Научная статья на тему 'РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ В УСЛОВИЯХ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ'

РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ В УСЛОВИЯХ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
94
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ / РЕГИСТРАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПАРТИЙНЫЕ ЛИДЕРЫ / ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРОГРАММА ПАРТИИ / УСТАВ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Зимина Наталья Владимировна

Современные политические партии и их региональные отделения становятся неотъемлемой частью политической системы общества, важным участником государственного управления. Они имеют свою организационно-правовую основу, регистрируются в качестве некоммерческой организации, имеют свой устав, программу, лидеров, собственные цели и задачи. Одной из задач любой политической партии является участие в управлении жизнью общества, в решении его вопросов, участие в государственном управлении посредством представления интересов населения регионов в период выборов различного уровня и в межвыборный период. Политические партии являются политическим институтом, представляют собой идеологический, концептуальный, кадровый и электоральный ресурс любой власти. Региональные отделения политических партий вполне олицетворяют нужды регионов и представляют их на выборах. Они отражают региональные интересы, а также степень демократичности региональной власти. Актуальность исследования: политические партии, в том числе их региональные отделения, представляют научный интерес для широкого круга исследователей и отражены во многих общественно-политических, правоведческих и социологических исследованиях. Объект исследования - региональные политические партии. Предмет исследования - деятельность региональных отделений политических партий и их роль в государственном управлении в условиях Забайкальского края. Цель исследования - выявить роль региональных отделений политических партий в государственном управлении и проблемы, возникающие в контексте государственного и регионального управления. В работе применены институциональный, исторический, сравнительный, нормативный научные подходы, позволяющие определить понятийный аппарат, провести анализ проблем в деятельности региональных отделений партий в определенный период, представить анализ нормативно-правовой базы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF REGIONAL BRANCHES OF POLITICAL PARTIES IN PUBLIC ADMINISTRATION IN THE TRANSBAIKAL REGION

Modern political parties and their regional branches have become an integral part of the political system of society, an important participant in public administration. They have their own organizational and legal basis, are registered as a non-profit organization, have their own Charter, program, leaders, and own goals and objectives. One of the tasks of any political party is to participate in managing the life of society, in solving its issues. One of the party’s tasks is to participate in public administration by representing the interests of the population of the regions during elections at various levels and during the inter-election period. Political parties are a political institution and represent an ideological, conceptual, personnel and electoral resource of any government. Regional branches of political parties in the current political situation fully represent the needs of the regions and represent them in the elections. They reflect regional interests, as well as the degree of democracy of regional authorities

Текст научной работы на тему «РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ В УСЛОВИЯХ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ»

УДК 329.3

DOI: 10.21209/2227-9245-2020-26-10-46-50

РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ В УСЛОВИЯХ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

THE ROLE OF REGIONAL BRANCHES OF POLITICAL PARTIES IN PUBLIC ADMINISTRATION IN THE TRANSBAIKAL REGION

Современные политические партии и их региональные отделения становятся неотъемлемой частью политической системы общества, важным участником государственного управления. Они имеют свою организационно-правовую основу, регистрируются в качестве некоммерческой организации, имеют свой устав, программу, лидеров, собственные цели и задачи. Одной из задач любой политической партии является участие в управлении жизнью общества, в решении его вопросов, участие в государственном управлении посредством представления интересов населения регионов в период выборов различного уровня и в межвыборный период. Политические партии являются политическим институтом, представляют собой идеологический, концептуальный, кадровый и электоральный ресурс любой власти. Региональные отделения политических партий вполне олицетворяют нужды регионов и представляют их на выборах. Они отражают региональные интересы, а также степень демократичности региональной власти.

Актуальность исследования: политические партии, в том числе их региональные отделения, представляют научный интерес для широкого круга исследователей и отражены во многих общественно-политических, правоведческих и социологических исследованиях.

Объект исследования - региональные политические партии.

Предмет исследования - деятельность региональных отделений политических партий и их роль в государственном управлении в условиях Забайкальского края.

Цель исследования - выявить роль региональных отделений политических партий в государственном управлении и проблемы, возникающие в контексте государственного и регионального управления.

В работе применены институциональный, исторический, сравнительный, нормативный научные подходы, позволяющие определить понятийный аппарат, провести анализ проблем в деятельности региональных отделений партий в определенный период, представить анализ нормативно-правовой базы

Ключевые слова: политические партии; региональные отделения политических партий; регистрация политических партий; законодательство; партийные лидеры; партийная система; государственное управление; программа партии; устав; региональные отделения

Modern political parties and their regional branches have become an integral part of the political system of society, an important participant in public administration. They have their own organizational and legal basis, are registered as a non-profit organization, have their own Charter, program, leaders, and own goals and objectives. One of the tasks of any political party is to participate in managing the life of society, in solving its issues. One of the party's tasks is to participate in public administration by representing the interests of the population of the regions during elections at various levels and during the inter-election period. Political parties are a political institution and represent an ideological, conceptual, personnel and electoral resource of any government. Regional branches of political parties in the current political situation fully represent the needs of the regions and represent them in the elections. They reflect regional interests, as well as the degree of democracy of regional authorities

Key words: political parties; regional branches of political parties; registration of political parties; legislation; party leaders; party system; public administration; party program; Charter, regional branches

© H. В. Зимина, 2020 46

Н. В. Зимина, Забайкальский государственный университет, г. Чита [email protected]

N. Zimina, Transbaikal State University, Chita

Ро1Но1оду

Ви1Ып о^ZabGU. 2020. Уо1. 26. N0. 10

В современных условиях развитие россий-

с кого общества роль региональных отделений политических партий в государственном управлении рассматривается как особо значимая проблема.

Актуальность исследования объясняется тем, что политические партии, в том числе их региональные отделения, представляют научный интерес для широкого круга исследователей и отражены во многих общественно-политических, правоведческих и социологических исследованиях. В годы постсоветской России и до внесения поправок в законодательство о партиях в 2012 г наблюдался рост политических партий и их региональных отделений. Со временем количество зарегистрированных партий сократилось до 42. В Забайкальском крае в 2020 г. зарегистрировано всего 18 региональных отделений [7].

Объектом исследования выступают региональные отделения современных партий.

Предмет исследования - деятельность региональных отделений политических партий, зарегистрированных на территории региона, и их роль в государственном управлении в условиях Забайкальского края.

Целью исследования является определение роли региональных отделений политических партий в государственном управлении и выявление проблем, возникающих в контексте государственного и регионального управления.

Задачи исследования выражаются в необходимости определения положения региональных отделений политических партий в современной политической системе и процессах управления регионом.

В работе применены такие научные подходы как институциональный, исторический, а также сравнительный и нормативный методы, позволяющие определить понятийный аппарат, провести анализ проблем в деятельности региональных отделений партий в определенный период, дать анализ нормативно-правовой базы [3].

Политическая партия является видом общественной организации, объединяющей граждан для достижения поставленной политической цели. Функции ее выражены в формулировании политических интересов; выражении интересов своих сторонников, в рамках процесса управления; агрегировании политических интересов; представлении групповых интересов; формировании парла-

ментского правительства; разработке государственной политики. Каждая политическая партия борется на выборах за достижение своих целей, включенных в их политическую программу [6].

В современной России не наблюдается высокой активности акторов политического процесса по созданию политических партий. В соответствии с законом «О политических партиях» процедуры регистрации политических партий или способы проведения контрольных мероприятий достаточно благоприятны. Законодатель закрепил сокращение сроков регистрации и уменьшение количества членов партии при ее государственной регистрации, но рост партий не наблюдается. Несмотря на сложившиеся благоприятные условия, политических партий становится все меньше, и список все реже расширяется новыми названиями.

В течение 2020 г. в Забайкальском крае зарегистрировано всего два новых региональных отделения политических партий: 2 июня 2020 г. - региональное отделение политической партии «Добрых дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров, против насилия над животными», руководитель 1-й секретарь Комитета регионального отделения Лапардин Александр Степанович; 11 июня 2020 г. зарегистрировано региональное отделение политической «Партии прогресса», руководитель Перфильева Наталья Владимировна. Очевидно, что новые политические партии не обладают достаточно структурированными и идейными программами, не смогут превратить политические приоритеты в программу конкретных партийных действий, для этого им необходимо завоевать рейтинги доверия и известности в регионе. Новые партии не составят политической конкуренции на выборах, но будут внесены в избирательные бюллетени.

Региональные отделения политических партий являются не самыми активными участниками политического процесса как в целом по стране, так и в регионах, в частности. Они не активно отражают региональные интересы, а значит, низка степень демократичности региональной власти. Отделения политических партий все чаще становятся интегрирующим звеном для всех остальных, не менее важных политических институтов, таких как местные парламенты, общественные палаты, общественные организации,

СМИ, объединяя их в региональный управленческий процесс, что обусловлено интересами и особенностями каждого региона [1].

Предстоящие в сентябре 2021 г. выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации определяют активность региональных политических партий, которые желают занять определенные позиции в нижней палате парламента восьмого созыва. По данным центра политической конъюнктуры, текущая активность партий в Забайкальском крае определена деятельностью четырех ведущих партий - «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия». Именно эти партии чаще всего заявляют о себе в СМИ посредством участия в социальных и политических проектах региона. Очевидно, что в Забайкальском крае, как и в других регионах, между парламентскими и непарламентскими партиями наблюдается явная диспропорция при заявке на свое участие в политической и общественной жизни.

В силу парламентского политического статуса «думская четверка» раньше всех заявляет о себе в предвыборный период и активнее всех ведет себя в социально-политической жизни региона в межвыборный период. У таких партий больше спектр политических технологий, финансовых средств и большая аудитория «сочувствующих» их взглядам [4].

Малые непарламентские партии не так активны в своей деятельности, уделяют меньше внимания политико-социальной жизни региона, больше заявляют о себе в локальных мероприятиях, таких как проведение субботников, памятных акций, мероприятий для школьников и студентов. Понятно, что малые партии не могут привлекать внимание центральных СМИ для освещения своей деятельности, потому их деятельность иногда находится в тени громких проектов парламентских партий.

По данным Минюста России, в стране зарегистрировано 42 политические партии, но о большинстве из них простые граждане даже не подозревают, а СМИ не освещают их деятельность [7]. В выборах, которые пройдут в сентябре 2021 г, будут принимать участие 13 политических партий, которые имеют право на участие без дополнительного сбора подписей, согласно Постановлению ЦИК России: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия», «Яблоко», «Партия «Родина», «Партия Роста», Российская эколо-

гическая партия «Зеленые», «Патриоты России», коммунистическая партия «Коммунисты России», «Гражданская платформа», «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» и «Коммунистическая партия социальной справедливости». Остальным партиям, согласно законодательству, необходимо собрать подписи и заявить о себе [2].

«Новые» партии выйдут на выборы и вполне могут претендовать на победу. В России давно просматривается тенденция к обновлению партийно-политического спектра, многие политические партии занимаясь данной тематикой, например, сменили наименования.

Без обновления организационной структуры партий, программно-идеологических установок обновление партийного спектра невозможно, а следовательно, нельзя изменить ситуацию в процессе партийного строительства.

Проблемы участия политических партий в государственном управлении обусловлены целым рядом факторов.

Во-первых, многие политические партии не могут определиться со своим стратегическим курсом и перспективными целями управленческой деятельности.

Во-вторых, даже крупные партии не могут сконструировать свою идеологическую модель; например, партия «Единая России», так и не создала систему простых политических лозунгов, не выстроила пути следования определенной политической идеологии, а сразу перешла к практике опоры на властные структуры, имитируя управленческую деятельность. Партия «Единая Россия» опирается на доктрину «малых дел», например, участвует в строительстве спортивной площадки, создании детского игрового комплекса, открытии социально значимых объектов и тому подобное. Партия «КПРФ» также не четко формулирует идею социальной справедливости, на которую она опирается в своей деятельности и апеллирует к консервативно настроенному электорату. И партия «ЛДПР» опирается не на идеологию, а на харизматич-ного лидера.

Многие новые партии, учитывая идеологические промахи авторитетных партий, достаточно четко формулируют свои идеологические предпочтения и рисуют политические цели уже в своем наименовании. Так, «Российская партия пенсионеров за социальную

справедливость» делает акцент на неоспоримый постулат - справедливость, а партия «Народ против коррупции» становится партией одного неоспоримого лозунга. Очевидно, что новые современные партии пытаются превратить политические приоритеты в лозунги и программы конкретных действий.

Третьей проблемой участия политических партий в управлении выступает отсутствие конструктивного взаимодействия с «сочувствующим» партии электоратом. Граждане не идут на двухстороннее взаимодействие с партиями, а обращаются к ним только за решением проблемы по системе патрон-клиент. Это обстоятельство связано с сиюминутными действиями партий и их региональных отделений по участию в решении управленческих проблем, с отсутствием у региональных отделений явного партийного лидера. На выездах в муниципальные районы Забайкальского края проведены опросы населения на предмет владения информацией о лидерах региональных отделений политических партий и о депутатах в Законодательном собрании Забайкальского края, представляющих тот или иной район. Результаты опроса можно сформулировать следующим образом: 70 % респондентов не знают лидеров региональных отделений и депутатов, представляющих их район; 20 % слышали о них из СМИ; 7 % знают их и голосовали за них на выборах и 3 % общались с ними лично и обращались за решением какой-либо проблемы.

Четвертой проблемой представляется отсутствие четкой программы партии по формированию рейтингов доверия и узнаваемости, чему могут способствовать, например, зарегистрированные страницы в социальных сетях. Так, только у минимального количества партий и региональных отделений есть наполненные сайты и работает обратная связь

Список литературы _

с гражданами. Например, «Партия прямой демократии» активно использует Fаcebook для взаимодействия с электоратом.

Еще одна проблема - позиционирование «старых» и «новых» партий по отношению к «партии власти», хотя очевидно реальное отсутствие оппозиции «Единой России» в Государственной Думе и в региональных парламентах.

В консервативном Забайкальском крае всегда были сильны «левые» партии, тогда как «правые силы» достаточно слабы. Несмотря на то, что региональное отделение политической партии «Единая Россия» в Забайкалье - достаточно сильная управленческая сила, региональное отделение политической партии «КПРФ» активно продвигает свои интересы в региональном управлении. Думская партия-«старец» «ЛДПР» хотя и проводит четкую политику в региональном управленческом пространстве и представлена в Государственной Думе, свою деятельность предпочитает сводить к эпатажным сиюминутным акциям.

Заключение. Политические партии теряют свои позиции в управлении государством и регионами. В итоге можно сформулировать следующие результаты исследования: в современных условиях прослеживается явное снижение динамики регистрации региональных отделений партий, что связано прежде всего с сокращением общего количества регистраций политических партий в стране. Многие партии активизируются только в период выборной кампании [8].

В результате приведенного анализа участия региональных отделений политических партий, в условиях Забайкальского края, можно сделать вывод о том, что региональные отделения создаются и действуют на территории региона с целью пройти в законодательный орган и активно участвовать в жизни региона.

1. Будаев Б. С., Бадмацыренов Т. Б. Политические партии и длинный электоральный цикл в Республике Бурятия 2016-2019 гг. // Вестник Забайкальского государственного университета. 2020. Т. 26, № 4. С. 48-51.

2. Единая России: официальный сайт партии. URL: https://er.ru (дата обращения: 23.09.2020). Текст: электронный.

3. Зотова З. М. Политические партии и избирательный процесс. М.: РЦОИТ, 2002. 173 с.

4. Куньщиков С. В., Р. С. Мухаметов. Политические институты. URL: https://study.urfu.ru/ (дата обращения: 02.10.2020). Текст: электронный.

5. Куньщиков С. В., Сивкова Е. А., Сосолятина Е. А. Роль региональных отделений российских партий в поддержании общественной стабильности // Дискуссия. URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 02.10.2020). Текст: электронный.

6. ЛДПР: официальный сайт партии. URL: https://ldpr.ru (дата обращения: 11.09.2020). Текст: электронный.

7. Министерство юстиции Российской Федерации. URL: http://minjust.ru (дата обращения: 20.09.2020). Текст: электронный.

8. Новые политические партии и новые региональные политические лидеры: оценки и перспективы URL: http://ruspolitology.ru/ (дата обращения: 02.10.2020). Текст: электронный.

9. Швецова О. В., Выдрин И. В. Правовое положение политических партий в Российской Федерации // Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования: сб. статей. Новосибирск: Сибирская академическая книга, 2017. С. 487-494.

10. Smyth R. Political parties // Routledge handbook of Russian politics and society / ed. G. Gill, J. Young. Abingdon: Routledge, 2012. P. 115-128.

11. White S. Russia's client party system // Politics in Russia: a reader. Washington D.C.: CQ Press, 2013. P. 306-330.

References _

1. Budaev B. S., Badmatsyrenov T. B. Transbaikalstate universityjournal (Bulletin of the Transbaikal State University), 2020, vol. 26, no. 4. pp. 48-51.

2. Edinaya Rossii: ofitsialnysaytpartii(United Russia: official website of the party). Available at: https://er.ru (Date of access:23.09.2020). Text: electronic.

3. Zotova Z. M. Politicheskie partii i izbiratelny protsess (Political parties and the electoral process). Moscow: RTSOIT, 2002. 173 p.

4. Kunshchikov S. V., Sivkova E. A., Sosolyatina E. A. Diskussiya (Discussion). Available at: https:// cyberleninka.ru/ (Date of access: 02.10.2020). Text: electronic.

5. Kunshchikov S. V., R. S. Muhametov. Politicheskie instituty (Political institutions). Available at: https:// study.urfu.ru/ free (Date of access: 02.10.2020). Text: electronic.

6. LDPR: ofitsialny sayt partii (LDPR: official website of the party). Available at: https://ldpr.ru (Date of access: 11.09.2020). Text: electronic.

7. Ministerstvo yustitsii Rossiyskoy Federatsii (Ministry of justice of the Russian Federation). Available at: http://minjust.ru (Date of access: 20.09.2020). Text: electronic.

8. Novye politicheskie partii i novye regionalnye politicheskie lidery: otsenki i perspektivy (New political parties and new regional political leaders: assessments and prospects). Available at: http://ruspolitology.ru/ free (Date of access: 02.10.2020). Text: electronic.

9. Shvetsova O. V., Vydrin I. V. Nauchnoe soobschestvo studentov. Mezhdistsiplinarnye issledovaniya: sb. statey (Scientific community of students. Inter-disciplinary research: collection of articles). Novosibirsk: Siberian academic book, 2017, pp. 487-494.

10. Smyth R. Routledge handbook of Russian politics and society / ed. G. Gill, J. Young (Routledge handbook of Russian politics and society / ed. G. Gill, J. Young). Abingdon: Routledge, 2012. P. 115-128.

11. White S. Politics in Russia: a reader (Politics in Russia: a reader). Washington D. C.: CQ Press, 2013. P. 306-330.

Коротко об авторе_ Briefly about the author

Зимина Наталья Владимировна, канд. полит. наук, доцент кафедры государственного, муниципального управления и политики, Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: государственное право, государственное управление, политико-правовой статус политически партий [email protected]

Natalia Zimina, candidate of political sciences, associate professor, State, Municipal Administration and Policy department, Economics and Management faculty, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: public law, public administration, political-legal status of political parties

Образец цитирования -

Зимина Н. В. Роль региональных отделений политических партий в государственном управлении в условиях Забайкальского края //Вестник Забайкальского государственного университета. 2020. Т. 26, № 10. С. 46-50. DOI: 10.21209/2227-9245-2020-26-10-46-50.

Zimina N. The role of regional branches of political parties in public administration in the Transbaikal Region // Transbaikal State University Journal, 2020, vol. 26, no. 10, pp. 46-50. DOI: 10.21209/2227-9245-2020-26-10-46-50.

Статья поступила в редакцию: 16.11.2020 г. Статья принята к публикации: 10.12.2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.