Научная статья на тему 'Роль резерва по сомнительным долгам в современных экономических условиях'

Роль резерва по сомнительным долгам в современных экономических условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
837
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / СОЗДАНИЕ РЕЗЕРВА ПО СОМНИТЕЛЬНЫМ ДОЛГАМ В МЕЖДУНАРОДНОЙ И РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА / ПРИЗНАНИЕ РЕЗЕРВА ПО СОМНИТЕЛЬНЫМ ДОЛГАМ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ / ACCOUNTS RECEIVABLE / CREATION OF RESERVE FOR DOUBTFUL ACCOUNTS / IN INTERNATIONAL AND RUSSIAN PRACTICE OF ACCOUNTING / RECOGNITION RESERVE FOR DOUBTFUL ACCOUNTS FOR THE PROFIT TAXATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пучкова Галина Владимировна, Якушенок Евгения Александровна

Российские компании не всегда проводят оценку дебиторской задолженности и, как правило, отражают ее в финансовой отчетности без создания резервов. Итог данной ситуации изменение данных бухгалтерского баланса в нарушение требований достоверности отчетной информации. Формирование резерва по сомнительным долгам в настоящее время является необязательным. Существуют определенные условия и требования к созданию резервов по сомнительным долгам в российской и международной практике (на основе стандартов МСФО).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian companies not always conduct the estimation to debtor indebtedness and, as a rule, reflect her (it) in financial reporting without making reserve. The Total given situations a change the given accounting balance in breach of the requirements to validity accounting to information. Shaping the reserve on doubtful debt at present is unnecessary. Exist certain condition and requirements to creation reserve on doubtful debt in Russian and international practical person (on base standard MSFO)

Текст научной работы на тему «Роль резерва по сомнительным долгам в современных экономических условиях»

Пучкова Г. В., Якушенок Е.А.

РОЛЬ РЕЗЕРВА ПО СОМНИТЕЛЬНЫМ ДОЛГАМ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

В России, как и во многих других странах, рост дебиторской задолженности является последствием экономического кризиса. Главная проблема состоит в том, что на практике организации не всегда проводят регулярную оценку дебиторской задолженности и отражают ее в финансовой отчетности без создания резервов, что приводит к неверности данных бухгалтерского баланса в нарушение требования достоверности отчетной информации. В результате в активе баланса отражается сумма потенциальных убытков, что влечет искажение имущественной оценки компании.

В современных условиях функционирования предприятий актуальным стал вопрос о формировании резерва по сомнительным долгам. Во-первых, согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) к бухгалтерской отчетности предъявляется требование достоверности, а в соответствии с п. 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н, - приоритета содержания над формой. Во-вторых, создание резерва в налоговом учете является элементом налоговой оптимизации и позволяет существенно сократить налоговые платежи. Но в то же время создание организацией резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете является правом организации.

Некоторые специалисты считают неверным, что обязательное создание резерва является нарушением требования осмотрительности и приводит к искажению данных бухгалтерской отчет-

ности, поскольку более информативно и достоверно будет отражаться в балансе задолженность без резерва и в пояснительной записке прописано, что определенная часть задолженности просрочена. Если указать размер такой задолженности, срок задержки оплаты, причины задержки и возможные варианты урегулирования данной задолженности, то пользователи бухгалтерской отчетности получат наиболее полную и достоверную картину о состоянии задолженности организации, чего не скажешь о ситуации, когда такая задолженность уменьшена на величину резерва и показана в составе финансовых результатов 1.

В соответствии с абз.1 п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (далее - Положение по ведению бухгалтерского учета) организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации (в ред. Приказа Минфина РФ от 24.12.2010 № 186н). Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

Таким образом, резерв в бухгалтерском учете может быть создан только по той дебиторской задолженности, которая ранее привела к формированию доходов от обычной деятельности, то есть выручкой от продажи продукции и

1 Кувалдина Т.Б. Создание резерва по сомнительным долгам //Аудиторские ведомости, 2010, № 1 .стр.49-52

товаров, выполнением работ, оказанием услуг, следовательно, иные долги перед организацией, например, задолженность по авансам, перечисленным поставщикам товаров, поставка которых не была выполнена в предусмотренные договором сроки, не могут участвовать в формировании резерва по сомнительным долгам.

Согласно абз. 2 п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.

В то же время п.70 Положения по ведению бухгалтерского учета с учетом пункта 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика» устанавливает возможность образовывать резервы только в тех случаях, когда по оценке организации реально существует вероятность полной или частичной неоплаты сомнительной задолженности. Другими словами, если на

отчетную дату есть вероятность в получении в течение 12 месяцев после отчетной даты полной оплаты какой-либо конкретной просроченной дебиторской задолженности, не обеспеченной гарантиями (или иными предусмотренными законодательством способами), то организация может не рассматривать его как сомнительный долг.

Создавать резерв в бухгалтерском и налоговом учете могут лишь те организации, которые признают доход от продажи продукции по методу начисления. При создании резерва можно использовать принцип существенности, то есть включать в него (при наличии достаточных оснований) только те долги, размер которых составляет не менее 5 процентов от общей суммы задолженности. Это положение необходимо закрепить в учетной политике организации.

Корректировка стоимости обязательства, а следовательно, и резерва, обусловленная появлением новой информации, которая производится исходя из оценки существующего положения дел в организации, ожидаемых будущих выгод и обязательств и не является исправлением ошибки в бухгалтерской отчетности.

Основой формирования резерва по сомнительным долгам является проведение и документальное оформление инвентаризации дебиторской задолженности, как этого требует п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета. Итоги инвентаризации задолженности оформляются по форме № ИНВ-17, в которой отражаются сведения о подтвержденной и неподтвержденной дебиторской задолженности, а также о задолженности с истекшим сроком исковой давности. Для того чтобы списать просроченную дебиторскую задолженность кроме данных, полученных на основании инвентаризации, необходимо также письменное обоснование и приказ (распоряжение) руководителя организации.

Важным вопросом является возможность организации создавать резерв с начала года либо в любой момент. Возникновение сомнительной дебиторской задолженности квалифицируется в виде факта хозяйственной

деятельности, отличного от обстоятельств, имевших место ранее (возникшего впервые). Утверждение способа учета таких фактов изменением учетной политики не признается. Согласно ПБУ 1/2008 "Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

- изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;

- разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ве-

дения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

- существенного изменения условий хозяйствования. Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.".

Поэтому изменение учетной политики осуществляется с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения. Это означает, что организация вправе начать формирование резерва по сомнительным долгам, не дожидаясь окончания текущего отчетного периода и не фиксируя принятого решения учетной политике заранее.

Также важным вопросом в учете резервов является вопрос о переносе его на следующий отчетный период. С.К. Циванюк пишет в статье «Резерв сомнительных долгов: преимущества и сложности»2, что формально - это делать нельзя, так как в соответствии с абз. 4 п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета, если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва, он в какой-либо части не будет использован, неизрасходованные суммы присоединяются в конце отчетного года к финансовым результатам в качестве прочих доходов. Но одновременно со списанием неиспользованного резерва, сформированного в конце прошлого года, проводится процедура создания аналогичного резерва по итогам текущего отчетного года. Если ситуация с погашением долга и фи-

2 Циванюк С.К. Резерв сомнительных долгов: преимущества и сложности// Строительство: бухгалтерский

учет и налогообложение, 2010г..№1.стр.25-29.

нансовым положением должника существенно не поменялась по отношению к прошлому году, то сомнительные долги вновь могут быть включены в резерв в той же сумме, что равнозначно переносу неиспользованного резерва на следующий год, но побуждает ежегодно пересматривать и подтверждать результатами инвентаризации обоснованность его создания.

В бухгалтерском балансе остаток по счету 63 «Резерв по сомнительным долгам» отдельной строкой не показывается, суммы дебиторской задолженности отражаются за вычетом размера начисленного резерва (п. 35 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", Письмо Минфина России от 23.12.2005г. № 07-05-06/353).

Для сближения бухгалтерского и налогового учета при формировании резерва по сомнительным долгам учетной политикой целесообразно предусмотреть единый подход к начислению этого оценочного резерва, а именно, В целях налогового учета (п. 3 ст. 266 НК РФ) из всей суммы дебиторской задолженности выделяются сомнительные долги. Они делятся на группы и включаются в состав резерва в зависимости от срока возникновения задолженности:

- более чем 90 дней - полностью включается в сумму резерва;

- 45 - 90 дней (включительно) включаются в размере 50% суммы задолженности;

- менее чем за 45 дней до инвентаризации - в резерв не включается. При этом сумма создаваемого "налогового" резерва по сомнительным

долгам не может превышать 10% от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со ст. 249 Налогового кодекса.

Определенная таким образом сумма отчислений учитывается в составе внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода. Наличие акта сверки с дебито-

ром на дату создания резерва для включения соответствующей задолженности в расчет резерва необязательно Важно отметить, что срок 90 или 45 дней, определенный п. 4 ст. 266 Налогового кодекса, отсчитывается не с даты возникновения задолженно-

сти, а с момента, когда она стала сомнительной, то есть истек срок погашения по договору (п. 1 ст. 266 НК РФ, п. 70 Положения по учету).

Но бывают ситуации, когда в договорах совсем не указан срок исполнения обязательств. Налоговые органы считают, что в таком случае задолженность вообще не может быть включена в состав резервируемой. Следует подчеркнуть, что не формируют резерв по сомнительным долгам продавцы товаров в кредит или в рассрочку, поскольку ст. ст. 488, 489 ГК РФ они признаются находящимися в залоге у продавца.

Не включается в сумму резерва задолженность по уступке права требования и по договору займа по письму Минфина России от 12.05.2009г. №0303-06/1/318.

Необходимо отметить, что если с одним и тем же контрагентом есть дебиторская и кредиторская задолженность, то налогоплательщик, по мнению Минфина России, должен произвести взаимозачет спорных сумм и включить в резерв по сомнительным долгам только сумму превышения дебиторской задолженности кредиторской (Письмо от 06.08.2010 № 03-03-06/1/528). Но если встречные требования (дебиторская и кредиторская задолженность одного контрагента) неоднородны, зачет становится невозможным (неоднородными являются требования по возврату денег и отгрузке товара, а также когда требования выражены в разной валюте). Закрепленный в учетной политике порядок формирования резерва по сомнительным долгам не может изменяться в

течение года3. Аналитический учет по счету 63 ведется по каждому созданному резерву. При списании невостребованных долгов, ранее признанных организацией сомнительными, резерв уменьшается. Присоединение неиспользованных сумм резервов по сомнительным долгам к прибыли отчетного периода увеличивает прочие доходы организации за отчетный период.

Если организация решила создать резерв по сомнительным долгам, то она должна формировать его в налоговом учете ежеквартально (п. 3 ст. 266, п. 2 ст. 285 НК РФ). В налоговом учете не использованный на конец отчетного периода остаток резерва может быть перенесен на следующий отчетный период (в бухгалтерском учете неиспользованный остаток не переносится на следующий год) с учетом правил:

- неиспользованный остаток меньше суммы создаваемого в следующем отчетном периоде резерва - разница между остатком и суммой создаваемого резерва включается в состав внереализационных расходов;

- неиспользованный остаток больше суммы создаваемого в следующем отчетном периоде резерва - разница между остатком и суммой вновь создаваемого резерва включается в состав внереализационных доходов.

И при создании резерва по сомнительным долгам, и при списании безнадежных долгов, не покрытых за счет резерва, можно учесть сумму сомнительной или безнадежной дебиторской задолженности покупателей с учетом НДС (Письмо Минфина России от 03.08.2010г. № 03-03-06/1/517).

3 Кувалдина Т.Б. Информация об изменениях оценочных значений: раскрытие в бухгалтерской отчетности //Аудиторские ведомости, 2009, № 9,стр.65-69.

При списании дебиторской задолженности за счет резерва необходимо обратить внимание на доказанность этих действий. Если суммы списанной дебиторской задолженности по каким-либо причинам нельзя признать в качестве расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль (хотя в момент образования резерва данный факт известен не был), сумму ранее созданного резерва во избежание разногласий с налоговыми органами следует восстановить в целях налогообложения прибыли и включить в состав налоговых внереализационных доходов. В бухгалтерском учете возникнет постоянная разница с формированием постоянного налогового обязательства, увеличивающего величину налога на прибыль.

Списать задолженность за счет резерва в бухгалтерском учете возможно только в том случае, если резерв был создан именно по задолженности конкретного контрагента. Если же такой резерв не формировался, соответствующая-задолженность списывается непосредственно на убытки.

В целях налогового учета в соответствии с п. 5 ст. 266 Налогового кодекса сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная налогоплательщиком в отчетном периоде, может быть перенесена на следующий отчетный (налоговый) период. При этом сумма вновь создаваемого резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода.

В бухгалтерском учете неизрасходованные суммы присоединяются при оставлении баланса на конец отчетного года к финансовым результатам.

Рассматриваются особенности создания резерва по сомнительным долгам в соответствии с правилами международных стандартов финансовой отчетности (далее - МСФО). Согласно МСФО финансовая отчетность в обяза-

тельном порядке должна добросовестно представлять финансовое положение, финансовые результаты деятельности и движение денежных средств организации, прежде всего для внешних пользователей, поскольку у них нет права в отличие от менеджмента компании затребовать нужные им сведения (МСФО 1 "Представление финансовой отчетности"). Добросовестное представление требует правдивости при представлении воздействия операций, других событий и условий в соответствии с определениями и критериями признания для активов, обязательств, доходов и расходов, изложенными в принципах МСФО. Эти требования распространяются на все объекты бухгалтерского учета, включая дебиторскую задолженность.

В связи с несовпадением факта поставки товара либо предоставления услуг по времени с поступлением денежных средств у компаний возникает дебиторская задолженность. В МСФО под дебиторской задолженностью понимается сумма денежных средств, причитающаяся организации от ее покупателей продукции, товаров (потребителей услуг) - дебиторов. В

соответствии с п. 63 МСФО 39 "Финансовые инструменты - признание и оценка" компания должна представлять в финансовой отчетности дебиторскую задолженность по справедливой стоимости. Уменьшение первоначальной стоимости финансового инструмента до его справедливой стоимости достигается путем введения резерва по сомнительной

дебиторской задолженности. Под ним подразумевается оценка

возможных потерь в будущем, которых можно ожидать от дебиторов, то есть тех, кто в настоящее время является должником компании. При этом в момент создания резерва по сомнительным долгам неизвестно, кто из дебиторов попадает в разряд безнадежных. Создание резерва по

сомнительным долгам является одним из проявлений реализации принципа консерватизма, согласно которому активы и доходы не должны быть завышены, а обязательства и расходы не должны быть занижены. Выполняя требования данного принципа, компании, с одной стороны, признают в отчетности вероятный будущий убыток, тем самым уменьшая уже признанные доходы, а с другой стороны, показывают величину дебиторской задолженности, которую в дальнейшем реально будет получить.

Принцип соответствия также подтверждает необходимость создания резерва по сомнительным долгам. Потери, которые станут известны только в будущем бухгалтерском периоде, должны быть оценены в текущем периоде, потому что их следует сопоставить с доходом, полученным от продаж именно в текущем периоде.

Однажды приняв политику расчета резерва по сомнительным долгам, в дальнейшем в соответствии с принципом постоянства ее необходимо выполнять даже в те периоды, когда подобных долгов не возникает. Последовательное применение учетной политики позволяет достичь

сравнимость информации за различные отчетные периоды. Сравнимость -одна из важнейших качественных характеристик информации, предусмотренная в МСФО и обусловливающая полезность бухгалтерской отчетности для пользователей.

МСФО 8 "Учетная политика, изменения в расчетных бухгалтерских оценках и ошибки" резерв по сомнительной задолженности относит к оценочным резервам, которые в бухгалтерский баланс не включаются. Их сальдо, учтенное в главной книге, вычитаются из сальдо соответствующих активов, в отношении которых они создаются (по МСФО - "против которых создаются эти резервы").

Учет резерва по сомнительным долгам ведется на специальном счете "Резерв по сомнительным долгам". Поскольку изменение в расчетной оценке суммы безнадежных долгов влияет только на прибыль или убыток текущего периода, это изменение отражается в текущем периоде на счете "Прибыли и убытки". Кредитовый остаток по счету "Резерв по сомнительным долгам" будет изменяться от года к году в зависимости от того, как будет изменяться остаток дебиторской задолженности.

В международной учетной практике применяют расчет общего и идентифицированного резервов по сомнительным долгам. Общий резерв по сомнительным долгам рассчитывается как процент от общей суммы дебиторской задолженности на конец отчетного года. При расчете процента принимают во внимание: предыдущий опыт возвращения долгов, текущую ситуацию, возможные будущие экономические условия.

Расчет идентифицированного резерва предполагает проведение со стороны специалистов бухгалтерии дополнительных процедур. При этом дебиторская задолженность (счета к получению) группируется (ранжируется) по срокам оплаты. Компании перед составлением бухгалтерской отчетности проводят анализ длительности дебиторской задолженности на определенную дату. Затем сумма задолженности разбивается на группы в зависимости от времени возникновения. При этом выделяются обычно следующие группы долговых требований: счета, срок оплаты которых не наступил; счета с просрочкой от 1 до 30 дней, от 31 до 60 дней, от 61 до 90 дней и счета с просрочкой более 90 дней. Далее для каждой группы определяется процент на основе способности компании получить долги с дебиторов внутри каждой выделенной группы. Чем больше период с момента возникновения задолженности, тем выше ус-

танавливаемый процент. Аналогичный способ образования резерва используется в отечественном учете при исчислении резерва для цели налогообложения прибыли.

В настоящее время подходы к созданию резерва по сомнительным долгам по МСФО и российским стандартам различны. При создании резерва российские организации в основном руководствуются ст. 266 НК РФ. В то же время Положение по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности в Российской Федерации от 29.07.1998г. № 34н предусматривает создание резервов только в отношении конкретной задолженности в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично на основании инвентаризации расчетов. МСФО допускают возможность создания общего резерва на всю дебиторскую задолженность, и при формировании отчетности резерв по сомнительным долгам составляет значительный процент и существенно уменьшает показатели прибыли.

В заключение надо отметить, что при формировании резервов необходимо придерживаться одного из основных принципов: в бухгалтерской (финансовой) отчетности должна раскрываться полная, правдивая и достоверная информация о дебиторской задолженности, которая представляет собой информационную ценность для широкого круга пользователей и, прежде всего, для инвесторов.

Библиографический список 1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994г. № 51-ФЗ (в ред. Федерального закона от 07.02.2011г. №4 -ФЗ).

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. Федерального закона от 28.12.2010г. № 425-ФЗ).

3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29.07.1998г. № 34н, (в ред. Приказов Минфина РФ от 18.09.2006г. № 115н, от 08.11.2010г. № 142н).

4. Положение по бухгалтерскому учету " Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденное Приказом Минфина России от 06.10.2008г. № 106н.

5. Алексеева Г.И. Роль резервов по сомнительным долгам в современных условиях функционирования предприятий// Бухгалтер и закон,2010, № 12.

6. Кувалдина Т.Б. Информация об изменениях оценочных значений: раскрытие в бухгалтерской отчетности // Аудиторские ведомости, 2009, № 9.стр.65-69.

7. Кувалдина Т.Б. Создание резерва по сомнительным долгам //Аудиторские ведомости, 2010, № 1.стр.49-52.

8. Международные стандарты финансовой отчетности 2009. Издание на русском языке. М.: Аскери-АССА, 2009.

9. Циванюк С.К. Резерв сомнительных долгов: преимущества и сложности// Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение,2010,№ 1, стр.25-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.