Научная статья на тему 'Роль ряда малых юрисдикций в мировом офшорном бизнесе'

Роль ряда малых юрисдикций в мировом офшорном бизнесе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
191
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронина А. М.

Появление большого числа новых независимых государств Азии, Африки и Латинской Америки стимулировало развитие офшорного бизнеса. Многие из них, в особенности крохотные по территории и населению, в силу объективных и субъективных обстоятельств не располагали в то время достаточными экономическими возможностями, чтобы самостоятельно выходить на мировые рынки в качестве конкурентов других стран, и в первую очередь, из числа промышленно развитых. В особенности это касалось расположенных вдали от центров мировой торговли и мировых финансов малых государств, не обладавших практически никакими природными богатствами. Выход из создавшейся ситуации эти страны нашли именно в создании на своей территории офшорных центров. Это давало малым государствам практическую возможность, образно говоря, «делать деньги из воздуха», так как на создание офшорного центра требуется минимум ресурсов, кроме того, это способствует формированию новых рабочих мест. В некоторых государствах офшорный бизнес стал одним из структурообразующих элементов экономики, его темпы роста и сейчас закладываются в бюджет этих государств на следующий год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль ряда малых юрисдикций в мировом офшорном бизнесе»

5 1137) - 2006

ОФШОРНЫЙ БИЗНЕС

РОЛЬ РЯДА МАЛЫХ ЮРИСДИКЦИЙ В МИРОВОМ ОФШОРНОМ БИЗНЕСЕ

А.М. ВОРОНИНА

Государственный университет управления

Активное вовлечение ряда малых развивающихся стран в офшорный бизнес во второй половине ХХ в. было вызвано, во-первых, особенностями развития этого сектора мировой экономики и, во-вторых, потребностями в экономическом развитии самих развивающихся стран, по крайней мере определенных их групп, прежде всего в лице малых государств и территорий, государств — «карликов». В первую очередь это коснулось развивающихся государств из числа бывших британских колоний.

Факторами вхождения малых стран британского протектората в офшорный бизнес были:

— особенности политики метрополий в отношении отдаленных колониальных владений в послевоенный период;

— появление новых независимых государств;

— особенности англосаксонской системы права;

— позитивный опыт некоторых малых государств, приведший к расширению числа малых островных государств и территорий, заявивших о своем статусе офшоров;

— наличие в этих государствах определенных условий, способствующих развитию офшорного бизнеса — деловой среды, инфраструктуры, финансовых институтов и пр.;

— в большинстве случаев развитие туристической индустрии предшествовало формированию офшорного бизнеса.

Большая часть малых островных государств и территорий в эпоху колониализма существовала за счет дотаций метрополий, в особенности это справедливо для большого количества британских колоний, разбросанных по всему миру. Ситуация начала меняться сразу после Второй мировой войны, когда британское правительство в послевоенный восстановительный период сократило дотационную поддержку далеким колониям. Им был взят курс, частично имевший место еще и до Второй мировой войны, на предоставление большей автономности многим отдаленным колониям, и в первую очередь в экономической сфере: таким

территориям рекомендовалось развивать новые методы привлечения инвестиций и искать новые источники поступления финансовых ресурсов. И если в довоенный и военный периоды британским колониям все же оказывалась пусть хоть и скудная, но ощутимая для их малочисленного населения помощь из государственного бюджета, то примерно после 1960 г. многие малые государства вместе с обретенной независимостью оказались один на один с множеством неразрешимых экономических и финансовых проблем.

Именно появление большого числа новых независимых государств Азии, Африки и Латинской Америки в послевоенное время стимулировало развитие офшорного бизнеса. Многие из них, в особенности крохотные по территории и населению, в силу объективных и субъективных обстоятельств не располагали в то время достаточными экономическими возможностями, чтобы самостоятельно выходить на мировые рынки в качестве конкурентов других стран, и в первую очередь из числа промышленно развитых. В особенности это касалось расположенных вдали от центров мировой торговли и мировых финансов малых государств, не обладавших практически никакими природными богатствами.

Выход из создавшейся ситуации эти страны нашли именно в создании на своей территории офшорных центров. Это давало малым государствам практическую возможность образно говоря «делать деньги из воздуха», так как на создание офшорного центра требуется минимум ресурсов, кроме того, это способствует формированию новых рабочих мест. В некоторых государствах уже в 70-х гг. прошлого века офшорный бизнес стал одним из структурообразующих элементов экономики, его темпы роста и сейчас закладываются в бюджет этих государств на следующий год.

Формирование офшорного сектора малых островных государств и территорий произошло неодновременно. В первую очередь, как уже было

сказано ранее, к формированию на своих территориях офшорного бизнеса приступили территории, находившиеся под английским протекторатом. Этому во многом способствовали особенности англосаксонской системы права, с одной стороны, содержащей ряд норм, весьма удобных для развития офшорного сектора, а с другой — обладающей большой степенью гибкости в формировании новых организационно-правовых форм контрагентов нового сектора мировой экономики вследствие преобладания не кодифицированного права, а системы судебных прецедентов.

В дальнейшем стали возникать офшорные юрисдикции и на других территориях и странах, их число непрерывно росло и в 70-е, и в 80-е гг., и особенно в 90-е гг. прошлого века. Свою роль в данной ситуации сыграла и сила положительного примера: многие малые островные государства, увидев успешность и оценив перспективность такой формы экономического развития, также начинали формировать у себя офшорные центры, беря за образец уже разработанное офшорное законодательство других юрисдикций и ориентируясь на сложившуюся практику делового оборота в данной сфере.

Следует сказать, что новые офшорные центры развивающихся государств на пути своего становления сталкивались и с проблемами. Так, создание офшорного центра априори предполагает наличие на данной территории в достаточной степени развитой инфраструктуры, прежде всего телекоммуникации и связи, транспортного сообщения, а также определенного числа финансовых учреждений, обладающих квалифицированным персоналом. Для осуществления регистрации офшорных компаний, формирования работы секретарских компаний и даже для того, чтобы просто быть номинальным директором офшорной структуры (а законодательные системы многих офшорных юрисдикций требуют соблюдения условия по набору «штата» офшорной компании из местных жителей, с помощью чего достигается рост занятости в стране) необходим определенный уровень образования и квалификации, наличие сведений в экономических и юридических областях. На эти позиции, очевидно, привлекаются юристы, адвокаты, экономисты, лица, владеющие иностранными языками, технически (прежде всего в компьютерной сфере) грамотные, для которых не представляет проблем общение с современной техникой и средствами связи и т.д. Это может показаться естественным и несущественным, однако совершенно неподготовленного человека, что называется «с улицы», невозможно назначить директором или представителем, пусть и номинальным. Следовательно, одной из первых

возникает проблема с наличием квалифицированного персонала. Иначе говоря, формирование офшорного бизнеса без какой-либо подготовки также сомнительно, поэтому наличие определенной инфраструктуры, деловой среды является по сути весьма существенным, если не необходимым условием. И такие условия объективно имелись в некоторых развивающихся государствах (самый яркий пример — острова Карибского моря), первыми начавших развитие офшорного сектора.

Соглашаясь со справедливыми замечаниями многих специалистов по проблемам офшорного бизнеса, следует заметить, что наиболее быстро и успешно развитие офшорного сектора происходит в тех юрисдикциях, где уже сложилась определенная инфраструктура, главным образом сопутствуя развитию туристического сектора1: очень многие из малых островных государств и территорий представляют собой известные курортные зоны с уникальным бальнеоклиматическим режимом, живописной и яркой (преимущественно тропической) природой и в целом обладают существенным потенциалом в рекреационной сфере. Развитие сферы туристических услуг, которое требует во многих отношениях (особенно на первоначальных этапах) такого же подхода, как и создание офшорного сектора экономики, определенным образом предвосхищает учреждение офшора, подготавливает для него необходимую инфраструктурную базу: высокий уровень развития связи и коммуникации, налаженное транспортное сообщение, развитые финансовый и банковский секторы, иные услуги, включая гостиничный бизнес и т.п. В качестве примеров такой схемы развития малых островных государств можно привести некогда отдаленные и затерянные на картах мира острова, которые посредством развития туристической инфраструктуры превратились в довольно-таки процветающие государства с высокими показателями ВВП на душу населения. Формирование же офшорного бизнеса придало дополнительный стимул их поступательному развитию. Например, по состоянию на 2001 г. ВВП этой группы государств колебался в пределах от 30 млн дол. США на о. Св. Елены до 9,75 млрд у Кипра, а ВВП на душу населения — от 1 300 дол. у Вануату до 20 тыс. на Нидерландских Антильских островах (в части данных за 2005 г. см. табл. 1).

Малые островные страны и территории — термин, который используется для обозначения

1 Вне границ, вне берегов = Offshore, off all shore. — M.,

1998. — С. 27; Гуцериев М.С. Свободные экономические зоны: опыт, проблемы, перспективы. — М., 1997. — С. 16; Офшорные зоны и трастовое законодательство. — М., 2000. — С. 8; Шамбост Э. Энциклопедия офшорных зон. — М., 2000. С. 11.

большой группы развивающихся государств, не представляющих единой группы ни этнически, ни исторически, ни географически или с точки зрения религиозной принадлежности, однако объединяемых в одну группу в силу схожих условий социально-экономического развития и так называемого «фактора уязвимости». Под этим подразумевается, что в силу объективной маломощности экономики этих государств и территорий они более других восприимчивы к изменениям конъюнктуры мировых рынков, циклическим колебаниям, геополитическим, экологическим трансформациям и пр. По этой причине в учреждениях системы ООН в 1999-2000 гг. была создана Концепция малых островных государств и территорий с уязвимой экономикой, где одно из ключевых мест отведено всемерному развитию современной финансовой инфраструктуры как перспективной альтернативе выживания экономик государств, не обеспеченных в должной мере природными и иными ресурсами2.

В настоящий момент к числу малых островных государств и административно-территориальных образований с развивающейся экономикой, где учрежден офшорный центр, играющий заметную роль в экономике данного государства, можно отнести около 30-ти государств и территорий: Ан-гилья, Аруба, Антигуа и Барбуда, Нидерландские Антильские острова, Багамские острова, Барбадос, Бермудские острова, Британские Виргинские острова, Гренада, Доминика, Каймановы острова, о. Монтсеррат, Сингапур, Гонг Конг, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, о-ва Теркс и Кайкос, Ямайка, о. Кипр, о. Лабуан (Малайзия), Мальдивы, Сейшелы, Маврикий, о. Св. Елены, Вануату, Западное Самоа, о-ва Кука, Маршалловы острова, Науру, о. Ниуэ, Бахрейн, Палау, о. Мальта, о-ва Гернси, Джерси и Мэн и др. У этих стран и территорий, располагающихся на разных континентах (а вернее, в разных океанах), весьма различных по своим географическим, природно-климатическим, историко-культурным, этно-конфессиональным, экономическим и прочим характеристикам, все же можно обозначить некоторые общие черты, которые выделяют их среди других стран и объединяют под таким определением, как «основные участники офшорного бизнеса» в мировой экономике. В качестве объединяющих основных черт таких островных государств можно обозначить следующие:

— население — весьма незначительно, в особенности в сравнении с количеством зарегистрированных в каждой стране компаний: население Гонг Конга — наибольшее из всех рас-

2 Financial Stability Forum, Report of the Working Group on Offshore Centres, 5 April 2000.

сматриваемых малых стран — чуть превышает 6,9 млн человек, а население Ниуэ составляет 2 166 жителей;

— территория — все они принадлежат к малым или даже мельчайшим странам мира, самое крупное из островных государств по площади — государство Багамские острова — занимает всего 14 тыс. км2, а самое маленькое островное государство — Науру — имеет площадь всего 21 км2;

— размер ВВП весьма невелик (крупнейший показатель у Гонг Конга — 254 млрд дол., у следующего за ним Сингапура — 131 млрд дол., наименьший показатель у Ниуэ — 8 млн дол.); экономики характеризуются отсутствием значимых производственных мощностей; сельское хозяйство, традиционно игравшее существенную роль, уже утратило свою роль;

— высокая степень вовлеченности в мировые финансовые потоки — через компании и банки, зарегистрированные в этих странах, осуществляется перевод огромных финансовых потоков — по различным оценкам от 1/3 до 1/2 финансовых операций мира;

— немалая роль туристического бизнеса в экономике — все они являются признанными туристическими центрами;

— сопоставимость суммарных активов офшорных финансовых институтов с объемом мировой торговли, которые составляют порядка 5 трлн дол.;

— сопоставимость депозитов офшорных центров с депозитами тройки мировых экономических лидеров — США, ЕС и Японии3. Первенство в развитии офшорного бизнеса в

развивающемся мире исторически принадлежит государствам и территориям бассейна Карибского моря, иначе говоря, Вест-Индии, многие из которых относятся к старейшим офшорам в мире. В группу карибских и центрально-американских офшорных центров входят 17 островных государств и территорий

— Ангилья, Аруба, Антигуа и Барбуда, Нидерландские Антильские острова, Багамские острова, Барбадос, Бермудские острова, Британские Виргинские острова, Гренада, Доминика, Каймановы острова, остров Монтсеррат, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, острова Теркс и Кайкос, Ямайка, а также некоторые неостровные малые страны, например, Панама и Белиз.

Весьма специфичную группу представляют владения Нидерландов. Их отличают в первую очередь некоторые особенности организационно-правовой формы регистрируемых фирм, а также довольно тесные связи с метрополией, по причине чего на них распространяется действие всех заключен-

3 Данные по: Offshore Outlook, Vol. 3, №42, p. 13.

ных Нидерландами международных соглашений об избежании двойного налогообложения, что делает эти территории очень привлекательными для международного офшорного бизнеса. К группе голландских владений относятся остров Аруба и Нидерландские Антильские острова. Предшествовала формированию офшорного бизнеса на этих территориях, как и во многих других офшорных центрах данного региона, индустрия туризма: на островах существует развитая инфраструктура, отличная авиасвязь, международные отели, развитый сектор финансовых услуг. Если Аруба сравнительно недавно сформировалась как центр офшорного бизнеса, то Нидерландские Антильские острова являются одним из старейших офшорных центров не только Карибского региона, но и в общемировых масштабах: его формирование началось еще в 1930-х гг. благодаря автономному статусу в рамках владений нидерландской короны, а также ряду законодательных норм метрополии, позволявших голландским компаниям выводить свою деятельность и активы под юрисдикцию заморских островов. Деятельность офшорных компаний облагалась налогом на прибыль в размере 2,4%4, валютный контроль отсутствует. Все это превратило острова в офшорную юрисдикцию, сыгравшую, например, большую роль в формировании рынка еврооблигаций, а также в инвестировании иностранных капиталов в США, особенно в недвижимость. Регистрация офшорных структур производится в традиционной для голландского права форме или АУУ5, требования к ним минимальны6. Нидерландские владения еще до начала активизации международного офшорного регулирования приняли очень строгое законодательство, препятствующее использованию офшорных механизмов в целях легализации капиталов, полученных незаконным путем. В дальнейшем были введены новые правила налогообложения для компаний, учрежденных после 01.01.2000 г.: все они обязаны платить 10%-ный налог на прибыль7, а также делать более прозрачной свою деятельность и ежегодно предоставлять финансовую отчетность; было создано отдельное правительственное учреждение, которому банки обязаны сообщать обо всех необычных сделках, отслеживаемых в соответствии с рекомендациями ОЭСР и ФАТФ.

Во вторую группу входят офшорные юрисдикции — бывшие и нынешние владения британской

4 Энциклопедия офшорного бизнеса. — НПК-Веста, 2000. - С. 76.

5 Шамбост Э. Энциклопедия офшорных зон. — М, 2000. - С. 31.

6 Чернявский С.П. Роль офшорных банков в обслуживании российских денежных потоков: Дис. канд. экон. наук. — М., 2000. — С. 38.

7 Там же, с. 42.

короны. Общим в этой группе являются тесная связь с британским и североамериканским рынками капиталов, господство англосаксонской системы права, широкое распространение IBC8 в качестве преобладающей организационно-правовой формы офшорных структур.

Соответствующее для офшорного бизнеса законодательство в Антигуа и Барбуда было принято только в 1982 г., хотя офшорный бизнес начал развиваться уже с конца 70-х гг. прошлого века. Регистрация офшорной фирмы осуществляется в течение одного рабочего дня, при этом местные правила требуют учреждения и содержания постоянного офиса на территории офшорной юрисдикции. Требования к проведению аудиторских проверок и предоставлению финансовой отчетности предъявляются только к компаниям, ведущим страховую или банковскую деятельность. Антигуа и Барбуда известны полным отсутствием валютного контроля и, по мнению международных экономических организаций, долгое время недостаточно активно противоборствовали отмыванию преступных доходов, особенно при представлении неоправданно завышенного, по их мнению, уровня конфиденциальности владельцам офшорных фирм.

Багамские острова — один из старейших офшорных центров мира, он и по сей день продолжает оставаться крупнейшим центром транзита крупных финансовых потоков. Одна из причин этого кроется в том, что Багамы, будучи долгое время колонией Великобритании и притягивая к себе крупные финансовые ресурсы из метрополии, в частности, привлекая внимание состоятельных британцев в качестве места сохранения своих капиталов от высоких британских налогов послевоенной поры, уже с конца XIX в. наладили прочные деловые связи с бизнесом США. Особенно активно финансовые ресурсы из США устремились на Багамы также после Второй мировой войны, способствуя превращению небольшого государства в крупнейший центр туризма, а также место средоточия индустрии игорного бизнеса в панамериканском масштабе. Это особое положение архипелага создало в дальнейшем предпосылки для формирования здесь крупного офшорного финансового центра: прежде всего это коснулось развития инфраструктуры, что, как уже неоднократно подчеркивалось, имеет первостепенное значение для успешного развития офшорного сектора экономики. Багамы имеют регулярное сообщение с крупнейшими финансовыми центрами мира — Нью-Йорком и Лондоном, а также с множеством других столиц и крупных городов мира. По объему офшорных сделок на сегодняшний

8 International Business Company, Компания международного бизнеса.

день Багамы занимают одно из ведущих мест, чему главным образом способствует политика властей в области налогообложения, поскольку Багамы — это страна, где фактически долгое время существовал и существует нулевой уровень налогообложения. Размах офшорной индустрии на Багамах подтверждает и тот факт, что главным источником доходов правительства островов являются пошлины, уплачиваемые компаниями в процессе регистрации, а также таможенные (импортные и экспортные) сборы. На Багамах строго соблюдалась конфиденциальность всей информации об офшорном бизнесе, что делало их все более привлекательными. Конфиденциальность взаимоотношений и сделок, заключаемых финансовыми учреждениями, — еще один существенный фактор, побуждающий заниматься бизнесом на Багамах и, прежде всего банковским делом. В период своего расцвета из 391 банка и трастовой компании, получивших на сегодняшний день здесь лицензии, примерно 75% имеют на багамской территории офисы и штат сотрудников9. Большинство багамских банков является офшорными, они работают с активами частных лиц-нерезидентов, офшорных компаний и трастов. В период наибольшего развития банковское дело приносило республике прибыль в размере 8% ВВП и обеспечивало работой более 3 000 служащих, 95% которых багамцы10. Что касается отмывания преступных доходов, то здесь Багамы теснейшим образом сотрудничают с американскими спецслужбами, поэтому сами Багамские регистраторы еще до того как открыть счет или зарегистрировать фирму нерезидента ,тщательнейшим образом проверяют его на предмет благонадежности и отсутствия криминального прошлого.

Формирование на Барбадосе международного офшорного центра начало осуществляться около 30 лет назад, но только в начале нового тысячелетия офшорный бизнес стал существенной статьей национального дохода этого государства. Сегодня Барбадос относится к числу крупных финансовых, торговых и промышленных центров бассейна Карибского моря. Особое развитие также получило судоходство, поэтому Барбадос относят и к числу судовладельческих офшорных центров. Удельный вес офшорного бизнеса, а также доля индустрии туризма неуклонно растут, вытеснив на второй план сельское хозяйство, доходы от которого в недавнем прошлом составляли основу поступлений в государственный бюджет. Правительство всячески заинтересовано в развитии офшорного

9 Offshore banking: An analysis of micro- and macro- prudential issues. - Washington, 2001, p. 128

10 Энциклопедия офшорного бизнеса. - НПК-Веста,

2000, с. 81

сектора экономики, поддерживая инвестиционную деятельность иностранцев в туристической и производственной сферах, что создает новые рабочие места и обеспечивает приток иностранной валюты. По сравнению с другими офшорными центрами региона власти Барбадоса охотно обмениваются с властями промышленно развитых стран информацией о налогах, поэтому, скорее, следует говорить лишь о некоторой степени конфиденциальности, культивируемой на Барбадосе, но не о режиме секретности и полном сохранении тайны. Благодаря этому Барбадос пользуется положительной репутацией у стран Запада, что, в частности, сказалось на наличии договоров об избежании двойного налогообложения с ними, которых у Барбадоса заключено больше, чем в какой-либо другой стране Карибского региона.

Бермудские острова следует относить к сравнительно молодым (по меркам Карибского региона) офшорным центрам, чье развитие началось лишь с начала 80-х гг. прошлого века. При этом хотя автор и относит офшорную юрисдикцию Бермуды к Карибскому региону, следует заметить, что они находятся на вершине «Бермудского треугольника», района, пользующегося дурной славой у мореплавателей и летчиков. Это одно из самых загадочных, отдаленных и красивейших мест в мире. Острова находятся в западной части Атлантического океана. Они — вторые в мире по отдаленности от материков. Расстояние — 1 529 км к северу от Нассау (Багамы) и 1 046 км к западу от Северной Каролины (США). Архипелаг состоит из 7 крупных и около 150 малых островов, образовавшихся в результате активной вулканической деятельности, окруженных коралловыми рифами (вместе с рифами их насчитывается до 360), из которых обитаемы только около 20. Помимо офшорного сектора на сегодняшний день здесь процветает индустрия туризма, хорошо развита инфраструктура коммуникаций. Острова все больше привлекают к себе предпринимателей, занимающихся международным бизнесом, в котором специализация происходит на страховом бизнесе: после Лондона и Нью-Йорка Бермуды стали третьим в мире страховым центром. Как и в других офшорах, основу экономики островов составляет обслуживание иностранных туристов и международного офшорного бизнеса. Бермуды предоставляют значительные налоговые льготы и прежде всего освобождение от подоходного налога (с физических лиц). Офшорные компании чаще всего регистрируются в форме Exempted Company — так называемых освобожденных компаний, деятельность которых регламентируется законом о компаниях 1981 г. с некоторыми изменениями и дополнениями. Регистрационная информация на

компанию хранится в общественно доступном реестре, поэтому конфиденциальность можно обеспечить только благодаря использованию номинальных лиц. Однако реальные владельцы компании обязаны представить рекомендательные письма из респектабельных банков и, таким образом, информация о них при регистрации попадает в орган государственной регистрации юридических лиц.

Как и Бермудские острова, Британские Виргинские острова сохранили свой колониальный статус владений Великобритании, что уже само по себе содержит ряд преимуществ, в первую очередь относительно распространения на острова действия международных соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных Великобританией с другими государствами. Офшорный бизнес на Виргинских островах получил особое развитие с конца 1970-х гг., но особый импульс этому процессу придал Панамский кризис 1986 г., когда немало компаний, зарегистрированных и работавших в Зоне Панамского канала, бежали из этого удобного в географическом плане, но во многих отношениях опасного района. Если до 1986 г. число зарегистрированных офшорных компаний на Британских Виргинских островах исчислялось лишь несколькими сотнями, то к 1990 г. их количество перевалило 100-тысячную отметку, а в 1999 г. их было уже 250 тыс., к 2004 г. достигло 600 00011. На Виргинских островах практически полностью отсутствует валютный контроль, а общий уровень налогообложения на островах достаточно высок и сравним с развитыми странами, однако в отношении офшорных компаний действовало освобождение от уплаты подавляющего большинства налогов. Вместе с тем данный порядок практически прекращает свое действие с 01.01.2007 г. При регистрации информация, предоставляемая в регистрирующий орган, минимальна. Размер правительственных регистрационных пошлин напрямую зависит от размеров заявленного уставного фонда. До сих пор офшорная банковская деятельность не получила широкого распространения на Виргинских островах из-за опасения властей активизации криминальных кругов, заинтересованных в использовании офшорного центра для «отмывания грязных капиталов».

Гренада, как и некоторые другие государства Карибского региона, обладает относительно молодым офшорным центром, поэтому его роль в экономике этого островного государства сравнительно невелика: ее основу по-прежнему составляет сельское хозяйство, специализирующееся главным

11 ГришанковД. Утекающий бизнес // Эксперт, 2000, №10, Британские Виргинские острова консультируются по поправкам к Закону о компаниях // http: //www. offshore.su/index. php?action=showcat&catid=11.

образом на выращивании специй и некоторых тропических растений. Иностранный туризм начал развиваться только во второй половине 1990-х гг. Офшорный центр в Гренаде развивался как типичная налоговая гавань, предоставляющая льготы по налогообложению как резидентным, так и нерезидентным компаниям. Здесь также соблюдалась строгая конфиденциальность, а международное трастовое и банковское законодательство считается одним из наиболее четких и сбалансированных, поскольку создавалось оно на базе правовых систем зарекомендовавших себя государств, в том числе и офшоров. Каких-то особых требований к капиталу компаний, предоставлению финансовой отчетности или резидентности директоров или секретарей не предъявлялось. Регистрируя офшорные финансовые организации, Гренада старается сохранить респектабельность и хорошую репутацию своего офшорного центра, и, хотя заявления на создание офшорных компаний держатся в строжайшем секрете, их тщательно проверяют в ФБР США, Интерполе и прочих службах безопасности.

Каймановы острова следует отнести к «старым» офшорным юрисдикциям, поскольку развитие сектора офшорных услуг началось здесь еще в 1960 г. Каймановы острова также представляют собой налоговую гавань: налоги любого рода в этой стране отсутствуют как для резидентных, так и для нерезидентных компаний. Регистрационная пошлина составляла 0,05% от уставного капитала компании12. Конфиденциальность достигается путем широкого использования номинальных акционеров, которые обычно на основании доверенности за бенефициарных владельцев компании, что сильно затрудняет сбор информации о реальных собственниках компании. Однако такие операции вполне разрешены законодательством Каймановых островов. Каймановы острова являются и ведущим банковским центром, уже в 2000 г. в этом крохотном государстве было зарегистрировано около 600 банков. Строгое соблюдение жестких мер по регулированию банковской деятельности в полном соответствии с постановлениями Базельского комитета привело к тому, что крупнейшие банковские центры — Нью-Йорк, Лондон и Токио — признали Каймановы острова центром, способным проводить банковские операции высокой степени надежности еще до начала «антиофшорной» борьбы в мировом масштабе.

Офшорный бизнес в малом островном государстве Сент-Винсент и Гренадины начал свое развитие с середины 70-х гг. прошлого века, и процесс его формирования шел параллельно с развитием

12 Шамбост Э. Энциклопедия офшорных зон. — М., 2000. С. 94.

инфраструктуры туризма в данной стране. Несмотря на наличие на островах уникальных бальнеок-лиматических условий и большого рекреационного потенциала, бывшему колониальному владению Великобритании, до того главным образом ориентированному на сельское хозяйство (выращивание бананов), оказалось не под силу создание туристической инфраструктуры даже примитивного, начального порядка, поэтому привлечение значительных финансовых средств для целей развития туризма было увязано со стратегией развития на островах офшорного бизнеса. Столица государства — Кингстаун — фактически является одной из пионеров Карибского бассейна в сфере регистрации и обслуживания офшорного бизнеса, хотя в законодательном порядке в стратегическую линию экономической политики этой страны эта практика была преобразована лишь во второй половине 70-х гг. прошлого века. В 1976 г. в этом государстве было принято первое офшорное законодательство, разработанное швейцарскими юристами и детально регламентировавшее деятельность международных компаний, страховых обществ, трастов и банков, которое было обновлено в 1994 г. и в дальнейшем также претерпевало изменения. При подготовке нового варианта офшорного законодательства несмотря на уже к тому времени полным ходом развернувшуюся борьбу развитых стран и международных организаций с режимом конфиденциальности офшоров, Сент-Винсент и Гренадины оставили в неприкосновенности банковскую, деловую и профессиональную тайны, приняв специальный закон о сохранении конфиденциальных отношений в области международной финансовой деятельности. Сент-Винсент и Гренадины принципиально не участвовали в каких-либо международных налоговых соглашениях и не оглашали даже сводных данных о содержании своих офшорных регистров и подобной статистики. В этой связи власти островного государства подчеркивали, что любые попытки приподнять завесу деловой и банковской тайны, установленную местным законодательством (имея в виду прежде всего не так уж редко имеющий место шпионаж иностранных государств за своими гражданами на предмет выявления их зарубежных доходов, активов и иных сведений), являются точно таким же преступлением, как «отмывание» денег, полученных в результате незаконной торговли оружием или наркотиками. О профиле деятельности офшорной компании, директоров, прав акционеров и т.п. информация не раскрывалась и была практически недоступна. Офшорные компании на Сент-Винсенте и Гренадинах были освобождены от всяких налогов и уплачивали лишь регистрационный и ежегодный фиксированный взносы.

Развитие офшорного бизнеса в Федерации Сент-Китс и Невис началось с 1984 г., хотя и до этого момента это государство является признанным финансовым центром Карибского бассейна: здесь находится Центральный банк Карибского сообщества, эмитирующий восточно-карибский доллар — единую валюту для большинства малых островных государств региона. Компании были освобождены от необходимости представления ежегодных отчетов, не подвергаются каким-либо валютным ограничениям и пользовались многими другими льготами. Заработанные вне территории островного государства доходы, дивиденды и иная прибыль офшорной компании никакими налогами не облагалась.

Острова Теркс и Кайкос, являясь колониальным владением Великобритании, офшорный бизнес стали развивать с 1981 г., когда был принят ряд нормативных правовых актов в этой сфере, во многом воспроизводящих соответствующее законодательство Каймановых островов. Теркс и Кайкос позиционировались как налоговая гавань, где не взимается практически никаких налогов ни с резидентов, ни с нерезидентов. В общих чертах налоговый статус островов очень похож на статус Багамских, Бермудских и Каймановых островов. Теркс и Кайкос — типичный офшорный центр островного типа, здесь практически отсутствует промышленность, роль сельского хозяйства весьма незначительна, основные источники доходов правительства — импортные пошлины, уплачиваемые компаниями регистрационные сборы, гербовые сборы и пр. На островах достаточно строго соблюдался режим конфиденциальности в отношении зарегистрированных компаний, налоговые органы других правительств не получают никакой информации о налогах, уплаченных компаниями на островах Теркс и Кайкос. Однако между правительствами Великобритании и США существует (и существовало еще до активизации международного антиофшорного регулирования) соглашение, согласно которому Министерство юстиции США могло получить доступ к конфиденциальной информации островного реестра, но только в очевидных случаях, связанных с отмыванием нелегальных капиталов.

В целом необходимо заметить, что все расположенные в Карибском регионе офшорные юрисдикции характеризует схожесть правовых систем, экономических условий, ориентация на финансовые рынки США и Европы. Вместе с тем имелись и имеются определенные различия и специфические особенности каждого государства, прежде всего в уровне конфиденциальности и степени либеральности властей применительно к процедурам регис-

трации офшорных компаний, а также «отраслевые» специализации малых стран.

Развитие одной из известнейших офшорных юрисдикций мира—острова Кипр началось в 1974 г., после того как в результате турецкой оккупации северной части острова государство фактически осталось без районов промышленного производства, и срочно нужно было искать новые ресурсы для развития экономики и новые формы привлечения инвестиций и финансовых ресурсов.

Кипр иногда называли «европейской страной на Ближнем Востоке»: ВВП на душу населения в период расцвета его офшорного бизнеса составлял около 15 000 дол., что является одним из самых высоких показателей в странах Средиземноморья. При этом столица острова — г. Никосия расценивалась как 7-й из наименее дорогих из 53 ведущих международных бизнес-центров согласно обзору Союзного банка Швейцарии13. Основу экономики острова составляют туризм и сектор услуг, а также быстро развивающиеся экспортоориентированные отрасли промышленности. Из 3,9 млрд дол. ежегодных общих доходов 42% приходилось на туризм, 23% — на экспорт, 10% — на транспорт и более 7% — на деятельность офшорных и судоходных компаний14. В качестве офшорного центра Кипр пользовался и до сих пор пользуется огромной популярностью среди предпринимателей всех стран, особенно Ближнего Востока, России и стран СНГ. В период его расцвета с 1975 г. на Кипре зарегистрировано свыше 17 000 различных офшорных компаний, причем за 1990-е гг. их число увеличилось более чем на 30%15. В 90-е гг. прошлого века офшорный сектор экономики приносил Кипру ежегодно от 7 до 9% всех чистых валютных поступлений (около 240 млн дол.)16. Огромное значение в офшорной индустрии Кипр приобрел благодаря двум моментам:

— не являясь налоговой гаванью, Кипр взимал с офшорных компаний налог лишь в 4,25% (с 01.01.2003 г. согласно проведенной налоговой реформе этот налог был увеличен до 10%17) с чистой прибыли (а не с доходов), при этом никакими другими налогами офшорная компания не облагалась — она платила лишь единовременный регистрационный сбор;

— разветвленная сеть договоров об избежании

13 World Prices and Revenues. — Zuerich, 2002.

14 Офшорный бизнес за рубежом и в России. Сост. В.В. Балашов. — Никосия — Хельсинки, 1995. — С. 112.

15 Зимелев А. На Кипр с любовью из России // Offshore express, 1997, № 6.

16 Рубченко М. Слухи о Кипре сильно преувеличены // Эксперт, 1997, № 26.

17 Чувыкин М. Кипроский офшор не умирает // Ведомости,

31.10.2002.

двойного налогообложения делает Кипр уникальным местом для беспрепятственного транзита огромных капиталов — такие соглашения имеются у Кипра со всеми государствами — республиками бывшего СССР, именно поэтому так велика его популярность у бизнесменов из России. Практически это единственная офшорная юрисдикция, с которой у России имеется соглашение об избежании двойного налогообложения.

Офшорные фирмы обязаны представлять ежегодный финансовый отчет в Центральный банк Кипра, проводить аудиторские проверки. Хотя власти строго отслеживают учредителей компании на предмет их законопослушности — предусмотрена даже возможность открытия в случае необходимости (расследования) кодированных банковских счетов, тем самым ставится заслон на пути «отмывания» грязных денег, сам список офшорных компаний является конфиденциальным документом: периодически публиковались только сводные цифры для того, чтобы правительство и общественность могли оценить развитие ситуации в офшорном секторе экономики страны. Кроме офшорных фирм общего типа, на острове регистрировались и иные виды офшорных организаций: трасты, судоходные и страховые компании, банки, среди которых уже в 2002 г. числилось 20 полноценно функционирующих с депозитами более 1 млрд дол.18.

Важнейшим финансовым центром на Ближнем Востоке является Бахрейн, известный своей специализацией на финансовых и банковских услугах. Бахрейн является международным и региональным межбанковским финансовым центром, в основе которого лежит офшорный банковский сектор. Основанный в 1975 г., уже к 1998 г. офшорный финансовый сектор имел активы (авуары) в размере 70 млрд дол.,19 а ежедневный биржевой оборот всех бахрейнских финансовых институтов составил в 2001 г. около 4 млрд дол.20. К тому моменту в Бахрейне базировалось около 90 коммерческих банков, инвестиционных фондов и объединений (союзов) офшорных банков, имелось свыше 50 представительств, финансовых и биржевых брокеров и около 60 местных и освобожденных от налогов иностранных страховых компаний (в Бахрейне уже в тот период располагалось 180 финансовых институтов и около 100 страховых компаний). Финансовый сектор представляет собой уникальное сочетание местных, региональных и международных компа-

18 Harmful Tax Practices, OECD, 4 July 2002, p. 28.

19 Laulajainen R Financial Geography. — 1998, p. 171.

20 Peel M. Tax havens reject FSA criticism of standards anti-money-laundering controls. // Financial Times, 27.9.2001.

ний и предлагает самый широкий круг финансовых услуг. Формирование Бахрейна как международного финансового центра в исламском мире привело к активному развитию и диверсификации финансовой деятельности в регионе. По состоянию на 2001 г. в Бахрейне было зарегистрировано 11 исламских банков, владеющих в целом активами в размере 2 млрд дол.21. Рост числа финансовых институтов сопровождался устойчивым ростом балансовых показателей. Следовательно, еще в 2001 г. консолидированные активы коммерческих банков насчитывали 10 млрд дол., а у офшорных банковских союзов — 72,1 млрд дол.22 В условиях предоставления строгой конфиденциальности и устойчивого развития финансовый сектор Бахрейна отражает тот факт, что показатели консолидированного баланса финансовых институтов достигли отметки устойчивого роста за весь послевоенный период (подразумевается операция в Персидском заливе 1990-1991 гг.). В течение этого периода показатели консолидированного баланса коммерческих банков выросли на 43%, а у офшорных банковских союзов (объединений) — на 20%23.

Особо следует обратить внимание на развитие в конце прошлого и начале текущего веков офшорных центров в бассейне Тихого океана. Формирование офшорного центра на островах бывшего англо-французского кондоминиума Новые Гебриды, а сейчас независимого государства Вануату, началось еще в колониальную эпоху — в 1971 г. В тот период острова стали классической налоговой гаванью, предоставляющей выгодные условия для работы офшорных компаний, фактически первой в данном регионе, предоставляющей подобные услуги. Сегодня правительство Вануату твердо придерживается курса на превращение страны в развитый офшорный центр, налоговую гавань «номер один» южной части Тихого океана, гарантируя бизнесменам со всего мира политическую стабильность и неизменность правительственного курса в экономике и политике. В частности, страна полностью интегрирована в мировую систему телекоммуникаций, имеет проработанное законодательство. За его основу в 1986 г. были взяты юридические системы Багамских и Каймановых островов. После принятия в 1993 г. закона о международных компаниях последние стали превалировать, а регистрационный сбор в 2000 г. составлял 150 дол.24. Не имеется также каких-либо требований

21 Offshore banking: An analysis of micro- and macro- prudential issues. - Washington, 2001, p. 95.

22 Там же, р. 98.

23 Там же, р. 105.

24 Энциклопедия офшорного бизнеса. — НПК-Веста, 2000. - С. 97.

о резидентности директоров или иного персонала, снято и требование о наборе персонала обязательно из местных жителей. Офшорные фирмы освобождены от необходимости представления отчетности и проведения аудиторских проверок. Кроме того, соблюдается конфиденциальность, что также является немаловажным фактором, привлекающим иностранных инвесторов. Разглашение информации, составляющей коммерческую и банковскую тайну, преследуется в уголовном порядке.

Сравнительно молодая офшорная юрисдикция Тихоокеанского региона — Западное Самоа. Начало офшорному бизнесу было положено в 1987—1988 гг. принятием ряда законодательных актов, ставших основой для международной финансовой специализации. С тех пор всестороннее укрепление и развитие офшорного центра является приоритетной деятельностью любого самоанского правительства вне зависимости от его политического курса. Политика превращения страны в мощный и конкурентоспособный офшорный центр в Тихоокеанском регионе — один из путей повышенного интереса инвесторов к экономике Самоа, что обеспечивает эффективную обратную связь между правительством и международным деловым сообществом. Западное Самоа может быть причислено к достаточно либеральным офшорным юрисдикциям. Офшорные фирмы, регистрировавшиеся согласно закону 1987 г. только в форме международных компаний, не облагаются никакими налогами и пошлинами, уплачивая только ежегодный фиксированный регистрационный взнос, а также аналогичные взносы в случае приобретения лицензий на определенные виды деятельности. Отсутствуют требования представления ежегодной финансовой отчетности, проведения аудиторских проверок и пр. Количество директоров компании ничем не оговорено, однако все они не должны быть резидентами островного государства. Самоа является участником Базельской конвенции, согласно которой возможно раскрытие банковской информации в случае расследования преступлений, связанных с торговлей оружием, наркотиками, отмыванием капиталов, полученных нелегальным путем.

Офшорная юрисдикция новозеландского архипелага островов Кука получила свое развитие с начала 1980-х гг. прошлого века. До того основой экономики островного владения был туризм, который своим развитием подготовил базу для учреждения международного делового офшорного центра. За прошедшие 20 лет офшорный бизнес стал вторым по важности сегментом экономики архипелага после туризма. В формировании офшорного законодательства ставка была сделана на его универсальный характер, поскольку разработ-

чики постарались максимально объединить нормы англосаксонской и континентальной правовых систем для того, чтобы расширить круг своих потенциальных клиентов. В период своего расцвета (к 2000 г.) на островах Кука зарегистрировано около 2 тыс. офшорных компаний25. Информация, требуемая при регистрации об учредителях компании, минимальна, а сведения об акционерах, даже номинальных, не разглашаются, за нарушение запрета лица несут ответственность вплоть до уголовной. На островах Кука для офшорных компаний отсутствуют какие-либо налоги, равно как валютный контроль. Государство законодательно обеспечивает должную степень конфиденциальности банковских и коммерческих операций, на практике игнорировались решения иностранных судов относительно собственности зарегистрированных там компаний и учрежденных трастов.

Развитие офшорного бизнеса Науру началось в середине 1970-х гг. На Науру было разработано довольно оригинальное офшорное законодательство, с одной стороны, несколько отличающееся от правовых систем в других мировых офшорных центрах, а с другой — перенявшее их опыт. Офшорные компании регистрируются в течение суток в форме корпораций с ограниченной ответственностью, язык регистрации и конкретное название значения не имеют. Существуют требования о предоставлении ежегодной финансовой отчетности. В отличие от многих других офшоров Науру не предоставляло услуг по продаже готовых, так называемых «полочных» офшорных фирм26.

Офшорный бизнес на острове Ниуэ начал развиваться относительно недавно — с середины 90-х гг. прошлого века, когда в 1994 г. был принят Закон о международных предпринимательских компаниях. Кроме того, правительство приняло также всеобъемлющие законодательные акты и постановления в отношении трастовых компаний, банков и офшорного банковского дела, а также вопросов офшорного страхования. Регистрация офшорных компаний производилась в форме IBC (International Business Company), регистрационная пошлина составляла всего 150 дол. вне зависимости от размера уставного капитала. Регистрация про-

25 Шамбост Э. Энциклопедия офшорных зон. — М., 2000. С. 204.

26 Бисенгалиев М, Борисов А. Остров везения // Деньги,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2001, № 4.

изводилась в течение 24 ч, офшорные компании полностью освобождены от всех налогов, валютного контроля, отсутствовали требования о рези-дентности директоров, государство гарантировало конфиденциальность и анонимность (существуют минимальные требования к раскрытию информации и ежегодным отчетам). На начало 2002 г. на острове было зарегистрировано более 3 000 офшорных компаний27.

Офшорный центр в Республике Палау — одном из самых молодых государств мира, независимость которого была провозглашена лишь в 1994 г., — является практически ровесником самого государства. Корпоративное законодательство Республики Палау практически идентично американскому и во многом заимствует как американские нормы материального права применительно к организационно-правовым формам компаний, так и процессуальные нормы относительно их регистрации. Основное преимущество регистрации в офшорном центре Палау была несложность процедуры регистрации компаний и банков, для которых не требовалось получения специальной банковской лицензии. Офшорные компании не платят на Палау никаких налогов (только регистрационный сбор), но учреждение такой компании сопровождается оплатой не менее 10% ее уставного капитала (фонда).

Кроме охарактеризованных офшорных юрис-дикций малых островных государств и территорий ,следует также упомянуть две офшорные юрисдикции Афро-Индоокеанского региона — Маврикий и Сейшелы. Эти страны являются молодыми офшорными центрами, формирование которых началось лишь в 90-е гг. прошлого века. С одной стороны, они являются достаточно типичными офшорами, поскольку носят универсальный характер и восприняли офшорное законодательство ведущих и офшорных центров Европы и Америки, с другой — это динамично развивающиеся офшорные юрисдикции. Им присущ также ряд особенностей как характерных только для этих стран, так и в целом для офшорных юрисдикций в странах из числа развивающихся.

27 Zerbeuner К. Challenge for Pacific. // Financial Times, 22.4.2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.