2. Sztompka P. Sociology of social changes. M.,1996.
3. Akhiezer A. The Economic reform in Russia. M., 1999.
4. Institutions, institutional change and economic performance. M.,1997.Zaslavskaya 5. Post-Communist transformation. Russia, which we gain. Studies of the Novosibirsk economic-sociological school. Novosibirsk, 2003.
5. Bessonova O. Handout Russia's economy: evolution through transforming the organization. Moscow: ROSSPEN, 2006.
6. Kirdina S. Institutional matrices and development in Russia. The Institute of Economics and industrial engineering SB RAS, 2nd ed., Rev. and more. Novosibirsk, 2001.
7. Manzanola G. Traditions and innovations in the transformation of the agrarian communities. History and modernity. Novosibirsk: No. 1, March 2007.
8. North D. Institutions, institutional change and economic performance. M., 1987.
9. Uzlov Y. The peasantry as an institutional structure of Russian society. Theory and practice of social development. 2011. No. 7.
10. Petrikov A. Where to look for a way out of the crisis? AIC: Economics, management. M., 1998.
РОЛЬ РЫЛЬСКОГО АВИАЦИОННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
В ВОЗРОЖДЕНИИ ПЕРЕВОЗА НА РЕКЕ СЕЙМ
Хороших Владимир Алексеевич
Кандидат ист. наук. Рыльский авиационный технический колледж - филиал Московского государственного технического университета гражданской авиации. г. Рыльск. Преподаватель.
Заслуженный работник транспорта РФ.
ROLE RYLSK AVIATION TECHNICAL COLLEGE IN THE REVIVAL TRANSPORTED RIVER SEIM
Khoroshikh Vladimir, Candidate ist. Sciences Rila Aviation Technical College - a branch of the Moscow State Technical University of Civil Aviation. of Rylsk. Teacher. Honored. Transport Worker of the Russian Federation. АННОТАЦИЯ
Целью работы является исследование тысячелетней истории существования переправы на реке Сейм на основе введения в научный оборот архивных источников. Показано участие Рыльского авиационного технического колледжа в строительстве пешеходного моста. Автор делает акцент на экономическую и политическую обстановку в Российской провинции в 1990 -1999 гг. ABSTRACT
The aim is to study the history of thousands of years of crossing the river on the basis of the Diet introduction into scientific circulation of archival sources. The participation of Rila Aviation Technical College in building a pedestrian bridge. The author focuses on the economic and political situation in the Russian province in 1990 -1999 years.
Ключевые слова: гражданский воздушный флот, училище специальных служб, Рыльск, Курск, Сейм, перевоз,
мост.
Keywords: civil air fleet, school special services, Rylsk, Kursk, Diet, transportation, bridge.
Впервые Рыльск упоминается в Ипатьевской летописи в повествовании о походе князя Юрия Долгорукого на Чернигов, его союзниками были половцы и дружины Новгород - Северского и Рыльского князя Игоря Святославовича. В 1185 году рыляне, участвуя в печально известном походе Игоря Святославовича, («Слово о полку Иго-реве») переправлялись через реку Сейм, используя обустроенный перевоз. Наглядно этот факт можно увидеть на карте походов русских князей в XII веке[10, с. 8-10]. Интенсивно Рыльская переправа функционировала во времена татаро-монгольского нашествия, при походах Лжедмитрия и войск Болотникова в войне с литовцами и шведами. После Полтавской битвы во время Петровских реформ закончился период пограничного значения Рыльской крепости. Многие воины стали торговыми людьми, и их потомки занимали видное место в управлении городским хозяйством, включая мостовое и паромное сообщение на главной почтовой дороге Москва-Рыльск-Курск - Киев. Важнее была только дорога Москва - Петербург.
В деле Рыльского уездного предводителя дворянства «О постройке мостов, гатей и ремонте дорог с сен-
тября 1819 г. по 1 августа 1831 г. хранятся правила по содержанию дорог, утвержденные Указом от 13.12.1817 г., в которых есть упоминание о 4 группах государственных и коммерческих дорогах, перечислены 9 единых требований, в том числе: - все дороги на 30 аршин (1 аршин -71 см) очищать от леса; - при мостовых перевозах равномерно иметь надолбы с перилами; - настил мостов производить из тесаных бревен, а не из кругляков и содержать в исправности; - ширина мостов, плотин и гатей полагается до 4 саженей (1 саж. - 2 метра) [5, д.1410, л. 17-23].
О важности дороги, проходящей через Рыльск, и соответственно перевоза через Сейм, можно судить по историческим фактам посещения города Петром I и другими царственными особами. Например, в письме Курского губернатора от 19 августа 1825 г. Рыльскому уездному предводителю дворянства Суходолову сообщается о следовании Елизаветы Алексеевны из Царского Села в Таганрог с ночлегом в Рыльске и необходимости обратить внимание на содержание дорог и мостов. [5, д.1410, л. 143]
Следующая дата, выявленная в архивах о содержании Рыльского перевоза, датирована 28 октября 1834 г.
Купец III гильдии Волохов заключил контракт с Рыльской городской Думой на содержание перевоза через реку Сейм в лучшей форме, включая 2 парома, щиток, плотину и т.д. Разлив реки Сейм быстро приводил в негодность переправу, что подтверждает часть переписки за 1845 г. [2, д. 3, л. 23-24]
При изучении архивных документов XVIII-XX веков следует иметь в виду, что все мосты строились через озеро и заливы левобережной части реки Сейм. На основном русле реки были только переправы, которые передавались в содержание различным предпринимателям того времени. В обеспечение исправного содержания переправы содержатель обязан был представить залоги на третью часть годовой подрядной суммы и против той суммы, во что оценены все принадлежности переправы, при неисполнении условий контракта по содержанию переправы убытки будут покрыты за счет залогов. При подготовке договоров (кондиций) участвовали: гражданский губернатор, коллежский советник, инженер, губернский архитектор, депутат дворянства, правитель канцелярии. [2, д. 3, л. 34]
В архиве Рыльского уездного предводителя выявлены сметы строительства нового перевоза с открытием сообщения по вновь построенной дамбе осенью 1861 года:
- для укрепления части дамбы под городом Рыль-ском между плашкоутным и средним мостом были забиты 961 свай 25 пудовой бабой копрой
- на первом мосту (в лощине) реки Сейма между профилями № 9 и № 15 длиной 105 саженей, шириной 4 сажени для протока весенних вод между профилями № 20 и № 21 длиной 12 саженей, шириной 4 сажени, для чего были забиты 427 свай, 1577 поперечин. [5, д.1815, л. 1-4]
- строительство плашкоутного моста на предполагаемой плотине от Боровской церкви к Рыльскому городскому общественному зданию (в настоящее время это административное здание авиаколледжа), который состоял из 4 плашкоутов и 2 барок с полами, для использования весной вместо паромов. Всего длина моста была 36 саженей, при ширине реки в этом месте 37 саженей. На всю работу требовалось 4633 рубля. Сметы были выполнены в 1855 году [5, д.1826. л.11].В 1858 г. на реке Сейм прекратилось судоходство [4, д. 263, л. 2]. Из-за весенних паводков и стихии городские и уездные власти были не в состоянии содержать перевоз или построить мост через основное русло реки, удавалось лишь латать дыры.
В течение последующих 50 лет на рыльском перевозе мало что изменилось. В строительстве и содержании Рыльского перевоза принимали участие несколько поколений купцов и мещан. В истории города сохранились имена: Авдия Аристархова, Павла Золоторева, Якова Де-менкова, Павел Жижин, Борис Выходцев и многие другие.
В архивных документах Рыльской городской управы за 1901 г. выявлены уникальные документы по вопросу постройки постоянного моста через реку Сейм под городом Рыльском и переписка с Губернским земством по важности решения этой проблемы. Рыльская Городская Дума в итоге постановила отложить рассмотрение ходатайства из-за: больших затрат; 12 метровой глубина в
русле реки; больших весенних разрушений ранее построенных мостов, отсутствия инженерного решения и технических возможностей его надежного функционирова-ния[4, д. 427, л. 76-79].
В 1911 году второй мост (деревянный на заливе) был заменен мостом на железобетонных устоях с формами системы Лемке, при нем пролет моста (106 саж.) был уменьшен за счет увеличения дамбы до 89,2 саж. На главном русле реки Сейм, на котором в настоящее время находится понтонный разводной мост, с 1894 г. несколько раз возобновлялись шпунтовые ограждения (брусчатые) дамбы, и каждый раз новое брусчатое ограждение дамбы выдвигалось в реку [3, д. 51, л. 4].
Весной река Сейм во все столетия проявляла характер, мосты быстро ветшали и разрушались. В перечень работ со сметами в период с 1916 по 1920 гг. входило обустройство ледорезов, настил полов на понтонах, ремонт железобетонных свай [3, д. 5, л. 12-15]
В постановлении протокола бюро Рыльского районного комитета ВКП(б) от 25.03.1933 г. «О ремонте и строительстве моста сообщалось о принятии мер по установлению переправы через реку Сейм, окончании ремонта байдарок и лодок с учетом опыта прошлого разлива [13, л. 15].
В предвоенные годы согласно справке военно-экономического описания Рыльского района от 01.06.1939 г. на реке Сейм были установлены мосты: один понтонный -длиной 80 погонных метров, грузоподъемностью 6 - 8 тонн, второй мост высоководный, длиной 190 погонных метров [14, л. 7].
О судьбе Рыльского перевоза в годы войны сведений в архивах не сохранилось. Но есть сообщения жителей г. Рыльска сообщенные автору статьи Н.Н. Чалых -бывшим Рыльским краеведом: «Перед вступлением немцев в Рыльск были нанесены бомбовые удары по мостам через Сейм и протоку. Через Сейм, в глубоководном месте, был устроен понтонный мост на металлических герметичных баках с двумя круглыми крышками на болтах, находящихся на второй носовой части и корме. Второй мост через залив был устроен из железобетонных опор с деревянным настилом.
«Немецкие» мосты существовали до 1954 года, пока не были построены новые деревянные мосты в стороне от старой дамбы. Мосты были сделаны низкими и весной, во время разлива Сейма, они переливались водой. Движение было закрыто до спада воды. В это время переправа была устроена при помощи парома: две баржи с настилом буксировал катер. На 7 сессии районного Совета народных депутатов шестого созыва от 10.04.58 г «Об исполнении бюджета района за 1957 г.» есть сообщение о выделении денег: на капитальный ремонт мостовых переходов 40,3 тыс. руб.; на памятник Шелехову 40 тыс. руб.. Следовательно ежегодный ущерб после половодья на восстановление переправы, был соизмерим с затратами на сооружение памятника Колумбу Российскому. [6, л. 95-97]
Рыльское авиационное училище специальных служб главного управления гражданского воздушного флота (РАУСС ГУ ГВФ) было организовано приказом Е. Ф. Логинова - начальника ГУ ГВФ № 479 от 29 августа 1960 г. В период со 2-го по 16 сентября по акту была произведена передача имущества 139 Военной авиационной школы механиков радиотехнических станций ВВС в ГУ ГВФ при
Совете Министров СССР. Три территории училища, бывшие усадьбы купцов Шелеховых, Филимоновых, Дерюгиных), располагались вокруг горы Иоанна Рыльского, рядом с перевозом. [1, л. 1-3]. Здесь по временным деревянным мосткам проходил маршрут движения курсантов на загородный учебный аэродром, на реке они сдавали зачеты по плаванию. Коллектив авиаколледжа на прибрежной части Рыльского перевоза с участием курсантов организовал строительство спортивного ядра, это и сегодня основное место их лыжных и пешеходных прогулок.
В начале 70-х годов был построен высоководный мост. Основная транспортная магистраль была вынесена за историческую часть города. Началась почти 30-летнаяя эпоха временных деревянных пешеходных мостков на месте бывшего Рыльского перевоза:
- восьмая сессия горсовета семнадцатого созыва от 29.07.81 г. В докладе В.П. Кецманова - председателя исполкома горсовета - «Об экономическом и социальном развитии г. Рыльска на 1981-85 гг. в разделе строительство новых мостов в п.2. записано: «Пешеходный мост через реку Сейм и озеро. Ответственные - управление ЖКХ» [7, л.25];
- вторая сессия горсовета девятнадцатого созыва от 05.06.85 г. в докладе Т.Ф. Виниковской - председателя исполкома горсовета - «О плане по выполнению наказов избирателей» дословно сказано: «Построен пешеходный мост через старицу р. Сейм, обеспечив связь левобережной части города с центром [8, л. 23].
На выборах депутатов Рыльского городского совета XXI созыва в 1990 г. самое большое количество обращений избирателей было посвящено строительству пешеходного моста, но бюджетных средств на капитальное строительство моста в районе и области не нашлось.
В этой ситуации инициативу проявили 12 депутатов городского Совета - представителей Рыльского авиаколледжа гражданской авиации, которые взяли курс на поиск внебюджетных источников. Большое количество встреч на сходах горожан и собраниях в предприятиях провели: А.В. Савченко, П.П. Зуев, А.Е. Алюшин, В.Б. Иванов, И. Е. Морозов, М.А. Латышев, А.Г. Бессонов и другие [12. с. 3].
В течение 1990 г. удалось установить деловые отношения с руководством 109 Курского мостостроительного отряда, которое для проектирования моста предложило обратиться в проектный институт «Киевгипротранс», создать запасы строительного песка и закупить детали моста. Деньги на специальный счет стали поступать от населения, предприятий Рыльска и других городов, от общественных организаций.
В 1991 г. были предприняты конкретные шаги по приобретению материалов и элементов конструкций, получен проект. Активной была переписка с В.Т. Ряполо-вым - зам. начальника ГЛАВ ПЭУ Курской области; В.К. Ше-стаковой - руководителем расчетного кассового центра Рыльского отделения «Агропромбанка; В.В. Поздняком -Председателем Шелеховского горисполкома и другими.
В этот период на базе Рыльского авиаколледжа были проведены: Первые чемпионаты СССР и России по воздухоплаванию; учредительная конференция международных клубов и обществ ЮНЕСКО связанных с освоением Русской Америки; был подписан договор о побра-тимских связях городов Рыльск-Шелехов; стала выходить
Рыльская газета, впервые появилось городское телевидение и регулярные радиопередачи, что повлияло на разъяснительную работу и привлечение средств.
Было подготовлено письмо во всевозможные вышестоящие организации с просьбой о помощи в возрождении древнерусского города и его перевоза для соединения исторической застройки с промышленным центром разделенных рекой Сейм [10].
Полтора месяца вместе с Н.И. Толмачевым помощником депутата Верховного совета России А.В. Руцкого ходили с прошением по кабинетам Минфина, Минэкономики и правительства. появилось В распоряжении Правительства РФ № 878-Р от 14 мая 1992 г. говорилось: «В целях снижения социальной напряженности, решения накопившихся проблем в транспортном сообщении в городе Рыльске Курской области поручить Минэкономики России и Минфину России предусмотреть выделение 10 млн. руб. для строительства пешеходного моста через реку Сейм при уточнении показателей бюджетной системы РФ на 1992 год за счет ассигнований на финансирование государственных централизованных капитальных вложений».
Благодаря этому историческому для рылян документу, строительство пешеходного моста -возрождение Рыльского перевоза наряду с водозабором г. Курска вошло в программу строительства объектов жилищно - коммунального хозяйства РФ. И казалось, что ничто не могло помешать строительству, но радость быстро сменилась тяжелыми буднями.
Все 18-метровые железобетонные сваи, проходили илистые отложения и упирались в материковое дно. При погружении полутораметрового бура в проектной отметке раздался скрежет, и на поверхность выбросило несколько больших кусков железа с мощными заклепками, как впоследствии оказалось, в этом месте во время войны были затоплены понтоны, баржи и тяжелое вооружения. Потребовалось несколько месяцев на дополнительные изменения в проекте и ремонт буровой установки в условиях, когда поступление денег из Москвы задерживалось. Третья опора моста сегодня отличается от других своей конструкцией и шириной.
Предоставив доклад в правительство РФ о ходе строительства пешеходного моста и планы на 1993 г., администрация города была уведомлена о выделении 120 млн. руб. на окончание строительства в 1993 г. Но инфляция и задержки поступления денег по не позволили завершить намеченное. Районная администрация, ликвидировав городскую администрацию, вопросы строительства моста пустила на самотек, не оформила своевременно отчет и заявку на продолжение строительства, а поступающие на строительство моста деньги использовала на другие насущные нужды.
В результате в 1995 г. на продолжение строительства моста было выделено 350 млн. руб., которых хватило на устройство двух опор и монтаж балок. В 1996 г. были профинансированы работы на 600 млн. руб., в то время как заявка на работы для окончания строительства в 1992 г. составляла 3,2 млрд. руб. [10]
С 1997 г. финансирование строительства пешеходного моста вела администрация Курской области. По проекту мост состоит из 13 пролетов по двадцать четыре метра, его общая длина 312 метров, ширина 3 метра и предусмотрены лестничные сходы. При непосредствен-
ном участии В.Б. Иванова - заместителя губернатора Курской области - бывшего начальника Рыльского авиаколледжа в проект в 1997 г. были внесены изменения. Ширина была увеличена с 3 до 4 метров с усилением грузоподъемности железобетонных пролетов для однорядного автомобильного движения [9. с. 2].
Таким образом по инициативе авиаторов более 15 лет Рыльский перевоз активно участвует в экономической, социальной и исторической жизни древнерусского города. Значение перевоза возрастает в связи с протяженной границей Рыльского района с Украиной. Но в этом случае все будущие поколения должны знать, что, направив грузовой поток через центр города, мы разрушим его историческую и архитектурную ценности. Мост должен быть пешеходным, он прочно связал две части города в градостроительном, транспортном и культурном значении.
Список литературы 1. Архив Рыльского авиационного технического колледжа гражданской авиации (АРАТК ГА). Специальная часть (Акт о передачи имущества).
2. Государственный архив Курской области (ГАКО), Ф 58 (губернская строительная комиссия). Оп 3.
3. ГАКО, Ф 239 (Рыльского уезд), ОП 1.
4. ГАКО. Ф. 302 (Рыльская городская управа). Оп. 1.
5. ГАКО, Ф 448 (уездный предводитель дворянства), ОП 18.
6. Государственный архив Рыльского района (ГАРР). Ф. 1. (Рыльский райисполком) Оп. 16. Д. 3.
7. ГАРР, Ф 18/2 - 467 (Рыльский горисполком).
8. ГАРР, Ф 18/2 - 594 (Рыльский горисполком).
9. Герасименко С. Самый большой мост / Курская правда. - 1999. - 6 августа.
10. Личный архив автора.
11. Просецкий В.А. Рыльск. Издание третье, переработанное. Воронеж, Центр. Черноземное кн. изд., 1977. 176 с.
12. Хороших, А. Рыльск как он есть: дела, проблемы и надежды / Рыльская газета. - 1991. - 22 ноября.
13. Центр документации новейшей истории Курской области (ЦДНИКО). Ф. 10 ( Партийные комитеты и уездные исполкомы). Оп. 1. Д. 27а.
14. ЦДНИКО. Ф. Р - 3191 (Курский областной военкомат). Оп. 2с. Д. 37.
ЯПОНСКОЕ ХОЛОДНОЕ ОРУЖИЕ ПЕРИОДА 1868-1945 ГГ. В СОВРЕМЕННЫХ
АНГЛО-АМЕРИКАНСКИХ ПУБЛИКАЦИЯХ
Цокур Александр Викторович
аспирант кафедры зарубежного, регионоведения и дипломатии, Кубанского государственного
университета, г. Краснодар
JAPAN BLADED WEAPONS OF 1868-1945 IN THE CONTEMPORARY ANGLO-AMERICAN PUBLICATIONS Tsokur Alexander Victorovich, Postgraduate Student of Kuban State University Department of Foreign Regional Studies and Diplomacy, Krasnodar АННОТАЦИЯ
Рассматриваются основные направления исследования японского холодного оружия периода от революции (реставрации) Мэйдзи 1868 г. до конца Второй мировой войны в современной англо-американской литературе. Отмечается, что большая часть публикаций носит научно-популярный или справочный характер и ориентирована в основном на коллекционеров оружия и любителей японской культуры. Остается неизученным вопрос о сравнительной эффективности холодного оружия. ABSTRACT
The article describes main lines of research of the Japanese bladed weapons from the revolution (restoration) Meiji 1868 until the end of the Second World War in contemporary Anglo-American literature. It is noted that most of the publications is a popular scientific ones or reference only and focused mainly for weapons collectors and fans of Japanese culture. It remains unexplored the problem of comparative effectiveness of bladed weapons.
Ключевые слова: японские мечи, холодное оружие, кю-гунто, самураи, японская армия. Key words: Japanese swords, bladed weapons, Kyu-Gunto, samurai, the Japanese army.
Период японской истории от революции (в японской традиции - «реставрации») Мэйдзи 1868 г. до окончания Второй мировой войны характеризуется вынужденным отказом от самоизоляции, быстрым реформированием вооруженных сил под воздействием изучения европейского опыта, завоевательными войнами, охватившими Восточную и Юго-Восточную Азию, а также огромную часть Океании, чего никогда прежде не было. Япония оказалась единственной страной Азии, в короткий срок преодолевшей военно-техническую и экономическую от-
сталость от Европы и США и ставшей одной из империалистических держав. Уникальность этого опыта при сохранении традиционной японской культуры давно привлекает внимание исследователей. Некоторые из них пытаются понять японский феномен, другие с восхищением изучают разные элементы культуры, в том числе холодное оружие.
В результате капитуляции Японии в 1945 г. большая часть этого оружия досталось победителям - СССР, США и Великобритании. В последующем именно в этих странах стали появляться публикации, посвященные японскому