Педагогика
УДК 373.2
DOI 10.21661/r-530630 А.С. Лиферов, Т.В. Курякина
Роль самоценности ребёнка в адаптации к дошкольному образовательному учреждению
Аннотация
В современных ДОУ всё чаще и чаще встаёт вопрос о психологических проблемах вновь прибывших детей. Если летом в период адаптации прийти в детский сад, то часто можно увидеть следующую картину: родитель приводит ребёнка в детский сад, а их ребёнок испытывает сложности в адаптации: часами плачет, не хочет слышать и слушать воспитателя, отстраняется от других детей, каждую минуту просит, чтобы пришла мама и т. п. И даже если родители стараются в точности исполнять правила адаптации, например, приводить ребёнка сначала на полчаса-час, находиться на прогулке вместе с ребёнком или отдавать ребёнка опытному педагогу, то часто и это не приводит к разрешению проблемы. В этой статье, пользуясь исследованиями выдающихся учёных-психологов и педагогов, мы попытаемся раскрыть, в чём же лежит корень всех этих проблем.
■ Ключевые слова: любовь, самооценка, самоценность, развитие личности.
A.S. Liferov, T.V. Kuriakina
The Role of Self-Worth in Children in their Adaptation to Kindergarten Conditions
Abstract
The issue of psychological problems in children who enter kindergarten is growing more urgent. If you visit the kindergarten in summer during the period of newcomers' adaptation, you will usually see the following scene: the parent consigns their child to the kindergarten, but the child is struggling to get used to the new conditions: he/she cries for hours, doesn't want to listen and follow the teacher, detaches from other kids, constantly asks the teacher to bring the mother back etc. Even if parents strictly follow the adaptation rules, for example, leaving the child with the teacher only for half-an-hour to hour, or staying with the child during the outdoor activities, or consigning the child to the care of an experienced teacher etc., it all may bring no result. In this article, we will try to discover the cause of all mentioned problems using the research of popular psychology and pedagogy scientists
I Keywords: love, personality development, self-value, self-worth.
Золотое правило воспитания - поступай со своими детьми так, как хочешь, чтобы родители относились к тебе!
Луиза Харт
Почти каждый второй ребёнок сегодня приходит сегодня в детский сад с определёнными внутренними недугами: неврозами, тревожностью, мнительностью, боязнью идти на контакт и т. п. Если эти недуги сразу не принять во внимание и не начать постепенно разрешать, то это чревато их дальнейшим усугублением.
Выдающиеся отечественные и зарубежные педагоги ХУШ-Х1Х вв. нам говорят, что самые запутанные педагогические и психологические трудности разрешаются, если родители пытаются построить отноше-
ния на фундаменте любви. Если родители относятся к своим детям с правильной любовью, то и ребёнок учится через это отношение правильно себя любить и правильно к себе относиться. Как же достичь этого в семье? Как же научиться правильной любви? Разобраться в этих вопросах нам поможет понятие самоценности, о котором сегодня немало говорят учёные-психологи.
Самоценность - это полное принятие себя, ощущение внутренней гармонии, цельности, уверенности в себе. Часто это понятие путается с самооценкой, но между этими двумя понятиями есть большая разница. Самооценка - это то, как человек оценивает себя и результаты своих действий. Самооценка строится на сравнении результатов своего поведения и опыта с другими людьми, а так же на правилах и оценках об-
Pedagogy
щества. Самоценность же - это то, насколько человек считает себя достойным уважения, внимания и любви окружающих, вне зависимости от своих достижений, успехов, неуспехов, побед или проигрышей. Хорошая, адекватная самооценка у человека может быть только в том случае, если развит высокий уровень самоценности, если человек хорошо умеет принимать себя и ценить таким, какой он есть, просто потому, что он личность. Если же у человека низкий уровень самоценности, то и оценивать он себя будет неадекватно, потому что у него утерян основной для этого ориентир в виде самоценностного стержня личности.
Современные учёные последних лет, например Вирджиния Сатир, Януш Корчак считают, что самоценность не является врождённым качеством, а является результатом сформированного представления о своей ценности. Другими словами, если ребёнка в детстве любили, принимали, уважали просто как личность, а не за какие-то заслуги, тогда у него сформируется хорошая самоценность, а соответственно и хорошая самооценка и правильный, положительный взгляд на мир. Такому ребёнку будет легче расти и гармонично развиваться. А если у ребёнка в детстве не было опыта принятия себя родителями, учителями, окружающими, если его часто отвергали, не обращали на него внимания, не поддерживали инициативы в его творческих начинаниях, то у него и не сформируется ощущение своей нужности и важности, своей положительной роли в обществе. Такого ребёнка можно сравнить с чахлым цветком, медленно растущим в тени, о котором садовник забывает заботиться. У таких детей развитие личности идёт в минус: неврозы, тревожность, замкнутость, робость и прочие психологические проблемы.
Почему же мы сегодня часто видим в современных детях плохо сформировавшуюся самоценность? Главная причина заключается в том, что у многих современных родителей в детстве не было так же привито чувство самоценности, и поэтому они не могут быть достойными донорами для передачи положительного психологического опыта своим детям. Если мы углубимся в историю XX века, то увидим, что наш народ целых 74 года жил при тоталитарном режиме. Общественное воспитание этого времени было направлено на нивелирование личностных начал в человеке. Целых три поколения людям внушалось, что «общественное всегда выше личного». А к «личному» относится также семья и воспитание детей, на которые у женщины того времени был совсем минимум времени, причём очень многие дети всю неделю, включая выходные, пребывали в яслях и детских
садах. При таком дефиците пребывания с родителями у детей никак не могла сформироваться положительная самоценность, потому что некому было её формировать. Ведь у воспитательниц яслей и детских садов просто физически нет возможности уделить достаточно внимания 20-30 детям.
В сегодняшние дни многие родители так же не проводят достаточного количества времени со своими детьми, и это почему-то в нашем обществе считается нормой. И мы часто даже не задумываемся о том, что это создаёт у детей довольно сильное внутреннее психологическое напряжение, и что это очень сильно влияет на их последующую жизнь и на наши отношения с ними.
Но из любой ситуации есть выход. Ведь наше будущее зависит, прежде всего, от нас самих. Если мы, взрослые, хотим изменить нашу жизнь и жизнь наших детей к лучшему, то от нас требуется не так уж и много: во-первых, научиться удовлетворять свои базовые психологические потребности, во главе которых стоит потребность в самоценности. Развитие личности человека не ограничивается детством, личность в любом возрасте чувствительна к тому, что касается её базовых психологических потребностей. Если наши базовые психологические потребности не были удовлетворены в детстве, то мы можем сами или с помощью опытного психолога научиться их удовлетворять. И по мере того, как мы будем учиться удовлетворять наши базовые психологические потребности, мы станем замечать, что наше внутреннее психологическое самочувствие улучшается, и со временем нам всё больше и больше будет хотеться радоваться, жить, любить, творить и развиваться. И нащупав этот путь, и вступив на него, мы сможем повести по нему и наших детей, и вербально или невербально давать им понять: «Я тебя люблю. Ты мне нравишься. Я тебя вижу / слышу. Я рядом и всегда тебе помогу, ты можешь мне доверять и на меня рассчитывать. Я рад / рада что ты есть! Я тебя понимаю и принимаю».
Великие мудрецы говорили: «Что посеешь, то и пожнёшь». Только перед нами стоит выбор: жить по старым привычкам и ничего не менять, или разобраться, как можно изменить к лучшему свою жизнь и жизнь своих детей? Личностное здоровье или карьера? Высокооплачиваемая работа с графиком 24/7, или работа со средней зарплатой с графиком 8/5, но при которой есть возможность провести достаточное количество времени с детьми и насытить их тем, в чём они больше всего нуждаются - любовью?
Если мы посеем любовь и счастье в наших детях, если сформируем в них здоровое чувство самоценности, то и нашу страну будет ждать светлое, радостное будущее.
Литература
1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. - М., 2000.
2. Корчак Я. Как любить детей. - М., 1990.
3. Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М., 1992.
4. Красникова О. Одиночество. - М., 2015.
5. Бергер Д. Самоценность: как научиться быть собой // Psychologies [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.psychologies.ru/standpoint/ samotsennost-kak-nauchitsya-byit-soboy/
6. Семинар института христианской психологии «Самоценность и самооценка» // Институт христианской психологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.fapsyrou.ru/seminary/arhiv/samootsenka_i_samotsennost._770/
Interactive science | 4 (50) • 2020
49
Педагогика_
References
1. Bern, E. (2000). Igry, v kotorye igraiut liudi. M.
2. Korchak, Ia. (1990). Kak liubit' detei. M.
3. Satir, V. (1992). Kak stroit' sebia i svoiu sem'iu. M.
4. Krasnikova, O. (2015). Odinochestvo. M.
5. Berger, D. Samotsennost': kak nauchit'sia byt' soboi. Psychologies. Retrieved from http://www.psychologies.ru/ standpoint/
6. Seminar instituta khristianskoi psikhologii "Samotsennost' i samootsenka". Institut khristianskoi psikhologii. Retrieved from https://www.fapsyrou.ru/seminary/ arhiv/samootsenka_i_samotsennost._770/
i