Научная статья на тему 'Роль самостоятельной работы студентов гуманитарных направлений в формировании ключевых компетенций в процессе изучения иностранного языка'

Роль самостоятельной работы студентов гуманитарных направлений в формировании ключевых компетенций в процессе изучения иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / INDEPENDENT WORK OF STUDENTS / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / KEY COMPETENCES / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Логинова Елена Александровна

Рассмотрено содержание понятий «ключевые компетенции», «компетентность». Раскрыты виды и формы самостоятельной работы студентов гуманитарных направлений при формировании их ключевых компетенций в ходе обучения иностранному языку.The article says about the essence of the word combinations "key competences", "competence", which are getting more popular in the process of content renewing higher education and specialists training in higher educational institutions. The emphasizes the types and forms of students` independent work of humanities in key competences formation in the process of a foreign language learning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Логинова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль самостоятельной работы студентов гуманитарных направлений в формировании ключевых компетенций в процессе изучения иностранного языка»

УДК 378. 81'1

Е.А. Логинова,

Тюменский государственный университет

Роль самостоятельной работы студентов гуманитарных направлений в формировании ключевых компетенций в процессе изучения иностранного языка

Движущие силы реформирования высшего образования, прежде всего перемены в социально-экономическом развитии нашей страны, заставляют пересматривать подходы к целям, приоритетам и организации подготовки кадров. Причины этого пересмотра, да и само содержание реформ, тесно связаны с общемировыми тенденциями перехода от индустриальной формации к информационной.

Как известно, отечественные ученые и деятели образования аргументированно констатируют кризис традиционной модели обучения, рассчитанной на передачу информации от преподавателя к обучаемому.

Во-первых, поток информации в современном мире невозможно отобразить ни в одной учебной программе.

Во-вторых, в наши дни отпадает сама необходимость добиваться запоминания новой информации, так как созданы и постоянно пополняются ее хранилища, поэтому гораздо важнее научить студентов самостоятельно добывать эту информацию и пользоваться ею.

В-третьих, уровень требований к личности специалиста ставит вуз перед необходимостью развивать у студентов творческую индивидуальность и, шире, формировать личность специалиста.

По сути дела, жизнь диктует необходимость того, чтобы высшая школа готовила кадры качественно более высокого уровня, чем

Институт истории и политических наук Тюменского государственного университета

сегодня. Это должны быть профессионалы, обладающие критическим мышлением, умеющие активно участвовать в кросскуль-турной и профессиональной коммуникации, конкурентоспособные, стремящиеся к непрерывному образованию, постоянному пополнению своих знаний. Следовательно, речь идет о развитии таких качеств студентов, которые должны обеспечивать личностно и социально интегрированный образовательный результат, адекватный социальному заказу нашего общества.

Для определения такого интегрального социально-личностно-поведенческого феномена, как

результат образования «в совокупности его мотивационно-цен-ностных, когнитивных и инструментально-операционных составляющих», используются, как известно, понятия «компетенция» и «компетентность» [5, с. 9]. А способ конструирования дидактических объектов с использованием этих концептов получил название компетентностного подхода.

Как известно, целью обновления содержания подготовки специалистов в вузе в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования третьего поколения выступает формирование у студентов ключе-

© Логинова Е.А., 2017

ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА ЛОГИНОВА

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и межкультурной профессиональной коммуникации гуманитарных направлений Института истории и политических наук Тюменского государственного университета. Сфера научных интересов: вопросы методики преподавания иностранного языка, проблемы современной когнитивной лингвистики, развитие креативности, критического мышления и мотивации при подготовке конкурентоспособных студентов, интернет-технологии в обучении. Автор более 20 публикаций

Рассмотрено содержание понятий «ключевые компетенции», «компетентность». Раскрыты виды и формы самостоятельной работы студентов гуманитарных направлений при формировании их ключевых компетенций в ходе обучения иностранному языку. Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, ключевые компетенции, компетентность.

The article says about the essence of the word combinations "key competences", "competence", which are getting more popular in the process of content renewing higher education and specialists training in higher educational institutions. The emphasizes the types and forms of students' independent work of humanities in key competences formation in the process of a foreign language learning.

Key words: independent work of students, key competences, competence.

вых компетенций. В этом контексте результат обучения молодых людей в вузах рассматривается как процесс овладения ими определенной совокупностью компетенций.

Кратко затронем содержание понятий «компетентность» и «компетенция». Ученые и исследователи практически всех стран затрудняются однозначно определить эти понятия. Различны представления и о соотношении этих понятий: одни считают их синонимичными, другие - их разграничивают, соотнося как часть и целое.

Понятие «компетентность» большинством ученых понимается как сложное личностное качество, проявляющееся в способности и готовности к продуктивной деятельности, основанной на знаниях и индивидуальном опыте, приобретенных не только в процессе обучения, но и в ходе социализации личности и ее самостоя-тельнойжизнедеятельности [2,7].

Компетентность складывается, формируется из компетенций. Компетенция - это смысловое определение результата обучения. Другими словами, она предполагает своего рода суммирование всех результатов образования: опыта, умений, готовности работать, быть гибким, умелым и др. [1, с. 137].

Какие же компетенции следует рассматривать в качестве ключевых?

Ответ на этот вопрос далеко не очевиден. Поскольку компетенции определяет прежде всего заказ общества к сфере образования, постольку их перечень во многом определяется согласованной позицией социума, экономики и государства в конкретной стране.

Ключевые (общие) компетенции - это универсальные компетенции, позволяющие применять и постоянно развивать различные умения человека [6]. Ключевые компетенции должны быть инвариантными, а вот специальные компетенции, например по отдельной дисциплине, - вариативными.

Дисциплина «Иностранный язык» - предмет нашего интереса - в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования является обязательной и входит в перечень дисциплин федерального компонента цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Основной целью обучения иностранным языкам на современном этапе является развитие личности студента и подготовка на этой базе специалиста, способного и желающего участво-

вать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в иноязычной речевой деятельности.

С учетом этого на основе трехмерной классификации Ю.Г. Тату-ра [6] нами определены следующие группы ключевых компетенций.

1. Инструментально-операционные (способность использовать широкий набор инструментов для взаимодействия с физическими, информационными и социокультурными объектами). В эту группу входят следующие компетенции:

- когнитивная (использование мышления как инструмента для решения различных задач);

- методологическая (применение разных методов как инструментов для решения задач);

- технологическая (использование технических средств как инструментов для решения задач).

2. Межличностные (способность взаимодействовать с другими людьми в различных диапазонах жизни и работы). Сюда входят следующие способности:

- ориентироваться в социальных ситуациях;

- выражать свои чувства, формулировать позицию, выбирать адекватные способы взаимодействия и реализовывать их в процессе общения с другими людьми;

- работать в команде;

- к эмпатии;

- к рефлексии.

Кроме того, межличностные компетенции, на наш взгляд, подразумевают приверженность к этическим ценностям (толерантность, конгруэнтность), обеспечивая эффективное взаимодействие с другими людьми.

3. Системные (способность и готовность действовать автономно и принимать ответственность за управление собственной жизнью в широком общественном контексте). Предполагает способность:

- учиться и применять знания;

- работать самостоятельно и ответственно;

- к исследовательской и проектировочной деятельности;

- порождать новые идеи и др.

4. Иноязычные коммуникативные компетенции:

- языковая или лингвистическая (знание системы языка и правил оперирования языковыми средствами в процессе речевой деятельности);

- речевая (использование адекватных стратегий конструирования и интерпретации текстов). Предполагает владение всеми основными видами речевой деятельности (говорением, чтением, письмом, аудированием) с разным удельным весом каждой из них;

- социокультурная (формирование и пополнение определенного объема знаний о социокультурной специфике стран изучаемого языка).

В свою очередь, страноведческая компетенция носит сложный характер. В частности, она предполагает овладение студентами знаниями:

- страноведческого характера (культурных реалий и их значений);

- о самых важных культурных ценностях страны изучаемого языка;

- о нормах речевого общения, реализующих определенное коммуникативное намерение;

- о формах речевого этикета, правилах их употребления в зависимости от социокультурного контекста общения (ситуация общения);

- о социокультурных стереотипах речевого и неречевого поведения разных социальных и возрастных групп в родной и изучаемой культурах.

Разумеется, у будущих специалистов должна быть сформирована и своего рода компенсаторная компетенция (способность индивида выходить из затрудни-

тельных коммуникативных ситуаций, которые осложняют нехватка языковых или речевых ресурсов, посредством применения компенсаторных стратегий и умений) [3, с. 11].

Перечень «компетентностных» средств (технологий, форм и методов) обучения во многом зависит от позиции студента. Формирование компетенций студентов обусловлено их активностью, когда активность педагога как бы меняется на активность студентов.

В связи со сказанным можно отметить, что решение задач формирования названных выше иноязычных компетенций невозможно без повышения роли самостоятельных занятий студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы будущих специалистов. Между тем сегодняшний студент не желает и не умеет работать самостоятельно. Задача преподавателя - научить студентов добывать знания самостоятельно по мере возникновения жизненной необходимости.

Согласно уставу Тюменского государственного университета самостоятельная работа студентов - это учебная, научно-исследовательская и общественно значимая деятельность студентов, направленная на развитие общих и профессиональных компетенций, которая осуществляется без непосредственного участия преподавателя, хотя и направляется им [4].

Самостоятельная работа студентов - неотъемлемая часть учебного процесса. В соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования для очной формы обучения она должна составлять не менее 50% общего объема часов, предусмотренных на освоение основной образовательной программы [4].

Самостоятельная работа студентов проводится с целью фор-

мирования общекультурных и профессиональных компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области, в том числе для формирования умений поиска и использования справочной и специальной литературы, а также других источников информации; качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения для применения на уровне межпредметных связей; развития познавательных способностей студентов, формирования самостоятельности мышления; совершенствования речевых способностей; развития активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации, саморегуляции); развития научно-исследовательских навыков и навыков межличностных отношений и др.

Рассмотрим виды и формы самостоятельной работы на примере студентов первого и второго курсов Института филологии и журналистики Тюменского государственного университета, используемые в процессе изучения иностранного языка по направ-леним подготовки «Филология», «Журналистика», «Издательское дело и редактирование»(табл. 1).

Самостоятельная работа студентов, выполняемая под контролем преподавателей, может быть как аудиторной, так и внеаудиторной. Основными видами самостоятельной работы студентов являются: выполнение самостоятельных индивидуальных проектных заданий на практических занятиях, подготовка к аудиторным занятиям и выполнение заданий разного типа и уровня сложности по проблемным, дискуссионным

Таблица 1

Виды самостоятельной работы студентов по направлениям подготовки «Филология», «Журналистика», «Издательское дело и редактирование»

Дифференцированные задания

Выполнение самостоятельных заданий

Выполнение заданий открытого типа

Творческие задания

№ £ а Ролевые, проблемные игры/ модулированные ситуации

Дискуссионный метод

11 Проблемные задания/ метод проблематизации

Модульная технология

Проекты

Интерактивные упражнения

Обучение через учение

Поиск дополнительной информации

Изучение дополнительной литературы

Подготовка к проблемным, дискуссионным вопросам, круглым столам, ролевым, деловым играм и др.

Использование электронных образовательных ресурсов

Разработка проектов

Работа со словарями, энциклопедиями, справочной литературой и др.

Составление глоссария, плана ответа

£ 1 Написание конспектов

Составление вопросов к викторине и др.

«в 1 на Подготовка докладов, сообщений, презентаций, рефератов

Составление резюме, аннотации; реферирование

Написание эссе

Работа с аудио- и видеозаписями, ресурсами Интернет

Подготовка к участию в олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах переводов с иностранного языка на русский

Ведение портфолио

Подготовка к сдаче зачета, экзамена, к федеральному интернет-экзамену и др.

во просам, круглым столам, ролевым, деловым играм Это также выполнение самостоятельных и контрольных работ, подготовка ко всем видам контрольных испытаний, в том числе к текущему контролю успеваемости (в течение семестра), промежуточной аттестации (по окончании семестра), федеральному интернет-экзамену, участию в научно-практических конференциях и др.

Самостоятельная работа студентов может носить репродуктивный и продуктивный характер. Самостоятельная работа, имеющая репродуктивный характер, предполагает работу студентов с использованием методических материалов и пособий, где указывается последовательность изучения материала дисциплины, обращается внимание на особенности изучения отдельных тем и

разделов, представляются образцы выполнения задания.

Самостоятельная работа продуктивного характера требует анализа проблемной ситуации, получения новой информации, самостоятельного выбора средств и методов решения проблем (самостоятельное составление различных текстов, учебно-исследовательские и проектные задания), способов выполнения работы. Задания творческого характера нацеливают студентов на развитие навыков творческого мышления, инновационных методов решения поставленных задач.

Организация самостоятельной работы направлена на выполнение всех планируемых заданий точно в срок и с нужным уровнем качества, что является необходимым условием формирования навыков самодисциплины и самоконтроля.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Организацию самостоятельной работы студентов необходимо осуществлять на основе комплексного подхода, направленного на стимулирование у студентов следующих видов деятельности по приобретению компетенций:

репродуктивной (тренировочной), включая выполнение заданий по образцу с целью закрепления теоретических знаний, формирования умений и навыков (прочтения, просмотра, конспектирования, прослушивания, запоминания, заучивания, пересказа; ответы на вопросы для самопроверки; повторение учебного материала и др.);

реконструктивной (поисково-аналитической и практической), предусматривающей выполнение заданий с обязательным преобразованием информации (подготовка к аудиторным занятиям, деловым играм и тематическим дискуссиям; подготовка сообщений, докладов, выступлений; подбор литературы; написание конспектов, аннотаций; выполнение упражнений, решение ситуационных, профессиональных, комму-

никативных задач; моделирование компонентов профессиональной деятельности и др.);

творческой (научно-исследовательской), охватывающей выполнение анализа информации, получение новой информации с целью развития творческого мышления (написание рефератов, научных статей и докладов; участие в научно-исследовательской работе, разработке проектов, направленных на решение практических задач; участие в конференциях, олимпиадах, конкурсах; выполнение проектов, специальных творческих заданий и др.).

Так, например, студенты второго курса по направлениям подготовки «Филология», «Журналистика», «Издательское дело и редактирование» успешно участвуют в студенческих научно-практических конференциях. Они выступают с докладами на разнообразные темы. Например, в студенческих докладах были рассмотрены такие темы, как «Перспективы раз-

Таблица 2

Самостоятельная работа студентов по направлениям подготовки «Филология», «Журналистика», «Издательское дело и редактирование» в контексте формирования ключевых компетенций

Ключевые компетенции Характеристика компетенций Самостоятельная работа студентов

Иноязычные коммуникативные: - языковая (лингвистическая) - речевая - социокультурная - компенсаторная Способность и готовность осуществлять иноязычное повседневно-бытовое, профессионально-опосредованное и непосредственное общение с носителями языка в заданных программой пределах Составление резюме, аннотаций; реферирование, написание эссе. Подготовка к проблемным, дискуссионным вопросам, «круглым столам», ролевым, деловым играм; подготовка сообщений, докладов к научно-практической конференции, ведение портфолио и др.

Инструментально-операционные: - когнитивная - методологическая - технологическая Способность использовать широкий набор инструментов для взаимодействия с физическими, информационными и социокультурными объектами Работа с ресурсами Интернета, компьютерными технологиями, с аудио- и видеозаписями. Изучение дополнительной литературы (использование справочников, словарей и др.). Поиск информации для подготовки сообщений, проектов, докладов и др.

Межличностные Способность взаимодействовать с другими людьми в различных диапазонах жизни и работы Работа над проектом индивидуально / в группах. Распределение ролей. Подготовка к ролевым играм, дискуссиям и др.

Системные Способность действовать автономно и принять ответственность за управление собственной жизнью в широком общественном контексте Отработка полученных навыков на практических занятиях. Исследовательская деятельность при создании проекта, индивидуально и / или в группах и др.

Институт им. Гете в Москве

вития журнала Шпигель в России», «Дэнглиш в современном немецком языке», «Роль детских журналов при изучении немецкого

языка в школе», «Методы психологического воздействия в рекламе», «Вежливые формы обращения в немецком языке», «Ксении

Гете и Шиллера (традиции и новаторство)» и др. Ежегодно студенты первого и второго курсов участвуют в конкурсе переводов с немецкого языка на русский (например, в 2012 году - в конкурсе по теме, связанной с 200-летием творчества братьев Гримм). Многочисленные мероприятия проводились и в связи с годом Германии в России.

Многие студенты активно принимали участие в проекте «Читаем, знаем, развлекаемся» («LeWiS»), организованном Институтом им. Гете, что способствовало не только успешной сдаче домашнего чтения в рамках программы, но и самостоятельному планированию этой работы на следующий год. Все участники получили грамоты и призы за свои успешные результаты. Многообразие форм самостоятельной работы студентов - одно из решающих условий ее эффек-тивности(см.табл. 2).

Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется методами ее контроля. Использование мо-

тивирующих факторов контроля знаний (накопительные баллы, нестандартные экзаменационные процедуры) при определенных условиях может вызвать стремление к состязательности, что само по себе является сильным мотивирующим фактором самосовершенствования студента. Например, поощрение студентов за успехи в учебе и творческой деятельности (стипендии, премирование, поощрительные баллы, грамоты, призы) и санкции за плохую учебу.

В последние годы наряду с традиционными формами контроля (тестами, зачетами, экзаменами) все более широко вводятся новые. В первую очередь следует отметить рейтинговую систему контроля, применяемую во многих вузах, в том числе и в Тюменском государственном университете. Использование рейтинговой системы позволяет добиться более ритмичной работы студентов в течение семестра, а также активизирует познавательную деятельность

обучающихся путем стимулирования их творческой активности. В помощь студентам первого-четвертого курсов нами разработаны учебно-методические пособия для самостоятельной работы студентов гуманитарных направлений, а также интерактивные упражнения с помощью программы «HotPotatoes», которая направлена на развитие лексических и грамматических навыков студентов по теме «Семья», «Моя биография», «Склонение прилагательных», «Словообразование», «Употребление синонимов и антонимов» и др.

Следовательно, чтобы содействовать развитию ключевых компетенций студентов, в обучении нужно применять самые разнообразные методики, причем первоочередное внимание следует уделять межпредметным связям, выходящим за рамки одной дисциплины, имеющимся у студентов знаниям и опыту, навыкам самостоятельной работы и личной ответственности молодых людей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дахин А.Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? // Народное образование. 2004. № 4. С. 137.

2. Зимняя И.А. Интегративный подход коценке единой социально-профессиональной компетентности выпускников вузов // Высшее образование сегодня. 2008. № 5. С.14-19.

3. Коренева М.Р. Методика формирования компенсаторных умений говорения у студентов языкового вуза / дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. Улан-Удэ, 2003. 233 с.

4. Положение о самостоятельной работе студентов в Тю-

менском государственном университете. Приложение к приказу от 08.09.2010 г № 436. 12 с.

5. Строкова Т.А. Компетентностный подход и проблемы его реализации // Школьные технологии. 2009. № 6. С. 9-16.

6. Татур Ю.Г. Образовательный процесс в вузе. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009. 262 с.

7. ХуторскойА.В. Ключевые компетенции: технология конструирования // Народное образование. 2004. № 4. С. 137.

LITERATURA

1. Dahin A.N. Kompetencija I kompetentnost': skol'ko ih u rossijskogo shkol'nika? // Narodnoe obrazovanie. 2004. № 4. S. 137.

2. Zimnjаjа I.A. Integrativnyj podhod k ocenke edinoj social'no-professional'noj kompetentnosti vypusknikov vuzov // Vysshee obrazovanie segodnja. 2008. № 5. S. 14-19.

3. Koreneva M.R. Metodika formirovanija kompensatornyh umenii govorenija u studentov jazykovogo vuza / dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.02. Ulan-Udye, 2003. 233 s.

4. Polozhenie o samostojatel'noj rabote studentov v

Tyumenskom gosudarstvennom universitete. Prilozhenie k prikazu ot 08.09.2010 g. № 436. 12 s.

5. Strokova T.A. Kompetentnostnyj podhod i problem ego realizacii // Shkol'nye tehnologii. 2009. № 6. S. 9-16.

6. Tatur Yu.G. Obrazovatel'nyj process v vuze. M.: MGTU im. N.Ye. Baumana, 2009. 262 s.

7. Hutorskoi A.V. Klyuchevye kompetencii: tehnologija konstruirovanija // Narodnoe obrazovanie. 2004. № 4. S. 137.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.