Научная статья на тему 'Роль самостоятельной работы в формировании педагогического мастерства'

Роль самостоятельной работы в формировании педагогического мастерства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голик Александр Борисович

В настоящее время еще недостаточно исследовано применение самостоятельной работы в формировании педагогического мастерства. Поэтому, целью статьи является обоснование сущности самостоятельной работы и ее организации при подготовке будущих учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голик Александр Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль самостоятельной работы в формировании педагогического мастерства»

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Андреев В.И. Педагогика. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 608 с.

2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. 544 с.

3. Зеер Э.Ф. Личностно-развивающее профессиональное образование. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2006. 170 с.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2000. 360 с.

5. Лежнева Н.В. Мотивационная готовность к профессиональной мобильности выпускников вуза как условие профессионального самоопределения в условиях провинциального города // Современные проблемы организационной психологии: мат-лы Всероссийск. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2007. С. 189-193.

А.Б. Голик

РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Происходящая в настоящее время реформа высшего образования, связана по своей сути с переходом от парадигмы обучения к парадигме образования. В этом плане следует признать, что самостоятельная работа студентов (СРС) является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.

Фундаментальные научно-педагогические исследования определяют общие тенденции в организации самостоятельной работы студентов. На теоретическом и методологическом уровне проблему организации самостоятельной работы студентов в процессе овладения знаниями рассматривали Л. Аристова, В. Буряк, Б. Есипов, Л. Жарова, В. Козаков, Б. Коротяев, И. Лернер, И. Огородников, В. Паламарчук, А. Усова, Т. Шамова и другие. Исследовались вопросы развития самостоятельности во время внеаудиторной деятельности (Л. Клименко, В. Лозова, Л. Онучак).

Важное методологическое значение для обоснования теоретических основ и конкретных методик самостоятельной работы студентов имеют положения современной психологической науки о законах познания и организации учебно-познавательной деятельности (П. Гальперин, К. Платонов, Г. Костюк, Н. Менчинская, С. Рубинштейн).

Обоснование принципов, на которых строится самостоятельная работа студентов, содержится в работах Ю. Бабанского, В. Загвязинского, Ч. Куписевича, В. Оконя и других. Интересным является исследование относительно путей формирования внутренней и внешней мотивации учебной деятельности. Доказано, что, придерживаясь принципа сознания, творческой активности и самостоятельности студентов, можно достигнуть эффективности в обучении, мотивации усвоения знаний, формированию умений и навыков.

Однако еще недостаточно исследовано применение самостоятельной работы в формировании педагогического мастерства. Поэтому, целью статьи является обоснование сущности самостоятельной работы и ее организации при подготовке будущих учителей.

По глубокому убеждению А. Макаренко, овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. «Мастерство - это то, чего можно добиться, и как может быть известный мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть известным мастером педагог... И каждый из молодых педагогов, будет обязательно мастером, если не бросит нашего дела, а насколько он овладеет мастерством, - зависит от собственного напора» [1].

По мнению Н. Островерховой, формирование педагогического мастерства - это непрерывный гибкий процесс, который требует настойчивого и добросовестного труда, способностей, самообразования, самовоспитания, самоусовершенствования, рефлексии [2].

На наш взгляд, именно самостоятельная деятельность, которая активизирует развитие профессиональных качеств личности, выступает гарантией формирования потребности постоянного поиска, накопления знаний, понимания их смысла и значения, самостоятельного использования, что необходимо для постоянного профессионального роста.

В современной отечественной дидактике самостоятельная работа студентов рассматривается, с одной стороны, как вид учебной деятельности, который совершается без непосредственного вмешательства преподавателя, но под его руководством, а с другой - как способ привлечения студентов к самостоятельному овладению методами самостоятельной познавательной деятельности и развитию интеллектуальных потенциальных возможностей. Достичь этого можно только тогда, когда самостоятельная работа организовывается и реализуется в учебно-воспитательном процессе как целостная система. Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности. Речь идет не просто об увеличении числа часов на самостоятельную работу. Усиление роли самостоятельной работы студентов означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса в вузе, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.

Целесообразна ранняя профессиональная направленность самостоятельной работы студентов. Это позволяет быстрее и полнее развить у них профессиональные потребности и интересы, помогает ознакомить будущих специалистов с основами профессии и ее спецификой.

Главным структурным элементом самостоятельной работы студента являются цель и мотивы. Соответствие мотивов и целей самостоятельной деятельности является предпосылкой профессионального и личностного развития.

Рассмотрим внутренние факторы, способствующие активизации самостоятельной работы. Среди них можно выделить следующие:

1. Полезность выполняемой работы. Если студент знает, что результаты его работы будут использованы в лекционном курсе, в методическом пособии, в лабораторном практикуме, при подготовке публикации или иным образом, то отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону и качество выполняемой работы возрастает. При этом важно психологически настроить студента, показать ему, как необходима выполняемая работа.

Другим вариантом использования фактора полезности является активное применение результатов работы в профессиональной подготовке.

2. Участие студентов в творческой деятельности. Это может быть участие в научно -исследовательской, опытно-конструкторской или методической работе, проводимой на той или иной кафедре.

3. Интенсивная педагогика. Она предполагает введение в учебный процесс активных методов, прежде всего игрового тренинга, в основе которого лежат инновационные и организационно -деятельностные игры. В таких играх происходит переход от односторонних частных знаний к многосторонним знаниям об объекте, его моделирование с выделением ведущих противоречий, а не просто приобретение навыка принятия решения.

4. Участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно-исследовательских или прикладных работ и т.д.

5. Поощрение студентов за успехи в учебе и творческой деятельности (премирование, поощрительные баллы) и санкции за плохую учебу. Например, за работу, сданную раньше срока, можно проставлять повышенную оценку, а в противном случае ее снижать.

6. Индивидуализация заданий, выполняемых как в аудитории, так и вне ее, постоянное их обновление.

7. Мотивационным фактором в интенсивной учебной работе и, в первую очередь, самостоятельной является личность преподавателя. Преподаватель может быть примером для студента как профессионал, как творческая личность. Преподаватель может и должен помочь студенту раскрыть свой творческий потенциал, определить перспективы своего внутреннего роста.

Основная задача организации самостоятельной работы студентов (далее - СРС) заключается в создании психолого-дидактических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления на занятиях любой формы. Основным принципом организации СРС должен стать перевод всех студентов на индивидуальную работу с переходом от формального выполнения определенных заданий при пассивной роли студента к познавательной активности с формированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач. Цель СРС - научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию. Решающая роль в организации СРС принадлежит преподавателю, который должен работать не со студентом «вообще», а с конкретной личностью, с ее сильными и слабыми сторонами, индивидуальными способностями и наклонностями. Задача преподавателя -увидеть и развить лучшие качества студента как будущего специалиста высокой квалификации. Чтобы развить положительное отношение студентов к внеаудиторной СРС, следует на каждом ее этапе разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей студентами, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели.

С позиций управленческого подхода к организации самостоятельной работы студентов, мы понимаем управление самостоятельной работой будущих специалистов как целенаправленную деятельность преподавателей, которая обеспечивает эффективное функционирование учебного процесса и развитие субъектов управления.

В профессиональной деятельности преподавателя относительно организации самостоятельной работы студентов кроме прямого управления, где объектом является личность будущего специалиста, необходимо учитывать принцип непрямого управления. Чем благоприятнее климат управления, тем эффективнее происходит профессиональное развитие студентов.

В традиционной системе образования преподаватель считается основным и наиболее компетентным источником знаний. Относительно новой парадигмы образования - преподаватель выступает в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности студентов, он становится компетентным консультантом и помощником. Его профессиональные умения направлены не просто на контроль знаний и умений, а на диагностику их деятельности, с целью предоставления своевременной помощи (квалификационными действиями содействовать избеганию трудностей, которые намечаются в познании и применении знаний).

Педагогические технологии организации и управления самостоятельной работой студентов предусматривают дифференцированный подход с учетом уровня интеллектуального развития студентов, а также профессиональной и общетеоретической подготовки, личностных возможностей и задатков.

В современной педагогической литературе выделяют четыре вида самостоятельной деятельности в процессе обучения, каждая из которых отличается спецификой планирования и постановки цели, а именно:

- постановка цели и планирование деятельности с помощью преподавателя;

- только постановка цели происходит с помощью преподавателя, планирование работы осуществляется студентом самостоятельно;

- постановка цели и планирование осуществляется студентом самостоятельно в рамках поставленной педагогом задачи;

- работа осуществляется студентом по собственной инициативе: он без помощи педагога сам определяет содержание, цель, план работы и самостоятельно его выполняет.

Основными признаками самостоятельной работы студентов принято считать:

- наличие познавательного или практического задания, проблемного вопроса или задачи и времени на их выполнение, решение;

- самостоятельная активность студентов в процессе решения поставленных задач;

- обладание навыками самостоятельной деятельности;

- осуществление управления и самоуправление самостоятельной познавательной и практической деятельностью студентов.

Ключевым моментом самостоятельной работы является познавательное или проблемное задание. Именно наличие задания обуславливает процесс самостоятельной работы, предусматривает подготовку и самостоятельное решение по выполнению учебных и профессиональных задач.

Основными функциями самостоятельной работы студентов являются: познавательная, прогностическая, корректирующая и воспитательная.

Познавательная функция определяется усвоением студентом систематизированных знаний по дисциплинам. Прогностическая функция - умение вовремя предвидеть и оценивать как возможный результат, так и само выполнение задания. Корректирующая функция - умение вовремя корректировать свою деятельность. Воспитательная функция - формирование самостоятельности как черты характера.

Чем больше самостоятельности предоставляется студенту, тем точнее необходимо определить тот объем знаний, который он должен усвоить по каждой теме. Для этого существуют тематические базы знаний, которые включают перечень основных понятий и положений, а также модель их усвоений (репродуктивный, конструктивный или творческий уровень). Модель усвоения базы знаний по теме должна точно определить, какие с перечисленных понятий, теоретических и практических знаний должны быть усвоены на творческом, а какие, соответственно, на репродуктивном и конструктивном уровнях. В каждой тематической базе знаний должны предусматриваться соответствующие формы контроля.

Как правило, студент не сразу может оценить свои способности и возможности. Поэтому процесс самоорганизации учебной деятельности хотя и относительно, но подразделяется на определенные периоды:

- начальная организация, которая предусматривает непосредственное участие преподавателя в деятельности студентов с целью выявления причин появления ошибок;

- самоорганизация, которая не требует непосредственного участия преподавателя в процессе самостоятельного формирования знаний студентов.

Таким образом, для эффективности самостоятельной работы студентов необходимо выполнить ряд условий. Во-первых, обеспечить сочетание объемной аудиторной и самостоятельной работы. Во-вторых, методически правильно организовать работу студентов в аудитории и вне ее, что включает в себя применение новых технологий организации самостоятельной познавательной, научной и производственной деятельности студентов. Кроме этого, четкую постановку цели и задач самостоятельной работы; осознанное отношение студентов к необходимости самостоятельной работы; наличие обоснованного содержания и способов выполнения самостоятельной работы; распределение студентов по уровням на основании существующих отличий в содержании самостоятельной учебно-познавательной деятельности, их мотивации и умения организовывать самостоятельную работу; четкое представление каждым студентом того объема самостоятельных практических работ, которые он должен выполнить за определенный промежуток учебного времени; наличие образцов выполненных практических работ и рекомендаций по их выполнению; знание требований к оцениванию каждой работы преподавателем; возможность своевременно получить необходимую консультацию от преподавателя. В-третьих, обеспечить контроль за организацией и ходом самостоятельной работы и мер, поощряющих студента за ее качественное выполнение. Это условие в той или иной форме должно присутствовать в первых трех, чтобы контроль стал не столько административным, сколько именно полноправным дидактическим условием, положительно влияющем на эффективность самостоятельной работы студентов в целом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 8 т. М., 1984. Т. 4. С. 172.

2. Островерхова Н. Формування педагопчно! майстерносп вчителя // Перспективний педагопчний до-свщ / упоряд. Ж. Сташко. Кшв.: Шк. свгг, 2007. 128 с.

3. Юшко Г.Н. Научно-дидактические основы организации самостоятельной работы студентов в условиях рейтинговой системы обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 - теория и методика профессионального образования. Ростов н/Д., 2001. 23 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.