Научная статья на тему 'РОЛЬ САНИТАРНЫХ ВРАЧЕЙ В УЧРЕЖДЕНИИ МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ САНИТАРНОЙ СТАНЦИИ'

РОЛЬ САНИТАРНЫХ ВРАЧЕЙ В УЧРЕЖДЕНИИ МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ САНИТАРНОЙ СТАНЦИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
25
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ САНИТАРНЫХ ВРАЧЕЙ В УЧРЕЖДЕНИИ МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ САНИТАРНОЙ СТАНЦИИ»

СОЦИАЛЬНАЯ ГИГИЕНА, ИСТОРИЯ ГИГИЕНЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНОГО ДЕЛА

УДК в 14.3.07<47-25)<091)

РОЛЬ САНИТАРНЫХ ВРАЧЕЙ В УЧРЕЖДЕНИИ МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ САНИТАРНОЙ СТАНЦИИ

Канд. мед. наук И. И. Резанов ¿Московский научно-исследовательский институт гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана

Возникновение Московской городской санитарной станции и роль санитарных врачей, в ее учреждении освещены недостаточно. Мы поставили своей целью восполнить этот пробел в истории отечественной гигиены.

В 1887 г. ассистент кафедры гигиены Московского университета С. Ф. Бубнов сделал на 11 съезде русских врачей в Москве доклад «О необходимости учреждения общественного контроля над продажей пищевых веществ и продуктов потребления вообще»1. Предложения докладчика были одобрены и на рассмотрение правительства были представлены 2 основных положения доклада: «1. Частые подделки и нередко вредные свойства пищевых веществ и продуктов потребления вообще вызывают необходимость установить систематический контроль над продажей названных предметов. 2. Правильные действия контроля возможны только на основании указанного специальным законодательством характера и предела допускаемых подделок»2. «Указанный доклад и послужил основанием для устройства в Москве санитарной станции», — писал впоследствии один из первых ее сотрудников С. С. Орлов 3.

9/1 1888 г. на заседании комиссии санитарных врачей Москвы было высказано мнение об организации «санитарной станции, которая могла бы производить подробный анализ почвы, воды, воздуха, пищевых продуктов, их подделок и т. п.». 18/1 санитарный врач Н. П. Скворцов вновь поднял вопрос об организации в Москве санитарной станции4, но он был отложен до рассмотрения доклада санитарного врача К. Т. Тупицына о реке Яузе. Московская городская управа предложила К- Т. Тупицыну совместно с санитарными врачами А. С. Померанцевым и В. И. Антуше-вым дать заключение о пригодности воды для полоскания белья и купания в реке Яузе и некоторых прудах. При исполнении этого предложения санитарные врачи оказались в крайне затруднительном положении, так как не было никаких научных исследований, на основании которых можно было бы произвести научную оценку воды реки Яузы и других водоемов.

«К величайшему сожалению, — говорилось в докладе К. Т. Тупицына,— мы должны заявить, что для разрешения столь важного в санитарном отношении вопроса,... мы не только не располагаем никакими данными научного анализа, но при всем нашем желании лишены совершенно воз-

1 С. Ф. Б у б н о в. В кн.: Труды II съезда русских врачей в Москве, т. 1. М., 1887.

2 Труды II съезда русских врачей в Москве, т. I. M., 1887.

3 С. С. Орлов. С. Ф. Бубнов. М., 1910.

4 Отчет состоящей при Московской городской управе исполнительной санитарной комиссии за 1888 j\ М., 1889.

можности произвести самостоятельно с этой целью анализ яузской и прудовой воды, во 1-х, и главным образом потому, что город не имеет своей гигиенической лаборатории, где санитарные врачи могли бы производить самостоятельно и по поручению Городской управы научные исследования для выяснения и разрешения массы различного рода вопросов, касающихся специального санитарного благоустройства города и общественного здоровья».

К. Т. Тупицын был убежден, что открытие такой лаборатории составляет первое и необходимое условие полезной деятельности и самого назначения санитарной комиссии1.

Проведение рациональных оздоровительных мероприятий, по мнению К. Т. Тупицына, возможно только тогда, когда изучено современное санитарное состояние города, определены социально-экономические и гигиенические условия жизни его населения, а это возможно лишь при наличии гигиенической лаборатории. И в борьбе с бесцеремонной и грубой фальсификацией продуктов потребления гигиеническая лаборатория могла бы принести громадную пользу. «Поэтому я, — говорил К- Т. Тупнцин, — пользуясь случаем, беру на себя смелость заявить городскому управлению от имени санитарной комиссии неотложную и настоятельную необходимость учреждения собственной городской гигиенической лаборатории и засвидетельствовать ту громадную пользу, которую она несомненно принесет городу».

Необходимость создания санитарной станции ни у кого не вызывала сомнения. Не было единодушия у членов комиссии лишь в вопросе о том, организовать ли ее в виде самостоятельного городского учреждения или при кафедре гигиены Московского университета. Председательствовавший член управы А. С. Холмский находил несвоевременным учреждение самостоятельной санитарной станции, стоял за то, чтобы войти в соглашение по этому поводу с университетом. Санитарные врачи К. Т. Тупицын и А. Ф. Федоров высказывались за устройство самостоятельной городской санитарной станции, считая, что организация ее при университете не может удовлетворить требования санитарных врачей.

В итоге обсуждения доклада К. Т. Тупицына 20/II была избрана подкомиссия для разработки вопроса об учреждении городской санитарной станции. В нее вошли санитарные врачи Москвы М. Ф. Соснин, Н. А. Ро-бер, А. Ф. Федоров, К. Т. Тупицын и С. И. Веревкин. Создание в Москве санитарной станции продолжало волновать санитарных врачей. Об этом говорилось на ряде заседаний комиссии санитарных врачей весной 1889 г. В двух из них участвовал проф. Ф. Ф. Эрисман. На заседании 20/1II была избрана особая подкомиссия из санитарных врачей (Г. О. Марциновский, А. Г. Петровский, М. Ф. Соснин) для разработки вопроса об устройстве в Москве санитарной станции2.

В то же время в связи с все возрастающей фальсификацией продуктов потребления к московскому генерал-губернатору стали поступать ходатайства о разрешении на открытие частными лицами в Москве лаборатории для исследования пищевых продуктов. Ходатайства эти направлялись на заключение врачебного управления, которое, признавая настоятельную необходимость открытия таких лабораторий, решительно отвергло идею организации частных лабораторий и потому просило Московское городское общественное управление рассмотреть вопрос об организации лаборатории.

Это явилось предметом обсуждения Городской думы. 21/1II Городской управе было поручено представить по этому поводу доклад3.

1 Отчет состоящей при Московской городской управе исполнительной санитарной комиссии за 1888 г. М., 1889.

1 Отчет Московской городской управы по санитарной части за 1889 г. М., 1890.

3 Стенографические отчеты о заседаниях Московской городской думы за 1889 г. М..

1889.

24/V на заседании комиссии санитарных врачей был заслушан доклад Г. О. Марциновского, А. Г. Петровского и М. Ф. Соснина об организации в Москве санитарной станции х. В докладе доказывалась настоятельная необходимость образования в Москве учреждения, главной задачей которого был бы анализ пищевых продуктов и предметов жизненной необходимости на содержание в них примесей, вредно влияющих на здоровье населения. Предметы, которые подделываются исключительно для удешевления их и незаконной наживы, без всякого вреда для здоровья покупателей, по мнению докладчиков, не должны исследоваться санитарной станцией. В первую очередь рекомендовать систематически исследовать воду, молоко, мясо, хлеб и муку как наиболее распространенные и жизненно необходимые продукты потребления. Систематический анализ этих главнейших продуктов потребления должен был послужить основанием для разработки нормативных требований, которым они должны отвечать, а также соответствующего законодательства, направленного, в частности, на борьбу с фальсификацией. Следует отметить, что фальсификация пищевых продуктов затрагивала не только интересы здоровья населения; от нее страдали сельское хозяйство и промышленность, вырабатывающая натуральные продукты, она отрицательно влияла на их стоимость на международном рынке.

В докладе указывалось, что заведовать станцией должен непременно врач-гигиенист, а не химик или фармацевт. Для выполнения анализов желательно пригласить врачей-гигиенистов. Учитывая трудности, связанные с созданием самостоятельной санитарной станции, авторы доклада предложили организовать ее временно при Московском университете с таким расчетом, чтобы возложить общее руководство его на профессора кафедры гигиены. Организация станции при кафедре гигиены университета давала возможность подготовить кадры для будущей самостоятельной санитарной станции.

Доклад был одобрен комиссией санитарных врачей. 13/Х городской голова обратился к ректору Московского университета с просьбой о возможности организации при кафедре гигиены санитарной станции. Ректор университета передал этот вопрос на рассмотрение медицинского факультета. Медицинский факультет, учитывая доброжелательные отношения городской думы к его нуждам, счел необходимым помочь думе в этом деле и составил комиссию из профессоров — Нейдинга (председатель), Эрисмана, Булыгинского, Тихомирова и доцента Мороховец для выработки условий организации санитарной станции при кафедре гигиены3. В марте 1890 г. ректор университета сообщил городскому голове, что совет университета признал организацию станции весьма желательной и препроводил одобренный им проект условий создания ее. Городская управа 2/VII вынесла на рассмотрение думы предложения об организации станции. Дума передала их на заключение комиссии общественного здравия, мнение которой несколько разошлось с предложениями управы, в частности комиссия высказалась за создание самостоятельной городской станции и приняла соглашение с университетом как временную меру.

9/Х Московская городская дума постановила учредить городскую санитарную станцию при кафедре гигиены Московского университета, выделив на содержание ее, начиная с 1891 г., по 6740 рублей ежегодно, и на ее оборудование в 1891 г. 3000 рублей3.

1 Г. О. Марциновский, А. Г. Петровский и М. Ф. Сосни и.

Доклад об устройстве в Москве санитарной станции. В кн.: Отчет Московской городской

управы по санитарной части за 1889 г. М. 1890.

4 Ф. Ф. Э р и с м а н. В кн.: Первый годовой отчет Московской городской санитарной станции. М., 1892.

8 Стенографические отчеты о заседаниях Московской городской думы за 1890 г. М.,

1890.

В соответствии с этим решением зимой 1890—1891 гг. при кафедре гигиены было приспособлено и оборудовано помещение на 3—4 рабочих к места. Ф. Ф. Эрнсман как заведующий станцией пригласил для работы на ней доцента кафедры доктора медицины С. Ф. Бубнова в качестве руководителя работ, сверхштатного лаборанта кафедры врача С. С. Орлова и доктора медицины М. Б. Коцина1. В работе станции в 1891 г. принимал активное участие фармацевт-химик М. Б. Блауберг, не получая за это зарплаты. С 15/V 1891 г. станция начала производить анализы.

В мае 1892 г. С. Ф. Бубнов отказался от работы на санитарной станции. В 1893 г. оставил ее и М. Б. Блауберг; его заменил инженер-технолог Л. М. Лялин. В то же время был привлечен к работе лаборант кафедры гигиены В. В. Кувалдин. В 1900 г. стал работать на станции врач К. П. Кар-дашев, впоследствии известный профессор-гигиенист. Штат станции состоял из 4 сотрудников и служителя. В 1896 г. Ф. Ф. Эрисман был уволен из университета и заведующим станцией стал проф. С. Ф. Бубнов. После ^ его смерти (1909) станцию возглавил проф. С. С. Орлов.

Мы уже упоминали, что организация станции при кафедре гигиены рассматривалась как временное явление; поэтому неоднократно поднимался вопрос об образовании ее в виде самостоятельного учреждения города. С. Ф. Бубнов2 считал, что это сблизит станцию с санитарным надзором, расширит ее деятельность. Вопрос о создании самостоятельной санитарной станции обсуждался врачебным советом при Московской управе в 1903 и 1905 гг. и в другие годы. И только в 1916 г. в небольшой специально приспособленной части дома № 1 по Пятницкой улице М. Б. Коциным была учреждена самостоятельная городская санитарная станция (на базе ее возник Московский санитарный институт, ныне Институт им. Ф. Ф. Эрис-мана).

Из изложенного видно, что инициаторами учреждения Московской городской санитарной станции были московские санитарные врачи, ими же была намечена в общих чертах программа ее деятельности.

Поступила 26/XI 1970 г.

УДК 614.4(470.25X091) <IS>

ЗЕМСКИЕ ВРАЧИ ПСКОВСКОЙ ГУБЕРНИИ В БОРЬБЕ С ИНФЕКЦИОННЫМИ БОЛЕЗНЯМИ

Канд. мед. наук А. И. Скороходов Псковская областная больница № 1

Псковская губерния в XIX веке по своему экономическому укладу % была типичной сельскохозяйственной губернией с мало развитой промышленностью. Бедность и бескультурье были свойственны почти всему ее населению. Несмотря на близость Петербурга, который оказывал определенное влияние на жизнь населения, санитарное состояние губернии характеризовалось широким распространением инфекционных и венерических заболеваний и чрезвычайно высокой детской смертностью. Естественный прирост населения поддерживался высокой рождаемостью.

Медицинская помощь была недоступна для большинства псковитян. Так, в 1898 г. в губернии, где проживали I 156 580 человек, обеспеченность больничными койками составляла 2,7 на 10 000 человек, врачебными кадрами— 0,6 и средними медицинскими работниками — 1,9. В сельской

1 Впоследствие они стали профессорами.

а С. Ф. Б у б н о в. В кн.: «Девятый годовой отчет Московской городской санитарной станции». М., 1902.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.