Научная статья на тему 'Эволюция офшорного бизнеса'

Эволюция офшорного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
470
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронина А. М.

Одним из следствий стремительного развития офшорного сектора мировой экономики стало открытие новых возможностей для стран так называемой мировой периферии небольших государств с маломощной экономикой. Здесь создание благоприятных условий для иностранных инвесторов в сопряжении с устремлениями ТНК привело к формированию офшоров в отдаленных от мировых финансовых центров и на первый взгляд малоперспективных странах третьего мира. В результате этого у многих из этих стран появились новые возможности для экономического развития, а офшорный бизнес стал во многом его основой. Приведенные классификации позволяют сделать вывод о широком распространении офшорных зон с географической точки зрения, а также о большом количестве специализаций, так как каждая офшорная юрисдикция обладает своими особенностями, наиболее подходящими для того или иного бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция офшорного бизнеса»

офшорный бизнес ЭВОЛЮЦИЯ ОФШОРНОГО БИЗНЕСА*

А.М. ВОРОНИНА

Государственный университет управления

Появление офшорного бизнеса происходит начиная, в основном, с середины ХХ в.1, когда многие британские колонии и зависимые территории стали получать полную или относительную независимость от своих метрополий. Из-за целого ряда исторических, политических и экономических причин некоторые из них ввели в свое налоговое законодательство определенные, весьма специфические положения, ставшие основой регистрации компаний, осуществляющих свою деятельность за их пределами. Эти государства, как правило, не имеют военных расходов и содержат минимальное число государственных чиновников, что позволяет им вести льготную политику в сфере налогообложения. При этом их источники доходов весьма ограничены. Чаще всего их доходы составляют налоги с местного бизнеса, в основном туристического, и экспорт (чаще всего довольно незначительный) продукции сельского хозяйства или природных ископаемых. По этой причине сборы за регистрацию офшорных фирм, ежегодные фиксированные сборы с работающих организаций, ежегодная плата за лицензии могут формировать до 80% их бюджета. Помимо указанного, режим офшорной юрисдикции ведет к увеличению занятости населения, росту квалификации рабочей силы, притоку иностранного капитала, совершенствованию инфраструктуры и повышению активности в государстве и регионе.

Пик офшорной индустрии пришелся на конец 80- и 90-х гг. прошлого века. Причинами для этого стали2:

- тенденция к постоянному глобальному росту мировой экономики;

- развитие процессов глобализации и интернационализации бизнеса, ослабление торговых барьеров благодаря деятельности ВТО;

* Впервые статья опубликована в журнале «Финансы и кредит». - 2006. - № 13 (217).

1 Троценко А, Карманова Б. Офшорные компании: обзоры, комментарии, рекомендации. — М.: НПК ВЕСТА, 1995. — С. 36.

2 По данным компании Consum Corporate Agents (см. статью

«Офшорная индустрия» на официальном сайте компании htpp:\\wwwxonsumoffshore.com).

- глобальное ослабление контроля за обменом валют;

- нестабильность мировой экономики вследствие долговых и валютных кризисов в Латинской Америке, Азии, в странах с переходной экономикой;

- тенденция к снижению степени регулирования государством рыночных механизмов в промышленно развитых государствах.

Кроме того, существовали и продолжают существовать глобальные налоговые катализаторы, которые влияют на рост офшорного бизнеса в мире. Они включают в себя:

- сохранение во многих странах высокого уровня ставок налогообложения;

- рост эффективности сбора налогов и успешные налоговые реформы в промышленно развитых государствах;

- стремительное развитие сети международных соглашений об избежании двойного налогообложения.

В условиях глобализации мировой экономики влияние налоговой системы каждой страны на экономические системы других стран резко возросло. Это объясняется тем, что вследствие развития информационных технологий финансовый капитал приобрел большую мобильность, т е. способность легко перемещаться из одного государства в другое, в зависимости от степени благоприятности условий в данных государствах. В результате размер налогового бремени стал одним из важнейших факторов конкуренции между странами за привлечение финансовых ресурсов.

Ученые-финансисты даже вводили специальное понятие «глобальная налоговая паутина»3. Оно дает представление о том, как изменение налогового законодательства одной страны мира ведет к перетоку финансовых средств, изменению инвестиционных предпочтений и другим неналоговым последствиям во всем мировом хозяйстве. Следовательно, «дернув за одну налоговую нить», можно привести в движение всю глобальную сеть.

3 Вылкова Е.С. Налоговое планирование — СПб.: Изд-во СПбТУЭФ, 2003. — С. 45.

Поименованные выше факторы привели как к • расширению списка стран, предоставляющих налоговые льготы, так и к росту числа регистрируемых в их юрисдикции компаний. В пик развития офшорного бизнеса в мире насчитывалось, по разным оценкам, более 60—80 стран, предусматривающих налоговые льготы для офшорных организаций. Более точное определение числа офшорных юрисдикций затруднено особенностями национального законодательства.

В частности, ни Великобритания, ни США не могут • быть отнесены к числу «налоговых гаваней», хотя зарегистрированные там компании используются при международном налоговом планировании, в том числе и в целях минимизации налогов.

Относительно количества создаваемых безналоговых компаний можно отметить, что в 1995 г., в период максимального роста офшорного рынка, в различных Карибских центрах было учреждено примерно 60 000 компаний. Одной из наиболее популярных юрисдикций являлись в тот период времени Британские Виргинские острова (BVI), в чьем регистре за 10 лет—с 1984 по 1994 г. было зарегистрировано 200 000 международных компаний, а сегодня их число превысило 60 0 0 004. Только в течение 1995 г. в данной юрисдикции было учреждено примерно • 35 000 компаний. По экспертным оценкам, 15 000 компаний с офшорными целями учреждается каждый год в Гонконге и еще около 50 000 в других офшорных юрисдикциях. Это означает, что полное количество компаний, учреждаемых каждый год с офшорными целями, превышало 130 000. Консалтинговые фирмы, работающие на этом рынке, полагают, что за период с 1995 по 2000 г. суммарно было учреждено еще примерно полмиллиона офшорных компаний во всем мире5.

И число таких компаний растет и по сей день.

Проанализировав приведенные данные, а также исходя из изменений в практике применения офшорных инструментов, автором предлагается следующая периодизация развития офшорного бизнеса в глобальном масштабе.

• Нулевой этап (до конца 1950-х гг.) — предварительный этап, формирования «офшорного бизнеса» как такового еще не произошло, но еще с древнейших времен имели место примеры создания автономных образований, пользующихся теми или иными льготами и привилегиями по сравнению с остальной частью государства, которые можно считать «прообразом» офшорных юрисдикций.

4 Британские Виргинские острова консультируются по поправкам к Закону о компаниях http://www.offshore.su/index. php?action=showcat&catid=11

5 По данным компаний Consum Corporate Agents (см. официальный сайт компании htpp://www.consumoffshore.com) и Tax Consulting UK (официальный сайт компании http://www. taxcons.com).

Первый этап (конец 1950-х — начало 1980-х гг.) — этап зарождения офшорного бизнеса в его классическом смысле. Количество стран и число регистрируемых в них офшорных компаний было незначительным. Метод офшора применялся узко специализированно и разрабатывался индивидуально под каждого конкретного клиента, как правило, крупной компании (чаще всего — ТНК).

Второй этап (конец 1980-х — начало 1990-х гг.)

— этап роста. Список офшорных юрисдикций существенно расширился, число регистрируемых в них компаний достигло максимума. Метод офшорной оптимизации налогообложения стал широко известным и популярным, были созданы стандартные схемы применения безналоговых фирм, не требующие высококвалифицированного консультирования. На рынок регистрации компаний вышло большое количество малых и средних адвокатских бюро и консалтинговых фирм. На национальном уровне начали приниматься меры, призванные ограничить возможности безналоговых компаний.

Третий этап (конец 1990-х — 2000 год) — этап стабилизации офшорного бизнеса. На этом этапе впервые выдвигаются требования достижения большей прозрачности офшорного бизнеса. Число регистрируемых компаний несколько снизилось, усложнились механизмы использования офшорных фирм, некоторые юрисдикции прекратили оказывать офшорные услуги и уходят с рынка. Возникло международное антиофшорное регулирование.

• Четвертый этап (2001 — 2004 гг.) — период кратковременного спада. Происходит уменьшение количества офшорных зон и офшорных компаний вследствие резкого увеличения степени их государственного и межгосударственного регулирования. Резко ужесточаются требования к прозрачности в свете трагических событий в США в 2001 г., из-за чего ограничивается применение анонимных инструментов офшорного бизнеса. Растет влияние на рынок неофшорных банков и крупных консалтинговых фирм. Происходит возврат к индивидуальным офшорным инструментам.

• Пятый этап (2004 г — настоящее время) — период трансформации офшорного бизнеса. Изменения в мировой экономике и усиление контроля приводят к трансформации офшорного бизнеса. Некоторые страны уходят с этого рынка, другие

— ищут новые ниши для применения офшорных механизмов (например, офшорный аутсорсинг услуг, различные услуги и операции на рынках

Положение офшорных юрисдикций в мировой экономической системе

Страна ВВП (млн дол. в ППС 2003) Доля сектора услуг в ВВП, % ВВП, производимый сектором услуг (млн дол. США) Экспорт (млн дол.) Импорт (млн дол.)

Швейцария 231 000,00 64,00 147 840,00 100 300,00 94 400,00

Венгрия 134 700,00 62,10 83 648,70 31 400,00 33 900,00

Сингапур 105 000,00 67,00 70 350,00 127,00 113,00

Сербия и Черногория 25 300,00 38,00 9 614,00 2 300,00 6 300,00

Люксембург 20 000,00 69,00 13 800,00 10,10 13,25

Панама 17 300,00 76,00 13 148,00 5 800,00 6 700,00

Тринидад и Тобаго 11 100,00 55,20 6 127,20 4 200,00 3 800,00

Бахрейн 9 800,00 64,00 6 272,00 5 800,00 4 200,00

Кипр 9 400,00 75,50 7 097,00 1 030,00 3 900,00

Ниуэ 7 600,00 55,00 4 180,00 0,14 2,38

Багамы 5 200,00 90,00 4 680,00 560,70 1 860,00

Барбадос 4 000,00 78,00 3 120,00 227,00 987,00

Голладские Антильские острова 2 400,00 84,00 2 016,00 553,00 1 430,00

Бермуды 2 250,00 89,00 2 002,50 51,00 719,00

Джерси 2 200,00 93,00 2 046,00 - -

Остров Мэн 1 600,00 86,00 1 376,00 - -

Андора 1 300,00 90,00 1 170,00 58,00 1 077,00

Гернси 1 300,00 87,00 1 131,00 - -

Белиз 1 280,00 58,00 742,40 290,00 430,00

Каймановы острова 1 270,00 95,40 1 211,58 1,20 457,40

Лихтенштейн 825,00 60,00 495,00 2 470,00 917,30

Сейшелы 626,00 73,20 458,23 235,00 380,00

Вануату 563,00 62,00 349.06 22,00 93,00

Гибралтар 500,00 90,00 450,00 81,10 492,00

Гренада 440,00 68,40 300,96 78,00 270,00

Доминика 380,00 58,00 220,40 50,00 135,00

Сэнт Китс и Невис 339,00 70,70 239,67 47,00 152,00

Сент Винсент и Гренадины 339,00 64,00 216,96 53,70 185,60

Британские Виргинские острова 320,00 92,00 294,40 25,30 187,00

Теркс и Кайкос 231,00 82,00 189,42 169,00 175,60

Маршаловы острова 115,00 70,00 80,50 9,00 54,00

Ангилья 104,00 78,00 81,12 2,60 80,90

Науру 60,00 89,00 53,40 - -

ОАЭ 53,00 51,00 27,03 44 900,00 30 800,00

Суммарно по всем офшорным юрисдикциям 598 895,00 — 384 679,48 200 850,84 194 211,43

МИР в целом 49 000 000 - 6 600 000,00 6 600 000,00

Доли юрисдикции в мире 0,01 - 0,0079 0,03 0,03

Источник: Рассчитано автором на основе данных ЦРУ (CIA World Factbook), ООН (Yearbook of International Trade Statistics), интернет сайта www.karliki.ru .

информационных и информационно-телекоммуникационных технологий, организация азартных игр через Интернет, кэптивное страхование, создание новых, удовлетворяющих всем международным требованиям организационно-правовых форм офшорных организаций и т.п.); третьи страны впервые входят в офшорный бизнес.

На настоящий момент, по оценке автора, в мире действуют около 35—40 стран, являющихся специализированными офшорными юрисдикциями. Их доля в мировом ВВП относительно невелика

— 1,22%, а за минусом промышленного производства и сельского хозяйства, которые не могут относиться к офшорному сектору, она снижается до 0,79% (см.

табл. 1). Тем не менее, по некоторым экспертным оценкам, примерно половина всех мировых финансовых транзакций осуществляется через офшорные юрисдикции6. В США 40% всех переводов средств в пользу иностранных получателей направляется именно в эти страны7.

Интересно проанализировать различные классификации офшорных юрисдикций.

6 Макаров В.В., Макарова Ю.С. Организация офшорного предпринимательства в условиях глобализации экономики.

- СПб., 2001. - С. 23.

7 Кашин В.А. Налоговые соглашения России. Международное налоговое планирование для предприятий. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. — С. 82.

Наиболее простой и очевидной является классификация офшорных зон, предложенная С. Ф. Сутыриным и А.И. Погорлецким, в основу которой положена величина налогового бремени (рис. 1).

Географическая классификация К. Доггарта. Помимо экономико-географических факторов в основу этой классификации положена степень доверия со стороны налоговых органов различных стран мира (рис. 2).

Социальная классификация Р.Уайта. В основу этой классификации положены принципы социальной престижности и надежности.

Также встречается классификация, не получившая определенного названия, в основу которой положен принцип удобства размещения для организаций определенного профиля. Для более точной характеристики этой классификации можно предложить англоязычный термин «Activity based classification». Авторы предлагают называть данную классификацию «Отраслевая классификация» и предлагают рассмотреть ее классификационные группы.

- Юрисдикции, благоприятные с точки зрения юридических аспектов резидентства. Эта группа стран предоставляет физическим лицам возможности двойного гражданства, льготы в случае приобретения недвижимости или регистрации организаций. При этом уровень налогообложения может быть и не самым низким. Гораздо более важными являются экономическая и политическая стабильность, приближенность к центру постоянного проживания, географические и климатические факторы. К таким странам можно отнести Кипр, Израиль, Чехию, Венгрию,

Испанию. Юрисдикции, благоприятные для производственных компаний. В эту группу входят страны, предоставляющие налоговые льготы компаниям производственного профиля. Кроме того, учитываются географические факторы, такие как близость к основным ресурсным базам, близость к основным транспортным развязкам и товаропотокам для транспортных компаний, наличие квалифицированной рабочей силы и стоимость наемного труда для производящих компаний и др. Такими странами могут быть Венгрия, Аргентина, Ирландия, Гонконг, Пуэрто-Рико и др. В качестве примера можно привести решение компании «Аэрофлот» об организации базы производственного обслуживания в аэропорту Шеннон (Ирландия). Юрисдикции, наиболее благоприятные с точки зрения налогообложения физических лиц. К таковым обычно относят страны с относительно низким уровнем подоходных налогов с физических лиц (менее 15%), небольшое количество или полное отсутствие соглашений о предоставлении информации налоговым органам, криминальной полиции и другим аналогичным органам зарубежных стран. Как правило, это страны небольшие с развитой курортной или туристической инфраструктурой, хорошей репутацией среди налоговых органов зарубежных стран. К таким странам принято относить Андорру, Латвию, Монако, острова Мэн, Гернси и Джерси, в меньшей степени Коста-Рику, а также курортные места Карибского бассейна. Юрисдикции, благоприятные для торгово-закупочных компаний. Как правило, помимо на-

Рис. 1. Классификация налоговых юрисдикций по С.Ф.Сутырину и А.И. Погорлецкому)

Страны Карибского региона

Рис. 2. Классификация налоговых юрисдикций (по географическому признаку)

___________________V_______________________

- Багамские острова;

- Бермудские острова;

- Каймановы острова;

- Нидерландские Антильские острова и др.

логовых факторов учитываются близость к мировым финансовым центрам, известность в качестве туристических, курортных, экономических, а не только финансовых центров, количество налоговых соглашений с другими странами. Также принимается во внимание вовлеченность в общемировые товарные и транспортные потоки, наличие свободных экономических зон соответствующего профиля. Такими странами являются Гибралтар, Гонконг, Сингапур, Кипр, Швейцария, остров Мэн, некоторые регионы Китая, а также Багамские, Бермудские, Каймановы острова и др.

— Юрисдикции, благоприятные для судоходных компаний. Помимо налоговых льгот страны должны иметь выход к морским коммуникациям и располагать развитой морской инфраструктурой. В число таких стран входят Па-

нама, Мальта, Кипр, Бермудские, Багамские, Каймановы острова, Сингапур. Также можно обратить внимание на Либерию, Грецию, Мадейру и некоторые другие страны. Следует отметить, что именно под флагом этих стран плавают многие торговые суда. Юрисдикции, удобные для банковских и финансовых компаний, известны довольно широко: Австрия, Лихтенштейн, Люксембург, Швейцария, Нидерланды, Гонконг, Сингапур, Бермудские, Багамские, Каймановы острова, Нидерландские Антиллы, острова Гернси и Джерси и др. Отличаются наличием устойчивых связей с мировыми финансовыми центрами или сами являются таковыми.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Юрисдикции, удобные для лицензионных компаний: Австрия, Нидерланды, Швейцария и некоторые другие страны, уделяющие повы-

шенное внимание лицензионной деятельности компаний, торговле объектами интеллектуальной собственности.

— Юрисдикции с режимом, благоприятным для трастовых компаний. Как правило, страны англосаксонской правовой системы, где довольно широко распространены трасты. Ряд стран имеет ярко выраженную «трастовую» специализацию: острова Гернси и Джерси, Гибралтар, остров Мэн.

— Юрисдикции, благоприятные для резиденции страховых компаний (например, Сейшелы);

— Юрисдикции, позиционирующиеся на рынке аутсорсинга услуг в информационных технологиях (например, Мадейра).

Существенным преимуществом этой классификации перед другими является ее большая практическая направленность, поскольку при принятии решения о выносе части деятельности за рубеж оно принимается исходя из того, что решение о характере этой деятельности уже принято и экономически обосновано. В то же время это преимущество может обернуться и недостатком. Поскольку такая классификация основывается на крайней специализации стран, дальнейшее развитие таких компаний в сторону их диверсификации может стать непростой задачей для руководства.

Автор предлагает выделить два глобальных и два региональных офшорных центра.

К глобальным центрам относятся те юрисдикции, чьи компании пользуются популярностью среди предпринимателей всего мира. Это, прежде всего, страны Карибского региона — Панама, Багамы, Доминика, Белиз, Британские Виргинские острова и др. Они находятся под влиянием США, некоторые из них до сих пор являются колониями (находятся под протекторатом Великобритании, Нидерландов), они сохранили нулевое налогообложение нерезидентов и привлекательные режимы обеспечения конфиденциальности. Страны Европейского региона (Кипр, острова Гернси, Джерси и Мэн, Гибралтар, Швейцария, Мадейра, Мальта, Республика Сан-Марино, Андорра, Монако) под давлением Европейского союза пошли на существенное изменение национального законодательства, подняв общий уровень налоговых сборов и повысив «прозрачность» офшорного бизнеса в данном секторе.

К региональным центрам относятся юрисдикции, ориентированные на работу исключительно в одном регионе и наиболее полно учитывающие особенности и специфику того или иного региона или бизнеса. Во-первых, это ближневосточные страны — Бахрейн и Объединенные Арабские Эмираты (предоставляют финансовые услуги в странах исламской системы права). Во-вторых, это азиатские стра-

ны и территории - Сингапур, ГонгКонг, Ламбуан (Малайзаия), Аомынь (Макао) и др. - выступающие плацдармом для компаний, выходящих на рынки Юго-Восточной Азии, Японии и Австралии.

В качестве выводов можно отметить следующее. Одним из следствий стремительного развития офшорного сектора мировой экономики стало открытие новых возможностей для стран так называемой мировой периферии - небольших государств с маломощной экономикой. Здесь создание благоприятных условий для иностранных инвесторов в сопряжении с устремлениями ТНК привело к формированию офшоров в отдаленных от мировых финансовых центров и, на первый взгляд, малоперспективных странах третьего мира. В результате этого у многих из этих стран появились новые возможности для экономического развития, а офшорный бизнес стал во многом его основой. Приведенные классификации позволяют сделать вывод о широком распространении офшорных зон с географической точки зрения, а также о большом количестве специализаций, так как каждая офшорная юрисдикция обладает своими особенностями, наиболее подходящими для того или иного бизнеса.

Что касается значения офшорных юрисдикций в мировой экономике, несмотря на то, что их доля в мировом ВВП составляет всего 0,01 %, приведенные данные свидетельствуют о высокой важности роли офшорных юрисдикций, несмотря на ужесточение антиофшорного регулирования в мировой экономике. Так, по некоторым оценкам, до 50% современного мирового движения капитала обслуживается через офшорные центры8.

В свете происходящих на рынке изменений можно предположить, что в будущем будут наиболее активно развиваться юрисдикции, которые уже сейчас провели реформы национального законодательства. Страны, сохранившие законодательство о регистрации офшорных компаний без изменений, имеют нестойкое конкурентное преимущество (политические связи) и в дальнейшем их позиции на рынке могут ухудшиться.

На текущем этапе развития офшорных зон, по мнению автора, факторами успеха для офшорной юрисдикции будут: стабильность внутренней политической и экономической ситуации; политическая гибкость, готовность идти на компромисс; сотрудничество с международными организациями (ОЭСР и ФАТФ); реформы национального законодательства в сторону достижения большей прозрачности офшорного сектора; использование доходов от регистрации офшорных компаний для развития других отраслей народного хозяйства этих государств.

8 Euromoney, April 2001, p. 1973.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.