Научная статья на тему 'Роль религии и политики в условиях трансформации западного общества'

Роль религии и политики в условиях трансформации западного общества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
477
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЯ / РЕЛИГИЯ / КАТОЛИЦИЗМ / ПРОТЕСТАНТИЗМ / МОРМОНЫ / ИНДИВИДУАЛИЗМ И КОНФОРМИЗМ / КУЛЬТУРНАЯ ФОРМА / IDEOLOGY / RELIGION / CATHOLICISM / PROTESTANTISM / INDIVIDUALISM AND CONFORMISM / CULTURAL FORM / MORMONISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Любарец А.В.

Данная статья посвящена осмыслению развития религиозно политических процессов и их влияние на общество Запада. Автор анализирует происходящую трансформацию социума в результате этих процессов и изменение ценностных ориентаций в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль религии и политики в условиях трансформации западного общества»

Любарец А.В. ©

Магистрант, кафедра философии, Дальневосточный федеральный университет

РОЛЬ РЕЛИГИИ И ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ЗАПАДНОГО

ОБЩЕСТВА

Аннотация

Данная статья посвящена осмыслению развития религиозно политических процессов и их влияние на общество Запада. Автор анализирует происходящую трансформацию социума в результате этих процессов и изменение ценностных ориентаций в обществе.

Ключевые слова: Идеология, религия, католицизм, протестантизм, мормоны,

индивидуализм и конформизм, культурная форма.

THE ROLE OF RELIGION AND POLITICS IN THE TRANSFORMATION OF

WESTERN SOCIETY

Summary

This article is devoted to the development of religious political processes and their impact on society of the West. The author analyzes the ongoing transformation of society as a result of these processes and the change of value orientations in society.

Keywords: Ideology, religion, Catholicism, Protestantism, Mormonism, individualism and conformism, cultural form.

С.Хантингтон в книге «Столкновение цивилизаций» отмечает довольно интересный с определенной точки зрения исторический факт, что вот уже с 1500 года Западная цивилизация, вобрав в себя достижения “более развитых цивилизаций - ислама и Византии” начинает активно заявлять о себе на средневековой политической арене.[6,64] Далее С.Хантингтон приводит еще один существенный момент, что Запад начинает оказывать, прежде всего, военное и политическое давление на другие цивилизации. Так же С. Хантингтон видимо не без гордости замечает, что Западом на другие цивилизации оказывался военно-культурный прессинг на протяжении 400 лет. В данном случае не надо заниматься самообманом и погружаться, в рассуждения об оказываемой пресловутой культурной потенции развития на другие цивилизации все на самом деле лишено, какого либо романтического ореола. Речь, не шла о несении какой - то культуры в массы, а все было, намного прозаичней резюмирует автор. Роли между цивилизациями распределялись, в одностороннем порядке другим цивилизациям отводилась лишь роль подчинения “западной цивилизации”. [6,66]

Таким образом, виден исторический процесс навязывания Западом своей воли другим цивилизациям в виде экспансии не только военно-силового, но и культурного вектора развития. Процесс имеет двух сторонний характер развития и Ф.Фукуяма по этому поводу приводит такой факт, что культура наукой рассматривается вдобавок к своему смыслу еще как социальная структура и “сводится к значениям, символам, ценностям и идеям и охватывает собой такие феномены, как религия и идеология”. [5,65] Как отмечают исследователи промышленная революция девятнадцатого века создала отрицательный диссонанс в экономике того времени. Экономика была нестабильной, социальные слои менялись и смещались, был своеобразный социальный хаос. Люди теряли старые

© Любарец А.В., 2015 г.

социальные идентификационные представления о самих себе, теряя ощущение, что “означает быть человеком определенной культуры или религиозной группы”.[ 1,212]

В своей книге «Доверие» Ф.Фукуяма анализирует культуру, которая охватывает феномены религии и идеологии делает такое заключение, что сформировалось ошибочное мнение о взаимоотношении культуры и политики. Многие думают, замечает Фукуяма, что культура не подвержена каким либо изменениям и влияниям, в том числе и политическим. Автор приводит такие факты, что на католицизм было в последнее время оказано значительное политическое влияние, вследствие чего католическая культура “пережила значительную «протестантизацию»”. В результате этого процесса разница между протестантским и католическим обществами стала менее заметной. [5,77-78]

Небезынтересный факт приводит и С.Хантингтон в своей книге «Третья волна» о том, что именно американские епископы оказали ключевую роль в решении Второго Ватиканского собора и его “Декларации религиозной свободы (Dignitatis Humanae Personae), которая являла собой «дитя американского опыта и эксперимента»”. Идеологом декларации (Dignitatis Humanae Personae) был американский теолог Джон Кортни Мюррей (1904-1967) стоявший на примирении позиций с одной стороны политического религиозного плюрализма и с другой стороны тотальной цензуры Святого Престола. [7,90]

Опять же процесс влияния религии на политику имеет явный двух сторонний характер, действующий одновременно как в ту, так и другую сторону. Ф. Фукуяма делает вывод о протестантском учении довольно интересный, так как протестанты ставят “под сомнение существующие социальные институты” одновременно формируя новый социальный слой и новые социальные связи, роль самого протестантизма при этом довольно амбивалентная. [5,459] То, что религия влияет, на политическую конъюнктуру факт однозначный. Как пример можно привести, что в Нидерландах “существуют христианские партии католиков и протестантов”. Которые задают тон в деле формирования так называемой много партийности, на политической арене представляя, интересы этнорелигиозных общин. Так в политическом противостоянии между двумя ведущими политическими партиями, если проценты избирателей они делят поровну, наличие третьей партии помогает оттянуть часть голосов и перевесить чашу весов в выборе определенного политического лидера.[10,36] Характерно, что с одной стороны такие католические страны как Франция, Италия, государства Латинской Америки стали колыбелью воинственно настроенных протестантского толка антиклерикальных движений, что это сказывалось на свободе вероисповедания. Под прессингом официальной лютеранской церкви в Швеции в XIX веке “многие шведские баптисты были вынуждены покинуть страну”. [5,468] С. Хангтингтон делает такое высказывание, что в результате того, что любая революция это как правило, разрушение старой системы социальных институтов и порождение на определенном своем этапе новых социальных нормативов выгодных новой политической силе, пришедшей в результате этой революции к власти. Ярким примером тому может послужить «Протестантская дисциплина» заключает Хантингтон, в своем роде “первого крупного революционного движения в западном обществе” охватившего всю Европу в семнадцатом веке. [8,313-314]

С другой стороны политолог П.Ханна резюмирует по этому поводу, что религия или вера это та формирующая сегодняшнее общество компонента, которая “объединяет скорее, чем деньги, власть или родство”. В наше время христианство представляет реальную силу в таких странах как Африка, Латинская Америка, Китай. Так в США анализирует, политолог евангелистические церкви достигли определенного статуса позиционирующегося как мегацеркви исповедующие “веру в мессианские пророчества”. [9, 32] Ф.Фукуяма делает акцент на том, что такие евангелистические мегацеркви как правило, исповедуют именно “протестантско-сектантский тип религии” попавший в Америку вместе с первой волной иммигрантов, среди которых были иммигранты и из Европы.[5,459] Исследователи стоят на позиции, что религия и культура это неотъемлемые взаимодополняющие и зависящие друг друга структурированные системы, так религия зависит от культуры самого региона, а

“культура во многом складывается и функционирует на основе религии”.[12, 57] Интересным фактом является и явное охлаждение к католичеству как политическому инструментарию воздействия на человеческие массы. Хантингтон резюмирует, что к 1990 году католицизм, в отличие от протестантизма попросту был не в силах вынести и донести до людей всей полноты демократических импульсов в тенденции развития передового демократического сообщества. Он католицизм тормозит своим отсталым средневековым консерватизмом развитие жизненно необходимых передовых ключевых для всего общества идей. Это выражается в том, что Ватикан как обуза висит камнем на шее у всего прогрессивного и демократически настроенного передового, современного мирового сообщества. [7,302] Ватикан выступает против и осуждает контроль над рождаемостью, выступает против абортов и женщин священников. Таким образом, вывод по Хантингтону получается совершенно очевидный и не без доли черного юмора, что Ватикан лишает демократию Запада ее трех китов контроля над рождаемостью, абортов и женщин -священников. И как бы парадоксально это не звучало, эти проблемы являются ключевыми и конфликтно спорными в диалоге между теологическим консерватизмом Ватикана и развитым демократическим протестантским, политическим сообществом Запада. [7,302]

Протестантизмом в прямом смысле именно как протестом против устоявшихся культурных традиций пронизана вся система, одним из таких примеров является прямое участие в политическом театре запада религиозного направления сектантского толка мормонов. Так в США они занимают не последние места в руководящих высших политических кругах Америки. Например, при нынешнем президенте США Брюс А. Карлосон являющийся чуть ли не одним из иерархов мормонской церкви возглавлял Национальную разведывательную службу. Он впоследствии был переназначен на должность директора “национального управления военно-космической разведки США”. Другой пример Д.Дарвин тоже мормон назначен после 11 сентября на пост руководителя “всей информационной службы ФБР”. [14] Сделав небольшое отступление, следует отметить, что интересен итоговый вывод, который делает Ф. Фукуяма. Он с заметной долей симпатии рассматривает все тенденции развития протестантизма как в социальном так и политическом аспекте рассматривая самих мормонов в отличии от них самих тоже как протестантов. Автор вообще стоит на том, что все религиозные и этнические группы в итоге усваивают систему ценностей именно протестантов. В результате этот разносортный конгломерат становится мало похожим, на какую - то либо ортодоксальную религиозную деноминацию вследствие чего и происходят расхождения во взглядах по определенным позициям с католической церковью. Фукуяма резюмирует, что характер протестантского именно - сектантства основанный на базе “раскола с некоей установленной институцией” способствует обновлению религиозного духа и хорошо влияет на развитие крепких связей внутри человеческого социума. Но в результате не смотря, казалось, на положительный характер развития человеческое сообщество воспитывается на парадигме постоянного конфликта и раскола с традиционной религией. Человеческий социум воспитывается с заложенным в него сомнением о не доверии, каким либо патриархальным, традиционным, культурным авторитетам, да и собственно власти вообще. Далее наступает самое интересное тот религиозный протестантский бунтарский дух, который этот социум объединял, в единое целое начинает его разваливать изнутри. [5,477-488]

Не смотря, на вышесказанное Ф. Фукуямой мормоны являются не последними людьми, как в ФБР, так и ЦРУ, тон в этом задал, еще не безызвестный патриарх ФБР

Э.Гувер создавая костяк разведки именно из мормонов. Мормоны как и впрочем адепты других сектантских религиозных направлений хорошо владеют различными психологическими приемами убеждений (нейро - лингвистическим программированием), которые по своей специфике в разведке являются вербовкой субъекта. Заслуживающим пристального внимания является (и - это не метафора) то, что мормонские миссионеры, которых можно оценивать как «агентов» присутствуют практически в любой точке земного шара, а одно из положений учения мормонов постулирует вести генеалогическое древо

членов этой секты в виде личного досье. В результате этого как факт имеется и агентурная сеть по всему миру, так и подробнейшее досье на каждого кто в нее вступает и на родственников вступившего. Мормоны принимают активное участие и в различных закулисных тайных сообществах. Надо отметить, что хотя и в самих США мормоны многими идентифицируются как тоталитарная секта, и, тем не менее, мормонами являются и губернаторы, и представители спецслужб. [14] Таким образом, на лицо видны характерные черты сформированного религиозного конгломерата из различных религиозных направлений, в которых этическая сторона явно пасует перед вектором развития в сторону религиозно политизированных идеологических двойных стандартов.

Характер религиозно политического влияния одной системы на другую происходящих на Западе процессов кажется вполне ни чем не примечательным процессом, но это только на первый взгляд. Прежде всего, надо отметить, что на сами процессы оказало, влияние как было выше сказано первое крупное революционное движение в западном обществе в лице протестантизма. Который способствовал, распространению индивидуализма размывая прежний коллективизм присущий ортодоксальному христианству. В результате этой утраты коллективизма как определяет Ф.Фукуяма на примере американского общества, общество стало стоять на позициях ярко выраженного индивидуализма и конформизма. Чему поспособствовал и либерализм. [5,460] Совершенно непонятен энтузиазм Фукуямы по поводу индивидуализма и конформизма. Современные исследования отмечают, что человек с такой формой поведения как конформизм становится автоматизированным, утрачивает самого себя, заменяя собственную личность той личностью и культурой, которую ему смоделировало и навязало общество гегемон. Человек теряет свое «Я». Силы, которые начинают управлять социумом, как правило, обществу не подконтрольны и не отчитываются перед ним, это «четвертая власть», которая манипулирует человеческим сознанием через средства массовой коммуникации, а основной целью является формирование из человека именно конформиста. [10,44] Применяются различные политтехнологи вкупе с научными достижениями, которые по сути уже становятся вчерашним днем, где используются уже ставшие для социума почти архетепичными, различные “символы, стереотипы, стандарты мышления, олицетворяющие победу, поражение или другие оценки”, да и сам политический контекст уже давно претендует на роль управления общественным бессознательным. [3,436] Например, идеи и наработки прикладного характера применения в таком направлении психологии как бихевиоризм. Бихевиоризм основным аспектом своего внимания сделал изучение глубинных процессов как личного, так и общественного характера поведения людей методы которого, начиная с 1950 - 1960 годов активно применяются в политологии. [11,558]

Схожие мотивы в изучении идей воздействия на человеческое общество можно увидеть и в социологии, где сами процессы рассматриваются как “микросоциальные практики” которые как своеобразный интерфейс управления субъектом могут затрагивать, как коллективное бессознательное которое формирует общественное сознание, так и ментальность отдельного индивида. [13,558] Исследователи отмечают, что массмедиа с любого экрана, будь то монитор компьютера или экран кинотеатра или телевизора, основываясь, на последних достижениях социологии и психологии может внедрять в массовое сознание все, что угодно. Под видом искусства, начиная от высокой культуры, документального кино и заканчивая третьесортным чтивом или низкопробным художественным фильмом, подаются трансформированные ценности в псевдокультурном жанре. [2,106] В данном случае исследования показывают, что информация, подаваемая, социуму не отличается высокоинтеллектуальной направленностью, одна лишь не большая ее часть отвечает каким - то разумным познавательным нормам и критериям. По большому счету это, какие - то мутные потоки трудно воспринимаемой индивидом разрозненной информации, где трудно расставлять оценочные акценты. Основной задачей этой бомбардировки сознания является навязывание жизненных стандартов, и ценностей выгодных «кому - то» которые подаются в рекламе, кино, газетах и журналах. [4,19]

Весь социум начинает трансформироваться и состоять из конформистов любующихся своим имиджем, словно в зеркале искаженным декадансом. Под угрозой в лучшем случае изменения уже и сама протестантская этика, сыгравшая не однозначную роль во всем этом обществе зрителей где “символы культуры, ценности перевернуты”. [2, 111] Происходящие размывание затрагивает решительно все, человек становится «гражданином мира» космополитом, дух времени призывает его шире взглянуть на гендерную идентификацию, заставляет его смотреть под другим углом на моральные ценности, делая его апостолом двойных стандартов. Все о чем пророчествовал Э.Тофлер, с определенной долей экстаза в своих футурологиях происходит. Ф.Фукуяма приводит в дополнение к характеристикам общества, которое стоит на позициях конформизма еще массу дестабилизирующих социум деструктивных тенденций основанных на так называемом либерализме, к которому уже пришло время ставить приставку псевдо. Структура всего социума нестабильна и плывет, распад нуклеарной семьи и всего и вся стало современной реалией наших дней, недоверие по отношению людей друг к другу растет в арифметической прогрессии, города переживают упадок и охвачены преступностью. И Запад, словно чумой и проказой в средние века охвачен искусно завуалированным упадком. [5,460]

Литература

1. Букингем. Дж. Что дальше? Путеводитель по будущему, составленный специалистами: Прогноз 50 самых влиятельных экспертов Америки. — М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011. — 351 с.

2. Никитина И.В. Маски массовой культуры. // Человек. - 2004. - №6.

3. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов/А. И. Соловьев. — М.: Аспект Пресс, 2003. - 559 с.

4. Труфанова Е.О. Человек в лабиринте идентичностей. // Вопросы философии. - 2010. - №2.

5. Фукуяма Ф. Доверие. —М.: оОо «Издательство АСТ»,2008. — 730с.

6. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. — М.: ООО «Издательство АСТ»,2003. — 603с.

7. Хантингтон С. Третья волна. Демократизация в конце XX века. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003. — 368 с.

8. Хантингтон С. Политический порядок в меняющихся обществах. — М.: Прогресс-Традиция, 2004. — 480с.

9. Ханна. П. Как управлять миром. — М.: Астрель,2012. — 319с.

10. Политология: Учеб. пособие / И.В. Волкова, Н.К. Волкова, С.Г. Галаганова и др.; Под ред. В.С. Пусько. - 3-е изд., доп. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009. - 88 с.

11. Политология: учеб. / Мельвиль А. Ю. — М.: Московский государственный институт международных отношений. (Университет) МИД России, ТК Велби, Изд - во Проспект. 2008. — 618с.

12. Политическая конфликтология: Учеб. пособие / Под ред. С.Ланцова. — Спб: Питер 2008.— 319 с.

13. Социология политики. Сравнительный анализ российских и американских политических реалий. Учебное пособие. Ашин Г.К., Кравченко С.А., Лозанский Э.Д. — М.: Экзамен, 2001. — 608с.

14. В Америке к власти может прийти тоталитарная секта. Свободная пресса. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: /http://svpressa.ru/politic/article/52117/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.