Научная статья на тему 'Использование активных форм взаимодействия с родителями в условиях детско-родительского клуба'

Использование активных форм взаимодействия с родителями в условиях детско-родительского клуба Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
342
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
детско-родительский клуб / взаимодействие / дети с ОВЗ / parent-child club / interaction / children with disabilities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Югансон Яна Викторовна, Хребтова Анастасия Владимировна

В статье представлена основная идея командной работы в детском саду по созданию единого сообщества: «педагоги – дети – родители». Описан опыт использования нестандартных форм взаимодействия с родителями, с целью сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей с ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF ACTIVE FORMS OF INTERACTION WITH PARENTS IN A PARENT-CHILD CLUB

The article presents the main idea of teamwork in kindergarten to create a single community: «teachers-children-parents». The experience of using non-standard forms of interaction with parents in order to preserve and strengthen the physical and mental health of children with disabilities is described

Текст научной работы на тему «Использование активных форм взаимодействия с родителями в условиях детско-родительского клуба»

УДК 37

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА

Югансон Яна Викторовна.

г. Новосибирск, МКДОУ детский сад № 496, воспитатель, yugyana2009@yandex.ru.

Хребтова Анастасия Владимировна.

г. Новосибирск, МКДОУ детский сад № 496, воспитатель, yugyana2009@yandex.ru.

Аннотация. В статье представлена основная идея командной работы в детском саду по созданию единого сообщества: «педагоги - дети - родители». Описан опыт использования нестандартных форм взаимодействия с родителями, с целью сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей с ОВЗ.

Ключевые слова: детско-родительский клуб, взаимодействие, дети с ОВЗ.

USE OF ACTIVE FORMS OF INTERACTION WITH PARENTS IN A PARENT-CHILD CLUB

Johanson Yana Viktorovna.

Novosibirsk, MKDOU kindergarten № 496, educator, yugyana2009@yandex.ru.

Khrebtova Anastasia Vladimirovna.

Novosibirsk, MKDOU kindergarten № 496, educator, yugyana2009@yandex.ru.

Abstract. The article presents the main idea of teamwork in kindergarten to create a single community: «teachers-children-parents». The experience of using non-standard forms of interaction with parents in order to preserve and strengthen the physical and mental health of children with disabilities is described.

Key words: parent-child club, interaction, children with disabilities.

Семья - самое главное в жизни каждого человека. В настоящее время в воспитании ребёнка семья играет ведущую роль. Семья является важнейшим источником воспитания и развития личности ребёнка, и те социальные ценности, которые ребёнок усвоил в семье, останутся с ним на всю жизнь. Особенно большое влияние на ребёнка раннего возраста имеют члены его семьи. Никто из социального окружения так не заботится и не дарит столько любви и тепла, сколько могут подарить ребёнку родные ему люди.

Опыт первых отношений, особенно со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Он во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Ребенок ждет соучастия в своих забавах, жаждет самовыражения [1].

Современные подходы к образовательной деятельности с детьми предполагает направление на создание необходимых условий, открывающих ребенку возможность самостоятельных действий по освоению окружающего мира, самоизменению и саморазвитию. Успех работы с детьми, имеющими ограниченные возможности в развитии, во многом определяется как уровнем подготовки специалистов, так и их заинтересованностью во взаимодействии и сотрудничестве. Педагогу сегодня необходимо уметь управлять и согласовывать свою деятельность, как со всем коллективом детей, так каждого ребенка отдельно и их семьями. Традиционные представления о процессе обучения и воспитания не смогут быть личностно ориентированными, а, следовательно, не будут способствовать всесторонне осуществлять дифференцированный и личностно-ориентированный подход к детям. Поэтому особую значимость приобретает проблема взаимодействия и сотрудничества детей со взрослыми, в том числе и с родителями [2].

В современной системе образования федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 27Э-ФЗ от 29.12.2012г. (статья 44, п.1) предусматривает участие родителей в образовательной деятельности дошкольного учреждения. Но родители не всегда хотят или не могут в связи со своей занятостью посещать родительские собрания. И между педагогами и родителями возникает непонимание. Нам пришла в голову мысль организовать, что-то такое, чтобы родители приходили с удовольствием. Поступило предложение создать детско-родительский клуб. Была организована творческая группа, которая разработала положение о работе клуба. Провели опрос родителей на тему, хотели бы они на совместных встречах решать вопросы о воспитании детей, и быть не пассивными слушателями, а непосредственно, участниками какого-либо мероприятия. Одни родители отнеслись к этому с интересом, кто-то просто отмолчался. Решение работать дальше и не сдаваться было принято. Главной задачей нашего клуба стало создание единого сообщества «педагоги -дети - родители». Для начала родителям, совместно с детьми и педагогам, было предложено придумать название для клуба.

Придя к единому мнению, клуб получил название «Мой ребёнок -дошколёнок». Разработали эмблему клуба, которая служила медальками для детей на совместных детско-родительских мероприятиях. Первым таким мероприятием стал «День дублёра», который был организован во всех группах детского сада. В этот день родители встали на место воспитателей и специалистов. Педагоги помогали родителям приготовить совместную деятельность с детьми.

Родители сами выбирали область, в которой они будут выступать в роли воспитателя. В этом участвовали и папы и мамы. Кто проводил зарядку с малышами, кто рассказывал о своей профессии. Были пожарные и столяры, и парикмахеры, кондитеры. Родители принесли свои рабочие инструменты и спецодежду. Дети не только узнавали о профессиях от первого лица, но и имели возможность примерить спецодежду, рассмотреть инструменты, применить их на деле. Папа - столяр так увлёкся, что отремонтировал поломанную мебель в группе совместно с детьми. Дети были в восторге и родители не меньше.

В группах стали организовываться совместные с педагогами, детьми и родителями мероприятия. Это развлечения, досуги, различные мастер-классы по художественно-эстетическому развитию, народному творчеству, изготавливали тряпичных кукол. Порадовало то, что родители и дома совместно мастерили тряпичных кукол, принося их в детский сад, перебивая друг друга, рассказывали, как они их придумывали и создавали. Был устроен конкурс книжек-малышек, где родители совместно с детьми сочиняли и переделывали сказки на новый лад и иллюстрировали страницы.

От родителей были получены положительные отзывы. Именно за то, что была создана такая атмосфера, где они выполняли задания с детьми, соревновались, играли. Родители узнали, что это очень просто и интересно совместно со своим ребёнком выполнить задание, играя, создать и организовать игровую деятельность на кухне или даже просто по дороге домой из детского сада. Но для нас было необходимо донести до родителей важность серьёзных тем, таких как «Возрастные особенности», «Детские истерики», «Как помочь развиваться ребёнку с особыми образовательными потребностями» и др. По которым из анкетирования было понятно, что у родителей есть непонимание в этих вопросах. В проведении таких серьёзных мероприятий, нам оказывает большую помощь руководитель отдела психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования ГЦОиЗ «Магистр» Яковенко Татьяна Дмитриевна. Татьяна Дмитриевна просто и доступно доносит до родителей важнейшие вопросы и помогает нам своими многочисленными советами.

Многие родители отказывались от посещения встреч, говоря, что «У нас нет таких проблем, и мы всё знаем». Мы же хотели видеть на встречах родителей, приходивших к нам с пониманием, что это важно. Учитывая, что в современном мире все пользуются социальными сетями, создают общие группы, где обсуждают разную информацию, была использована данная форма взаимодействия. Приглашения, которые мы готовили для стендов, стали попадать в родительские группы. Затем родители, посетившие встречи родительского клуба, стали делиться информацией, полученной на встрече. Мы, в свою очередь, разработали страничку родительского клуба в электронной газете «Говоруша», которая ежемесячно выпускается на сайте ДОУ, назвав её «Советы специалистов». Стали там размещать информацию о том, что происходило на встречах клуба. По теме пройденных встреч в газете размещались памятки и советы. Родители понемногу стали интересоваться, но вопросов особо не задавали, вероятно, не решались. Тогда мы организовали для родительских вопросов почтовый ящик. И терпеливо ждали, когда появятся вопросы. Ждали и продолжали работать.

Важным шагом стало проведение акции «Бессмертный полк», это затронуло и встрепенуло сердца многих родителей, оживило память о человеке, который смотрит со старой фотографии на своего потомка. Забытые фотографии, которые отыскивались со слезами на глазах, рассматривались всей семьёй, и восстанавливалась история семьи, частью которой стала Великая Отечественная война. И у нас наворачивались слёзы, когда наши ребята приносили штендеры со своими прапрадедами и прапрабабушками, и начинали о них свой рассказ.

В завершение учебного года, в июне 2019г., была организована педагогическая мастерская для родителей «Здоровье детей в наших руках», с участием специалистов ДОУ. Медицинский работник, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, инструктор по физической культуре с обучением плаванию познакомили участников педагогической мастерской с системой оздоровления в детском саду и получили практические советы по укреплению здоровья детей в домашних условиях.

Новый учебный год мы решили начать с воскресного, совместного с педагогами, детьми и родителями похода на озеро Спартак. Целью нашего выхода стало объединение детей, родителей и педагогов, создание условий для сплочения и воспитания дружеских, доверительных отношений между взрослыми и детьми. Для родителей и детей это стало большой неожиданностью. Было много звонков с вопросами воспитателям, и в итоге организовалось большое количество родителей с детьми. По дороге закреплялись знания о правилах перехода дороги на нерегулируемом пешеходном переходе, рассказана история возникновения озера, также все любовались красотами осенней природы. Добравшись до привала, немного передохнули и затем начались весёлые игры и эстафеты. Разделились на две команды, в которые входили дети разных возрастов, мамы, папы, бабушки, и педагоги. Все соревновались с азартом, но побеждала дружба. Здесь не важна была победа, победою было то, что дети были счастливы и родители тоже. А для нас было радостно и приятно, что мы донесли до родителей, что можно так дружно проводить время всем вместе. Мы получили от родителей добрые отзывы, благодарность за то, что родители между собой сплотились и им стало легче общаться между собой. Также от родителей поступило предложение организоваться зимой на лыжную прогулку. Затем все дружно отправились домой.

На рабочей неделе для родителей был организован мастер-класс «Весёлая гимнастика для язычка», где было рассказано о пользе артикуляционной гимнастики. Совместно с родителями, сделали самомассаж, дыхательные упражнения, отработали в виде сказки артикуляционные упражнения.

12 октября по всей стране проходили субботники, а в нашем детском саду прошел «День метёлки и граблей». Открыла его Баба Яга. Собрались здесь педагоги, дети и родители. Баба Яга потеряла свою метлу, а была она у неё самая быстрая и работящая. Чтобы её найти, детям надо было сесть на метлу, и промчаться на ней. Проверилось это эстафетой «Чья метла быстрее?». Все ребята оказались быстрыми и ловкими, но Баба Яга решила всех «заколдовать» (игра с метлой «Заколдую»). Не смогла Баба Яга заколдовать ребят и, чтобы определить самую ловкую и умелую, все дружно взяли метёлочки и отправились подметать листочки. Ловких и умелых метёлочек оказалось очень много, они быстро и умело собрали листья в мешки. Теперь у Бабы Яги много ловких и умелых метёлок и от этого все счастливы. Закончив весёлую уборку листьев, все отправились пить чай и дружно делиться впечатлениями о проведённом времени.

Таким образом, сплочение педагогов, детей и родителей продвинулось вперёд на хороший шаг. В общении не может быть мелочей. Родители порой не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают их

дети, и, естественно, не придают особого значения детской дружбе, ссорам, обидам.

Библиографический список:

1. Косенко Г.Н., Одинокова Н.А. Особенности развития общения со сверстниками дошкольников с ограниченными возможностями здоровья // Современные проблемы общей им коррекционной педагогики и психологии детства: материалы IX Всероссийской научно-практической конференции. Под ред. Г.С. Чесноковой, А.Ю. Зверковой. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. - С. 152-155.

2. Одинокова Н.А. Педагогическое взаимодействие и сотрудничество специалистов в системе инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями Детство, открытое миру: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (28 февраля 2017 г.). - Омск: ФГБОУ ВО «ОГПУ», 2017. - С. 181-185.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.