УДК 21.009: 008
РОЛЬ РЕЛИГИОЗНОГО ФАКТОРА В СОХРАНЕНИИ КУЛЬТУРЫ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ НА ТЕРРИТОРИЮ ЦЕНТРАЛЬНОЙ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ТУРОК-МЕСХЕТИНЦЕВ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ)
© 2008 Т. Н. Арцыбашева, Н. И. Твердохлеб
доктор культурологии, профессор каф. культурологии; аспирантка каф. культурологии
Курский государственный университет
В статье отражена высокая степень адаптации турок-месхетинцев в новой среде; показано, насколько велико религиозное основание (в данном случае ислам) для сохранения культурной самобытности, национальных и духовных традиций, позволяющее избежать процесса абсорбции. Кроме того, особое внимание уделяется толерантному подходу (как со стороны коренного населения, так и со стороны вынужденных мигрантов), который обеспечивает свободное самоопределение личности в иной этноконфессиональной среде, позитивное взаимовлияние и взаимообогащение культур.
Ключевые слова: этнос, нация, толерантность, адаптация, религиозная
идентификация, этническое самосознание.
Вопрос о взаимосвязи и взаимодействии конфессионального и национального -один из центральных в религиоведении, философии религии, культурологии.
Сегодня уже стали хрестоматийными представления о том, что если национальное возникает на конкретной родной - этнической или национальной - почве того или иного народа, то религиозность имеет известную произвольность и зачастую обретает привнесенные формы. Пример тому - христианство, насильственно внедренное в быт и идеологию многих народов. Национальное же развивается в процессе становления нации и исчезает вместе с ней, будучи тесно связано с географическим и социокультурным ландшафтом и живой историей народа.
Однако в этой области знания есть еще много неясного, невыявленного, спорного, как и в самих понятиях - этнос, суперэтнос, народность, нация, природа которых ныне широко дискутируется, интерпретируется и по-разному определяется исследователями.
В своих рассуждениях позволим опереться на мнение М.С. Кагана, особо подчеркивавшего, что силы, которые образуют человеческие общности, имеют разную природу и могут быть биологическими, социальными и культурными, «отчего и общности эти оказываются различными по их сущности»1, в том числе возникая на скрещении этих системообразующих сил. При этом этносы складываются на биологическом уровне как кровнородственные сообщества, с передаваемыми генетически определенными анатомо-физиологическими и опосредованными ими психическими качествами. Социальные общности возникают в ситуации расслоения этноса и выделения из него сословий, классов и управленческих групп. В сложном же процессе формирования наций главной порождающей силой становятся культурные связи: «вырабатывающиеся в процессе совместной жизни и деятельности единые духовные стремления, сходные чувствования и мысли, общие психологические и поведенческие стереотипы, закрепленные на уровне господствующих языковых систем - как вербальных, так и невербальных. <...>... этнос человеку задан его рождением, социальное положение ему дается условиями его бытия, а свою национальность он усваивает, обретает прижизненно, врастая в культуру того
или иного народа. Хотя нация складывается исторически на определенной этнической основе, история свидетельствует, что нет тут фатального тождества: "нация = этнос", ибо на одной этнической базе могут вырасти разные нации., а из скрещения нескольких этносов может выработаться одна нация.»2.
То есть нация - культурологическая категория, выражающая благоприобретенные качества, причины формирования которых во многом сокрыты в специфике развития организационно-институциональных общественных систем, а процессуальный результат выражен гомогенностью культуры и неповторимым характером ее ментальности, имеющей и религиозную составляющую.
Однако религия не выступает как превалирующий признак национальной общности. Отождествление конфессионального с национальным теоретически и практически неприемлемо в силу их изначальной нетождественности, и совпадение национальной и конфессиональной принадлежности не означает их идентичности или нерасторжимости. Мифологические представления, религиозные чувства и религиозные действия не связаны напрямую с национальными признаками, хотя, вплетаясь в национальный организм, могут фигурировать как национальная специфичность. Вместе с тем, усваивая национальную специфику народных традиций, обычаев, фольклорных произведений и приспосабливая ее к культу, духовенство конфессионализирует некоторые этнические особенности.
В качестве одного из основополагающих критериев национальной принадлежности выступает этническое самосознание, присущее практически всем людям и порожденное общностью территории, языка и культуры.
Стержневым критерием религиозной идентичности является сознание причастности верующих к определенной конфессии, к догматическому учению и основанному на нем жизненному установлению (например, Коран и основанный на нем Шариат). Так, понятие «мусульманин» означает исповедание человеком мусульманской веры, «православный» -православной, выражая, в сущности, не национальную, а конфессиональную идентичность.
Однако в современном, изобилующем этническими и конфессиональными противоречиями мире все очевиднее взаимосвязь этнонационального и религиозного, осуществляемая на разных уровнях - личностном, бытовом, социальнопсихологическом, идеологическом, политическом. Тесная связь традиционных религий с политической, бытовой, духовной культурой российских народов имеет многообразные проявления в праздниках и обычаях, словарном фонде, фольклоре и литературе, архитектуре и музыке, поведенческих навыках и моральных нормах, законе и общественном мнении.
Укорененность религии в народной среде, поддержка общих для разных мировоззренческих групп национальных традиций или самобытности этносов играет важную позитивную роль, особенно в кризисные периоды (война, оккупация, коренная ломка общественных устоев). История многих народов, попавших под чужеземное иго (русского, греческого, сербского, черногорского, болгарского, польского, армянского, грузинского, арабских и др.), убеждает, что если они сохраняют свою традиционную религию, то им удается избежать полной ассимиляции и, несмотря на все трагические перипетии, вновь обрести свою государственность.
В сегодняшней России подобная положительная функция традиционных религий (православия, ислама, буддизма, иудаизма, других конфессий) проявляется весьма наглядно.
Особое значение для российской действительности имеет взаимоотношение двух религиозных организаций - православия и ислама, ибо они не только самые многочисленные (соответственно 75% и около 18% среди верующей части населения),
но их последователи более или менее компактно размещены (вкраплены) на общероссийской территории, составляя большинство верующего населения в ряде республик и национальных автономий - субъектов Федерации в единый государственный организм3.
Любопытны данные о национальном составе рассматриваемых конфессиональных групп. В православной группе, естественно, преобладают русские (88,8%), но есть в ней и представители народов мусульманской культуры (около 1%) ; соответственно в мусульманской группе представлены и русские (2%), при преобладании представителей народов мусульманской культуры (94%). Такое «нестандартное» и неординарное сочетание национальной и конфессиональной принадлежности - очевидно, следствие тесного соприкосновения православных и мусульманских народов в пределах единого Российского государства, низкого уровня конфликтности между ними, смешанных браков, а также, вероятно, результат советской атеистической политики.
Переходя к Курской области, следует отметить, что после исчезновения СССР изменился как национальный, так и конфессиональный ее состав, что было обусловлено следующими факторами: во-первых, естественным движением населения4; во-вторых, внешней миграцией, сложившейся под влиянием распада СССР; в-третьих, процессами смены этнического самосознания под влиянием смешанных браков и других миксационных явлений.
Если говорить о конфессиональной принадлежности населения Курской области, то в процентном соотношении к общей его численности православные составляют 90%, мусульмане - 0, 6%, евангельские христиане-баптисты - 0, 4%, старообрядцы - 0, 3%, пятидесятники - 0, 2%, свидетели Иеговы - 0, 16%, адвентисты седьмого дня - 0, 12%, иудеи - 0, 07%, католики - 0, 03%, остальные конфессии насчитывают не более 100 последователей5.
Приведенные данные показывают, что православие занимает ведущую позицию в регионе (наблюдается отражение общероссийской конфессиональной картины, или, даже можно сказать, карты), а из религий меньшинств на первом месте стоит ислам.
Таким образом, рассмотрение взаимоотношений, взаимовлияния приверженцев данных религий (православия и ислама), а также представителей их национального состава представляет особый интерес. Тем более что есть уникальная возможность исследовать данный вопрос на территории Тимского района Курской области, где компактно проживают турки-месхетинцы, принесшие на русскую почву свою культуру, религию, национальные традиции.
Турки-месхетинцы прибыли в Курскую область, и в частности Тимский район, в 1989-1990 гг. из Ферганской, Сырдарьинской, Ташкентской областей и компактно разместились в селах: 3-е Выгорное, Гнилое, Становое, Волобуевка, Постояновка, Леженьки. Общее количество прибывших составило 424 человека (87 семей), из них 218 взрослых и 206 детей6.
В местах прибытия успех или неуспех взаимной адаптации влияет на миграционный процесс. Неудача адаптации оказывается причиной для возобновления миграционного движения. С момента прибытия турок-месхетинцев численность их существенно менялась в связи с миграционным оттоком в разные районы Российской Федерации, а также в США, Узбекистан, Азербайджан, Украину. На первых порах не во всех селах местное население относилось благожелательно к переселенцам, поэтому многие из них уезжали в поисках более комфортных в моральном и в материальном
~7
отношении условий .
Следует отметить, что «пик» миграционного оттока пришелся на 2005 год, когда по всей России наблюдалось массовое переселение турок-месхетинцев в
Краснодарский, Ставропольский края, Ростовскую область, а также в США8. Тогда из Тимского района уехало: 6 семей (32 человека) - в Краснодарский край, 25 семей (146 человек) - в Ставропольский край, 1 семья (5 человек) - в Ростовскую область, 1 семья (4 человека) - в Узбекистан, 1 семья (3 человека) - в Азербайджан, 2 семьи (13 человек) - в США. Таким образом, за период с 1989 г. по 2007 г. из Тимского района уехало 42 семьи общей численностью 236 человек.
На сегодняшний день в районе проживает 294 турка-месхетинца (49 семей), что составляет 2,2% от общей численности населения. Массового оттока турко-месхетинского населения на данный момент не наблюдается и не ожидается в ближайшем будущем, подтверждением чему служат следующие факты: получение месхетинцами российского гражданства, осуществление приватизации жилья, которое было им предоставлено в 1989-1990 гг., а также высказанное ими в ходе опроса нежелание менять место жительства. Следует отметить, что в Тимском районе турки-месхетинцы проживают более 15 лет, что обеспечивает им как новоселам переход в разряд постоянного населения.
Затрагивая проблему приживаемости, необходимо отметить некоторые существенные изменения в социокультурной жизни турко-месхетинского населения, произошедшие за период его пребывания на территории Российской Федерации в целом, и на территории Тимского района в частности. Прежде всего важно указать на высокую степень адаптации, что проявляется в следующих моментах:
- получение российского образования, изучение русского языка;
- повышение коммуникабельности;
- отказ от традиционного стиля поведения и одежды;
- уменьшение количества детей в семьях и др.
Тем не менее процесса абсорбции, предполагающего «поглощение» индивида новой средой, не происходит. Препятствием полной ассимиляции турок-месхетинцев в культуре местного населения служит традиционная для них религия - ислам, которая детально регламентирует не только духовную, но и мирскую жизнь индивида.
В последнее время вопрос о религиозной идентификации вызывает у значительной части российских граждан некоторое затруднение, чего нельзя сказать о турках-месхетинцах, отношение которых к данному вопросу вполне определенное: в частности, в Тимском районе все месхетинское население исповедует ислам. Перехода в другую религию не наблюдалось. Несмотря на то что мечетей в Тимском районе нет и богослужения совершаются в частных домах, в каждом конкретном селе имеется мулла, всего их в этом регионе четыре (примечателен тот факт, что в с. Леженьки наряду с мужчиной-муллой отдельно для женщин действует и проповедует женщина-мулла).
На вопрос «Соотносите ли Вы Ваши действия в различных жизненных ситуациях с Вашими религиозными убеждениями или заповедями Вашей религии?» уверенно-положительно ответило 100 % респондентов, включая молодежь (от 18 до 25 лет). Тем не менее нельзя утверждать, что среди молодых наблюдается строгое соблюдение всех предписаний; так, например, 15 % опрошенных (из них 6 % -представительницы женского пола) отметили, что позволяют себе употреблять свиное мясо, посещать развлекательные учреждения.
В различных жизненных ситуациях месхетинцам так или иначе приходится сталкиваться с русским бытом, русской культурой, что, конечно, оказывает влияние на их жизнь. Дети дома разговаривают только на русском языке, тогда как взрослые - на месхетинском диалекте турецкого языка. Женщины-месхетинки подстригают и красят волосы, не покрывают голову (хотя это скорее влияние светской культуры).
Отношение со стороны турецкого населения к местным обычаям, традициям и православной вере можно охарактеризовать как уважительное. Что касается религиозного состояния месхетинского населения, то все они являются приверженцами ислама, соблюдают мусульманские праздники и исполняют предписания, хотя в полной мере это касается представителей старшего поколения (от 40 лет и выше).
Особо следует коснуться социализации турецкой молодежи.
Вследствие отсутствия языкового барьера русские и турецкие дети в регионе обучаются вместе9. Месхетинские мальчики и девочки одинаково получают школьное образование, то есть по данному вопросу нет каких-либо ограничений. То же можно сказать относительно получения высшего образования. Хотя, по словам местных жителей, месхетинские женщины «сидят дома без образования, пекут лепешки, делают сыр» и т.д.
Возникает вопрос: насколько религиозная принадлежность окружающих важна для турок-месхетинцев в повседневной жизни. Все респонденты продемонстрировали позитивное отношение к деловым и личным взаимоотношениям с представителями другой национальности и вероисповедания (в частности, в отношении коренного населения - русских и православных). Относительно родственных связей ситуация обстоит иначе.
Согласно исламским законам, женщинам-мусульманкам запрещено выходить замуж за иноверца, вследствие чего необходимым условием заключения брака является принятие партнером ислама. Мужчины-мусульмане, напротив, могут жениться на женщинах-немусульманках, причем принятие ими ислама необязательно, но дети, рожденные в таких браках, считаются мусульманами10.
В Тимском районе в период с 1989 по 2007 гг. турками-месхетинцами заключено всего 30 браков, из них 2 - с представительницами русской национальности11 (православного вероисповедания) и 2 - с азербайджанцами-мусульманами. На основании приведенных данных можно констатировать тот факт, что для месхетинского населения, проживающего на территории района, характерен высокий уровень традиционализма, негативное отношение к смешанным бракам, особенно к выдаче замуж женщин этой группы за представителей другой национальной и религиозной принадлежности. Таким образом, стремление к добрым отношениям с людьми разных национальностей у них сочетается с желанием сохранить собственную конфессионально-культурную идентичность.
Относительно вопроса естественного движения турко-месхетинского населения следует отметить, что показатели рождаемости намного превосходят показатели смертности. В Тимском районе за 1989-2007 гг. рождаемость у месхетинцев составила 145 человек, смертность - 22 человека. Таким образом, естественный прирост населения составил 123 человека. Основная причина этого процесса заключается в традиционном отношении к семье. Турко-месхетинские семьи являются многодетными, на одну семью приходится 3-4 ребенка.
Дети-месхетинцы составляют значительную часть обучающихся в сельских школах, что является следствием того, что сёла на современном этапе не представляют интереса для молодого русского населения, прежде всего в связи с отсутствием жизненных перспектив. Наблюдается массовый отток молодежи в города. И в то время как численность русского населения в сельских местностях сокращается, процент месхетинского населения в сёлах Тимского района растет.
Для турок-месхетинцев характерен традиционный вид деятельности. В селах основным родом занятий является разведение личного подсобного хозяйства, производство сыро-молочных изделий, овощеводство. Но встречаются исключения, в частности, одна представительница турок-месхетинцев имеет медицинское образование
и работает медсестрой в местном медицинском пункте. В последние годы мужчины активного возраста стали заниматься строительством и ремонтом автомобилей.
Относительно получения турками-месхетинцами образования (среднего школьного, среднего специального, высшего) следует отметить, что для каждой конкретной местности Тимского района характерны свои особенности. Характеризуя ситуацию в целом, можно утверждать, что дети преимущественно ограничиваются получением среднего школьного образования. С момента прибытия и по 2007 год среднее школьное образование получили 133 человека, из них продолжили обучение в средних специальных и высших учебных заведениях 31 и 10 соответственно. Низкий процент получения детьми высшего образования обусловлен следующими факторами:
- раннее замужество представительниц женского пола (в возрасте 15-16 лет), которое иногда не позволяет им получить полное среднее образование;
- ведение личного подсобного хозяйства представителями мужского пола на ранней возрастной стадии, непосредственно по окончании средней школы;
- сезонная миграция молодого мужского населения в Москву, на заработки.
Однако сам факт поступления детей турок-месхетинцев с 2003-2004 гг. в высшие
учебные заведения свидетельствует о стремлении изменить свое социальное положение и повлиять на культурную ситуацию в целом12.
Подводя итог вышеизложенному, можно утверждать, что на сегодняшний день большей части представителей турко-месхетинского населения, проживающего на территории Тимского района на протяжении 18 лет, в полной мере удалось адаптироваться к изменившимся условиям жизни, справиться как с материальными, так и с социально-экономическими сложностями. Во многом этому способствовало терпимое отношение принимающей стороны, т.к. именно такой подход может быть предпосылкой свободного самоопределения личности в иной этноконфессиональной среде и соответственно диалога, сотрудничества последователей различных религий, культурных традиций.
Адаптация - это порог, который необходимо переступить не только мигрантам, но и принимающему сообществу. Одним из важных условий ее реализации является принцип религиозной и этнической толерантности, который должен быть положен в основу межнациональных и межконфессиональных взаимоотношений. Подобный подход открывает возможности позитивного взаимовлияния культур и их взаимообогащения.
Тем не менее традиционализм, присущий месхетинской мусульманской культуре, не уступает своих позиций. Несмотря на то что на территории Тимского района (который является традиционно православным и русским регионом) турки-месхетинцы представляют собой небольшую группу людей (2,2% от общей численности населения), они сохраняют свои традиции, обычаи именно благодаря мусульманской вере, которая является стержнем их культуры, неотъемлемой ее частью, помогающей сохранить культурную самобытность, национальные, духовные традиции и избежать полной ассимиляции.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Каган М.С. Этнос и нация: общие проблемы и их проявление в отечественной истории// Вече. Альманах русской философии и культурологии. - 1997. - №10. СПб,1997. С. 23.
2 Каган М.С. Этнос и нация: общие проблемы и их проявление в отечественной истории// Вече. Альманах русской философии и культурологии. - 1997. - №10. СПб,1997. 24-25.
Михаил Мчедлов. Этносы и религии. Интернет-ресурсы // http: www.rau.su/observer/N2_2004/02_09.htm
4 Сюда относится низкая рождаемость и высокий процент смертности, в частности, среди русского населения, а также активный прирост населения за счет высокой рождаемости, например, в мусульманских семьях.
5 Данные предоставлены Отделом по делам религий и национальностей Администрации Курской области за 2007 год.
6 Постановлениями Совета Министров СССР от 26 июня 1989 г. «О мерах по созданию необходимых условий для проживания в областях РСФСР турок, вынужденно покинувших место постоянного жительства в Узбекской ССР» и Совета Министров РСФСР от 13 июля 1989 г. определялся комплекс мер, предусматривавших выплаты семьям, потерявшим кормильца, компенсацию материального ущерба, льготы переселенцам, денежные пособия на хозяйственное обзаведение. - Петров В.Н. Иноэтничные мигранты и принимающее общество. Особенности проблемного взаимодействия (на примере турок-месхетинцев) // Социологическое исследование, 2005, № 9, С.77.
7 В 1995 г. одна семья (6 человек) уехала в Краснодарский край, в 1997 г. 2 семьи (8 человек) - в Белгородскую область, а в 1998 г. 2 семьи (8 человек) уехали в Харьков.
8 С февраля 2004 г. при содействии правительств России и США, Международная организация по миграции начала программу по переселению турок-месхетинцев из Краснодарского края в США. Учитывая настрой на временный характер их пребывания и стремление выехать за пределы России, США объявили о готовности принять в качестве беженцев 10 тысяч турок-месхетинцев, не имеющих гражданского статуса. - Назарова Е.А. Особенности миграционных процессов в южных регионах России // Социологическое исследование, 2006, № 6, С.76.
9 Некоторые журналисты обращали внимание на проблему школьного образования в
месхетинской среде в Ростовской области. Языковой барьер в младших классах и традиционный уклад во многом усложняют проблему дальнейшего обучения представителей месхетинской диаспоры. Поэтому количество лиц, имеющих высшее образование, остается незначительным. Специфика месхетинских общин заставляет ростовских педагогов искать неординарные решения. В некоторых школах создаются отдельные русские и турецкие группы, чтобы облегчить учебу турецким детям, хуже владеющим русским языком, а в дальнейшем подростков объединяют в общие классы. Интернет-ресурсы: http://www.nstula.ru/show.php?f_show=art_cont/a07060501.txt (5
июня 2007).
10 Авксентьев В.А., Бабкин И.О., Хоц А.Ю. Конфессиональная идентичность в конфликтном регионе // Социологическое исследование, 2006, № 10, С.46.
11 Именно в этих семьях наблюдается позитивное отношение со стороны родителей к вступлению их детей в брак с представителями других конфессий и этносов. -Сведения получены в ходе проведенного в сентябре-октябре 2007 года глубинного интервью с представителями турко-месхетинского населения, проживающими на территории Тимского района.
12 В большинстве случаев для получения среднего специального образования девочки поступают в медицинский колледж г. Щигры Курской области, мальчики - в монтажный техникум г. Курска, а для получения высшего образования - в КГСХА, КГМУ г. Курска, а также в университеты и институты г. Белгорода. Сведения получены в ходе проведенного в сентябре-октябре 2007 года глубинного интервью с представителями турко-месхетинского населения, проживающими на территории Тимского района.