Научная статья на тему 'РОЛЬ РЕЛИГИИ В МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН'

РОЛЬ РЕЛИГИИ В МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
189
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН / ВЕРУЮЩИЕ / МУСУЛЬМАНЕ / ПРАВОСЛАВНЫЕ / КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МИССИОНЕРСТВО / РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЦДУМ РФ / ДУМ РБ / РПЦ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сченснович В.Н.

В поликонфессиональной и полиэтничной Республике Башкортостан проживают 160 национальностей и этнических групп. Здесь представлено около 20 различных религий и религиозных групп. Наиболее многочисленными являются ислам и православие, их объединения составляют более 90% от всех религиозных организаций. В статьях на основе социологических опросов рассматриваются межконфессиональные отношения в республике, положительные и негативные тенденции их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Сченснович В.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF RELIGION IN INTERFAITH RELATIONS OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

160 nationalities and ethnic groups live in the multi-confessional and multi-ethnic Republic of Bashkortostan. There are about 20 different religions and religious groups represented there. Islam and Orthodoxy are the most numerous, their associations make up more than 90% of all religious organizations. The articles on the basis of sociological surveys consider interfaith relations in the republic, positive and negative trends in their development.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ РЕЛИГИИ В МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»

МЕСТО И РОЛЬ ИСЛАМА В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЗАКАВКАЗЬЯ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Сченснович В.Н.1

РОЛЬ РЕЛИГИИ В МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ

ОТНОШЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН.

(Аналитический обзор)

DOI: 10.31249/rimm/2022.02.03

Аннотация. В поликонфессиональной и полиэтничной Республике Башкортостан проживают 160 национальностей и этнических групп. Здесь представлено около 20 различных религий и религиозных групп. Наиболее многочисленными являются ислам и православие, их объединения составляют более 90% от всех религиозных организаций. В статьях на основе социологических опросов рассматриваются межконфессиональные отношения в республике, положительные и негативные тенденции их развития.

Ключевые слова: Республика Башкортостан; верующие; мусульмане; православные; конфессиональная идентичность; межконфессиональные отношения; государственно-конфессиональные отношения; миссионерство; религиозные организации; ЦДУМРФ; ДУМ РБ; РПЦ.

Введение

Республика Башкортостан - полиэтничный и поликонфессиональный субъект РФ. Согласно Всероссийской переписи населения 2010 г., в Башкирии проживают 160 национальностей и этнических групп. Наиболее многочисленными являются: русские (36,0%), башкиры (28,8%), татары (24,8%), чуваши (2,7%), марийцы (2,6%), украинцы (1%), а также мордва, удмурты, белорусы, немцы, латыши, евреи. В республике представлено около

1 Сченснович В.Н., научный сотрудник, отдел Азии и Африки ИНИОН РАН, e-mail: vl-lyuba9@yandex.ru

20 различных религий, деноминаций и религиозных групп. Самыми крупными являются ислам и православие. Их объединения составляют более 90% от общего количества религиозных организаций: около 70% - мусульманские, 20% - православные. Протестантские формирования (баптисты, адвентисты, пятидесятники, мормоны и др.) и прочие верования (старообрядцы, буддизм, языческие верования) - около 10%. В статьях исследователей отражены межконфессиональные отношения в республике.

Верующие Республики Башкортостан

Доктор политических наук Р.М. Мухаметзянова-Дуггал, главный научный сотрудник Института этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева (Башкирия, г. Уфа) [1], анализирует этнический состав, отношение членов православных и мусульманских религиозных организаций Башкортостана к традиционным конфессиям и новым религиозным движениям (НРД). В статье отражены результаты опроса верующих республики по этническому составу, идентичности; дан сравнительный анализ характеристик активных членов православных и мусульманских общин Башкортостана, связанных с межконфессиональными отношениями.

Опросы верующих, осуществленные ИЭИ УФИЦ РАН в 2017 и в 2019 гг., содержали вопросы, касающиеся этнодемогра-фического состава респондентов [пол, возраст, образование, семейное положение, национальность, сфера занятости, объем и структура доходов семьи, национальная идентичность (национальность респондента, его супруга / и, матери, отца и т.д.)], религиозного поведения и религиозного сознания (в том числе религиозного образования), религиозной толерантности, влияния религиозных организаций на различные стороны общественной жизни. Опросы проводились на территории г. Уфы (128 человек) и в малых городах и населенных пунктах республики - Буздяке, Давлеканово, Нефтекамске (49 человек).

Критериями отбора для выборки, репрезентирующей «ядро верующих» православных и мусульман Республики Башкортостан, стали пять показателей религиозного поведения - посещение церкви / мечети, исповедь и причастие, чтение Евангелия / Корана, молитва, пост.

Ислам и православие являются ведущими конфессиями, их объединения составляют 90% общего числа религиозных организаций: около 70% - мусульманские, 19% - православные. Протестант-

ские формирования (баптисты, адвентисты, пятидесятники, мормоны и др.) и прочие верования (старообрядчество, буддизм, языческие верования) - около 10%. В результате обработки анкетных данных получен следующий этнический состав респондентов: мусульмане - татары 52,8%, башкиры - 37,5, русские - 0,9; православные - русские 80,8, татары - 8,2, башкиры - 1,4%.

Таким образом, среди мусульман самые многочисленные группы - татары и башкиры, среди православных - русские и представители других национальностей. Половозрастной состав респондентов: верующие-мусульмане, преимущественно мужчины -87,5%, женщины-мусульманки - 12,5; у православных верующих, наоборот, преобладают женщины - 69,8 респондентов, мужчины составляют 30,1%.

Конфессиональная идентичность у мусульман занимает первое место - 80,8%. Такое же место занимает конфессиональная идентичность у православных - 78% считают себя христианами. Вторая после конфессиональной идентичности - семейная - 13,7% у православных, 45,2% - у мусульман. На третьем месте у православных - гражданская идентичность - 32,9%, у мусульман - этническая - 28,8%. Четвертое место у православных респондентов отведено профессиональной идентичности - 24,6%, у мусульман -гражданской (31,7%). Пятое место у православных занимает этническая идентификация (34,2%), у мусульман - профессиональная (38,5%).

Ответы верующих Башкортостана показали, что объединяющими началами для мусульман являются: религия - 42,3%, традиции и обычаи - 41,3, общая земля - 31,7, язык - 23, менталитет - 21,2, история - 14,4, политические взгляды - 5,8, добро - 1,9, родственные связи и защита государства - по 0,9%. Для православных объединяющими началами являются: традиции и обычаи -38,4%, общая земля - 35,6, религия - 34,2, история - 27,4, язык -15,1, менталитет - 10,9, политические взгляды - 1,4, добро - 1,4%. Автор указывает, что у 89,1% мусульман и у 84,6% православных отношение к традиционным религиям не является негативным, отрицательное отношение демонстрируют 8,9% мусульман и 15% православных.

Наиболее острыми, по мнению респондентов, в Башкортостане являются социально-экономические проблемы: на первом месте и у мусульман (56,7%), и у православных (69,8%) - падение нравственности, на втором - коррупция (55,8% у мусульман и 41% у православных), на третьем - экономические трудности (43,3% у

мусульман, 32,9% у православных). На четвертом месте у мусульман - религиозный экстремизм, у православных - межнациональные отношения. Проблема межконфессиональных отношений у мусульман стоит на восьмом месте (0,9%), у православных - на шестом (9,6%).

Мусульмане негативно оценивают разнообразие течений в исламе - половина опрошенных (49%), почти столько же тех, кто затруднился с ответом или относится нейтрально (44,3%), незначительное число респондентов относятся положительно (5,8%). Отношение православных к другим направлениям христианства (протестантизму и католицизму) в значительной степени нейтральное - 54,1%, положительное - 21,2, отрицательное - 16,4, затруднились ответить - 5,4%.

Результаты исследований демонстрируют отрицательное отношение к новым религиозным движениям - неоязыческим, восточным и мистическим религиозным группам (НРД) более чем у половины респондентов: 65,3% у мусульман и 67,1% у православных. Нейтрально к НРД относятся 18,3% мусульман и 16,4% православных. Положительно относящихся к НРД у мусульман в 2 раза больше (2,9%), чем у православных (1,4%). Полученные ИЭИ УФИЦ РАН данные свидетельствуют о значимости традиционных религий; религиозные потребности и чувства находят выражение в институционализированных российских религиях. Они коррелируют с результатами социологических исследований состояния межнациональных и межконфессиональных отношений, ежегодно проводимых Центром гуманитарных исследований Министерства культуры Республики Башкортостан (ЦГИ МК РБ). Согласно данным Центра, отношения между представителями различных религий в республике оценили как положительные большинство опрошенных - 91,1% в 2017 г. и 90,2% в 2018 г.

В статье кандидата исторических наук А.Н. Кляшева и младшего научного сотрудника ИЭИ УФИЦ РАН Р.Р. Мухамадеевой [2] выявлены основные тенденции выбора религиозной идентичности у регулярных членов религиозных общин Республики Башкортостан, проживающих в различных типах населенных пунктов.

Результаты исследований демонстрируют, что самая крупная группа среди респондентов-мусульман - верующие, которые пришли в ислам самостоятельно, их 34,2% и 48% в 2017 и 2019 гг. соответственно; тех, на принятие ислама которыми повлияли родители, - 22,8% и 24% и друзья - 21,5% и 8%, родственники способствовали приходу к вере - по мнению 16,5% и 16% опрошенных. Роль супругов

и лично не знакомых мусульман незначительна - респондентов, которые стали мусульманами при их содействии, - 2,5% и 4% соответственно в 2017 и 2019 гг. Таким образом, значительную роль в процессе принятия ислама играют родственники (включая родителей и супругов - 41,8%); на втором месте - личные экзистенциальные поиски человека (34,2%), на третьем - друзья (21,5%). 69,6% опрошенных мусульман в 2017 г. и 70% в 2019 г. считают, что они изначально были мусульманами, - 22,8% (2017) и 20,0% (2019), на бывших атеистов приходится 5,1% (2017) и 4,0% (2019). Большой вклад родственников (включая родителей и супругов -41,8) в принятии ислама и весомое количество респондентов, идентифицировавших себя как верующих, всегда исповедовавших ислам (69,6%), свидетельствуют, по убеждению исследователей, о значительной роли в религиозном выборе постоянных членов мусульманских религиозных общин на территории Башкортостана первичных агентов социализации - родителей, под непосредственным влиянием которых происходит принятие социальных норм и установок религии. Религиозная мобильность как смена в течение жизни индивидом одного вероисповедания другим под воздействием различных факторов (внутри- и внесемейных) в меньшей степени свойственна представителям «религиозного ядра». Ислам является этноконфессиональным маркером, речь, на взгляд авторов, идет о более глубоком вовлечении в реализацию вероисповедных практик. Этот вывод подтверждают данные об этническом составе мусульман РБ: татары - 57,0%, башкиры - 30,4, русские -1,3 (один респондент), другая национальность - 8,9, нет вариантов -2,5%. 87,4% приходится на тюркоязычных респондентов - татар и башкир, рассматриваемых этнологической наукой как носители ислама. 34,2% респондентов, пришедших к исламу самостоятельно, обратились в своих экзистенциальных поисках к традиционной для своего этноса (татарского или башкирского) конфессии.

Результаты исследований регулярных членов православных религиозных организаций на территории РБ выявили, что наибольшую роль в процессе принятия ими православия играют родственники (включая родителей и супругов - их в совокупности 42,8% в 2017 г. и 62,5% в 2019 г.); на втором месте - личные экзистенциальные поиски человека (34,2% в 2017 г. и 29,2% в 2019 г.), на третьем - друзья (примерно по 12% в 2017, 2019 гг.). Всегда были православными христианами 53,1% респондентов в 2017 г. и 78,3% в 2019 г., считают, что они всегда были православными, -

28,6% верующих, на бывших мусульман и атеистов приходится по 6,1%, на бывших протестантов - 4,1%.

С точки зрения исследователей, православие, как и ислам, также является (хотя и в несколько меньшей степени) этноконфес-сиональным маркером для русских, которых в выборке 81,6% (татар - 12,2%, мордвы - 4,1, башкир - 2,0%) - количество респондентов, идентифицировавших себя как верующих, всегда исповедовавших православие, составляет 53,1% (у мусульман -69,6%). В данном случае, по мнению авторов, речь идет преимущественно о глубоком вовлечении в реализацию вероисповедных практик. В то же время несколько больший процент православных респондентов, исповедовавших ранее ислам, протестантизм и бывших атеистами, свидетельствует о том, что принятие православного направления христианства в значительной степени является результатом трансформаций религиозной идентичности.

Согласно выводам Института социально-политических исследований РАН (ИСПИ РАН) 2004-2012 гг., структура религиозного населения России состоит из следующих подгрупп: «ядро верующих», в наиболее полной мере реализовывающих религиозные практики в своей жизни (в том числе посещающих храм / мечеть раз в месяц и чаще), численность «ядра верующих» составляет 1015% населения, из которых православных менее 10%, остальные -мусульмане и представители других конфессий. Вокруг «ядра» существует 30-35% верующих, идентифицированных как «периферия», из них 30% православных, они осуществляют свои права на свободу вероисповедания в несколько меньшей степени, однако считают, что религия играет важную роль в их жизни. Остальная группа респондентов могут быть определены как «культурные православные и мусульмане» - для них религиозная идентичность -этнокультурный маркер, а религиозные ценностные установки не являются определяющими в жизни. Материалы ИЭИ УФИЦ РАН касаются респондентов, составляющих «ядро верующих», в наиболее полной мере реализовывающих религиозные практики в своей жизни. 93,7% респондентов в выборке - мусульмане и 69,4% -православные посещают мечети и храмы еженедельно и чаще; 5,1% мусульман и 22,4% православных - раз в месяц и чаще.

Приведенные в статье данные позволяют сделать предварительные выводы относительно основных тенденций выбора религиозной идентичности у носителей ислама, православия и протестантизма на территории Республики Башкортостан: для мусульман приход в ислам в большинстве случаев означает более

глубокое вовлечение в реализацию вероисповедных практик (переход из категории «культурных» либо «периферийных» мусульман в «ядро»), а также обращение в своих экзистенциальных поисках к традиционной для своего этноса (татарского или башкирского) конфессии; для православных также имеет место преимущественно переход из категории «культурных» либо «периферийных» православных в «ядро», однако значительный процент православных респондентов, бывших ранее мусульманами, протестантами и атеистами, свидетельствует о том, что принятие православия в большей степени, чем принятие ислама, является в том числе результатом трансформаций религиозной идентичности. Религиозный выбор как у мусульман, так и у православных в первую очередь определяется первичными агентами социализации -непосредственно матерью и отцом, а также ближайшими родственниками. Первичный выбор вероисповедания бывает осознанным и не осознанным индивидом. Вторичный религиозный выбор может произойти под воздействием различных внутри- и внесе-мейных факторов, но может так и не наступить в течение всей жизни индивида; религиозная идентичность индивида в XX в. представляла собой выбор (или отсутствие осознанного выбора) вероисповедания один раз и на всю жизнь; религиозная идентичность индивида в XXI в. как следствие глобализации, мобильности социальных групп подчас представляет собой совокупность религиозных выборов, что требует дальнейших религиоведческих исследований.

Р.М. Мухаметзянова-Дуггал и Р.Р. Мухамадеева [3] на основе социологических данных анализируют ценностные и нравственные представления о роли религии в жизни верующих Республики Башкортостан, рассматривают государственно-конфессиональные отношения, сферы сотрудничества религиозных организаций с государством, а также проблему миссионерства. Авторы опираются на материалы исследования, организованного и проведенного отделом религиоведения ИЭИ УФИЦ РАН в 2020-2021 гг. В статье показаны результаты анкетирования верующих Республики Башкортостан (активных членов религиозных организаций); обобщены представления о роли религии, дана оценка государственно-конфессиональных отношений; проведен сравнительный анализ мнений по данным вопросам представителей православных и мусульманских общин Республики Башкортостан.

Ислам в республике исповедуют две крупнейшие этнические группы - башкиры и татары, православия придерживаются в ос-

новном русские. Критериями отбора в выборку, репрезентирующую «ядро верующих» православных и мусульман Башкортостана, стали пять показателей религиозного поведения: посещение храма / церкви; исповедь и причастие; чтение Евангелия / Корана; молитва; пост.

Исследователи отмечают, что принцип светскости, общие подходы к осмыслению оптимальной модели государственной конфессиональной политики продолжают быть в центре современных научных и общественных дискуссий. Как показали данные опросов активных членов религиозных объединений, подавляющее большинство верующих (мусульмане - 82,3%, православные -71,0%) признают, что сотрудничество религиозных организаций с государством в различных сферах было бы желательным. Более половины опрошенных (59,8% мусульман и 50,6% православных) считают, что религиозные организации должны влиять на принятие государственных решений. Вместе с тем среди («ядра») верующих есть и сторонники принципа светскости, считающие, что религиозные организации должны работать только в сфере удовлетворения религиозных потребностей (верующих) людей (40,7% мусульман, 40,0% православных) или вообще не должны вмешиваться в общественную жизнь (13,7% мусульман, 14,8% православных).

Выделенные в статье аспекты в масштабах населения России, поделенного на четыре группы (последователи православия, ислама, внеконфессионально-религиозные лица и атеисты), исследовались в рамках общероссийского опроса Институтом социологии РАН в 2014-2015 гг. Согласно результатам данного опроса, 30% россиян (28% православных, 24% мусульман, 46% внекон-фессиональных верующих, 42% атеистов) являются сторонниками принципа светскости. Среди сфер, в которых деятельность религиозных организаций могла бы быть наиболее позитивной, верующие Башкортостана на первое место поставили духовно-нравственное воспитание людей, а также милосердие и благотворительность; на третьем месте: у мусульман - разрешение межнациональных разногласий, у православных - сохранение культурного наследия; на четвертом: у мусульман - сохранение культурного наследия и образование, у православных - образование. Шкала приоритетов в определении сфер позитивной деятельности религиозных организаций у мусульман и православных практически совпадает.

Что касается оценки верующими республики государственной конфессиональной политики на федеральном уровне, ответы демонстрируют, что более чем половина опрошенных мусульман (65,5%),

так же как и православных (52,2%), считают её позитивной, нейтральной или терпимой. В ходе исследования изучена проблема миссионерства и прозелитизма в качестве деятельности по распространению и обращению в ту или иную религию лиц, исповедующих другую религию, в том числе в регионах, для народов которых данная религия не является традиционной. Согласно мнению 56% верующих - регулярных членов религиозных организаций, препятствий для распространения религиозного мировоззрения быть не должно, а мировоззренческий выбор - личное дело каждого, при этом и мусульмане, и православные солидарны в ответе на данный вопрос. В то же время 14% респондентов придерживаются точки зрения, согласно которой распространение нетрадиционных религий связано с усилением конфликтности. Обеспокоенность этой проблемой демонстрируют и мусульмане - 15,3%, и православные - 11,8% .

Цивилизационные приоритеты при выборе стратегии развития страны отражают следующие суждения: «Россия - особая цивилизация, в ней никогда не привьется западный образ жизни» и «Россия должна жить по тем же правилам, что и современные западные страны». Понимание России как особой цивилизации характерно для 82,6% православных и 62% мусульман, лишь 5,6% православных и 10,9% мусульман поддерживают идею о том, что РФ должна следовать правилам западных стран. В исследовании Института социологии РАН подчеркивается, что с 2005-2015 гг. две трети россиян демонстрируют понимание России как особой цивилизации. Данные результаты свидетельствуют о важной роли общечеловеческих ценностей, общей истории и исторической памяти, общих традиций и ценностных ориентиров. К последним относятся любовь к родному краю, к земле, семье, мирные и добрые отношения с соседями. В полиэтничном и поликонфессиональном Башкортостане подобные представления снижают риски конфликтов на религиозной почве и социальной напряженности.

Отмеченные тенденции подтверждаются результатами исследований, проведенных в Башкортостане Отделом религиоведения ИЭИ УФИЦ РАН по вопросам межконфессиональных отношений. Согласно им, у подавляющего числа респондентов-мусульман (89,1%) и 84,6% респондентов-православных отношение к традиционным религиям не является негативным. Наличие конфликтного потенциала демонстрируют 8,9% мусульман и 15% православных. Отвечая на вопрос: «Какие наиболее острые, по Вашему мнению, проблемы в Республике Башкортостан?» - респонденты

главным образом отметили социально-экономические проблемы: падение нравственности, коррупцию и экономические трудности.

Таким образом, результаты опросов отражают следующие тенденции: религиозные объединения Башкортостана все более стремятся влиять на различные сферы общественной жизни граждан; активными верующими определяются социально значимые сферы деятельности религиозных институтов - это духовно-нравственное воспитание людей, милосердие и благотворительность, сфера культуры и сохранение культурного наследия, а также образование. При этом значительная часть верующих поддерживает принцип светскости и в целом положительно оценивает политику государства в отношении религиозных объединений. Понимание России как особой цивилизации отражает осознание верующими единства поликультурного пространства республики, основанного на общечеловеческих ценностях, общей истории и исторической памяти, общих традициях и ценностных ориентирах, и лежит в русле обновленной Стратегии национальной безопасности РФ, утвержденной в июле 2021 г., где в числе приоритетов помимо необходимости совершенствования обороноспособности и развития экономики страны особый акцент сделан на важности сохранения и защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти.

Религиозные организации Башкортостана

В статье Р.Р. Мухамадеевой [4] рассматривается динамика регистрации религиозных организаций Республики Башкортостан (по данным Минюста России), а также соотношение религиозных организаций по типу конфессии, принадлежности к управлению мусульман, епархии РПЦ, типу населенного пункта, районам и городам РБ, районам Уфы в общем составе всех религиозных организаций, зарегистрированных на территории республики.

Результаты исследований, приведенные в статье, демонстрируют, что пятая часть зарегистрированных на сегодняшний день в Республике Башкортостан религиозных организаций официально оформила собственную деятельность в 2003 г.; мусульманские религиозные организации составили 72,3% всех зарегистрированных религиозных организаций; преобладание мусульманских религиозных организаций среди ежегодно регистрируемых на территории республики религиозных организаций сохраняется. Подавляющее количество православных религиозных организаций

принадлежит РПЦ МП, среди протестантских религиозных организаций пятидесятнических более половины - около 61% (60,5%).

В ходе работы использованы данные сайта Министерства юстиции РФ, в частности информационного портала о деятельности некоммерческих организаций. Полученные сведения легли в основу созданной с участием автора статьи базы данных религиозных организаций Республики Башкортостан, зарегистрированных с 7 мая 1999 по 23 сентября 2019 г., отражающей сведения по следующим критериям. 1. Конфессиональная принадлежность религиозной организации: ислам, православие, протестантизм, католицизм. 2. Духовное управление мусульман: Центральное духовное управление России (ЦДУМ), Духовное управление мусульман Республики Башкортостан (ДУМ РБ). 3. Епархии Русской православной церкви: Уфимская, Салаватская, Нефтекамская, Бирская. 4. Тип протестантской религиозной организации: консервативная, поздняя, пятидесятники. 5. Тип населенного пункта: город, село, деревня, поселок городского типа, закрытое административно-территориальное образование (ЗАТО). 6. Города Республики Башкортостан.

По состоянию на 23.09.2019 г. в РБ зарегистрировано 1683 религиозные организации. Автор констатирует, что пятая часть зарегистрированных на сегодняшний день в республике религиозных организаций официально оформила собственную деятельность в 2003 г. Одной из причин данного явления стало вступление с 1 июля 2002 г. в силу Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», который изменил порядок регистрации компаний. Практически 60% (58,7%) зарегистрированных в 2003 г. религиозных организаций составили мусульманские религиозные организации, 31,4% - православные, около 10% - протестантские. В последующие годы преобладание мусульманских религиозных организаций среди ежегодно регистрируемых на территории Башкортостана религиозных организаций сохраняется. Статистические данные Минюста коррелируют с данными социологических исследований, в ходе которых выявлено, что большая часть населения республики разделяет ислам.

В целом в структуре всех зарегистрированных на территории Республики Башкортостан религиозных объединений лидирующую позицию занимают мусульманские религиозные организации, затем православные, протестантские и католические религиозные организации. Мусульманские религиозные организа-

ции составили 72,3% всех зарегистрированных религиозных организаций. 41,7% относятся к ЦДУМ РФ, 56,3% - к ДУМ РБ.

Автор рассматривает динамику регистрации религиозных организаций в Министерстве юстиции РФ по Республике Башкортостан с 1999 по 2019 г. Согласно данным социологического мониторинга, около 42% всех зарегистрированных в городах РБ религиозных организаций находятся в Уфе, 8% - в Стерлитамаке, по 6% в городах Нефтекамск и Октябрьский, другие города составили менее 5%. Из всех зарегистрированных в районах РБ религиозных организаций больше всего расположены на территориях Баймакского (4,6%), Аб-зелиловского (3,9%), Туймазинского (3,5%), Кармаскалинского (3,1%), Уфимского (3,0%) районов; меньше всего зарегистрированных - в Кигинском и Мишкинских районах (по 0,6%).

Сведения о динамике и структуре религиозных организаций являются основой для понимания религиозных организаций как социальном явлении, они необходимы для взаимодействия органов государственной власти и религиозных организаций, выстраивания концепции развития религиозных организаций на территории Республики Башкортостан, а также понимания проблем и причин реализуемой религиозными организациями деятельности.

Государственно-конфессиональная политика РБ

В статье советника по государственно-конфессиональным отношениям при Главе Республики Башкортостан, старшего преподавателя Башкирского ГУ Р.Д. Карамышева [5] рассматривается механизм реализации государственно-конфессиональной политики республики. По состоянию на 01.01.2020 г. в ней действуют 14 религиозных центров, 2050 религиозных объединений различных конфессий, в том числе 1686 религиозных организаций и 364 религиозные группы. На территории Башкортостана находятся 1433 мусульманских религиозных объединения, которые поделены между двумя духовными центрами: ЦДУМ России во главе с Верховным муфтием Талгатом Таджуддином (объединяет 644 общины) и ДУМ РБ (муфтий Айнур Биргалин, включает 789 общин). На территории республики расположено 1057 типовых мечетей и 181 приспособленное под мечети здание, 228 типовых православных храмов и 92 приспособленных под храмы помещения, 45 культовых зданий и приспособленных помещений иных конфессий. Всего, без учета мелких единичных групп, в Башкортостане действует 20 различных вероисповедальных направлений.

Государственно-конфессиональные отношения (ГКО) в современной России предполагают наличие взаимоотношений государственных (федеральные и органы власти субъектов РФ) и муниципальных институтов (органы местного самоуправления), министерств и ведомств с верующими и их религиозными объединениями. Как отмечает автор, государственно-конфессиональные отношения до сих пор не имеют единой концепции, несмотря на многочисленные попытки её выработать. С правовой точки зрения модель ГКО в России можно определить как сепарационную, т.е. религия отделена от государства. Но являясь важным регулятором общественных отношений, религия не может быть отделена от общества, и с точки зрения современных политических реалий модель ГКО в России всё более приближается к модели кооперационной (сотрудничество). Государство сегодня рассматривает лояльные ему религиозные объединения как своих союзников и коллег в реализации важных направлений социальной и внутренней политики, в том числе: в организации и поддержке позитивных социальных действий, работе с малоимущими и нуждающимися, молодёжью, военнослужащими и лишёнными свободы, в профилактике и борьбе с негативными социальными явлениями (алкоголизм, наркомания, преступность), а также экстремизмом, терроризмом и радикализмом в религиозной среде.

Основными целями современной государственно-конфессиональной политики в республике являются: соблюдение федерального и республиканского законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях; организация необходимого взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с религиозными объединениями; развитие государственно-конфессионального сотрудничества; сохранение межконфессионального мира и согласия; гармонизация межконфессиональных отношений.

На современном этапе наибольшую роль в конфессиональной сфере Башкортостана продолжает играть государство посредством реализуемых им направлений внутренней политики. Вопросами реализации государственно-конфессиональной политики занимается Совет по государственно-конфессиональным отношениям при Главе Республики Башкортостан. В числе главных задач Совета: укрепление межконфессионального согласия; формирование равного отношения государственных органов и должностных лиц к религиозным организациям разного вероисповедания; организация методической и консультативной помощи по вопросам

ГКО органам государственной власти, местного самоуправления и религиозным объединениям. Одним из основных направлений деятельности Совета является повышение эффективности государственной политики в сфере ГКО и расширение взаимодействия с религиозными объединениями. Задачами Совета также являются: проведение системной работы с духовенством, оказание помощи в вопросах развития религиозного образования; участие в проведении курсов повышения квалификации для государственных и муниципальных служащих по вопросам совершенствования ГКО; поддержка религиозных и светских СМИ, освещающих историю, культуру и деятельность религиозных объединений; поддержка профильных научных исследований; противодействие проявлениям экстремизма, терроризма и распространению радикальных идеологий в религиозной среде на территории республики. Совет проводит постоянный анализ и мониторинг религиозной ситуации в Башкортостане, участвует в организации межведомственного взаимодействия. В рамках реализации государственно-конфессиональной политики Совет опирается на комиссии по вопросам государственно-конфессиональных отношений и взаимодействию с религиозными объединениями, действующие в муниципальных районах и городских округах (всего 70 комиссий). В состав комиссий наряду с представителями конфессий входят работники органов государственной власти, силовых ведомств, СМИ, научных кругов, образования и культуры, предприятий и организаций. Основными направлениями работы комиссий являются организация сотрудничества религиозных объединений и верующих с органами власти, противодействие распространению ксенофобии и экстремизма на религиозной почве, предотвращение (мирное разрешение) конфликтных ситуаций в сфере внутриконфессиональных и межрелигиозных отношений.

Советом реализуется трехуровневая система религиозного мониторинга и оперативного реагирования на конфессиональные конфликты по следующей схеме: Комиссия - Глава муниципального образования - Совет по ГКО - руководство Республики Башкортостан. Кроме того, Советом уделяется особое внимание сбору информации о религиозной ситуации через экспертов, лидеров общественного мнения, научное сообщество и иных источников, в том числе результатов системы мониторинга ФАДН в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций. Межконфессиональные отношения продолжают оставаться в зоне особого внимания государства, так как эти отноше-

ния могут оказывать существенное влияние на состояние общества, а в периоды их обострения могут являться фактором как стабилизации, так и дестабилизации социально-политической ситуации.

В Республике Башкортостан межконфессиональное взаимодействие в сфере сотрудничества с органами государственной власти и местного управления развивается в русле подписанного в 2015 г. Соглашения о социальном партнёрстве между Республикой Башкортостан и основными конфессиями, которые сегодня наполняются реальным содержанием. Духовным лидерам (основных) конфессий предоставлена возможность регулярных выступлений на телевидении, в республиканских электронных и печатных СМИ. Ведется выпуск духовно-просветительских телепроектов «Дорога к храму», «Йома», «Аль-Фатиха» на телеканале БСТ.

В республике выработан и поддерживается язык межконфессионального диалога и сотрудничества. Проводятся ежегодные международные, всероссийские и республиканские конференции, организуемые при активном участии основных конфессий: «Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI века» (ЦДУМ России), «Табынские чтения» (Башкортостанская митрополия РПЦ) и др. Молодёжные конфессиональные организации совместно выступают в значимых социальных проектах. В период действия ограничительных противоэпидемиологических мероприятий (по С0УГО-2019) «Православные добровольцы» Башкор-тостанской митрополии РПЦ, волонтеры ДУМ РБ и ЦДУМ России приняли участие в республиканских акциях «Мы вместе» и «Наша забота», а также организовали адресную помощь нуждающимся. В 2019 г. в ДУМ РБ началась реализация проекта «Развитие добровольческих движений молодежных отделов ДУМ РБ и Уфимской епархии РПЦ», в рамках которого проходят обучающие семинары и встречи молодежных активистов. В 2020 г. прошли мероприятия, посвященные «Дню поминовения и почитания» в республике. Силами волонтерских движений ДУМ РБ и Башкор-тостанской митрополии РПЦ были организованы субботники на общих и вероисповедальных кладбищах, особое внимание уделялось захоронениям участников ВОВ. По инициативе Совета в республике прошли три межконфессиональных молодежных форума с участием делегаций (до 100 человек) верующей молодежи (православные, мусульмане, иудеи). На форумах обсуждались актуальные вопросы волонтерского, спортивного, военно-патриотического движения, профилактики радикализма и экстре-

мизма, проводились соревнования, дискуссии, взаимное посещение храмов и мечетей.

В последние годы в республике осуществляется работа выездных межведомственных лекториев по профилактике экстремизма и радикализма в религиозной среде на базе Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. Работой лекторских групп в течение 2015-2019 гг. ежегодно охватывались 15-20 муниципальных районов и городов. В составе лекторских групп участвовали священники РПЦ, преподаватели Российского исламского университета и имамы ДУМ РБ и ЦДУМ России. По мнению автора статьи, наиболее эффективными с точки зрения поддержания в республике межконфессионального мира и согласия являются формы непосредственного взаимодействия священнослужителей и верующих в различных форумах, акциях, мероприятиях и повседневной жизни, которые необходимо позитивно освещать в СМИ и интернет-пространстве. В результате проводимого ежегодно Советом анализа и постоянного мониторинга религиозной ситуации в республике можно констатировать, что напряженности в области государственно-конфессиональных и межрелигиозных отношений среди жителей, священнослужителей основных конфессий в республике не имеется. Данный вывод подтверждается результатами научных исследований за последние годы. Учеными фиксируется высокий уровень веротерпимости и доверия среди верующих конфессий республики (в 2013 г. - 80% православных и 79,9% мусульман). Многие верующие понимают необходимость проживания в общей стране, высок процент межнациональных браков (20%). Абсолютное большинство опрошенных жителей республики (91,1%) в ходе социологических исследований ГАУ «Центр гуманитарных исследований» Министерства культуры РБ в 2017 г. оценивают отношения между представителями различных религий как положительные (25,5% - доброжелательные, 65,5% - нормальные, бесконфликтные). В 2018 г. положительно оценили межконфессиональные отношения 90,2% респондентов, а в 2019 г. - вновь 91,1%. В 2020 г. результаты исследований ИЭИ УФИЦ РАН также демонстрируют, что у подавляющего числа респондентов (мусульман - 89,1%, православных - 84,6%) отношение к традиционным религиям не является негативным.

Автор подчеркивает, что в межконфессиональном и государственно-конфессиональном взаимодействии отношения строятся во многом исходя из средне- и долгосрочной перспективы развития. Сам характер духовной власти существует в более длин-

ных дистанциях социального времени, а власть иерархов, как правило, пожизненна. Большое значение в этих условиях играет субъективный фактор взаимоотношений духовных лидеров между собой и с чиновниками, отвечающими за ГКО в регионе. Именно поэтому значим уровень квалификации служащих, их знаний и умений, необходимы специальная подготовка и постоянное совершенствование компетенций.

Реализация государственно-конфессиональной политики, заключает исследователь, требует постоянного внимания, серьезной социологической и аналитической работы, координации деятельности органов государственной власти и различных ведомств, организации необходимого взаимодействия с религиозными объединениями и продолжает оставаться достаточно динамичным, весомым инструментом реализации внутренней политики на региональном и федеральном уровне.

Заключение

Республика Башкортостан находится в русле общероссийских тенденций, таких как возрождение духовности и уважения к исторической памяти; признание обществом важной роли религии в жизни многих людей; стабилизация темпов роста числа верующих и религиозных общин; повышение уровня и значимости общегражданской идентичности; тесное сотрудничество государства и религиозных объединений. Результаты исследований свидетельствуют, что у подавляющего числа респондентов (89,1% мусульман и 84,6% православных) отношение к традиционным религиям не является негативным. Вместе с тем наличие конфликтного потенциала демонстрируют 8,9% мусульман и 15% православных, и это вызывает определенную обеспокоенность. Значительное число опрошенных (65,3% мусульман и 67,1% православных) отрицательно относятся к новым религиозным движениям.

Важную роль играет работа по профилактике и предотвращению негативных тенденций, а также по дальнейшему совершенствованию государственно-конфессиональных отношений. Необходимо, считают авторы, повышать квалификацию в области государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений как верующим, духовенству, так и госслужащим, представителям власти, в первую очередь муниципальной, так как именно они на местах в настоящее время несут ответственность за межнациональный и межконфессиональный мир и согласие.

Список литературы

1. Мухаметзянова-Дуггал Р.М. Верующие Республики Башкортостан: этнический состав, идентичность, оценка межконфессиональных отношений // Власть. 2020. Т. 28. № 5. С. 159-163.

2. Кляшев А.Н., Мухамадеева Р.Р. Религиозный выбор мусульман и православных Республики Башкортостан // Известия Уфимского научного центра РАН. История, археология, этнология. 2020. № 4. С. 72-78.

3. Мухаметзянова-Дуггал Р.М., Мухамадеева Р.Р. Представления о роли религии в общественной жизни верующих Республики Башкортостан // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). 2021. № 3(52). С. 27-32.

4. Мухамадеева Р.Р. Религиозные организации Республики Башкортостан: динамика численности // Известия Уфимского научного центра РАН. История, археология, этнология. 2020. № 4. С. 100-105.

5. Карамышев Р.Д. Реализация государственно-конфессиональной политики в субъекте Российской Федерации (на примере Республики Башкортостан) // Власть. 2021. Т. 29. № 1. С. 226-232.

Valentina N. Schensnovich*

The role of religion in interfaith relations

of the Republic of Bashkortostan.

(Analytical review)

Abstract. 160 nationalities and ethnic groups live in the multi-confessional and multi-ethnic Republic of Bashkortostan. There are about 20 different religions and religious groups represented there. Islam and Orthodoxy are the most numerous, their associations make up more than 90% of all religious organizations. The articles on the basis of sociological surveys consider interfaith relations in the republic, positive and negative trends in their development.

Keywords: Republic of Bashkortostan; believers; Moslems; Orthodox; confessional identity; interfaith relations; state-confessional relations; missionary work; religious organizations; Central Spiritual Governance for Moslems of the Russian Federation; CSGM of the Republic of Bashkortostan; ROC.

* Valentina Schensnovich, Research Associate, INION RAS, e-mail: vl-lyuba9@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.