РОЛЬ РЕЛИГИОЗНОГО ФАКТОРА В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ИНДИИ (на примере взаимоотношения индуистов и мусульман)
В.И. Кашникова
Дальневосточный федеральный университет ул. Суханова, 8, Владивосток, 8690950
Автор анализирует национальную безопасность Индии с религиозной позиции. С его точки зрения, межрелигиозные отношения переходят в разряд стратегических глобальных проблем. В поликонфессиональных странах, таких как Индия, роли религии в стратегии национальной безопасности необходимо уделять огромное внимание.
Ключевые слова: религия, национальная безопасность, Индия, Пакистан, ислам и индуизм, ИНК, столкновения между мусульманами и индуистами, Нарендра Моди, Бхаратия Джаната Парти, адаптация мусульманской общины, выборы 2014 года.
Многие политики сейчас уделяют большое внимание религиозному фактору как во внутренней, так и во внешней политике. Как замечает М. Олбрайт, чтобы успешно играть роль мирового лидера, американским политикам необходимо не только знать как можно больше о религии, но и учитывать религиозный фактор при формировании внешнеполитической стратегии. В 2011 г. коллективное исследование профессора Школы государственного управления им. Дж. Кеннеди Гарвардского университета Моники Даффи Тофт, профессора Университета Нотр Дам Дениэла Филлотта и профессора Джорджтаунского университета Тимоти Шаха под названием «Божий век: возродившаяся религия и глобальная политика» отводит религии одну из главенствующих ролей в международных отношениях. Книга говорит о восхождении в политической сфере всех основных религий: ислама, христианства, буддизма, индуизма и иудаизма. В контексте 11 сентября 2001 года и радикализации веры освещается возрастающая роль ислама, генерирующего одно глобальное событие за другим. Среди российских авторов можно выделить труды А.В. Митрофановой, которая пишет о политизации религии, что в большинстве случаев «является неудачной модернизацией, вылившейся в масштабный социальный кризис, тремя ипостасями которого являются кризис экономического развития, кризис демократии и кризис национальной идентичности. Эти кризисы образуют объективные причины политизации религий». В.Н. Бело-горцев считает религию основой политической жизни общества. Религия как высшая ценность и цель бытия направлена на формирование мировоззрения, которое является основой экономической и политической составляющей государства. Среди дальневосточных исследователей уместно выделить работу профессоров Дальневосточного федерального университета Г.П. Овраха и Н.К. Оврах «Политика и религия», в которой поясняется, что религия и политика неизменно связаны между собой многим нитями, хотя в принципе разными средствами способствуют личному и общественному благу людей. Авторы замечают, что отношения
между политикой и религией могут проявляться в виде доминирования одним институтом над другим. Формально сохранить нейтралитет возможно, как, к примеру, в США, но религиозные обряды вмонтированы в политическую жизнь страны, деятельность политических органов основана на библейских заповедях.
Применительно к проблеме развития терроризма и составляющих его явлений этнического и религиозного экстремизма, религиозной толерантности, взаимодействия и его политического оформления представителями разных конфессий можно выделить работы В.Н. Белокреницкого, Т.Ю. Шаумян, Ю.И. Авдеева, С.А. Баранова. Так, например, С.А. Баранов в своей монографии «Сепаратизм в Индии» подробно анализирует причины и ход развития явления сепаратизма, а также методы борьбы с ним центрального правительства Индии во второй половине XX века. Баранов разделяет идеологию сепаратистов по конфессиональной (исламский Джамму и Кашмир и сикхский Пенджаб) или этнической принадлежности (ряд штатов северо-восточной Индии) и подчеркивает, что «все сепаратистские движения в разное время использовали террористические методы борьбы». В.Н. Москаленко отмечает, что «развитию кашмирского сепаратизма и исламского экстремизма в Индии традиционно способствует Пакистан, стремящийся перехватить инициативу в застарелом конфликте по поводу принадлежности бывшего Кашмирского княжества».
Таким образом, религия начинает играть все более значительную роль и в форме социального института, и как субъект политики, и как кладезь национальной культуры и истории, и как колыбель философско-этического учения, и в своем реальном облике. Межрелигиозные отношения ныне переходят в разряд стратегических глобальных проблем, решение которых должно стать предметом тщательного и глубокого изучения и международного урегулирования наравне с проблемами разоружения, безопасности, прав человека, экологии и других вопросов.
Индия — поликонфессиональная страна, в ней представлены все основные мировые религии: буддизм, христианство, ислам, индуизм, иудаизм. Также здесь можно повстречать зороастрийцев, джайнов и сикхов. Индия является родиной буддизма, индуизма, джайнизма и сикхизма. За свою историю Индия дала миру рекордное число религиозных деятелей и духовных наставников, таких как Будда Шакьямуни или Махавира.
Несмотря на всю пестроту представленных в стране религий и мелких верований, в Индии неоднократно возникали крупные религиозные конфликты между индуистами и мусульманами. В связи с этим в данной работе представлены взаимоотношения индуисткой и мусульманской общины в контексте национальной безопасности Индии.
В современной Индии роль религий ислама и индуизма занимает главенствующую позицию в национальной политике. Индуизм в Индии исповедует 80,5% населения, это примерно 950 миллионов верующих, ислам, который идет на втором месте по популярности, — 13,5% населения, или 120 миллионов [27]. На первый взгляд никакого соперничества быть не может, но, с другой стороны, числен-
ность мусульман огромная. В этом отношении Индия уступает только Индонезии, которая является одной из самых крупных мусульманских стран. Именно поэтому руководство Индии должно обращать внимание на то, как сотрудничают приверженцы религий между собой.
Выступая на одном из предвыборных митингов, премьер-министр Индии Индира Ганди заявила: «Мы всегда признавали ислам как одну из наших религий, и ислам будет продолжать распространяться и процветать в Индии» [5. С. 78]. Ислам имеет богатое прошлое на Индийском полуострове: вспомним, что мечеть Черуман-Перумал на территории нынешнего штата Керала была построена еще при жизни пророка Мухаммеда. Можно привести немало высказываний о том, что мусульмане представляют собой неотъемлемую часть индийского общества. Существует, однако, и противоположная точка зрения.
Индия по конституции является секулярным (светским) государством, поэтому индуистскому населению, конечно, необходимо проявлять толерантность и учитывать интересы всех других конфессий как в политической, так и в других сферах жизни. В реальных условиях проблемы меньшинств, тем более такого крупного, как мусульманское, являются важной частью всей общественно-политической жизни.
Обеспокоенность политиков и ученых по поводу религиозной ситуации в Индии понятна, поскольку историческая обида мусульманского населения уходит в колониальный период, на начальных этапах которого единение индусов и мусульман сохранялось. Особенно это проявилось в период, когда мусульмане лишились прежнего привилегированного положения и были явно враждебно настроены по отношению к англичанам. Наиболее ярким свидетельством стихийного единения народных масс, исповедующих индуизм, и мусульман стало Сипайское восстание 1857—1859 гг., которое, однако, не поддержала британско-европеи-зированная индусская местная элита. Процесс разделения Британской Индии также оставил кровавый след в сердцах мусульман и индусов.
Столкновения между представителями двух крупных религий Индии остаются и по сей день. Причиной тому разные ситуации — как бытовые, так и имеющие политическую подоплеку. К примеру, в 2008 г.— волнения на религиозной почве вспыхнули в индийском городе Джамму. Причина — отказ властей штатов Джам-му и Кашмира от передачи паломникам-индусам земель для строительства временных прибежищ в Кашмирской долине. В 2011 г. в городе Морадабад на севере Индии поводом для беспорядков стало решение группы паломников пройти не-утвержденным полицией маршрутом через город, значительную часть населения которого, составляют мусульмане.
Взаимная ненависть мешает двум общинам примириться и жить в мире. С другой стороны, примирения может и не быть, поскольку, в каждом городе Индии есть мусульманские улицы, на которых не рады видеть индусов. Если посмотреть на экономическую составляющую, то отметим, что среди исповедующих индуизм можно увидеть образованных, говорящих на многих языках молодых людей, смело смотрящих в будущее. Чего нельзя сказать о молодых людях му-
сульманской общины. Причина тому, конечно, бедность, которая подогревает ненависть молодых мусульман. Все это выливается во множество уличных столкновений, неприязнь в рабочих коллективах. Руководству штатов, как и страны в целом, сложно регулировать подобные ситуации. Индуистское население, которое составляет большинство, неоднократно высказывается о «мягкости» власти по отношению к мусульманам, требует наказывать их за оскорбления в адрес индусов. Мусульманская община требует адекватных действий. Таким образом, руководство страны натыкается на замкнутый круг и обещает его разорвать каждый раз в момент предвыборной гонки.
«Большие» выборы 2014 г. не стали исключением. Индия выбирала будущего премьер-министра и депутатов в нижнюю палату парламента. Премьерское кресло занял ярый националист Нарендра Моди — представитель «Бхаратия джаната парти», уже бывший главный министр штата Гуджарат, и, следовательно, его партия по итогам выборов получила 272 из 552 мандатов в нижней палате парламента. Стоит заметить, что, еще будучи главным министром штата, Моди запомнился как радикально настроенный представитель индуистской партии. Его обвиняли в разжигании индо-мусульманских погромов в 2002 г. в штате Гуджарат, хотя сам Моди отрицал свою причастность к этому инциденту. В апреле 2014-го, в разгар предвыборной гонки, Соня Ганди посетила штат и напомнила людям, как себя проявил Моди в 2002 г., на что министр пошутил, сказав, что представителям ИНК необходимо посетить мандиры, поскольку грехов накопилось немало [20].
Индийский национальный конгресс после выборов признал свое поражение, и ушел в оппозицию. Всего 44 депутата будут представлять ИНК в нижней палате парламента. Эту партию знает каждый школьник из учебников истории. После независимости страны ИНК взяла на себя задачу урегулировать возможные конфликты между мусульманами и индусами. Но, как показывает история, задача не была решена. ИНК не выполнила поставленные перед ней задачи в полной мере. Рахулу Ганди, основному сопернику Нарендра Моди, было очень сложно доказать электорату, что ИНК сможет восстановить свою былую силу. В предвыборной гонке кандидатам важно для «банка голосов» заручиться поддержкой мусульманского электората. Выборы 2014 г. не исключение из правил. В феврале этого года, в преддверии «больших выборов», мусульманские лидеры Индии собрались в столице на внеочередной съезд, посвященный майским выборам в парламент, чтобы обсудить свою стратегию в этот важный для народа период. «Мусульманами всегда пренебрегали, политические партии всегда эксплуатировали их в качестве «банка голосов», — заявил имам-хатыб мечети Джама в Дели Ахмед Бухари в интервью в кулуарах съезда. — Никто не выполнил обещаний, данных общине» [22]. Мусульмане перестали верить и доверять обещаниям будущих кандидатов в парламент страны, как и руководству страны в целом. В связи с этим стоит заметить, что будучи кандидатом на пост премьер-министра, Нарендра Моди, известный своими антимусульманскими взглядами, на вопрос о строительстве индуистского храма на месте снесенной индуистами мечети Бабри, пообещал
«изучить все возможные варианты в рамках индийской конституции», тогда как ранее заявил о намерении выстроить храм любой ценой [24].
Проблема индусско-мусульманских отношений настолько накалена, что любые провокации с той или иной стороны могут вылиться в кровавые бойни.
В сентябре 2013 г. в Музаффарнагаре, округе индийского штата Уттар-Пра-деш, произошли беспорядки, в ходе которых было убито свыше 50 мусульман, а 70 000 были вынуждены бежать из родных мест. Накануне выборов два политика националистических и кастовых убеждений Хукум Сингх и Кадир Рана, которых считают одними из 16 провокаторов сентябрьских событий, оказались среди кандидатов в парламент. При этом Хукум Сингх утверждает, что обитателей лагерей беженцев в штате нужно вообще лишить права голоса на выборах [25].
Руководству Индии с момента независимости было трудно адаптировать мусульман к индуистскому порядку. Культура исламского мира сильно отличается от традиций и обычаев индуизма. Но мусульмане, жившие на территории Британской Индии, не переставали любить Индию и хотеть жить на своей родине. Автору статьи, на протяжении восьми месяцев 2014 г. проживавшему в Индии, не раз приходилось слышать такую фразу: «Я мусульманин, я люблю Индию, я хинду, я люблю Индию».
Религиозный фактор всегда будет основополагающим в национальной безопасности Индии. Для мусульман ислам не просто религия, это смысл жизни, ее основа. Индуизм — одна из древнейших религий мира, хранящая тайны, традиции и обычаи Востока. Руководство страны не может заставить религиозного человека отказаться от своей веры, от ее части, но позволить осуществлять паломничества, проводить национальные праздники, конечно, может, тем самым давая возможность представителям других религий Индии увидеть и поучаствовать в них. Все это сближает мусульман и индусов. Во время празднования мусульманского праздника «Ид аль-адха», когда проводится огромный фестиваль, индусы имеют возможность познакомиться с обычаями мусульман.
Историческая обида не исчезнет даже через тысячелетия, любая агрессия с той или иной стороны может разжечь пламя войны. В этой ситуации на руководство страны возлагается огромная доля ответственности по урегулированию религиозного конфликта. Прежней лидирующей партии не удалось свести конфликт к нулю. Каждый год росло количество зарегистрированных столкновений (в 2013 г. в стране был зарегистрирован 451 крупный инцидент такого рода) [19]. Причиной служили мелкие бытовые ссоры, впоследствии вылившиеся в подбрасывание расчлененных туш свиней в мечети и коров в мандиры, после чего начались уличные драки.
Перед руководством Индии стоит неизменная задача адаптации мусульманской общины. Нарендра Моди и Бхаратия Джаната Парти придется пересмотреть свои националистические взгляды, которыми они и отличались от ИНК. Но, как было сказано выше, в предвыборной гонке Нарендра Моди сменил гнев на милость, понимая, что Индия — это не только индуисты, а еще и мусульмане, и сикхи, и небольшое количество христиан.
Таким образом, процесс адаптации мусульманской общины в условиях преобладания индуистского большинства происходит очень медленно, с большими трудностями для мусульман, а значит, и для общества в целом. Это во многом зависит и от общины, поскольку мусульманская элита, а тем более ортодоксальная, фундаменталистская ее часть, не прилагает усилий к сотрудничеству с представителями других религий. Также немаловажную деструктивную роль играют шовинистические лидеры индуистской общины, которые наживают политический капитал на антимусульманских настроениях в Индии.
Для решения этой проблемы требуются огромные усилия со стороны представителей политической элиты и правящей партии, а также толерантность, взаимоуважение, доверие со стороны каждой религиозной общины, дабы сохранить национальное единство Индии.
ЛИТЕРАТУРА
[1] АбрамовД.Б. Светское государство и религиозный радикализм в Индии. — М.: ИМЭМО РАН, 2011.
2] Баранов С.А. Сепаратизм в Индии. — М.: ИВ РАН, 2003.
3] Борунков Ю.Ф., Яблоков И.Н., Новиков М.П. и др. [под ред. И.Н. Яблокова]. Основы религиоведения. — М.: Высшая школа, 1994.
Бочковская А.В. Некоторые аспекты политики Бхаратия Джаната Парти в отношении конфессиональных меньшинств Индии (на примере христианской общины) // Сборник Ломоносовские чтения. Востоковедение. Тезисы докладов научной конференции. — М.: Гуманитарий, 2004. Т. 2.
5] Клюев Б.И. Религия и конфликт в Индии. — М.: ИВ РАН, 2002.
6] Москаленко В.Н. Пакистан и Индия: две страны, один конфликт // Азия и Африка сегодня. — 2001. — № 1.
Наумкин В.В. Ислам и мусульмане: культура и политика. — М.: Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования, 2009.
Новейшая история стран Азии и Африки: ХХ век. Ч. 2. Под ред. А.М. Родригеса. — М.: ВЛАД СЮ ИМПЭ им. А.С. Грибоедова. 2001.
Оврах Г.П., Оврах Н.К. Политика и религия. — Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2006.
0] Олбрайт М. Религия и мировая политика / пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
1] Суд В. Радикальный ислам в регионе и его влияние на Южную Азию // Радикальный ислам: взгляд из Индии и России. — М., 2010.
Таммита-Дельгода С. Индия. История страны [пер. с англ. П. Крылова]. — М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2010.
Этносы и конфессии на Востоке: конфликты и взаимодействие / Отв. ред. А.Д. Воскресенский. — М.: МГИМО (У), 2005.
4] Юрлова Е. Индия: мусульмане и мусульманки // Азия и Африка сегодня. — 2007. — № 10.
5] In a Minority. Essays on Muslim Women in India. Zoya Hasan and Ritu Menon (eds). New Delhi, OUP, 2005.
Monica Duffy Toft, Daniel Philpott, Timothy Samuel Shah. God's Century: Resurgent Religion and Global Politics. W.W. Norton & Company, 2011.
Mushirul Hasan. Inventing Boundaries. Gender, Politics and the Partition of India. New Delhi, OU. 2000.
В индийском штате Гуджарат жертвами межрелигиозной резни стали 485 человек. URL: http://www.newsru.com/world/03mar2002/reznya.html.
[
[
[19] Мирзаян Г. Рама без Аллаха. Эксперт № 37 (867). 13 сентября 2013. URL: http://expert.ru/ expert/2013/37/rama-bez-allaha.
[20] Индия: предвыборная гонка началась. URL: http://www.webeconomy.ru/index.php?page= cat&cat=mcat&mcat= 154&type=news&newsid=2184.
[21] Клюев Б.И. Мусульмане Индии. URL: http://cci.wl.dvgu.ru/musulm.htm.
[22] Мусульманские лидеры Индии посоветуют верующим, за кого голосовать. 26 февраля 2014. URL: http://www.ansar.ru/sobcor/2014/02/26/48110.
[23] Мухаметзянова-Дуггал Р.М. Политика позитивной дискриминации и религиозные меньшинства в Индии. URL: http://www.work.vegu.ru/vegu/.../124-131_Мухаметзянова Дуггал^£
[24] Националисты «подобрели» ради голосов мусульман. 8 апреля 2014. URL: http://islam-today.ru/novosti/2014/04/08/modi-podstraivaetsa-pod-musulman.
[25] Тысячи мусульман Музаффарнагара бойкотируют выборы в Индии. 23 марта 2014. URL: http://polittech.org/2014/03/23/tysyachi-musulman-muzaffarnagara-bojkotiruyut-vybory-v-indii.
[26] Яковлев А.Ю. Индусско-мусульманские отношения в Индии: от нелюбви до ненависти. URL: http://ars-administrandi.com/article/Yakovlev_2012_2.pdf.
[27] Общая информация о религиях Индии. URL: http://tomarryindian.blogspot.com/2010/10/ blog-post_13.html.
ROLE OF RELIGIOUS FACTOR IN CONTEXT OF NATIONAL SECURITY OF INDIA (the case of hindu-muslim relations)
V.I. Kashnikova
Far Eastern Federal University Sukhanov str., 8, Vladivostok, Russia, 8690950
The author analyzes India's national security from a religious position. In her opinion, sectarian violence passes into the category of strategic global problems. The huge attention should be paid to the role of religion in the frame of strategy of national security. The religion role must be attended to a huge attention in national security strategy in the multi-religious countries, such as India.
Key words: religion, national security, India, Pakistan, Islam and Hinduism, conflict between Muslims and Indians, Narendra Modi, Bharatiya Djanata Party, Muslim community's adaptation, India elections 2014.
REFERENCES
[1] Abramov D.B. Svetskoe gosudarstvo i religioznyy radikalizm v Indii. — Moscow: IMEMO RAN, 2011.
[2] Baranov S.A. Separatizm v Indii. — Moscow: Institute of Oriental Studies, 2003.
[3] Borunkov Yu.F, Yablokov I.N., Novikov M.P. and others [ed. by I.N. Yablokov]. Osnovy re-ligiovedeniya. — Moscow: Vysshaya shkola, 1994.
[4] Bochkovskaya A. V. Nekotorye aspekty politiki Bkharatiya Dzhanata Parti v otnoshenii kon-fessional'nykh men'shinstv Indii (na primere khristianskoy obshchiny) // Sbornik Lomono-sovskie Chteniya, Vostokovedenie, Tezisy dokladov nauchnoy konferentsii. Moscow: Gumani-tariy, 2004, T. 2.
[5] Klyuev B.I. Religiya i konflikt v Indii. — Moscow: Institute of Oriental Studies, 2002.
[6] Moskalenko V.N. Pakistan i Indiya: dve strany, odin konflikt // Aziya i Afrika segodnya. — 2001. — № 1.
[7] Naumkin V. V. Islam i musul'mane: kul'tura i politika. — Moscow: Foundation of Islamic culture, science and education, 2009.
[8] Noveyshaya istoriya stran Azii i Afriki: XX vek. Edit. by A.M. Rodriges. — Moscow: VLAD SYu IMPE named A.S. Griboedov, 2001. Part 2.
[9] Ovrakh G.P., Ovrakh N.K. Politika i religiya. — Vladivostok: Far Eastern University Publishing House, 2006.
[10] Olbrayt M. Religiya i mirovaya politika / translated from English. — Moscow: Al'pina Biznes Buks, 2007.
[11] Sud V. Radikal'nyy islam v regione i ego vliyanie na Yuzhnuyu Aziyu // Radikal'nyy islam: vzglyad iz Indii i Rossii. — Moscow, 2010.
[12] Tammita-Del'goda S. Indiya. Istoriya strany [transl. from English P. Krylov]. — Moscow: Eksmo; St. Petersburg: Midgard, 2010.
[13] Etnosy i konfessii na Vostoke: konflikty i vzaimodeystvie (edit. A.D. Voskresenskiy). — Moscow: MGIMO, 2005.
[14] Yurlova E. Indiya: musul'mane i musul'manki // Aziya i Afrika segodnya. — 2007. — № 10.
[15] In a Minority. Essays on Muslim Women in India. Zoya Hasan and Ritu Menon (eds). New Delhi, OUP, 2005.
[16] Monica Duffy Toft, Daniel Philpott, Timothy Samuel Shah. God's Century: Resurgent Religion and Global Politics. W.W. Norton & Company, 2011.
[17] Mushirul Hasan. Inventing Boundaries. Gender, Politics and the Partition of India. New Delhi, OU. 2000.
[18] V indiyskom shtate Gudzharat zhertvami mezhreligioznoy rezni stali 485 chelovek. URL: http://www.newsru.com/world/03mar2002/reznya. html.
[19] Gevorg Mirzayan. Rama bez Allakha. Ekspert № 37 (867). September 13, 2013. URL: http://expert.ru/ expert/2013/37/rama-bez-allaha.
[20] Indiya: predvybornaya gonka nachalas'. URL: http://www.webeconomy.ru/index.php? page=cat&cat=mcat&mcat= 154&type=news&newsid=2184.
[21] Klyuev B.I. Musul'mane Indii. URL: http://cci.wl.dvgu.ru/musulm.htm.
[22] Musul'manskie lidery Indii posovetuyut veruyushchim, za kogo golosovat'. February 26, 2014. URL: [http://www.ansar.ru/sobcor/2014/02/26/48110.
[23] Mukhametzyanova-Duggal R.M. Politika pozitivnoy diskriminatsii i religioznye men'shinstva v Indii. URL: http://www.work.vegu.ru/vegu/.../124-131_Mukhametzyanova Duggal.pdf.
[24] Natsionalisty «podobreli» radi golosov musul'man. April 8, 2014. URL: http://islam-today.ru/novosti/2014/04/08/modi-podstraivaetsa-pod-musulman.
[25] Tysyachi musul'man Muzaffarnagara boykotiruyut vybory v Indii. March 23, 2014. URL: http://polittech.org/2014/03/23/tysyachi-musulman-muzaffarnagara-bojkotiruyut-vybory-v-indii.
[26] Yakovlev A. Yu. Indussko-musul'manskie otnosheniya v Indii: ot nelyubvi do nenavisti. URL: http://ars-administrandi.com/article/Yakovlev_2012_2.pdf.
[27] Obshchaya informatsiya o religiyakh Indii. URL: http://tomarryindian.blogspot.com/2010/ 10/blog-post_13. html.