Научная статья на тему 'Роль религиозного фактора в сохранении культуры переселенцев на территорию центральной России (на примере турок-месхетинцев Курской области)'

Роль религиозного фактора в сохранении культуры переселенцев на территорию центральной России (на примере турок-месхетинцев Курской области) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
384
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этнос / нация / толерантность / адаптация / религиозная идентификация / этническое самосознание / ethnos / nation / tolerance / adaptation / religious identification / ethnic self-awareness

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Арцыбашева Т. Н., Твердохлеб Н. И.

В статье отражена высокая степень адаптации турок-месхетинцев в новой среде; показано, насколько велико религиозное основание (в данном случае ислам) для сохранения культурной самобытности, национальных и духовных традиций, позволяющее избежать процесса абсорбции. Кроме того, особое внимание уделяется толерантному подходу (как со стороны коренного населения, так и со стороны вынужденных мигрантов), который обеспечивает свободное самоопределение личности в иной этноконфессиональной среде, позитивное взаимовлияние и взаимообогащение культур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of religious factor in preservation of culture of migrants on the territory of Central Russia (specifically Meskhetian Turks in Kursk region)

In the article a high degree of adaptation of Meskhetian Turks in a new environment is reflected, the influence of religious basis (Islam in the present case) on preservation of cultural originality, national and spiritual traditions, which allows to avoid the process of absorption is shown. Besides the special attention to a tolerant approach (both from the native population, and from the compelled migrants) which ensures free self-determination of personality in other ethno-confessional environment, positive interference and mutual enrichment of cultures is paid.

Текст научной работы на тему «Роль религиозного фактора в сохранении культуры переселенцев на территорию центральной России (на примере турок-месхетинцев Курской области)»

УДК 21.009: 008

РОЛЬ РЕЛИГИОЗНОГО ФАКТОРА В СОХРАНЕНИИ КУЛЬТУРЫ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ НА ТЕРРИТОРИЮ ЦЕНТРАЛЬНОЙ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ТУРОК-МЕСХЕТИНЦЕВ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ)

© 2008 Т. Н. Арцыбашева, Н. И. Твердохлеб

доктор культурологии, профессор каф. культурологии; аспирантка каф. культурологии

Курский государственный университет

В статье отражена высокая степень адаптации турок-месхетинцев в новой среде; показано, насколько велико религиозное основание (в данном случае ислам) для сохранения культурной самобытности, национальных и духовных традиций, позволяющее избежать процесса абсорбции. Кроме того, особое внимание уделяется толерантному подходу (как со стороны коренного населения, так и со стороны вынужденных мигрантов), который обеспечивает свободное самоопределение личности в иной этноконфессиональной среде, позитивное взаимовлияние и взаимообогащение культур.

Ключевые слова: этнос, нация, толерантность, адаптация, религиозная

идентификация, этническое самосознание.

Вопрос о взаимосвязи и взаимодействии конфессионального и национального -один из центральных в религиоведении, философии религии, культурологии.

Сегодня уже стали хрестоматийными представления о том, что если национальное возникает на конкретной родной - этнической или национальной - почве того или иного народа, то религиозность имеет известную произвольность и зачастую обретает привнесенные формы. Пример тому - христианство, насильственно внедренное в быт и идеологию многих народов. Национальное же развивается в процессе становления нации и исчезает вместе с ней, будучи тесно связано с географическим и социокультурным ландшафтом и живой историей народа.

Однако в этой области знания есть еще много неясного, невыявленного, спорного, как и в самих понятиях - этнос, суперэтнос, народность, нация, природа которых ныне широко дискутируется, интерпретируется и по-разному определяется исследователями.

В своих рассуждениях позволим опереться на мнение М.С. Кагана, особо подчеркивавшего, что силы, которые образуют человеческие общности, имеют разную природу и могут быть биологическими, социальными и культурными, «отчего и общности эти оказываются различными по их сущности»1, в том числе возникая на скрещении этих системообразующих сил. При этом этносы складываются на биологическом уровне как кровнородственные сообщества, с передаваемыми генетически определенными анатомо-физиологическими и опосредованными ими психическими качествами. Социальные общности возникают в ситуации расслоения этноса и выделения из него сословий, классов и управленческих групп. В сложном же процессе формирования наций главной порождающей силой становятся культурные связи: «вырабатывающиеся в процессе совместной жизни и деятельности единые духовные стремления, сходные чувствования и мысли, общие психологические и поведенческие стереотипы, закрепленные на уровне господствующих языковых систем - как вербальных, так и невербальных. <...>... этнос человеку задан его рождением, социальное положение ему дается условиями его бытия, а свою национальность он усваивает, обретает прижизненно, врастая в культуру того

или иного народа. Хотя нация складывается исторически на определенной этнической основе, история свидетельствует, что нет тут фатального тождества: "нация = этнос", ибо на одной этнической базе могут вырасти разные нации., а из скрещения нескольких этносов может выработаться одна нация.»2.

То есть нация - культурологическая категория, выражающая благоприобретенные качества, причины формирования которых во многом сокрыты в специфике развития организационно-институциональных общественных систем, а процессуальный результат выражен гомогенностью культуры и неповторимым характером ее ментальности, имеющей и религиозную составляющую.

Однако религия не выступает как превалирующий признак национальной общности. Отождествление конфессионального с национальным теоретически и практически неприемлемо в силу их изначальной нетождественности, и совпадение национальной и конфессиональной принадлежности не означает их идентичности или нерасторжимости. Мифологические представления, религиозные чувства и религиозные действия не связаны напрямую с национальными признаками, хотя, вплетаясь в национальный организм, могут фигурировать как национальная специфичность. Вместе с тем, усваивая национальную специфику народных традиций, обычаев, фольклорных произведений и приспосабливая ее к культу, духовенство конфессионализирует некоторые этнические особенности.

В качестве одного из основополагающих критериев национальной принадлежности выступает этническое самосознание, присущее практически всем людям и порожденное общностью территории, языка и культуры.

Стержневым критерием религиозной идентичности является сознание причастности верующих к определенной конфессии, к догматическому учению и основанному на нем жизненному установлению (например, Коран и основанный на нем Шариат). Так, понятие «мусульманин» означает исповедание человеком мусульманской веры, «православный» -православной, выражая, в сущности, не национальную, а конфессиональную идентичность.

Однако в современном, изобилующем этническими и конфессиональными противоречиями мире все очевиднее взаимосвязь этнонационального и религиозного, осуществляемая на разных уровнях - личностном, бытовом, социальнопсихологическом, идеологическом, политическом. Тесная связь традиционных религий с политической, бытовой, духовной культурой российских народов имеет многообразные проявления в праздниках и обычаях, словарном фонде, фольклоре и литературе, архитектуре и музыке, поведенческих навыках и моральных нормах, законе и общественном мнении.

Укорененность религии в народной среде, поддержка общих для разных мировоззренческих групп национальных традиций или самобытности этносов играет важную позитивную роль, особенно в кризисные периоды (война, оккупация, коренная ломка общественных устоев). История многих народов, попавших под чужеземное иго (русского, греческого, сербского, черногорского, болгарского, польского, армянского, грузинского, арабских и др.), убеждает, что если они сохраняют свою традиционную религию, то им удается избежать полной ассимиляции и, несмотря на все трагические перипетии, вновь обрести свою государственность.

В сегодняшней России подобная положительная функция традиционных религий (православия, ислама, буддизма, иудаизма, других конфессий) проявляется весьма наглядно.

Особое значение для российской действительности имеет взаимоотношение двух религиозных организаций - православия и ислама, ибо они не только самые многочисленные (соответственно 75% и около 18% среди верующей части населения),

но их последователи более или менее компактно размещены (вкраплены) на общероссийской территории, составляя большинство верующего населения в ряде республик и национальных автономий - субъектов Федерации в единый государственный организм3.

Любопытны данные о национальном составе рассматриваемых конфессиональных групп. В православной группе, естественно, преобладают русские (88,8%), но есть в ней и представители народов мусульманской культуры (около 1%) ; соответственно в мусульманской группе представлены и русские (2%), при преобладании представителей народов мусульманской культуры (94%). Такое «нестандартное» и неординарное сочетание национальной и конфессиональной принадлежности - очевидно, следствие тесного соприкосновения православных и мусульманских народов в пределах единого Российского государства, низкого уровня конфликтности между ними, смешанных браков, а также, вероятно, результат советской атеистической политики.

Переходя к Курской области, следует отметить, что после исчезновения СССР изменился как национальный, так и конфессиональный ее состав, что было обусловлено следующими факторами: во-первых, естественным движением населения4; во-вторых, внешней миграцией, сложившейся под влиянием распада СССР; в-третьих, процессами смены этнического самосознания под влиянием смешанных браков и других миксационных явлений.

Если говорить о конфессиональной принадлежности населения Курской области, то в процентном соотношении к общей его численности православные составляют 90%, мусульмане - 0, 6%, евангельские христиане-баптисты - 0, 4%, старообрядцы - 0, 3%, пятидесятники - 0, 2%, свидетели Иеговы - 0, 16%, адвентисты седьмого дня - 0, 12%, иудеи - 0, 07%, католики - 0, 03%, остальные конфессии насчитывают не более 100 последователей5.

Приведенные данные показывают, что православие занимает ведущую позицию в регионе (наблюдается отражение общероссийской конфессиональной картины, или, даже можно сказать, карты), а из религий меньшинств на первом месте стоит ислам.

Таким образом, рассмотрение взаимоотношений, взаимовлияния приверженцев данных религий (православия и ислама), а также представителей их национального состава представляет особый интерес. Тем более что есть уникальная возможность исследовать данный вопрос на территории Тимского района Курской области, где компактно проживают турки-месхетинцы, принесшие на русскую почву свою культуру, религию, национальные традиции.

Турки-месхетинцы прибыли в Курскую область, и в частности Тимский район, в 1989-1990 гг. из Ферганской, Сырдарьинской, Ташкентской областей и компактно разместились в селах: 3-е Выгорное, Гнилое, Становое, Волобуевка, Постояновка, Леженьки. Общее количество прибывших составило 424 человека (87 семей), из них 218 взрослых и 206 детей6.

В местах прибытия успех или неуспех взаимной адаптации влияет на миграционный процесс. Неудача адаптации оказывается причиной для возобновления миграционного движения. С момента прибытия турок-месхетинцев численность их существенно менялась в связи с миграционным оттоком в разные районы Российской Федерации, а также в США, Узбекистан, Азербайджан, Украину. На первых порах не во всех селах местное население относилось благожелательно к переселенцам, поэтому многие из них уезжали в поисках более комфортных в моральном и в материальном

~7

отношении условий .

Следует отметить, что «пик» миграционного оттока пришелся на 2005 год, когда по всей России наблюдалось массовое переселение турок-месхетинцев в

Краснодарский, Ставропольский края, Ростовскую область, а также в США8. Тогда из Тимского района уехало: 6 семей (32 человека) - в Краснодарский край, 25 семей (146 человек) - в Ставропольский край, 1 семья (5 человек) - в Ростовскую область, 1 семья (4 человека) - в Узбекистан, 1 семья (3 человека) - в Азербайджан, 2 семьи (13 человек) - в США. Таким образом, за период с 1989 г. по 2007 г. из Тимского района уехало 42 семьи общей численностью 236 человек.

На сегодняшний день в районе проживает 294 турка-месхетинца (49 семей), что составляет 2,2% от общей численности населения. Массового оттока турко-месхетинского населения на данный момент не наблюдается и не ожидается в ближайшем будущем, подтверждением чему служат следующие факты: получение месхетинцами российского гражданства, осуществление приватизации жилья, которое было им предоставлено в 1989-1990 гг., а также высказанное ими в ходе опроса нежелание менять место жительства. Следует отметить, что в Тимском районе турки-месхетинцы проживают более 15 лет, что обеспечивает им как новоселам переход в разряд постоянного населения.

Затрагивая проблему приживаемости, необходимо отметить некоторые существенные изменения в социокультурной жизни турко-месхетинского населения, произошедшие за период его пребывания на территории Российской Федерации в целом, и на территории Тимского района в частности. Прежде всего важно указать на высокую степень адаптации, что проявляется в следующих моментах:

- получение российского образования, изучение русского языка;

- повышение коммуникабельности;

- отказ от традиционного стиля поведения и одежды;

- уменьшение количества детей в семьях и др.

Тем не менее процесса абсорбции, предполагающего «поглощение» индивида новой средой, не происходит. Препятствием полной ассимиляции турок-месхетинцев в культуре местного населения служит традиционная для них религия - ислам, которая детально регламентирует не только духовную, но и мирскую жизнь индивида.

В последнее время вопрос о религиозной идентификации вызывает у значительной части российских граждан некоторое затруднение, чего нельзя сказать о турках-месхетинцах, отношение которых к данному вопросу вполне определенное: в частности, в Тимском районе все месхетинское население исповедует ислам. Перехода в другую религию не наблюдалось. Несмотря на то что мечетей в Тимском районе нет и богослужения совершаются в частных домах, в каждом конкретном селе имеется мулла, всего их в этом регионе четыре (примечателен тот факт, что в с. Леженьки наряду с мужчиной-муллой отдельно для женщин действует и проповедует женщина-мулла).

На вопрос «Соотносите ли Вы Ваши действия в различных жизненных ситуациях с Вашими религиозными убеждениями или заповедями Вашей религии?» уверенно-положительно ответило 100 % респондентов, включая молодежь (от 18 до 25 лет). Тем не менее нельзя утверждать, что среди молодых наблюдается строгое соблюдение всех предписаний; так, например, 15 % опрошенных (из них 6 % -представительницы женского пола) отметили, что позволяют себе употреблять свиное мясо, посещать развлекательные учреждения.

В различных жизненных ситуациях месхетинцам так или иначе приходится сталкиваться с русским бытом, русской культурой, что, конечно, оказывает влияние на их жизнь. Дети дома разговаривают только на русском языке, тогда как взрослые - на месхетинском диалекте турецкого языка. Женщины-месхетинки подстригают и красят волосы, не покрывают голову (хотя это скорее влияние светской культуры).

Отношение со стороны турецкого населения к местным обычаям, традициям и православной вере можно охарактеризовать как уважительное. Что касается религиозного состояния месхетинского населения, то все они являются приверженцами ислама, соблюдают мусульманские праздники и исполняют предписания, хотя в полной мере это касается представителей старшего поколения (от 40 лет и выше).

Особо следует коснуться социализации турецкой молодежи.

Вследствие отсутствия языкового барьера русские и турецкие дети в регионе обучаются вместе9. Месхетинские мальчики и девочки одинаково получают школьное образование, то есть по данному вопросу нет каких-либо ограничений. То же можно сказать относительно получения высшего образования. Хотя, по словам местных жителей, месхетинские женщины «сидят дома без образования, пекут лепешки, делают сыр» и т.д.

Возникает вопрос: насколько религиозная принадлежность окружающих важна для турок-месхетинцев в повседневной жизни. Все респонденты продемонстрировали позитивное отношение к деловым и личным взаимоотношениям с представителями другой национальности и вероисповедания (в частности, в отношении коренного населения - русских и православных). Относительно родственных связей ситуация обстоит иначе.

Согласно исламским законам, женщинам-мусульманкам запрещено выходить замуж за иноверца, вследствие чего необходимым условием заключения брака является принятие партнером ислама. Мужчины-мусульмане, напротив, могут жениться на женщинах-немусульманках, причем принятие ими ислама необязательно, но дети, рожденные в таких браках, считаются мусульманами10.

В Тимском районе в период с 1989 по 2007 гг. турками-месхетинцами заключено всего 30 браков, из них 2 - с представительницами русской национальности11 (православного вероисповедания) и 2 - с азербайджанцами-мусульманами. На основании приведенных данных можно констатировать тот факт, что для месхетинского населения, проживающего на территории района, характерен высокий уровень традиционализма, негативное отношение к смешанным бракам, особенно к выдаче замуж женщин этой группы за представителей другой национальной и религиозной принадлежности. Таким образом, стремление к добрым отношениям с людьми разных национальностей у них сочетается с желанием сохранить собственную конфессионально-культурную идентичность.

Относительно вопроса естественного движения турко-месхетинского населения следует отметить, что показатели рождаемости намного превосходят показатели смертности. В Тимском районе за 1989-2007 гг. рождаемость у месхетинцев составила 145 человек, смертность - 22 человека. Таким образом, естественный прирост населения составил 123 человека. Основная причина этого процесса заключается в традиционном отношении к семье. Турко-месхетинские семьи являются многодетными, на одну семью приходится 3-4 ребенка.

Дети-месхетинцы составляют значительную часть обучающихся в сельских школах, что является следствием того, что сёла на современном этапе не представляют интереса для молодого русского населения, прежде всего в связи с отсутствием жизненных перспектив. Наблюдается массовый отток молодежи в города. И в то время как численность русского населения в сельских местностях сокращается, процент месхетинского населения в сёлах Тимского района растет.

Для турок-месхетинцев характерен традиционный вид деятельности. В селах основным родом занятий является разведение личного подсобного хозяйства, производство сыро-молочных изделий, овощеводство. Но встречаются исключения, в частности, одна представительница турок-месхетинцев имеет медицинское образование

и работает медсестрой в местном медицинском пункте. В последние годы мужчины активного возраста стали заниматься строительством и ремонтом автомобилей.

Относительно получения турками-месхетинцами образования (среднего школьного, среднего специального, высшего) следует отметить, что для каждой конкретной местности Тимского района характерны свои особенности. Характеризуя ситуацию в целом, можно утверждать, что дети преимущественно ограничиваются получением среднего школьного образования. С момента прибытия и по 2007 год среднее школьное образование получили 133 человека, из них продолжили обучение в средних специальных и высших учебных заведениях 31 и 10 соответственно. Низкий процент получения детьми высшего образования обусловлен следующими факторами:

- раннее замужество представительниц женского пола (в возрасте 15-16 лет), которое иногда не позволяет им получить полное среднее образование;

- ведение личного подсобного хозяйства представителями мужского пола на ранней возрастной стадии, непосредственно по окончании средней школы;

- сезонная миграция молодого мужского населения в Москву, на заработки.

Однако сам факт поступления детей турок-месхетинцев с 2003-2004 гг. в высшие

учебные заведения свидетельствует о стремлении изменить свое социальное положение и повлиять на культурную ситуацию в целом12.

Подводя итог вышеизложенному, можно утверждать, что на сегодняшний день большей части представителей турко-месхетинского населения, проживающего на территории Тимского района на протяжении 18 лет, в полной мере удалось адаптироваться к изменившимся условиям жизни, справиться как с материальными, так и с социально-экономическими сложностями. Во многом этому способствовало терпимое отношение принимающей стороны, т.к. именно такой подход может быть предпосылкой свободного самоопределения личности в иной этноконфессиональной среде и соответственно диалога, сотрудничества последователей различных религий, культурных традиций.

Адаптация - это порог, который необходимо переступить не только мигрантам, но и принимающему сообществу. Одним из важных условий ее реализации является принцип религиозной и этнической толерантности, который должен быть положен в основу межнациональных и межконфессиональных взаимоотношений. Подобный подход открывает возможности позитивного взаимовлияния культур и их взаимообогащения.

Тем не менее традиционализм, присущий месхетинской мусульманской культуре, не уступает своих позиций. Несмотря на то что на территории Тимского района (который является традиционно православным и русским регионом) турки-месхетинцы представляют собой небольшую группу людей (2,2% от общей численности населения), они сохраняют свои традиции, обычаи именно благодаря мусульманской вере, которая является стержнем их культуры, неотъемлемой ее частью, помогающей сохранить культурную самобытность, национальные, духовные традиции и избежать полной ассимиляции.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Каган М.С. Этнос и нация: общие проблемы и их проявление в отечественной истории// Вече. Альманах русской философии и культурологии. - 1997. - №10. СПб,1997. С. 23.

2 Каган М.С. Этнос и нация: общие проблемы и их проявление в отечественной истории// Вече. Альманах русской философии и культурологии. - 1997. - №10. СПб,1997. 24-25.

Михаил Мчедлов. Этносы и религии. Интернет-ресурсы // http: www.rau.su/observer/N2_2004/02_09.htm

4 Сюда относится низкая рождаемость и высокий процент смертности, в частности, среди русского населения, а также активный прирост населения за счет высокой рождаемости, например, в мусульманских семьях.

5 Данные предоставлены Отделом по делам религий и национальностей Администрации Курской области за 2007 год.

6 Постановлениями Совета Министров СССР от 26 июня 1989 г. «О мерах по созданию необходимых условий для проживания в областях РСФСР турок, вынужденно покинувших место постоянного жительства в Узбекской ССР» и Совета Министров РСФСР от 13 июля 1989 г. определялся комплекс мер, предусматривавших выплаты семьям, потерявшим кормильца, компенсацию материального ущерба, льготы переселенцам, денежные пособия на хозяйственное обзаведение. - Петров В.Н. Иноэтничные мигранты и принимающее общество. Особенности проблемного взаимодействия (на примере турок-месхетинцев) // Социологическое исследование, 2005, № 9, С.77.

7 В 1995 г. одна семья (6 человек) уехала в Краснодарский край, в 1997 г. 2 семьи (8 человек) - в Белгородскую область, а в 1998 г. 2 семьи (8 человек) уехали в Харьков.

8 С февраля 2004 г. при содействии правительств России и США, Международная организация по миграции начала программу по переселению турок-месхетинцев из Краснодарского края в США. Учитывая настрой на временный характер их пребывания и стремление выехать за пределы России, США объявили о готовности принять в качестве беженцев 10 тысяч турок-месхетинцев, не имеющих гражданского статуса. - Назарова Е.А. Особенности миграционных процессов в южных регионах России // Социологическое исследование, 2006, № 6, С.76.

9 Некоторые журналисты обращали внимание на проблему школьного образования в

месхетинской среде в Ростовской области. Языковой барьер в младших классах и традиционный уклад во многом усложняют проблему дальнейшего обучения представителей месхетинской диаспоры. Поэтому количество лиц, имеющих высшее образование, остается незначительным. Специфика месхетинских общин заставляет ростовских педагогов искать неординарные решения. В некоторых школах создаются отдельные русские и турецкие группы, чтобы облегчить учебу турецким детям, хуже владеющим русским языком, а в дальнейшем подростков объединяют в общие классы. Интернет-ресурсы: http://www.nstula.ru/show.php?f_show=art_cont/a07060501.txt (5

июня 2007).

10 Авксентьев В.А., Бабкин И.О., Хоц А.Ю. Конфессиональная идентичность в конфликтном регионе // Социологическое исследование, 2006, № 10, С.46.

11 Именно в этих семьях наблюдается позитивное отношение со стороны родителей к вступлению их детей в брак с представителями других конфессий и этносов. -Сведения получены в ходе проведенного в сентябре-октябре 2007 года глубинного интервью с представителями турко-месхетинского населения, проживающими на территории Тимского района.

12 В большинстве случаев для получения среднего специального образования девочки поступают в медицинский колледж г. Щигры Курской области, мальчики - в монтажный техникум г. Курска, а для получения высшего образования - в КГСХА, КГМУ г. Курска, а также в университеты и институты г. Белгорода. Сведения получены в ходе проведенного в сентябре-октябре 2007 года глубинного интервью с представителями турко-месхетинского населения, проживающими на территории Тимского района.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.