Научная статья на тему 'РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И КАДРОВЫХ АППАРАТОВ В КОМПЛЕКТОВАНИИ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ КАДРОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ'

РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И КАДРОВЫХ АППАРАТОВ В КОМПЛЕКТОВАНИИ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ КАДРОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
163
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / СОТРУДНИКИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ / КОМПЛЕКТОВАНИЕ КАДРОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / ПРОГРАММА ОБЕСПЕЧЕНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КАДРАМИ / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF PERSONNEL / PERSONNEL MANAGEMENT OF THE PENAL SYSTEM / LAW ENFORCEMENT OFFICERS / STAFF OF THE PENAL SYSTEM / THE PROGRAM FOR PROVIDING THE PENAL SYSTEM WITH PERSONNEL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Брыков Денис Анатольевич, Долинин Александр Юрьевич, Паршков Александр Владимирович

В статье рассматриваются теоретические вопросы комплектования подразделений уголовно-исполнительной системы и социально-психологической адаптации сотрудников к служебной деятельности в органах и учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний. Определяется главенствующая роль руководителей и кадровых подразделений в данном направлении деятельности. Описываются основные этапы и методы набора сотрудников в уголовно-исполнительную систему. Для избегания субъективизма в оценке кандидатов на службу следует широко применять проведение кадрового дня. В статье определяется, что качественно осуществленная процедура наставничества - важный элемент системы социально-психологической адаптации персонала уголовно-исполнительной системы. Основополагающей функцией кадровых служб уголовно-исполнительной системы является диагностически-исследовательская функция, включающая в себя определение условий и причин происходящих в подразделениях уголовно-исполнительной системы процессов. В настоящее время требуется существенная нормотворческая работа по регламентации системы управления персоналом уголовно-исполнительной системы, связанная с принятием Федерального закона «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Брыков Денис Анатольевич, Долинин Александр Юрьевич, Паршков Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF HEADS AND STAFF IN THE RECRUITMENT AND SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF PENAL SYSTEM PERSONNEL

The article deals with the theoretical issues of completing divisions of the Penal system and the socio-psychological adaptation of employees to official activities in Bodies and Institutions of the Federal penitentiary service. The main role of heads and personnel departments in this area of activity is determined. The main stages and methods of recruitment of employees in the Penal system are described. To avoid subjectivity in the assessment of candidates for service, it is necessary to widely use the personnel day. The article defines that a high-quality procedure is the main element of the system for social and psychological adaptation of the staff of the penitentiary system. The fundamental function of the personnel services of the Penal system is a diagnostic and research function, which includes determining the conditions and causes of processes occurring in the divisions of the Penal system. At present, significant normative work is required to regulate the personnel management system of the Penal system, related to the adoption of the Federal law “On service in the Penal system of the Russian Federation”.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И КАДРОВЫХ АППАРАТОВ В КОМПЛЕКТОВАНИИ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ КАДРОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ»

УДК 343.83

DOI 10.33463/2072-8336.2020.3(52).106-110

РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И КАДРОВЫХ АППАРАТОВ В КОМПЛЕКТОВАНИИ

И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ КАДРОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Д. А. Брыков, А. Ю. Долинин, А. В. Паршков

Для цитирования

Брыков, Д. А. Роль руководителей и кадровых аппаратов в комплектовании и социально-психологической адаптации кадров уголовно-исполнительной системы / Д. А. Брыков, А. Ю. Долинин, А. В. Паршков // Прикладная юридическая психология. - 2020. - № 3(52). - С. 106-110. -DOI :10.33463/2072-8336.2020.3(52).106-110.

Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические вопросы комплектования подразделений уголовно-исполнительной системы и социально-психологической адаптации сотрудников к служебной деятельности в органах и учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний. Определяется главенствующая роль руководителей и кадровых подразделений в данном направлении деятельности. Описываются основные этапы и методы набора сотрудников в уголовно-исполнительную систему. Для избегания субъективизма в оценке кандидатов на службу следует широко применять проведение кадрового дня. В статье определяется, что качественно осуществленная процеду-

© Брыков Д. А., Долинин А. Ю., Паршков А. В., 2020

ра наставничества - важный элемент системы социально-психологической адаптации персонала уголовно-исполнительной системы. Основополагающей функцией кадровых служб уголовно-исполнительной системы является диагностически-исследовательская функция, включающая в себя определение условий и причин происходящих в подразделениях уголовно-исполнительной системы процессов. В настоящее время требуется существенная нормотворческая работа по регламентации системы управления персоналом уголовно-исполнительной системы, связанная с принятием Федерального закона «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации».

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация персонала, управление персоналом уголовно-

исполнительной системы, сотрудники правоохранительных органов, комплектование кадров уголовно-исполнительной системы, программа обеспечения уголовно-исполнительной системы кадрами.

Проведенная нормотворческая работа, осуществленные организационно-практические меры позволяют быть уверенными в том, что нормальное функционирование органов и учреждений уголовно-исполнительной системы (УИС) будет обеспечено в рамках прохождения сотрудниками государственной службы. В условиях обновления персонала предстоит отработать системы подготовки и переподготовки кадров [1, с. 100].

Важнейшим направлением деятельности кадровых аппаратов УИС является комплектование кадров, которое представляет собой систему мероприятий по замещению штатной численности органов УИС достойными кадрами. Комплектование осуществляется в пределах выделенной подразделению Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) лимитной численности. Структура, перечень должностей рядового и начальствующего состава, их численность по каждому структурному подразделению, размеры должностных окладов, предельные специальные звания и источники финансирования закрепляются в индивидуальном нормативном акте - штатах учреждения УИС.

Типичный процесс принятия решений по отбору сотрудников УИС содержит восемь ступеней:

1. Проведение предварительной беседы.

2. Написание заявления и заполнение анкеты с автобиографией.

3. Проверка послужного списка.

4. Тестирование.

5. Прохождение окружной военно-врачебной комиссии (ОВВК).

6. Спецпроверка и проверка по месту жительства.

7. Сдача нормативов физической подготовки.

8. Принятие решения.

Сотрудники кадровых служб органов УИС практикуют предварительную беседу, написание заявления, тесты, проверки на подготовленность и квалификацию, прохождение ОВВК, спецпроверки и проверку по месту жительства.

Одним из главных факторов прогнозирования будущей служебной деятельности кандидата является проведение проверки его физической подготовленности. Данная проверка проводится сотрудниками кадровых аппаратов УИС, которые принимают зачеты у кандидатов по нормативам, утвержденным ФСИН России.

В учреждениях и органах УИС кадры комплектуются путем назначения на должности. Чтобы избежать субъективизма в оценке людей, психологически присущего отдельной личности, следует широко применять коллективное решение по кадровым вопросам. Необходимо в территориальных подразделениях ФСИН России ввести в практику проведение кадрового дня, где рассматривать кандидатов на должность в структурные подразделения и службы. Кадровый день проводится специально созданной комиссией, председателем которой является заместитель начальника УФСИН России по кадрам и воспитательной работе, а членами комиссии - начальники подразделений территориального органа, с обязательным присутстви-

ем начальника отдела кадров УФСИН России и начальников отделов кадров исправительных учреждений.

Начальник отдела кадров структурного подразделения представляет комиссии своего кандидата, все материалы о его изучении и оговаривает конкретную должность, на которую он планируется. Члены комиссии выясняют у кандидата мотивы его поступления на службу, факты прежней трудовой деятельности, семейное положение и отдельные моменты его биографии. Комиссией делается вывод о целесообразности использования кандидата как в целом на службе в органах УИС, так и в конкретном подразделении и на конкретной должности. При положительном решении вопроса о приеме гражданина на службу сотрудниками кадрового аппарата составляется заключение, которое утверждается начальником УФСИН России. После этого сотрудник пишет заявление о приеме его на службу. Примерно так же проводится кадровый день и во всех исправительных учреждениях, где председателем кадровой комиссии является начальник учреждения, а членами комиссии - все заместители начальника и начальники отделов и служб учреждения. На этой комиссии рассматриваются все кандидаты, обратившиеся с вопросом о трудоустройстве в исправительные учреждения.

В каждом органе УИС происходит постоянное движение и изменение кадрового состава. Это обусловлено объективными и субъективными причинами, такими, например, как расширение или сужение объема деятельности, предусмотренная законом сменяемость кадров, передвижения по службе, увольнения в связи с переходом на службу в другие органы, с выходом на пенсию и по

иным обстоятельствам. В связи с этим деятельность по подбору кадров является систематической, осуществляется практически повседневно.

Если в подразделении работа по подбору кадров не носит перспективного характера, то решение указанной задачи нередко сопряжено со значительными трудностями. Начинается поиск подходящих кандидатур, перебор и оценка различных предложений, выяснение мнений коллектива сотрудников, вышестоящих органов и т. д. Фактор времени часто вызывает поспешный и не всегда удачный и объективный выбор кандидата, что отражается впоследствии на работе подразделения УИС.

Осуществляя подбор кадров в учреждения и органы УИС, следует иметь в виду, что конечным результатом этой деятельности является формирование коллектива. В УИС применяется профессиональный отбор по уровню образования, физическим, медицинским и социальным критериям. Во всех цивилизованных государствах имеются законодательно закрепленные перечни должностей, которые могут замещаться только лицами с юридическим образованием. Однако и в бывшем СССР, и в РФ такой перечень до сих пор не разработан. Соответственно негативные последствия его отсутствия сказываются на кадровой политике в УИС. Необходимость сохранения юридического образования для сотрудников УИС обусловлена, во-первых, престижностью профессии юриста, во-вторых, отсутствием в настоящее время социальных и финансовых возможностей во ФСИН России для получения выпускниками ведомственного диплома, в-третьих, действительной необходимостью для ряда подразделений

иметь кадры только с юридическим образованием.

В процессе адаптации работников важная роль отводится наставникам. Молодые сотрудники, пришедшие на работу в органы, получившие хорошую специальную и юридическую подготовку, многое могут почерпнуть в плане приобретения профессиональности от давно работающих сотрудников. На повышение их профессионального уровня существенное влияние должно оказывать закрепление за ними наставников, которые могли бы умело руководить действиями подшефных, прививать им любовь к избранной профессии, оказывать помощь в получении профессиональных знаний. Необходимо, чтобы наставники совместно с кадровыми аппаратами и руководством органов занимались также вопросами подбора кадров. Помощь наставникам, оказываемая кадровыми аппаратами, сводится, главным образом, к практической и методической организации работы с сотрудниками. С содержанием этого отношения связана адаптация сотрудников в коллективе. Однако есть в этой работе и специфические особенности. Персонал, с которым чаще всего приходится иметь дело сотрудникам отдела кадров, нередко испытывает личностные трудности, напряженность в отношениях с другими или кризисные явления. Таким образом, отдел кадров подразделения УИС, с одной стороны, способствует изменениям в судьбе, в жизни сотрудника, а с другой стороны -оказывает психотерапевтическую помощь, воздействуя на самого работника или на окружающие его условия.

Руководитель является регулятором качественного и количественного состояния коллектива сотрудников УИС [2, с. 56].

Управленческое решение руководителя подразделения УИС - это социальный акт, подготовленный на основе вариантного анализа, содержащий постановку целей (направленных на достижение желаемого состояния элемента УИС), а также обоснования средств их реализации и организующий практическую деятельность коллектива сотрудников.

Для определения проблемной ситуации необходимо выявить узкие места в процессе функционирования подразделения УИС. С этой целью требуется собрать объективную и субъективную информацию по функционированию различных элементов трудового процесса, в том числе о причинах неудовлетворенности сотрудников УИС своей работой, определить способы разрешения проблемной ситуации, выявить влияние на нее различных аспектов внутренней и внешней среды. После этого необходимо просчитать с учетом финансовых и человеческих ресурсов несколько вариантов решения проблемной ситуации и выбрать опти-мальный.Вариантуправленческого решения, закрепленный в юридической форме, должен подлежать реализации конкретными исполнителями в точно установленные сроки. При этом важнейшее место должно принадлежать разработке системы контроля за выполнением принятого управленческого решения.

Спектр всех функций и обязанностей кадровой составляющей руководителя подразделения УИС очень широк. Объединяющей же функцией является работа с информацией, поскольку информация - это своеобразное связующее звено между отдельными частями системы, а умение получать, применять информацию является

определяющим в принятии оперативных и правильных решений. И наконец, в качестве последней из определяющих функций выступает функция контроля. Она включает в себя направляющую, наблюдательную и регулирующую деятельность, направленную на то, чтобы помочь обеспечить организованное исполнение в соответствии с потребностями и надеждами организации.

Вполне понятно, что выполнение руководителем своих функций и обязанностей требует от него определенных способностей, а также наличие навыков, умений и качеств характера, поэтому существует ряд требований, предъявляемых к руководителям УИС.

Управленцам среднего и низшего уровня достаточно осуществлять функции в пределах своей компетенции и соответствовать отдельным требованиям. Руководителям же высшего уровня необходимо осуществлять все функции подразделений УИС и соответствовать по возможности всем предъявляемым им требованиям.

Принятие Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации» и отнесение сотрудников УИС к категории государственных служащих является существенным этапом в развитии системы кадровой работы в УИС и ставит новые цели в совершенствовании механизма управления персоналом как со стороны руководителей, так и со стороны кадровых аппаратов органов и учреждений УИС.

Библиографический список

1. Панарин Д. А., Брыков Д. А. Направления совершенствования работы с кадрами в уголовно-исполнительной системе // Человек: преступление и наказание. 2017. Т. 25. № 1. С. 99-101.

2. Щербаков Г. В., Долинин А. Ю. Кадровая политика и эффективное управление персоналом кафедры образовательной организации ФСИН России // Человек: преступление и наказание. 2016. № 2 (93). С. 53-58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.