Научная статья на тему 'РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НАПРАВЛЕННОМ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ'

РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НАПРАВЛЕННОМ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / РОЛЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / АКТИВНОСТЬ / РУССКИЙ ЯЗЫК / ГРАММАТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ташева У.Т.

В данной статье рассматривается самостоятельная и творческая работа студентов технического вуза на занятиях русского языка. Роль самостоятельной работы в профессионально-направленном обучении русскому языку для повышения эффективности учебной и профессиональной деятельности будущего специалиста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INDEPENDENCE AND CREATIVE ACTIVITY OF STUDENTS IN PROFESSIONALLY-DIRECTED RUSSIAN LANGUAGE TEACHING AT A TECHNICAL UNIVERSITY

This article discusses the independent and creative work of students of a technical university at a Russian language lesson. In addition, the role of independent work is divided into functions to improve the effectiveness of the educational and professional activities of the future specialist.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НАПРАВЛЕННОМ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ»

УДК: 13.00.01

Ташева У. Т. старший преподаватель кафедра "Узбек тили ва адабиёти"

РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НАПРАВЛЕННОМ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Аннотация: В данной статье рассматривается самостоятельная и творческая работа студентов технического вуза на занятиях русского языка. Роль самостоятельной работы в профессионально-направленном обучении русскому языку для повышения эффективности учебной и профессиональной деятельности будущего специалиста

Ключевые слова: техническое направление, роль, самостоятельная работа, активность, русский язык, грамматика.

Tasheva U.T. senior teacher department "Uzbek tili va adabiyoti"

THE ROLE OF INDEPENDENCE AND CREATIVE ACTIVITY OF STUDENTS IN PROFESSIONALLY-DIRECTED RUSSIAN LANGUAGE TEACHING AT A TECHNICAL UNIVERSITY

Annotation: This article discusses the independent and creative work of students of a technical university at a Russian language lesson. In addition, the role of independent work is divided into functions to improve the effectiveness of the educational and professional activities of the future specialist.

Key words: Technical direction, role, independent work, activity, Russian language, grammar.

В наше время существенно возрастает потребность в работниках, обладающих высоким уровнем профессиональной компетентности и интеллектуально-творческой активности. Выпускник вуза должен обладать стартовыми возможностями, способностями, знаниями, умениями, навыками, и высокой мотивацией. За время обучения в вузе под влиянием преподавания общественных, специальных и других дисциплин, участия в общественной жизни у студентов формируется и развивается профессиональная направленность личности, т.е. личная устремленность применить свои знания, опыт, способности в области избранной профессии.

Важнейшим компонентом в системе подготовки конкурентоспособного специалиста является самостоятельная работа студентов, т.к. это необходимое условие формирования потребности в самоорганизации будущего специалиста, способности творчески решать профессиональные задачи, а также способности к повышенному обновлению своих знаний в течение всей трудовой деятельности.

Проблема организации самостоятельной работы студентов существовала всегда и давно волнует преподавателей ВУЗа.

Педагоги, психологи и методисты придают большое значение организации самостоятельной работы студентов, разрабатывая ее различные аспекты. Самостоятельная работа студентов рассматривается как один из элементов учебного процесса, так как глубокие и прочные знания могут быть приобретены в результате самостоятельной работы, направленной на активизацию познавательной деятельности студентов. Преподаватель организует учебный процесс, познание же осуществляется сугубо индивидуально самими студентами.

Создание системы организации самостоятельного труда студентов учитывает ряд факторов, оказывающих влияние на развитие их творческой активности. Самостоятельную работу студентов можно рассматривать как:

1) сферу проявления творческой активности личности, средство формирования ее интеллектуальных, технологических и идейно-нравственных качеств;

2) как форму деятельности студента, оказывающую влияние на формирование психологических установок, на активный образ жизни, воспитание потребности к самоорганизации и самоконтролю;

3) как средство повышения эффективности учебной и профессиональной деятельности будущего специалиста.

Профессиональная деятельность — это только одна из сфер общения выпускников политехнических образовательных учреждений. Немаловажное место в жизни каждого сейчас занимает сфера общественно-политической коммуникации. Отсюда возникает необходимость формирования у студентов навыков говорения и письма на общественно-политические темы, чтения и понимания общественно-политических, текстов.

В процессе обучения русскому языку и на основе сформированных речевых умений, и навыков реализуются образовательная и воспитательная цели.

Особую актуальность приобретает воспитание у студентов потребности в самообразовании, формирование навыков самостоятельной работы.

Образовательная цель состоит в формировании у студентов понимания сущности языка как общественного явления, вооружении студентов сведениями о русском языке как языке межнационального

общения народов нашей страны, о фактах и законах, общих для разных языков или присущих только одному языку. На занятиях русского языка расширяются знания по другим предметам, например, истории, литературе, географии.

Изучение русского языка помогает общему развитию студентов, развивает логическое мышление, способности к анализу и синтезу, сравнению и обобщению.

Обучение речевому общению в профессионально -производственной сфере предполагает, прежде всего, отбор профессионально ориентированных тем для развития речи, например: «Наш институт», «Моя профессия», а также конкретные темы, связанные с будущей профессией студентов.

Кроме ситуаций в обучении русскому языку может использоваться специальная лексика. Например, в технических образовательных учреждениях, готовящих специалистов инженерных профессий:

«Инженер получил задание сделать деталь на слесарном станке с числовым программным управлением. Расскажите, что ему нужно сделать»;

«Вы пришли работать инженером на новый строительный объект. Узнайте, от своих коллег, что бригада должна сделать сегодня».

И наконец, специфика профессионально направленного обучения русскому языку проявляется в широком использовании текстов, связанных со специальностью студентов. Тексты должны содержать интересную для них информацию из области науки, техники, будущей профессии. Однако лексика не должна носить узкоспециальный характер, тексты должны быть адаптированы — включать материал, соответствующий уровню владения русским языком.

Использованные источники:

1. Селиверстова, Л. И. Реализация профессиональной направленности в языковой подготовке студентов технического вуза / Л. И. Селиверстова. — // Педагогическое мастерство. Материалы I Международно-научной. конференции. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва. 2012. — С. 297-299. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2041/ (дата обращения: 24.01.2023).

2. Мерзлякова В.А. Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности. М., 1985.

3. Костомаров В.Г., Митрофанова О.Д. К итогам дискуссии "Учебник русского языка и проблема учёта специальности" //Русский язык за рубежом. 1980, №6.

4. Abidova D. M. WHY DO WE NEED SMART PEOPLE? //Interdisciplinary Conference of Young Scholars in Social Sciences. - 2021. - С. 1-3.

5. Abidova D. M. Concept and applications of smart education in the developed countries of the world //Academicia: An International Multidisciplinary Research Journal. - 2021. - Т. 11. - №. 12. - С. 203-207.

6. Абидова Д. М. TRENDS IN CREATING SMART CITIES: Dilfuza Muratjanovna Abidova Leading Lecturer, Academic Lyceum of the Tashkent Pediatric Medical Institute, Uzbekistan //Образование и инновационные исследования международный научно-методический журнал. - 2021. - №.

7. https://cyberleninka.ru/article/n/samostoyatelnaya-rabota-studentov-po-russkomu-yazyku-kak-sredstvo-povysheniya-effektivnosti-uchebnoy-i-professionalnoy-deyatelnosti

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.