V. - № 2 766. - С. 80. Ф. 19 (разряд XIX). - Оп. 1. -

Д. 241. - Л. 2-2 об.; РГИА. - Ф. 138. Оп. 6. Д. 1. Л. 179-

Ф. 397. - Оп. 1. - Д. 546. - Л. 15-22 об. Ф. 397. - Оп. 1. - Д. 556. - Л. 56-62. Ф. 19 (разряд XIX). - Оп. 1. - Д. 327. - Л. 12-16 об.

личного состава на основе государственной повинности и внедрить укомплектование на штатной основе. Как говорилось в Указе Петра I от 19 февраля 1724 года, «содержать таможенных служителей без жалованья опасно для таможенных сборов»11. Кроме того, по мнению Н.В. Козловой, «кратковременность службы и незаинтересованность в ней посадских людей препятствовали созданию обученных кадров в такой области государственного хозяйства, которому правительство отводило всё большую роль в денежных накоплениях»12. Перевод укомплектования портовых таможен на штатную основу позволял решить обе проблемы - и проблему предотвращения злоупотребления таможенными сборами вследствие недостаточной материальной обеспеченности, и проблему профессионального обучения кадров. Во второй половине 1720-х годов на штатное укомплектование были переведены и другие портовые таможни России - Кронштадтская, Выборгская и Нарвская на Балтике и Архангельская и Кольская на Белом море. Курировал их деятельность таможенный оберинспектор, приписанный к Санкт-Петербургской портовой таможне13. Это тоже предопределило её особый статус по отношению к другим портовым таможням.

При создании новой модели таможенного учреждения за образец взяли Рижскую лицентную контору, многие должности штатных служителей поэтому имели непривычные названия: «безухер» - досмотрщик, «страндрей-тер» - таможенный объездчик и т.д. Из бывших шведских земель пришла и практика взыскания акциденции, сыгравшей огромную роль в становлении российской таможенной службы. Одну из первых попыток раскрыть юридическую природу акциденции сделал президент Коммерц-коллегии П.А. Сой-монов в 1797 году: «Сбор сей, при Выборгских, Эстляндских и Лифляндских таможнях от давних лет при шведском ещё владении начало свое восприяв-ший, зависел сперва от доброй воли купечества»14.

Акциденция была узаконена Петром I в указе от 23 ноября 1724 года «О назначении суммы на выдачу жалованья портовой таможни служителям»15, в тот период её размер составлял две копейки с облагаемого рубля стоимости товаров: «акциденции брать по два со ста платежного рубля и из того давать жалованье канцелярским таможенным служителям по примеру других коллегий, а что останется, давать портовым служителям».

11 Таможенная служба Санкт-Петербурга (1703-2003) / сост. И.И. Мушкет, Н.С. Нижник, Н.В. Симонова; под ред. В.И. Вьюнова. - СПб.: Сатис, 2003. - С. 28.

12 Козлова Н.В. Российский абсолютизм и купечество в XVIII в (20 - начало 60-х гг.). - М.: Археографический центр, 1999. - С. 86.

13 РГАДА. - Ф. 19 (разряд XIX). - Оп. 1. - Д. 241. - Л. 1 об.

14 Таможенное дело России: сборник документов и материалов. Т. 2. / Под ред. Н.М. Блинова. -М.: Автор, ЮПАПС, 1998. - С. 184.

15 ПСЗРИ. - Т. VII. - № 4 604. - С. 373-374; Т. ХС№2. - Отд. IV. - С. 5.

В дальнейшем размер акциденции увеличился, по Тарифу 1731 года он составлял уже 4 копейки с облагаемого пошлиной рубля. Любопытно, что акциденция взыскивалась со всех товаров, как разрешенных к ввозу, так и запрещенных. В том случае, если при оформлении обнаруживался привезенный в Россию запрещенный товар, он облагался акциденцией и лишь после этого подлежал высылке из страны16.

Акциденция взыскивалась во всех портовых, а с 1731 года - и во всех пограничных таможнях. Предполагалось, что этих средств будет достаточно для выплаты жалованья, содержания таможенных сооружений и их ремонта, оплаты канцелярских принадлежностей.

Однако во многих таможнях с низким торговым оборотом этих средств явно не хватало. Напротив, про Санкт-Петербургскую портовую таможню говорилось, что «акциденция, коя положена и собирается на жалованье портовым служителям, бывает в году по немалому числу»17. Именно поэтому нередко выплаты жалованья из акциденции, собиравшейся в Санкт-Петербургской портовой таможне, производились не только её штатным служителям, но и должностным лицам других контор. В материалах делопроизводства сохранились распоряжения о выплате жалованья за счёт Санкт-Петербургской портовой таможни акциденции штатным управителям и служителям других таможен. В частности, сохранился указ Коммерц-коллегии за 1753 год «О выдаче жалованья вагмейстеру Астраханской таможни Василию Лисовскому за неимением в той таможне акциденции» за счёт акциденции Петербургской портовой таможни, выданную сумму предписывалось списать фразой «передано в Астраханскую таможню»18.

Выплата вагмейстеру Лисовскому была произведена по его личному ходатайству, переданному через жену. Однако, учитывая, что это ходатайство было удовлетворено, директор Астраханской таможни обратился с официальным письмом аналогичного содержания с просьбой произвести выплату всем штатным служителям. В ответ 25 мая 1753 года был принят указ Коммерц-коллегии Петербургской портовой таможни с распоряжением предоставлять ей за счёт собранной акциденции жалованье таможенным управителям и служителям Астраханской портовой таможни, так как её «в той таможне собирается весьма малое число»19.

После открытия в 1755 году Васильковской пограничной таможни выдача жалованья директору Черкасову и канцеляристу Мясоедову также была

16 ПСЗРИ. - Т. XIX. - № 13 892. - С. 605-606.

17 ПСЗРИ. - Т. XII. - № 8 859. -С. 9-10.

18 РГИА. - Ф. 138. - Оп. 6. - Д. 27. - Л. 192-192 об.

19 РГИА. - Ф. 138. - Оп. 6. - Д. 27. - Л. 201-201 об.

произведена за счёт акциденции Санкт-Петербургской портовой таможни, «записав в расход с распискою»20.

По общему правилу все чиновники Российской империи получали жалованье «третями», то есть раз в четыре месяца21. В порядке исключения по личному прошению отдельных служителей таможен допускался особый порядок выплаты жалованья. В делопроизводстве Санкт-Петербургской портовой таможни сохранился указ Коммерц-коллегии о выплате за счёт собранной там акциденции 2/3 годового жалованья стем-пельмейстеру Переяславской пограничной таможни «в рассуждении его бедности»22.

Средства акцидентного сбора расходовались не только на жалованье служителям таможен, но и на содержание курирующих чиновников. В частности, сохранился указ о выплате жалованья таким образом служащему Ком-мерц-коллегии титулярному советнику Михаилу Хераскову, состоявшему «при счётных делах»23.

Из всего вышеизложенного видно значение Санкт-Петербургской портовой таможни как источника финансирования всей таможенной системы Российской империи. Средства от её акциденции шли не только на выплату жалованья служителям, но также на оплату других необходимых расходов большинства таможенных учреждений. В частности, это было изготовление ежегодного комплекта печатей и штемпелей24, таможенных книг (ежегодных отчетных документов), паспортов отходящих кораблей и ярлыков (печатных бланков для заполнения)25. Любопытно, что такие заказы выполнялись Академией наук.

Кроме того, за счёт акциденции Петербургской портовой таможни новые таможни обеспечивались оборудованием. Например, указом от 2 июня 1753 года Коммерц-коллегия велела Петербургской портовой таможне за счёт акциденции обеспечить Псковскую пограничную таможню весами-коромыслами на 30 пудов26.

Сохранился интересный отчетный документ, подтверждающий это - ведомость об акцидентном сборе Санкт-Петербургской портовой таможни и его распределении за 1746-1748 годы. Из него следует, что в 1746 году в счёт акциденции было взыскано 15 620 руб. 22 % коп., что, с учётом остатка средств за прошлый год, составило сумму 19 786 руб. 81 ^ коп. За счёт этих средств были произведены следующие расходы.

20 РГИА. - Ф. 138. - Оп. 6. - Д. 30. - Л. 28.

21 ПСЗРИ. - Т. VI. - № 3 578. - С. 191.

22 РГИА. - Ф. 138. - Оп. 6. - Д. 30. - Л. 106.

23 Там же. Л. 32.

24 Там же. Л. 4.

25 РГИА. - Ф. 138. - Оп. 6. - Д. 27. - Л. 153; Д. 30. - Л. 105.

26 РГИА. - Ф. 138. - Оп. 6. - Д. 27. - Л. 213-213 об.

Таблица 2

Ведомость о распределении акцидентного сбора Санкт-Петербургской портовой таможни за 1746-1747 годы27

Статьи расхода Затраченные средства

Жалованье 9 678 руб. 15 % коп.

Починка шлюпов, обеспечение гребцов 1 232 руб. 75 коп.

Покупка книг, переплет отчетных документов 340 руб. 50 коп.

Изготовление печатей 221 руб. 95 коп.

Покупка бумаги, свеч, сургуча, дров 595 руб. 43 коп.

Покупка указных книг и тарифа 9 руб. 40 коп.

Сколка льда у биржи 17 руб. 50 коп.

Наем дома под Кронштадтскую таможню 40 руб. 00 коп.

Изготовление комплекта гирь для Фридрихсгамской таможни 33 руб. 00 коп.

Покупка пожарных труб 9 руб. 66 коп.

Починка ефимочных коромысел и чашек 4 руб. 25 коп.

Починка печей, конопаченье шлюпов и другие мелкие расходы 104 руб. 90 коп.

Покупка свинца и литье пуль 142 руб. 92 У коп.

В начале 1747 года неизрасходованная сумма была зачислена в баланс нового года. Статьи расхода в основном остались прежними, но дополнительно в новом году деньги были потрачены на литье колокола для биржи (34 руб. 91 У коп.), проверку и ремонт весов (38 руб. 87 % коп.), возврат иностранным послам уплаченных ввозных пошлин, произведенный по распоряжению императрицы (12 руб. 65 ^ коп.), гребцам на мундиры (130 руб.), за взятые в казне мешки (23 руб. 48 коп.), за проезд досмотрщику Рогожину для досмотра «Любского корабля» на Березовых островах (17 руб. 10 коп.)28.

Из вышеизложенного видно, что акциденция Санкт-Петербургской портовой таможни являлась не только источником выплаты жалованья собственному штату указанной таможни и штатным служителям других таможен, но также и средством содержания всей таможенной системы и инфраструктуры Российской империи.

Особое место Санкт-Петербургской портовой таможни в таможенной системе XVIII века объяснялось также тем, что она фактически выполняла функции «кузницы кадров» - довольно много управителей среднего звена из её штата в дальнейшем переводились с повышением в другие таможни.

27 РГАДА. - Ф. 241. - Оп. 1. - Л. 8-8 об.

28 РГАДА. - Ф. 241. - Оп. 1. - Л. 9.

То, что отсутствие специальной подготовки в значительной степени снижает эффективность работы государственного механизма, впервые поняла императрица Екатерина II. В частности, она ввела практику обязательного предоставления служебных характеристик при определении на свободные вакансии29. Это практиковалось и в таможенном деле.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, именно Екатерина II заложила основы профессионального обучения управителей таможен высшего звена. По её именному указу в 1782 году в штате Санкт-Петербургской портовой таможни были введены должности стажеров при подготовке на должности советников таможенного дела при губернских казенных палатах, а также на должности «директорские и цолнерские», определив на это выделение ежегодных средств в сумме 5 тысяч рублей30. Обучение продолжалось до двух лет, носило практический характер стажирования. Соискатели получали стипендию за счёт выделенных средств (до 50 % штатного заработка). Одновременно обучалось от десяти до двадцати соискателей.

Однако эта полезная инициатива оказалась свернутой в правление Павла I, который уже через месяц после своего воцарения, в сентябре 1796 года, приказал прекратить выплату казенных средств на указанную статью расходов, а «сверхштатных чиновников», изучавших таможенное дело в Санкт-Петербургской портовой таможне, приказал определить на должности в таможнях по Ишимско-Иртышской линии31.

Таким образом, ХУШ век стал поворотным в истории российской таможенной службы. Именно в это время таможенная система оформилась как централизованная бюрократическая организация, важный структурный элемент государственного механизма Российской империи. Переход таможен на штатное укомплектование поставил перед таможнями новые задачи: выплаты жалованья, подбора кадров, профессионального обучения. Все они были решены достаточно эффективно для того времени. Важную роль в решении всех этих задач сыграла Санкт-Петербургская портовая таможня.

29 ПСЗРИ. - Т. XXI. - № 15 117. - С. 24.

30 Об определении на места советников таможенного дела по казенным палатам, также и в таможнях на места директорские, цолнерские и другие, людей верных и в деле испытанных; о содержании при Санкт-Петербургской таможне по несколько человек для приготовления к означенным должностям и об определении на сие суммы до 5000 руб. ежегодно: Именной указ, данный генерал-прокурору 27 мая 1782 г. // ПСЗРИ. - Т. XXI. - № 15 409. - С. 568-569.

31 О несодержании впредь при Санкт-Петербургской портовой таможне определенных указом 27 мая 1782 года сверхштатных чиновников для познания таможенного дела: Именной указ, данный Санкт-Петербургскому вице-губернатору 16 сентября 1796 г. // ПСЗРИ. - Т. XXIII. -№ 17 509. - С. 934-935.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.