УДК 339.543 В. Г. Балковая
ОБЗОР АРХИВНЫХ ФОНДОВ РГАДА ПО ИСТОРИИ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ
Представлен анализ архивных источников по российской таможенной службе в XVIII в., хранящихся в собрании Российского государственного архива древних актов. Впервые сделана попытка классификации материалов официального делопроизводства таможенных учреждений, введен в научный оборот ряд документов следственных комиссий Правительствующего сената о злоупотреблениях в учреждениях этого ведомства.
Ключевые слова: абсолютная монархия, архив, архивный фонд, таможенные учреждения, таможенные книги, штаты, принципы комплектования.
Survey of archive funds of the Russian State Archive of the Ancient Acts on the history of the Russian Customs. VALENTINA G. BALKOVAYA. (Head of the Government Theory and History Department, Russian Customs Academy, Vladivostok Branch).
The paper presents a survey of archive sources relating to development of the Russian Customs in the XVIII century, kept in the Russian State Archive of the Ancient Acts. The author tried for the first time to classify the materials of the official clerical work of the customs organizations, and introduced a number of documents of Committees of Inquiry of the Governmental Senate about abuses in institutions of this agency.
Key words: Absolute monarchy, archive, archive fund, customs organizations, customs stuff, customs employment rules
Становление российской таможенной службы в России шло одновременно с развитием российского государства. XVIII век занимает особое место в истории этого ведомства: происходивший в этом веке переход к абсолютизму повлек разрастание государственного аппарата, была увеличена численность регулярной армии, создан российский флот. Потребность казны в деньгах возрастала, это и объясняет повышенное внимание государства к таможенному делу как важному источнику пополнения государственного бюджета.
Самыми важными организационными изменениями в этой сфере явились создание таможенных учреждений на штатной основе и оформление централизованной таможенной системы, замыкавшейся на Коммерц-коллегию. Они происходили не одновременно и не быстро: вплоть до середины века учреждения нового образца сосуществовали с внутренними таможнями, укомплектовывавшимися в порядке государственной повинности - так называемыми таможнями на вере, история которых насчитывала около двух веков.
Другим существенным изменением в таможенном деле, произошедшим в XVIII в., была полная его переориентация на регулирование внешнеэкономической деятельности, следствием чего стало уничтожение внутренних таможенных барьеров и, соответственно, внутренних таможен. Этот шаг был необходим для развития собственного рынка и способствовал оживлению экономических связей. Реформа, осуществленная под руководством графа П.И. Шувалова в 1753 г., положила отсчет новому этапу истории таможенного дела в России.
В настоящей статье мы попытаемся представить комплексный анализ письменных источников по истории развития российской таможенной службы в XVIII в., выявленных автором за время работы с фондами Российского государственного архива древних актов (РГАДА), в котором они представлены наиболее полно.
Наиболее обширную информацию о деятельности российских таможен нового образца в XVIII в. дает фонд 397 «Комиссии о коммерции и пошлинах»1, сформированный на основе материалов работы двух правительственных комиссий. Первой из них была Комиссия о коммерции, которая созывалась дважды (1720-1749 и 1760-1796 гг.). Главная ее цель - изыскание средств на развитие государственной торговли и промышленности, в том числе и через совершенствование таможенных тарифов. Вторая - Комиссия о пошлинах (1753-1760 гг.), созданная для практической реализации таможенной реформы графа П.И. Шувалова.
Балковая Валентина Григорьевна, кандидат политических наук, заведующая кафедрой теории и истории государства и права (Владивостокский филиал Российской таможенной академии, Владивосток). E-mail: [email protected] © Балковая В.Г., 2009
1 Первоначальное название фонда - «Систематический каталог делам комиссий о коммерции и пошлинах, хранящимся в архиве Департамента Таможенных сборов, составленный Н. Кайдановым в 1887 г.». Фонд был сформирован в Санкт-Петербурге, позже его передали в Москву, где он был включен в фонды РГАДА.
В фонде 397 девять разделов. Степень значимости материалов для изучения процесса развития таможенной службы в XVIII в. различна. Большинство разделов затрагивают таможенное дело косвенно (например, материалы о совершенствовании системы торговых мер, о мероприятиях по преодолению инфляции и т.п.). Раздел 5 каталога Николая Кайданова, «Часть таможенная», посвящен различным аспектам таможенного дела. Упомянутые в этом разделе архивные источники можно разделить на несколько групп.
Прежде всего необходимо выделить материалы, связанные с совершенствованием нормативно-правовых оснований деятельности таможенной системы в целом и отдельных должностных лиц в частности. Среди наиболее ранних документов этой группы можно назвать подготовленный в 1726 г. «Примерный проект по сочинению инструкции таможенным инспекторам, которые имеют быть на границах Всероссийской империи»1.
К этой же группе могут быть отнесены и материалы «О сочинении инструкции о должностях таможенных управителей и служителей», представленные графом П.И. Шуваловым в январе 1757 г. на заседании Правительствующего сената2. Цедь этих инструкций - унифицировать работу таможенных учреждений России после повсеместного перехода к комплектованию на штатной основе.
Другую группу источников составляют документы, зафиксировавшие становление централизованной таможенной системы - с учреждениями, имеющими свой статус и определенный штат.
Уникальные материалы содержатся в деле «По промемории Коммерц-коллегии с приложением стемпелей таможен и
- 3
ведомостей о числе служителей при таможнях и о жалованье, получаемом ими»3, составленном на основе документов, разработанных Комиссией о пошлинах под руководством Коммерц-коллегии в 1754 г. В данном деле содержится примерная смета расходов на содержание всей системы таможенных учреждений при полном переходе к штатному принципу их укомплектования.
Штатное расписание всех таможенных учреждений составлено по единому образцу в виде таблицы, в которой указывались учреждение, названия должностей с числом ставок по каждой из них, сумма содержания на год на одну ставку и на все ставки одной должности. Расходы на содержание штата каждой из таможен были определены заранее. В итоге это была сумма государственных затрат на всю таможенную систему в год, что свидетельствовало о значительно возросшем уровне организации практической деятельности таможенной системы как составляющей государственного механизма Российской империи. Подобного типа документы содержатся и в деле, датируемом 1782 г. и озаглавленном «Инструкции и штаты таможен, доставленные из Коммерц-коллегии»4.
Среди этих учреждений Российской империи особняком стояли таможенные учреждения присоединенных в XVIII в. прибалтийских территорий - таможни и лицентные конторы. Ведущей среди них была Рижская портовая таможня, которая формально включалась в общую систему таможенных учреждений империи, но в дополнение к общероссийской имела и собственную нормативную базу. В частности, это видно на примере дел «Штат Рижской российской портовой таможни и при нем инструкции оберцольнерам, цольнерам и управителям (1752-1776 гг.)»5 и «Инструкция для таможенных служителей Риги (1769 г.)6».
Инструкции для прибалтийских таможен создавались на основе синтеза российской и национальных правовых традиций, особенно отчетливо это проявилось в регламентации морских оформительских процедур. Документы, посвященные совершенствованию и унификации таможенных процедур, занимают в делах фонда важное место. В частности, большое внимание уделялось досмотру кораблей7. Это было важным направлением практической работы портовых таможен.
29 октября 1782 г. Екатериной II был издан именной указ о необходимости комплексных мероприятий в таможенной сфере, призванных прежде всего усилить пограничные сухопутные таможни и обеспечить защиту границы. Среди документов фонда сохранились материалы проверки состояния таможен и выписка из доклада, подготовленная для императрицы, определившая основные проблемы, нуждающиеся в урегулировании8. В соответствии с указом Комиссия о коммерции разработала комплекс мероприятий, призванных решить эти проблемы. Основное внимание было уделено переформированию западных таможен после присоединения земель Правобережной Украины и Западной Белоруссии. Также предполагалось пересмотреть организационные основы защиты сухопутных границ, введя регулярную их охрану с помощью создания «пограничной цепи». Материалы работы этой комиссии сохранились в деле «По высочайшему
1 РГАДА. Ф. 397, оп. 1, д. 543, л. 1-21.
2 Там же. Д. 547.
3 Там же. Д. 546.
4 РГАДА. Ф. 397, оп. 1. Д. 574.
5 Там же. Д. 545.
6 Там же. Д. 554.
7 Там же. Д. 219.
8 РГАДА. Ф. 397, оп. 1, д. 556.
повелению о немедленном рассмотрении и поправлении таможенных обрядов и инструкций на точном основании указа 29 октября 1782 г.» 9.
Одной из важнейших проблем этого ведомства в XVIII в. была борьба с контрабандой. Принятие протекционистских таможенных тарифов повлекло за собой увеличение числа попыток беспошлинного тайного ввоза в Россию различных товаров. В середине века для предотвращения этого были открыты сухопутные пограничные таможни в Белгороде (1749 г.), Воронеже (1749 г.), Пскове, Великих Луках, Опочке (1749 г.), Выборге и Фридрихсгаме (1754 г.), в Киеве (1754 г.), Кизляре (1754 г.), Василькове (1754 г.), а также на границах Смоленской губернии (1752-1754 гг.)10. Сохранились нормативные документы: указы о создании новых таможен, их штатные расписания и должностные инструкции.
Комиссия о коммерции неоднократно обращалась к проблеме контрабандного ввоза товаров. Свои мнения высказывали как члены комиссии, так и другие чиновники. В архиве сохранилось весьма интересное для специалистов дело - «Разные мнения о пресечении контрабанды, поданные в Правительствующий Сенат и Комиссию о коммерции (1769-1772 гг.)» 11. Оно содержит материалы проверок таможен, доклады, записки на высочайшее имя от различных должностных лиц, в том числе руководителей таможен. Сделанные предложения были изучены, обсуждены и систематизированы. На их основе принято решение учредить в пограничных районах таможенную цепь и уничтожить все второстепенные дороги, ведущие к границе12.
Для исследователя значительный интерес представляют документы еще одного фонда РГАДА - фонда 829 «Таможни и кружечные дворы (к. XVII - пер. пол. XVIII вв.)». Он составлен на основе материалов делопроизводства внутренних таможенных учреждений и включает почти 2 000 единиц хранения. Верхняя хронологическая граница определена проведением в 1753 г. реформы графа П.И. Шувалова, ликвидировавшей внутренние таможенные учреждения.
В первой половине XVIII в., при приоритете развития портовых и пограничных таможен, внутренние таможни не представляли для государства такого уж большого интереса. Доходы они давали не очень высокие, а потому нередко объединялись с кружечными дворами - учреждениями, через которые осуществлялась государственная торговля спиртными напитками. Анализ материалов делопроизводства свидетельствует, что во многих местностях государственный доход от торговли спиртным был выше, чем от внутреннего таможенного обложения торговых операций.
Таким образом, в XVIII в. пограничные и портовые таможни ориентировались на перспективные образцы организации таможенного дела - таможню на штатной основе. А вот в сфере внутреннего обложения продолжали функционировать учреждения старого типа - таможни на вере, которые укомплектовывались местным населением в порядке государственной повинности на безвозмездной основе.
Прекрасный материал для сравнительного анализа старых и новых таможен по целому ряду показателей содержат документы фонда 829. Они могут быть условно разделены на несколько групп. Первую составляют традиционные, известные еще с XVII в. инструкции должностным лицам местных таможен, выдававшиеся представителями местной администрации. Но если раньше они назывались «наказ» и «памяти», теперь могли именоваться и как «указы» и «инструкции». К таким документам можно отнести «Указы Азовской губернской канцелярии бурмистру Воронежской таможни и кружечного двора Антону Сахарову с товарищами (1716 г.)», «Инструкцию Усть-Сысольской таможни выборному целовальнику Вашгортской таможни о продаже вина и сборе таможенных и кабацких денег (1741 г.)», «Указ и инструкции Нижегородской ратуши бурмистру с. Новое Ивану Колмакову с товарищи о таможенных и кабацких сборах» (1741 г.)»13.
Важное место в документах фонда занимают расписки о сдаче денег, собранных таможнями и кружечными дворами. В отличие от прежнего порядка, когда все собранные суммы отправлялись в столицу, в приказ Большого прихода, в XVIII в. значительная часть собранного шла на содержание местной администрации, а также расквартированных воинских частей. Сохранились «Отписи Елецкой рентереи в приеме от Ефремовского таможенного и кабацкого управителя таможенных и кабацких денег (1724 г.)», «Квитанции Вятской ратуши о приеме таможенных и кабацких сборов (1739 г.)». Собранные средства могли сразу использоваться, что видно, например, из «Указа казанского губернатора Апраксина нижегородскому таможенному надзирателю Городчанинову о даче денег присланному в Нижний Новгород казанцу Тюшееву для покупки артиллерийских припасов (1712 г.)».
Документы этого фонда свидетельствуют о существовании еще в конце XVII - начале XVIII в. любопытного пережитка средневековых церковных привилегий. В средневековой Руси светскими феодалами активно практиковалось пожалование права осуществлять таможенные торговые сборы на отдельных торгах различным монастырям (полученные средства должны были идти «на помин души» жалователя). В начале XVII в. это право у церковных учреждений постепенно отбиралось, но взамен предусматривалась уплата руги - фиксированной суммы из таможенных сборов - в пользу монастыря или церкви. В материалах фонда сохранилась «Память из приказа Большой казны в Брянскую
9 Там же. Д. 567.
10 Там же. Д. 531-539.
11 Там же. Д. 596.
12 Там же. Д. 602.
13 РГАДА. Ф. 829, оп. 1, д. 249, 361, 1221.
таможню о выдаче ружного денежного жалованья игуменье и монахиням Брянского Воскресенского женского монастыря (1688 г.)», а также «Указ казанского губернатора Апраксина Нижегородскому таможенному надзирателю Городчанину об отпуске из таможенных доходов ружных денег на нужды соборных церквей Нижнего Новгорода (1712 г.)»14. Это еще раз подчеркивает архаизм и традиционализм в деятельности внутренних таможен.
Однако самую большую долю источников фонда 829 составляют таможенные книги местных таможен, которые предоставлялись в центральные учреждения для проверки эффективности деятельности в отчетном году. Правила их ведения были определены еще во второй половине XVII в. приказом Большой казны, центральным органом Финансового управления. В соответствии с Приговором приказа Большой казны от 3 февраля 1686 г., предписывалось «записывать головам со товарищи (руководителям таможен с их заместителями. - В.Б.) в записные таможенные книги именно всякую статью порознь, а вместе статьи не складывать»15.
Таможенные книги, сохранившиеся в фонде, можно изначально разделить на приходные и расходные.
В каждом учреждении этого ведомства в XVIII в. одновременно велось несколько приходных книг различных типов: таможенных пошлин и явочных товаров, канцелярских сборов, конского сбора (конских пошлин). Несмотря на борьбу государства с мелочными сборами, во многих местностях они сохранились, что подтверждает наличие приходных книг сбора с найма подвод, с речных перевозов и мостовых сборов, с клеймения хомутов, «с конских и скотинных кож». О том, что это были именно местные сборы, свидетельствует их малочисленность по сравнению с книгами таможенных пошлин и явочных товаров.
Расходные таможенные книги предназначались для документирования передачи собранных этим ведомством денег на нужды местной администрации. Такие книги были обязательными, в них указывался источник поступления (вид сбора) и передаваемая сумма. Чаще всего местные администрации изымали суммы канцелярских сборов (плата оформления, т.е. именно процедуры записи).
Отдельную группу составили регистрационные книги таможенных выписей. Так как рублевая пошлина уплачивалась в два приема, необходимо было засвидетельствовать факт уплаты половины сбора, что документировалось выдачей купцам специальных документов - выписей. Наличие выписи освобождало от повторной уплаты пошлины за явку товара. Сохранились регистрационные книги таможенных выписей двух типов - на товары и на явленные деньги16.
Изучение материалов фонда 829 «Таможни и кружечные дворы» дает возможность выявить различные стороны практической деятельности периферийных таможен, характер их взаимодействия с центральной властью и местной администрацией.
Специфическую группу источников по истории таможенной службы XVIII в. сохранил обширный фонд 248 «Сенат и его учреждения». Здесь особняком стоят «Дела следственных комиссий Сената», включенные в пятую опись. Так как уже в 1720-х годах Правительствующий сенат подчинил себе прокуратуру, важным направлением его работы стал надзор за законностью деятельности государственных органов, учреждений, должностных лиц центральной и местных администраций. У Сената не было специальных следственных структур, поэтому по каждому факту выявленного злоупотребления создавалась своя особая следственная комиссия, которая вела обширное делопроизводство, а по завершении работы представляла на заседании Сената доклад о результатах. Материалы этих комиссий дают развернутое представление о методах ведения расследования, так как содержат доносы, материалы допросов и очных ставок, промежуточные и итоговые отчеты, приговоры по делам, предложения по увольнению потенциально причастных к злоупотреблениям лиц.
Наряду со свидетельствами расследований должностных злоупотреблений в различных сферах административного управления, сохранились подобные материалы по таможням, например, «Генералитетская комиссия о бывшем директоре Петербургской портовой таможни Сергее Меженинове (1736-1740)», «Следственная комиссия о фальшивом клейме дрягиля Петербургской портовой таможни Козьмы Болохнина (1743-1745 гг.», «Следственная комиссия о служебных злоупотреблениях служащих Петербургской портовой таможни (1744-1746 гг.)», «Дела о служебных злоупотреблениях управителей и смотрителей Петербургской портовой таможни (1746-1747 гг.)»17.
Преобладание в фонде 248 дел, касающихся Петербургской портовой таможни, не означает, что злоупотребления имели место только в этом учреждении. Оно скорее может быть объяснено географической близостью к Сенату, а также объемом внешнеэкономических операций, который в 1740-е годы во много раз превосходил показатели Архангельской таможни (второй по значению морской таможни). В то время как штат Архангельской портовой таможни составлял 28 человек в центральной и еще 19 в двух подчиненных ей отделениях1, в Петербурге работало свыше 200 человек, а в подчиненных учреждениях - еще 70. Наличие такого большого количества следственных дел свидетельствует о недостатках системы контроля над деятельностью таможенных учреждений, которая в середине XVIII в. проходила период становления.
14 РГАДА. Ф. 829, оп. 1, д. 219, 1205.
15 ПСЗРИ. Т. 2. СПб., 1832. С. 737.
16 Явленные деньги - та сумма, с которой купец прибывал на торг, намереваясь закупить товар, она облагалась пошлиной наравне с товарами (явка - процедура пошлинного обложения товаров и денег при прибытии на торг).
17 РГАДА. Ф. 248, оп. 5. д. 245., 257, 258, 265; оп. 6, д. 338-345.
О том, что злоупотребления имели место не только в Петербурге, свидетельствуют документы обширного (686 ед. хранения) фонда «Финансы. Отдел фондов Верховного управления» (Ф. 19. Разряд XIX), который включает дело «Исследование о незаконной торговле неклеймеными товарами»2 в Московских торговых рядах, производившейся с ведома московской таможни в 1749-1753 гг.
В основном же этот фонд может быть полезен как источник официальной информации. Например, он содержит документы по подготовке таможенной реформы графа П.И. Шувалова, пошлинные тарифы 1757 г. для европейской и 1770 г. для оренбургской торговли, соответствующие доклады и донесения директора Коммерц-коллегии графа Э.Б. Миниха, собрание печатных указов о штатах и положениях таможням и заставам3 и другие важные документы, касающиеся государственного управления финансами.
Таким образом, важные документы XVIII в., сосредоточенные в Российском государственном архиве древних актов, позволяют исследовать организационно-правовые основы таможенной службы, характер взаимоотношений центральных органов власти и местных таможенных учреждений, их внутреннюю структуру и штаты, делопроизводство. Планомерное изучение документов из фондов РГАДА позволит восстановить целостную картину становления и функционирования таможенной системы в XVIII в.