МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070
третьем году направленность идёт на изучение героических страниц в истории нашей Родины, что воспитывает в кадетах любовь к Отчизне.
Воспитание патриота - задача не из легких, поскольку это воспитание человека, имеющего любить свою Родину, неравнодушного к ее судьбе, сопричастного ко всему, что происходит вокруг: в семье, детском сообществе, в школе, в родном городе или селе, в стране, в мире в целом. Список использованной литературы:
1. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе / Монография. Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. 172 с.
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы». [Электронный ресурс]. URL: http://C:/Users/HP/Desktop/Gospotriotprogramma.2016_2020.pdf (дата обращения: 28.11.2016).
3. Иванова Е.К., Чемерилова И.А. Система патриотического воспитания и развития гражданственности: исторический аспект // Закономерности и тенденции развития науки в современном обществе: сборник статей Межд. Науч-практ. конф. (5 декабря 2015 г.Уфа)./в 5 ч. Ч 4. Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С.107.
4. Шилова В.С. Патриотическое воспитание студентов: сущность, цели и задачи // Научный результат. Серия «Педагогика и психология образования». 2015. №1 (3). [Электронный ресурс]. URL: http://puma/article/n/patrioticheskoe-vospitanie-studentov-suschnost-tseli-i-zadachi (дата обращения: 28.11.2016).
© Чемерилова И.А., Морозов С.И., 2016
УДК 372.881
С.В. Шевченко
канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВО СтГМУ г.Ставрополь, Российская Федерация
РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК И ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ»
Аннотация
В статье уделяется внимание роли самостоятельной работы студентов как одной из составляющих частей учебного процесса. Содержание самостоятельной работы определяется концепцией изучаемой дисциплины, ее учебно-методическим комплексом. Назначение самостоятельной работы - стимулировать, поддерживать интерес к изучаемому предмету и получению новых знаний.
Ключевые слова Квалифицированный работник, профессиональная мобильность, профессиональная компетентность, терминология
Потребности современного развития общества ставят перед российским высшим образованием решения важных задач, связанных с подготовкой квалифицированных специалистов. Система модернизации высшего образования определила подготовку не только «квалифицированного работника, ответственного, способного к эффективной работе по выбранной специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности», [1, с. 244]но и на подготовку высококвалифицированных специалистов, способных к самостоятельной и профессионально компетентной деятельности. Не все вчерашние школьники, поступившие в вуз, способны самостоятельно добывать знания и глубоко осмысливать узнанное. Студент медицинского вуза, будущий специалист, должен
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_
уметь самостоятельно пополнять свои знания, заниматься самообразованием, отличаться мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Самостоятельная работа студентов, является одной из форм учебного процесса, планируемая и выполняемая по заданию преподавателя и под его методическим руководством. Содержание самостоятельной работы определяется концепцией изучаемой дисциплины, ее учебно-методическим комплексом. [2, c.398]
Основной задачей обучения в медицинском вузе является подготовка высококвалифицированных медицинских работников, которая немыслима без овладения специальной терминологией. Латинский язык является основой профессионального терминологического и понятийного языка врачей. Знание латинского языка и основ медицинской терминологии необходимо для формирования необходимой базы знаний и умений, для овладения огромной и многопрофильной медицинской терминологией, что будет востребовано на последующих курсах в ходе изучения специальных дисциплин. Кроме того, знание медицинских терминов греко-латинского происхождения и основ латинской грамматики существенным образом облегчает студентам чтение и понимание специальной литературы на многих иностранных языках, а также изучение самих языков. Таким образом, дисциплина «Латинский язык и основы медицинской терминологии» важна и для научной работы, и для профессиональной деятельности выпускника по выбранной специальности.
В соответствии с учебной программой, по окончании курса латинского языка и основ медицинской терминологии студенты 1 курса высших медицинских учебных заведений должны:
- знать элементы грамматики;
- знать на уровне долговременной памяти в качестве активного словарного запаса 900 лексических и словообразовательных единиц (непроизводные и производные латинские термины, греческие корневые и аффиксальные терминоэлементы);
- уметь переводить с русского на латинский язык и с латинского на русский медицинские термины (анатомические, клинические, фармацевтические).
Терминологическая подготовка будущих врачей предполагает не только понимание терминологии, но и владение ею, т, е. практические навыки активного употребления. За время обучения в медицинском вузе будущий врач встречается с множеством частных терминологий различных медико-биологических и клинических дисциплин. Это помогает ему овладеть современным научным языком своей профессии.
Изучая разделы дисциплины «Латинский язык и основы медицинской терминологии» студенты постоянно осуществляют подготовку домашнего задания с последующей проверкой в аудитории. Самостоятельная работа, однако, не должна рассматриваться как выполнение домашнего задания. Она включает все виды самостоятельной работы, как в аудитории, так и вне ее. Важно, что проверка домашнего задания носит обучающий характер, так как студенты имеют возможность сравнить путем диалога свой вариант выполненного задания с эталонным ответом преподавателя. А также студент имеет возможность корректировать свои ошибки, выслушав ответы других студентов. Изучая разделы грамматики «Грамматические категории имени существительного», «Принципы согласования прилагательного с существительными», «Грамматические категории глагола» и другие темы, которые позволяют сформировать грамматические основы латинской медицинской терминологии. Некоторые темы, такие как «Признаки существительных III склонения», могут быть рекомендованы для самостоятельного усвоения, так как представлены в виде схем-таблиц. Это чисто запоминательный материал, не требует дополнительных объяснений преподавателя. Студенты самостоятельно выполняют различные виды упражнений под контролем преподавателя. Выполняя упражнения по самостоятельно изученному материалу, у студентов вырабатывается внимание при восприятии новой информации. Таким образом, у студентов вырабатываются навыки выполнения самостоятельной работы с новым материалом. Приобретая опыт самостоятельной работы над усвоением материала первого (анатомического) раздела программы будущие специалисты в дальнейшем без особых затруднений самостоятельно усваивают те или иные части фармацевтического и клинического разделов.
Список использованной литературы: 1.Васляева М. Ю. Модель организации самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка с использованием Интернет-ресурсов // Молодой ученый. — 2014. — №13. — С. 244-250.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_
2.Шевченко С.В., Чуднова О.А. Организация самостоятельной работы студентов при изучении иностранных языков // Инновационные векторы методики обучения иностранным языкам и культурам Сб. статей по материалам межд. науч.- метод. симпозиума Лемпертовские чтения - XII — 2010. — С. 398-400.
© Шевченко С.В., 2016
УДК 378
О.В.Юдина
к.т.н, доцент
Череповецкий государственный университет г. Череповец, Российская Федерация О.С. Сальникова магистрант
Череповецкий государственный университет г. Череповец, Российская Федерация
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ У МАГИСТРАНТОВ
Аннотация
В статье рассматриваются изменения в сфере высшего образования, а именно - особенности формирования компетенций у магистрантов в условиях недостаточного количества аудиторных часов, выделяемых на учебные дисциплины.
Ключевые слова
Компетенция, высшее образование, образовательные стандарты.
Переход к образовательным стандартам третьего поколения принес множество изменений в учебный процесс. Это касается как принципа формирования основной образовательной программы (ООП) на основе компетенций, так и разработки, воплощения отдельных дисциплин, роли преподавателя. В большей степени эти изменения коснулись программ обучения магистрантов, так как именно они завершают цикл формирования компетенций специалиста. При этом, за достаточно короткий срок магистрант должен сформировать ряд как общепрофессиональных, так и профессиональных компетенций. Короткий срок обучения и широкий набор компетенций, имеющих как достаточно общие формулировки, так и сформулированных достаточно конкретно требования к владениям и умениям. При этом каждая из дисциплин, как правило, предполагает освоение нескольких компетенций.
Перед преподавателем ставится достаточно сложная задача: имея очень ограниченное количество аудиторных часов, достигнуть поставленных целей. Кроме того, обучающиеся в магистратуре могут быть выпускниками разных специальностей, имеющими различный практический опыт и желание использовать результаты обучения в своей деятельности. Практически, здесь нужно говорить о том, что преподаватель должен отойти от традиционной роли лектора и руководителя, «выдающего» материал и проверяющего задания, и перейти к роли наставника и консультанта, руководящего процессом поиска, изучения материала, способного сделать этот процесс индивидуальным, насколько это возможно. Лекционные занятия приобретают характер опорных, формирующих представление о предмете, а также дающих основные или самые сложные сведения. Студент, обучаясь, приобретет знания, умения и навыки не только во время учебных занятий, но и в процессе самостоятельной работы.
Уточним, что в данной статье обобщен опыт разработки и преподавания курсов для направлений магистратуры «Информатика и вычислительная техника» и «Программная инженерия», и соответственно, компетенций, которые относятся к ним. Как уже отмечалось выше, речь может идти как об очень широко сформулированных компетенциях, охватывающих области знаний, традиционно относящихся к различным предметам, так и о формировании знаний, умений, навыков, на основе ранее изученного материала.