хотя в Исламе вообще невозможно разделение мирской и религиозной жизни». Такой подход легко экстраполируется и на остальные мусульманские этносы России, тем более что их духовные пастыри также притязают на звание политиков. «Ислам стал официальным элементом политической жизни Дагестана, впрочем, как и большинства республик Северного Кавказа». «С точки зрения мусульманского вероисповедания, - напоминает Дамир Мухет-динов, - мечеть - это место социально значимое». А Исмаил-хаджи Бостанов, ректор Черкесского исламского института им. Абу Ха-нифы, вообще называет статью Конституции, провозглашающую отделение религии от государства, абсурдной.
О том, что мусульмане не отказываются окончательно от присутствия на политическом поле в качестве конфессионального социума, свидетельствует то, что они периодически поднимают вопрос о создании в России поста вице-президента с обязательным предоставлением его мусульманину. В частности, с таким предложением выступал Равиль Гайнутдин. Правда, против этого имеется оригинальное и претенциозное возражение: Нафигулла Аширов полагает, что создание поста вице-президента специально «под мусульманина» может стать барьером на пути избрания магометанина на высший пост в государстве. Вряд ли положение изменится в ближайшем будущем, если, конечно, в России не произойдут серьезные социально-политические катаклизмы, при которых мусульманские структуры попробуют играть самостоятельную роль или выступать полноценными союзниками определенных политических группировок, а то и попытаются разыгрывать карту собственно «мусульманских интересов».
Малашенко А. «Ислам для России», М., 2007, с. 10-29.
Р.Ф. Патеев,
кандидат исторических наук МУСУЛЬМАНЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ислам на территории Ростовской области, в общем, сохраняет традиционно умеренную форму, а тенденции его политизации и радикализации здесь не наблюдается. Однако утверждать о полном отсутствии на Дону лиц, причастных к экстремистской деятельно-
48
сти под прикрытием ислама, было бы не совсем правильно. В частности, еще в 2000 г. в общежитии Медицинского университета сотрудниками ФСБ у одного ближневосточного студента-араба была найдена экстремистская литература. Однако ввиду отсутствия состава преступления уголовное дело в отношении арабских студентов решено было не возбуждать. В 2002 г. органами госбезопасности Ростовской области также была пресечена деятельность турецкой секты «Нурджилар», а ее руководитель был выслан к себе на родину в Турцию. Он был изобличен в противоправной деятельности, а также в распространении литературы, которая пропагандировала разжигание межнациональной и межрелигиозной розни. Кроме того, о деятельности отдельных экстремистских групп на Дону в одном из интервью в 2003 г. упоминал муфтий Ростовской области Д. Бикмаев: «.. .не так давно к нам обратился ваххабит, прибывший из Таджикистана, с предложением вести просветительскую работу среди наших прихожан. Разумеется, я наотрез отказался от его услуг.
В публикации газеты «Вечерний Ростов» также приводились данные из протокола (№17 от 22 декабря 2005 г.) заседания региональной антитеррористической комиссии: «В Ростове-на-Дону сформировалась устойчивая группа молодежи из русскоязычных студентов вузов города, которые приняли ислам и регулярно посещали «Мусульманскую общину» Ростова-на-Дону... прихожанами общины являлись студенты местных высших учебных заведений -выходцы из северокавказских республик, впоследствии принимавшие участие в деятельности незаконных вооруженных формирований и готовившие совершение террористических актов в Ростовской области. Все члены указанной группы в результате контртеррористических мероприятий уничтожены или задержаны в ходе спецопераций». В нашумевшей статье Я. Танькова «Почему русские становятся исламскими террористами» также идет речь о русских мусульманах, обучавшихся в вузе города Ростова и причастных к экстремистской и террористической деятельности. По данным журналиста. В. Семченко (Сенченко), некоторое время работавший в милиции, был причастен к взрывам на автобусных остановках в Воронеже, которые произошли в 2004-2005 гг., а также подготовил теракт в Краснодаре, но был уничтожен только в феврале 2005 г., когда оказал сопротивление при задержании.
49
Эти данные свидетельствуют о том, что, несмотря на то, что ислам на Дону традиционно имеет умеренную форму, ростовские мусульманские общины не обошли отдельные тенденции распространения в их среде небольших по численности групп радикально настроенных элементов. В основном это были автономно существующие группы, которые не могли существенно изменить настроения в среде мусульманской общины Дона в сторону ее радикализации. Как правило, они были представлены зарубежными гражданами либо молодежью, наиболее подверженной экстремистскому влиянию. На сегодняшний день говорить о существовании устойчивых экстремистских групп на Дону, выступающих под прикрытием ислама, нет оснований.
Еще одной особенностью мусульманской общины Дона является взаимодействие официальных религиозных структур с национальными организациями и землячествами города и области. Наиболее прочные отношения у ЦДУМ РО сложились с ростовской региональной общественной организацией «Татарский общественно-культурный центр «Hyp» («Свет»), официально зарегистрированной в 1993 г., и Ростовской городской общественной организацией «Татарский культурный центр «Якташлар» («Земляки»), прошедшей юридическую регистрацию позднее. Региональная организация «Hyp», которую возглавляет Р. Уразгильдеев, была сформирована при непосредственном участии муфтия Д. Бикмаева. Данная организация вначале объединяла в себе выходцев из пензенских татар. Созданная впоследствии городская организация «Якташлар», которую возглавил выходец из Татарстана Марсель Бадгутдинов, объединила в основном татар из других регионов страны. Татарские национальные организации проводят различные мероприятия в Ростове и области. На первоначальном этапе это были встречи татарской молодежи, которые были направлены на то, чтобы способствовать заключению браков между представителями одного (татарского) этноса. В дальнейшем, с активизацией деятельности организации «Якташлар», в традицию стало входить ежегодное проведение весеннего праздника Сабантуй, который отмечается в одном из городских парков. Большую активность проявляет региональная общественная организация «Азербайджанская община», которая была создана в 1997 г. В 2003 г. оформилась Ростовская региональная национально-культурная автономия азербай-
50
джанцев, которую возглавил В. Мустафаев. Автономия тесно сотрудничает с городскими и областными властями. Азербайджанская диаспора ежегодно в марте проводит мероприятия, связанные с празднованием Новруз-байрама. На празднование приглашаются представители городских и областных властей, местных национально-культурных организаций, а также мусульманское духовенство. А. Абусупьянов и Д. Бикмаев отмечают, что они не отказываются от участия в подобных мероприятиях. Однако представители мусульманского духовенства подчеркивают, что празднование Новруз-байрама или Сабантуя является национальной традицией, не имеющей прямого отношения к исламским обычаям.
Другой относительно активно действующей национально-культурной организацией является Донское землячество народов Дагестана, которую до недавнего времени возглавлял А. Селимханов. Кроме этого, с 2002 г. активно действует Ростовская региональная общественная организация по объединению и поддержке граждан киргизской национальности «Манас» во главе с Р. Эшимовым. Некоторое время действовали национально-культурные объединения чеченской диаспоры, однако, несмотря на многочисленность чеченской общины Дона, активно действующей и официально зарегистрированной организации в Ростове и области нет. Взаимодействие данных организаций с мусульманским духовенством, как правило, связано с необходимостью проведения тех или иных религиозных обрядов, куда традиционно приглашаются лидеры исламской общины Дона Д. Бикмаев и А. Абусупь-янов.
В последнее время в традицию стало входить ежегодное собрание арабской общины (в основном представленной студентами), которое проводится в честь праздника Курбан-байрам. Мероприятие организовывается в городской мечети и состоит из религиозных песнопений (нашидов), постановок небольших спектаклей на религиозную тематику, а также угощения собравшихся фруктами и сладостями. На празднование приглашаются как руководители мусульманской общины, так и простые прихожане из татарской, мес-хетинской, кавказских, среднеазиатских и других диаспор.
Изменение этноконфессионального баланса в Ростовской области не сильно повлияло на межнациональные отношения. Однако в области отмечались конфликты с участием представителей этни-
51
ческих мусульман: турок-месхетинцев, чеченцев и представителей дагестанских народов (в Багаевском, Ремонтненском, Сальском районах). Во всех конфликтах участие принимали представители казачьего движения Дона. Большинство межэтнических конфликтов в своей основе носили экономическо-хозяйственную либо криминальную основу и не представляли собой собственно религиозное противостояние. В этом отношении ситуация в Ростовской области остается достаточно стабильной, в отличие от соседнего Краснодарского края, где использование «турецкого вопроса» обеими сторонами конфликта происходит в сугубо политических целях, а продолжающееся противостояние длится более десятилетия. Конфликты местного населения с представителями чеченской общины происходили в районе компактного проживания кавказцев на востоке области. Драка между казаками и чеченцами в станице Богородицкой 8 марта 2001 г. спровоцировала волнения в нескольких соседних районах. Местное казачество отреагировало на события призывами выселить чеченцев с территории Дона. При этом «сами чеченцы утверждают, что не местные, а именно приезжие чеченцы (беженцы, покинувшие Чеченскую республику в связи с проведением второй антитеррористической кампании. - Р.П.) явились виновниками столкновений». По словам представителя администрации, межнациональные противоречия на востоке области также тесно связаны с хозяйственно-экономическими проблемами и, в частности, с нехваткой земли для выпаса скота местными чабанами. Летом 2005 г. казачьи атаманы Всевеликого Войска Донского провели большой сход в г. Сальске. При этом обсуждался вопрос «засилья» турок-месхетинцев, которые якобы притесняли коренное население. Во время казачьего схода неожиданно пришла весть о том, что «чеченцы изнасиловали дочь атамана» Ремонт-ненского района, который расположен неподалеку. Это известие взорвало ситуацию. Призывы о выселении турок-месхетинцев сменились призывами о выселении чеченцев. В сентябре 2006 г. в самом Сальске произошли драматические события, которые получили широкое освещение, в том числе и в федеральных СМИ. Выяснения взаимоотношений между криминальными кругами, состоящими как из выходцев из Дагестана, так и русского населения, привели к гибели одного молодого человека от огнестрельного ранения. В Сальске начались митинги русского населения. 17 сентяб-
52
ря на очередном стихийном митинге уже участвовало известное по событиям в Кондопоге «Движение против нелегальной миграции». В дальнейшем ситуация нормализовалась. По словам экспертов, в частности, директора Центра системных региональных исследований и прогнозирования Южного федерального университета В. Черноуса, ситуация в Сальске была спровоцирована тем, что «противоречия вовремя не разрешались властями».
К урегулированию ситуации были привлечены представители местного духовенства и национальных организаций. В частности, в редакции газеты «Сальская степь» провели «круглый стол», где принимали участие представители местного православного и мусульманского духовенства и лидеры национальных диаспор Сальского района. В мероприятии приняли участие Благочинный церквей Сальского округа отец Виктор, имам сальской мечети Ш.М. Магомедов, руководитель сальского отделения Ростовской общественной организации «Донское землячество народов Дагестана» М.Г. Галбацдибиров, руководитель турецкой диаспоры И.М. Асланов, руководитель азербайджанской диаспоры Ф.Н. Алиев, представители казачества и т.д. Сальский конфликт развивался фактически параллельно с более известными событиями в Кондопоге, что только подогревало ситуацию. Представители православной церкви и мусульманское духовенство Дона также отреагировали на ситуацию. Архиепископ Элистинский и Калмыцкий Зосима и председатель ЦДУМ РО муфтий Д. Бикмаев осудили межнациональный конфликт в Карелии и через информационный сайт «Вести-Северный Кавказ» обратились к сторонам, участвующим в конфликте.
В последнее время обеспокоенность общественных движений возможностью межнациональных столкновений на Дону подталкивает к сотрудничеству различные диаспоры и организации, даже те, которые до этого не отличались какой-либо симпатией друг к другу. В частности, в середине марта 2007 г. в Ростовской области казаки с представителями азербайджанской, чеченской и турко-месхетинской диаспор подписали очередное соглашение «Об урегулировании межнациональных отношений на территории Ло-патинского сельского поселения». При администрации Ростовской области действует консультативный совет представителей общественных организаций и национальных групп области, который был
53
создан еще в 1992 г. В его состав входят 19 представителей национально-культурных организаций. На постоянной основе в работе консультативного совета участвуют представители диаспор и духовенства. В его состав входят как представители православия, так и ислама, в частности муфтий Ростовской области Д. Бикмаев. Со стороны властей религиозным и национальным объединениям оказывается всяческая поддержка. В целом, самим мусульманским духовенством обстановка в сфере этнонациональных и этноконфес-сиональных отношений оценивается как нормальная, при этом с их стороны указывается на отсутствие каких-либо устойчивых радикальных и экстремистских группировок и организаций на Дону. Наиболее тесные взаимоотношения сложились у татарских общественных объединений с традиционным духовным управлением мусульман Ростовской области. Другие национальные объединения, представленные этническими мусульманами, ведут относительно автономную деятельность. Диаспоры и духовенство (как мусульманское, так и православное) сотрудничают с властями и между собой в случае возникновения межнациональных конфликтов. Однако говорить об этнической, а тем более о религиозной составляющей возникавших конфликтов на Дону нет оснований.
События последних десятилетий внесли серьезное изменение в облик мусульманской общины Дона и этноконфессиональную карту Ростовской области. В первую очередь, это связано с тем, что по численности мусульманского населения на первое место выдвинулись этнические группы, не имеющие глубоких исторических корней на Дону. Учитывая высокий уровень рождаемости в кавказских и среднеазиатских диаспорах, а также урбанизированный образ жизни татарской общины, количественное соотношение между татарским населением и мигрантами-мусульманами будет продолжать меняться в пользу последних. Традиционная татарская диаспора, сохранив свое превосходство в городах области, стала явно уступать туркам-месхетинцам и другим выходцам с Кавказа. Это определенным образом сказалось на взаимоотношениях внутри мусульманской общины Дона. На усилившуюся борьбу за лидерство над общинами определенный негативный оттенок вносило институциональное размежевание централизованных духовных управлений. Однако следует отметить, что, несмотря на усиление роли кавказских диаспор в жизни мусульманских общин Дона, серьез-
54
ных противоречий это не создало. Во многом это заслуга лидеров мусульманского сообщества Ростовской области. В этом отношении сотрудничество между традиционным ростовским муфтиятом и представителем Северокавказского исламского координационного центра является в какой-то степени беспрецедентным. Известно, что соперничество различных исламских центров в России зачастую переходило в острое противостояние, которое не наблюдалось в Ростовской области, лишь за некоторым исключением (если учесть деятельность ГДУМ РО, ориентированное на ДУМЕР). Изменение этноконфессионального баланса в Ростовской области затронуло межнациональные отношения. Однако, несмотря на то что на Дону отмечались конфликты с участием представителей мусульманского сообщества, в целом они носили либо экономический, либо криминальный характер, причем фиксировались только на локальном уровне. Их успешное разрешение во многом стало возможным благодаря позиции местных властей, сотрудничеству между представителями диаспор, национальных объединений и духовенства различных конфессий.
«Ислам в Ростовской области», М., 2007, с. 73-89, 94-95.
Р.Ф. Патеев,
канидат исторических наук ИСЛАМ НА ДОНУ
Об исламе на Дону российская общественность узнала только в 90-е годы. До того этот регион ассоциировался с казачеством. Между тем, Ростовская область, а также территории к югу от нее и есть то самое христианско-исламское (или исламо-христианское) пограничье, в связи с проблемами которого ведутся сегодня политические научные споры. Состояние ислама, межконфессиональные отношения в Ростовской области испытывают на себе воздействие южных соседей. Сюда доносится эхо конфликтов на Северном Кавказе. Сюда обрушиваются волны миграции, нарушая привычный этнический и религиозный баланс, изредка провоцируя межнациональные конфликты. Полиэтнично и собственно мусульманское сообщество Ростова и области. Растет его кавказская и азиатская составляющие. Сегодня трудно сказать, какая идентич-
55