УДК 159
Липко И.В.
студент
Московский институт психоанализа (г. Москва, Россия)
РОЛЬ САМООТНОШЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ К ПРОВЕДЕНИЮ ИЗМЕНЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ
Аннотация: важным компонентом психологической готовности сотрудника к организационным изменениям является самоотношение личности, определяющее особенности ее развития на индивидуальном уровне. Основной целью статьи было проведение обзорного теоретического анализа научных исследований, с систематизацией и обобщением материала о роли самоотношения в структуре психологической готовности к изменениям. В ходе анализа была определена актуальность проблемы и охарактеризована структура психологической готовности сотрудников к изменениям. Выделены и проанализированы особенности и функции самоотношения. Определена роль самоотношения в структуре психологической готовности сотрудника к организационным изменениям.
Ключевые слова: организационные изменения, эффективность организационной деятельности, психологическая готовность, самоотношение, структура психологической готовности, функции самоотношения.
Характеризуя динамику развития экономической сферы на современном этапе, можно выделить, что в достаточно сжатые временные сроки был осуществлен стремительный переход от традиционной модели экономики к более усложненной - экономике знаний, с переходом к еще более сложной экономике впечатлений и актуальной для современности - модели цифровой экономики. Трансформации экономической сферы, специфика, условия и обстоятельства их реализации определяют необходимость в непрерывных внутренних преобразованиях современных организаций. Это обусловлено тем,
что в новых рыночных условиях устойчивость организации определяется ее способностью соответствовать актуальной экономической реальности, что требует непрерывного организационного совершенствования.
Важным аспектом эффективности проведения организационных изменений является сформированность у руководства понимания о том, что вне зависимости от области организационной деятельности, в рамках которой реализуется изменение, оно отражается на всех других компонентах организационной структуры, так как любая организация представляет собой системное образование. Соответственно, важным фактором, определяющим эффективность и результаты организационной деятельности на современном этапе, является умение руководства организации - управлять процессом внедрения преобразований и изменений.
В организационном аспекте любое нововведение в большинстве случаев рассматривается в виде целенаправленно осуществляемого изменения, посредством которого в деятельность организации внедряются новые элементы, способствующие повышению уровня ее стабильности и эффективности деятельности в целом. Учитывая тот факт, что базовой основой любых организационных изменений являются преобразования в деятельности сотрудников, именно их следует рассматривать в виде основного ресурса в продвижении любой организационной инновации и объекта наиболее высокой нагрузки [10, с. 145].
Характеризуя особенности реагирования сотрудников на организационные преобразования и изменения, исследователи отмечают, что высокие темпы и специфика их внедрения в целом, на начальном этапе формируют у сотрудников стрессовое состояние, которое в дальнейшем переходит в сопротивление, способствуя повышению конфликтности и других деструктивных проявлений, с полным отказом сотрудника принимать участие в организационных изменениях [4, с.64].
В качестве фактора, определяющего эффективность и результаты организационных изменений, исследователи рассматривают адаптационный
потенциал сотрудников, в структуру которого включена совокупность психических, физиологических, социальных и других личностных характеристик. Адаптационный потенциал определяет специфику саморегуляции транслируемую сотрудником в ситуации внедрения организационных изменений и представляет собой основу его психологической готовности к изменениям [8, с.140].
В ряде научных исследований самоотношение сотрудника рассматривается в качестве важного элемента, которым определяются поведенческие особенности сотрудника, проявляющиеся в ситуации организационных изменений. Непосредственно позитивное отношение индивида к самому себе, наряду с высоким уровнем развития самоуважения, в совокупности рассматриваются в виде факторов, которые способствуют его эффективной самореализации, с увеличением уровня активности и продуктивности его деятельности в целом [2], [6]. Вместе с тем, исследования в рамках которых проводится анализ и изучение проблемы самоотношения, как элемента психологической готовности сотрудников к организационным изменениям представлены минимально.
Перечисленными факторами определяется выраженная актуальность изучения проблемы психологической готовности сотрудников к проведению организационных преобразований и изменений в аспекте ее структурных особенностей, с выделением роли самоотношения.
Психологическая готовность сотрудника к проведению организационных изменений, представляет собой сформированное убеждение сотрудника о успешности и уместности организационных изменений, которым определяется его способность к их принятию. Высокая значимость психологической готовности к организационным изменениям обусловлена, важностью ее учета в разработке практических аспектов управления изменениями с целью повышения эффективности их внедрения в организационный процесс. При анализе понятия психологической готовности к организационным изменениям, можно выделить,
что в науке оно относится к разряду новых достаточно активно-разрабатываемых понятий [5, с.59].
Характеризуя внутреннюю структуру психологической готовности к внедрению организационных изменений, исследователи выделяют ее уровневый характер. В структуру психологической готовности при этом включаются: организационный уровень, социальный уровень и индивидуальный уровень.
Отличительной особенностью уровней психологической готовности является их сложная поликомпонентная внутренняя структура. Специфику формировании психологической готовности в целом определяют- особенности ее развития у сотрудника на индивидуальном уровне [3, с.94].
Безусловно важную роль играют особенности личностной саморегуляции сотрудника, проявляемые им при возникновении сложных ситуаций, требующих осуществления выбора и активизации внутренних сил организма. В частности, высокую значимость имеет самоотношение сотрудника, определяемое исследователями в виде достаточно сложного аффективного компонента, включенного в структуру его индивидуального самосознания [7, с.240].
Самоотношение реализует следующие функции:
выражает смысл «Я» человеческой личности,
поддерживает на определенном уровне самоуважение индивида, обеспечивая при этом его самопринятие и сохранение стабильного устойчивого индивидуального «Я» образа личности в любой ситуации.
То есть, посредством самоотношения осуществляется своеобразная защита от неблагоприятных внешних факторов при использовании внутреннего потенциала личности и формируются предпосылки для предотвращения утраты самоидентичности и разрушения внутренних компонентов личностной структуры [2, с.64].
Рассматривая самоотношение индивида в виде значимого компонента в структуре его самосознания Т.С. Пилипенко выделяет, что особенности развития самоотношения определяют поведенческие паттерны, транслируемые сотрудником при проведении организационных изменений [6, с.36].
По мнению А.Я. Шкугаля выступая своеобразным мотивом поведенческой саморегуляции личности, самоотношение, способствует повышению уровня проявления социальной активности сотрудника в различных ситуациях.
Формируя предпосылки для побуждения сотрудника к осознанию своей уникальности и ценности с безусловным самопринятием себя, самоотношение способствует выстраиванию в его сознании своеобразного профессионального образа, модели профессионального развития и самосовершенствования. В дальнейшем этот образ находит свое воплощение в выраженном у сотрудника стремлении к изменениям, способствуя повышению результативности и эффективности его профессиональной деятельности, посредством ее преобразования и совершенствования [9, с. 130].
Таким образом, посредством самоотношения определяются специфика самопринятия личности, направленность и особенности процессов личностной самореализации, самоактуализации и самосовершенствования. Удовлетворение индивидуальной потребности человека в личной и профессиональной самореализации требует не только сформированности определенной совокупности мотивов, но и выражения определенного смысла его «Я», с самопринятием, самоуважением и осознанием своей самоценности. То есть, самоотношение, которое определяется в виде целостного, постоянного и достаточно устойчивого отношения индивида к себе, можно рассматривать в качестве элемента, включенного в структуру готовности личности к изменениям. Перечисленные факторы свидетельствуют о взаимосвязи самоотношения с различными сферами и областями жизнедеятельности человека, включая профессиональную. Обобщая анализ компонентов внутренней структуры психологической готовности сотрудников к организационных изменениям, можно выделить высокую значимость самоотношения определяющего особенности ее проявления на. индивидуальном уровне.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Духновский С.В. Виды отношения к себе как профессионалу. // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2023. № 6. С.87-92;
2. Елькина М.А. Структура, параметры и функции самоотношения. //Кронос. 2022. №10 (72). С.63-65;
3. Иванов С.Ю., Тренев В.Н., Халитова И.В. Организационная готовность к изменениям: социально-управленческие аспекты и технология управления. // Государственное управление. Электронный вестник, 2015. №49. С.91-104;
4. Куликова Е.А. Психологические аспекты сопротивления изменениям в организации. // Научно-методический электронный журнал "Концепт". 2021. № 10. С.64-74;
5. Наумцева Е.А. Психологическая готовность к организационным изменениям: подходы, понятия, методики. // Организационная психология. -2016. №2. Т.6. С. 55-74;
6. Пилипенко Т.С. Самопринятие как личностный ресурс жизнестойкости субъекта.: дис. ... канд. психол. наук. - Хабаровск, 2020. 208с;
7. Трусова А.В. Эмоциональный интеллект и самоотношение сотрудников в ситуации неопределенности. //В сборнике: XVI Машеровские чтения. материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Витебск, 2022. С. 239-241;
8. Хитрин С.И. Готовность к изменениям как основа управления современной организацией. // В сборнике: Актуальные проблемы инфотелекоммуникаций в науке и образовании (АПИНО 2023). Санкт-Петербург, 2023.С. 138-143;
9. Шкугаль Я.А. Исследование взаимосвязи жизнестойкости, эмоционального интеллекта и карьерных ориентаций сотрудников в эпоху повышенной неопределённости. // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2023. Т. 12. № 10-1. С.128-137;
10. Штроо В.А. Отношение сотрудников к организационным изменениям: сопротивление VS готовность. // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2021. № 2. С.142-177
Lipko I.V.
Moscow Institute of Psychoanalysis (Moscow, Russia)
ROLE OF SELF-ATTITUDE IN SHAPING PSYCHOLOGICAL READINESS OF EMPLOYEES TO MAKE CHANGES IN ORGANIZATIONS
Abstract: an important component of an employee's psychological readiness for organizational changes is the self-attitude of the individual, which determines the peculiarities of its development at the individual level. The main purpose of the article was to conduct a review theoretical analysis of scientific research, with systematization and generalization of material on the role of self-attitude in the structure of psychological readiness for change. During the analysis, the relevance of the problem was determined and the structure of employees' psychological readiness for change was characterized. The features and functions of self-attitude are highlighted and analyzed. The role of self-attitude in the structure of an employee's psychological readiness for organizational changes is determined.
Keywords: organizational changes, efficiency of organizational activity, psychological readiness, self-attitude, structure ofpsychological readiness, functions of self-attitude.