УДК 37
РОЛЬ «РСО» В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ
Викторова Анастасия Сергеевна, Харитонова Анна Олеговна, Казанский федеральный университет, г. Казань E-mail: nastyavik96@mail.ru E-mail: Kharitonova.anna96@mail.ru
Аннотация. В данной статье рассматривается трудовое воспитание как часть процесса становления личности, поскольку именно труд наиболее богато раскрывает потенциал индивида. В статье также приводятся примеры институтов реализации трудового воспитания подрастающего поколения. В частности рассматривается движение «Российских студенческих отрядов» как площадки для включения студентами в трудовой процесс.
Ключевые слова: трудовое воспитание, российские студенческие отряды, труд, педагогика, воспитание.
Abstract This article deals with labor education, as part of the process of becoming an individual, since it is work that reveals the individual's potential most richly. The article also gives examples of the development of intellectual upbringing of the younger generation. In particular, the movement of the "Russian Student Detachments" is considered as a platform for inclusion by students in the labor process.
Key words: labor education, Russian student groups, work, pedagogy, upbringing.
Трудовое воспитание - это сложное комплексное понятие, которое включает в себя как формирование трудовых навыков обучающегося, так и организационный процесс трудового воспитания, который учитывает индивидуальные особенности ребенка и закономерностей его развития.
Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. Два главных действующих лица, при которых трудовое воспитание, именно на примере школы, невозможно - это педагог и ученик. Главная особенность трудового воспитания состоит в том, что труд по отношению к ребенку имеет воспитательный характер. С помощью труда прививаются различные навыки: усидчивость, трудолюбие, развитие технических способностей, нового экономического мышления [1].
Целью нашей статьи, таким образом, является выявление аспектов трудового воспитания и их становление на различных ступенях образовательного процесса.
Одним из величайших итогов трудового воспитания является формирование у учащихся профессиональной направленности. Это достаточно осознанная и эмоционально выраженная ориентация личности на определенный род и вид профессиональной деятельности. В нынешней России в условиях социальных перемен проблема жизненного самоопределения человека приобретает особое значение.
На сегодняшний день проблема трудового воспитания в Российской Федерация набирает обороты и становится с каждым годом все более актуальной. Особенно аспект с жизненным самоопределением: сейчас выбор в профессиональной деятельности очень велик, и дети не могут выбрать что именно им подходит. К тому же эта проблема непосредственно связана с видом трудовой деятельности, который применяется к ребенку в определенном возрасте. В педагогической науке выделяют несколько видов трудовой деятельности: бытовой труд, учебный труд, общественно полезный труд, производственный труд.
Бытовой труд формируется в основном не в школьном пространстве, а именно в семье. Приучение именно к бытовому труду осуществляют непосредственно родители, и только от них зависит, какими вырастят дети и как будут относится к труду, будут ли готовы к тяжелому труду уже в сознательном возрасте.
Что касается учебного труда, то еще К.Д. Ушинский считал, что это один из самых сложных процессов для ребенка. И самое сложное состоит в том, что результаты обучения не заметны сразу, как если бы ребенок получил знания в процессе производственного труда. Результат обучения в школе ученик познает только через некоторое время.
При рассмотрении данного аспекта мы задались вопросом, почему именно труд является одной из самых важных единиц при воспитании и обучении ребенка. Ведь труд в обществе, как правило, носит коллективный характер, следовательно, важным фактором является взаимодействие участников. Поэтому, школьники должны включаться в общественное производство. Чем раньше ученик начнется трудится, тем быстрее сложится его психологическая составляющая.
Для современности характерны некоторые особенности образовательного процесса, когда воспитание начинает восприниматься как функция общества, отвечающая за подготовку нового поколения в жизни данного социума, через ряд специально организованных учреждений и институтов, целью которых является не только передача норм, правил поведения, но и закладывание основ самодисциплины, определенной нацеленности к труду. Сама важность труда, и
готовность личности к осознанной трудовой деятельности была и будет частью воспитания, поскольку данный вопрос по прежнему является актуальным для исследователей, начиная со времен основоположников народной педагогики и поныне.
Важность всего перечисленного отмечена со стороны государства тем, что труд в качестве уроков технологии введен на всех ступенях школьного образования. Однако, желание, например, министра образования Ольги Васильевой, ввести дополнительные трудовые нормы, также в рамках школьного образования, ограничены нынешней юриспруденции, в частности, нормами Трудового права.
Однако, для более взрослой части социума в рамках образовательного процесса существует гражданский институт - своеобразный компромисс нынешних норм юриспруденции и готовности подрастающего поколения трудиться. Речь идет о движении «Российские студенческие отряды», основы которого были заложены еще во времена СССР.
Организация характеризует себя как платформа для студентов высших и средне-профессиональных учебных заведений, формирующая временные трудовые коллективы, для добровольной работы в свободное от учёбы время.
Получив реальную возможность включиться в настоящую трудовую жизнь, молодые люди получают не только дополнительный заработок, но и опыт организации трудового коллектива и включенности в производственный процесс. Однако, пока в экономике нашей страны сохраняется большой сектор, требующей использования большого количества неквалифицированной рабочей силы, в трудовой деятельности можно задействовать студентов. Студенты в данном случае выступают как временные рабочие, и затраты на их трудоустройство, а соответственно и издержки могут быть значительно ниже, чем на создание постоянных рабочих мест.
И именно потому, что современная молодежь демонстрирует серьезную неподготовленность к выдвигаемым жизнью требованиям политического, социально-экономического и кадрового характера, что ведет к несоответствию между предоставленными рынком свободами выбора форм собственности, вида трудовой деятельности, свободы предпринимательства и не подготовленностью основной массы молодежи к их разумной реализации, возрастает ценность труда для тех, кто прошел или пройдет через школу трудовых отрядов [2].
Это можно объяснить не только тем, что труд позволяет раскрыть индивидуальные природные задатки и склонности человека, то есть помочь ему на пути личностного становления, но приносит бесценный опыт, который можно получить только от данной деятельности в качестве бойца студенческого отряда.
Непосредственно подобная, безусловная важность деятельности Российских студенческих отрядов была отмечена включением командира Центрального штаба Молодежной общероссийской общественной организации
«РСО» Михаила Сергеевича Киселёва в состав ОП РФ шестого созывы для представления интересов гражданского общества.
Таким образом, оценка важности трудового воспитания прошла проверку временем и сменой поколений. Сама основа эффективного взаимодействия гражданского и нравственного воспитания составляет психологический фундамент любой активности и результативности, является частью становления личности. И именно государственное обеспечение на различных образовательных этапах позволит подрастающему поколению самостоятельно оценить подобное высказывание.
Список использованной литературы:
1. Петрова О. О. Педагогика. Конспект лекций / О. О. Петрова // Петрова О. О., Долганова О.В., Шарохина Е. В.- М., 2000 г.
2. Попов И. Л. Роль студенческих отрядов в трудовом воспитании молодёжи [Текст] / И. Л. Попов // Новое слово в науке: перспективы развития: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 3 (9). — С. 49-52.