Научная статья на тему 'РОЛЬ САМООБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВПО'

РОЛЬ САМООБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
433
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / САМОРАЗВИТИЕ / САМООБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александрова Екатерина Валентиновна, Барбашёва Светлана Сергеевна

Профессиональная компетентность является основной составляющей профессионализма и педагогического мастерства педагога. В роли структурных компонентов компетентности выступают различного рода компетенции. К ним относятся интеллектуально-педагогическая, коммуникативная, информационная и рефлексивная компетенции. При проведении педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, направленное на собственное развитие. Профессиональная среда, от которой зависит процесс формирования профессиональной компетентности, должна стимулировать профессиональное саморазвитие. Создание системы непрерывного профессионального развития каждого педагога в современных условиях внедрения ФГОС ВПО направлено на обеспечение профессиональной готовности педагогических работников к реализации ФГОС. Нельзя недооценивать роль самообразования в развитии профессиональной компетентности педагога в современных условиях при реализации ФГОС ВПО. Самообразование педагогов является основополагающим звеном в списке всех возможностей развития профессиональной компетентности педагога. Процесс самообразования педагогов стал особенно актуальным на этапе введения ФГОС в связи с тем, что главной идеей стандартов является формирование у обучаемых универсальных учебных действий. Главную роль в процессе самообразования играет умение конкретизировать проблему, творчески переосмысливать процесс обучения и быть готовым к поиску нового. Работая по ФГОС ВПО нового поколения, преподаватель должен быть готов организовать учебный процесс с использованием инфокоммуникационных и интерактивных технологий обучения, должен научиться создавать и использовать современную образовательную среду, способствующую развитию личностной сущности обучающегося, быть способен устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса, и, что немаловажно, проектировать и осуществлять профессиональное самообразование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Александрова Екатерина Валентиновна, Барбашёва Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SELF- EDUCATION IN THE DEVELOPMENT OF TEACHERS’ PROFESSIONAL COMPETENCE IN MODERN CONDITIONS OVER THE COURSE OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

Professional competence is the main component of the teacher's professional behavior and pedagogical skills. The role of structural components of competence is played by various types of adequacy. Among them are: intellectual, communicative, informational, and reflexive ones. When conducting teaching activities, it is necessary to improve and to develop teacher’s skills. The professional environment that determines the process of forming professional competence should encourage professional self-development. The establishment of a continuing professional system development in modern conditions over the course of Federal State Educational Standards of Higher Professional Education is aimed at supporting teacher’s professional readiness in the field of FSES implementation. We should not underestimate the role of self-education in the development of teachers’ professional competence in modern conditions over the course of Federal State Educational Standards of Higher Professional Education. Self-education of teachers is a fundamental link in the list of all opportunities for professional teacher’s competence. The process of teachers’ self-education has become especially relevant at the stage of introduction of FSES due to the fact that the main idea of standards is the development of universal educational actions for students. The main role in the process of self-education is played by the ability to concretize the problem, to rethink the learning process creatively and to be ready for searching new things. Working in accordance with the new generation of Federal State Educational Standards, the teacher must be ready to organize the educational process using Information and Communications technologies, must learn to create and use a modern educational environment, be able to establish interaction with other subjects of the educational process, and, importantly, design and implement professional self-education.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ САМООБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВПО»

ALEKSANDROVA Ekaterina Valentinovna and others

THE ROLE OF SELF- EDUCATION IN THE DEVELOPMENT ..

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

V7TK" 1 I (¡9£ПВ2021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0

у A14 J IO.I |(сс) tjJCSj This is an open access article undei the CC BY-NC 4.0 license

DOI: 10.26140/anip-2021-1002-0002 lh^THTM(https://cieativecommons.oig/licenses/by-nc/4.0/)

РОЛЬ САМООБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВПО © Автор(ы) 2021 SPIN: 9117-3540 AuthorID: 257164

АЛЕКСАНДРОВА Екатерина Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных и латинского языков

SPIN: 8516-6174 AuthorID: 689100

БАРБАШЁВА Светлана Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры

иностранных и латинского языков Самарский государственный медицинский университет (443099, Россия, Самара, ул. Чапаевская, 89, e-mail: barbasheva-s@mail.ru) Аннотация. Профессиональная компетентность является основной составляющей профессионализма и педагогического мастерства педагога. В роли структурных компонентов компетентности выступают различного рода компетенции. К ним относятся интеллектуально-педагогическая, коммуникативная, информационная и рефлексивная компетенции. При проведении педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, направленное на собственное развитие. Профессиональная среда, от которой зависит процесс формирования профессиональной компетентности, должна стимулировать профессиональное саморазвитие. Создание системы непрерывного профессионального развития каждого педагога в современных условиях внедрения ФГОС ВПО направлено на обеспечение профессиональной готовности педагогических работников к реализации ФГОС. Нельзя недооценивать роль самообразования в развитии профессиональной компетентности педагога в современных условиях при реализации ФГОС ВПО. Самообразование педагогов является основополагающим звеном в списке всех возможностей развития профессиональной компетентности педагога. Процесс самообразования педагогов стал особенно актуальным на этапе введения ФГОС в связи с тем, что главной идеей стандартов является формирование у обучаемых универсальных учебных действий. Главную роль в процессе самообразования играет умение конкретизировать проблему, творчески переосмысливать процесс обучения и быть готовым к поиску нового. Работая по ФГОС ВПО нового поколения, преподаватель должен быть готов организовать учебный процесс с использованием инфокоммуникационных и интерактивных технологий обучения, должен научиться создавать и использовать современную образовательную среду, способствующую развитию личностной сущности обучающегося, быть способен устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса, и, что немаловажно, проектировать и осуществлять профессиональное самообразование.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, педагогическое мастерство, компетенция, профессионализм, саморазвитие, самообразование, образовательный стандарт, универсальные учебные действия, процесс обучения, интерактивные технологии обучения.

THE ROLE OF SELF- EDUCATION IN THE DEVELOPMENT OF TEACHERS' PROFESSIONAL COMPETENCE IN MODERN CONDITIONS OVER THE COURSE OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

© The Author(s) 2021

ALEKSANDROVA Ekaterina Valentinovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor

of the department of foreign languages and Latin BARBASHEVA Svetlana Sergeevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of foreign languages and Latin Samara State Medical University (443099, Russia, Samara, Chapaevskaya street, 89, e-mail: barbasheva-s@mail.ru) Abstract. Professional competence is the main component of the teacher's professional behavior and pedagogical skills. The role of structural components of competence is played by various types of adequacy. Among them are: intellectual, communicative, informational, and reflexive ones. When conducting teaching activities, it is necessary to improve and to develop teacher's skills. The professional environment that determines the process of forming professional competence should encourage professional self-development. The establishment of a continuing professional system development in modern conditions over the course of Federal State Educational Standards of Higher Professional Education is aimed at supporting teacher's professional readiness in the field of FSES implementation. We should not underestimate the role of self-education in the development of teachers' professional competence in modern conditions over the course of Federal State Educational Standards of Higher Professional Education. Self-education of teachers is a fundamental link in the list of all opportunities for professional teacher's competence. The process of teachers' self-education has become especially relevant at the stage of introduction of FSES due to the fact that the main idea of standards is the development of universal educational actions for students. The main role in the process of self-education is played by the ability to concretize the problem, to rethink the learning process creatively and to be ready for searching new things. Working in accordance with the new generation of Federal State Educational Standards, the teacher must be ready to organize the educational process using Information and Communications technologies, must learn to create and use a modern educational environment, be able to establish interaction with other subjects of the educational process, and, importantly, design and implement professional self-education.

Keywords: professional competence, pedagogical skills, adequacy, professionalism, self-development, self-education, educational standard, universal learning activities, learning process, interactive learning technologies.

ВВЕДЕНИЕ

Ведущей составляющей учебно-воспитательной деятельности и педагогического мастерства учителя принято считать его профессиональную компетентность. Под профессиональной компетентностью мы будем понимать совокупность профессиональных и личностных качеств педагога, необходимых для ведения успешной

педагогической деятельности, выражающую уровень его профессионализма.

В настоящее время к обсуждению проблем в области профессиональной компетентности педагога приковано всеобщее внимание, в том числе благодаря изменениям, произошедшим в системе образования с внедрением ФГОС нового поколения.

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; в-^Ы: 2712-8474

АЛЕКСАНДРОВА Екатерина Валентиновна и другие РОЛЬ САМООБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ...

Так, в основу концепции Ю. А. Савинкова и Л. В. Мозгарева положен компетентностный подход к технологии профессиональной компетенции [1]. По мнению авторов, повышение квалификации педагогов позволяет устранить пробелы и преумножить достоинства конкретного педагога. С. С. Савельева раскрывает сущ-ностно-содержательные основы современного феномена «профессиональная компетентность учителя», анализирует основные методологические подходы к исследуемому понятию, выдвигает и обосновывается комплекс педагогических условий, систематизирует базовые компетентностные категории [2]. Т.И. Шукшина и Т.В. Татьянина [3] подчеркивают важность развития таких кадровых качеств, которые помогут подготовить специалиста, способного постоянно и целенаправленно работать над повышением уровня своей профессиональной компетенции.

Проблеме самообразования как средству повышения профессиональной компетентности в процессе профессионального обучения большое внимание уделяет коллектив соавторов в лице С.С. Гасановой, Ф.А. Кабардиевой и В.К. Агарагимовой [4]. О роли самообразования в формировании профессиональной компетентности будущего учителя говорят и Т.С. Мамонтова, М.В. Шустова [5]. В своей работе авторы говорят о необходимости развития у студентов навыков самообразования и саморазвития в будущей профессии.

Проблемам развития профессиональной компетентности педагога при реализации ФГОС посвящен ряд исследований [6-12]. В своей статье мы рассмотрим требования, предъявляемые к стандартам развития и реализации профессиональной компетенции педагога высшего профессионального образования. Акцент будет сделан на роли самообразования преподавателя в условиях реализации ФГОС с целью повышения его профессиональной компетентности. В связи с тем, что данный аспект в общем подходе к развитию профессиональной компетентности раскрыт лишь частично, данное исследование представляется актуальным.

МЕТОДОЛОГИЯ

Цель данной статьи - определить роль самообразования в развитии профессиональной компетентности педагога в условиях реализации ФГОС ВПО.

Достижение цели исследования обусловило решение следующих задач:

- раскрыть сущность понятий «профессиональная компетентность», «профессиональная компетенция» и определить их связь;

- отследить формирование компетенций (общекультурных, профессиональных) и определить возможности их внедрения в условиях реализации ФГОС ВПО нового поколения;

- акцентировать внимание на процессе самообразования педагогов на этапе введения ФГОС;

- дать оценку роли самообразования преподавателя в условиях реализации ФГОС с целью повышения его профессиональной компетентности.

При подготовке данного исследования использовались в основном теоретические методы исследования, такие как: переработка и анализ эмпирического материала; описательный метод, включающий прием наблюдения, сопоставления и сплошной выборки материала по данной тематике; структурно-типологический анализ найденного материала; анализ полученных сведений. Выбор теоретических методов исследования связан с постановкой проблематики исследования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что данный материал может быть использован как инструкция при повышении квалификации педагогов, в процессе обучения студентов с целью повышения их профессиональной компетенции, при организации самостоятельной работы преподавателя. Он может представлять интерес для широкого круга педагогических работников, занимающихся научной деятельностью в сфере

профессиональных компетенций, реализации ФГОС ВПО и носить рекомендательный характер в процессе профессиональной самоподготовки.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Работая по ФГОС ВПО нового поколения, преподаватель должен осуществить переход от традиционных технологий обучения к современным образовательным технологиям, направленным на личностно ориентированный подход с использованием педагогических технологий уровневой дифференциации. Он должен быть готов организовать учебный процесс с использованием инфокоммуникационных и интерактивных технологий обучения. Для успешного выполнения поставленных задач, преподаватель должен научиться создавать и использовать современную образовательную среду, способствующую развитию личностной сущности обучающегося, устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса, и, что немаловажно, проектировать и осуществлять профессиональное самообразование.

Как сказано в «Профессиональном стандарте педагога»: «Педагог - ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться» [13]. Важным условием введения ФГОС ВПО нового поколения является многоплановая подготовка преподавателя, формирование его индивидуальной педагогической позиции в рамках общих требований к условиям обучения, методологической, дидактической, коммуникативной, методической и других профессиональных компетенций.

Неотъемлемой составляющей профессионализма и педагогического мастерства педагога принято считать его профессиональную компетентность. Профессиональная компетентность педагога дает нам представление об уровне его профессионализма, она выражает единство его готовности к осуществлению педагогической деятельности с теоретической и практической точек зрения. Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной деятельности, способность квалифицированно решать педагогические задачи в процессе учебной, познавательной, воспитательной и других видах деятельности совместно с обучаемыми [14].

На начальном этапе нашего исследования стояла задача раскрыть сущность понятий «профессиональная компетентность», «профессиональная компетенция» и определить их связь. Проанализировав имеющиеся данные по этому вопросу, мы можем с уверенностью утверждать, что «компетенция» и «компетентность» два взаимосвязанных понятия. Различного рода компетенции выступают в роли структурных компонентов компетентности. К основным компетенциям мы можем отнести интеллектуально-педагогическую, коммуникативную, информационную и рефлексивную. Интеллектуально-педагогическая компетенция означает способность педагога к инновационной деятельности, его умение применять знания и опыт, накопленные в сфере профессиональной деятельности с целью оптимизации эффективности обучения. Коммуникативная компетентность включает в себя наличие у педагога развитых речевых навыков, отражающих его профессиональные качества, направленные на взаимодействие с остальными участниками педагогического процесса. Информационная компетентность отображает способность педагога к адаптации в современном информационном обществе, указывает на его способность к применению современных образовательных технологий в процессе обучения и умение систематизировать полученную информацию и знания. Рефлексивная компетентность направлена на умение педагога управлять своим поведением, заниматься саморефлексией, контролируя свои эмоции и поведение.

ALEKSANDROVA Ekaterina Valentinovna and others

THE ROLE OF SELF- EDUCATION IN THE DEVELOPMENT ..

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

Компетентность же зависит как от внутренних, так и от внешних факторов. К внутренним факторам мы можем отнести способность педагога использовать все свои возможности для умственного труда, целесообразно строить свою трудовую деятельность, контролировать свое психоэмоциональное состояние, использовать весь свой внутренний потенциал, проявлять творческую активность. К внешним факторам компетентности педагога относятся создание руководством условий для профессиональной самореализации, поддерживание в коллективе конкурентно-здоровой среды, мотивирование персонала, его моральное и материальное стимулирование.

В свою очередь профессиональная компетентность является неотъемлемой составляющей профессионализма и педагогического мастерства педагога. Понятие профессиональной компетентности учителя выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. Процесс формирования профессиональной компетентности зависит от среды, которая должна стимулировать профессиональное саморазвитие. В современных условиях внедрения ФГОС ВПО образовательная среда направлена на обеспечение профессиональной готовности педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития каждого педагога. Известно, что Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают единство образовательного пространства Российской Федерации, преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования [15].

К основным путям развития профессиональной компетентности педагога в условиях реализации ФГОС ВПО можно отнести систему повышения квалификации и аттестацию педагогических работников на квалификационную категорию и соответствие занимаемой должности [16]. В свою очередь следует сказать, что задача аттестации педагогических работников продиктована необходимостью роста профессионального развития. Путем повышения квалификации обеспечивается готовность работников профессионального образования к реализации новых ФГОС через освоение современной системы требований к структуре основной образовательной программы, системы оценивания результатов познавательной деятельности обучающихся, овладение учебно-методическими и инфокоммуникационными ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС.

Активное участие в работе методический объединений, посещение семинаров, on-line и off-line конференций, мастер-классов, владение современными образовательными педагогическими технологиями, приемами и способами их реализации, их постоянное совершенствование также являются основными путями развития профессиональной компетентности педагога в условиях реализации ФГОС ВПО.

И, наконец, самообразование педагогов является завершающим звеном в списке всех возможностей в развитии профессиональной компетентности педагога. Нельзя недооценивать роль самообразования в развитии профессиональной компетентности педагога в современных условиях при реализации ФГОС ВПО. Процесс самообразования педагогов стал особенно актуальным на этапе введения ФГОС в связи с тем, что главной идеей стандартов является формирование у обучаемых универсальных учебных действий. Научить учиться может только тот педагог, который сам совершенствуется всю свою жизнь. Самообразование осуществляется посредством систематического повышения квалификации, знакомства с педагогической и методической литературой,

взаимопосещения занятий, участия в круглых столах, мастер-классах, семинарах, конференциях, использования интернет мультимедиа и видео ресурсов.

Каждый из перечисленных видов самообразования может быть использован педагогом в определенных условиях. Так, курсы повышения квалификации дают возможность получения квалифицированной помощи от специалиста, а также возможность обмена опытом между коллегами. При профессиональной переподготовке существует возможность индивидуального подхода к образованию, большинство программ переподготовки имеют модульный характер, предлагая выбор при стандартном наборе обязательных программ. Сейчас получает широкое распространение дистанционная подача данного вида самообразования, что требует от педагога владения инфокоммуникационными технологиями на достаточно высоком уровне и высокой интенсивности и готовности к самообразованию [17,18].

Индивидуальная работа по самообразованию, которая включает в себя изучение научно-методической и учебной литературы, может происходить в любое время, так как зависит только от самого педагога и требует концентрации его времени и внимания в соответствии с графиком, составленным им самим.

Посещение уроков коллег помогает обмену мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методам и приемам преподавания. Участия в круглых столах, мастер-классах, семинарах, конференциях on-line и off-line формата способствуют самообразованию педагога с целью развития его профессиональной компетентности.

Использование интернет и мультимедиа ресурсов, как вид информационной компетентности педагога, по сути, новая форма организации самообразования [1922]. Виртуальная среда открывает перед преподавателями возможности использования открытых, зачастую бесплатных электронных ресурсов с целью обмена опытом, получения методической помощи, пополнения и конкретизации имеющихся знания, овладения элементарной диагностической и исследовательской деятельностью с целью использования данных навыков при работе с обучающимися.

Следует отметить, что самообразование не должно сводиться к написанию отчетов по проделанной работе. Результатом самообразования педагога должны служить итоги, подтверждающие рост его профессионального мастерства. К ним могут относиться разработанные методические пособия, учебные программы дисциплины, дидактические материалы по преподаваемому предмету, методические рекомендации, написанные научные статьи, разработанные банки тестирования, то есть все то, что связано с внедрением новых форм, методов и приемов обучения. Главную роль в процессе самообразования играет анализ собственных возможностей, направленный на умение конкретизировать проблему, творчески переосмысливать процесс обучения и быть готовым к поиску нового.

ВЫВОДЫ

В современных условиях при реализации ФГОС ВПО, разрабатываемых Учебно-методическими объединениями вузов, профессиональная компетентность педагога является основополагающим фактором. Развитие профессиональной компетентности - это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование. Формирование профессиональной компетентности можно охарактеризовать как процесс цикличный. При проведении педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, направленное на собственное развитие.

Процесс формирования профессиональной компетентности зависит и от среды. Педагогическая среда, в которой находится педагог, должна стимулировать его

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

АЛЕКСАНДРОВА Екатерина Валентиновна и другие

РОЛЬ САМООБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ...

профессиональное саморазвитие. Руководитель может пригласить педагога к взаимному сотрудничеству, создать условия для научно-исследовательской работы, вовлечь его в процесс инновационных преобразований. Суммируя все вышесказанное, отмечаем, что роль самообразования в развитии профессиональной компетентности педагога в современных условиях при реализации ФГОС ВПО, сводится не к обучению педагога в течение всей его профессиональной жизни, а в создании условий, способствующих тому, чтобы он научился это делать сам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Савенков Ю.А. Мозгарев Л.В. От профессиональных затруднений к профессиональной компетентности педагогов: монография. Санкт-Петербург: ВОИПКиРО, 2010. 83с.

2. Савельева С.С. Профессиональная компетентность учителя XXI века: учебное пособие. Коломна: Коломенский государственный педагогический институт, 2008. — 88 с.

3. Шукшина Т.И. Татьянина Т.В. Развитие профессиональной педагогической компетентности педагога высшей школы с использованием гуманитарных технологий //Российский научный журнал. 2010. № 4(17). С 79-84.

4. Гасанова С.С., Кабардиева Ф.А., Агарагимова В.К. Самообразование как средство повышения профессиональной компетентности будущих педагогов в процессе профессионального обучения. //Вестник академии права и управления. 2015. №4(41). С. 164-167.

5. Мамонтова Т.С., Шустова М.В. Роль самообразования в формировании профессиональной компетентности будущего учителя // Научный диалог. 2016. № 2 (50). С. 393-403.

6. Саитбаева Э.Р., Никифорова Е.С. Управление развитием профессиональных компетенций педагога в условиях внедрения ФГОС основного и общего образования // Стратегические направления развития образования в Оренбургской области: сб. науч. тр. — 2017. — С. 596-605.

7. Исаева З.Г. Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях реализации ФГОС // Современные вызовы психологии и педагогики: материалы всероссийской научно-практической конференции. — 2017. — С. 288-291.

8. Андриенко Н.К., Терсакова А.А. Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях реализации ФГОС // Образование в России: история, опыт, проблемы, перспективы. 2018. №2 (9). С. 5-9.

9. Неделина С.В. Показатели профессионально-личностной готовности педагога инклюзивной образовательной организации к реализации ФГОС // Педагогика XXI века: стандарты и практики: материалы международной научно-практической конференции. — 2016. — С. 307-313.

10. Верещака Н.Г. Развитие профессиональной компетентности у педагогов в воспитательном процессе в условиях реализации ФГОС //Психолого-педагогические исследования качества образования в условиях инновационной деятельности образовательной организации: материалы IX всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. — 2016. — С. 185-191.

11. Васьковская Г.А. Феномен междисциплинарности vs детери-орация системы подготовки будущих учителей // Гуманитарные балканские исследования. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 33-36.

12. Сундеева Л.А., Голубева И.В. Формирование профессиональной компетентности учителей начальных классов на основе интерактивных технологий //Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 42-46.

13. Профессиональный стандарт педагога — коротко о главном [Электронный ресурс]. URL:https://futtedu.m/articles/1196_ professionalnyy-standart-pedagoga--korotko-o-glavn.html (дата обращения: 02.10.2020)

14. Профессиональная компетентность педагога [Электронный ресурс]. URL:https://psyera.ru/5351/professionalnaya-kompetentnost-pedagoga (дата обращения: 12.10.2020)

15. Александрова Е. В. Кабанова Е.В. Требования к разработке и утверждению Федеральных государственных образовательных стандартов на территории РФ // Наука и образование в социокультурном пространстве современного общества: сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции / МНИЦ «Наукосфера». Смоленск, 2019. С. 7-10.

16. Казаков А.Ю. Деятельность педагога профессионального образования в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения: психолого-педагогический аспект // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013. №1 (9). С. 31-33.

17. Александрова Е.В. Информативно-осознанный подход в системе высшего образования: истоки, сущность, перспективы: монография. Самара: Изд-во СамГУПС, 2016. 135с.

18. Петрова Е.В. Информационная компетентность в образовании как фактор адаптации в информационном обществе // Информационное общество. 2012. №2. С. 37-43.

19. Александрова Е.В., Александров Е.В. Особенности разработки мультимедийных пособий в рамках дисциплин гуманитарного и технического циклов для студентов железнодорожных специальностей. // Азимут научных исследований: педагогика и психология. Том 7 №3

(24) 2018. С.13-16.

20. Зубренкова О.А., Лисенкова Е.В., Зубенко Д.П., Косс Е.А. Информационные технологии как необходимый элемент организации учебного процесса образовательных учреждений // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 172-175.

21. Чернышева Е.Н., Павличева Е.Н., Чикунов Н.С. Формирование цифровой компетентности в сетевом обществе//XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2020. Т. 9. № 4 (52). С. 62-67.

22. Тимофеева Е.Г. Кудряшова Ю.А. Профессиональное развитие учителей в социальных сетях // Образование в цифровую эпоху: проблемы и перспективы: сб. тр. междунар. научно-практ. конф. — 2019. - С. 161-164.

Статья поступила в редакцию 01.10.2020 Статья принята к публикации 27.05.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.