Д.И. Зотова
ПРОБЛЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ СТИЛЕЙ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В данной статье мы рассмотрим классификацию стилей родительского воспитания. Классификация стилей родительского воспитания необходима для понимания, каким образом родители влияют на развитие своих детей и какие результаты это влияние может принести. Классификация позволяет выявить сильные и слабые стороны каждого стиля, а также оценить его эффективность в конкретных ситуациях. Кроме того, знание различных стилей родительского воспитания помогает подросткам и родителям лучше понимать друг друга, снижает конфликты и улучшает взаимоотношения семьи в целом.
Ключевые слова: стиль родительского воспитания, классификация стилей родительского воспитания.
Родительство находилось в центре внимания психологических исследований с момента, когда в 60-е годы прошлого века в работах Дианы Баумринд (Baumrmd) была установлена взаимосвязь между стилем родительского поведения, определяемого по шкалам принятия - отвержения и контроля, и особенностями развития ребенка [1]. Были показаны различия детей, родители которых различались по стилю воспитания, по следующим параметрам:
-враждебный/доброжелательный, -оказывающий сопротивление/ сотрудничающий; -властный/послушный; -доминирующий/покорный; -целеустремленный/ бесцельный;
-ориентированный на достижения/не ориентированный на достижения; -независимый/внушаемый.
Полученные результаты обусловили стремление исследователей и практиков выявить такой тип воспитания и родительского поведения, который обеспечил бы формирование позитивных личностных характеристик ребенка - «гармоничный» тип воспитания.
Так, было выделено 3 базовых варианта родительского поведения:
- авторитетное с высокой реципрокностью в двунаправленной коммуникации;
- авторитарное, основанное на власти родителя и безоговорочном подчинении ребенка;
- разрешающее с низким уровнем требований и контроля.
Баумринд предложила двухмерную классификацию стилей родительского поведения, где в качестве измерений выступали:
1.эмоциональное принятие или отвержение; 2.контроль или отсутствие контроля.
Так, на основе этих факторов было выделено три вида родительского поведения:
- авторитетное с высокой реципрокностью в двунаправленной коммуникации;
- авторитарное, основанное на власти родителя и безоговорочном подчинении ребенка;
- разрешающее с низким уровнем требований и контроля [2].
Таким образом, стилем родительского воспитания мы можем назвать способ, которым родители воспитывают своих детей, включающий в себя такие аспекты, как подход к дисциплине, поощрению, наказанию, общению и установлению границ.
Мы считаем важным отметить, что имеют место две проблемы, касающиеся классификации стилей родительского воспитания.
Первая проблема заключается в отсутствии согласия среди психологов как в используемой терминологии, так и в содержательном описании стилей родительского воспитания. Так, авторы могут давать разные названия сходным по содержанию стилям. Приведем примеры.
© Д.И. Зотова, 2023.
В работе А. Роу и М. Сайгельмана [7] Стиль родительского воспитания, который характеризуется тем, что в семье ребенок занимает центральное, привилегированное положение, родители стремятся оградить от трудностей и неприятных моментов, ограничить его самостоятельное, независимое поведение, называется «гиперопекой». Похожий по содержанию стиль В.И. Гарбузов и коллеги называют «эгоцентрическим» [1], Э.Г. Эйдемиллер — «потворствующей гиперпротекцией» [4], А.С. Спиваковская (1988) указывает на его наличие в «семьях с кумиром» [2].
Более того, стили родительского воспитания, обозначаемые разными авторами одними и теми же названиями, по содержанию могут различаться. Например, в отличие от вышеупомянутого описания гиперопеки А. Роу и М. Сайгельманом [7] в работе Ю.Б. Тарнавского этот стиль определяется иначе: родители уделяют ребенку чрезмерное внимание, постоянно навязывают ему свое мнение, диктуют каждый шаг, ограничивают самостоятельность, лишают возможности общения с другими детьми [3].
Вторая проблема — отсутствие общепринятой классификации стиле родительского воспитания. Существующие классификации различаются и по количеству видов, и по их названиям. Например, как мы уже отмечали ранее, Диана Баумринд выделяет 3 стиля (авторитарный, авторитетный, попустительский), в работе А. Роу и М. Сайгельмана представлено 6 стилей: отвержение, безразличие, гиперопека, сверхтребовательность, устойчивость, родительская любовь.
У А.Е. Личко их 9: гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, условия жестких взаимоотношений, повышенная моральная ответственность, потворствующая гипопротекция, воспитание в атмосфере «культа болезни», противоречивое воспитание.
Таким образом, стилем родительского воспитания мы можем назвать такой способ, которым родители воспитывают своих детей, включающий в себя такие аспекты, как подход к дисциплине, поощрению, наказанию, общению и установлению границ. На сегодняшний день отсутствует общепринятая классификация стилей родительского воспитания. Более того, отсутствует согласие среди психологов как в используемой терминологии, так и в содержательном описании стилей родительского воспитания. Так, авторы могут давать разные названия сходным по содержанию стилям.
Библиографический список:
1.Гарбузов В.И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез. - М.: Медицина, 1988. - 244 с.
2.Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов (комп лексная психологическая коррекция).—М.: Изд-во МГУ, 1988. — 200 с.
3.Тарнавский Ю.Б. Срыва можно избежать: Неврозы, их лечение и профилактика. М.: Медицина, 1990. - 144 с.
4.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. - СПб.:
Питер, 2012. - 752 с.
5.Baumrind, D. (1966). Effects of Authoritative Parental Control on Child. Behavior. Child Development, 37(4), 887-907. doi: 10.2307/1126611]
6.Baumrind, D. (1991). The influence of parenting style on adolescents competence and substance use. Journal of Early Adolescence, 11(1), 56-95. doi:10.1177/0272431691111004
7.Roe A., Siegelman M. A parent-child relations questionnaires // Child Development. 1963. Vol. 34. P. 355—369;
ЗОТОВА ДИНАРА ИСМАГИЛОВНА - студентка, Челябинский государственный университет, Россия.