РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ИМИДЖА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Гризодуб Н.В.1, Гриценко Н.Л.2
1Гризодуб Наталья Викторовна-кандидат педагогических наук, доцент, кафедры педагогики; 2Гриценко Наталья Леонидовна -магистр,
курс «Управление учебным заведением», Донецкий государственный университет, г. Донецк
Аннотация: в статье авторы рассматривают сущность понятия имидж в различных аспектах, раскрывая основные подходы к его пониманию. Раскрывают критерии и компоненты его готовности к формированию имиджа, который косвенно влияет на успешную реализацию целей образования в современных условиях и построении всего образовательного процесса. Обозначены условия, влияющие на формирование положительного имиджа руководителя образовательной организации.
Ключевые слова: имидж, формирование, готовность, умения, образовательное учреждение, лидерские качества, эффект.
Теоретические предпосылки исследования.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными или практическими заданиями.
Проблема формирования положительного имиджа руководителя является одной из ключевых проблем модернизации образования в современных условиях, очень важной и актуальной. Формирование имиджа руководителя - это процесс, в ходе которого создается некий спланированный образ на основе имеющихся ресурсов. Целью создания имиджа является повышение конкурентоспособности, привлечение инвестиций, установление и расширение партнерских связей.
Формулировка целей статьи (постановка заданий). Таким образом, несмотря на стремительное развитие системы образования, возникает множество противоречий, обуславливающих актуальность изучаемой проблемы и осознания необходимости формирования положительного имиджа руководителей образовательных учреждений.
Так, на социально-педагогическом уровне актуальность формирования положительного имиджа образовательной организации обусловлена противоречиями между необходимостью создания конкурентоспособного образовательного учреждения, учитывая интеграцию системы образования Донецкой Народной Республики в Российское образовательное пространство и недостаточно разработанными механизмами формирования положительного имиджа руководителей таковых в системе образования, как базовой предпосылки положительного имиджа всего учреждения. Противоречивый характер понятия имиджа руководителя заставляет переосмыслить его значение в данной сфере.
Цель статьи заключается в обосновании необходимости целенаправленного формирования положительного имиджа руководителя образовательной организации в современных условиях.
Для достижения этой цели в статье поставлены и решены следующие задачи:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме определения сущности понятия имиджа руководителя;
2) рассмотреть подходы к его определению, включая компоненты, критерии имиджа, а также факторы эффективного формирования положительного имиджа руководителя образовательной организации в современных условиях.
Состояние научной разработанности проблемы исследования. Формирование имиджа в своих трудах рассматривали многие специалисты, как в области менеджмента, так и маркетинга, рекламы и др. Значимый вклад в разработку данной проблемы внесли В.М. Шепель, Л.А. Лобарева, Г.И. Марченко, И.А. Носков, Р.Ф. Ромашкина, А. Пелих, Т. Кизилова, А. Пронченко, П. Гуревич, Л. Бенедиктова, Г.Г. Почепцов и др.
Изучением проблемы формирования положительного имиджа руководителя занимались Н.В. Кротова, Е.В. Клеппер, А. Еропкин и др.
Развитием современной имиджелогии интересовались такие исследователи, как Н.В. Галиуллина, Н.И. Левшина, А.Ю. Панасюк, Г.Г. Почепцов, В.М. Шепель.
Сущностью формирования имиджа руководителя, его природы, структуры и факторов описаны в публикациях по следующим направлениям: менеджменту и маркетингу (например, А. Андерсон, П. Друкер, М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, А.А. Альтшуллер), социологии и политологии (А.Е. Бинецкий, А.Д. Карнышев), психологии (Е.Б. Перелыгина, В.А. Петровский), педагогики (Д.А. Белухин).
Психологические аспекты формирования имиджа руководителя-профессионала освещали в своих научных трудах Е.В. Гришунина, П.С. Гуревич, Р.Ф. Ромашкина, В.М. Шепель и др.
На данный момент, процесс формирования имиджа является актуальным для всех организаций, учреждений, политических и общественных деятелей и т.д., которые стремятся завоевать определенное положение в обществе, освоить новые сферы влияния и др. [9, 10].
В общественном сознании закрепилось представление об имидже, как об определенной ценности, от наличия и качества которой зависит жизненный успех, как и успешность любой деятельности, будь то коллективная или индивидуальная деятельность.
Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы, которым посвящается обозначенная статья. Несмотря на наличие множества работ в обозначенном направлении, стоит рассмотреть сущность понятия имиджа руководителя, определить критерии, рассмотреть подходы и компоненты формирования положительного имиджа руководителя. Ведь именно личность руководителя и его основные сильные качества играют определяющую роль в деятельности любого предприятия, особенно в сфере образовательных услуг. Именно руководитель способствует усилению конкурентоспособности образовательного учреждения, для привлечения талантливой молодежи и квалифицированных кадров с целью сохранения и укрепления потенциала образовательного учреждения. Эффективное управление организацией всецело зависит от сформированного положительного имиджа руководителя, поскольку руководитель - первое его лицо.
Ввиду многогранности понятия «имидж», в современной практике существуют неоднозначные его трактовки. В контексте нашего исследования проанализируем сущность понятия «имидж» (таблица 1).
Таблица 1. Анализ трактовки «имидж»различными исследователями.
Автор/Ф.И.О. Трактовка понятия «имидж»
О. Феофанов Как ключевое средство психологического воздействия рекламодателя на потребителя [8]
В. М. Шепель под имиджем подразумевает облик, т.е. ту форму жизнепроявления человека, благодаря которой на «всеобщее обозрение» выставляются привлекательные личностно-деловые и профессиональные характеристики[14, 15].
А. В. Петровский М. Г. Ярошевский Определяют имидж как стереотипизированный образ конкретного объекта, который существует в массовом сознании, причем данное понятие относится к конкретному человеку, однако может также распространяться и на определенный товар, профессию, организацию [11].
И. А. Федоров система социального программирования духовной жизни и поведения субъектов, (которыми могут быть как индивиды, так и группы) общецивилизационными и ментальными стереотипами и символами группового поведения, опосредованные мощью мотивации успеха, эталоном желаемого впечатления [13].
Г. М. Андреева является специфическим «образом» воспринимаемого объекта, при котором ракурс восприятия целенаправленно смещен и акцентируются лишь определенные стороны объекта или явления [2].
И. Гофман представляет собой искусство управлять впечатлением [12].
И. Д. Ладанов Рассматривает как образ авторитетного человека, имеющего высокий социальный статус, прослеживает тесную взаимосвязь имиджа с авторитетностью и статусом человека [8].
А. Ю. Панасюк как мнение, сложившееся о ком-либо у определенной группы людей и составляющее основу репутации делового человека [7].
А.С. Пелих Т.Г. Кизилова А. Г. Пронченко оценкой человека окружающими людьми, самопрезентацией, конструированием человеком собственного образа для других, умением держаться с людьми в деловой и неофициальной обстановке [10].
Л. А. Золотовская как искусственный образ, который формируется в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой информации [5].
В. П. Делия, создается рекламой с целью формирования в массовом сознании определенного отношения к объекту, учитывая при этом как реальные свойства объектов, так и несуществующие, приписываемые [4].
Д. В. Журавлев определяет как целостное видение конкретного социального объекта, которое построено на основе его стереотипного восприятия, эмоционально окрашенный схематизированный образ данного объекта, представленный в сознании его социального окружения, чаще всего используется в отношении конкретной личности, однако может применяться и в отношении группы лиц, организации, товара, профессии [5].
Н.В. Галиуллина, Н. И. Левшина связано с чертами его характера, качеством деятельности и особенностями взаимодействия с педагогическим коллективом и другими субъектами образовательного процесса [3].
Таким образом, имидж является многогранным феноменом. С одной стороны, его можно рассматривать как эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо, представление или мнение, сложившееся у определенной группы людей относительно какого-либо объекта, с другой стороны - как средство развития и самосовершенствования личности. Мы считаем, что основой имиджа руководителя является сущностная характеристика его как личности - морально-этические качества, профессионализм и деловые качества,
внешние данные (личная привлекательность, культура поведения) — все это и многое другое позволяют судить о деятельности организации в целом.
Обобщая вышеизложенные определения понятия «имидж», можно сказать, что в современной науке (менеджменте, маркетинге, психологии, социологии и т.д.) сложились два основных подхода к его пониманию:
1) первый подход объединяет авторов (Г.М. Андреева, И.Д. Ладанов, В.М. Шепель, М.Г. Ярошевский), которые рассматривают имидж, как сложившийся в сознании, эмоционально окрашенный и с присущими характеристиками образ кого-либо или чего-либо, близкий к стереотипу;
2) второй подход основан на точке зрения таких авторов, как О.С. Виханский, А.Б. Зверинцев, Ю.А. Панасюк, которые определяют имидж как представление или мнение, сложившееся у определенной группы людей относительно какого-либо объекта.
В связи с этим, нами были выделены критериями имиджа руководителя образовательной организации выступают критерии его сформированности. Такие как:
1) персональные характеристики: внешний облик, черты характера, темперамент, голос и речь, коммуникабельность, духовность и нравственность, психоэмоциональное состояние и т.д. Приобретенные жизненные качества, такие как стойкость в трудных жизненных ситуациях, настойчивость в достижении результата, способность к саморазвитию и др.;
2) социальные характеристики: ориентация на определенную целевую аудиторию и соблюдение ее требований, семейное положение, статус и занимаемое положение среди коллег, подчиненных, вышестоящих органов, родителей и т.д.;
3) личная миссия руководителя: осознание смысла собственной деятельности, достижение приоритетных ее целей и задач, умение доносить свои мысли до коллектива и др. ;
4) ценностные ориентации руководителя: социальные и нравственные ценности, интересы, субъективная общественная позиция, патриотизм и т.д.
Таким образом, рассмотрение процесса формирования положительного имиджа образовательного учреждения необходимо рассматривать, начиная с положительного имиджа, именно руководителя, в плоскости его профессионально-педагогической деятельности. На основании данного положения нами было реализовано анкетирование педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения «Ясли-сад № 166 г. Донецка», в количестве 27 человек. В частности: заведующий (1 чел.); старший воспитатель (1 чел.); музыкальный руководитель (1 чел.); практический психолог (1 чел.); учитель-логопед (2 чел.); инструктор по физическому воспитанию (1 чел.); инструктор физической культуры (плавание) (1 чел.); воспитатели (19 чел.).
Вопросы анкеты включали анализ внешнего вида, эмоционального климата осуществления ними профессиональной деятельности, включая личностное общение и взаимодействия с коллегами, анализ управленческих качеств личности руководителя. Также оценивались такие параметры, как: компетентность руководителя и его профессиональное мастерство; эмоциональность руководителя, его умение проявлять чуткость и доброту, внимание и человечность; требовательность и справедливость руководителя, его умение взаимодействовать с подчиненными.
Результаты анкетирования, посредством распределения ранговых оценок качеств руководителя учебного заведения показали, что большинство сотрудников считают первоочередным в руководителе такие качества, как (расставлены в соответствии от наивысшего к наименьшему): педагогическая этика, педагогическая справедливость в принятии управленческих решений, профессионализм, профессиональная мобильность, морально-нравственные качества, стрессоустойчивость, справедливость, педагогическая этика, коммуникативность, достижения в профессиональной деятельности.
Таким образом, представленные оценки, характеризуют личность руководителя, прежде всего как человека, который постоянно находится в тесном взаимодействии с ближайшим своим окружением: педагогическими сотрудниками, учебно-вспомогательным персоналом, обучаемыми, родителям, общественными институтами и организациями и пр.
Главными показателями формирования положительного имиджа руководителя были выбраны: способность руководителя к профессиональной самореализации и самовыражению, наличие собственного стиля, гармоничность образа. Все должно располагать к позитивному восприятию руководителя, что в свою очередь будет способствовать положительному имиджу образовательного учреждения.
На основании полученных оценок педагогического коллектива имиджа руководителя, нами представлены целевые компоненты имиджа руководителя: габитарный (внешний вид), вербальный, кинетический (невербальный), средовой, профессиональный, социальный (табл. 2).
Таблица 2. Компоненты имиджа руководителя.
№ п/п Компоненты имиджа Их проявления в профессиональной деятельности
1. Габитарный (внешний вид) Привлекательная внешность, комплекция телосложения, преобладание классического, делового стиля в одежде, умеренное число лаконичных аксессуаров, умеренное использование парфюмерии, аккуратная прическа, спокойная мимика, уверенный взгляд, манера держаться прямо, сдержанные жесты и пр.
2. Вербальный Лаконичные, объективные высказывания, сдержанная критика, в отдельных случаях - излишняя эмоциональность, сложности в
организации публичных выступлений и пр.
3. Кинетический (невербальный) Умеренная жестикуляция во время говорения, собранное расположение тела в пространстве, энергичная походка и пр.
4. Средовой Оформление производственных помещений (особенности интерьера аудиторий и рабочего кабинета, стиль оформления, цветовая гамма) озеленение и пр.
5. Про фессиональный Знание теории и методики обучения и воспитания, владение новыми технологиями, умение выстраивать учебно-воспитательный процесс в условиях цифровизации образования и оперативно решать профессионально - педагогические задачи и пр.
6. Социальный Взаимодействие с общественностью, другими организациями, включая публичность демонстрации о достижениях педагогического коллектива, достигнутых целях и задачах, выполнения миссии и т.д.
Стоит отметить, что на формирование положительного имиджа руководителя образовательной организации также оказывают влияние объективные и субъективные факторы [1].
К объективным факторам мы относим социум, включая фактор социальных ожиданий и оценок; политические веяния в республике (государстве, мире); исторический опыт в образовании; народные традиции, обычаи; ближайшее окружение, в частности семью; педагогический коллектив, образовательную среду.
К субъективным фактором можно отнести: фактор личностного и профессионального становления, профессиональную мобильность и компетентность, социальную устойчивость. Здесь стоит отметить, что стиль управления тоже имеет большое влияние на формирование положительного имиджа как руководителя, так и в целом имиджа образовательной организации.
Выводы по этому исследованию и перспективы дальнейших поисков в данном направлении. На основе анализа психолого-педагогической литературы нами установлено, что имидж является важнейшим компонентом управленческой деятельности, а обладание им - существенной профессиональной характеристикой руководителя образовательного учреждения, непосредственно связанной с его личностными и профессионально-педагогическими качествами. Положительный имидж образовательного учреждения - это осознанное впечатление, основанное на оценке личностных и профессиональных качеств руководителя образовательной организации, отвечающим общественным критериям и нормам, запросам системы образования и общества, которые доминируют на современном этапе ее развития.
Именно руководитель реализует конкурентоспособность образовательного учреждения в этих, не простых условиях современности, расширяет сотрудничество, устанавливает партнерские связи. Поэтому облик руководителя оказывает не только лидирующее влияние на формирование положительного имиджа образовательного учреждения, но и влияет на эмоционально-психологический климат в педагогическом коллективе, на процесс обмена информацией между педагогическими сотрудниками, социумом, обучаемыми, которая необходима для быстрого и эффективного принятия решения.
Однако, мы считаем, что решать проблему формирования положительного имиджа современного руководителя образовательного учреждения необходимо еще на стадии обучения в педагогическом университете, поскольку с основами управления должен быть знаком каждый педагог.
Список литературы
1. Аминтаева С.А. Формирование у студентов имиджа современного руководителя образования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Махачкала, 2003. -178 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник: учеб. пособие для вузов / Г.М. Андреева. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. 362 с.
3. Галиуллина Н.В., Левшина Н.И. Формирование имиджа современного руководителя образовательного учреждения / Н.В. Галиуллина, Н.И. Левшина. - Международный журнал экспериментального образования. 2014. №7-2. С. 29-31.
4. Делия В.П. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студентов вузов / В.П. Делия. Москва: ИСЭПиМ, 2017. 328 с.
5. Журавлев Д.В. Имидж как специфическое единство типичных признаков, управляющих индивидуальным, групповым и массовым сознанием PR в образовании [Текст] / Д.В. Журавлев . - Москва. : 2014. № 2. С. 8.
6. Золотовская Л. А. Особенности профессионального имиджа педагога : социально-психологический аспект PR в образовании / Л.А. Золотавская . - Москва. : 2020. №3. С. 24.
7. Ладанов И.Д. Практический менеджмент. Психотеника управления и самотренировки / И.Д. Ладанов М.: Издательство «Корпоративные стратегии», 2018. 496 с.
8. Морозова А.П. Этапы эволюции термина «имидж» от древних времен до современного общества / А.П. Морозова. Москва: Молодой ученый. 2020. № 20 (310). С. 383-387.
9. ПанасюкА.Ю. Я - Ваш имиджмейкер и готов помочь сформировать Ваш профессиональный имидж. 2-е изд., испр. / А.Ю. Панасюк. М.: Дело, 2004. 240 с.
10. Пелих А.С., Кизилова Т.Г., Пронченко А.Г. Имидж делового человека / А.С. Пелих, Т.Г. Кизилова, А.Г. Пронченко. М.: ИНФРА-М, 2017. 112 с.
11. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. / М.: Политиздат, 1990. 494 с.
12. Скуртова Л.И., Федорова Е.В. Основные подходы к интерпретации понятия «имидж». Типология имиджа [Текст] / Л.И. Скуртова, Е.В. Федорова // INTERNATIONAL JOURNAL OF PROFESSIONAL SCIENCE. 2020. № 7. С. 29-37.
13. Федоров И.А. Имидж как программирование поведения людей / И.А. Федоров. Рязань: Новое время, 1997. 235 с.
14. Шепель В.М. Имиджелогия или как нравиться людям / В.М. Шепель. М.: Народное образование, 2002. 635 с.
15. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния / В.М. Шепель. Ростов-н/Д: Феникс, 2005. 472 с.