Известия Коми научного центра УрО РАН Выпуск 3(15). Сыктывкар, 2013.
ИСТОРИКО-ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 94339.3:336.1.07(470.13)"17"
ФУНКЦИИ ВНУТРЕННИХ ТАМОЖЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА (ПО МАТЕРИАЛАМ КОМИ КРАЯ)
Т.В.ПАВЛИНА
Сыктывкарская таможня, г. Сыктывкар tatuana [email protected]
В статье на материалах Яренского и Пустозерского уездов Архангелогородской губернии охарактеризованы функции российских внутренних таможенных учреждений в первой половине XVIII в., выявлена специфика их деятельности на территории Коми края в эпоху, предшествующую отмене внутренних таможен.
Ключевые слова: Коми край, таможенное дело, внутренние таможни, функции таможенных учреждений
T.V. PAVLINA. FUNCTIONS OF INTERNAL CUSTOMS OFFICES IN RUSSIA IN THE FIRST HALF OF XVIII CENTURY (ON MATERIALS OF THE KOMI TERRITORY)
On materials of Yarensky and Pustozersky Districts of Arhangelogorodsky Province functions of the Russian internal customs offices in the first half of
XVIII century are characterized, specificity of their activity in the Komi territory in epoch preceding abolition of internal customs is revealed.
Key words: Komi territory, customs business, internal customs, functions of customs offices
Ярко описал круг обязанностей служащих российских внутренних таможен в дореволюционный период историк И.С.Макаров: «Привлечь к уплате пошлин укрывавшийся... торг на каком-нибудь съезде крестьян у храмового праздника, застигнуть возы с товаром на волоке при переправе из одной реки в другую, наконец, вовремя собрать тамгу и мыт с торговца-одиночки - всюду должен был поспеть зоркий глаз головы и его агентов-целовальников» [1, с.199-200].
Однако, правдиво отражая реалии XVII столетия, по отношению к последующей эпохе в истории таможенного дела России такой взгляд представляется уже несколько упрощенным. Указы и инструкции первой половины XVIII в. обязывали служащих внутренних таможен «во всем... государственную пользу тщательно остерегать.» [2], что означало на практике выполнение целого комплекса разноплановых функций.
К сожалению, функционал этот не был до сих пор предметом специального исследования. Лишь отдельные моменты, касающиеся содержания деятельности российских таможенных учреждений в первой половине XVIII в., получили освещение в работах Н.В. Козловой [3], Т.С. Минаевой [4], С.М. Троицкого [5].
Между тем без понимания данного вопроса не будет полным наше представление о механизме реализации таможенной политики России в эпоху, предшествующую отмене внутренних таможен.
Руководствуясь идеей о «безубыточности» таможенных сборов для государства и «бестягост-ности» их для населения, абсолютная монархия стремилась в этот период максимально задействовать в своих целях потенциал таможенной системы. К середине XVIII в. доходы от нее обеспечивали около трети казенных поступлений. [5, с.53, 178, 214]. Наряду с традиционной фискальной составляющей правительством привлекались и ранее не использовавшиеся таможенные ресурсы, что придавало таможенной деятельности в «век торговли» [6, с.59] новые акценты.
Проиллюстрировать сказанное помогут относящиеся к первой половине XVIII в. материалы делопроизводства внутренних таможен, действовавших на территории Коми края, основную часть которого в означенный период составляли Пус-тозерский и Яренский уезды Архангелогородской губернии и курировавших их деятельность воеводских канцелярий.
Речь идет о таможнях, действовавших в административных центрах названных уездов (Ярен-
Известия Коми научного центра УрО РАН. Выпуск 3(15). Сыктывкар, 2013
ская и Пустозерская) и развитых в торговом отношении населенных пунктах (Усть-Сысольская, Усть-Цилемская, Ижемская). Основной их функцией являлось таможенное обложение производимых на подведомственной территории торговых сделок по закупке местной продукции (рыба, меха, «земские товары») и реализации привозных товаров. Выполнение ее в означенный период характеризовалось возрастанием объемов и сложности таможенных операций в связи с увеличением в рассматриваемом регионе масштабов торговли [7, с. 187-192], а также расширением действовавшей системы таможенного обложения. (При Петре I были восстановлены упраздненные в середине XVII в. проезжие и мелочные сборы, введены новые пошлины, повышены ставки по отдельным сборам).
Так, помимо предусмотренных Торговым уставом 1653 г. таможенных пошлин (рублевая, десятая, перекупная, весчее) в рассматриваемый период в таможнях взимались «привальное» и «отвальное», «с найму извозчиков», «на росходы» Военной коллегии, «вновьприбавочная» пошлина и др. Заметим, что по некоторым из них действовал весьма усложненный порядок расчета. «Вновьприбавоч-ная» пошлина, к примеру, исчислялась в процентах от суммы, подлежащих уплате за товар рублевой, десятой, весчей и перекупной пошлин, каждая из которых также рассчитывалась по своей ставке.
Все произведенные по каждой торговой сделке таможенные операции (досмотр, «взятье пошлин», выдача и регистрация таможенной выписи, «отпуск») фиксировались в соответствующей таможенной книге. В начале 40-х гг. XVIII в. в Ярен-ской таможне велось 18 книг по различным категориям товаров: «Явчая китайским и сибирским товарам и в ней досмотр», «Отпускная Яренска города жителям лавочной покупки», «Записная оборотным платежным выписям» и др. [8].
Любопытно, что при проведении таможенного контроля служащие таможен, помимо прочего, обязывались «в проезде купецким людям напрасно задержания не чинить.., но. от обидящих их защищать под опасением немалого штрафа». Особое покровительство при этом следовало оказывать иногородним торговцам, прибывающим «для покупки каких товаров» [9] и обеспечивавшим наибольшие поступления в таможенную казну.
«Всеприлежное радение и смотрение» требовалось иметь не только в таможенном сборе. Традиционно сопровождал его в описываемом регионе кабацкий сбор от продажи «казенных питей» [10]. В Яренске, Пустозерске, Усть-Сысольске, Иж-ме, Усть-Цильме при таможнях функционировали кружечные дворы с кабацкими избами и подведомственные им стойки винной продажи в волостях. При Усть-Сысольском кружечном дворе, например, действовала 21 винная стойка, через которую только в 1733 г. было реализовано населению 910 ведер вина на 1330,5 руб. [11, с.267].
Напитки продавались оптом (в ведра, полуведра и четверти) и на разлив в «крушки» и чарки. При этом в казну взимались с записью в специальные книги (в в Яренской таможне, например, ве-
лось восемь таких книг) особые кабацкие сборы: «истинные» и «прибыльные» - с цены напитков, «поведерные» и «накладные» - с их количества. Помимо выполнения указанных операций, служащие таможен должны были организовать изготовление, доставку и хранение напитков. В расходной книге Яренской таможни 1741 г. зафиксированы расходы на приобретение дров, посуды («тчанов», корыт) и припасов (солода, хмеля, дрожжей) на «пивное варение», на оплату услуг по «варению пива», доставке подрядного вина от Устюга и Лаль-ска до Яренска и пр. Все эти затраты с лихвой окупались: сумма питейной прибыли в Яренской таможне в этом году в 7,5 раз превышала таможенный сбор [12]. Аналогично обстояли дела по этой части и в других таможнях рассматриваемого региона [13].
Помимо «питей», таможни в описываемое время торговали от казны и иными товарами. Так, до объявления «вольного торгу» табаком в Усть-Сысольской таможне осуществлялась «табашная» продажа. В 1707 г. сбор от нее составил 30 руб. В Усть-Цилемской таможне велась «картяная» продажа для посетителей кружечного двора. В частности, в 1730 г. здесь имелась в продаже «одна дюжина 4 игр» игральных карт [14].
В подотчетности таможен находились и иные направления хозяйственной деятельности. В Ярен-ской таможне по итогам года производился расчет с приказчиками Сереговского соляного промысла по уплате пошлин за продажу соли «в Еренску» и Туглиме, взимались установленные оклады с посадских мясников и «мелочников» [15]. В Пустозер-ской таможне осуществлялся сбор оброчных денег «с крестьян рыбных ловель», «с сенных покосов» и ветряных мельниц [16].
Обширное поле деятельности таможен и налаженная система учета ее результатов не могли остаться без внимания правительства, заинтересованного в повышении уровня своей информированности о состоянии дел в различных сферах. Пристальное его внимание к значимой для казны торговой сфере дало толчок развитию национальной таможенной статистики. С 40-х гг. XVIII в. в России начали составляться ведомости о внешней торговле [17, с.41]. Для оценки состояния дел во внутренней торговле практиковались запросы у внутренних таможен различных данных, характеризующих эту сферу на местах.
В частности, по одному из таких запросов Яренская и Усть-Сысольская таможни ежемесячно информировали в 1741 г. Яренскую воеводскую канцелярию «о хлебных ценах и других припасах» на уездных торжках [18].
Запрашиваемые у таможен сведения не всегда ограничивались рамками торговли, в чем убеждает указ «о посылке ведомостей за 740 год», адресованный надзирателю Пустозерской таможни. Помимо цен на товары, «кои в правинцыях родятся и делаютца», в ведомостях следовало подробно описать, как уродились «в последней оного года жатве» зерновые и бобовые культуры, лен, пенька и корм, «подлежащей скотине», каковы они длиною
Известия Коми научного центра УрО РАН. Выпуск 3(15). Сыктывкар, 2013
и «крепостию», в достаточном ли количестве этого имеется. Необходимо было указать, с прибылью или с убытком работали кожевенные, юфтяные, сальные фабрики, «удались ли» пчелиные заводы и рыбный промысел, не претерпели ль повреждения от «незапного пожару, потопления, сильных бурь и других несчастливых случаев» «купетцкие» товары. Издателей указа интересовало, кроме того, состояние путей сообщения и даже погода на предмет того, можно ли в таких условиях «товары к надлежащим пристаням бес препятствия привозить».
Устанавливая жесткие сроки представления столь обширной информации («с получения указа на другой день» и впредь «по прошествии каждого года») [19], издатели рассчитывали на высокий уровень информированности руководителя таможни о состоянии дел в экономике подведомственного региона.
Впрочем, гораздо чаще властям требовалась от таможен их текущая отчетность по основной деятельности, существенно расширенная и детально регламентированная в описываемое время. «По прошествии каждой трети и месяца в первый день», а также по итогам года в воеводские канцелярии следовало направлять «репорты по посланным формам», с приложением собранной денежной казны и подробных ведомостей о ее «приходе, росходе и остатке». По запросам правительственных учреждений готовились и сводные отчеты о результатах работы за ряд лет с указанием недоборов и их причин. Сохранилась такая ведомость за период с 1730 по 1741 гг. по Яренской таможне, позволяющая оценить ее деятельность в динамике [20].
Отчетность должна была предоставляться «в указной термин», а то и «в самой крайней скорости». «Неприсылка» в срок грозила «взятьем немалого штрафа» даже при наличии объективных причин. Так, не были приняты во внимание в свое время доводы таможенного бурмистра Г.Попова, объяснившего задержку в присылке ведомости Яренской таможни «к сочинению окладной книги с 725 по 738 год», отсутствием в таможне «прежних» таможенных книг. Трехлетняя история, сопровождавшаяся неоднократной присылкой в Яренск «для взятия» ведомости «нарочных салдат и разсыль-щиков», завершилась представлением в июне 1741 г. требуемого документа и. взысканием с Яренской таможни 15 руб. в пользу лиц, присылавшихся «для понуждения в отправлении ведомостей» [21].
Документация таможен, фиксирующая факты юридической значимости, использовалась властями и не в таможенных целях. В частности, ведомости той же Яренской таможни позволяли служащим Сибирского приказа выявлять нарушителей царского запрета на перемещения через Собскую заставу в связи с закрытием в 1704 г. древнего «чрезкаменного» пути [22].
Важно отметить еще одну выполняемую таможнями в рассматриваемом регионе функцию, которая, с учетом его специфики (удаленность от центра, место ссылки) представляется жизненно важной. Обладая необходимой наличностью, тамо-
женные учреждения производили оплату различных государственных расходов, в том числе не связанных с таможенной деятельностью. Так, согласно ведомости за 1734 г. из доходов Пусто-зерской таможни было выдано на выплату «кормовых» ссыльным, «на прогоны подколодников и посланных с нужнейшими доношениями и ведомостями» в Архангельск, на покупку провизии, оленьих снастей и корма казенным оленям, а также «в награждение» пустозерским обывателям, «самояд-ский язык знающим», 249 руб. 15,5 коп. [23].
Из доходов таможен оплачивались в означенный период содержание, ремонт и аренда помещений для таможенных и кабацких целей, а также постройка и покупка новых таможенных изб в Усть-Сысольске (1703 г.), Пустозерске и Усть-Цильме (1731 г.), «пивоварной поварни» на кружечном дворе в Яренске (1741 г.) [24]. Обязанности по надлежащему «смотрению» за «казенными строениями» и своевременному информированию властей об их починке или постройке, «ежели потребно будет», также возлагались на таможенных служащих [25].
Не оплачивалось из казны лишь выполнение всех этих названных выше функций, которые для служащих внутренних таможенных учреждений (в отличие от их коллег в пограничных и портовых таможнях, получавших с 1724 г. фиксированное жалованье) оставались, как и в предыдущем столетии, по сути, феодальной повинностью.
Литература
1. Макаров И.С. Волостные торжки в Сольвы-чегодском уезде в первой половине XVII в.// Исторические записки. Т.1. АН СССР. Ин-т истории / Отв.ред. акад. Н.М.Лукин. М., 1937. С.193-219.
2. Российский государственный архив древних актов (далее - РГАДА). Ф.609. Оп.3. Д.19. Л.1об., 3 об.
3. Козлова Н.В. Российский абсолютизм и купечество в XVIII в. (20-е-начало 60-х гг.). М.: Археографический центр, 1999. 384 с.
4. Минаева Т.С. Россия и Швеция в XVIII в.: история таможенной политики и таможенной системы. Архангельск: Поморский университет, 2009. 190 с.
5. Троицкий С.М. Финансовая политика русского абсолютизма в XVIII в. М.: Наука, 1966. 275 с.
6. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т.3.
7. Павлина Т.В. Торговые связи Коми края в 20-40-е гг. XVIII в. (по материалам таможенного делопроизводства) // Торговля, купечество и таможенное дело в России в XVI-
XIX вв.: сб. материалов Второй междунар. науч. конф. (Курск, 2009)/ сост. А.И.Раздор-ский. Курск, 2009. С.187-192.
8. РГАДА. Ф.829. Оп.1. Д.1983. Л.4об-5об.
9. РГАДА. Ф.829. Оп.1. Д.1502. Л.18 об.
10. РГАДА. Ф.829. 0п.1.Д.1504. Л.1об, 27; Д.1506. Л.4.
11. История Коми с древнейших времен до конца ХХ в. Т.1. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 2004. 560 с.
Известия Коми научного центра УрО РАН. Выпуск 3(15). Сыктывкар, 2013
12. РГАДА. Ф.829. Оп.1. Д.1983. Л.4об-5об; Д.1982. Л.1об-26.
13. РГАДА. Ф.609. Оп.3.Д.52. Л.1-9; Д.57. Л.18об-61; Ф.829. Оп.1.Д.1818. Л.15, 33.
14. РГАДА. Ф.829. Оп.1.Д.1818. Л.17об; Ф.350. Оп.1. Д.477. Л.2.
15. РГАДА. Ф.273. Д.32879. Л.69 об-70; Д.32880. Л.68об-69.
16. Государственный архив Архангельской области (далее ГААО). Ф.1. Оп.1. Д.1597. Л.5.
17. Таможенное дело в России Х - начало ХХ в. (Исторический очерк. Документы. Материалы). СПб.: ПиК, 1995. 213 с.
18. РГАДА. Ф.609. Оп.3.Д.11. Л.48-49.
19. РГАДА. Ф.829. Оп.1.Д.1502. Л.6-6об.
20. РГАДА. Ф.609. Оп.3. Д.12. Л.1-9; Д.19. Л.3-3об; Д.37. Л.31об-32; Д.57. Л.18 об-19 об; Ф.829. Оп.1.Д.1504. Л.27; Д.1972. Л.1-35; Д.1975. Л.2-163.
21. РГАДА. Ф.829. Оп.1.Д.1975. Л.73-74об, 77, 97.
22. Национальный архив Республики Коми. Ф.286. Оп.1. Т.1. Д.99. № 38. Л.40-41.
23. ГААО. Ф.1. Оп.1. Д.1597. Л.22 об-24.
24. РГАДА. Ф.273. Оп.1. Д.32879. Л.70-72об; Д.32880. Л.69-71; Ф.350. Оп.1. Д.477. Л.3; Ф.829. Оп.1.Д.1500. Л.43-44; Д.1504. Л.1; Д.1982. Л.1об-23об.
25. РГАДА. Ф.829. Оп.1. Д.1502. Л.18 об.
Статья поступила в редакцию 22.04.2013.