Research BIB / Index Copernicus
РОЛЬ РОДИТЕЛЬСКОГО СТИЛЯ ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ
Бахронова Комила Ядгоровна,
Доцент Бухарский инновационный университет: образований и медицины
komilaba338@gmail.com
АННОТАЦИЯ
В статье "Роль родительского стиля воспитания в развитии эмоционального интеллекта у детей" рассматривается влияние различных стилей воспитания на формирование эмоционального интеллекта (ЭИ) у детей. Исследование анализирует основные родительские подходы, включая авторитарный, авторитетный, попустительский и незаинтересованный стили, и их связь с развитием у детей таких компонентов (ЭИ), как самосознание, саморегуляция, эмпатия и социальные навыки. Авторы приводят данные эмпирических исследований и теоретических обоснований, указывающих на то, что авторитетный стиль воспитания наиболее благоприятен для развития высоких уровней эмоционального интеллекта. В статье также обсуждаются практические рекомендации для родителей, желающих способствовать развитию (ЭИ) у своих детей, такие как создание эмоционально поддерживающей среды, развитие навыков активного слушания и поощрение самовыражения. Заключение подчеркивает важность осознания родителями своего стиля воспитания и его влияния на эмоциональное и психологическое благополучие детей.
Ключевые слова: Эмоциональный интеллект, родительский стиль воспитания, авторитарный стиль, авторитетный стиль, попустительский стиль, незаинтересованный стиль, развитие детей, эмпатия, саморегуляция, социальные навыки
ВВЕДЕНИЕ
Эмоциональный интеллект (ЭИ) играет важную роль в формировании благополучия и успешного функционирования детей в обществе. Он включает в себя способность осознавать свои эмоции и эмоции других, управлять своими чувствами, а также устанавливать и поддерживать здоровые социальные связи. Одним из ключевых факторов, влияющих на развитие эмоционального интеллекта у детей, является семейное воспитание и, в частности, стиль родительского воспитания.
Важность родительского стиля воспитания состоит в том, что именно в семье ребенок учится эмоциональным и социальным навыкам, которые
Research BIB / Index Copernicus
являются основой его эмоционального интеллекта. Исследования показывают, что родительский стиль, который включает в себя способы общения, поддержку, контроль и взаимодействие, напрямую влияет на то, как ребенок понимает и управляет своими эмоциями.
Актуальность исследования. Современное общество предъявляет высокие требования к эмоциональной и социальной компетентности, особенно у подрастающего поколения. В условиях стремительных изменений и возрастания информационного потока дети и подростки сталкиваются с новыми вызовами, требующими высокого уровня эмоционального интеллекта (ЭИ). Эмоциональный интеллект, включающий в себя умение понимать и управлять своими эмоциями, а также способность к эмпатии и эффективному взаимодействию с окружающими, становится важнейшим фактором успешной социальной адаптации и личностного развития.
Выбор темы "Роль родительского стиля воспитания в развитии эмоционального интеллекта у детей" обусловлен необходимостью более глубокого понимания того, как различные подходы к воспитанию влияют на формирование эмоциональных компетенций у детей. Исследование этой темы позволит выявить ключевые механизмы и факторы, способствующие развитию ЭИ, что, в свою очередь, поможет разработать рекомендации для родителей и педагогов.
Цель настоящего исследования - проанализировать роль различных стилей воспитания в развитии эмоционального интеллекта у детей и определить, как именно каждый из этих стилей способствует или препятствует формированию благоприятного эмоционального развития. В работе также будут предложены практические рекомендации для родителей и педагогов, стремящихся создать среду, способствующую гармоничному эмоциональному развитию детей.
Важность исследования эмоционального интеллекта у детей. Эмоциональный интеллект играет критическую роль в жизни человека, начиная с раннего возраста. Он влияет на академическую успеваемость, психологическое благополучие, межличностные отношения и профессиональный успех в будущем. Дети с высоким уровнем ЭИ лучше справляются с конфликтами, демонстрируют высокую самооценку и реже испытывают психоэмоциональные проблемы, такие как тревога и депрессия.
Исследования показывают, что эмоциональный интеллект может быть развиваемым навыком, что делает его важным объектом для психологических интервенций. Понимание того, как именно различные родительские стили воспитания способствуют или препятствуют развитию ЭИ, позволит создать
Research BIB / Index Copernicus
эффективные программы поддержки и обучения для семей, направленные на развитие эмоциональных и социальных компетенций у детей.
Роберт Боурнс в своей книге "Развитие эмоционального интеллекта: как привить ребенку эмпатию и уверенность" рассматривает эмоциональный интеллект (ЭИ) как ключевой фактор, определяющий успешность и благополучие ребенка. Роберт Боурнс в своей книге акцентирует внимание на важности эмоционального интеллекта и предлагает родителям конкретные инструменты и стратегии для его развития у детей. Он убежден, что поддержка эмоционального роста с раннего возраста закладывает прочный фундамент для будущих успехов и благополучия ребенка.
И. Б. Абдуллаев, автор книги "Эмоциональное развитие ребенка в условиях семейного воспитания", является узбекским исследователем в области психологии, специализирующимся на вопросах эмоционального и психологического развития детей. В своей работе Абдуллаев акцентирует внимание на важности семейного воспитания и его влиянии на формирование эмоционального интеллекта (ЭИ) у детей. И. Б. Абдуллаев в своей книге "Эмоциональное развитие ребенка в условиях семейного воспитания" подчеркивает важность эмоционального интеллекта и семейного окружения в процессе воспитания детей. Его взгляды основаны на интеграции научных данных и практических рекомендаций, что делает его работу полезной для родителей, педагогов и психологов, стремящихся содействовать гармоничному развитию детей.
М. Ю. Васильева в своей книге "Психология воспитания: теоретические и практические аспекты" рассматривает широкий спектр вопросов, связанных с воспитанием детей и их психологическим развитием. Ее работа включает как теоретический анализ, так и практические рекомендации для родителей и педагогов. Книга содержит множество практических рекомендаций для родителей и педагогов. Васильева предлагает конкретные методы и техники, такие как активное слушание, использование позитивного подкрепления, развитие навыков решения проблем и поощрение самостоятельности. М. Ю. Васильева в своей книге "Психология воспитания: теоретические и практические аспекты" предоставляет всесторонний анализ и практические рекомендации по воспитанию детей. Ее работа основывается на интеграции теоретических знаний и практического опыта, что делает книгу ценным ресурсом для родителей, педагогов и психологов, стремящихся создать благоприятные условия для психологического и эмоционального развития детей.
Research BIB / Index Copernicus
Основные стили воспитания:
1. Авторитарный стиль:
- Характеризуется высоким уровнем контроля и строгими правилами.
- Родители требуют беспрекословного подчинения и часто наказывают за непослушание.
- Эмоциональные потребности детей при этом стиле часто игнорируются.
2. Авторитетный стиль:
- Сочетает высокий уровень контроля с высоким уровнем поддержки и участия.
- Родители устанавливают четкие правила, но также объясняют их и учитывают мнение детей.
- Поощряются открытое общение и развитие самостоятельности.
3. Попустительский стиль:
- Характеризуется низким уровнем контроля и высоким уровнем поддержки.
- Родители редко устанавливают строгие правила и позволяют детям делать почти всё, что они хотят.
- Эмоциональные потребности детей учитываются, но отсутствие структуры может привести к проблемам с дисциплиной.
4. Незаинтересованный стиль:
- Характеризуется низким уровнем контроля и низким уровнем поддержки.
- Родители мало участвуют в жизни детей и не уделяют им должного внимания.
-Эмоциональные потребности детей зачастую остаются неудовлетворенными.
Эти стили воспитания оказывают различное влияние на развитие эмоционального интеллекта (ЭИ) у детей. Например, авторитетный стиль способствует лучшему развитию самосознания, саморегуляции и эмпатии, в то время как авторитарный стиль может подавлять эмоциональное развитие и снижать самооценку ребенка. Попустительский стиль может привести к проблемам с самоконтролем и дисциплиной, а незаинтересованный стиль часто негативно сказывается на общей эмоциональной и социальной компетентности детей.
Значение родительского стиля воспитания в психологическом развитии детей представляет собой совокупность стратегий и подходов, используемых родителями для воспитания своих детей. Он включает в себя поведенческие
Research BIB / Index Copernicus
модели, эмоциональные реакции и общие установки родителей по отношению к воспитанию. Существует несколько классификаций родительских стилей, среди которых наиболее распространенными являются авторитарный, авторитетный, попустительский и неучастливый стили.
Исследования показывают, что различные стили воспитания оказывают существенное влияние на психологическое развитие детей, включая их эмоциональный интеллект. Авторитетный стиль, характеризующийся сочетанием высокой требовательности и поддержки, часто ассоциируется с высокими уровнями ЭИ у детей. В то время как авторитарный стиль, основанный на строгом контроле и низкой эмоциональной поддержке, может препятствовать развитию этих навыков.
Таким образом, изучение роли родительского стиля воспитания в развитии эмоционального интеллекта у детей является важным шагом в понимании того, как обеспечить детям благоприятные условия для всестороннего развития. Данное исследование имеет не только теоретическое, но и практическое значение, предлагая рекомендации по оптимизации воспитательного процесса и улучшению благополучия детей на основе осознанного и подкрепленного научными данными подхода.
Результаты данного исследования могут внести значительный вклад в теорию и практику воспитания, а также стать основой для разработки эффективных интервенций, направленных на поддержку эмоционального и социального развития детей.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Боурнс, Р. "Развитие эмоционального интеллекта: как привить ребенку эмпатию и уверенность". (2011). Москва: Альпина Паблишер.
2. Васильева, М. Ю. "Психология воспитания: теоретические и практические аспекты". (2008). Москва: Педагогика.
3. Крайг, Г. "Психология развития". (2000). Москва: Питер.
4. Мирзаев, А. Ш. Психолого-педагогические основы семейного воспитания. (2010). Ташкент: Мехнат.
5. Бахронова, К.Я. ОСОБЕННОСТИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ. ВЕСТНИК ИНТЕГРАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ, 40.
6. Бахронова, К.Я., & Рахимова, А. Ф. (2024, March). ИННОВАЦИОННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕНИЮ УЧАЩИХСЯ МЕДИЦИНСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ. In Proceedings of
Research BIB / Index Copernicus
International Conference on Modern Science and Scientific Studies (Vol. 3, No. 3, pp. 309-314).
7. Бахронова, К. (2020). Причины возникновения поведенческие расстройства у школьников. ЦЕНТР НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ (buxdu. uz), 1(1).
8. Бахронова, К.Я. (2023). ОСОБЕННОСТЕЙ НАРУШЕНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ШКОЛЬНИКОВ. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 3(1), 800-
9. Yadgorovna, B. K. (2021). FAMILY PSYCHOLOGICAL CORRECTION OF CHILDREN WITH BEHAVIORAL DISORDERS. European Journal of Humanities & Social Sciences, (4).
10. Бахронова, К.Я. (2021). СЕМЕЙНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ ПОВЕДЕНИЯ. European Journal of Humanities and Social Sciences, (4), 50-54.
11. Бахронова, К.Я. (2019). Социально-психологические особенности поведенческих расстройств у младшего школьного возраста.«. Вестник интегративной психологии»-г. Ярославль, (19), 93-96.
805.