Научная статья на тему 'РОЛЬ РЕЛИГИОЗНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В УКРЕПЛЕНИИ СТАТУСА СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ'

РОЛЬ РЕЛИГИОЗНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В УКРЕПЛЕНИИ СТАТУСА СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аксиология / христианские ценности / связи с общественностью / репутация. / axiology / Christian values / Public Relations / reputation.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Осипова Елена Анатольевна

В статье раскрывается противоречие между потребностью каждого социального субъекта в построении внутренних взаимосвязей и связей со значимой для него общественностью и низким ценностным статусом и противоречивой репутацией связей с общественностью как социального феномена и вида профессиональной деятельности. Автор предполагает, что христианские ценности как основание, на котором выстраивается культура всех христианских цивилизаций, могут играть важную роль в гуманизации связей с общественностью и повышении степени доверия к этому важнейшему для общества социальному институту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF RELIGIOUS VALUES IN IMPROVING PUBLIC RELATIONS STATUS

The article reveals the contradiction between the need of each social subject to build internal relationships and relationships with relevant sectors of the public and the low value status and controversial reputation of Public Relations as a social phenomenon and type of professional activity. The author argues that Christian values as the basis of all Christian civilizations can play an important role in humanizing Public Relations and will help increase confidence in this social institution, which is important for society.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ РЕЛИГИОЗНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В УКРЕПЛЕНИИ СТАТУСА СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ»

УДК: 172, 174, ББК: 87,752, ГРНТИ: 02.41.41, 02.51.25, ВАК: 5.4.4., 5.7.4.,

5.9.9

DOI: 10.24412/2949-2513-2023-33-67-84

Осипова Е. А.

Москва, Россия

РОЛЬ РЕЛИГИОЗНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В УКРЕПЛЕНИИ СТАТУСА СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Аннотация. В статье раскрывается противоречие между потребностью каждого социального субъекта в построении внутренних взаимосвязей и связей со значимой для него общественностью и низким ценностным статусом и противоречивой репутацией связей с общественностью как социального феномена и вида профессиональной деятельности. Автор предполагает, что христианские ценности как основание, на котором выстраивается культура всех христианских цивилизаций, могут играть важную роль в гуманизации связей с общественностью и повышении степени доверия к этому важнейшему для общества социальному институту.

Ключевые слова: аксиология, христианские ценности, связи с общественностью, репутация.

Osipova E. A. Moscow, Russia

THE ROLE OF RELIGIOUS VALUES IN IMPROVING PUBLIC

RELATIONS STATUS

Abstract. The article reveals the contradiction between the need of each social subject to build internal relationships and relationships with relevant sectors of the

public and the low value status and controversial reputation of Public Relations as a social phenomenon and type of professional activity. The author argues that Christian values as the basis of all Christian civilizations can play an important role in humanizing Public Relations and will help increase confidence in this social institution, which is important for society.

Keywords: axiology, Christian values, Public Relations, reputation.

Постановка проблемы

Если поставить вопрос, могли ли какие-либо социальные общности в какое-то историческое время существовать в абсолютной внутренней разобщенности и абсолютной изоляции от внешнего окружения, ответ на этот вопрос будет очевиден - социальные общности никогда не могли ни жить, ни развиваться, не взаимодействуя друг с другом, не выстраивая тех внутренних и внешних взаимосвязей, которые мы сегодня относим к связям с общественностью.

Связи с общественностью, в свою очередь, включаются в систему социальной коммуникации, которая, по определению Никласа Лумана, является «самой социальной» и «самой человеческой» операцией. Согласно Н. Луману, «не действие, а коммуникация является неразложимой (элементарной) социальной операцией и, к тому же, именно той операцией, которая неизбежно включается всегда, когда образуются социальные ситуации» [Луман, 1995: 115]. Она же является «фактором и условием существования любых человеческих общностей - от малых социальных групп до наций и государств» [Соколов, 201: 11].

При этом, коммуникация между людьми и социальными общностями всегда базируется на ценностях, поскольку аксиологическое пространство имманентно существованию каждого человека и каждой человеческой общности. Очевидно, что в разных культурах эти ценности могут иметь существенные различия, вступать в аксиологические противоречия,

обесценивая те явления и процессы, которые не вписываются в ценностную парадигму того или иного общества.

Такие противоречия, имеющие аксиологическую природу, существуют сегодня между жизненной необходимостью для каждого социального субъекта - каждой светской и религиозной организации, каждой политической партии, коммерческой компании, образовательного, медицинского, культурного и др. учреждения, - построения внутренних взаимосвязей и связей со значимой для него общественностью и низким ценностным статусом связей с общественностью и противоречивой репутацией этого важнейшего для общества социального института.

Об этом свидетельствует негативный контекст многочисленных упоминаний о связях с общественностью в средствах массовой информации и коммуникации, где понятие PR интерпретируется журналистами, гостями ток-шоу, блогерами и др. как обман и манипуляция. Об этом говорят и результаты опросов об отношении к профессии PR-специалиста. Один из последних таких опросов был проведен в июне 2023 года исследовательско-консалтинговой компанией IFORS совместно с Ассоциацией консультантов по связям с общественностью (АКОС) и агентством PR-Consulta. Он показал, что 51% опрошенных из 48% знающих о деятельности PR-специалиста «не хотели бы, чтобы их дети в будущем работали в этой сфере, 32% считают, что PR-специалисты занимаются увеличением продаж, а 28% уверены, что работа пиарщиков - это среди прочего манипулирование мнением» [Одинцов, 2023].

Авторы книги «Это не просто пиар: связи с общественностью в обществе» У. Тимоти Кумбс и Шерри Дж. Холладей, указывая на огромное влияние современных связей с общественностью на «ценности, знания и культуру общества», в качестве главных проблем работы специалистов по связям с общественностью называют: влияние частной политики на формирование корпоративного поведения; рост глобального активизма; сложности в проверке достоверности информации, особенно в социальных сетях.

Жалуются авторы и на то, что средства массовой информации часто создают негативный образ PR. [Coombs, Holladay, 2013].

Улучшение репутации связей с общественностью, то есть повышение степени профессионального и социального признания, уважения и доверия к этому социальному институту связано с развитием ценностно -ориентированной теории связей с общественностью и гуманизацией профессиональной PR-практики, которые должны основываться на ценностях, не вступающих в противоречия с общественными, духовными и культурными традициями нашего общества, которые в немалой степени определяются религиозными ценностями.

Россия - многоконфессиональная страна. На основе этнического принципа исчисления религиозной принадлежности «в России: 120 млн. православных, 600 тыс. католиков, более миллиона верующих Армянской апостольской Церкви, 14 млн. мусульман, 230 тыс. иудаистов и 900 тыс. буддистов» [Филатов С. Б., Лункин Р. Н., 2005: 43.]. Однако этнический принцип, по мнению С.Б. Филатова, больше говорит о культурной принадлежности к традициям той или иной религии. Более достоверные данные именно о религиозных взглядах дают опросы на основе критерия религиозной самоидентификации. По данным такого опроса ВЦИОМ, проведенного в 2023 году и приуроченного ко Дню Крещения Руси, 57% россиян относят себя к последователям православия, 5% к приверженцам ислама, 1% исповедуют буддизм, 19% называют себя неверующими, 6% верующими вне какой-либо конфессии, 7% колеблются между верой и неверием [Религия и общество, 2023].

Ценности каждой религии как основание взаимосвязей в том или ином обществе заслуживают отдельных исследований. В данной статье предложен анализ роли христианских ценностей в гуманизации теории и практики связей с общественностью.

Обращение к христианским ценностям обусловлено не только тем, что христианство является самой распространенной религией в нашей стране, но

и тем, что «христианство на сегодняшний день считается самой крупной из мировых религий как по численности верующих (всего около 2,3 млрд человек), так и по распространенности на земном шаре, поскольку практически в каждой стране мира есть христианские общины» [Стогов, 2017: 36].

Кроме того, в христианских цивилизациях, к которым принадлежит значительная часть населения нашей страны, вне зависимости от того, является ли каждый отдельный человек глубоко верующим, воцерковленным или причисляет себя к атеистам, все коммуникации неизбежно рефлексируются в контексте христианских ценностей, поскольку культура этих цивилизаций вбирает в себя эти ценности и выстраивается на их фундаменте.

История вопроса и обзор литературы

До конца XIX столетия в христианских этических учениях (Апостол Павел, Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст, Августин Блаженный, Григорий Нисский, Фома Аквинский и др.) использовалось такое понятие как «христианские добродетели», к которым относили веру, надежду, любовь, милосердие, скромность и т.д. В учениях христианских богословов и философов моральное отношение к Богу являлось первичным по сравнению с отношением к человеку. Но именно это и позволяло человеку, сотворенному не «в подобии тварному миру, но в том, чтобы быть по образу природы Сотворившего его» [Нисский, 1995: 50], становиться добродетельным.

С зарождением аксиологии как философии ценностей в конце XIX -начале XX вв. понятие «добродетель», отражающее «в человеческой личности совершенство ее изначального богоподобия» [Платон (Игумнов): 2012] «частично, а подчас и полностью» заменяется понятием «ценность», «явления, преимущественно социального, продуцируемого обществом [Гневашева, 2014: 119].

Но именно в рамках христианской культуры аксиология занималась исследованием роли ценностей в человеческой культуре (В. Виндельбанд, М.

Вебер, Г. Риккерт, Ф. фон Кучера и др.), осмыслением детерминант процессов «переоценки ценностей» (Ф. Ницше), «позитивных» и «негативных» ценностей (М. Шелер), реализации ценностей в сущностном диалоге «я» и «другого» (М.М. Бахтин, В.К. Шохин) и т.д.

Практически одновременно с появлением аксиологии происходила профессиональная институализация связей с общественностью. Появление PR-профессии, PR-образования и компаний, профессионально организующих PR-коммуникации, изначально имело репутационные риски, поскольку отражало интересы заказчиков PR-услуг - политиков, владельцев крупного бизнеса и т.п., и не имело морально-нравственных ориентиров. Такое мнение отражено в работах многих зарубежных и российских исследователей, в частности, Дж. Грунига, С.М. Катлипа, А.Х. Сентера, Г.М. Брума, Р. Бландела, Л.В. Азаровой, М.П. Бочарова, Е.А. Осиповой, Э.А. Сидельник, Г.Л. Тульчинского, А.Н. Чумикова, М.А. Шишкиной, И.П. Яковлева и др.

Показательно описание в интервью с одним из «отцов PR» Эдвардом Бернейзом происхождения самого термина Public Relations: «Когда я вернулся с войны в Соединенные штаты, я решил, что если можно использовать пропаганду для войны, то, конечно же, можно использовать ее для мира. Но слово «пропаганда» уже никуда не годилось, так как его использовала Германия. Поэтому я попытался найти другие слова, так мы пришли к названию Counsel of Public Relations» [Bernays, 2015].

Попытки осмыслить ценностный статус и социальное предназначение связей с общественностью предпринимались уже в первой половине XX века в первых определениях этого феномена, в которых целями связей с общественностью провозглашались гармонизация общественных отношений, честное информирование общественности и т.д. Однако реальный практический опыт PR-коммуникаций позволил многим современным авторам признать эти определения «слишком «наивными» и «оторванными от реальности» [Кужелева-Саган, 8: 16].

С середины XX века для спасения репутации связей с общественностью профессиональное PR-сообщество начало предпринимать усилия по повышению этического уровня PR-профессии. Этические документы («Венецианский кодекс (1961), «Афинский кодекс» (1965), «Лиссабонский кодекс» (1978) и др.), призывали PR-компании и PR-специалистов соблюдать моральные нормы и стремиться «к тому, чтобы способствовать установлению нравственных, психологических и интеллектуальных условий для диалога в истинном понимании этого слова...» [Афинский кодекс, 1965].

Однако именно в этот же период начал развиваться такой феномен как маркетинг, который стал оказывать гораздо большее влияние на профессиональную деятельность в области связей с общественностью, чем этические документы, нацеленные на гуманизацию коммуникативной практики. Выделение маркетинга как специальной области знания и профессии в условиях усложнения рыночного пространства, было естественным, поскольку рынок нуждался в изучении, прогнозировании, планировании и т.д. Однако в настоящее время в действительности мы наблюдаем все большую хаотизацию рынков и все большую экспансию маркетинга в отношения, которые не являются рыночными.

Теоретическое обсуждение возможности соединения в единое целое маркетинга как науки о рынке (а не о социуме как таковом) и таких видов социальных коммуникаций как реклама и связи с общественностью (которые осуществляются во всем социальном пространстве), которое все еще активно продолжается во всем мире, в области практики коммуникаций завершилось, по мнению маркетингово-ориентированных специалистов, компромиссом -принятием идеи интегрированных маркетинговых коммуникаций.

На самом деле идея ИМК не имеет ничего общего с компромиссом, в котором предполагаются уступки от каждой из участвующих в дискуссии сторон. В определении понятий принципиально не может быть компромиссов, поскольку понятия выводятся из анализа, качества аргументации, а не из удобства или выгоды кого-либо.

С одной стороны, по мнению авторов идеи интегрированных коммуникаций как более высокой ступени развития интегрированных маркетинговых коммуникаций Т. Дункана и С. Кейвуда, «полностью интегрированная функция корпоративных коммуникаций должна включать... персонал, медиа, экспертов, лидеров сообществ, инвесторов и др.» [Duncan T., Caywood, 1996: 30-31].

С другой стороны, исследователь эволюции интегрированных коммуникаций Н.С. Бачурина, говоря о том, что «поворот в сторону аудиторий отражает . окончание эпохи мышления, сформированного массовым рынком, и переход к философии, которая исходит из интересов всех аудиторий организации» [Бачурина, 2014: 278], считает термины ИК и ИМК взаимозаменяемыми.

Современные масштабы маркетинговой пропаганды настолько широки, объем литературы и интернет-посланий, призывающих рассматривать все социальное пространство и все социальные взаимосвязи в качестве рыночных так велик, что многие молодые люди начинают полагать, что такое понимание взаимосвязей социальных субъектов является естественным, единственно возможным. Возникает ситуация, о которой философ М.К. Мамардашвили говорил: «Дьявол играет нами, когда мы не мыслим точно» [Мамардашвили, 1989: 88].

Неслучайно А.П. Ситников и М.В. Гундарин относят интегрированные маркетинговые коммуникации, в которых ценности человека, ценности культуры и др. приобретают лишь инструментальный статус и существуют «во имя рынка», к «гиперпрагматическим коммуникациям», имеющим «скорее тактические, нежели стратегические цели» [Ситников, Гундарин, 2003: 14].

А попытки разрешить или хотя бы сгладить противоречия между гуманистическими ценностями христианской культуры, носителями которой являются как сами специалисты по связям с общественностью, так и представители всех секторов общественности и жесткой прагматикой ИМК с

помощью этических стандартов, внедрения в практику связей с общественностью принципов социальной ответственности, концепции ESG и др., становятся все более несостоятельными.

Методика исследования

В работе использованы такие общетеоретические методы как анализ литературы и вторичной информации, сравнение, сопоставление и обобщение, а также специальные методы, такие как метод экспертной оценки и корреляционный анализ, позволивший осуществить корреляцию ключевых христианских ценностей и потенциальных возможностей их реализации в разработке теории связей с общественностью и гуманизации PR-практики как условия улучшения репутации связей с общественностью в профессиональной среде и в социуме.

Результаты исследования

Для анализа роли христианских ценностей в улучшении репутации связей с общественностью, то есть степени профессионального и социального признания, уважения и доверия к этому социальному институту, мы будем опираться на классификацию христианских ценностей доктора философии Л.В. Баевой, а также на выделение высших христианских ценностей доктором богословия А.И. Осиповым.

Так, Л.В. Баева, классифицируя классические христианские ценности, выделяет среди них ценности онтологические, антропологические, этические, эстетические, когнитивно-мистические, символические и социальные [Баева, 2007]. Для связей с общественностью как теории и практики социальной коммуникации, в которой принимают участие как верующие люди, так и представители культуры, основанной на христианских ценностях, ориентирами в осмыслении и реализации коммуникативной практики становятся такие антропологические ценности, как человек, душа, свобода воли, вера, надежда, любовь; этические ценности - благо, любовь к ближнему и своему врагу; эстетические ценности - прекрасное как форма добра; социальные ценности - соборность, человечество.

В свою очередь, А.И. Осипов называет три высшие христианские ценности: любовь, смирение и великодушие [Осипов, 2024]. Эти ценности имеют интегральный характер, поскольку вбирают в себя все другие антропологические, этические, эстетические и социальные ценности. Учитывая предупреждение исследователей христианских ценностей, которые замечают, что их «нельзя ни воспринимать, ни руководствоваться ими поодиночке» [Лексин, 2007: 97], мы понимаем условность разделения этих интегральных ценностей для корреляционного анализа их содержания и гуманистического потенциала связей с общественностью.

Согласно И.И. Осипову, любовь - это состояние человеческой души, которое распространяется на весь мир и приобретается человеком только при условии жизни по Евангельским заповедям.

Основной причиной репутационных рисков современных связей с общественностью является инструментальное отношение к себе и к другим людям, противоречащее ценности любви. В коммуникациях с внутренними и внешними аудиториями в рамках концепции маркетинговых коммуникаций, PR-специалисты вынуждены исходить из упрощенной схемы, не имеющей не только ценностного, но даже логического обоснования. В этой схеме все коммуникации и люди, с которыми они выстраиваются, выступают инструментами маркетинга (от marketing - сбыт, торговля), маркетинг является инструментом получения прибыли, а прибыль объявляется целью любого бизнеса. А поскольку прибыль в отличие от дохода распределяется между владельцами и акционерами бизнеса, сокращенная схема приобретает следующий вид: все PR-коммуникации, как внутренние, так и внешние являются инструментом получения прибыли владельцами и акционерами бизнеса. Массовое распространение получают утверждения следующего характера: комплекс интегрированных маркетинговых коммуникаций (HMK) опирается на симбиоз всех известных инструментов маркетинга: различные виды рекламы, стимулирование сбыта, инструменты direct marketing и Public Relations». При этом совершенно игнорируется, что

большинство способов стимулирования сбыта и direct marketing не относятся к коммуникативным практикам, а у рекламы и связей с общественностью даже в бизнесе существует множество функций, не имеющих отношения к рынку, сбыту и торговле. В сфере культуры, образования, медицины, спорта и т.п., рыночные отношения если и присутствуют, то совершенно не определяют цели и содержание основной профессиональной деятельности самих этих организаций и их рекламных и PR-коммуникаций.

В рамках маркетингового подхода в экономических и/или властных интересах узкого круга лиц происходит принуждение к анти-ценностным коммуникациям. PR-специалисты организуют информационные войны, провоцируют выгодные этим частным лицам протестные и защитные движения, столкновения различных социальных групп, проводят кампании по дезинформации конкурентов, манипулируют «потребителями» и т.д.

В особенно бедственное анти-ценностное положение попадают в этой системе такие важные социальные явления, как благотворительность, забота о природе, о незащищенных слоях населения, все другие формы социальной ответственности, поскольку, используемые в качестве средств воздействия на «потребителя» и получения прибыли, они утрачивают свою социальную сущность.

Очевидно, что каждый человек и каждая организация нуждаются во взаимосвязях, в информации о продуктах, культурных событиях, политических программах, в расширении диалога с другими социальными субъектами. Поэтому негативное отношение к прагматическим коммуникациям» обусловлено не тем, что они являются «лишними», искусственно привнесенными, поскольку все они имеют глубокие исторические корни и социальную необходимость. Негативное отношение рождает низкое качество коммуникативных продуктов, создающихся на основе примитивных идеологий, выбивающихся из современной ноосферной ситуации, выпадающих из современного культурного контекста, в котором существует множество достойный образцов

и они, благодаря новым свойствам современной коммуникативной реальности доступны. А главное, анти-ценностные коммуникации демонстрируют пренебрежение достоинством человека - как того, который участвует в создании этих продуктов, так и того, для которого они предназначаются.

Но при освобождении от маркетинговой идеологии, которая противоречит всем Евангельским заповедям, в современных связях с общественностью есть все предпосылки реализации ценности любви. Правильно понятые миссия и ценности организации, сформулированные не формально, а с учетом понимания реального социального предназначения, своей абсолютной уникальности, связанной с особенной историей, уникальным подходом к профессиональной деятельности, уникальными людьми, которые работают в организации, раскрытие миссии и ценностей в профессиональной деятельности, формировании корпоративной культуры, социальных, обучающих и др. программах, создание материалов и организация событий на основе уважения человеческого достоинства, а, соответственно, уважения к себе и к другим людям, отражают позитивное отношение к человеку и к миру и позволяют реализовывать антропологические, этические, эстетические и социальные христианские ценности в их совокупности. Таким образом, для реализации ценности любви доминантой выступает теоретически-обоснованная и инструментально-обеспеченная гуманизация PR-коммуникаций.

Ценность смирения А.И. Осипов трактует не как «непротивление злу» и бездействие, а как мужество осознавать свою греховность и духовную нищету и обретать способность духовного развития. Именно понимание необходимости и способности постоянного духовного развития может обеспечить поиск и нахождение тех направлений и средств PR-деятельности, которые не разрушают человека, социум и окружающую его среду. Для реализации этой ценности доминирующими выступают науки о PR-коммуникациях и PR-образование, как базовое и специализированное, так и дополнительное, поскольку теория коммуникации и коммуникативные

технологии постоянно развиваются, а разные подходы к образованию находятся в жесткой конкуренции. В основе ценностного подхода к PR-образованию должно лежать понимание необходимости глубокого изучения социальной коммуникации, ее теории, социологии, психологии, специфики коммуникаций в разных культурах и межкультурной коммуникации и т.д. Понимание социальной роли коммуникации и ее влияния на социум и личность, выступает главным условием реализации ценности смирения и направлено на профессиональное и духовное развитие специалистов по связям с общественностью, а также на повышения профессиональной и личной ответственности за результаты своего труда.

И, наконец, ценность великодушия, выступающая по толкованию А.И. Осипова как способность, вне зависимости от жизненных обстоятельств, не желать никому зла, также является условием повышения репутационного статуса связей с общественностью. Трудно не согласиться с мыслителем в том, что «все, что происходит в нашем мире, обусловлено духовными законами, духовным состоянием человека, семьи, общества, народа, мира» [Осипов, 2024].

Сегодня основным барьером в реализации ценности великодушия выступает культивирование конкурентной борьбы, которая «обостряется», «ожесточается» и требует такого же «ожесточения» от ее участников. Если же в профессиональной PR-деятельности, реализации проектов и программ и в основе отношений с сотрудниками, партнерами, профессиональным сообществом и т.д. лежат не конкуренция, а сотрудничество, не воздействие, а взаимодействие, если есть желание развиваться и способность радоваться своим достижениям и достижениям других, то в этом и будут проявляться ценность великодушия и связанные с ней ценности человека и человечности, свободы и духовного развития, прекрасного как формы добра и любви. Поэтому доминантой в реализации ценности великодушия становится способность к партнерской деятельности, к реализации win-win стратегий, к развитию диалога.

Таким образом, ценности любви, смирения и великодушия как интегральные христианские ценности требуют от нас гуманистического подхода к разработке теории связей с общественностью и реализации PR-практики, научно-обоснованной организации гуманитарного и гуманистического PR-образования и распространения успешного опыта PR-деятельности, основанной на сотрудничестве и партнерстве.

Выводы

Один из авторов этических документов для PR-специалистов Ф. Буари в своей книге «Стратегия доверия» сказал, что: «в действительности РR - это поведенческая мораль группы, стратегия и технология коммуникации, подлинное приложение гуманитарных наук, имеющее целью установление и поддержание доверительных отношений, основанных на знании друг друга и взаимопонимании» [Буари, 2001: 9].

В настоящее время именно специалисты по связям с общественностью профессионально отвечают за ценностно-смысловую самоидентификацию и ценностно-смысловую иноидентификацию компаний и организаций, за то, усиление каких ценностей будет в этих компаниях и организациях осуществляться. Для наших цивилизаций важно усиление христианских ценностей, поскольку «христианские ценности - единственные вербально зафиксированные условия для нашего общего существования, а их сознательное восприятие и следование им на деле - единственный шанс земного выживания, предоставленный нам два тысячелетия назад» [Лексин, 2007: 101].

Именно в христианской системе ценностей развивались представления о высочайшем достоинстве человека и его свободе. Эти ценности стали основой концепция прав человека, на которую сегодня опираются все этические документы в области связей с общественностью, а репутация связей с общественностью находится в прямой зависимости от реализации обозначенных в них ценностей и принципов.

В многочисленных дискуссиях о критериях прогресса современного общества в качестве таковых называются увеличение благосостояния общества, увеличение продолжительности жизни и т.п., которые, являясь, конечно же, желательными, тем не менее, не гарантируют прогресса нашего общества как человеческого. Но обозначение важнейших критериев такого прогресса содержится в системе христианских ценностей, поскольку прогресс в человеческом обществе невозможен без увеличения числа людей, способных жить нравственно, заниматься достойной деятельностью, в том числе, достойной профессиональной PR-деятельностью, и делать это не по принуждению.

Библиография

Архимандрит Платон (Игумнов). Добродетель // Православная энциклопедия / под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. 2012. Дата обращения 05.06.2024. URL: https://pravenc .ru/text/ 178658.html

Афинский кодекс Международной ассоциации по связям с общественностью (IPRA). Дата обращения 02.06.2024. URL: https://bibliopskov.ru/zip/kodeks.pdf

Баева Л. В. Классические христианские ценности с позиции современной экзистенциальной антропологии // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2007. Т. 25. № 3. С. 70-83.

Бачурина Н. С. Эволюция интегрированных коммуникаций: обзор западных научных исследований // Вестник НГУЭУ. 2014. № 1. С. 272-281.

Буари Ф. А. Паблик рилейшнз, или стратегия доверия. М.: Консалтинговая группа «ИМИДЖ-Контакт», 2001.

Религия и общество: мониторинг / ВЦИОМ Новости. Дата обращения 06.06.2024. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/religija-i-obshchestvo-monitoring

Гневашева В. А. Добродетель и ценность как тезаурусные константы // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 2. С. 117-124.

Кужелева-Саган И. П. Онто-гносеологические и философско-методологические основания научного знания о связях с общественностью. Автореф. диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. Томск, 2008.

Лексин В. Н. Христианские ценности и христианская цивилизация: проблемы восприятия / Христианская цивилизация: система основных ценностей. Мировой опыт и

российская ситуация: материалы постоянно действующ. науч. семинара. Москва: Научный эксперт, 2007. С. 95-101.

Луман Н. Что такое коммуникация? // Социологический журнал. 1995. № 3. С. 114—

124.

МамардашвилиМ. К. Дьявол играет нами, когда мы не мыслим точно.... Беседа с М.К Мамардашвили. // Театр. 1989. № 3. С. 88-96.

Нисский Г. Об устроении человека / пер., прим. и послесловие В.М. Лурье. СПб.: Аксиома; Мифрил, 1995.

Одинцов Е. Россияне рассказали, что думают о профессии пиарщика / Газета.ру, 27.06.2023. Дата обращения 05.06.2024. URL:

https://www.gazeta.ru/social/news/2023/07/27/20951576.shtml?updated

Осипов А. И. То, что происходит сейчас в мире, имеет главную причину - духовную ! Дата обращения 02.06.2024. URL: https://www.youtube.com/watch?v=RSRivX7wB00

Соколов А. В. Метатеория социальной коммуникации. СПб.: РНБ, 2001.

Ситников А. П., Гундарин М. Ф. Победа без победителей: Очерки теорий прагматических коммуникаций. М.: Консалтинговая группа «ИМИДЖ-Контакт», 2003.

Стогов Д. И. Христианство: история и современность: учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2017.

Филатов С. Б., Лункин Р. Н. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность // СоцИс. 2005. № 6, 42-53.

Шохин В. К. Философия ценностей и ранняя аксиологическая мысль. М.: Изд-во РУДН, 2006.

Bernays Biography / Biography Base. Дата обращения 01.06.2024. URL: http://www.biographybase.com/biography/Bemays_Edward_L.html

Coombs W. T., Holladay S. J. (2013). It's Not Just PR: Public Relations in Society, 2nd Edition. Wiley-Blackwell.

Duncan T., Caywood C. (1996). The Concept, Process, and Evolution of Integrated Marketing Communication // Integrated Communication: Synergy of Persuasive Voices. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates. P. 13-35.

References

Arkhimandrit Platon (Igumnov). Dobrodetel' // Pravoslavnaya entsiklopediya / pod red. Patriarkha Moskovskogo i vseya Rusi Kirilla. 2012. Data obrashcheniya 05.06.2024. URL: https://pravenc .ru/text/ 178658.html

Afinskiy kodeks Mezhdunarodnoy assotsiatsii po svyazyam s obshchestvennost'yu (IPRA). Data obrashcheniya 02.06.2024. URL: https://bibliopskov.ru/zip/kodeks.pdf

Bayeva L. V. Klassicheskiye khristianskiye tsennosti s pozitsii sovremennoy ekzistentsial'noy antropologii // Gosudarstvo, religiya, Tserkov' v Rossii i za rubezhom. 2007. T. 25. № 3. S. 70-83.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bachurina N. S. Evolyutsiya integrirovannykh kommunikatsiy: obzor zapadnykh nauchnykh issledovaniy // Vestnik NGUEU. 2014. № 1. S. 272-281.

Bernays Biography / Biography Base. Data obrashcheniya 01.06.2024. URL: http://www.biographybase.com/biography/Bernays_Edward_L.html

Buari F. A. Pablik rileyshnz, ili strategiya doveriya. M.: Konsaltingovaya gruppa «IMIDZh-Kontakt», 2001.

Coombs W. T., Holladay S. J. (2013). It's Not Just PR: Public Relations in Society, 2nd Edition. Wiley-Blackwell.

Duncan T., Caywood C. (1996). The Concept, Process, and Evolution of Integrated Marketing Communication // Integrated Communication: Synergy of Persuasive Voices. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates. P. 13-35.

Filatov S. B., Lunkin R N. Statistika rossiyskoy religioznosti: magiya tsifr i neodnoznachnaya real'nost' // SotsIs, 2005. № 6, 42-53.

Gnevasheva V. A. Dobrodetel' i tsennost' kak tezaurusnyye konstanty // Znaniye. Ponimaniye. Umeniye. 2014. № 2. S. 117-124.

Kuzheleva-Sagan I. P. Onto-gnoseologicheskiye i filosofsko-metodologicheskiye osnovaniya nauchnogo znaniya o svyazyakh s obshchestvennost'yu. Avtoref. dissertatsii na soiskaniye uchenoy stepeni doktora filosofskikh nauk. Tomsk, 2008.

Leksin V. N. Khristianskiye tsennosti i khristianskaya tsivilizatsiya: problemy vospriyatiya / Khristianskaya tsivilizatsiya: sistema osnovnykh tsennostey. Mirovoy opyt i rossiyskaya situatsiya: materialy postoyanno deystvuyushch. nauch. seminara. Moskva: Nauchnyy ekspert. 2007. S. 95-101.

LumanN. Chto takoye kommunikatsiya? // Sotsiologicheskiy zhurnal. 1995. № 3. S. 114124.

MamardashviliM. K. D'yavol igrayet nami, kogda my ne myslim tochno.... Beseda s M.K Mamardashvili. // Teatr. 1989. № 3. S. 88-96.

Nisskiy G. Ob ustroyenii cheloveka / per., prim. i poslesloviye V.M. Lur'ye. SPb.: Aksioma; Mifril, 1995.

Odintsov E. Rossiyane rasskazali, chto dumayut o professii piarshchika / Gazeta.ru, 27.06.2023. Data obrashcheniya 05.06.2024. URL:

https://www.gazeta.ru/social/news/2023/07/27/20951576.shtml7updated

Osipov A. I. To, chto proiskhodit seychas v mire, imeyet glavnuyu prichinu - dukhovnuyu! Data obrashcheniya 02.06.2024. URL: https://www.youtube.com/wat-sh?v=RSRivX7wB00

Religiya i obshchestvo: monitoring / VTsIOM Novosti. Data obrashcheniya 06.06.2024. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/religija-i-obshchestvo-monitoring

Shokhin V. K. Filosofiya tsennostey i rannyaya aksiologicheskaya mysl'. M.: Izd-vo RUDN, 2006.

Sitnikov A. P., Gundarin M. F. Pobeda bez pobediteley: Ocherki teoriy pragmaticheskikh kommunikatsiy. M.: Konsaltingovaya gruppa «IMIDZh-Kontakt», 2003.

Sokolov A. V. Metateoriya sotsial'noy kommunikatsii. SPb.: RNB, 2001.

Stogov D. I. Khristianstvo: istoriya i sovremennost': ucheb. posobiye. SPb.: Izd-vo SPbGETU «LETI», 2017.

Сведения об авторе

Осипова Елена Анатольевна - доктор философских наук, профессор кафедры рекламы, связей с общественностью и дизайна Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова

Osipova Elena A. - Doctor of Philosophy, Professor of the Department of Advertising, Public Relations and Design, Plekhanov Russian University of Economics

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.