Wang Bing
THE ROLE OF THE RUSSIAN .
economic sceinces
УДК 336.01
DOI: 10.26140/anie-2019-0802-0020
РОЛЬ РОССИЙСКО-КИТАЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТСКИХ КОНСОРЦИУМОВ В РАЗВИТИИ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© 2019
Ван Бин, заместитель директора Департамента международной и культурной деятельности Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя, 41, e-mail: [email protected])
Аннотация. В последнее время наблюдается процесс сближения России и Китая, причем особое значение приобретает сотрудничество в сфере высшего образования, в рамках которого создаются российско-китайские университетские консорциумы. В последние годы было создано несколько таких совместных высших учебных заведения, наблюдается положительная динамика в организации совместных образовательных программ по обмену студентами. Одна из основных задач, поставленных как правительством Китая, так и России - занять лидирующее положение в научной сфере, способствовать развитию мировой науки и техники, мировой цивилизации. В статье проводится анализ цели и задач университетских консорциумов, главной из которых является развитие инновационной среды международного образования, выделены возможные направления дальнейшего взаимодействия в образовательной сфере, подчеркивается, что именно они способны решить задачу формирования инновационной среды, создают условия для развития и поддержки талантов и лидеров. Определена роль российско-китайских университетских консорциумов в процессе формирования инновационной среды международного образования, которая заключается в совместном решении проблем, обмене опытом и знаниями между государствами, использовании определенных механизмов для эффективного взаимодействия. Трансорганизационный обмен инновациями и знаниями служит основой для развития доверия в международных отношениях, что, в свою очередь, ведет к успешным партнерским отношениям в дальнейшем сотрудничестве. Таким образом, функционирование российско-китайских университетских консорциумов может содействовать развитию фундаментальных и прикладных исследований, развитию промышленных и технологических инноваций как в Китае, так и в России.
Ключевые слова: высшее образование, инновационное развитие, Россия, Китай, высшие учебные заведения, фундаментальные исследования, университетские консорциумы.
THE ROLE OF THE RUSSIAN-CHINESE UNIVERSITY CONSORTIUM IN THE DEVELOPMENT OF THE INNOVATIVE ENVIRONMENT OF INTERNATIONAL EDUCATION
© 2019
Wang Bing, Deputy Director, Department of International and Cultural Activities Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogol Street, 41, e-mail: [email protected])
Abstract. Recently, there has been a process of rapprochement between Russia and China, and cooperation in the field of higher education, within which Russian-Chinese university consortia are being established, is acquiring particular importance. In recent years, several such joint institutions of higher education have been created, there has been a positive trend in the organization of joint educational programs for the exchange of students. One of the main tasks set by the government of China and Russia is to occupy a leading position in the scientific field, to promote the development of world science and technology, world civilization. The article analyzes the goals and objectives of university consortia, the main one being the development of the innovative environment of international education, identifies possible areas for further cooperation in the educational sphere, stresses that they are able to solve the task of creating an innovative environment, create conditions for the development and support of talents and leaders . The role of Russian-Chinese university consortia in the process of forming an innovative environment of international education is defined, which consists in jointly solving problems, sharing experience and knowledge between states, and using certain mechanisms for effective interaction. Trans-organizational exchange of innovations and knowledge serves as a basis for developing trust in international relations, which, in turn, leads to successful partnerships in further cooperation. Thus, the functioning of Russian-Chinese university consortia can contribute to the development of basic and applied research, the development of industrial and technological innovations in both China and Russia.
Keywords: higher education, innovative development, Russia, China, higher education institutions, basic research, university consortia.
Политическое и экономическое сближение происходит между Россией и Китаем по ряду направлений: энергетика, образование, торговля национальными валютами и стратегические проекты в транспортной и вспомогательной инфраструктуре. Это развитие, стимулируемое политикой и действиями Запада, включая санкции, связанные с Украиной, похоже, усиливается, несмотря на отдельные ограничения формального характера. Китайская политика, направленная на европейские рынки посредством возрождения Шелкового пути, способствует этому развитию. «Один пояс-один» проецируется в качестве альтернативы или дополнения к морским маршрутам, которые небезопасны в результате беспорядков сопредельных стран, преступности и настойчивого контроля над морями со стороны Соединенных Штатов. В то время как Россия, продвигая дружественные инвестиционные структуры, движется на восток, чтобы развивать российский Дальний Восток, граничащий с Китаем, последний расширяется на запад, инвестируя в инфраструктуру и логистику [10].
В каждой области обе страны, несмотря на экономическую и политическую конкуренцию и страх потерять контроль, заинтересованы в сотрудничестве. При этом вопрос о том, будет ли экономическое сотрудничество развиваться в стратегический альянс, является предметом научных дискуссий. Одним из ключевых направлений российско-китайского сотрудничества многие исследователи Ватолкина Н.Ш., Федоткина О.П. [3], Землюков С.В., Райкин Р.И., Резинкин А.Ю., Глушанина С.В. [5], Чжао Х., Иванов И.С., [10], Петрук Г.В.[11] называют взаимодействие в сфере высшего образования и науки, чему способствует создание совместных российско-китайских университетских консорциумов.
На протяжении десятилетий до и после перехода к рыночной экономике в обеих странах экономические отношения между географически сопредельными Россией и Китаем отставали от связей с остальным миром. Только сейчас происходит движение к политическому сближению и экономическому сотрудничеству в сфере высшего образования, важность которых трудно оце-
экономические науки
Ван Бин РОЛЬ РОССИЙСКО ...
нить саму по себе и для возможного развития. В последние годы было создано несколько совместных высших учебных заведений, наблюдается прогресс в совместных образовательных программах по обмену студентами и в научной сфере [2]. Становится очевидным, что обе страны развили сильные интересы в этой сфере.
Следует отметить, что по мнению Ж.В. Мейера и других, университеты играют три большие роли [1]. Во-первых, - сформировать высококвалифицированный человеческий капитал, «который важен не только для наукучно-технического прогресса, но и в более общем плане для управления экономикой. Во-вторых - продвигать знания между молодыми кадрами. В-третьих, - применить эти знания на практике и в науке, другими словами, передать технологии.
Традиционно принято считать, что конкуренция на основе знаний требует, чтобы конкурирующие субъекты имели разный уровень знаний, которые затем используются для создания устойчивых конкурентных преимуществ [7]. Но обмен знаниями позволяет получать доступ к одинаковым базовым знаниям, что и дает возможность конкурировать. Это, в свою очередь, изменяет порядок работы и механизмы управления деятельностью в новой экономике.
В данной связи на первый план выходят университетские консорциумы, которые помогают в осуществлении и управлении процессом перемен, способствуют решению многочисленных проблем посредством взаимной научной деятельности университеты могут [8]:
- Объективно рассматривать различные вопросы.
- Понять и сформулировать тенденции по мере их возникновения.
- Создавать стандартизированные методологии, которые отдельные вузы могут использовать и настраивать в своих собственных подразделениях.
При этом к целям университетских консорциумов можно отнести возможности:
1. Проводить совместные программы в области преподавания, профессионального развития, исследований, издательской деятельности, оценки образования, финансов и управления университетами и обогащения студенческой жизни.
2. Служить в качестве информационно-координационного центра для обмена информацией и знаниями.
3. Содействовать проектам образовательных исследований и экспериментов.
4. Изучать образовательные и административные проблемы.
Для достижения данной цели проводятся следующие мероприятия [6]:
1. Содействие организации совместных мероприятий, привлечение институционального персонала из всех оперативных элементов университетов-членов консорциума для поощрения профессионального развития, совместного планирования, коммуникации и институционального продвижения.
2. Расширение возможностей для высшего образования и обучения путем сокращения межинституциональных барьеров.
3. Увеличение ограниченных ресурсов за счет эффективного использования образовательных и исследовательских технологий, опыта каждого из членов консорциума и совершенствования стратегических и оперативных инициатив в области планирования и управления.
4. Содействие разработке совместных усилий для удовлетворения потребностей местных и региональных учебных сообществ в XXI веке.
Важно подчеркнуть, что Китай очень быстро продвинулся в высшем образовании. Коэффициенты зачисления выросли с 2 процентов в 1980 году до 23 процентов в 2017. Теперь у Китая больше студентов в университетах (25 миллионов), чем в Соединенных Штатах, с 17 миллионами или России (около пяти миллионов) [10, 12,13]. C точки зрения передачи знаний Китай добился
«значительного прогресса» в создании всех видов научно-инновационных парков. В Китае есть экосистема инноваций, которая отличается разнообразием, стабильностью и саморегулируемостью и гибкостью. Цель Китая и России - стать ведущими источниками исследований и разработок для содействия развитию экономики и общества, а также развитию мировой науки и техники, мировой цивилизации [14].
Университеты являются важным элементом в этой инновационной среде. Другими инновационными элементами в этой среде являются Китайская академия наук, отделы корпоративных исследований и исследований, научно-исследовательские институты, специализирующиеся в области экономики и социального развития, а также китайские исследовательские организации транснациональных корпораций, такие как IBM, Intel и Cisco. Эта экосистема также включает организации общественного обслуживания, которые оценивают патенты и предоставляют посреднические услуги [4]. Данный опыт весьма полезен для России, у которой за последние годы существенно снизились показатели в сфере высшего образования. Несмотря на это, российская система высшего образования до сих пор считается одной из лучших в мире, что позволяет ей добиваться больших успехов в фундаментальных исследованиях.
Вместе с этим, существует множество ключевых проблем, с которыми сталкиваются российско-китайские университетские консорциумы, которые связаны с возможностями распределять и максимально использовать имеющиеся ограниченные ресурсы. Так инновационная среда международного образования должна включать научные инновации, технологические инновации, инновации продуктов, инновации в отрасли, инновации в системе, культивирование инновационных талантов и инновационную культуру. Она также должна быть сетевой, разнообразной, динамичной, открытой и инклюзивной, способствовать укреплению оригинальных инноваций, интеграции инноваций из разных источников и поощрению «реинновации» путем совершенствования технологий, внедренных в страну [9].
Именно совместные университетские консорциумы способны решить данную задачу формирования такой инновационной среды. Они способны сформировать лучшие условия для развития инновационных талантов и лидерства, особенно тех, кто обладает особыми знаниями, развивать инновационный дух и атмосферу во обществе. То есть, консорциумы могут служить драйвером или оригинальным источником основной конкурентоспособности страны, поскольку университеты вносят большой вклад в рост и развитие государства и тесно связаны с процессами индустриализации и модернизации.
Это особенно важно, поскольку постоянное развитие университетов в технологических достижениях способствует более тесному сотрудничеству между научными кругами, промышленностью и исследовательскими институтами и демонстрирует их потенциал. Кроме того, сегодня во всем мире растет спрос на инновационные таланты, новые технологии и новые знания, а цикл трансформации знаний в товары сокращается. Можно согласиться с мнение исследователей, считающих, что в ближайшей перспективе отношения между научными и технологическими инновациями и национальным спросом будут еще ближе, в то время как спрос будет выше. Поэтому для каждого государства важными становятся: культивирование лучших исследовательских талантов, передача технологий, стратегические консультации и другие услуги.
Для развития инновационной среду международного образования необходимо уделять большое внимание непрерывности научных исследований, учитывая тот факт, что технологические инновации развиваются экспоненциально, а новые отрасли промышленности становятся все более концентрированными. То есть, деятельность
Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 2(27)
89
Wang Bing
THE ROLE OF THE RUSSIAN .
economic sceinces
консорциумов, которая фокусируется на взаимодействии между наукой, технологиями и политикой представляется актуальной и своевременной.
Мы считаем, что при развитии российско-китайских университетских консорциумов следует соблюдать следующие руководящие принципы:
- точно позиционировать совершенствование талантов и научных исследований, которые обслуживают общество;
- учитывать разнообразные преимущества и характеристики различных университетов, с тем чтобы они могли сотрудничать, стимулировать оригинальные инновации, предоставляя поддержку основных технологий;
- обеспечивать объединение, консолидацию и интеграцию мероприятий для более эффективного распределения ресурсов;
- переходить к более междисциплинарному подходу к инновациям.
Иными словами, роль российско-китайских университетских консорциумов в процессе формирования инновационной среды международного образования заключается в совместной работе над проблемами, обмен опытом и знаниями, использование механизмов для улучшения этого обмена знаниями, которые требуют взаимного доверия со стороны участников и некоторых аспектов стимулирования, направленного на создание групп, сообществ и сетей. Трансорганизационный обмен инновациями и знаниями служат основой для развития доверия, что, в свою очередь, ведет к успешным отношениям сотрудничества.
Успешное управление межорганизационными знаниями имеет несколько требований:
- участники должны быть готовы учиться в трансорганизационной среде;
- участники должны быть способны учиться у других участников, делиться сходными базами знаний, процессами ассимиляции знаний и опытом в области коммерциализации знаний, чтобы получатель знаний мог использовать знания, полученные из данного источника;
- участники создают общий социальный контекст посредством своего взаимодействия;
- учебные отношения между членами альянса со временем развиваются по мере обмена знаниями и обмена ими.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что существует две основные задачи российско-китайских консорциумов - это образование и научные исследования, а также третья задача, которую можно определить, как услугу для общества в области экономического развития и передачи технологий. При этом все три задачи означают, что консорциумы создают возможность для выпускников, возможность для развития потенциала государств и регионов, возможность для всего мира.
Консорциумы представляет собой среду для эффективного взаимодействия в образовательной сфере, осуществления совместных научных проектов, реализации сотрудничества в выполнении конкретных НИОКР. Непрерывное образование и инновационное развитие достигается за счет связи внешних и внутренних знаний, представляя собой:
1) источник свежих инновационных идей и концепций;
2) непрерывное предложение инновационных ресурсов;
3) тестовая среда для разработки новых продуктов или услуг;
4) учебная площадка потенциальных талантов;
5) способ разделить расходы на обучение персонала.
Кроме того, важно для формирования инновационной среды добавить еще два элементы, первый - венчурный капитал, представляющий собой рискованный предпринимательский подход к финансированию новых идей и инноваций для создания новых продуктов, про-
цессов и услуг, который сыграл чрезвычайно важную роль, особенно в последние несколько десятилетий. Еще одним направлением дальнейшего развития может быть формирование кластеров, в рамках которых взаимодействуют не только университеты, но и промышленные предприятия, различные организации, финансовые институты и пр. Таким образом, функционирование российско-китайских университетских консорциумов может содействовать развитию фундаментальных и прикладных исследований, развитию промышленных и технологических инноваций как в Китае, так и в России. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Meyer J.W., Ramirez F.O., Frank D.J., Schofer E. Higher Education as An Institution / The Sociology of Higher Education: Contributions and Their Contexts / Ed. by P. Gumport. Baltimore: The Johns Hopkins University, 2007. — Pp. 187-221.
2. OECD (2016), Innovating Education and Educating for Innovation: The Power of Digital Technologies and Skills, OECD Publishing, Paris
3. Ватолкина Н.Ш., Федоткина О.П. Международное сетевое сотрудничество вузов России в области образования: механизмы устойчивого развития //Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2015. №3 (39). С.200-206.
4. Голобоков А.С. Основные элементы стратегий региональных вузов КНР и критерии их оценки // Территория новых возможностей.
2016. №4 (35). С.27-37.
5. Землюков С.В., Райкин Р.И., Резинкин А.Ю., Глушанина С.В. Сетевое взаимодействие вузов в трансграничном пространстве Евразийского экономического союза и Китая (2010-2016 гг.): опыт Алтайского государственного университета и Ассоциации азиатских университетов //Известия АлтГУ. 2016. №4 (92). С.203-207.
6. Кайбияйнен Д.А. Роль образовательных институтов в формировании инновационной экономической сетевой среды // Вестник Казанского технологического университета. 2014. №23. С.443-445.
7. Канева М.А. Государственно-частное партнерство в инновационной деятельности вузов Китая // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2014. №1. С.69-80.
8. Коршунов Л. А., Никонов Н. М. Сетевые взаимодействия в регионе Большого Алтая // Экономика региона. — 2017. — Т. 13, вып. 4. — С. 1123-1137.
9. Оганесян А.А. Новые формы университетского сотрудничества: международные университетские сети // Вестник РУДН. Серия: Экономика. 2017. №3. С.354-366.
10. Российско-китайский диалог: модель 2017: доклад № 33/2017 / [С.Г. Лузянин (рук.) и др.; Х. Чжао (рук.) и др.]; [гл. ред. И.С. Иванов]; Российский совет по международным делам (РСМД). — М.: НПРСМД,
2017. — 167 с. http://russiancouncil.ru/papers/Russia-China-Report33.pdf
11. Liu Ch., Gao Ya, Xie Q., Wen M., Petruk G.V. Postgraduate training model of local universities in china based on cooperative innovation // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 149-151.
12. Lebedinskaya, Yuliya S.; Koshevaya, Elena S.; Petruk, Galina V.; Shnaider, Olga V. Internationalization of higher education of China as the factor of university competitiveness increase // Revista San Gregorio, 2018. № 25. pp. 178-185
13. Liu ^ang, Gao Yan, Xie Qiuju, Wen MingMing, Petruk G.V. Postgraduate training model of local universities in СЫт based on cooperative innovation //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 17. № 2 (23). С. 149-151.
14. Сырямкин В. И., Янь Б., Ваганова Е. В. Обзорроссийско-китай-ского сотрудничества в сфере научно-технической и инновационной деятельности //Инновации. 2011. №6. С.19-26.
Статья поступила в редакцию 21.04.2019 Статья принята к публикации 27.05.2019