Научная статья на тему 'Особенности организации самостоятельной работы студентов на кафедре нормальной анатомии'

Особенности организации самостоятельной работы студентов на кафедре нормальной анатомии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
490
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ (СРС) / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ / ВАРИАНТЫ РАБОТ / SELF-WORK OF THE STUDENTS / PEDAGOGICAL METHODS / VARIANT OF CONTROL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стельникова Ирина Геннадьевна, Никонова Лариса Геннадьевна

Предложены варианты организации самостоятельной работы студентов на кафедре нормальной анатомии медицинских вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стельникова Ирина Геннадьевна, Никонова Лариса Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The peculiarities of students' independent work organization at the General anatomy department

The variants of organization self-work of the students at the Department of human anatomy of Medical Academy are proposed.

Текст научной работы на тему «Особенности организации самостоятельной работы студентов на кафедре нормальной анатомии»

УДК 378.147-322:611

особенности организации самостоятельной работы студентов на кафедре нормальной анатомии

И.г. Стельникова, л.г. Никонова,

ГОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития»

Никонова Лариса Геннадьевна, доцент кафедры нормальной анатомии Нижегородской медицинской академии -603146г. Н. Новгород,ул. Молдавская, д. 13. Раб. тел.: (831) 432-99-50, е-таИ: Nikonessa@inbox.ru

Предложены варианты организации самостоятельной работы студентов на кафедре нормальной анатомии медицинских вузов.

The variants of organization self-work of

Academy are proposed.

Key words:

Одной из основных форм самообразования в процессе обучения в вузе является самостоятельная работа студентов (СРС). Организация и проведение самостоятельной работы - одна из важнейших задач вузовского преподавания, рассматривающая формирование познавательной активности студентов как социальную программу, направленную на постоянное повышение квалификации специалиста, его вхождение в систему непрерывного образования. Тенденции развития медицинского образования, введение новых образовательных стандартов потребовали переосмысления и корректировки методики организации самостоятельной деятельности студентов [1].

Самостоятельная работа студентов предусматривает различные виды индивидуальной и коллективной деятельности студентов, осуществляемые под руководством, но без непосредственного участия преподавателя в специально отведенное для этого аудиторное или внеаудиторное время. В то же время это особая форма обучения по заданиям преподавателя, выполнение которых требует от студента активной мыслительной деятельности, самостоятельного решения различных познавательных задач, применение ранее усвоенных и поиска новых знаний [2]. Поэтому планирование, организация, стимулирование и контроль СРС - задача каждого преподавателя вуза. Для этого необходимо знание психологических и общедидактических основ этой формы обучения и ее организации. В предыдущих публикациях мы детально останавливались на

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов (СРС), педагогические приемы, варианты работ.

1 students at the Department of human anatomy of Medical

f-work of the students, pedagogical methods, variant of control.

методах и особенностях организации курса анатомии человека, основываясь на современных достижениях педагогики и принимая во внимание опыт других вузов. Одним из основных разделов учебной программы в медицинском вузе, и в частности на кафедре нормальной анатомии, является СРС. Следуя рекомендациям Министерства образования РФ, изложенным в информационном письме «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений», на кафедре нормальной анатомии проведена соответствующая реорганизация учебного процесса с учетом разработки новых дидактических подходов для глубокого самостоятельного освоения учебного материала.

Изучив достаточное количество педагогической литературы, мы выяснили, что ряд авторов выделяет такие педагогические понятия, как «самостоятельная познавательная активность», «самостоятельная познавательная деятельность» и «самостоятельная работа студентов» [3]. Самостоятельная познавательная активность студента имеет следующие характерные черты: устойчивую постоянную положительную мотивацию на овладение знаниями (постоянное стремление к знаниям), приобретение опыта самостоятельной организации в осуществлении учебной деятельности, умение самостоятельно добывать знания и апробировать их на практике, желание и умение делиться знаниями с другими, творческое начало в формировании запаса знаний, получение новой информации как индивидуальное научное открытие; на основе глубоких знаний

становление черт личности, обеспечивающих повышение эффективности не только учения, но и будущей профессиональной деятельности. Самостоятельная познавательная деятельность включает в себя осмысление, углубление, расширение знаний по программе изучаемой дисциплины, овладение необходимыми умениями самостоятельной работы с различными источниками знаний, формирование исследовательских навыков и рассматривается как внеаудиторная работа.

СРС определяется как репродуктивная и продуктивная деятельность студентов по выполнению разнообразных заданий с целью получения, усвоения и применения знаний, формирования умений и навыков, приобретения опыта творческой деятельности, развития необходимых профессиональных и личностных качеств.

Опираясь на ведущий принцип дидактики высшей школы - принцип единства педагогического процесса и самостоятельной познавательной деятельности студентов, мы считаем самостоятельную познавательную активность и самостоятельную познавательную деятельность студента составляющими СРС. Цель СРС - получение, усвоение, закрепление и применение знаний на основе индивидуального подхода к каждому студенту. По мнению ряда авторов, основными видами СРС являются: самоподготовка, учебно-исследовательская работа (УИРС), научно-исследовательская работа (НИРС) студентов, аудиторная самостоятельная работа. Внеаудиторная работа организуется самим студентом [4]. Учитывая рекомендации Министерства образования РФ на весь объем самостоятельной работы, включающий аудиторную и внеаудиторную работу, отводится одна треть часов от общего объема по дисциплине анатомия человека.

На наш взгляд, при изучении анатомии человека аудиторная самостоятельная работа студентов является обязательным элементом обучения. Дело в том, что студенты первого курса впервые сталкиваются с проблемами одновременного овладения анатомическими терминами на русском и латинском языках, специальными навыками демонстрации на сухих и влажных препаратах, требованиями соблюдения техники безопасности при работе с учебными препаратами и условиями их хранения. В то же время объем приобретаемых знаний по анатомии человека за три семестра огромен и достаточно сложен для усвоения. В соответствии с учебным планом и программой, утвержденной Министерством здравоохранения и социального развития России, на аудиторную работу отводится 4-5 часов в неделю. Мы выделяем следующие виды этой работы:

1. СРС на практических занятиях в течение 20-25 минут. После объяснения нового материала предоставляется возможность студентам самостоятельно изучить препараты при активной консультации преподавателя. Преподаватель отвечает на вопросы студентов, дает пояснения, рекомендации, сопровождая их демонстрацией на препаратах. При изучении сложных тем преподаватель имеет право варьировать временными рамками плана занятий для более полного усвоения материала.

Современное медицинское образование

2. Самостоятельная работа в вечернее время (самоподготовка). До настоящего времени этот вопрос остается дискута-бельным, но нового его решения не достигнуто. Известно, что профессиональное изучение анатомии предусматривает обязательную работу на анатомических препаратах. Времени, отводимого на практических занятиях, для решения этой задачи крайне недостаточно. Поэтому ежедневно после окончания практических занятий на кафедре организована самостоятельная работа студентов под руководством дежурного преподавателя, который по мере необходимости отвечает на возникающие вопросы, разбирает сложные темы для понимания и дает рекомендации по организации правильной работы с анатомическими препаратами.

3. При курации преподавателя студент может самостоятельно приобретать знания в музее кафедры на детализированных и вычлененных биологических препаратах для изучения глубоких и специализированных структур органов.

4. Препарирование отдельных органов и сегментов, выделение поверхностных и глубоких структур на занятиях и в вечернее время. При выполнении этого задания студент впервые овладевает практическими навыками препарирования, впервые осваивает послойное изучение строения тела и топографию органов и сосудисто-нервных пучков.

Внеаудиторная СРС включает в себя, на наш взгляд, поисковую и исследовательскую деятельность студента. В дидактике высшей школы разработана классификация СРС по типам: воспроизводящие самостоятельные работы по образцу, реконструктивно-вариативные, частично-поисковые или эвристические, исследовательские. При этом СРС должна быть дифференцирована в зависимости от курса обучения. В первом семестре при адаптации студента к новым условиям мы рекомендуем большее внимание уделять работе с дополнительной литературой, справочниками, словарями, периодическими специальными изданиями с обязательным использованием современных компьютерных технологий для формирования навыка самостоятельного поиска ответов на задания и вопросы. На этом этапе важно формирование содержательных, логических связей между частями изучаемого материала. Далее, второй семестр - работа со специальной литературой (монографии, научные статьи, включая иностранных авторов и информационно-технические источники). Цель этого периода - установление межпредметных связей и формирование целостной системы знаний. Практическую деятельность можно проводить по двум направлениям: научно-исследовательская работа по теме кафедры и углубленное изучение строения тела человека при изготовлении демонстрационных и музейных препаратов. СРС в третьем семестре - это защита доклада, представление результатов исследования, препарата на СНО кафедры, института, участие в межвузовских конференциях. В ходе выполнения у студентов раскрываются такие черты творческой деятельности, как видение новых проблем в стандартных ситуациях, видение новой функции знакомого объекта, альтернативы решения, самостоятельный перенос

Современное медицинское образование

I vi

знаний и умений в новую ситуацию, выделение частей, элементов объекта в их связи, нахождение оригинального способа решения на основе приобретенных умений и навыков. На протяжении всех этапов необходимо уделять большую роль индивидуальному подходу в обучении студентов, что требует от преподавателя постановки не только учебных и научноисследовательских, но и педагогических задач, разработки адаптированных педагогических приемов. Для этого необходимо акцентировать внимание на постановке и описании цели обучения, определении и предъявлении базовых знаний, подготовке различных материалов для контроля исходного и итогового уровня знаний и умений. Все это входит в состав учебно-методического комплекса, включающего методическое обеспечение СРС: перечень форм и тематики СРС, определение цели и задания к каждому виду СРС, методических указаний для выполнения работы, инструктаж по технике безопасности, подбор учебной, справочной, методической и научной литературы.

Контролем, или подведением итогов СРС, мы предлагаем считать успешное прохождение тестирования по предмету, участие в олимпиадах [5], заседаниях СНО, конференциях. Результаты можно фиксировать в соответствии с системой

рейтингового контроля знаний и умений [6, 7]. Эффективность работы этой системы мы видим во всеобщности охвата студентов, систематичности контроля, ранжировании изучаемых разделов и тем, адекватности оценки в баллах и соответствии используемых методов и методических приемов целям и задачам подготовки студента как будущего специалиста.

ЕЗ

ЛИТЕРАТУРА

1. Павлова О.М., Быков В.Л. Олимпиада по гистологии, цитологии, эмбриологии как форма самостоятельной работы студентов (методика, проблемы, перспективы). Морфология, 2007. № 1. С. 91-94.

2. Информационное письмо Министерства образования РФ «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений» от 27.11.2002 г.

3. Лазарев А.И., Князева Л.И., Лазаренко В.А., Вишневский В.И., Панкруше-ва Т.А. Методические рекомендации для преподавателей по организации самостоятельной работы студентов. Курск, КГМУ, 2000. 36 с.

4. Дианкина М.С. Методические рекомендации по самостоятельной работе. М.: РГМУ, 1999.

5. Эрастов Е.Р., Стельникова И.Г. Роль олимпиады по нормальной анатомии в повышении мотивации изучения предмета. Морфология. 2006. № 3. С. 97-98.

6. Шевлюк Н.Н., Стадников А.А. Система рейтингового контроля знаний и умений как фактор управления самостоятельной работой студентов на кафедре гистологии медицинского вуза. Морфология. 2004. № 5. С. 78-79.

7. Аванесов В.В. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. М.: изд. Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов, 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.