Научная статья на тему 'Роль религии в современном межэтническом диалоге и урегулировании конфликтов'

Роль религии в современном межэтническом диалоге и урегулировании конфликтов Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1558
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / КОНФЛИКТЫ / МЕЖЭТНИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ / ИСЛАМ / КУЛЬТУРА / ПРАВОСЛАВИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Иванов Вадим Викторович

В статье рассматривается миротворческий потенциал религий в урегулировании конфликтов, анализируются формы межконфессионального диалога, раскрываются меры по гармонизации межэтнических отношений в полиэтничном социуме. Статья подготовлена в рамках выполнения проекта госзадания СКФУ № 28.182.2016/РНЦ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль религии в современном межэтническом диалоге и урегулировании конфликтов»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Роль религии в современном межэтническом диалоге и урегулировании конфликтов Иванов В. В.

Иванов Вадим Викторович / 1уапоу УаЖт У1Ыогоу1сЬ - кандидат философских наук, доцент,

кафедра дизайна, Гуманитарный институт Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

Аннотация: в статье рассматривается миротворческий потенциал религий в урегулировании конфликтов, анализируются формы межконфессионального диалога, раскрываются меры по гармонизации межэтнических отношений в полиэтничном социуме. Статья подготовлена в рамках выполнения проекта госзадания СКФУ № 28.182.2016/РНЦ.

Ключевые слова: религия, конфликты, межэтнический диалог, ислам, культура, православие.

Изменения межнациональных отношений как в сторону усиления их напряженности, так и в направлении урегулирования и гармонизации, в большинстве случаев происходят при более или менее активном участии религиозного фактора, тем самым традиционно обуславливая постоянную связь национального и религиозного. В то же время остается малоизученным регулятивный механизм этой взаимосвязи, степень его влияния на состояние или динамику межэтнических отношений, которые сами по себе неоднозначны и в свою очередь зависят от многих других факторов, к примеру, таких, как среда обитания, исторический опыт совместного проживания народов, национальная культура, особенности вероисповедания, общность или различия языка, этнические стереотипы поведения и восприятия друг друга, экономическая ситуация. Все это делает актуальным в научном и практическом плане исследование роли религиозного фактора в современном состоянии и динамике межнациональных отношений на региональном уровне.

Религиозный ренессанс нашего времени является проявлением массового сознания, в котором превалирует смешение утраты навыков сакрального познания и стремления народов осмыслить себя субъектами национально-культурных традиций, обрести некогда утраченные ценности. Обострение религиозного чувства, активизация религиозного поведения являются защитной реакцией на те трудности, которые общество и индивиды переживают в переходный период. В основе роста религиозности людей лежат не вероискательские, мировоззренческие мотивы, а чувство самосохранения, национальные чувства, основанные на культуре этноса, его исторически сложившихся традиций.

Из всех проблем, вставших перед народами современной России, межнациональные и межконфессиональные представляются самыми острыми и деликатными: они затрагивают наиболее чувствительные струны человеческой души. Здесь люди чаще всего наименее объективны. В этом случае на них, скорее всего, влияет последняя по времени информация, «коллективное бессознательное». Взаимодействие этноса, культуры и религии, всегда динамичное, противоречивое, в условиях коренных качественных изменений приобретает, как правило, неоднозначные формы проявления, оказывает определяющее воздействие на все стороны общественной жизни.

В большом временном и массовом масштабе межэтнические отношения - это сосуществование, сожительство, соперничество, сотрудничество, взаимообмен

широким спектром материальных и духовных ценностей, диалог культур этнонациональных общностей, проживающих на одной или на соседних территориях. На состояние и динамику межнациональных отношений существенное влияние оказывает религиозный фактор. В сфере межнациональных отношений он проявляется в виде исторически сложившихся этноконфессиональных взаимосвязей, взаимоотношений между конфессиями, связанными с определенными этносами и претендующими на национальное представительство, деятельности религиозных организаций и служителей культа, апелляций к религии и религиозной аргументации в деятельности конфессионально ориентированных политических партий, общественных движений и их лидеров, а также в религиозной мотивации поведения масс верующих и отдельных представителей этнонациональных общин в различных сферах общественной жизни и конкретных жизненных ситуациях. Это воздействие усиливается, когда различные политические силы и новые этнические элиты пытаются использовать религию для этнополитической мобилизации масс. Исторически сложившаяся устойчивая взаимосвязь между определенными этносами и конфессиями наложила глубокий отпечаток на духовный облик и национальную культуру соответветствующих этносов. Такова роль православия в этнической истории и культуре русских, ислама (ногайцев, карачаевцев, абазинцев), католицизма (поляков, немцев) и т. д. В общественном и индивидуальном сознании это нередко приводит к сближению или даже отождествлению национальной и конфессиональной принадлежности.

Нужно учитывать наличие этносегрегирующей функции религии, возможность возникновения ситуаций, когда традиции национальной и религиозной неприязни и былой вражды подпитывают друг друга, обостряя, казалось бы, уже изжитые межэтнические противоречия.

Вместе с тем, и этнический, и религиозный факторы в большинстве случаев не выступают первопричиной обострения межэтнических отношений. Причины, как правило, лежат глубже - в социально-экономической сфере, неравенстве экономического положения и жизненных условий различных этнонациональных групп, несовпадении их интересов в историческом наследии политического и военного противоборства за обладание территориями, ресурсами и т.д. Обращение к национальному сознанию служит в этих случаях средством этнополитической мобилизации масс для достижения вполне определенных целей. Для нормализации религиозной ситуации в поликонфессиональных регионах необходимо: учитывать реально существующие взаимосвязи жизни этносов и их религий, поддерживать миротворческую деятельность всех традиционных для регионов вероисповеданий, усилия религиозных организаций, направленные на межэтническое согласие; стимулировать бережное отношение к традиционным для регионов верованиям, их философскому, этническому и нравственному наследию; противостоять духовной агрессии отдельных религиозных групп, нарушающих государственное законодательство, наносящих вред духовному состоянию общества.

В стране наблюдается заметный рост интереса к религии среди людей, причисляющих себя к верующим. Это вызвано сложными, глобальными процессами, происходящими в современном обществе. «Их трансформация влечёт за собой усиление экономической и социальной интеграции, сопровождающееся консолидацией политической. Этому противоречит, сопротивляется прежняя, традиционная культура, проявляя свойства самозащиты и самосохранения. Этот специфический «традиционализм» предполагает одностороннюю рецепцию и абсолютизацию сложившихся ранее ценностей и укрепление патриархальных образцов в смысле некритического отношения к отжившему, когда во главу угла ставится «славное прошлое и обновляются исторические мифы». Это мнение З. Видоевич и З. Т. Голенковой [1, с. 109] и, продолжая мысль этих авторов, следует отметить, что проблемы межнациональных и межконфессиональных отношений

60

отнюдь не новы: «Есть «унаследованные конфликты» - национальные и религиозные, которые «дремали» в глубинах общества и в результате крупных системных изменений вырвались на поверхность, превратившись из латентных в открытые» [1, с. 121]. Ситуация становится еще более острой и непредсказуемой, когда на противоречия межнациональные накладываются противоречия между конфессиями. Несвоевременное реагирование властных структур на такого рода явления, невнимание к влиянию религиозного фактора, не всегда открыто проявляющегося, но, как правило, присутствующего во всех процессах национального развития и межэтнических связях, чревато принятием неправильных решений, приводящих к усилению центробежных тенденций, сепаратистских и националистических настроений, а иногда к возникновению межнациональных конфликтов, что, в свою очередь, дестабилизирующе сказывается на межнациональных, межконфессиональных отношениях, на общественном согласии и создает предпосылки к использованию религиозного фактора этнократически настроенными элитами и экстремистскими группировками.

Межконфессиональный диалог - важный фактор общественно-политической стабильности, и религия играет роль стабилизирующего фактора общественной системы. Для выполнения такой миссии религиозные организации располагают большими возможностями. Во-первых, в учениях мировых религий - ислама, христианства и буддизма - сосредоточен мощный потенциал общечеловеческих ценностей, способствующих сближению различных групп населения, зовущих к миру, согласию, созиданию. Во-вторых, религиозными организациями накоплен многовековой опыт сглаживания различного рода социальных, национальных, политических противоречий, исполнения роли действенного фактора обеспечения целостности общества. В-третьих, религиозные организации пользуются гораздо большим авторитетом у населения, чем любые общественные институты современной России, включая армию и систему народного образования. Мы считаем, что пока возможности религии содействовать гармонизации межэтнических отношений, раннему предупреждению вооруженных конфликтов используются крайне слабо. Таким образом, в качестве составляющих религиозного фактора выступают учения мировых религий и религиозные организации, а одним из его проявлений является межэтнический диалог. Механизм взаимодействия этнического, культурного факторов и их влияние на состояние религиозности всегда приводит в действие или испытывает влияние других компонентов общественной жизни - факторов морально-этического, политического, экономического, экологического свойства. Все это вместе взятое представляет довольно устойчивую, саморегулирующуюся систему, сложно структурированную, действующую как в соответствии с общими для всей системы законами, так и специфически; при этом каждое звено этой системы одновременно является как ее рядовым структурным элементом, так и ядром собственной подсистемы.

Религиозные организации располагают многовековым опытом, огромным идейным багажом, соответствующими кадрами и навыками, которые могут быть и уже практически направлены на духовное оздоровление общества. Религиозные организации и верующие могут способствовать переориентации общества и личности в плане перестановки приоритетов с материальных потребностей на духовные, стимулировать стремление людей к духовному росту. В этом состоит главное предназначение религии.

Литература

1. Видоевич З., Голенкова З. Социальные конфликты в трансформирующих

обществах // Социс., 1997. № 12. С. 109.

2. Иванов В. В. Гармонизация межнационального общения как фактор стабилизации регионального социума на Северном Кавказе // Проблемы современной науки и образования, 2016. № 8 (50). С. 169-171.

Женский спорт в античную эпоху Лукина А. С.

Лукина Анастасия Сергеевна /Lukina Anastasia Sergeevna - студент, историко-филологический факультет, Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары

Аннотация: в настоящей работе представлены истоки зарождения женского спорта в сопоставлении с мифологическим мировоззрением людей античной эпохи. Ключевые слова: Герейские игры, спартанское воспитание, миф, антропоморфизм, Гера, Гипподамия, Аталанта, Спарта, жрица, Хлорида, Киниска.

Издревле люди отмечают, что женская доля заключается в рождении, воспитании детей, будучи хранительницей домашнего очага. Но мне вспоминаются строки из поэмы «Мороз, Красный нос» (1863 г.) И. А. Некрасова о русской женщине:

В игре её конный не словит, В беде - не сробеет, - спасёт: Коня на скаку остановит, В горящую избу войдет! [6, с. 183]

Как вы видите, женщина далеко не слабый пол. И доказывают это не только рукописи русских мастеров пера, но и произведения античных поэтов, например, поэма «Теогония» Гесиода, «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Метаморфозы» Овидия, «Описание Эллады» Павсаний и др., а также женские соревнования, которые возникли в одно время с олимпийскими играми (для мужчин).

Итак, объект исследования - физическое воспитание девочек, девушек в античную эпоху.

Предмет исследования - Герейские игры.

Цель - выявление зарождения женского физического воспитания.

В связи целью исследования ставятся следующие задачи:

1. Охарактеризовать Герейские игры.

2. Показать влияние спартанского воспитания.

3. Рассказать о первых девушках, отличившихся в спорте.

Актуальность и новизна исследования заключается в том, что проблема зарождения женского спорта мало изучена, в частности в мифологическим сопоставлением.

Прекрасный пол соревновался в силе, ловкости, выносливости в Герейских играх (Героидах), их еще называют общеэллинскими играми, которые проводились по одной версии через месяц после Олимпийских игр, по другой - за день до Олимпийских игр, чтобы мужчины могли расслабиться и зарядиться спортивным духом, примерно с VIII века до нашей эры, один раз в 4 года.

Герейские игры были посвящены жене Зевса древнегреческой богине Гере «(у римлян Юнона) - богиня неба, покровительница брака, охранительница матери во время родов; особо почиталась в Спарте, Коринфе, в Олимпии и Аргосе, где находился знаменитый храм» [3, с. 18].

По одной из версий инициатором была Гипподамия «в греческой мифологии дочь Эномая» [5, с. 155], воздавая благодарность Гере за свой брак с Пелопом: она созвала для этого 16 замужних женщин и с ними устроила первые Гереи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.