Экономический вестник Ростовского государственного университета 2005 Том 3 № 4
РОЛЬ РЫНКА ДЛЯ ИНСТИТУТОВ В ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИИ*
В.Л. ТАМБОВЦЕВ
доктор экономических наук, профессор, Российско-Европейский центр экономической политики, Экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова
1. Введение: предсказуемость эволюции
Институциональная среда, в которой действуют экономические агенты, находится в постоянном процессе изменений. Поскольку институты существенно влияют на результаты хозяйственной деятельности, для (ограниченно) рационального агента естественно желание понять, каковы тенденции изменения институциональной среды, чтобы учесть их при планировании своих действий. Изменения институциональной среды являются результатом влияния множества противоречивых факторов, поэтому представления об их динамике как об эволюционном процессе, включающем фундаментальные блоки «изменения - отбор -закрепление изменения», оказываются весьма полезными, давая возможность ставить вопрос о выявлении механизмов и закономерностей такой эволюции. Очевидно, выявление закономерностей, в свою очередь, дает возможность делать определенные предсказания, что позволяет агентам лучше ориентироваться в мире, успешнее решать свои практические задачи.
Здесь нужно сделать важное уточнение. По мнению многих исследователей, эволюционный процесс принципиально непредсказуем, т.е. нельзя ответить на вопрос, что именно, какой конкретный тип организмов, организаций или правил возникнет по прошествии некоторого времени. В таком понимании эволюцию действительно можно трактовать как непредсказуемую, особенно, если стремимся предвидеть этот тип не в его функциональном, а в структурном описании. Однако, если снизить уровень притязаний относительно возможностей предвидения, некоторые типы предсказаний оказываются, на мой взгляд, вполне возможными.
С практической точки зрения среди этих возможных предсказаний наиболее интересным являются ответы на вопросы: какой именно из множества сосуществующих (возникших) объектов выживет? каковы будут соотношения различных объектов, сосуществующих в пределах одной «пищевой ниши»?
Так, если объект эволюционного анализа - это рынок функционально схожих товаров, то ответ на первый вопрос - это прогноз того, какой из конкурирующих товаров закрепится на рынке, а ответ на второй вопрос - какой будет его возмож-
* Статья написана по материалам доклада на VI Международном симпозиуме по эволюционной экономике, Пущино, Россия, 23-24 сентября 2005 г.
© Тамбовцев В.Л., 2005
ная доля среди всех покупок. Если объект эволюционного анализа - множество альтернативных правил (институтов), то ответ на первый вопрос - это, например, предвидение «приживаемости» институциональной инновации, а ответ на второй вопрос - это прогноз количественного соотношения альтернативных институтов, выполняющих схожие функции в хозяйственной жизни (скажем, различных контрактных форм, легальных и теневых сделок, формализованных и неформализованных процедур стратегического планирования на фирмах и т.п.).
Практическая значимость подобных вопросов не вызывает сомнений, поэтому развитие аналитического инструментария, который помогал бы искать ответы на вопросы такого рода, имеет не только академическое, но и прикладное значение.
В следующей части работы дается краткая характеристика институциональной эволюции как совместного действия двух механизмов - возникновения идеи институционального изменения и распространения изменения, в части 3 обсуждается понятие институционального рынка. В части 4 рассматриваются варианты траекторий институциональных изменений, в части 5 приведены некоторые данные количественного эконометрического моделирования распространения институциональных изменений в российской экономике. В заключительной части формулируются основные выводы из проведенного анализа.
2. Институциональная эволюция
Институциональную эволюцию можно определить как процесс взаимодействия индивидов, одним из результатов которого оказывается возникновение и/или изменение правил1 этого взаимодействия. Взаимодействующие индивиды полагаются при этом ограниченно рациональными, т.е. не обладающими а) полными и достоверными знаниями как о самих себе, так и об окружающей среде (включая других индивидов) и б) достаточными аналитическими и вычислительными способностями для построения достоверных прогнозов всего многообразия последствий своих действий (включая последствия взаимодействий с другими индивидами). Институты при данной предпосылке оказываются средствами экономии частных трансакционных издержек (но вовсе не обязательно социальных трансакционных издержек).
Как всякий эволюционный процесс, институциональная эволюция базируется на механизмах изменчивости, отбора и закрепления изменений. Первый так или иначе связан с появлением идеи (плана индивидуального действия), второй - со взаимодействиями индивидов, приводящими к успешному или неуспешному осуществлению для одного из них намеченного им плана действий. Успешные результаты и породившие их действия запоминаются индивидами, становясь основанием для возникновения рутин, привычек и т.п., т.е. выстраивания аналогичных последующих планов действий, закрепления их в практике.
В рамках этой общей схемы процесс спонтанного возникновения институтов, несмотря на значительные усилия исследователей в данной области, не получил пока убедительного объяснения. В то же время процесс изменения институтов - как часть институциональной эволюции - можно описать с достаточной полнотой.
1 Более точно - правил, включающих внешние по отношению к рассматриваемому индивиду механизмы принуждения этих правил к исполнению. Правила с внутренними механизмами принуждения, т.е. привычки, институтами, по нашему мнению, не являются.
Экономический вестник Ростовского государственного университета 2005 Том 3 №4
Экономический вестник Ростовского государственного университета 2005 Том 3 №4
Полезным для этого оказываются представления о существовании множества возможных траекторий институциональных изменений. Я буду различать понятия: 1) «качественная траектория» как сочетание механизмов возникновения и распространения правил и 2) «количественная траектория» как отражение динамики численности агентов, использующих некоторое правило.
Процесс институциональных изменений, с моей точки зрения, может быть представлен как суперпозиция вариантов двух базовых механизмов: механизма возникновения идеи институционального изменения и механизма распространения этой идеи среди агентов, обусловливающего ее трансформацию в соответствующие поведенческие акты. В числе вариантов первого можно выделить такие способы возникновения идеи, как ее заимствование, «нечаянное» появление (спонтанное изобретение) и сознательное проектирование, в числе вариантов второго - распространение изменения через политический и через институциональный рынок. Различные сочетания перечисленных вариантов определяют разнообразие элементарных качественных траекторий ИИ (см. таблицу).
Типология механизмов осуществления институциональных изменений
Механизм возникновения Механизм распространения
политический рынок институциональный рынок
Заимствование спонтанное 1.1 1.2
Изобретение 2.1 2.2
Сознательное проектирование 3.1 3.2
Клетки этой таблицы соответствуют различным «чистым типам» механизмов осуществления институциональных изменений, которые возможны (и реально действуют) в ходе адаптации институциональной структуры экономики к изменениям в относительных ценах товаров и факторов производства, к технологическим нововведениям (включая нововведения в трансакционных технологиях) и к изменениям в предпочтениях конкретных частных и общественных благ.
3. Институциональный рынок
Если понятие политического рынка достаточно давно вошло в экономическую теорию, то понятие институционального рынка пока еще не является общепринятым. Впервые, вероятно, оно было в явном виде введено в 1994 г. Светоза-ром Пейовичем [3] и развито в его более поздней статье 1996 г.: «Рынок институтов - это процесс, который позволяет индивидам выбирать правила игры в их сообществе. Посредством своих добровольных взаимодействий индивиды оценивают уже существующие правила, определяют и проверяют пригодность новых. Важнейшей функцией этого конкурентного рынка выступает, следовательно, поощрение институциональных инноваций и форм адаптивного поведения» [4].
В названных статьях, а также последующих публикациях С. Пейович трактует институциональный рынок как механизм, который необходимо создать в переходных экономиках, чтобы добровольные взаимодействия людей, а не «жесткая рука государства», действующего под влиянием групп специальных интересов, вводили новые правила хозяйствования.
С моей точки зрения, институциональный рынок не нуждается в искусственном создании, он существует в любом обществе как локус неявных институциональных сделок. Я называю неявной институциональной сделкой совместные
действия агентов по выбору того или иного правила, в соответствии с которым ими будут осуществляться действия в связи с желанием совершить некоторую товарную сделку. Суть неявных институциональных сделок заключается в том, что вместе (одновременно) с конкретной товарной сделкой осуществляется ipso facto и выбор определенной институциональной формы, в которой происходит данная товарная сделка. Ведь никакой обмен - да и никакая другая трансакция -невозможен вне определенной формы, порядка или алгоритма действий. При этом выбирается та форма, которая представляется экономическому агенту или агентам наиболее эффективной среди известных и/или доступных им форм, релевантных той ситуации, в которой предпринимается «базовая» товарная трансакция.
Примерами неявных институциональных сделок могут служить: заключение сделки о поставках товаров с предоплатой; заключение той же сделки в бартерной форме; регистрация предприятия в форме общества с ограниченной ответственностью; нерегистрация предприятия, т.е. фактически заключение договоренности с потенциальными партнерами о том, что предстоящие контракты с ними не будут иметь государственной защиты; устное, а не письменное определение нового порядка взаимодействия работников в организации и т.п.
Здесь выделенные курсивом термины обозначают те институциональные формы, которые выбираются для того, чтобы именно в них совершилась желаемая «предметная» трансакция. При этом выбор той или иной из этих форм не является целью исходной товарной сделки, однако он оказывается неизбежным результатом «попутно» совершаемой соответствующей неявной институциональной сделки.
Приведенные положения как раз и доказывают, что институциональный рынок существует в любой экономической системе. Ведь в каждой из них хозяйственные операции осуществляются в определенной институциональной форме, причем однозначная связь между содержанием операции и ее формой, как правило, отсутствует, так что практически все экономические действия допускают множественность правил, по которым их можно осуществлять. При этом выбор правил происходит как из множества формальных, так и из множества неформальных институтов, релевантных содержанию намечаемого к выполнению исходного «товарного» действия агентов.
Поскольку сравнительная эффективность таких институтов зависит от конкретных условий выполнения действия, распространенность того или иного института в каждый данный момент или период времени оказывается опосредованной функционированием институционального рынка.
Важно подчеркнуть, что такая опосредованность имеется даже в том случае, когда этот институт представляет собой результат ранее совершенной сделки на политическом рынке, т.е. индивиды принуждаются к следованию соответствующему правилу силой государства (или внутриорганизационными правилами).
Другими словами, если игроки политического рынка - группы давления, политические партии и т.п. - заключили между собой сделку об осуществлении той или иной институциональной инновации (например, приняли соответствующий закон), то считать, что в экономике появилось новое правило, вообще говоря, нельзя. Это можно делать только в том случае и после того, как алгоритм действий, входящий в это правило, стал систематически реализоваться (выбираться) экономическими агентами, совершающими сделки на товарных рынках в ситуациях, соответствующих предписываемым таким законом условиям применения вводимого правила. Следовательно, введенное понятие институционального рынка не противоречит, по крайней мере, здравому смыслу,
Экономический вестник Ростовского государственного университета 2005 Том 3 №4
Экономический вестник Ростовского государственного университета 2005 Том 3 № 4
согласно которому принять какой-то закон - вовсе не значит обеспечить его выполнение в жизни.
Характеристика множества неявных институциональных сделок как рынка институтов предполагает введение для него понятий спроса и предложения. Величиной спроса на определенное правило можно назвать число обращений к нему экономических агентов при осуществлении ими релевантных данному правилу товарных сделок в условиях некоторой «цены» его использования (точнее - принимаемых в расчет издержек и выгод от его использования). Соответственно, функция спроса на данное правило - это зависимость между величиной спроса на него и соответствующей ценой.
Очевидно, как и для всех товаров, при условии релевантности правила типу и содержанию товарной сделки оно будет использоваться для оформления соответствующих товарных трансакций тем чаще, чем ниже его цена, т.е. издержки его применения. Таким образом, сторона спроса на рынке институтов по своим свойствам совпадает со стороной спроса на обычном товарном рынке.
Сохраняется ли такая аналогия для стороны предложения? С моей точки зрения, нет. Наиболее адекватным подходом к структуризации стороны предложения институционального рынка является следующий: поскольку каждое правило состоит из алгоритма действий агентов и алгоритма действий гаранта нормы, принуждающего агентов следовать правилу, то величиной предложения института можно считать минимум из двух величин:
1) числа товарных трансакций, которые экономические агенты готовы осуществить по данному правилу, и
2) числа сделок, которые может «обслужить» соответствующий гарант2.
Предлагаемая трактовка позволяет установить естественную зависимость
между ценами на институциональном рынке и компонентом (2) предложения какого-либо правила: последний тем больше, чем выше цена. Ведь издержки потребителей институтов в значительной своей части выступают в роли доходов гарантов.
В зависимости от типа избираемого правила меняется и состав конкретных субъектов этого компонента предложения. Для легальных (формальных) правил в роли его «продавцов» выступают различные государственные и негосударственные организации, выполняющие функции контроля и принуждения к исполнению правила, для неформальных норм - только негосударственные (формальные и неформальные) организации и отдельные индивиды и т.п.
Особо следует подчеркнуть, что для ряда правил гарантами выступают сами субъекты, выбравшие эти правила в качестве институциональных форм реализации совершаемых ими товарных трансакций. Это относится, прежде всего, к неформальным правилам обмена, сам характер которых не предполагает наличия третьей стороны для выполнения условий сделки. Такое совмещение субъектов, выступающих одновременно как на стороне спроса, так и на стороне предложения на рынке институтов, не должно восприниматься как противоречие: ведь в каждой из этих ролей упомянутые субъекты выступают в разные моменты времени, на разных этапах осуществления своей хозяйственной деятельности.
Итак, обобщая сказанное о спросе и предложении на институциональном рынке, можно утверждать, что в каждый данный момент времени при осуществ-
2 Иначе говоря, величина (2) представляет собой предлагаемый гарантами объем услуг по обеспечению исполнения выбранного правила действий.
лении совокупности товарных трансакций, из которых складывается функционирование экономической системы, каждое из релевантных этим трансакциям правил функционирует в стольких случаях, в скольких его
1) намечают использовать партнеры по товарным сделкам и одновременно
2) готовы «обслужить» гаранты исполнения.
Если правило совместно выбирается контрагентами (на него предъявляется спрос), но потенциальные гаранты не готовы обеспечить его исполнение (отсутствует достаточное предложение), «цена» такого правила (готовность контрагентов нести связанные с его применением трансакционные издержки) растет до тех пор, пока доходы возможного гаранта не сделают для него выгодным оказание требуемой услуги. И наоборот, если потенциальные гаранты реализации некоторого правила конкурируют между собой за оказание услуг мониторинга и принуждения его к исполнению, соответствующая цена для контрагентов товарной сделки снижается, ибо они оказываются в состоянии выбирать того гаранта, который «обслужит» их с наименьшими издержками.
Исходя из проведенного обсуждения, можно утверждать, что на рынках институтов, как и на товарных рынках, существуют равновесные состояния, или равновесия. В частности, равновесным является состояние некоторого локального рынка институтов, если на нем величина спроса (количество одновременно реализуемых правил типа Ик) при данной цене равна величине предложения (объему услуг гарантов, которые они готовы предложить для обеспечения исполнения этого правила). При этом сам такой локальный рынок в состоянии равновесия представляет собой определенный «баланс между новизной и преемственностью» [2], количественные параметры которого в принципе можно рассчитать и спрогнозировать.
Сформулированные положения позволяют сделать следующий, вполне очевидный, вывод: для увеличения доли товарных сделок, осуществляемых посредством некоторого правила И*, необходимо
1) либо снизить цену его «приобретения» у гаранта для экономических агентов при неизменной предпочтительности использования правила,
2) либо повысить предпочтительность (прямые выгоды) его использования, с тем чтобы часть сэкономленных (или полученных) средств агенты смогли использовать для привлечения дополнительных гарантов (финансирования расширения мощности по обслуживанию сделок у действующего гаранта).
Следовательно, институциональный рынок можно регулировать, добиваться того, чтобы наибольшее распространение получило то или иное правило, что и означает возможность давать ответы на вопросы, о которых говорилось в первом разделе этой работы3.
4. Качественные траектории институциональных изменении
После обсуждения понятия рынка для институтов можно более подробно охарактеризовать варианты траекторий институциональных изменений, введенные в разделе 2.
1.1. Государственный импорт институтов
Силовое вменение заимствованных институтов, решение о котором принимается на политическом рынке государства - ситуация, вполне типичная для
3 Более подробное описание функционирования рынка для институтов приведено в статье [1].
Экономический вестник Ростовского государственного университета 2005 Том 3 № 4
Экономический вестник Ростовского государственного университета 2005 Том 3 № 4
переходных экономических систем, когда правила действий, применяемые и приносящие успех в одной институциональной среде, переносятся в другую институциональную среду.
Основные проблемы, возникающие при использовании такого механизма:
1) полнота переноса института, включая перенос механизма принуждения заимствуемого правила к исполнению, и 2) соответствие заимствуемого правила тем институтам, которые уже действуют в экономике-реципиенте.
1.2. Естественная диффузия заимствования
«Частное» заимствование правила с последующим естественным его распространением в рамках большей или меньшей группы экономических агентов представляет собой разновидность наиболее часто встречающегося в истории случая диффузии культурных инноваций. Купцы, воины и путешественники, посещая другие страны, наблюдали и перенимали различные новые для них обычаи и традиции, формы и правила заключения сделок и организации хозяйства, которые поступали на «свободный рынок» правил, становясь одним из товаров на институциональном рынке. В том случае, если подобные заимствования приносили экономический успех их пользователям, механизм социального обучения разносил знания о них среди более широких групп, а добровольный выбор на рынке институтов переводил эти правила в режим систематического действия.
2.1. Легализация спонтанных изменений
Принудительное - через государственные структуры - распространение спонтанно возникших экономических институтов может быть интерпретировано как использование преимуществ в силе (насилии) у тех экономических агентов (групп агентов), которые сумели трансформировать (или только трансформируют) свою победу в экономической конкуренции, обусловленную применением соответствующих институциональных нововведений, в политическую власть. Иначе говоря, речь идет об использовании политического рынка для принуждения всех релевантных экономических агентов к обязательному использованию частного институционального изобретения, удачно найденного в ходе «обычной» конкурентной борьбы.
2.2. Спонтанное становление института
Добровольное принятие (выбор) стихийно возникших институциональных инноваций соответствует «чистому» функционированию институционального рынка, сторона предложения которого имеет негосударственный характер.
3.1. Законотворчество
Силовое вменение сознательно спроектированного института предполагает, что его выбор осуществляется участниками политического рынка, т.е. внутри государства, и выбранное правило будет внедряться посредством насилия или его угрозы со стороны государства. Отметим, что успешность силового вменения находится в прямой зависимости от силы и действенности санкций, которые реально способно применить государство к агентам, уклоняющимся от выполнения новых правил. Другими словами, мало принять через политический рынок «хороший» закон или какое-либо иное правило действий, нужно обеспечить и его исполнение.
3.2. Дискреционное поведение экономических агентов
Свободный выбор - т.е. принятие или непринятие - экономическими агентами централизованно спроектированных и принудительно вменяемых государством институциональных нововведений представляется, на первый взгляд, противоречивой ситуацией, чисто механически возникшей в нашей таблице в силу
формального перебора всех сочетаний включенных в нее признаков. Однако в действительности подобные ситуации существуют, и именно они характерны для экономик, находящихся в переходных состояниях, когда масштабные реформы хозяйственного устройства осуществляются по воле государства, не располагающего ресурсами, достаточными для того, чтобы обеспечить действенную работу гарантов осуществления вводимых норм.
Сказанное не противоречит положению о том, что институциональный рынок опосредует и обеспечивает распространение любых институциональных инноваций. Дело в том, что важнейшим моментом здесь выступает масштаб (частота) использования того или иного правила, динамика которого и представляет собой количественную траекторию институционального изменения.
5. Количественные траектории институциональных изменении
Как следует из теоретической модели институционального рынка, выбор той или иной институциональной формы осуществления экономического действия зависит от издержек применения этой формы и, следовательно, от бюджетных ограничений агентов.
Реформируемая российская экономика предоставляет широкие возможности для количественной проверки этого вывода. Я приведу здесь некоторые результаты расчетов, проведенных относительно динамики распространения бартерной формы продаж продукции, произведенной промышленными предприятиями.
Прежде всего, анализ данных опросов Российского Экономического Барометра за период с февраля 1992 г. по январь 2000 г. показал, что динамика бартерных продаж описывается уравнением логистической кривой с хорошими статистическими параметрами (И2 = 0,92, Б-статистика 1161,4). Таким образом, можно заключить, что распространение данного вида институциональных соглашений подчиняется общим закономерностям распространения инноваций [5]4.
Для количественной проверки модели институционального рынка было построено эконометрическое уравнение, объясняющее динамику доли бартера в продажах в промышленности двумя группами факторов: 1) предшествующим значением этой переменной, что призвано учесть эффект социального обучения, и
2) величиной бюджетного ограничения предприятий. Последний фактор отражался такими переменными, как величина собственных средств на счетах предприятий (в силу особенностей отечественной экономики величиной кредитных заимствований предприятий можно пренебречь) и коэффициент чистой ликвидности.
Полученные уравнения характеризуются очень высоким коэффициентом детерминации, достаточно полно специфицированы и статистически значимы (И2 = 0,98; ^статистика Дарбина равна -3,6, что по модулю больше табличного значения для 95% значимости, равного 1,96; Б-статистика равна 2354,2).
Аналогичный подход был также реализован и по отношению к некоторым другим явлениям современной российской экономики, имеющим институциональную природу, поскольку все они могут интерпретироваться как особые контракты между теми или иными экономическими агентами (задержки заработной
4 Заметим, что столь же хорошо описывается логистической кривой и динамика доли наличных денег в обращении в РФ за указанный период. Поскольку этот показатель является общепризнанным индикатором масштабов теневой экономики, то и в данной сфере имели, следовательно, место процессы распространения соответствующей «социальной инновации».
Экономический вестник Ростовского государственного университета 2005 Том 3 № 4
Экономический вестник Ростовского государственного университета 2005 Том 3 №4
платы, просроченная задолженность бюджету и др.). В соответствии с предложенным подходом, их выбор также осуществляется на институциональном рынке, так что динамика распространенности упомянутых форм также должна описываться эконометрическими уравнениями, имеющими структуру, схожую со структурой уравнения, моделирующего динамику бартера. Уравнения для соответствующих институциональных форм, построенные на основе нашего подхода, также имеют высокие коэффициенты детерминации, статистически значимы на высоком уровне и имеют приемлемую спецификацию.
6. Некоторые выводы
Краткая характеристика выделенных шести механизмов осуществления институциональных изменений позволяет сделать следующие выводы:
1. Независимо от способа введения в экономическую систему знаний о новом правиле действий и способа их распространения среди экономических агентов масштабы применения этого правила определяются параметрами институционального рынка, функционирующего внутри данной экономической системы. Локальный институциональный рынок, несмотря на своеобразие торгуемого на нем товара, может быль охарактеризован всеми теми параметрами, что и любой товарный рынок.
2. Политический рынок, посредством функционирования которого осуществляются «централизованные» институциональные инновации, может выступать и как механизм их распространения только в тех случаях, когда:
- государство располагает практически неограниченным потенциалом насилия,
- либо экономическим агентам присущ высокий уровень послушания правилам,
- либо использование этого правила выгодно экономическим агентам вне зависимости от действия фактора государственного принуждения.
3. Описание «борьбы за выживание» различных, но однофункциональных правил посредством модели рынка для институтов позволяет прогнозировать динамику их распространения в экономике на основании соответствующих эконометрических уравнений.
4. Выработка рекомендаций по изменению соотношения используемых правил требует исследования того сектора институционального рынка, на котором торгуются эти правила. Как и на любом рынке, увеличение доли определенного продавца (в типичном случае - государства) может быть обеспечено либо выстраиванием барьеров на путях приобретения «чужих» товаров, либо повышением выгодности приобретения «своих» товаров.
ЛИТЕРАТУРА
1. Тамбовцев В.Л. Институциональный рынок как механизм институциональных изменений // Общественные науки и современность. 2001. № 5.
2. Loasby B.J. Market institutions and economic évolution // Journal of Evolutionary Economies. 2000. V. 10.
3. Pejovich S. The Market for Institutions vs. Capitalism by Fiat // Kyklos. 1994. V. 47.
4. Pejovich S. The Market for Institutions Versus the Strong Hand of the State: the Case of Eastern Europe // B. Dallago and L. Mittone (eds.). Economic Institutions, Markets and Competition. Cheltenham: Edward Elgar, 1996.
5. Rogers E. The diffusion of innovations. 3”1 ed. N.Y.: Free Press, 1983.