Научная статья на тему 'РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ В ПОДДЕРЖАНИИ ПОЗИТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ И ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ'

РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ В ПОДДЕРЖАНИИ ПОЗИТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ И ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
194
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ СМИ / ТЕКСТ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / СМЫСЛОТВОРЧЕСТВО / КОММУНИКАТИВНО-КУЛЬТУРНАЯ ПАМЯТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Олешко В.Ф., Олешко Е.В.

В работе анализируются формы и способы функционирования региональных СМИ в контексте формирования позитивной национально-гражданской и этнической идентичности. Во введении рассматриваются новые тренды развития глобальной культуры общества XXI века и сопряженные с ними медийные практики. В основной части на базе результатов тематического мониторинга контента 14 СМИ за 2020-2021 гг. и сравнительного анализа функционального своеобразия конвергентных СМИ Уральского федерального округа выделяются основные тенденции и противоречия творчества деятельности журналистов в данном направлении. Основные обобщающие особенности позволяют, как доказывают авторы, в перспективе разрабатывать модели эффективного формирования гражданской, культурной и этнической идентичности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Олешко В.Ф., Олешко Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF REGIONAL MEDIA IN MAINTAINING A POSITIVE CIVIL AND ETHNIC IDENTITY

The paper analyzes the forms and ways of functioning of regional media in the context of the formation of a positive national-civil and ethnic identity. The introduction discusses new trends in the development of the global culture of the society of the XXI century and associated media practices. In the main part, based on the results of thematic monitoring of the content of 14 media for 2020-2021 and a comparative analysis of the functional uniqueness of convergent media of the Ural Federal District, the main trends and contradictions in the creative activity of journalists in this direction are highlighted. The main generalizing features allow, as the authors prove, in the future to develop models for the effective formation of civil, cultural and ethnic identity.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ В ПОДДЕРЖАНИИ ПОЗИТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ И ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ»

DOI 10.26105/PBSSPU.2021.8.4.007 УДК 070:32.019.51(470.5) ББК 76.0(2Рос-15)

В.Ф. Олешко, Е.В. Олешко

РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ В ПОДДЕРЖАНИИ ПОЗИТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ И ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ*

В работе анализируются формы и способы функционирования региональных СМИ в контексте формирования позитивной национально-гражданской и этнической идентичности. Во введении рассматриваются новые тренды развития глобальной культуры общества XXI века и сопряженные с ними медийные практики. В основной части на базе результатов тематического мониторинга контента 14 СМИ за 2020-2021 гг. и сравнительного анализа функционального своеобразия конвергентных СМИ Уральского федерального округа выделяются основные тенденции и противоречия творчества деятельности журналистов в данном направлении. Основные обобщающие особенности позволяют, как доказывают авторы, в перспективе разрабатывать модели эффективного формирования гражданской, культурной и этнической идентичности.

Ключевые слова: идентичность, региональные СМИ, текст, цифровиза-ция, смыслотворчество, коммуникативно-культурная память.

V.F. Oleshko, E.V. Oleshko

THE ROLE OF REGIONAL MEDIA IN MAINTAINING A POSITIVE CIVIL AND ETHNIC IDENTITY

The paper analyzes the forms and ways of functioning of regional media in the context of the formation of a positive national-civil and ethnic identity. The introduction discusses new trends in the development of the global culture of the society of the XXI century and associated media practices. In the main part, based on the results of thematic monitoring of the content of 14 media for 2020-2021 and a comparative analysis of the functional uniqueness of convergent media of the Ural Federal District, the main trends and contradictions in the creative activity of journalists in this direction are highlighted. The main generalizing features allow, as the authors prove, in the future to develop models for the effective formation of civil, cultural and ethnic identity.

Keywords: identity, regional media, text, digitalization, meaning-making, communicative and cultural memory.

Введение

В условиях глобализации, перманентных социальных и технологических трансформаций, обусловленных в том числе и процессом повсеместной цифровизации контента, одним из наиболее актуальных в современной филологической науке является исследование проблем интериоризации текстов. Причём это касается не только сферы массмедиа, но и литературного творчества, проблематики восприятия художественных текстов.

Исследование выполнено при поддержке гранта РНФ № 19-18-00264 в рамках научного проекта «Цифровизация коммуникативно-культурной памяти и проблемы её межпо-коленческой трансляции».

Ведь вседоступность любых источников, а также не только их традиционный вербализованный характер, но и креолизация как комбинирование в комплексе средств разных семиотических систем, предопределили изменения многих повседневных привычек людей, видоизменили поведение представителей различных поколенческих социумов. Более того, те или иные группы массовой аудитории в современной социологии даже принято при этом делить на так называемые «аналоговое» и «цифровое» поколения в зависимости от навыков овладения медиаобразова-тельными технологиями [21, с. 32-48].

Всё это даёт основание говорить о доминировании новых трендов развития как глобальной культуры общества XXI века, так и массовой культуры, формируемой в том числе при посредстве массмедиа. Причём включенность человека в потребление информационных продуктов не только традиционных СМИ - газет, журналов, радио, телевидения, новых медиа - интерактивных электронных изданий, но и их прямых конкурентов - мессенджеров и социальных сетей, связано с возможностью, а иногда и с прямой необходимостью индивида войти в состав культурного, этнического, профессионального, конфессионального или какого-то другого сообщества. В целом же данного рода активность индивидов способствует их интеграции в формирующуюся цифровую культуру [24], а также накоплению цифрового капитала [10].

Не отрицая позитивный характер влияния данных тенденций на развитие современного российского общества как информационного, вместе с тем, отметим, что эти процессы не лишены противоречий явного или латентного характера. В проведённых авторами статьи исследованиях [16] было зафиксировано, что в современной культуре можно выделить признаки таких важных процессов, как социализация и самоактуализация представителей практически всех групп общества при посредстве различных типологических групп медиа. Данная ситуация позволила сформировать на стыке филологии и коммуникативистики направление исследований, определяющее наиважнейший в условиях глобализации вектор гуманитарных разработок прикладного значения. Речь идет о проблематике цифровизации коммуникативно-культурной памяти и формах, способах её межпоколенческой трансляции [20, с. 906-939]. В результате данного исследования, в частности, выяснилось, что новые коммуникационные практики не только расширили диалоговые возможности современных журналистов, но и в ряде регионов, в том числе мультиэт-ничных, актуализировали проблематику цифрового поколенческого разрыва. Соотнесение полученных нами результатов с выводами учёных, представляющих отечественные и зарубежные научные школы [23], позволяет констатировать, что несовпадение в медийных пространствах данного рода практик может вызывать в дальнейшем всё большее непонимание не только на бытовом уровне, но и характеризовать межпоко-ленческий разрыв при формировании коммуникативно-культурной памяти отдельных социумов или даже нации в целом.

Поэтому в фокусе внимания должна быть одна из наиболее актуальных проблем данной области, а именно - проблема, связанная с исследованием влияния не только федеральных, но прежде всего регио-

нальных СМИ, как тематически и смыслотворчески наиболее близких их аудитории. Ведь именно данная типологическая группа массмедиа в совокупности с зарегистрированными в установленной форме сетевыми изданиями в наибольшей степени, как было выяснено [10], предопределяют факторы формирования в цифровую эпоху позитивной гражданской и этнической идентичности индивидов.

Цель

Исследовательские вопросы, поставленные в данной статье, заключаются в следующем. Во-первых, как с высокой степенью эффективности преодолеть цифровой поколенческий разрыв, учитывая специфику деятельности региональных СМИ? Во-вторых, достаточно ли для этого традиционных ресурсов? Если нет, то какие творческие подходы и технологии необходимо использовать для решения данной задачи?

Материал исследования

Разделение СМИ на локальные, региональные и федеральные, где в качестве основных квалификационных доминант представлены не только конкретное географическое пространство, насыщенное смыслом человеческой деятельности, аудиторные характеристики, а также поведенческие черты индивидов, реализованные под влиянием совокупности конкретных текстов, как свидетельствует новейшая медийная практика, является наиболее значимым для осмысления идентификационных процессов. Поскольку деятельность журналистов федеральных массмедиа постоянно находится в поле зрения исследователей, а локальных (к примеру, корпоративных) предполагает постановку довольно частных / прагматичных исследовательских задач, сформулированных учредителями [11], мы в качестве эмпирической базы определили контент региональных СМИ Уральского федерального округа. Всего за 2020-2021 гг. методом тематического мониторинга были выявлены и проанализированы 124 текста 14 наиболее рейтинговых СМИ, выбранных в соответствии с данными системы аналитики массмедиа и социальных сетей «Медиалогия» [5]. Именно плюралистическая медиасреда УрФО, включающего шесть субъектов РФ, как можно сделать вывод, является уникальным объектом системных исследований представителей различных научных направлений [9, с. 92-101], позволяющим выявить фундаментальные факторы построения мультикультурного сообщества.

Результаты и обсуждение результатов исследования

Отметим, что аспект определения роли СМИ конкретного региона в поддержании позитивной гражданской и этнической идентичности, также продуктивного межпоколенческого общения, прежде всего в практическом плане, до сих пор представлен в научной литературе достаточно редко. Вместе с тем, характер дискуссий по данной теме и близкой ей тематике [1] свидетельствует об актуальности проблематики, а взаимосвязь многих элементов обсуждения с темой формирования «цифрового капитала» общества предопределяет прикладную ценность проведенного исследования.

Период социальных ограничений, предпринятых в России из-за ко-ронавирусной пандемии с марта 2020 года, внёс значительные изменения в информационную повестку анализируемых СМИ [4]. Но концептуально

векторы творческой деятельности журналистов по сравнению с периодом 2018-2019 гг., как мы выяснили, изменились в незначительной степени.

Идентичность как социокультурную проблему, безусловно, необходимо рассматривать в контексте развития региональной медиасферы в целом. А она, конечно же, должна характеризоваться не только всеобъемлющими технологическими, но и, как мы уже отметили, социокультурными трансформациями. Поскольку, к примеру, следствием нарастания в течение последнего десятилетия противоречий и кризисных явлений в среде функционирования традиционных СМИ и в целом сокращения их влияния прежде всего на молодёжь, стала острая необходимость совершенствования приемов и методов творческой деятельности региональных журналистов. Причём не только за счёт расширения тематической или жанровой палитры транслируемых текстов, как это было явлено на рубеже веков [22], но и меняя алгоритмы взаимодействия с массовой аудиторией. Это касается прежде всего постоянного контроля при посредстве медиаметрик за процессом восприятия публикаций, трансляции контекстных ссылок на них в социальных сетях, расширения способов прямого общения с авторами и т.д.

К тому же перегруппировка аудиторных групп, обусловленная возможностью получения информации практически в режиме реального времени, использование не только сетевыми изданиями, но и традиционными СМИ при посредстве своих медиаплатформ возможностей для трансляции мультимедийных текстов в режиме 24/7 и прямого диалога, предопределила переключение внимания представителей властных структур и перераспределение финансовых потоков рекламодателей на те из них, кто в большей степени учёл эти факторы в своей профессиональной деятельности.

Вместе с тем, проведённый нами анализ свидетельствовал, что далеко не все массмедиа Уральского федерального округа, в том числе и Югры, учитывают в полном объёме имеющиеся возможности конвергентной журналистики. В первую очередь это касается взаимодействия СМИ низового уровня (городских и районных изданий) с представителями их реальной и потенциальной аудитории в возрасте до 35 лет, отток которой за последние пять лет составил более 80 % [15, с. 507-516]. Одним из следствий этого процесса можно назвать то, что исследователи региональных СМИ всё чаще стали фиксировать факт снижения их роли в формировании гражданской идентичности представителей данных социумов [13, с. 19-29].

Идентичность как социокультурная проблема, предопределяющая осознание отдельным индивидом или представителями той или иной группы в целом «непрерывности и тождественности во времени» (по Д. Локку), проявляется в разных формах и на разных уровнях. Причём медиатизация повседневных коммуникаций в цифровую эпоху как сближает людей с помощью технологий, устраняющих прежние комплексы краткого времени «жизни информации» или ограничения «географии её трансляции», так и разъединяет - всё чаще заменяя живое общение людей виртуали-зированным. Новейшая практика также свидетельствует: осознание себя

в качестве члена любой общности как «смысл себя» (С. Хантингтон), ответ на вопрос «В чём моя уникальность?» в условиях цифровой эпохи чаще всего невозможно осуществить без учёта влияния современных информационных технологий, конкретно - всей совокупности массмедиа и социальных сетей. Но, если традиционные СМИ оказываются на периферии внимания массовой аудитории, процесс самоидентификации её представителей в ряде случаев становится социально неуправляемым. Ведь являясь своего рода медиатором, соединяющим в том числе и разные поколения, СМИ не просто системно представляют аудитории тексты отдельных субъектов информационной деятельности, но и непосредственно влияют на региональную / социокультурную / этническую самоидентификацию представителей своей аудитории как во многом уникально формируемого социума.

Региональная идентичность как объективное состояние, предполагающее гармоничное сочетание индивидуального и общественного (прежде всего на уровне различных форм включенности индивида в конкретные региональные социумы), находит отражение, как мы отмечали, в текстовой палитре не только СМИ, но и индивидуальных коммуникаторов, в частности гражданских журналистов и блогеров. Поэтому медийную повестку дня в цифровую эпоху всё чаще можно характеризовать как отражающую процесс субъективизации реальности. Аудитория устает от изобилия контента, а журналисты и блогеры борются за её внимание с помощью максимальной радикализации подачи, то есть стремясь всеми способами заставить воспринимать транслируемые ими тексты. Ведь без этого не срабатывают алгоритмы дистрибуции. И, если массмедиа акцентируют внимание на форме подачи и расширении тематической и жанровой палитры текстов, то у современных блогеров это находит выражение в стремлении транслировать свою жизнь в формате непрекращающегося онлайна и стримов - с переживаниями, житейскими радостями и маленькими трагедиями, с рассказами об успехе и неуспехе, а также, конечно, с подробным повествованием о разочарованиях в окружающих тебя людях.

«Да, в этой экономике хаотичного, разогнанного до беспредела внимания главной ценностью становится не оперативность, не качество, не достоверность, не фактчекинг. А ведь именно на них основывалась медиаиндустрия долгие годы. Ими раньше доказывали инвесторам свою успешность. Теперь же главной ценностью становится вот что: о тебе говорят, ты заметен», - делают вывод медиаэксперты журнала «Журналист» [7]. А поскольку публика пресытилась скандалами с участием «звёзд» федерального масштаба, то некоторые из блогеров в погоне за вниманием идут на самый радикальный шаг - в любом региональном событии видеть только негативные последствия, взывая тем самым к явным или латентным / потенциальным протестным действиям.

И отнюдь не «раскачивание» политической ситуации в регионе, и не борьба за справедливое решение острого вопроса были, к примеру, мотивами действий журналистов некоторых сетевых изданий и подавляющего большинства блогеров при освещении протестных акций, связанных со строительством храма на месте сквера в Екатеринбурге [3],

не желание поддержать или осудить действия опального, подсудного главы г.п. Белый Яр Сургутского района [1] определяло всё новое и новое обращение к истории жизнедеятельности Елены Никифоровой. Эти и многие другие яркие информационные поводы можно рассматривать в том числе и как примеры эффективного формирования базы лояльной к конкретным коммуникаторам аудитории. Ведь явно это проявилось и в медийном «противостоянии» сторонников и противников вакцинации против Covid-19, когда манипулятивные технологии блогеров были реализованы на уровне ничем не подкрепляемых, кроме эмоционального давления, бытовых «страшилок» [14, с. 35-44].

Проблема же в том, что, если традиционные СМИ и тексты журналистов-профессионалов оказываются на периферии внимания массовой аудитории, процесс формирования не только медийных предпочтений, но и поведенческих реакций её представителей становится социально неуправляемым, как это неоднократно уже случалось в новейшей истории России, когда школьники оказывались втянутыми в массовые про-тестные действия [6]. Ведь любая «управляемая подсистема организуется согласно основным определениям общественной жизни (принципам социальности, культурно-цивилизационным нормам, стандартам естественности общественного сознания и т.д.), это способствует управляемости всей общественной системы». В противном же случае, следствием «<...>выступает рост процессов социальной энтропии, проявляющейся в деградации основных параметров жизнеспособности общества» [12, с. 30-32].

Априори можно утверждать, что именно социальному институту журналистики в целом и СМИ, в частности, предписано реализовать функцию поддержания позитивной гражданской и этнической идентичности. Конвергентность как возможность использовать одновременно нескольких технологических средств, а мультимедийность как способ выразить при этом различные смыслы событий и фактов, сегодня напрямую влияют на эффективность массмедийной деятельности. Данного рода задача наиболее трудная в условиях повсеместной медиатизации. Поэтому мы попытались зафиксировать хотя бы основные тенденции. Для этого сравнили результаты социологических исследований, полученных нами при анализе контента региональных СМИ за период с 2017 по 2019 гг. [16], с теми, что характеризуют её сегодня. Классифицированы по основным группам измерения были прежде всего показатели интеграционной функции массмедиа как наиболее значимые для процессов идентификации и рефлексии представителей массовой аудитории. Учитывая, что рефлексивный подход на современном этапе является актуальной научной проблемой с точки зрения прогнозирования и моделирования поведения представителей различных социумов, а также социального управления данным процессом, можно доказательно утверждать, что таким образом выявляются основные механизмы формирования аудиторных предпочтений под влиянием факторных характеристик информационного общества (Табл. 1).

Таблица 1

Сравнительный анализ функционального своеобразия конвергентных СМИ УрФО**

Измерения Адресовано обществу в целом Адресовано аудиторной группе

Период 2017-2019 2020-2021 2017-2019 2020-2021

анализа

Распростра- Экономика Экономика Адресная со- Адресная соци-

нение акту- (90%)11, по- (78%), полити- циальная те- альная тематика

альной ин- литика (82%), ка (87%), рас- матика (88%), (67%), крими-

формации распростра- пространение криминальная нальная тема

нение общего общего знания тема (55%), (44%), развлече-

знания (58%), (52%), культура развлечения ния (77%), обра-

культура (39%) (51%), обра- зование (41%)

(36%) зование (34%)

Формирова- Социальный Социальный Артикуляция Артикуляция

ние контроль: контроль: дея- интересов интересов раз-

публичной деятельность тельность по- различных личных социумов

сферы политиче- литических, социумов (60%), традиции,

ских, админи- администра- (74%), тради- нормы поведения

стративных, тивных, судеб- ции, нормы (46%), социаль-

судебных ор- ных органов поведения ные санкции

ганов (93%) (73%) (58%), социальные санкции (39%) (89%)

Нормативно- Нормативная Нормативная Терминаль- Терминальные

ценностное регуляция в регуляция в ные ценности ценности (то, что

измерение различных различных сфе- (то, что осо- особенно важно):

сферах (69%), рах (81%), меж- бенно важно): здоровье, без-

межкультур- культурные здоровье, без- опасность, лич-

ные комму- коммуникации опасность, ностная иденти-

никации (42%), тема личностная фикация (98%),

(48%), тема нравственно- идентифика- сохранение и

нравственно- го/морального ция (88%), поддержание

го/моральног выбора (36%) сохранение и групповых норм

о выбора поддержание (40%)

(37%) групповых норм (46%)

Конструиро- Предельная Предельная Локальный Локальный ха-

вание степень но- степень новиз- характер ти- рактер типичного

реальности визны ин- ны информации пичного со- события или

формации (97%), кон- бытия или факта (56%), ак-

(90%), кон- фликтный по- факта (84%), туальность и ре-

фликтный тенциал собы- актуальность курсивность/

потенциал тия (84%), и рекурсив- неоднократный

события акцентуация ность/ неод- возврат к проис-

(66%), акцен- одной и той же нократный шедшему (36%),

туация одной тематики для возврат к нарушение раз-

и той же те- формирования происшедше- нообразных норм

матики для общественного му (57%), и оценка данных

формирова- мнения/ отно- нарушение фактов автори-

ния обще- шения к кон- разнообраз- тетным для груп-

ственного кретным фак- ных норм и пы актором

мнения/ от- там или оценка дан- (57%)

ношения явлениям (64%) ных фактов

к конкретным авторитет-

фактам или ным для

явлениям группы акто-

(32%) ром (37%)

Везде в % от общего количества проанализированных нами публикаций (без деления по типам массмедиа).

Измерения Адресовано обществу в целом Адресовано аудиторной группе

Период 2017-2019 2020-2021 2017-2019 2020-2021

анализа

Репрезента- Распростране- Распростране- Стимулирова- Стимулирова-

ция массме- ние личност- ние личност- ние расшире- ние расшире-

диа ной информа- ной информа- ния диалого- ния диалого-

ции о ции о вых вых

журналистах и журналистах и возможностей возможностей

активное ис- активное ис- массмедиа/ массмедиа/

пользование пользование субъект- субъект-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ими блогосфе- ими блогосфе- субъектных субъектных

ры (66%), ры (92%), отношений отношений

брендирование брендирование СМИ и аудито- СМИ и аудито-

как способ как способ рии (77%), ин- рии (66%), ин-

продвижения продвижения формация об формация об

положительно- положительно- организацион- организацион-

го имиджа мас- го имиджа мас- но-массовых но-массовых

смедиа(45%) смедиа (64%) мероприятиях мероприятиях

(47%), кон- (44%), кон-

структивный и структивный и

рекоменда- рекоменда-

тельный ха- тельный ха-

рактер публи- рактер публи-

каций (38%) каций (89%)

На основании данных анализа текстов СМИ региона, включенных в выборку, можно сделать вывод, что именно двунаправленный характер их функционирования и трансляции текстов предполагает удовлетворение информационных потребностей представителей отдельных социумов и общественной системы в целом. Об этом свидетельствует тот факт, что журналисты при распространении актуальной информации акцентируют внимание прежде всего на формировании публичной сферы, артикулируя интересы различных аудиторных групп, что в теории журналистики рассматривается как организация диалоговых отношений.

Вместе с тем, можно предположить, что в том случае, когда адресность контента массмедиа предопределена лишь однонаправленными интенциями акторов, есть большая доля вероятности возникновения дисфункциональности информационной деятельности в целом. Это проявляется либо в системном отторжении тех или иных ресурсов СМИ, либо в снижении авторитета мнений отдельных индивидуальных коммуникаторов для человека, его окружения или даже целых социальных групп. Сравнительный анализ контента, представленного в 2017-2019 и 2020-2021 гг., позволил выявить и ряд тревожных тенденций. Так, количество текстов, в которых отражена адресная социальная тематика, снизилось с 88 % до 67 %, контента нормотворческого характера стало меньше на 12 %, в то же время число публикаций на тему социальных санкций (как правило, информационно-репрессивного содержания или с отсылкой к тем законодательным актам) выросло с 39 % до 89 %, отражающих нормативную регуляцию в различных сферах - с 69 % до 81 %.

Способы преодоления информационной дисфункциональности региональных СМИ в цифровую эпоху, в том числе и при формировании коммуникативно-культурной памяти представителей разных поколений,

на наш взгляд, сегодня необходимо изучать не только в контексте выявления и преодоления откровенно пропагандистских или манипулятив-ных интенций акторов, как это чаще всего происходит [18]. Рост числа публикаций (с 88 % до 98 %), отражающих терминальные ценности представителей различных групп массовой аудитории, как мы выяснили, обусловил, к примеру, не только факт естественно повышенного внимания людей в период пандемии Covid-19 к своему здоровью Акцентуация этой, а также другой актуальной тематики для формирования общественного мнения или отношения к конкретным фактам или явлениям (рост с 33 % до 64 %) отражает тенденцию поиска журналистами способов аффилиации медийной повестки СМИ с тем, что активно обсуждается в социальных сетях. Особенно наглядно это проявляется, как свидетельствовал наш анализ, при освещении фактов нарушения людьми разнообразных этических норм и оценка данных фактов авторитетным для аудиторной группы актором - рост с 37 % до 57 %.

Наше исследование также подтвердило вывод о том, что для региональных массмедиа в организационном плане главную трудность при реализации эффективной информационной политики представляет фактор ограниченности творческих и профессионально-кадровых ресурсов [19]. В связи с чем, особую ценность сегодня представляет поиск и обобщение апробированных на практике креативных технологий. Так, к примеру, как можно было наблюдать в процессе сравнительного анализа контента, весьма эффективны для большинства СМИ, по сравнению с периодом трёх-пятилетней давности, были методы распространения личностной информации о журналистах изданий и активное использование ими блогосферы, брендирование как способ продвижения положительного имиджа массмедиа, активизация сотрудничества не только с гражданскими журналистами и влогерами (видео-блогерами), но и с очевидцами событий, и ряд других.

Новейший период развития региональных СМИ как важнейших субъектов поддержания позитивной гражданской и этнической идентичности характеризуется также трансформацией их тематической и жанровой палитры. Можно привести только один пример. Еще два-три года назад наиболее обсуждаемыми теоретиками журналистики темами было активное развитие жанра лонгрида и сторителлинга. Но быстро выяснилось, что для создания качественных лонгридов нужны хорошая профессионально-технологическая подготовка, опыт журналистской деятельности, а также это требует материальных затрат и много времени на его формирование и сопровождение. Что же касается сторителлинга, то, помимо всего вышеназванного, нужно ещё в повседневной повестке дня находить и выделять то, что зачастую под силу только опытному беллетристу. К тому же, по мнению медиаэкспертов, «того, что происходит в новостях, уже не хватает для удержания внимания аудитории. Да, все время в мире что-то происходит, но это не так захватывающе, как условный перевал Дятлова. Поэтому для многих неновостных редакций, которые строят свою стратегию на фичерах, спасением может стать майнинг, добыча историй о том, что уже произошло давно, где-то есть в архивах, но описано это не так круто, как могло бы» [7].

Жанровая и тематическая трансформация контента традиционных СМИ и новых медиа позволяет по-новому взглянуть на процесс ассимиляции творческих технологий, используемых журналистами-профессионалами, фрилансерами и активными авторами социальных сетей. Выбрав наиболее показательные из них, мы дифференцировали факторы эффективной творческой деятельности следующим образом (Табл. 2):

Таблица 2

Факторы эффективной творческой деятельности

Категория анализа Характер предпочтений

Традиционный подход Творческие инновации

Информационные жанры Рубрика, привычное место расположения, краткое изложение. Объёмный заголовочный комплекс, наличие креолизован-ных текстов, есть контекстные ссылки.

Привлекает внимание Уникальность события. Объективное, разностороннее освещение случившегося.

Запоминается «Это имеет отношение ко мне или близким мне людям». Привлечение экспертов, полемика с известными акторами соцсетей.

Аналитические жанры Ярко выраженный субъективный анализ, использование официальной статистики. Мультимедийный характер контента, диалогичность рассуждений, использование data-данных.

Привлекает внимание Идентифицирующий признак связан с информацией о региональной политике, этно-конфессиональной проблематике, экономике личного благосостояния, морально-нравственных ценностях современного общества. Идентифицирующий признак связан с информацией об об-щецивилизационных или гло-балистских доминантах развития и саморазвития личности, о новых образовательных технологиях, о профессиональном становлении.

Запоминается Вовлечение аудитории в обсуждение, дискуссии, визуализированные Stories (истории реальных людей). Чек-листы, сборники полезных сервисов, инструментов, статей, цитаты, популярные мемы.

Нарративные / публицистические жанры Презентация в традиционных жанрах зарисовки, очерка, эссе, рецензии. Максимально облегчённый стиль публикаций, обращение к массовой аудитории как к соавторам.

Привлекает внимание Приоритет тематически узконаправленным изданиям и уже достаточно известным авторам. Постоянный поиск тематической новизны в текстах и мес-седжах, транслируемых для смартфонов.

Запоминается Жанры «сладких воспоминаний», тексты рефлексирующих авторов, неназойливо развлекающий вас контент Использование авторами Instagram Stories, анонс с ярким заголовком, ссылки по которым можно найти полный текст нужного материала.

Как свидетельствует практика, развитие тенденции мультикульту-рализма в мировой политике с непреложностью актуализирует в современной России и её регионах процесс формирования позитивной гражданской и этнической идентичности. Это обусловлено прежде всего факторами, которые в условиях глобализации, интегративных процессов определяют характер противоречий межпоколенческих и межэтниче-

ских отношений, мешающих эффективному коммуницированию. Ведь в глобализирующемся мире при посредстве цифровых технологий происходят не только постоянная диффузия и взаимопроникновение культур, но и возрастает стремление противостоять в той или иной форме этим процессам. Этнокультурные различия, к примеру, в таких условиях жестко фиксируются, что может стать почвой для ксенофобии. Именно поэтому региональные СМИ в рамках традиций нормативной теории социальной ответственности должны взять на себя роль субъектов, определяющих направления смыслотворческой деятельности медиа. Вместе с тем, мы отметили, что развитие данного вида взаимосвязей журналистов и представителей массовой аудитории, а также перманентно растущее влияние глобальной Сети не только как источника новостей, но и как канала манипуляций, предопределило возникновение большого числа проблемных ситуаций и противоречий.

Проведенное нами исследование свидетельствует, что эффективная творческая деятельность региональных СМИ в поддержании позитивной гражданской и этнической идентичности предполагает четыре основных элемента: построение на базе критериев профессиональной культуры нравственно-этических границ деятельности журналистов; дискурсивное конструирование регионального медийного пространства как пространства диалоговых взаимоотношений; способствование реализации повседневных практик индивидов в контексте межкультурного самоотождествления личности и коммуникативно-культурной памяти представителей данного социума; создание, в том числе и при посредстве актуального контента массмедиа, условий благополучию человека при цифровых трансформациях.

Выводы

Развитие тенденции мультикультурализма в мировой политике актуализирует в современной России и её регионах процесс формирования позитивной гражданской и этнической идентичности. Это обусловлено прежде всего факторами, которые в условиях глобализации, интегра-тивных процессов определяют характер межпоколенческих, а нередко и межэтнических противоречий, мешающих эффективному коммуници-рованию. Ведь в глобализирующемся мире при посредстве цифровых технологий происходят не только постоянная диффузия и взаимопроникновение культур, но и возрастает стремление противостоять в той или иной форме этим процессам. Этнокультурные различия, к примеру, в таких условиях жестко фиксируются, что может стать почвой для ксенофобии. Именно поэтому региональные СМИ в многонациональной России в рамках традиций нормативной теории социальной ответственности должны взять на себя роль субъектов, определяющих направления смыслотворческой деятельности медиа.

Вместе с тем, мы отметили, что развитие данного вида взаимосвязей журналистов и представителей массовой аудитории, а также перманентно растущее влияние глобальной Сети не только как источника новостей, но и как канала манипуляций, предопределило возникновение большого числа проблемных ситуаций и противоречий.

Проведенное нами исследование свидетельствует, что эффективная творческая деятельность региональных СМИ в поддержании позитивной гражданской и этнической идентичности предполагает выделение при этом таких доминант анализа, как критерии оценки профессиональной культуры журналистов, дискурсивное конструирование регионального медийного пространства в контексте стимулирования диалоговых взаимоотношений, возможности межкультурного самоотождествления личности потребителя массовой информации в условиях цифровых трансформаций, и ряд других.

Следовательно, региональные СМИ не по умолчанию реализуют функцию коммуницирования представителей массовой аудитории. Журналисты в условиях конкуренции с акторами социальных сетей и другими субъектами информационной деятельности должны для этого прилагать всё большие организационные и творческие усилия. В первом случае -это реализация на практике технологий не только создания и трансляции мультимедийных прежде всего текстов, но и их медийного «сопровождения», т. е. действий, способствующих не только интериоризации контента, но и решению при этом задач сугубо идеологического, маркетингового, имиджевого или какого-то другого характера. Во втором случае - это осуществление работы редакционного коллектива в креативной, постоянно развивающейся среде.

Поскольку, как и любая новая традиция, навыки и медиакомпетен-ции потребления индивидов цифровой эпохи, способствующие поддержанию позитивной гражданской и этнической идентичности, опираются не только на вновь приобретаемые, но и на сложившиеся или апробированные в предыдущем социальном опыте поколений устойчивые привычки, то это предопределяет актуализацию новых исследований в данном направлении. В частности, малоизученной остаётся проблематика последствий, вызванных снижением авторитета социального института чтения. Обсуждение проблемы не только накопления, но эффективной реализации цифрового капитала, также пока не нашло широкого развития в исследованиях теоретиков журналистики. А локальный характер анализа проблематики трансляции коммуникативно-культурной памяти, попытка устранения межполколенческих цифровых барьеров лишь в отдельных регионах, не позволяют сделать выводы системного, расширительного характера в целом по России.

Таким образом, конкретизация получаемого эмпирического материала по этим и другим направлениям не только филологических, но и междисциплинарных исследований, на наш взгляд, может позволить уже в ближайшей перспективе разработать модели эффективного формирования гражданской, культурной, этнической идентичности отдельных граждан или в целом представителей тех или иных социумов. Формула, которую протранслировал Президент России В.В. Путин - «Величие России, достоинство граждан» [цит. по: 2], отражает содержание данных структур и интенциональные состояния основных её субъектов, важнейший из которых - региональные СМИ.

Источники

1. Абдулова К. Отстранённый мэр в ХМАО отправится под суд // URA.RU. Информационное агентство. 1 ноября 2021. URL: https://ura.news/news/1052514344 (дата обращения: 10.11.2021).

2. Гурова Т. Нужна ли современной России идеология? // RG.RU. Российская газета.

27.02.2020. URL: https://rg.ru/2020/02/27/nuzhna-li-sovremennoj-rossii-ideologiia.html (дата обращения: 10.11.2021).

3. Зотова Н., Чиж О., Дергачев В. «Спичка в сухой траве». Почему протестуют российские регионы и что будет дальше // BBS News. Русская служба. 1 февраля 2021. URL: https:// www.bbc.com/russian/features-55893117 (дата обращения: 10.11.2021).

4. Как пандемия коронавируса повлияла на работу российских СМИ. Результаты исследования Союза журналистов России. 12.05.2020. URL: https://ruj.ru/news/kak-pandemiya-koronavirusa-povliyala-na-rabotu-rossiiskikh-smi-rezultaty-issledovaniya-szhr-12200 (дата обращения 10.11.2021).

5. Медиалогия. Мониторинг СМИ и соцсетей [сайт]. URL: https://www.mlg.ru/ratings/ (дата обращения 10.11.2021).

6. Старикова М., Царева М., Сергеев Н. Следствие ведёт молодых. Адвокаты и родители сообщили о допросах школьников в связи с событиями 23 января // КоммерсантЪ.

26.01.2021. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4662530 (дата обращения: 10.11.2021).

7. Тренды новых медиа-2021 в формате Zoom-звонка / Горохова М., Нигматуллина К., Кулаков Е., Пуля В., Корнев М. // Журналист. 2021. № 1. URL: https://jrnlst.ru/trends-2021 (дата обращения 10.11.2021).

Литература

8. Баичик А.В. Массмедиа. Ценности. Конфликт. СПб: Изд-во РХГА, 2020. 248 с.

9. Бенц Д.С. Тренды развития Уральского макрорегиона // Вестник Челябинского гос. ун-та. 2020. № 2 (436). Экономические науки. Вып. 68. С. 97-101. DOI: 10.24411/ 1994-2796-2020-10208

10. Вартанова Е.Л., Гладкова А.А. Цифровой капитал в контексте концепции нематериальных капиталов // Медиаскоп. 2020. Вып. 1. URL: http://www.mediascope.ru/2614 (дата обращения: 10.11.2021). DOI: 10.30547/mediascope.1.2020.8

11. Грабельников В.А. Развитие корпоративных СМИ в новой медиасреде: на примере интернет-портала: дис... канд. филол. наук. М., 2012. 207 с.

12. Григоренко Д.Е. Трансформация общества и его неуправляемость // Среднерусский вестник общественных наук. 2011. № 3. C. 30-35.

13. Енина Л.В. Конструирование дискурсивной идентичности. О понятии российская национально-гражданская идентичность // Проблемы конструирования идентичности россиян в дискурсе СМИ под влиянием концепта «информационная война»: [монография] / О.И. Асташова, Э.В. Булатова, Л.В. Енина и др. / под ред. Э.В. Чепкиной. Москва; Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2017. C. 19-30. 196 с.

14. Олешко В.Ф., Мухина О.С. Медиаграмотность как метод противодействия манипуляциям СМИ на бытовом уровне // Знак: проблемное поле медиаобразования. Научный журнал. 2020. № 2 (36). C. 35-44.

15. Олешко В.Ф., Олешко Е.В. Коммуникативно-культурная память Югры и проблемы её межпоколенческой трансляции в цифровую эпоху: филологический аспект // Вестник угроведения. Т. 10. № 3. 2020. С. 507-516. DOI: 10.30624/2220-4156-2020-10-3-507-516

16. Олешко В.Ф. Олешко Е.В. СМИ как медиатор коммуникативно-культурной памяти [монография] / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2020. 470 с. DOI: 10.15826/B978-5-7996-3074-4.0

17. Олешко Е.В., Олешко В.Ф. Журналистика как диалог культур // Исследования журналистского творчества: современные подходы. Памяти А.А. Тертычного : колл. моногр. / отв. ред. О.В. Смирнова. М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2021. C. 73-92.

18. Пропагандистский дискурс в условиях цифровизации / Науч. ред. В.А. Ачкасова, Г. С. Мельник. СПб.: СПбГУ, 2021. 502 с.

19. Профессиональная культура журналиста в условиях медиатрансформаций : [монография] / под ред. М.А. Мясниковой ; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2020. 236 с.

20. Саймонс Г.Д. Цифровизация коммуникативно-культурной памяти и проблемы её меж-поколенческой трансляции: методика междисциплинарного исследования / Г.Д. Саймонс, М.Ю. Мухин, В.Ф. Олешко, А.С. Сумская // Коммуникативные исследования. 2019. Т. 6. № 4. C. 920-939. DOI: 10.24147/2413-6182.2019.6(4).906-939

21. Сумская А.С., Свердлов С.А. «Аналоговое» и «цифровое» поколение аудитории СМИ: роль коммуникативно-культурной памяти в трансформации медиапрактик // Известия Урал. федерал. ун-та. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2019. Т. 25. № 3 (189). C. 32-48.

22. Хафизова В.Р. Трансформация профессиональных ценностей журналистов в условиях медиатизации общества. Дис. ... канд. социол. наук. Екатеринбург, 2021. 150 с.

23. Gladkova, A., Vartanova, E., Ragnedda, M. Digital divide and digital capital in multiethnic Russian society. Journal of Multicultural Discourses. 2020. Vol. 15. N 2. Pp. 126-147. DOI: 10.1080/17447143.2020.1745212

24. Iwabuchi Koichi. Globalization, Culture, and Communication: Renationalization in a Globalized World. Oxford Research Encyclopedia. Communication. 2018. URL: http://communication. oxfordre.com/ view/10.1093/acrefore/9780190228613.001.0001/acrefore-9780190228613-e-631 (дата обращения: 01.11.2021). DOI: 10.1093/acre fore/9780190228613.013.631

Sources

1. Abdulova, K. Otstranyonny'j me*r v XMAO otpravitsya pod sud [The suspended mayor in KhMAO will go on trial]. URA.RU. Informacionnoe agentstvo [URA.RU, News agency], November 1, 2021. Available at: https://ura.news/news/1052514344 (accessed 10.11.2021). (In Russian).

2. Gurova, T. Nuzhna li sovremennoj Rossii ideologiya? [Does modern Russia need an ideology?]. RGRU. Rossiyskaya gazeta, 27.02.2020. Available at: https://rg.ru/2020/02/27/nuzhna-li-sovremennoj-rossii-ideologiia.html (accessed 10.11.2021). (In Russian).

3. Zotova, N., Chizh, O., Dergachev, V. «Spichka v suxoj trave». Pochemu protestuyut rossijskie regiony* i chto budet daFshe ['A match in dry grass". Why are Russian regions protesting and what will happen next]. BBS News. Russkaya sluzhba [BBS News. Russian service], February 1, 2021. Available at: https://www.bbc.com/russian/features-55893117 (accessed 10.11.2021). (In Russian).

4. Kak pandemiya koronavirusa povliyala na rabotu rossijskix SMI. RezuVtaty' issledovaniya Soyuza zhurnalistov Rossii [How the coronavirus pandemic affected the work of the Russian media. The results of the research of the Union of Journalists of Russia], 12.05.2020. Available at: https://ruj.ru/news/kak-pandemiya-koronavirusa-povliyala-na-rabotu-rossiiskikh-smi-rezultaty-issledovaniya-szhr-12200 (accessed 10.11.2021). (In Russian).

5. Medialogiya. Monitoring SMI i soczsetej [Medialogy. Monitoring of mass media and social networks], website. Available at: https://www.mlg.ru/ratings/ (accessed 10.11.2021). (In Russian).

6. Starikova, M., Czareva, M., Sergeev N. Sledstvie vedyot mobdy'x. Advokaty* i roditeli soobshhili o doprosax shkoPnikov v svyazi s soby'tiyami 23 yanvarya [The investigation is conducted by young. Lawyers and parents reported on interrogations of schoolchildren in connection with the events of January 23]. Kommersant, 26.01.2021. Available at: https://www. kommersant.ru/ doc/4662530 (accessed 10.11.2021). (In Russian).

7. Goroxova, M., Nigmatullina, K., Kulakov, E., et al. Trendy* novy*x media-2021 v formate Zoom-zvonka [Trends of new media-2021 in the Zoom-call format]. Zhurnalist [Journalist], 2021, no. 1. Available at: https://jrnlst.ru/trends-2021 (accessed 10.11.2021). (In Russian).

References

8. Baichik, A.V. Massmedia. Cennosti. Konflikt [Mass media. Values. Conflict], Saint-Petersburg, izdatelstvo RXGA, 2020, 248 p. (In Russian).

9. Bencz, D.S. Trendy" razvitiya Ural"skogo makroregiona [Trends in the development of the Ural macroregion]. Vestnik Chelyabinskogo gos. un-ta. E"konomicheskie nauki. Vy"p. 68 [Bulletin of Chelyabinsk State University, Economic Sciences, Issue 68], 2020, no. 2 (436), pp. 97-101. DOI: 10.24411/1994-2796-2020-10208 (In Russian).

10. Vartanova, E.L., Gladkova, A.A. Cifrovoj kapital v kontekste koncepcii nematerial"ny"x kapitalov [Digital capital in the context of the concept of intangible capital]. Mediaskop, 2020, Vy"p. 1. Available at http://www.mediascope.ru/2614 (accessed 10.11.2021). DOI: 10.30547/ mediascope. 1.2020.8 (In Russian).

11. Grabel"nikov, V.A. Razvitie korporativnyX SMI v novoj mediasrede: na primere internet-portala [Development of corporate media in a new media environment: on the example of an Internet portal], PhD Thesis, Moscow, 2012, 207 p. (In Russian).

12. Grigorenko, D.E. Transformaciya obshhestva i ego neupravlyaemost" [Transformation of society and its uncontrollability]. Srednerusskij vestnik obshhestvennyX nauk [Central Russian Journal of Social Sciences], 2011, no. 3, pp. 30-35. (In Russian).

13. Enina, L.V. Konstruirovanie diskursivnoj identichnosti. O ponyatii rossijskaya nacional"no-grazhdanskaya identichnost" [The construction of discursive identity. About the concept of Russian national-civil identity]. Chepkina E".V. (ed.) Problemy' konstruirovaniya identichnosti rossiyan v diskurse SMI pod vliyaniem koncepta «informacionnaya vojna» [The problems of constructing the identity of Russians in the media discourse under the influence of the concept of "information war"], monograph, Moskow, Ekaterinburg, Kabinetny'j uchenyj 2017, pp. 18-30. (In Russian).

14. Oleshko, V.F., Mukhina, O.S. Mediagramotnost" kak metod protivodejstviya manipulyaciyam SMI na by"tovom urovne [Media literacy as a method of countering media manipulation at the household level]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 2020, no. 2 (36), pp. 35-44. (In Russian).

15. Oleshko, V.F. Oleshko, E.V. Kommunikativno-kul"turnaya pamyat" Yugry" i problemy" eyo mezhpokolencheskoj translyacii v cifrovuyu e"poxu: filologicheskij aspect [The communicative and cultural memory of Ugra and the problems of its intergenerational translation in the digital age: philological aspect]. Vestnik ugrovedeniya [Bulletin of Ugric Studies], vol. 10, no. 3, 2020, pp. 507-516. DOI: 10.30624/2220-4156-2020-10-3-507-516 (In Russian).

16. Oleshko, V.F., Oleshko E.V. SMI kak mediator kommunikativno-kuFturnoj pamyati [Mass media as a mediator of communicative and cultural memory], monograph, Ekaterinburg, izdatelstvo Ural. un-ta, 2020, 470 p. DOI: 10.15826/B978-5-7996-3074-4.0 (In Russian).

17. Oleshko, E.V., Oleshko V.F. Zhurnalistika kak dialog kul"tur [Journalism as a dialogue of cultures]. Smirnova O.V. (ed.) Issledovaniya zhurnalistskogo tvorchestva: sovremenny^e podxody\ Pamyati A.A. Terty'chnogo [Journalistic creativity research: modern approaches. In memory of A.A. Tertychny], collective monograph, Moscow, Fakul"tet zhurnalistiki MGU im. M.V. Lo-monosova, 2021, pp. 73-92. (In Russian).

18. Achkasova, V.A., Mel"nik G.S. (ed.) Propagandistskij diskurs v usloviyax cifrovizacii [Propaganda discourse in the context of digitalization], Saint-Petersburg, SPbGU,, 2021, 502 p. (In Russian).

19. Myasnikova, M.A. (ed.) ProfessionaFnaya kuFtura zhurnalista v usloviyax mediatransformacij [Professional culture of a journalist in the conditions of media transformations], monograph, Ekaterinburg, izd-vo Ural. un-ta, 2020, 236 p. (In Russian).

20. Sajmons, G.D., et al. Cifrovizaciya kommunikativno-kul"turnoj pamyati i problemy" eyo mezhpokolencheskoj translyacii: metodika mezhdisciplinarnogo issledovaniya [Digitalization of communicative and cultural memory and problems of its intergenerational translation: methodology of interdisciplinary research]. Kommunikativny'e issledovaniya [Communication Studies], 2019, vol. 6, no. 4, pp. 920-939. DOI: 10.24147/2413-6182.2019.6(4).906-939 (In Russian).

21. Sumskaya, A.S., Sverdlov, S.A. «Analogovoe» i «cifrovoe» pokolenie auditorii SMI: roF kommu-nikativno-kuFturnoj pamyati v transformacii mediapraktik ["Analog" and "digital" generation of the media audience: the role of communicative and cultural memory in the transformation of media practices]. Izvestiya Ural. federal. un-ta. Ser. 1, Problemy" obrazovaniya, nauki i kul"tury" [Izvestia Ural Federal University Journal. Series 1. Issues in Education, Science And Culture], 2019, vol. 25, no. 3 (189), pp. 32-48. (In Russian).

22. Xafizova, V.R. Transformaciya professionaFnyX cennostej zhurnalistov v usloviyax mediatizacii obshhestva [Transformation of professional values of journalists in the conditions of mediati-zation of society], PhD Thesis, Ekaterinburg, 2021, 150 p. (In Russian).

23. Gladkova, A., Vartanova, E., Ragnedda, M. Digital divide and digital capital in multiethnic Russian society. Journal of Multicultural Discourses, 2020, vol. 15, no. 2, pp. 126-147. DOI: 10.1080/17447143.2020.1745212 (In English).

24. Iwabuchi, K. Globalization, Culture, and Communication: Renationalization in a Globalized World. Oxford Research Encyclopedia, Communication, 2018. Available at: http:// communication. oxfordre.com/view/10.1093/acrefore/9780190228613.001.0001/acrefore-9780190228613-e-631 (accessed 10.11.2021). DOI: 10.1093/acre fore/9780190228613.013.631 (In English).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.