УДК 316.4
Роль религии в жизни воспитанников социальных приютов Республики Татарстан
Соловьев М.М.
Научный сотрудник Государственного казенного учреждения «Республиканский ресурсный центр Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан»
В статье на основе авторского социологического исследования раскрывается значимость религии в жизни воспитанников социальных приютов. Отмечается, что религия выполняет в их жизни ряд функций, в частности, мировоззренческую, психотерапевтическую и регулятивную. Также показывается целесообразность усиления влияния религии на воспитанников приютов в целях формирования и укрепления их духовности и нравственности.
Ключевые слова: религия, роль религии, функции религии, молодежь, подростки, социальные приюты.
Классик социологии К. Манхейм в одной из своих работ пишет: «Главная причина кризиса в духовной сфере связана с тем обстоятельством, что молодежь не занимает должного места в общественной жизни» [1, с. 581]. Данное обстоятельство непосредственно связано с уровнем социализации молодежи, ее включенности в социальную реальность. Следовательно, молодежи необходима успешная социализация, в особенности в духовной сфере. Из молодежной среды выделяется группа несовершеннолетних - воспитанники приюта, которые менее преуспевают в социализационном процессе, они находятся в трудной жизненной ситуации и особо нуждаются в социально-психологической поддержке. В целях оказания им необходимой помощи целесообразно на начальном этапе определить их социально-психологическое, духовное состояние, дабы наметить пути социальной работы с данной категорией молодежи [2]. В этом смысле целесообразным становится изучение религиозного сознания воспитанников приюта, роли религии в их жизни. Данное исследование покажет значимость и потенциал религии среди молодежи, что позволит эффективно задействовать религиозные институты в работе с воспитанниками приюта.
В 2014 г. нами был проведен анкетный опрос 73 воспитанников социальных приютов для несовершеннолетних в возрасте от 11 до 17 лет, а также сотрудников данных учреждений в количестве 133 человек, которые выступили в качестве экспертов.
Исследование проводилось в 11-ти муниципальных районах Республики Татарстан: Алексеевском, Алькеевском, Бугульминском, Дрожжановском, Ела-бужском, Зеленодольском, Менделеевском, Нижнекамском, Пестречинском, Сабинском, Буинском муниципальных районах, а также в городе Набережные Челны. Ниже приведем результаты исследования.
Значительное большинство подростков (83,6 %) верят в существование Бога, не верят только 8,2 %, затруднились высказаться по данной теме также 8,2 %. Свою веру выражают в молитве к Богу 67,1 % опрошенных. Из них: 11 % совершают молитву часто, 2,7 % - довольно часто, 31,5 % - не так часто и 21,9 % - редко. Посещают церковь, мечеть и прочие богослужебные дома 71,2 % воспитанников приюта. Из них посещают каждый день - 4,1 %, посещают раз в неделю - 8,2 %, посещают раз в месяц - 6,9 %, посещают несколько раз в году - 26 %, посещают раз в год и реже - 26 %. Соблюдают религиозные обряды 32,9 % респондентов, соответственно 67,1 % - не соблюдают. Читают религиозную литературу 56,2 % опрошенных, из которых 2,7 % - читают ее каждый день, 6,9 % - читают часто, 46,6 % - читают иногда. Как видим, уровень религиозности несовершеннолетних воспитанников приюта довольно высок, учитывая то, что у них не всегда имеется возможность посещать церкви, мечети и т.д., и, следовательно, совершать обряды (например, православное причастие или исповедь совершаются в основном только в храмах). Несовершеннолетние воспитан-
ники приюта полностью зависят от своих воспитателей, которым не всегда получается уделить время для посещения с детьми церкви, мечети или синагоги. Чтение богослужебных книг напрямую зависит от умения читать. Следует обратить внимание и на то, что по результатам нашего социологического исследования не все воспитанники приюта знают основные положения своей религии (35,6 % - знают основные положения своей религии, 23,3 % - не знают, 34,2 % - затруднились высказаться по данной теме). Религиозная жизнь - это путь, приобщение к которому в детстве только начинается.
Религия играет существенную роль в жизни подростков. По результатам исследования для 17,8 % респондентов религия играет очень важную роль, для 30,2 % - достаточно важную и для 17,8 % - не очень важную. И только для 16,4 % религия не играет роли. Затруднились определить роль религии в своей жизни 17,8 % опрошенных. Важно отметить, что 78,1 % воспитанников приюта обращаются за помощью к религии (Богу, церкви), когда находятся в трудной жизненной ситуации, из них 21,9 % делают это только иногда.
Рассмотрим, какую именно роль играет религия (вера) в жизни воспитанников приюта:
• «Придает чувство надежды» (38,4 % опрошенных);
• «Придает чувство уверенности в себе» (37 %);
• «Дает возможность перенести страх, снимает стресс, утешает» (30,1 %);
• «Придает особый смысл моей жизни (помогает понять Бога, смысл жизни до и после смерти)» (26 %);
• «Помогает сохранить и обогатить культуру и традиции моего народа» (22 %);
• «Сближает меня с представителями другой веры» (8,2 %);
• «Придает мне чувство единства с моими единоверцами и объединяет нас» (6,9 %);
• «Настораживает, отталкивает меня от иноверцев» (1,4 %).
Итак, основные функции, которые выполняет религия в жизни подростков - позитивные: психотерапевтическая, мировоззренческая, смыслополагаю-щая и культуротранслирующая. Также имеет место функция интеграции. И лишь незначительную долю опрошенных религия дезинтегрирует с представителями иной веры.
Эти данные подтверждаются данными опроса сотрудников социальных приютов. Но помимо этого, они еще выделяют коммуникативную и регулятивную функцию религии. Приведем некоторые ответы сотрудников социальных приютов на открытый вопрос: «Какую роль играет религия (вера) в жизни подростка?»: «На коррекционно-развиваю-щих занятиях воспитанники с вниманием слушают притчи, рассказы о Боге, это успокаивает их, утешает, вдохновляет»; «Отчасти меняет мышление, 156
манеру поведения»; «Подбирает новый круг общения»; «Помогает воспринимать правильно жизненные ситуации»; «Подросток начинает задумываться о своем поведении, что-то меняется в поведении, налаживаются отношения с родителями».
При этом сотрудники отмечают такую помощь, оказываемую воспитанникам приютов религиозными организациями, как:
1. Материальная помощь (продукты питания, канцтовары, игрушки, деньги, спортивный инвентарь, одежда, обувь, литература);
2. Психологическая и духовно-просветительная помощь. Представители духовенства посещают молодежь с литературными, духовно-просветительскими беседами, организовывают для них концертные мероприятия, экскурсии, развивающие игры. Также священнослужителями совершаются религиозные обряды: крещение, освящение зданий;
3. Обучение (мастер-классы по рукоделию).
На вопрос «Как Вы считаете, необходимо ли усиливать влияние религии на воспитанников приюта в целях формирования и укрепления их духовности и нравственности?» значительное количество сотрудников социальных приютов (38,5 %) ответили утвердительно, 16,4 % - отрицательно. Интересно, что большинство - 45,1 % затруднились высказаться по данной теме. Свое мнение о необходимости усиления влияния религии сотрудники пояснили следующими ответами, которые можно объединить в 14 групп:
1 группа - Религия воспитывает толерантность [3]:
- «Воспитание толерантного отношения к людям разных национальностей, вероисповеданий»;
- «Религия учит... уважению к людям».
2 группа - Религия способствует познанию [4]:
- «Чтобы понять. себя и окружающую действительность»;
3 группа - Религия выполняет смыслополагаю-щую функцию:
- «Чтобы поняли, почему жить, как жить, для кого жить, о ком заботиться.»;
- «Помогает подростку понять смысл жизни.».
4 группа - Религия играет психотерапевтическую функцию:
- «Ребенку, живущему в материальных, духовных трудностях надо обрести силу»;
- «Своеобразное перераспределение жизненной энергии»;
- «Придает чувство уверенности в себе»;
- «Снимает стресс, утешает»;
- «Религия дает надежду»;
- «Дает возможность перенести страх.»;
5 группа - Религия - фактор нравственности [5]:
- «Развитие нравственных ценностей»;
- «Верующий в Бога человек не способен на преступление»;
- «Для формирования духовно-нравственных качеств детей»;
- «Через укрепление духовности будут развиваться нравственные качества»;
- «Религия учит только хорошему»;
- «Религия учит добру»;
- «Подросток становится примерным, порядочным, уравновешенным»;
- «Религия учит жить правильно»;
- «Чтобы учились проявлять милосердие, сострадать другим, были добрее, повышалась нравственность, ответственность»;
- «Религия проявляет добросовестность»;
- «Чтобы поняли, ... какие ошибки они совершают».
6 группа - Религия социализирует человека:
- «Для формирования личности, духовности, жизненных ценностей».
7 группа - Религия транслирует культуру:
- «Помогает сохранить и обогатить культуру и традиции»;
- «Помочь. дать знания о культуре и традициях нашего народа».
8 группа - Знакомство с религией:
- «В целях ознакомления с той или иной религией, что в будущем может поспособствовать самоопределению»;
- «Воспитанники приюта находятся в ТЖС [трудной жизненной ситуации - М.С.], наверняка ранее не обращались к Богу и не посещали церковь или мечеть»;
- «Чтобы объяснить детям, что Бог есть и он един, а исповедуют его все по разному. Информировать об основах вероучений разных религий»;
- «Кругозор и как следствие возможность выбора».
9 группа - «Потому что это религия!»
10 группа - Получение ответов на жизненные вопросы:
- «При посещении медресе, церкви задают вопросы, волнующие их».
11 группа - Религия способствует коммуникации с другими людьми.
12 группа - Религия дисциплинирует.
13 группа - «Религия - достаточно мощный механизм воздействия на личность».
14 группа - «Возможны изменения в жизни в лучшую сторону, при серьезном отношении к вопросу»;
Сотрудники приютов, посчитавшие, что не нужно усиливать влияние религии на подростков, объясняют это следующими положениями: «Религии разные и толкования идей разное, преподавать историю религий - да, нужно! Повышать духовность - да, нужно!»; «Дети должны сами сделать выбор, поможет ли им религия»; «К богу человек должен прийти самостоятельно»; «Навязывание отталкивает от бога»; «Придет время и сам подросток придет к вере. Лично усиливать не надо»; Не нужно уси-
Социология
ливать влияние религии «.потому что лучше, чем армия, этого ничто не сделает!!!».
Таким образом, религия играет существенную положительную роль в жизни воспитанников приюта (подростков, молодежи): оказывает социально-психологическую, материальную помощь. В связи с этим целесообразно усиливать влияние на них религиозных институтов в целях укрепления духовности и нравственности, при этом не нарушая свободы выбора, не навязывая определенные идеи [6-8]. В том числе, полезно было бы повышать знания молодежи в области религии, преподавать им основы православной и мусульманской культуры, а также других традиционных религий, так как по результатам нашего социологического исследования 23,3 % воспитанников приютов не знают основные положения своего вероисповедания.
Литература:
1. Манхейм К. Избранное: Диагноз нашего времени. - М.: Изд-во «РАО Говорящая книга», 2010. - 744 с.
2. Журавлева Т.Б., Гильманов А.З., Соловьев М.М. Социологические исследования: некоторые аспекты изучения религиозности подростков находящихся в трудной жизненной ситуации // Методическая и научно-практическая работа специалистов учреждений социальной защиты по оказанию помощи нуждающимся семьям и детям в Республике Татарстан. Сборник методических, научно-практических материалов и тезисов выступлений. Часть II. - Казань: Отечество, 2014. - С. 50-61.
3. Соловьев М.М. Толерантность в православии как фактор стабилизации социальных отношений в многонациональном и многоконфессиональном обществе // Вестник экономики, права и социологии. - 2014. - № 3. - С. 235-238.
4. Гильманов А.З., Соловьев М.М. Христианство как фактор развития науки // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2014. - № 4. - Ч. 2. - С. 34-36.
5. Соловьев М.М. Православие как фактор формирования духовно-нравственных ценностей современной молодежи // Научные труды Центра перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан. Вып. 10. - Казань: Изд-во «Артифакт», 2016. - С. 170-176.
6. Соловьев М.М. Формирование физической культуры у детей и молодежи средствами православной культуры // Молодежный научный форум: сборник тезисов международной, всероссийских и региональных конференций. - Оренбург: Изд-во ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный институт менеджмента», 2014. - С. 152-154.
7. Хайруллина Ю.Р., Соловьев М.М. Патриотическое воспитание молодежи средствами православной церкви // Материалы научно-практической конференции Дыльновские чтения «Российская идентичность: состояние и перспективы». - Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2015. - С. 235-237.
8. Хайруллина Ю.Р., Соловьев М.М. Ценностные ориентации молодежи в современных условиях: роль религиозных и этнокультурных ценностей // Власть. - 2015. - № 11. - С. 156-160.
The Role of Religion in the Lives of Social Orphanage Residents in the Republic of Tatarstan
M.M. Soloviev
Republican resource center of the Ministry of Labour, Employment and Social Services of the Republic of Tatarstan
In the article, based on the author's sociological research, the significance of religion in the lives of orphanage residents is shown. It is noted that religion performs a number of functions in their lives, in particular, philosophical, psychotherapeutic and regulative. Also, the article shows the expediency of reinforcing the influence of religion on the orphanage residents in order to form and strengthen their spirituality and morality.
Key words: religion, the role of religion, functions of religion, youth, adolescents, social shelters.