Научная статья на тему 'Роль рейтинговой системы в повышении качества преподавания на выпускающей кафедре по специальности фармация'

Роль рейтинговой системы в повышении качества преподавания на выпускающей кафедре по специальности фармация Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / КАЧЕСТВО ПРЕПОДАВАНИЯ / RATING SYSTEM / QUALITY OF TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Огнещикова Н.Д., Нестерова А.В., Сипливая Л.Е., Кузьмин Б.В.

В статье рассмотрены особенности рейтинговой системы оценки знаний на выпускающей кафедре и ее значение в формировании конкурентоспособного выпускника по специальности Фармация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Огнещикова Н.Д., Нестерова А.В., Сипливая Л.Е., Кузьмин Б.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RATING SYSTEM’S ROLE IN IMPROVEMENT OF THE TEACHING QUALITY AT THE GRADUATING DEPARTMENT IN SPECIALITY OF PHARMACY

Features of the rating system of knowledge assessment at the Graduating Department and its importance in the formation of a competitive graduates in pharmacy are considered.

Текст научной работы на тему «Роль рейтинговой системы в повышении качества преподавания на выпускающей кафедре по специальности фармация»

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 3 (45) • Часть 4 'Март

DOI: 10.18454/IRJ.2016.45.189 Огнещикова Н.Д.1, Нестерова А.В.2, Сипливая Л.Е.3, Кузьмин Б.В.4

1 Кандидат фармацевтических наук, доцент, 2Кандидат фармацевтических наук, доцент, 3Доктор биологических наук, профессор, 4Кандидат фармацевтических наук, доцент, Курский государственный медицинский университет РОЛЬ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ НА ВЫПУСКАЮЩЕЙ КАФЕДРЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ФАРМАЦИЯ

Аннотация

В статье рассмотрены особенности рейтинговой системы оценки знаний на выпускающей кафедре и ее значение в формировании конкурентоспособного выпускника по специальности Фармация.

Ключевые слова: рейтинговая система, качество преподавания.

Ogneshchikova N.D.1, Nesterova А-V.2, Siplivaya L-Е.3, Kuzmin B.V.4 1PhD in Pharmaceutics, Assosiate professor, 2PhD in Pharmaceutics, Assosiate professor ,3MD, Professor, 4PhD in Pharmaceutics, Assosiate professor, Kursk State Medical University THE RATING SYSTEM'S ROLE IN IMPROVEMENT OF THE TEACHING QUALITY AT THE GRADUATING DEPARTMENT IN SPECIALITY OF PHARMACY

Abstract

Features of the rating system of knowledge assessment at the Graduating Department and its importance in the formation of a competitive graduates in pharmacy are considered.

Keywords: rating system, quality of teaching.

I Лценка результатов обучения традиционно рассматривается как определенное средство воспитания, ^-^организации, развития обучающихся. На старших курсах, она, безусловно, имеет квалификационное значение, то есть является показателем готовности студента к профессиональной деятельности и показателем качества подготовки специалиста.[1] Рейтинговая система оценки знаний, умений и навыков, существующая на кафедре фармацевтической, токсикологической и аналитической химии Курского государственного медицинского университета, на наш взгляд, является одним из эффективных средств повышения качества образования и представляет собой интегральную оценку результатов всех видов деятельности студента за период обучения по дисциплине фармацевтическая химия, относящейся к профессиональному циклу дисциплин. При введении рейтинговой системы мы ставили перед собой следующие задачи:

• Стимулирование регулярной систематической работы и повышение мотивации к качественному освоению дисциплины;

• Стимулирование студентов к регулярной самостоятельной работе;

• Повышение состязательности и познавательной активности студентов;

• Упорядочение системы контроля знаний студентов, выработка единых требований к оценке знаний в рамках отдельной дисциплины и, соответственно, уменьшение роли случайности при оценке знаний;

• Обеспечение более высокого уровня планирования учебного процесса.

При разработке условий рейтинга по фармацевтической химии нами учитывались основные принципы данной системы обучения: модульность, многобалльность и интегральность оценки.[2]

Модульный подход при построении обучения предполагает разделение содержания дисциплины на логически завершенные части, объединяющие ряд тем в соответствии с рабочей программой. Учитывая, что изучение фармацевтической химии проходит на протяжении пяти учебных семестров, модули объединены в единый комплекс, в котором соблюдается принцип подачи учебного материала «от простого к сложному». Модульный принцип обучения предусматривает чтение проблемных мультимедийных лекций, дающих информацию по основным вопросам дисциплины и направленных на развитие творческих способностей студента. Материал практических занятий каждого модуля проработан таким образом, чтобы студенты могли дополнить содержание лекций изучением нового материала и приобрести определенные практические навыки. Каждый модуль обеспечен необходимыми методическими материалами, набором контрольно-измерительных материалов, включающих тематические и рубежные тесты, банком проблемных и ситуационных задач, набором заданий для самостоятельной работы и т.д.

Многобалльность оценки позволяет существенно повысить объективность оценивания всех этапов деятельности студента и, с другой стороны, использовать привычный для студентов и преподавателей диапазон традиционной оценочной шкалы. Интегральный и накопительный характер рейтинговых показателей студентов дает нам возможность оценить все виды деятельности студента, его профессиональные и творческие способности.

Максимальное количество баллов, которое студент может набрать по фармацевтической химии, численно приравнивается к общему числу аудиторных часов по практическим занятиям. В структуре рейтинга нами выделен предметный рейтинг, составляющий 95% от общей суммы баллов и творческий, составляющий 5% общей суммы баллов. В ходе предметного рейтинга оценивается успеваемость студента на практических занятиях (текущий рейтинг), итоговых занятиях по тематическим модулям (рубежный рейтинг), его практические умения и владения, а также выполнение обязательной курсовой работы. В ходе творческого рейтинга учитывается выполнение студентом не предусмотренных учебным планом экспериментальных курсовых и дипломных работ, участие студента в олимпиадах по дисциплине, работе студенческого научного кружка на кафедре, выступления с докладами на научных конференциях, участие в подготовке научных публикаций или заявок на изобретения.

Анализ успеваемости по фармацевтической химии за последние три года показал, что введение рейтинговой системы оценки знаний на кафедре в рамках подготовки провизоров по ФГОС -3 позволяет не только повысить активность и качество работы студентов на протяжении всего периода изучения дисциплины, более объективно

28

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 3 (45) • Часть 4 •Март

оценить их уровень знаний и творческие способности, но и развивать такие социально значимые качества личности как дисциплинированность, ответственность, добросовестность, творческий подход к решению профессиональных задач, что дает определенные конкурентные преимущества нашим выпускникам на рынке труда.

Литература

1. Дианкина М.С., Голенков А.В., Яковлева А.В. Качество обучения в медицинском вузе (психолого-педагогический аспект): учебное пособие. Москва-Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2008.-274 с.

2. Кайнова, С.А. Модульная система обучения: новые педагогические технологии в профессиональном образовании/С.А.Кайнова //Профессиональное образование.-2004, №4.- С.5-12

References

1. Diankina M.S., Golenkov A.V., Yakovleva A.V. ^chestvo obucheniya v medicinskom vuze (psychologo-pedagogicheskii aspekt): uchebnoe posobie. Моskva-Cheboksary: izd^ Chuvash. un-ta, 2008.-274 s.

2. Kainova S.A. Modulnaya sistema obucheniya:novye pedagogicheskie technologii v professionalnom obrazovanii/S.A. Kainova //Professionalnoe obrazovanie.-2004, №4.-S.5-12

DOI: 10.18454/IRJ.2016.45.188 Окунева В.С.1, Янченко И.В.2

1ORCID: 0000-0002-1061-5688, кандидат педагогических наук, доцент кафедры прикладной информатики,

математики и естественнонаучных дисциплин, Хакасский технический институт - филиал ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»;

2кандидат педагогических наук, доцент кафедры прикладной информатики, математики и естественнонаучных

дисциплин, Хакасский технический институт - филиал ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ПО РАЗРАБОТКЕ ЛАБОРАТОРНОГО КОМПЛЕКСА КАБИНЕТОВ ФИЗИКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КОЛЛЕДЖЕЙ

Аннотация

Целью исследования являлось изготовление лабораторного комплекса командой студентов при педагогическом сопровождении, позволяющего расширять эмпирические знания учащихся сельскохозяйственных колледжей. Для реализации цели был проведен мониторинг оснащения кабинетов физики, выявивший, что на протяжении ряда лет материально-техническая база кабинетов физики многих сельскохозяйственных колледжей не обновлялась, а имеющееся оборудование устарело и не отвечает современным требованиям по качеству обучения. Изготовление и применение лабораторного комплекса «электричество и магнетизм» позволит максимально уделить внимание совершенствованию системы обучения физике в сельскохозяйственных колледжах.

Ключевые слова: команда студентов при педагогическом сопровождении, лабораторный комплекс, качество обучения.

Okunev V.S.1, Yanchenko I.V.2

1ORCID: 0000-0002-1061-5688, PhD in Pedagogy, professor of mathematics and natural Sciences Khakas technical Institute - branch of fgaou VPO "Siberian Federal University".

2PhD in Pedagogy, associate Professor, Department of applied Informatics, mathematics and natural Sciences, Khakas technical Institute - branch of fgaou VPO "Siberian Federal University". PROJECT ACTIVITY OF STUDENTS IN THE DEVELOPMENT OF THE LABORATORY COMPLEX

PHYSICS AGRICULTURAL COLLEGES

Abstract

The aim of the study was the manufacture of laboratory complex, allowing to expand the empirical knowledge of students of agricultural colleges. For the realization of objectives was conducted the monitoring of equipment of offices of physics, which revealed that for several years the material and technical basis of the physics of many agricultural colleges has not been updated, and the existing equipment is outdated and does not meet modern requirements of equipment of offices ofphysics. The application of our laboratory complex "electricity and magnetism", it will be possible to pay attention to the improvement of the system of physics teaching in the agricultural colleges.

Keywords: team of students at the pedagogical support, laboratory complex, the quality of teaching.

Существенные изменения в содержании труда работников, занятых в сельскохозяйственной отрасли народного хозяйства, связанные с развитием технологий производственных процессов предъявляют высокие требования к образовательной подготовке выпускников сельскохозяйственных колледжей. Кроме основ сельского хозяйства, они должны знать основы электротехники, автоматики, электромонтажного дела и владеть навыками управления сложными приборами и механизмами (тракторы, комбайны и машины), а также навыками ремонта обслуживаемых машин и механизмов.

Говоря о повышении качества образования, мы должны понимать, что подготовка обучающихся, опирающаяся на естественнонаучные и общетехнические основы, и служащая углублению и усвоению теоретических знаний, должна быть практико- ориентированной по своему содержанию. Под влиянием практической деятельности развивается аналитико-синтетическая деятельность мозга, происходит развитие анализаторов, в том числе кинестетического, играющего большую роль в познавательной деятельности человека.

Развитие практических навыков работы с приборами и оборудованием, а также необходимость закрепления пройденного материала обучающимися требует создания лабораторных комплексов, которые позволяют ставить реальные эксперименты, формировать первоначальный опыт практической деятельности.

В системе среднего специального образования сегодня главенствующее значение должно иметь учебное лабораторное оборудование. Лабораторные стенды помогают в образовательном процессе и дают возможность

29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.