Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка специалистов по связям с общественностью к реализации аксиологического подхода к PR-практике'

Профессиональная подготовка специалистов по связям с общественностью к реализации аксиологического подхода к PR-практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / АКСИОЛОГИЯ / ЦЕННОСТИ / СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / МАРКЕТИНГ / СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / PROFESSIONAL TRAINING / AXIOLOGY / VALUES / PUBLIC RELATIONS / MARKETING / SOCIAL COMMUNICATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипова Е. А.

Обосновывается актуальность профессиональной подготовки специалистов по связям с общественностью к реализации ценностного подхода к PR-практике; проводится компаративный анализ маркетингового и аксиологического подходов к связям с общественностью; анализируется их влияние на иерархизацию ценностей в современном социуме. Раскрываются основные принципы и содержание обучения связям с общественностью в современном вузе, основанном на ценностном подходе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осипова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL TRAINING IN PUBLIC RELATIONS FOR THE IMPLEMENTATION OF THE VALUE APPROACH TO PR-PRACTICE

The article explains the relevance of professional training in Public Relations for the implementation of the value approach to PR-practice, carried out comparative analysis of marketing and value approaches to Public Relations and their impact on the hierarchy of values in modern society. The author reveals the basic principles and content of professional training in Public Relations in the modern high school, based on the value approach.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка специалистов по связям с общественностью к реализации аксиологического подхода к PR-практике»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ К РЕАЛИЗАЦИИ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К PR-ПРАКТИКЕ

Е.А. ОСИПОВА,

кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой журналистики и связей с общественностью

Российского государственного социального университета Научнаяспециальность: 13.00.08 — Теория и методика профессионального образования

E-mail: prconsult@list.ru

Аннотация. Обосновывается актуальность профессиональной подготовки специалистов по связям с общественностью к реализации ценностного подхода к PR-практике; проводится компаративный анализ маркетингового и аксиологического подходов к связям с общественностью; анализируется их влияние на иерархизацию ценностей в современном социуме. Раскрываются основные принципы и содержание обучения связям с общественностью в современном вузе, основанном на ценностном подходе.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, аксиология, ценности, связи с общественностью, маркетинг, социальные коммуникации.

PROFESSIONAL TRAINING IN PUBLIC RELATIONS FOR THE IMPLEMENTATION OF THE VALUE APPROACH TO PR-PRACTICE

E.A. OSIPOVA,

candidate of pedagogical science, senior lecture, the head ofjournalism and public relations department

of Russian State Social University

Annotation. The article explains the relevance of professional training in Public Relations for the implementation of the value approach to PR-practice, carried out comparative analysis of marketing and value approaches to Public Relations and their impact on the hierarchy of values in modern society. The author reveals the basic principles and content of professional training in Public Relations in the modern high school, based on the value approach.

Keywords: professional training, axiology, values, public relations, marketing, social communications.

В настоящее время теория Public Relations или связей с общественностью, прежде всего, получает свое развитие в рамках маркетинга и менеджмента, а PR-практика реализуется как один из элементов интегрированных маркетинговых коммуникаций. В подавляющем числе существующих определений связи с общественностью рассматриваются как рыночная категория. Классические дефиниции PR, в которых их целью провозглашалась гармонизация отношений, считаются высоко альтруистичными, но они «являются предметом острой критики со стороны целого ряда отечественных авторов (Д. Ольшанского, Г. Туль-чинского, В. Емелина, М. Кошелюка и др.), считающих

их слишком «наивными», «откровенно оценочными», «идеологизированными», «приглаженными», «не соответствующими реальной PR-практике» [2. С. 16].

При этом формируется совершенно определенное отношение общественности к связям с общественностью как социальному явлению, которое отражается в языке. Выражения «делать PR», «пропиарить», «распиарить», которые получили широкое распространение в средствах массовой коммуникации и повседневной речи и означают для обывателя «вводить в заблуждение», «обманывать», «манипулировать», «создавать псевдореальность с прагматическими целями».

Развиваясь в маркетинговой парадигме, связи с общественностью охватывают все новые направления коммуникативной практики, в связи с чем появляются такие оксюмороны, как благотворительный маркетинг, «маркетинг руки Бога» и т.п. В рыночных категориях рассматривается оказание помощи людям с ограниченными возможностями, незащищенным слоям населения, усыновление детей, поддержка науки и искусства. В маркетинговой парадигме организации культуры выступают в качестве «роскошных бутиков, продающих утонченные эмоции» и «супермаркеты, предлагающие культурные продукты».

Тем не менее, очевидно, что в современном глобализирующемся мире влияние коммуникаций на развитие социума возрастает с каждым днем. И сведение всех задач РЯ к достижению эффективных продаж, рассмотрение РЯ как набора коммуникативных практик, способных воздействовать на необходимые аудитории, оторвано от достижений в области изучения социальных коммуникаций, не отражает их роли в современном социальном развитии, не отвечает требованиям времени и современной культурной ситуации.

Сегодня обучение профессии, содержанием которой выступает формирование общественных взаимосвязей, отношения к разнообразным политическим, экономическим и социокультурным явлениям должно базироваться на аксиологическом (ценностном) подходе к РЯ-деятельности.

Для осмысления содержания и методов профессионального образования РЯ-специалиста к реализации аксиологического подхода в практической деятельности, прежде всего, необходимо разграничение двух дисциплин, совершенно различных по своим целям и содержанию — маркетинга и связей с общественностью.

Маркетинг занимается развитием рыночных отношений, он призван обеспечивать эффективное функционирование рынка, но маркетинг не может и не должен быть наукой об общественных отношениях и распорядителем человеческих ценностей.

Очевидно, что и маркетинговый и аксиологический подходы — это ценностные подходы, в основании которых лежат разные ценности. В основании аксиологического подхода — ценности Человека, Жизни, Культуры, Социума, Природы. В основании маркетингового — ценности Рынка, Денег, Прибыли. При этом аксиологический подход признает ценности подхода маркетингового, но в его иерархии гуманистические

ценности стоят выше экономических. В маркетинговом подходе все ценности, кроме рыночных, неизбежно рассматриваются в качестве инструментов для повышения рыночной эффективности, т.е., выступают как ценности-средства, находятся на более низких ступенях, чем экономические ценности-цели.

Аксиологический и маркетинговый подходы предполагают различное отношение к человеку, общественности, различные уровни социокультурной рефлексии; они кардинально различаются в личностных и профессиональных требованиях к специалисту по связям с общественностью.

В аксиологической парадигме специалист по связям с общественностью — это носитель ценностного сознания и ценностного отношения, способный осознавать личную и социальную ответственность при создании сообщений, реализовывать творческий подход к предъявлению ценности политических, экономических и социокультурных явлений, осуществлять социально-культурную рефлексию профессиональной деятельности.

Для маркетингового подхода специалист по связям с общественностью — это профессионал в области манипулятивного воздействия и программирования человеческого поведения. Рефлексия профессиональной деятельности осуществляется им в поле экономических отношений.

Аксиологический подход к связям с общественностью предполагает, прежде всего, признание ценности человека и признание его важнейших прав, которые, совершенно справедливо отнесены русским философом Н.С. Розовым к «первичным общезначимым ценностям» или «кардинальным ценностям». По Розову, «кардинальные ценности — это такие ценности, нарушение которых прямо ущемляет права индивидов и сообществ жить, мыслить, действовать в соответствии со своими ориентирами». [3. С. 107]

Маркетинг, в силу своей экономической природы, заинтересован в создании такой иерархии ценностей, которая может обеспечивать постоянное расширение потребительского спроса, что неизбежно будет выдвигать ценности, корреспондирующие с утилитарными потребностями на более высоких ступенях иерархической лестницы.

Очевидно, что профессиональная подготовка специалиста по связям с общественностью к реализации аксиологического подхода к РЯ-практике не может

гарантировать абсолютной «аксиологической безопасности» для всех участников выстраивающихся коммуникаций, так как мир ценностей чрезвычайно сложен, сложны и противоречивы представления разных социальных акторов и индивидуумов о нравственно положительных ценностях. Кроме того, ценности «соразмерны с общественными тенденциями эпохи, с целями общества и отдельных его компонентов» [4. С. 143].

Тем не менее, актуальные «социальные проблемы взаимодействия социума, экологической среды и технологического развития государств можно решить на базе совокупного научного знания, стержнем которого ... являются социально-гуманитарные науки» [1. С.29].

Связи с общественностью, развивающиеся в социальном пространстве, относятся именно к социально-гуманитарной области знания и к социально-гуманитарным практикам. Несмотря на все потенциальные ограничения, аксиологический подход к связям с общественностью, как подход социально-гуманитарный, связан с осознанием значимости ценностей в культуре, восприятием социально-культурного пространства как ценностного, осознанием ценностной природы социальных коммуникаций. Маркетинговый подход, как социально-экономический, сопряжен с использованием ценностной природы социальных коммуникаций для реализации рыночных целей, восприятием социально-культурного пространства как поля для разворачивания рыночных отношений, утилитаризацией человеческой культуры.

Современная профессиональная подготовка специалистов по связям с общественностью, осуществляемая в аксиологической парадигме, предполагает широкое гуманитарное образование и глубокое изучение содержания и роли ценностей в общественном развитии; развитие способности ценностного целепо-лагания, ценностного подхода к выбору коммуникативных средств и ценностной рефлексии профессиональной деятельности. Наряду с общими педагогическими принципами профессионального обучения — целенаправленности, научности, доступности, наглядности, сознательности и активности, воспитания и обучения — в реальной деятельности, систематичности, - в обучении специалиста по связям с общественностью становятся особенно актуальными принципы гуманизации, интеграции науки и образования и принцип социальной ответственности.

Особую роль в реализации данных принципов приобретает изучение истории связей с общественностью. Важно заметить, что в современных зарубежных и отечественных исследованиях пристального внимания заслуживает история связей с общественностью, развивавшихся с XIX в. в США; история «про-топиара» сосредотачивается на наиболее известных исторических событиях, получивших широкий общественный резонанс и носит эпизодический и описательный характер. Тем не менее, многочисленные исследования этнографов, историков и культурологов, посвященных истории развития коммуникативных связей доказывают, что с древнейших времен до начала институциолизации связи с общественностью развивались как целостные системы социальных коммуникаций, выполнявшие внутренние и внешние функции. Внутренние функции обеспечивали формирование, сохранение и развитие идентичности социальных акторов, внешние — служили выстраиванию этих акторов среди иных идентичностей, встраиванию в социокультурный контекст, установлению социально-значимых связей. По мнению многих исследователей, стержнем и регулятором выстраивания и внутренних, и внешних коммуникаций на всем протяжении истории выступали коллективные ценностные представления. Изучение богатейшего опыта социальных коммуникаций, накопленного мировой и отечественной историей, позволит будущему специалисту по связям с общественностью осмыслить значимость и многообразие социальных коммуникаций.

Важным условием реализации принципа интеграции науки и образования выступает ознакомление студентов с современными концепциями специалистов, исповедующих гуманистические принципы и отрицающих манипулятивные технологии и инструменты, анализ современного отечественного и зарубежного ценностно-ориентированного PR-опыта, установление взаимосвязей с ценностно-ориентированными компаниями для организации производственной практики, мастер-классов, круглых столов, совместных проектов и т.д.

Важное значение в реализации принципа социальной ответственности в образовании PR-специа-листа приобретает аксиологическое моделирование в процессе изучения курсов «Организация работы отдела по связям с общественностью», «Организация и проведение кампаний по связям с обществен-

ностью» и др., а также разработка, проведение и анализ ценностно-ориентированных студенческих РЯ-проектов.

Литература

1. Жуков В.И. Социальное образование и социальная сплоченность российского общества в условиях глобального кризиса. М., 2009.

2. Кужелева-Саган И.П. Онто-гносеологические и философско-методологические основания научного

знания о связях с общественностью. Автореф. диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. Томск, 2008.

3. Розов Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. Новосибирск, 1998.

4. Сазонов А.А. Методологические и методические вопросы построения социологической теории ценностей. // Социальная политика и социология. № 3. М.: РГСУ, 2007.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОЙ ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ

Е.А. РЫКОВА,

аспирантка кафедры олигофренопедагогики Московского городского педагогического университета Научная специальность: 13.00.02 — Теория и методика обучения и воспитания

E-mail: elena-rykova@mail.ru

Аннотация. Представлен пример коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста в условиях детско-родительской группы кратковременного пребывания; обозначены цели, задачи и правила работы в группе; показана структура занятия.

Ключевые слова: ранний возраст, дети с нарушениями в развитии, группы кратковременного пребывания, детско-родительская группа, круг.

THE ORGANISATION OF WORK WITH CHILDREN OF EARLY AGE IN THE CONDITIONS OF CHILDREN AND PARENT GROUP OF SHORT-TERM STAY

Е.А. RYKOVA

E-mail: elena-rykova@mail.ru

Annotation. In article the example of korrektsionno-developing work with children of early age in the conditions of children and parent group of short-term stay is presented. The purposes, problems and work rules in group are designated. The class structure is shown.

Keywords: early age; children with infringements in development, groups of short-term stay, children and parent group , a circle.

Интерес к проблеме ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии как в отечественной, так и в зарубежной коррекционной педагогике возрастает с каждым годом (Е.Р. Баенская, О.Е. Громова, Н.Н. Малофеев, Т.В. Николаева, О.Г. При-

ходько, Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева, Л.И. Филь-чикова, Г.В. Чиркина, Н.Д. Шматко и др.).

В настоящее время, в условиях роста социальных проблем, общего ослабления физического здоровья населения необходимо задуматься над проблемой уси-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.