Научная статья на тему 'Межэтнический диалог как фактор цивилизационного развития современной России'

Межэтнический диалог как фактор цивилизационного развития современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2306
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этнос / межэтнический диалог / многонациональный народ / межконфессиональное сотрудничество / этническая культура / национальное единство / мультикультурализм / ethnicity / inter-ethnic dialogue / the multinational people / interfaith cooperation / ethnic culture / national unity / multiculturalism

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Т.Т. Гантамиров

В данной статье представлен социально-философский анализ межэтнического диалога. Раскрыты его сущность, особенности и роль в сфере цивилизационного развития современной России. Исследовано взаимодействие этнических, культурных и религиозных составляющих духовной жизни общества. Показано, что диалог является способом установления духовного единства на межэтническом уровне. Определена степень влияния религии на состояние и динамику межэтнического взаимодействия в сфере духовной культуры. Изучены региональные аспекты межкультурного диалога на примере Северо-Кавказском региона. Выявлены идеологические рамки и факторы формирования культуры межнационального сотрудничества в современной России. Рассмотрены основные направления гармонизации межнациональных отношений. Методологической базой исследования является диалектический подход, при помощи которого обоснована сложная структура, тесная взаимосвязь и взаимозависимость различных уровней социальной и культурной реальности (в том числе на этническом уровне).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNIC DIALOGUE AS A FACTOR IN CIVILIZATION OF MODERN RUSSIA

This article presents a social-philosophical analysis of the inter-ethnic dialogue. It disclosed its nature, characteristics and role in the civilization development of modern Russia. The interaction of ethnic, cultural and religious components of the spiritual life of society. It is shown that dialogue is the way to establish the spiritual unity at the level of inter-ethnic. The degree of the influence of religion on the state and dynamics of inter-ethnic cooperation in the sphere of spiritual culture. Studied the regional aspects of intercultural dialogue on the example of the North Caucasian region. Revealed the ideological framework and factors of formation of culture of international cooperation in modern Russia. The main directions of harmonization of interethnic relations. The methodological base of the research is the dialectical approach, by means of which proved a complex structure, is a close relationship and interdependence of different levels of social and cultural reality (including ethnic level).

Текст научной работы на тему «Межэтнический диалог как фактор цивилизационного развития современной России»

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

УДК 316.34

МЕЖЭТНИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ КАК ФАКТОР ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Т.Т. Гантамиров

Чеченский государственный университет e-mail: timur-bk86@mail.ru

В данной статье представлен социально-философский анализ межэтнического диалога. Раскрыты его сущность, особенности и роль в сфере цивилизационного развития современной России. Исследовано взаимодействие этнических, культурных и религиозных составляющих духовной жизни общества. Показано, что диалог является способом установления духовного единства на межэтническом уровне. Определена степень влияния религии на состояние и динамику межэтнического взаимодействия в сфере духовной культуры. Изучены региональные аспекты межкультурного диалога на примере Северо-Кавказском региона. Выявлены идеологические рамки и факторы формирования культуры межнационального сотрудничества в современной России. Рассмотрены основные направления гармонизации межнациональных отношений. Методологической базой исследования является диалектический подход, при помощи которого обоснована сложная структура, тесная взаимосвязь и взаимозависимость различных уровней социальной и культурной реальности (в том числе на этническом уровне).

Ключевые слова: этнос, межэтнический диалог, многонациональный народ, межконфессиональное сотрудничество, этническая культура, национальное единство, мультикультурализм.

В настоящее время наше государство переживает один из самых сложных и важных периодов в своей национальной истории. Политические противники России, как внутренние, так и внешние, всячески пытаются подорвать национальное единство страны, кроме того, наблюдаются попытки апробации беспроигрышной ситуации -создание социально-экономических трудностей, нагнетание «искусственного волнения этнического самосознания». В наши дни страна, как никогда раньше, нуждается в достижении национального единства и толерантности, гражданского мира и национального согласия. Только диалог между правительством и многонациональным народом, государством и традиционными религиями, и, самое

главное, между народами и культурами, что возможно только на основе эквивалентного общественного внимания к каждой этнической группе страны, могут укрепить российский народ перед лицом геополитических проблем и способствовать успешному цивилизационному развитию нашей страны, чем обусловлена актуальность заявленной проблемы.

Сложная ситуация в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений в России предопределила цель исследования, востребованную как научной мыслью, так и социокультурной практикой и заключающуюся в выявлении роли взаимовлияния национальных культур как механизма их функционирования и этнополитической консолидации народов, становления и развития гражданского общества в современной России.

В процессе этнополитической консолидации многонационального народа Российской Федерации ключевую роль играет научный поиск, теоретико-концептуальное осмысление и обеспечение ее оригинальной разработки, интеграция всех этносов и культур в единый «российский народ как многонациональную общность»1. В настоящее время проблема межэтнического диалога носит междисциплинарный характер и активно изучается в современной науке. Значительную ценность представляют труды отечественных и зарубежных исследователей в области социальной философии, этнологии, культурологии, социологии. Отдельные проблемы в понимании роли духовной культуры межнационального взаимодействия в цивилизационном контексте начинают рассматриваться в 70-80-е годы ХХ века в работах А. Арутюнова, ^Ю. Бурмистровой, О.А. Дмитриева, М. Кагана, М. Крюкова, П.И. Кушнера, Е. Маркаряна, В.В. Пименова, И. Серова, Г.С. Сапаргалиева, Н.Н. Чебоксарова, И.А. Чебоксаровой, Н.В. Чистова. В своих работах они, придерживаясь советской научной концепции межнациональных отношений, заложили теоретико-методологические и концептуальные основы дальнейшего изучения проблемы, проанализировали основные характеристики и особенности культуры межэтнического сотрудничества, раскрыли его факторы и социальное содержание.

Среди зарубежных исследований культуры межэтнического взаимодействия можно выделить работы Н. Глейзера, М. Нэша, Р. Парка, Е. Стоунквиста, Ф. Бэгби, И. Валлерстайна. Анализу этносоциальных и этнокультурных проблем, а также развитию понятийно-категориального аппарата этнических исследований посвящены труды А.В. Авксентьева, В.А. Авксентьева. Проблемы этнической интеграции рассматриваются в работах Д.А. Напсо, А. Чекменевой, В.П. Невы, В.С. Нахушева. Особенности современных этнополитических процессов России и Северного Кавказа нашли освещение в работах Н.Г. Айдемирова, А.Ф. Дашдамирова, В.Н. Болоткова, И.А. Задворнова.

Научный анализ проблемы этнокультурного диалога приводит к выводу о необходимости разработки определенного круга вопросов в сфере межэтнического и межконфессионального сотрудничества, выявления особенностей взаимодействия религии и культуры, роли культурных ценностей в регулировании межконфессиональных отношений. Значительный вклад в исследование проблемы межконфессионального диалога внесли С. Аршинова, В. Власов, Л. Воловая, M. Гаджимирзаев, А. Журавский, В. Мукомель, М. Мчедлов, В. Тишков, В. Шалин.

1 Кравец И. Российский конституционализм: проблемы становления, развития и осуществления. М., 2004. С. 87.

Их исследования, основанные на большом фактическом материале, содержат в себе конкретные замечания и выводы о взаимовлиянии и взаимообогащении этнических культур. Значительное внимание уделено их огромному потенциалу в приобщении к духовно-нравственным ценностям, что обуславливает уникальность каждого этноса России. Кроме того, в данных работах выделяются определенные механизмы сотрудничества, подчеркивается роль СМИ в данной сфере.

Тем не менее, следует отметить, что при всей заинтересованности в проблематике межэтнического и межкультурного диалога, наличии многочисленных публикаций на эту тему, отсутствует единое понимание существенных аспектов этнической культуры, которые несут в себе огромный потенциал для урегулирования межнациональных и межконфессиональных конфликтов. Анализ научной литературы показал, что комплексному исследованию межэтнического диалога с позиций социально-философского анализа и его пониманию в качестве фактора обеспечения социальной и культурной целостности уделяется недостаточно внимания.

Наша страна - родина для представителей более чем 190 этнических групп и многих религий2. Исторически сложилось, что российское государство превратилась в форму объективации идеи диалога между культурами и этническими национальными языками, религиозными системами. Национальное единство формировалось на многонациональной основе в ходе совместного исторического развития, экономической жизни, государственно-политического регулирования и единого государственного русского языка, который стал языком межнационального общения. Во время сложных исторических периодов народы России вместе выступали против социальных потрясений и политических катаклизмов, защищая единую Родину от врагов, охраняя судьбу многонационального государства, создавая уникальную и многогранную культуру, содержание, значение и смысл которой основан на толерантности, взаимном уважении и взаимопонимании в мультикультурном пространстве. Постепенно сформировался естественный закон истории мультикультурализма, в котором каждый народ занял свое место и приобрел определенное значение, а принцип толерантности и религиозной терпимости стал духовной основой браков между носителями разных веры и языка. И несмотря на то, что история страны была ареной многих бед и испытаний во всех областях социальной и национальной жизни, важность духовного смысла идеи диалога между культурами, как консолидирующего фактора, сохранена и защищена на государственном уровне и в общественном сознании.

Сегодня страна, в частности, остро нуждается в необходимости сохранения диалога культур: появилось много желающих и внутри государства, и за его пределами расшатать межэтнический мир и гражданское согласие. Кроме того, предпринимаются целенаправленные попытки перевести социально-экономические трудности в этническую плоскость.

К сожалению, наиболее известной особенностью этнополитической ситуации России в последнее десятилетие XX века стали открытые этнополитические конфликты. После распада СССР на территории России зафиксировано два длительных вооруженных конфликта с участием регулярных войск; около 20 кратковременных столкновений, повлекших человеческие жертвы; и несколько

2 Программа политической партии «Гражданская инициатива» [электронный ресурс]. - 2 марта 2013. - URL: http://www.grazhdan-in.ru/pages/1412857503/ (дата обращения: 04.10.2015).

десятков невооруженных конфликтов, имеющих признаки острой этнической конфронтации3.

Яркие проявления этнического фактора в постсоветском общественном состоянии - это не только реакция на репрессии и дискриминацию, которой подверглись представители определенных этнических групп, являющихся национальными меньшинствами. В настоящий исторический момент Россия сталкивается с серьезной проблемой неуправляемых межнациональных отношений. Этническая нетерпимость, ксенофобия и насильственные проявления, а также межэтнические столкновения происходят не только в республиках, но и в областях, в том числе крупных городах. Понимание этничности как социального конструкта и как инструмента ведения переговоров приносит большую пользу в политическом и социально-культурном развитии, позволяет изменить социальные отношения внутри и между этническими группами.

Концепция национальной идентичности и механизмы, которые должны укрепить ее, обычно преследуют цель консолидации нации, повышения чувства единства среди людей и углубления горизонтальных социальных сетей. Президент РФ Владимир Путин предлагает России вернуться к традиционным ценностям, которые, по его мнению, были фундаментом российской цивилизации на протяжении веков. Однако проблема заключается в том, что традиционные ценности в России были разрушены во время сталинского периода. Социальное единство было утеряно. Необходимо развивать и укреплять новые ценности свободы, солидарности и взаимной помощи, которые начали укореняться среди некоторых слоев населения России, потому что общество без норм и табу неизбежно превращается в общество Томаса Гоббса4, в котором укореняются хищные инстинкты.

Не только Россия, но и другие развитые страны испытывают на себе угрозы, подрывающие устойчивость их политических систем. Актуальной для политической системы России остается угроза сепаратизма, обусловленного неудовлетворительной национальной и региональной политикой предшествующего периода, а также становлением федеративных отношений. Источником терроризма и политического экстремизма на территории Российской Федерации по-прежнему остается Северный Кавказ. Несмотря на заявления ряда политиков, экспертов и общественных деятелей, нельзя назвать идеальным состояние межнациональных отношений в данном регионе. Складывающаяся в России политическая система вынуждена приспосабливаться к действию этих угроз. Политические институты государства, хоть и с опозданием, вырабатывают собственные рецепты борьбы с ними.

По сути дела, сегодня речь идет о том, способен ли Северный Кавказ встать на рельсы модернизации, или он обречен оставаться заповедником депрессии, борьбы кланов и средневековых порядков управления, источником постоянной напряженности, как социальной, так и национальной, зоной террористической опасности - другими словами: самым проблемным регионом страны.

Тенденция к превращению национальных республик в моноэтнические, возникшая на рубеже веков, ничего хорошего Северному Кавказу не принесла и никогда не принесет. Вынужденный исход русских и других русскоговорящих народов с Кавказа привел к тому, что и сами горцы стали покидать родные места, причем в первую очередь - молодежь. Слом сложившегося за многие десятилетия

3 Паин Э.А. Этнополитический маятник. Динамика и механизмы этнополитических процессов в постсоветской России. М., 2004. С. 131.

4 Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М., 2001.

полиэтнического уклада жизни, постепенная утрата русского языка, как языка межнационального общения, объективно разводит горцев по «национальным квартирам», создает противоречия и там, где их не было никогда, и там, где они были давно забыты. Совершенно справедливо отмечает В. Тишков, что «ограниченный научный багаж и уже сложившаяся ментальность не позволяют отечественным экспертам и практикам представить себе россиян как людей одной культуры и как сообщество одной идентичности, а не как заключенное в общие границы собрание носителей одинаковых паспортов»5. Ныне Северный Кавказ является сложнейшей, исторически сложившейся гео-, экономико-, политико-, социо-, этнокультурной системой, которая серьезно повреждена, но еще окончательно не погибла. В ее функционировании важная роль принадлежит этнокультурному разнообразию6.

В России и на Западе функционируют разные этнополитические модели. В Европе мигранты из бывших колоний переезжают в бывшие метрополии, и есть конфликт культур и традиций. Россия - многоконфессиональная страна, многие ее коренные народы являются последователями различных религий. В ней проживают более 140 млн. человек. В нашей стране насчитывается более 180 этнических групп, каждая из которых имеет уникальные культурные особенности... Они говорят более чем на 200 языках, а вместе образуют единый многонациональный народ7. Неслучайно Конституция РФ начинается со слов: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле...»8. В контексте всеобщего религиозного возрождения важно не только сохранить, но и укрепить традиционный для нашей страны межнациональный и межконфессиональный мир.

Огромная жизненно важная роль различных конфессий в развитии культур и традиций играет ключевую роль в консолидации усилий современной мировой цивилизации, человечества и общества по урегулированию межнациональных и межрелигиозных конфликтов. Несмотря на различия в мировоззрении, люди хотят жить в атмосфере взаимного уважения и искренности. Кроме того, различные конфессии предлагают цель, стремясь к которой, можно применить методы и формы жизни, помогающие искоренить бедность, несправедливость и урегулировать трудноразрешимые конфликты. В то же время религиозная терпимость является одним из самых сложных социальных явлений. Профессор Геттисбергского университета (США) Луи Дж. Хэммени считает религиозную терпимость «добродетелью особого вида.... Желание понять другого может породить неожиданные трудности и оказаться серьезной проблемой»9. Поэтому в понимании традиционного характера религии, как особой духовной формы общественного сознания, необходимо учитывать чаяния, которые совершаются во имя религии для утверждения демократических прав и свобод человека в современном мире.

5 Тишков В. Культурное многообразие в современном мире // Диалоги об идентичности и мультикультурализме: материалы 11 Ежегодного семинара Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. - 2-8 октября 2004 г., Ренн. М., 2005. С.6.

6 Шадже А.Ю. Проблема сосуществования общероссийской и этнической идентичностей в СевероКавказском регионе // Идентичность и интеграция: опыт России и Германии (Юг России - Северный Кавказ). Сборник материалов международной научно-практической конференции 15-17 июня 2009 г. (г. Пятигорск). - Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 2009. С. 58.

7 Войдите в мир сообща: Приветственное слово председателя Совета муфтиев России Муфтия Шейха Равиля Гайнутдина [электронный ресурс] // Дружба народов. 2012. №4. URL: http://magazines.russ.ru/druzhba/2012/4/p2.html (дата обращения: 04.10.2015).

8 Конституция РФ [электронный ресурс]. URL: http://www.constitution.ru/ (дата обращения: 04.10.2015).

9 Хэммени Л.Дж Религиозная традиция и границы толерантности // Человек: образ и сущность. Толерантность и архитектоника эмоций. М., 1996. С. 79 - 90. С. 90.

Религия в современном обществе становится особой сферой влияния. На основе разума и гуманизма в совместных действиях представителей государственных и религиозных лидеров можно помочь сохранить социальную стабильность. В такой деликатной сфере, как межнациональные и межконфессиональные отношения, последнее слово принадлежит лидерам общественных и религиозных организаций, мнение которых имеет определенный вес среди людей. И межрелигиозный диалог является непременным условием укрепления духовных основ развития мировой цивилизации, человеческого сообщества и мирного сосуществования.

Сближение двух культур - мусульманской и христианской - это проблема мира во всем мире, но она, в частности, является проблемой и нашей страны. На сегодняшний день исламская цивилизация стоит перед альтернативой перспектив своего развития в свете проектов ее демократизации и политических реформ. Россия является домом для большого числа мусульман в Европе. И, по мнению многих аналитиков, экспертов и дипломатов, она могла бы стать мостом в диалоге Востока и Запада, христианских и мусульманских цивилизаций, сотрудничества между представителями различных религий, моделей и способов социальной организации.

Россия - это страна с богатой историей, с уникальными традициями межэтнического, межконфессионального взаимопонимания и согласия. Здесь исторически сформировалась гибкая и интеллектуально осмысленная модель Ислама, которая предоставляет возможность совмещать толерантность и богобоязненность. На протяжении многих столетий последователи Ислама и православного Христианства жили здесь в мире и согласии, помогали друг другу, объединялись перед лицом внешней опасности. Сложился уникальный опыт мирного сосуществования представителей разных этносов и конфессий: на протяжении веков они дружно живут здесь бок о бок, и в нашей стране никогда не было межрелигиозных войн.

Интересно отметить, что политические лица средневековой Руси сами вносили свой личный вклад в развитие межэтнических и межконфессиональных отношений. Ярким примером являлся князь Александр Невский, который осуществлял эффективную посредническую деятельность в установлении добрососедских отношений между Русью и Золотой Ордой, имперская политика которой основывалась на принципах федеративного устройства и учитывала многообразие различных этносов и конфессий.

Российские мусульмане всегда гордились тем, что являются неотъемлемой частью большой семьи народов, в которой испокон веков царили мир и гармония. История учит, что попытки навязать народу диктат любой культуры, цивилизации, одного государства, однополярной власти неизбежно порождают конфликты, разрушают мир и согласие в обществе. Сегодня подавляющее большинство людей уже знают истину, что традиционные религии не несут агрессию и зло, наоборот -они вынуждены бороться со злом, чтобы преодолеть недостатки образования и раскрыть в человеке его лучшие качества. Например, если обратиться к богатому духовному наследию Ислама, можно найти в нем установку, что присутствие на земле разных народов с их своеобразными языками, культурами, традициями установлены Богом: «О люди! Воистину, Мы сотворили вас мужчиной и женщиной и создали народами и племенами, чтобы вы познавали друг друга. Ведь самый благочестивый из вас перед Аллахом - тот, кто самый богобоязненный»10.

10 Священный Коран, 49:13 [электронный ресурс] // Крымский информационно-познавательный портал «Сайт крымской молодежи». URL: http://crimean.org/islam/koran/49/13?r=asd (дата обращения: 04.10.2015).

В религиозном понимании многообразие народов выступает как благословение - для взаимного обучения и взаимного обогащения национальных культур. Для лучшего познания представители разных этносов и культур нуждаются друг в друге, чтобы стимулировать исследования в духе толерантности и взаимного уважения, направленные на изучение других религий и культур с целью преодолеть существующие стереотипы непонимания и враждебности. Корыстное использование религиозных лозунгов и священных символов для прикрытия политических или преступных целей - страшный грех, направленный против этих религий, их последователей и всего человечества. «Обращение к фундаментальным духовно-нравственным ценностям., которые сложились исторически, несет в себе огромный потенциал укрепления межнационального единства и сохранения этнической идентичности в условиях полиэтнического общества. Национальную самобытность возможно сохранить даже в сложном процессе глобализации. Для успешного и гармоничного развития нации необходимо обеспечить культурное сосуществование с представителями других этносов»11.

Но разработки формулы национально-государственного строительства как основы демократии недостаточно для эффективного управления многонациональной Россией. В государстве должны быть реализованы дополнительные механизмы для определения и предоставления коллективных прав, особенно коренным малочисленным народам. Россия не является национальным государством какой-либо одной этнической группы. Данная формула предоставляет возможность для движения России в направлении гражданского общества и демократического государства, в котором уважаются человеческие права и сохраняется культурная мозаика населения.

Прежде всего, важно сформировать чувство солидарности гражданского сознания среди людей разных национальностей. Реализация данной цели позволит начать процесс стабилизации и гармонизации межэтнических отношений, эффективно использовать национальные и культурные факторы в сфере управления и регулирования этнокультурных процессов. Вышеперечисленные установки имеют принципиальное значение для консолидации усилий государственной власти и управления, учебных заведений и образовательных учреждений, СМИ, неправительственных организаций, научных кругов, социально активных членов общества, мыслящей части населения и других институтов гражданского общества.

Этнокультурная политика в плане признания, поддержки, сохранения и развития многообразия этнических и других культурных проявлений включает в себя последовательные шаги по формированию в обществе различных коалиций и форм преодоления этнической и региональной изоляции, содействие комплексному поведению, уважение представителей разных этносов друг к другу, как основу единства поликонфессионального российского народа в рамках культурно-цивилизационной системы современной России.

Россияне - один народ с общей национальной историей и ментальностью, уникальной и многогранной культурой. Исторически разные национальные этносы и культуры российского государства нашли связующую нить через русский язык, при помощи которого приобщаются к достижениям мировой культуры, цивилизации и входят в нее, становясь ее составной частью. Но культура - это не только сфера искусства, но и система духовных устремлений, чувств, образа жизни, увлечений,

11 Гантамиров Т.Т. Теоретико-методологические аспекты социально-философского анализа национальной идентичности в полиэтнической среде на примере чеченской диаспоры Ярославской области // 4 ежегодная итоговая конференция профессорско-преподавательского состава Чеченского государственного университета 28 февраля 2015 года. Грозный, 2015. С. 254.

языков, личной и национальной модели поведения, межличностного и межнационального общения, которая первоначально воспитывается в семье. Важное место в данной области занимает культура управления, особенно если она связана с судьбой народа и страны. В этом направлении необходимы взвешенные национальные культурные стратегии, направленные на сохранение уникальности каждой этнической группы, культуры, веры, языка.

Героическая история нашей страны и ее культурное, цивилизационное богатство - результат неимоверных совместных усилий, труда многих этносов, представляющих разные конфессии. Но в настоящее время на эти достижения ведется активное наступление, предпринимаются целенаправленные попытки по их систематическому ослаблению путем националистических выступлений, которые не имеют под собой никаких корней.

Необходимо учитывать богатые традиции российского государственного опыта совместного сосуществования народов в мире и гармонии. Только диалог помог стране победить фашизм, он необходим, как воздух: он должен сегодня целенаправленно культивироваться и в государстве, и на личном уровне, с использованием всех возможных механизмов: семья, образование, общественные, национальные, культурные, религиозные и молодежные организации, средства массовой информации и искусство.

Межэтнический и межконфессиональный мир является базовым условием существования России. У народов России «тысячелетний опыт совместного проживания». Политика власти в данной сфере должна привести к чёткому пониманию, что народы мира не представляют какой-либо угрозы друг для друга и совместное их проживание на территории различных государств Европы и Азии всегда будет комфортным для каждого человека, независимо от его национальной принадлежности и вероисповедания. В противном случае цель ксенофобских группировок будет достигнута: мир неотвратимо скатится к межнациональным и религиозным конфликтам. Поэтому межконфессиональный мир и согласие должны стать доминантой в построении гармоничного российского общества.

Основы межэтнического диалога - это многовековая общая история и традиции, способные противостоять текущим геополитическим угрозам и внутренним вызовам, развивать справедливую власть и сильную экономику, многонациональную культуру и ее ценности. Гуманистические диалог - это не просто философская абстракция, а прежде всего, успешное достижение на уровне правительства и отдельных гармоничных межэтнических и межконфессиональных отношений в реальной жизни.

Сегодня Россия «стоит на развилке дорог» и у нее есть альтернатива:

1) либо конструктивный, продуктивный, практический диалог не только между этническими группами и культурами, но также между правительством и многонациональным народом, государством и традиционными религиями, конфессиями в качестве основы национальной безопасности;

2) или отсутствие таковых, и, как результат - небытие в качестве независимого государства, как единой и неделимой российской нации, как уникальной многонациональной культуры.

Необходимо обратить пристальное внимание на актуальность работы институтов гражданского общества. Она нуждается в более тщательном и подробном анализе, а также в синтезе опыта российских общественных организаций, например, Ассамблеи народов России, крупных сообществ, федеральных и региональных НКО. К сожалению, на сегодняшний день, возможности таких институтов остаются недостаточно реализованы. Вместе они могут стать стратегически важным резервом

национальной политики Российской Федерации в сложный период, когда происходит реструктуризация всей административной системы, что по сути осложняет сферу межэтнических отношений. Необходимо использовать накопленный богатый опыт этих организаций, активную и созидательную энергию каждой нации, объединить многочисленные этносы в единое государство и единый народ.

Таким образом, усилия должны быть направлены на творческую деятельность, укрепление демократической системы в России, достижение межнационального и межконфессионального мира и согласия, формирование у россиян чувства патриотизма и гражданской ответственности. Высокий уровень благосостояния общества обуславливает необходимость и важность целенаправленной разработки и реализации доктрины национального государства с многонациональным поликультурным сообществом и гражданским населением. Данный постулат не исключает, а предполагает создание общей атмосферы недопустимости и решительное осуждение, а также применение силы со стороны правительства по борьбе с любыми проявлениями нетерпимости, ксенофобии, этнического конфликта и экстремизма. «Только диалог между властью и многонациональным народом, государством и традиционными религиями, и самое главное - диалог между этносами и культурами, который возможен только на основе равновеликого государственного внимания к каждому этносу страны, может консолидировать российскую нацию перед лицом геополитических вызовов»12.

Вне этого и без этого сегодня вряд ли могут быть созданы действительно надежные опоры для нового общественного миропорядка, обеспечены необходимые меры общественного единства и степень общественной поддержки, без которых нечего и думать о выходе нашей страны на передовые, достойные и перспективные рубежи социально-политического развития.

Список литературы

1. Гантамиров Т.Т. Теоретико-методологические аспекты социально-философского анализа национальной идентичности в полиэтнической среде на примере чеченской диаспоры Ярославской области // 4 ежегодная итоговая конференция профессорско-преподавательского состава Чеченского государственного университета 28 февраля 2015 года. - Грозный: Изд-во ЧГУ, 2015. - С. 248 - 255.

2. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. - М.: Издательский дом «Мысль», 2001. - 478 с.

3. Кравец И. Российский конституционализм: проблемы становления, развития и осуществления. -М.: Юридический центр Пресс, 2004. - 675 с.

4. Паин Э.А. Этнополитический маятник. Динамика и механизмы этнополитических процессов в постсоветской России. - М.: Институт социологии РАН, 2004. - 328 с.

5. Тишков В. Культурное многообразие в современном мире // Диалоги об идентичности и мультикультурализме: материалы 11 Ежегодного семинара Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. - 2-8 октября 2004 г., Ренн. - М.: Издательство РАГС, 2005. -300 с.

6. Хэммени Л.Дж. Религиозная традиция и границы толерантности // Человек: образ и сущность. Толерантность и архитектоника эмоций. - М.: ИНИОН, 1996. - С. 79 - 90.

7. Шадже А.Ю. Проблема сосуществования общероссийской и этнической идентичностей в СевероКавказском регионе // Идентичность и интеграция: опыт России и Германии (Юг России - Северный

12 Заместитель председателя Комитета по культуре Зугура Рахматуллина: «Равновеликий межнациональный диалог - основа сильной и единой России» [электронный ресурс] // Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания РФ. - 05.05.2015. URL: http://www.komitet2-3.km.duma.gov.ru/site.xp/052057124050049055049.html (дата обращения: 17.11.2015).

Кавказ). Сборник материалов международной научно-практической конференции 15-17 июня 2009 г. (г. Пятигорск). - Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 2009. - 295 с.

8. Войдите в мир сообща: Приветственное слово председателя Совета муфтиев России Муфтия Шейха Равиля Гайнутдина [электронный ресурс] // Дружба народов. - 2012. - №4. - URL: http://magazines.russ.ru/druzhba/2012/4/p2.html (дата обращения: 04.10.2015).

9. Заместитель председателя Комитета по культуре Зугура Рахматуллина: «Равновеликий межнациональный диалог - основа сильной и единой России» [электронный ресурс] // Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания РФ. - 05.05.2015. - URL: http://www.komitet2-3.km.duma.gov.ru/site.xp/052057124050049055049.html (дата обращения: 17.11.2015).

10. Конституция РФ [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.constitution.ru/ (дата обращения: 04.10.2015).

11. Программа политической партии «Гражданская инициатива» [электронный ресурс]. - 2 марта 2013. - URL: http://www.grazhdan-in.ru/pages/1412857503/ (дата обращения: 04.10.2015).

12. Священный Коран, 49:13 [электронный ресурс] // Крымский информационно -познавательный портал «Сайт крымской молодежи». - URL: http://crimean.org/islam/koran/49/13?r=asd (дата обращения: 04.10.2015).

ETHNIC DIALOGUE AS A FACTOR IN CIVILIZATION OF MODERN RUSSIA

T.T. Gantamirov

Chechen state university e-mail: timur-bk86@mail.ru

This article presents a social-philosophical analysis of the inter-ethnic dialogue. It disclosed its nature, characteristics and role in the civilization development of modern Russia. The interaction of ethnic, cultural and religious components of the spiritual life of society. It is shown that dialogue is the way to establish the spiritual unity at the level of inter-ethnic. The degree of the influence of religion on the state and dynamics of inter-ethnic cooperation in the sphere of spiritual culture. Studied the regional aspects of intercultural dialogue on the example of the North Caucasian region. Revealed the ideological framework and factors of formation of culture of international cooperation in modern Russia. The main directions of harmonization of interethnic relations. The methodological base of the research is the dialectical approach, by means of which proved a complex structure, is a close relationship and interdependence of different levels of social and cultural reality (including ethnic level).

Keywords: ethnicity, inter-ethnic dialogue, the multinational people, interfaith cooperation, ethnic culture, national unity, multiculturalism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.